Научная статья на тему '\ большой разговор \ прокатись на «Горной карусели»!'

\ большой разговор \ прокатись на «Горной карусели»! Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
102
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ большой разговор \ прокатись на «Горной карусели»!»

\ большой разговор \

Прокатись на «Горной карусели»!

«Горная карусель» — один из немногих комплексов в Красной Поляне, который готов к приему туристов и спортсменов. Во время Олимпийских игр — 2014 в Сочи в нем пройдут соревнования по прыжкам с трамплина, а после комплекс обещает стать самым посещаемым местом зимнего отдыха в стране. Магомед Билалов, член совета директоров ОАО «Красная Поляна», обещает, что скоро «Горная карусель» навсегда затмит Куршевель.

Магомед БИЛАЛОВ,

член совета директоров ОАО «Красная Поляна»

— Чем было мотивировано решение строить горнолыжный курорт в Красной Поляне? Ведь известно, что проект СТК «Горная карусель» стартовал в октябре 2004 года, задолго до решения МОК о проведении в Сочи Олимпиады в 2014 году.

— Олимпиада — дополнительный и очень важный фактор успешности проекта горнолыжного курорта, но в основе все же лежит бизнес-план, основанный на других критериях: наличие платежеспособного спроса, логистика, особенности региона, где расположен объект, климат и ландшафт и тому подобное. По всем этим параметрам Красная Поляна — более чем удачное место: особенности климата и склонов Кавказского хребта в этом районе позволяют проектировать хорошие трассы. С наличием турпотока в Сочи, полагаю, и так ясно. Спрос на катание с нормальным сервисом и при этом

без получения виз и языковых проблем большой, даже несмотря на кризис. Безусловно, Олимпиада сделала Красную Поляну еще более привлекательной, но повторяю, это уже дополнительный фактор.

— Насколько проект согласован с экологическими требованиями?

— Настолько, насколько этого требует законодательство и все действующие экологические нормы. То есть полностью. О чем, собственно, свидетельствует заключение Государственной экологической экспертизы. Акционеры проекта хорошо понимают уникальность и ценность природы Красной Поляны, так что жесточайшие экологические требования с самого начала были обозначены в числе наших приоритетов. Между прочим, сохранность экосистемы этого района — это такой же актив для инвесторов, как подъемники или трассы, она привлекает гостей курорта не меньше, чем самая современная инфраструктура, так что акционеры в ней напрямую заинтересованы.

— В чем уникальность Красной Поляны? Чем она особенно привлекает туристов?

— В первую очередь необычным для России, да и для Европы, редким сочетанием особенностей климата и ландшафта. Не будем забывать, что это субтропические широты — все-таки от побережья Черного моря 40 минут езды. При этом за счет того что долина Красной Поляны закрыта по сторонам горными хребтами, тут формируется особый микроклимат. По основным параметрам уже на высоте около 1000 метров климат здесь максимально схож с климатом лучших альпийских курортов Европы. Кроме того, Красная Поляна — это красивейшая природа, причем нетронутая, ведь это часть территории национального парка. В России подобных мест не так уж много. А если вспомнить, что лететь сюда из Москвы два часа, таких доступных уникальных мест еще меньше. Конечно, все это привлекает не только горнолыжников, но и всех поклонников экотуризма.

— Кто инвестирует проект? На строительство каких объектов пойдут средства, выделенные Сбербанком России?

— Акционеры проекта — Сбербанк России, Администрации Краснодарского края и Сочи, международная инвестиционная компания АР1С и частные инвесторы. Средства, полученные от продажи 25% пакета акций Сбербанку, будут инвестированы в инфраструктуру

Спортивно-туристический комплекс «Горная карусель»

расположен в поселке Эсто-Садок(Красная Поляна, Адлерский район, г. Сочи) и входит в инфраструктуру зимней 0лимпиады-2014. Горнолыжный курорт был открыт для посетителей в декабре 2008 года. Сейчас на территории курорта оборудовано восемь трасс общей протяженностью 7 км, два гондольных подъемника и временная сервисная инфраструктура. В этом году планируется завершить строительство и оборудование третьей очереди подъемника до уровня 2200 м и новой «красной» трассы протяженностью 3 км. Строительство всех спортивных объектов комплекса будет завершено до конца 2012 года.

