УДК 502.171: 796.032.2 "324" (470.620)
КУРОРТНО-РЕКРЕАЦИОННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ В ГОРОДЕ СОЧИ В УСЛОВИЯХ ПОДГОТОВКИ К XXII ЗИМНЕЙ ОЛИМПИАДЕ
© 2011 А. А. Филобок, М.Л. Некрасова, В.П. Рябошапко, С.В. Бутт
Кубанский государственный университет, г. Краснодар
Поступила в редакцию 13.05.2011
В статье показаны возможные последствия нарушения экологии Сочинского курортно-рекреационного района, которые могут возникнуть в случаи непродуманных решений в отношении строительства олимпийских объектов. Авторы рассматривают положительные и отрицательные стороны проведения ХХ11 зимней Олимпиады для туристско-рекреационного, спортивного, социально-экономического и экологического будущего г. Сочи. В конце статьи приводится ряд рекомендаций по избеганию экологических рисков вплоть до принятия экологической стратегии Сочи-2014.
Ключевые слова: экологический риск, олимпийское строительство, экологическая стратегия
В 2007 г. город Сочи выиграл конкурс на проведение ХХ11 зимней Олимпиады. Правительство РФ утвердило «Федеральную целевую программу строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноолимпийского курорта» (далее Программа), которая предусматривает комплексный подход к решению проблем дальнейшего развития г. Сочи с учетом необходимости соблюдения оптимального равновесия между экологией, курортно-оздоровительным и спортивным использованием данной местности [6]. С одной стороны, реализация Программы позволит придать новый импульс развитию экономики г. Сочи и Краснодарского края, осуществить большой объем работ по строительству и модернизации спортивных объектов, туристической и транспортной инфраструктуры. Это обеспечит рост инвестиционного спроса в регионе. Согласно предварительным расчетам, реализация Программы обеспечит в течение 2008-2014 гг. суммарный прирост валового регионального продукта Краснодарского края до 340,9 млрд. руб. [6]. 0лимпиада-2014 - реальная возможность качественно улучшить инфраструктуру города. Эффект реализации олимпийской концепции - 11 новых крупных спортивных объектов, десятки отелей, туристических и торговых комплексов. В итоге получится круглогодичный курорт, способный принимать ежегодно более 6 млн. туристов [6, 10]. Такая перспектива оживит существование всего курортного комплекса Сочи, многим здравницам позволит перейти на
Филобок Анатолий Анатольевич, кандидат географических наук, доцент кафедры экономической, социальной и политической географии. E-mail: [email protected] Некрасова Марина Леонидовна, кандидат географических наук, доцент кафедры международного туризма и менеджмента. E-mail: [email protected] Рябошапко Владимир Петрович, кандидат географических наук, профессор кафедры экономической, социальной и политической географии. E-mail: [email protected]
Бутт Станислав Владимирович, аспирант
круглогодичную работу. Подготовка к проведению Белой Олимпиады станет мощным стимулом развития экономики юга РФ. Преференции в первую очередь получит Краснодарский край. Но и другие субъекты ЮФО в стороне не останутся. Олимпийское строительство потребует большого количества стройматериалов, рабочих рук, понадобится увеличить пропускную способность транспортной сети региона [5].
Кроме южно-российских регионов, зимняя Олимпиада может стимулировать развитие экономики Республики Абхазия, ставшей независимой в августе 2008 г. В настоящее время в долинах рек Кодор и Бзыбь добываются строительные материалы (щебень, гравий). Они поставляются в Адлерский район для возведения олимпийских объектов. С 2010 г. в Абхазском государственном университете в г. Сухуми началась подготовка волонтеров, которые будут обслуживать участников и гостей Олимпиады, а также организовывать экскурсии в курортно-аттрак-тивные места республики (Гагра, Пицунда, пещеры и монастырь в Новом Афоне, озеро Рица, древний православный храм в с. Лыхны) [3].
С другой стороны, проведение Олимпийских игр 2014 г. в Сочи является важнейшим событием в культурной жизни страны в целом и экологической культуры в частности. Но такого рода перспективы в области экономико-социального развития зачастую приводят в область рисков, которой выступает проблематика экологической безопасности Сочинского региона. Олимпийское строительство сопряжено с наступлением на живую природу, включая Кавказский биосферный заповедник и Сочинский национальный парк. Отчуждению подвергаются до 1600 га земель, в том числе и тех, которые имеют природоохранное и рекреационное значение. В частности, практически потеряет свое курортное значение Имеретинская бухта, ширина мелкогалечных пляжей которой в некоторых местах достигала 30-50 м. Сейчас здесь завершается строительство значительного по своим масштабам портового
комплекса, который позволит транспортировать строительные и прочие материалы на олимпийские новостройки. Возведение порта вызвано тем, что наземные магистрали не в состоянии полностью обеспечить доставку необходимых грузов из-за большой их перегруженности и трудностями расширения в горных условиях [5].