'\\\/ (

/

1 ИМ1» СЕЛРьАгСК

РОССИИ

Всегда рядом

Я

а

_I

ИТАР-ТАСС

Один из главных акционеров проекта — Сбербанк России. Средства, полученные от продажи ему 25% пакета акций ОАО «Красная Поляна», будут инвестированы в инфраструктуру курорта.

курорта, в частности в строительство третьей, и последней, очереди подъемника, которое сейчас ведется. Общий объем инвестиций в проект составляет более 28,5 млрд. рублей.

— Каково сейчас состояние работ на «Горной карусели»?

— Третья очередь подъемника будет введена в эксплуатацию в этом году, уже практически закончена новая «красная» трасса протяженностью 3 км. В 2010 году начнется строительство Олимпийской медиа-деревни и трамплинного комплекса. К концу 2012 года все работы на олимпийских объектах курорта будут закончены. Пока все идет по графику.

— Многие мировые горнолыжные курорты разработаны известными проектными компаниями. Кто разрабатывал ваш проект и какова его концепция?

— Именно потому, что мы хотим сделать в Красной Поляне курорт мирового уровня, «изобретать велосипедов» мы не стали и привлекаем к проектированию и обустройству те же всем известные компании, которые работают в горнолыжной индустрии и девелопменте по всему миру — Poma, Dianeige, DGA, Kohlbeker, Cushman & Wakefield и т.д.

В концепции же «Горной карусели» нет ничего ошеломляюще оригинального: это будет многофункциональный всесезонный горный курорт с современным общемировым уровнем сервиса и качества катания и других

видов (например, летних) активного отдыха. Комплекс уже принимает горнолыжников с прошлого декабря. Когда все работы завершатся, на «Горной карусели» будет 36 горнолыжных трасс общей протяженностью более 70 км, 28 линий подъемников гондольного, кресельного и бугельного типов. Общая пропускная способность горнолыжной инфраструктуры курорта — до 12 тыс. человек единовременно.

Дополнительные же преимущества «Горной карусели» разве что придает близость к субтропическому морскому побережью, что, конечно, делает определения «многофункциональный» и «всесезонный» не просто красивыми словами.

— Что означает в вашем случае «многофункциональный» и «всесезонный»?

— «Горная карусель» — это не место, где есть горнолыжные трассы, подъемники и сиротливое кафе с чаем в пластиковых стаканчиках. Это современный курортный комплекс, где можно провести неделю и две, живя прямо тут же, в хорошем отеле, и ни разу не задаваясь вопросом, куда себя деть. «Освоение» всех 36 трасс, если уровень подготовки, конечно, позволяет, поскольку там есть и «красные», и «черные», уже займет немало времени. Нужно подучиться — есть инструкторы. Захотелось попробовать не лыжи, а сноуборд, опять же специальные инструкторы «поставят на доску», появился интерес к экзотике — можно попробовать тюбинг. Утомили лыжи — сел

Проект развития курорта предусматривает строительство 36 горнолыжных трасс общей протяженностью более 70 км с 28 линиями подъемников гондольного, кресельного и бугельного типов. Спортивная инфраструктура «Горной карусели» также включает в себя комплекс олимпийских трамплинов К-125 и К-95 с трибунами вместимостью 15 тыс. зрителей.

Также в рамках проекта будет возведена олимпийская медиа-деревня (гостиницы, апарт-отели) на 2150 номеров для журналистов, которые будут освещать ход Олимпийских игр. На территории курорта будет построен современный малоэтажный комплекс (отели, коттеджи-шале) с объектами торговой, сервисной и развлекательной инфраструктуры общей площадью более 100 тыс. кв. метров.