В связи с этим вопросы финансового обеспечения экологической безопасности при подготовки и проведению Олимпийских игр-2014 являются достаточно актуальными. На осуществление природоохранных мероприятий выделяется 2,651 млрд. рублей, что в общем объеме финансирования мероприятий программы составляет 1% [3]. В данной ситуации необходимо объективно и научно обоснованно рассмотреть все положительные и отрицательные стороны предстоящего мероприятия с экологических позиций. Рассмотрение вопроса экологической безопасности является важным показателем качества проведения зимних Олимпийских игр. Среди положительных направлений является проведение комплекса природоохранных мероприятий, минимизирующих отрицательное воздействие на окружающую среду, что является одним из главных критериев Международного олимпийского комитета (МОК). Работа по подготовке к играм выполняется в полном соответствии с нормами ISO 14001, что позволит свести к минимуму отрицательное воздействие на окружающую среду. [4] Согласно данным нормам будет снижен объем выбросов углерода посредством обновления парка общественного транспорта и замены старых машин на новые с низким или нулевым уровнем выбросов. Позитивным является и тот факт, что реализация предусмотренных Программой природоохранных мероприятий свидетельствует о комплексном подходе к обеспечению экологической безопасности юга России при подготовке и проведению Олимпиады-2014. В числе отрицательных экологических факторов, в первую очередь, следует выделить то, что подготовка к Олимпийским играм может привести к окончательному преобразованию уникальных экосистем Черноморского побережья и горной части территории Сочи. Привлекательность Сочи как современного лечебно-оздоровительного и рекреационного центра оценивается сохранившимися естественными природными экосистемами, статус большинства которых природоохранный, подпадающий под действие ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» [9].
Олимпийские объекты и инфраструктуру размещают в приморской полосе НижнеИмеретинской низменности и в долине р. Мзым-та. Формально приморская часть прямо не отнесена к охраняемым территориям, но исходя из норм ФЗ «О лечебно-оздоровительных местностях и курортах» таковой является [7]. НижнеИмеретинская низменность - единственное место в России, где сохранились фрагменты древней третичной растительности и Колхиды. Во-вторых, все внимание руководства Сочи и федеральных
органов, а также бюджетных средств направлено на реализацию Программы. Все иные проекты не олимпийской направленности переведены в режим ожидания или отсечены полностью, что не является дальновидным управленческим решением. Например, незамеченным осталось предложение по реализации уникального проекта сохранения дендрологического парка «Южные культуры» в совокупности с развитием прилегающей территории в виде ботанического сада, дополненного системой орнитологических парков. Площадь могла бы охватить территорию в пределах 80-120 га, а реализация проекта стала бы реальным вкладом в сохранение уникального памятника садово-паркового искусства XIX века и одной из достопримечательностей курорта, существенно увеличив его рекреационный потенциал.
Горная часть олимпийской застройки проводится на территории Сочинского национального парка и охранной зоны Кавказского заповедника, внесенной в список Всемирного природного наследия. Это означает, что экосистемы лишаются отдельных важных невосполнимых компонентов. При разработке и планировании размещения спортивных и рекреационных объектов недооценена уникальность окружающих г. Сочи горных территорий. Западный Кавказ является наиболее богатым регионом по количеству видов диких животных и растений, а Сочинский национальный парк (далее СНП) - наиболее богатая по этому показателю российская особо охраняемая природная территория. Кавказский государственный природный биосферный заповедник (далее КГПБЗ) включен в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО (Западный Кавказ, № 900), а его охранная зона является буферной [2]. Это единственный объект Всемирного природного наследия не только на российском, но и на всем Кавказе. В странах ближнего и дальнего зарубежья таких объектов нет.
Наибольшей экологической значимостью из предполагаемых к застройке обладают территории, непосредственно примыкающие к границе КГПБЗ - верхняя часть хр. Псехако (территория от верхней части горнолыжного комплекса Газпрома до урочища Медвежьи ворота, где проходит граница КГПБЗ) и хр. Грушевый. Эти территории до сентября 2006 г. входили в заповедную зону СНП [2]. Хребет Грушевый является водоразделом р. Мзымта и ее притока Пслух. Река Мзымта - основной источник питьевой воды г. Сочи, она поддерживает поступлением обломочного материала пока еще устойчивую динамику пляжной зоны курорта. Концентрация инфраструктуры в верхних участках р. Мзымта создает реальную угрозу не только экологической безопасности Адлерского района, но и приведет к уничтожению местообитаний ряда видов гидро-бионтов, отнесенных к категории редких и исчезающих (черноморский лосось, угорь, щитовка, черноморская минога). Планируемое размещение спортивных объектов в верхней части хр. Псехако
и хр. Грушевого может привести к нарушениям состава и структуры экосистем, изменениям сложившихся орнито- и териокомплексов, сезон-но-стациального размещения крупных млекопитающих (кормовые стации, места рождения молодняка, места переживания зимней бескормицы и холодов), разрушит традиционные миграционные пути, создаст предпосылки к деградации одних из последних на Западном Кавказе популяций крупных млекопитающих, что противоречит нормам национального экологического права. На этой территории обитает 18 видов животных, включенных в Красную книгу РФ. Уязвимым могут оказаться, в частности, кавказский благородный олень, дикий кабан, косуля, бурый медведь.
В сложившейся ситуации представляется возможным совершенствование и развитие системы охраняемых территорий путем повышения статуса отдельных участков или перевода из одной категории в другую. Например, при реорганизации Сочинского общереспубликанского заказника одна часть территории может быть переведена в заповедную зону национального парка, а другая включена в состав Кавказского заповедника. При этом происходит компенсационное замещение вовлеченной в оборот части Всемирного природного наследия. Под охрану попадает среднее течение р. Мзымта, закрываются попытки освоения Энгельмановых полян, Турьих гор и озера Кардывач. Расширение экологической системы Западного Кавказа реализуется и через создание биосферного полигона между Кавказским и Тебердинским заповедниками, даже если эта территория охватывает северные склоны Главного Кавказского хребта и напрямую не затрагивается олимпийскими объектами.
Во-вторых, при проверке использования бюджетных средств, Счетная палата выявила многочисленные нарушения законодательства. Например, часть договоров аренды земель на территории национального парка не имели необходимые разрешения и заключения экологической экспертизы. Есть факторы, свидетельствующие о нецелевом использовании бюджетных средств при подготовке к проведению зимних Олимпийских игр. Следует пересмотреть методы финансового обеспечения экологической безопасности при реализации Программы. Вполне разумным можно назвать предложение Ростех-надхора о создании в рамках Программы подпрограммы «Обеспечение экологической безопасности Сочи как горноклиматического курорта». Это поможет свести к минимуму все поводы для отказа от проведения важнейшего культурного, спортивного, политического и социально-экономического события в России.
В связи с указанными негативными последствиями целесообразно усилить контроль за уже разработанной экологической стратегией Сочи-2014 основной задачей которой является сохранить и относительно улучшить состояние окружающей среды в районах, характеризующихся проявлением ряда неблагоприятных для
флоры и фауны геологических процессов, как природного, так и антропогенного генеза [3]. Стратегией предусматривается широкое применение современных материалов и технологий, позволяющих эффективно защитить почвенный покров от развития эрозии и в то же время не препятствующих фильтрации дождевой воды в почву и не меняющих температурно-влажностный режим территории. Это сократится естественное повреждение почвенного покрова.
После окончания строительства территория должна биорекультивироваться. На значительных площадях предусматривается создание зеленых насаждений и газонных покрытий. При строительстве олимпийских объектов дороги должны быть приведены в соответствие с природоохранными требованиями, что будет способствовать снижению нагрузок на отдельные компоненты окружающей среды и расширению возможностей безопасного развития спорта и познавательного (экологического) туризма. Обустройство территории олимпийской застройки должно сопровождаться проведением полного геоботанического и дендрологического обследования, учетных и мониторинговых работ в отношении типичных и редких видов растений и животных, обитающих на застраиваемых участках и прилегающих к ним территориях, что способствует расширению знаний и информации об их состоянии, путях и сроках миграции в условиях дефицита данных о плотности видов и их численности в районе строительства [3]. Предусмотрен полный пересчет редких видов растений на всей площади отчуждения. Необходимо проводить непрерывный комплексный экологический мониторинг в ходе подготовительных работ и обустройства части территории для сохранения и репатриации ценных (особо охраняемых) видов флоры и фауны. По окончании строительства на участке комплексной застройки и прилегающей территории предусматривается проведение восстановления естественных биоценозов, нарушенных в процессе строительства. Умеренная фрагментация однородных лесных массивов при строительстве сыграет экологически позитивную роль дополнительных миграционных коридоров для крупных млекопитающих (кабан, лисица, волк, медведь и др.) и дендрофильных видов птиц.