Общий объем инвестиций составляет более 28,5 млрд. руб. Реализация проекта, как планируется, создаст около 5 тыс. новых рабочих мест с учетом занятости местных жителей в смежных отраслях.

Оператор проекта — компания «НББ-Девелопмент», входящая в группу компаний Нац-бизнесбанка. Помимо строительства комплекса «Горная карусель», «НББ-Девелоп-мент» реализует в Краснодарском крае проекты современного гольф-курорта «Сочи Гольф-клуб», морского порта-марины для яхт в Адлере и трехзвездочного гостиничного комплекса «Сочи-Плаза» (реконструкция гостиницы «Москва») в центре Сочи.

на снегокат. Вообще понятие ski resort во всем мире давно уже не означает «приговора»: приехал и катайся. Сочи, между прочим, уверенно становится одним из деловых центров России. Повторяю, 40 минут от аэропорта и час от центра города — и вот все условия, чтобы провести переговоры или выездное совещание: в отелях современные конференц-залы, все виды связи и все это в условиях красивейшей горной природы. Это и есть многофункциональность. С всесезонностью тоже все очевидно — курорт не впадает в анабиоз до октября, когда снега на трассах нет. Здесь можно отдыхать, причем активно, и летом.

— Что же «Горная карусель» сможет предложить своим посетителям в летний сезон?

— Летом мы планируем по-максимуму использовать уникальные возможности климата и ландшафта Красной Поляны и мощнейший турпоток в Сочи. Уже сейчас, в этот сезон на комплексе есть такие услуги, как туры на квад-роциклах, горные велосипеды, полеты на параплане, конные туры и разного рода экскурсии. Вообще, потенциал Красной Поляны с точки зрения привлекательности для активного отдыха и экологического туризма даже в летний сезон еще далеко не раскрыт. Разумеется, в абсолютном выражении загрузка курорта в летний сезон будет поменьше, чем в зимний, но тем не менее с апреля по октябрь «Горная карусель» простаивать не будет, что, конечно, повысит рентабельность бизнеса.

— «Горная карусель» будет дорогим курортом?

— Наша основная аудитория — преимущественно россияне, в первую очередь жители Сочи и Краснодара,

крупных городов ЮФО, Москвы и Питера. То есть все те, кто сейчас вынужден переплачивать и решать визовые проблемы ради катания в Европе. Исходя из запросов и возможностей наших потенциальных гостей, ценовой сегмент, в котором будет работать «Горная карусель», можно охарактеризовать как средний и «верхний средний».

— Можно поподробнее раскрыть эти критерии?

— Аналогия здесь не полная, но она максимально приближена к реальности — это принцип сегментации по категориям «звездности» в гостиничном бизнесе. Ценовой диапазон, о котором я говорю, — это от трех до четырех звезд. То есть то сочетание цены и качества, которое пользуется максимальным спросом у самого массового российского потребителя подобных услуг — нашего среднего класса. Повторяю, это всего лишь аналогия, она не исчерпывает всех нюансов ценообразования на многочисленные виды сервиса, которые будут доступны на курорте.

\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 9 (89) 2009

39

Красная Поляна — Не секрет, что за границей зачастую отдохнуть становится можно дешевле, чем в России, при более высоком

излюбленным качестве сервиса. При этом и перелет до Сочи может местом отдыха получиться дороже, чем в Европу. Что вы вкладывае-как первых лиц те в понятие «общемировой уровень сервиса»? И как государства, можете сопоставить цены на услуги вашего курорта

так и простых и среднеевропейские? Какие у «Горной карусели» российских здесь конкурентные преимущества?

туристов. — Насчет перелетов, надо отдать должное нашим

авиакомпаниям, по крайней мере крупнейшим из тех, кто летает в Сочи. У них сейчас достаточно гибкая маркетинговая политика. И чтобы перелет до Сочи оказался дороже, чем во Францию или Австрию, это должно как-то особо «повезти», например, если спонтанно принять решение о поездке в разгар сезона, когда уже не осталось недорогих билетов. Кстати, заметьте — для европейских Альп разгар сезона именно зима, чтобы недорого слетать туда в январе, озадачиться проблемой билетов, а значит и определиться с выбором курорта, начать оформление виз, нужно заблаговременно. На сочинском же направлении пик, естественно, летом, в зимний сезон, интересный горнолыжникам, с авиабилетами легче и они доступнее.

В понятие «общемировой уровень сервиса» я вкладываю то же, что и все менеджеры крупных российских туристических проектов — это когда вы и в Гармише, и в Сочи можете получить примерно один и тот же набор услуг с примерно равным качеством и одинаково доброжелательным отношением к вам как к клиенту. При этом стоимость хорошего отдыха в Красной Поляне должна быть, конечно, как минимум не выше, чем на самых популярных альпийских курортах. Для огромного количества россиян отсутствие визовых проблем, языкового барьера, простота организации трансфертов и вообще нахождение в привычной среде — большой плюс. Если ко всему этому добавить инфраструктуру и сервис не хуже европейского, и уникальную экологию, и природный комплекс Кавказского Хребта на черноморском побережье, то вот вам и основные преимущества Красной Поляны, и «Горной карусели» в частности.

— Какие соревнования будут проходить в вашем комплексе во время Олимпиады в 2014 году?

— В этом смысле наш главный объект — трамплинный комплекс (олимпийские трамплины К-125 и К-95) с трибунами вместительностью 15 тыс. зрителей. Причем это ведь не только место для проведения соревнований,

но и тренировочная база для российских спортсменов еще до Игр. Да и соревнованиями олимпийская составляющая проекта не исчерпывается — я уже говорил, что на территории «Горной карусели» будет построена медиа-деревня, в которой будет жить и работать весь многотысячный журналистский корпус. Это современный жилой комплекс из гостиниц и апарт-отелей на 2150 номеров с социальной, торговой и развлекательной инфраструктурой, а также со всем тем, что необходимо журналистам для работы: современной связью, высокоскоростным интернетом, помещениями для корпунктов и т.д.

— Как будет использоваться медиа-деревня после Олимпиады?

— Есть несколько вариантов постолимпийского коммерческого использования апарт-отелей, сейчас эта концепция разрабатывается. В любом случае очевидно, что такой жилой комплекс на современном горнолыжном курорте и в таком месте простаивать не будет.

— Подсчитывали ли вы, какая сегодня в России потребность в горнолыжных курортах? Станет ли ваш курорт в будущем более популярен, чем, например, сегодняшний Куршевель?

— Потребность в хороших курортах большая, как и вообще спрос на качественные услуги в сфере рекреации и гостеприимства. Кризис, конечно, ситуацию подкорректировал, но в целом тенденция роста популярности горнолыжного отдыха будет сохраняться. Причем самый большой дефицит именно в среднем и верхнем среднем ценовом диапазоне.

По разным докризисным оценкам, от 2,5 до 3 млн. человек ежегодно уезжали на зарубежные горнолыжные курорты, преимущественно, конечно, европейские. Очевидно, что не менее половины этих туристов сейчас поехали бы на российские курорты, если бы могли там получить адекватное соотношение «цена — качество». Притом, что природные условия большинства отечественных горнолыжных регионов, например юга России, зачастую лучше и условия катания интересней.

Что касается Куршевеля, то, по-моему, это в первую очередь место «тусовки», а не занятий горными лыжами, и мода на него, видимо, уже заканчивается. Красную Поляну же выбирают те, кто любит горы, интересное катание, кого интересует здоровый активный отдых. И по мере создания здесь современной инфраструктуры и сервиса ездить сюда будут все больше и больше.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.