Выводы: из-за размещения олимпийских объектов в настоящее время экологическая ситуация района проводимого строительства характеризуется как неблагоприятная с негативными тенденциями развития. При оценке экологической эффективности строительства Олимпийских объектов можно применить следующие критерии: неухудшение экологической ситуации; экологизация («натуризация»); социальная привлекательность и экологическая реставрируе-мость территории [3]. Такая экологическая стратегия Сочи-2014 будет иметь позитивный эффект и позволит совершенствовать технологии защиты особо охраняемых видов животных и растений,
развитию экологическом культуры, экологизации туризма и спорта, внедрению современных эко-технологий, включая технологии биореконструкции, что будет иметь значение для всего олимпийского движения. Целесообразно разработать концепцию дальнейшего использования олимпийских объектов после завершения спортивных мероприятий. Здесь, в первую очередь, следует учитывать рекреационную специализацию города-курорта и те задачи и мероприятия, которые отражены в экологической стратегии Сочи-2014.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Асташкина, Е.Ю. Проблемы гражданско-правовой защиты прав граждан на отдых при проведении 0лимпиады-2014 / Материалы всероссийской научно-практической конференции. Сочи предолимпийский: проблемы и перспективы развития. XIII Адлерские чтения. - Краснодар: Традиция, 2008. С. 20-23.
2. Ильина, Л.А. Туристское природопользование. Учебное пособие. - М.: Академия, 2009. 192 с.
3. Онищенко, Н.И. Экологическая стратегия подготовки проведения Олимпиады Сочи-2014 / Материалы всероссийской научно-практической конференции. Сочи предолимпийский: проблемы и перспективы развития. XIII Адлерские чтения. - Краснодар: Традиция, 2008. С. 216-219.
4. Протасов, В.Ф. Экологические основы природопользования. Учебное пособие. - М.: Альфа-М, Ин-фра-М, 2010. 304 с.
5. Рябошапко, В.П. Влияние олимпийской стройки на курортно-рекреационную сферу г. Сочи / В.П. Рябошапко, М.Ю. Беликов, С.В. Бутт и др. // Материалы IV всероссийской научно-практической конференции. Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2011. С. 253-256.
6. Федеральная целевая программа строительства олимпийских объектов и развитие г.Сочи как горноклиматического курорта. № 991, от 27 декабря 2007 г.
7. Федеральный закон Российской Федерации «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». № 379-Ф3, с изменениями от 27 декабря 2009 года.
8. Федеральный закон Российской Федерации «Об организации и о проведении ХХ11 Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских игр 2014 г. в г.Сочи как горнолыжного курорта». № 310-Ф3 от 1 декабря 2007 г.
9. Федеральный закон Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях». № 33-ФЗ, от 14 марта 1995 г.
10. Чистяков, В.И. Устойчивое развитие городов Азово-Черноморского побережья России в новых геоэкономических условиях. Монография / В.И. Чистяков, А.А. Филобок. - Краснодар: Просвещение-Юг, 2008. 308 с.
RESORTIONAL-RECREATIONAL NATURE MANAGEMENT IN SOCHI CITY IN THE CONDITIONS OF PREPARATION FOR XXII WINTER OLYMPIC GAMES
© 2011 A.A. Filobok, ML. Nekrasova V.P. Ryaboshapko, S.V. Butt Kuban State University, Krasnodar
In article possible consequences of ecology breaking in Sochi resortional-recreational area which can arise in cases of unreasoned decisions concerning building of Olympic objects are shown. Authors consider positive and negative sides of carrying out XXII winter Olympic Games for tourist-recreational, sports, social, economic and ecological future of Sochi. In the end of article a number of recommendations about avoiding the ecological risks up to acceptance of Sochi-2014 ecological strategy are resulted.
Key words: ecological risk, Olympic building, ecological strategy
Anatoliy Filobok, Candidate of Geography, Associate Professor at the Department of Economic, Social and Political Geography. E-mail: [email protected]
Marina Nekrasova, Candidate of Geography, Associate Professor at the Department of International Tourism and Management. E-mail: [email protected]
Vladimir Ryaboshapko, Candidate of Geography, Associate Professor at the Department of Economic, Social and Political Geography. E-mail:[email protected] Stanislav Butt, Post-graduate Student