Научная статья на тему 'Реализация Федеральной целевой программы «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта» как условие превращения г. Сочи в туристический центр мирового уровня'

Реализация Федеральной целевой программы «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта» как условие превращения г. Сочи в туристический центр мирового уровня Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
336
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРОРТ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / ИНФРАСТРУКТУРА / ПРОГНОЗ / ТУРИСТСКИЙ ЦЕНТР МИРОВОГО УРОВНЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЗИМНИЕ ОЛИМПИЙСКИЕ И ПАРАЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация Федеральной целевой программы «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта» как условие превращения г. Сочи в туристический центр мирового уровня»

Библиографический список

1. Строительный комплекс России [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики РФ. - URL: www.gks.ru.

2. Министерство экономического развития РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: economy.gov.ru.

3. Лозенко Л.Л. Развитие механизма взаимодействия предпринимательских и властных структур при исполнении госзаказа / Л.Л. Лозенко. - М.: ЭЛИТ, 2011.

4. Демкина А. В. Государственные и муниципальные закупки: проблемы применения гражданско-правовых санкций: монография / А. В. Демкина. - М.: Норма; ИНФРА-М, 2012. - 287 с.

5. Храмкин А. Госзаказ. Строительство. Проектирование. Ремонт / А. Храмкин [и др.] - М.: Юриспруденция, 2011.

С.А. Нефедкина Н.С. Демерчян

РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ Г. СОЧИ КАК ГОРНОКЛИМАТИЧЕСКОГО КУРОРТА» КАК УСЛОВИЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ Г. СОЧИ В ТУРИСТСКИЙ ЦЕНТР

МИРОВОГО УРОВНЯ

Ключевые слова: курорт, туристско-рекреационный потенциал, федеральная целевая программа, инфраструктура, прогноз, туристский центр мирового уровня, стратегическое развитие, Зимние Олимпийские и Паралимпийские игры.

Ее до того, как была подана заявка на проведение здесь Зимних Олимпийских игр 2014 года, официальные лица четко выразили свое желание преобразовать территорию вокруг Сочи в круглогодичный курорт, чтобы преодолеть существующие проблемы сезонности. Благодаря усилиям и вниманию со стороны Правительства была подтверждена жизнеспособность этого видения, что позволило выиграть конкурс. После того как стало известно о том, что Олимпиада будет проводиться именно в Сочи, деловая активность в регионе стремительно возросла.

Основным мотивом при подаче заявки на проведение Олимпийских и Паралим-пийских игр 2014 года была возможность привлечения большего количества посетителей из-за границы. В настоящее время Сочи - это внутренний курорт, более чем 90 процентов посетителей которого приезжают из самой России. В большинстве случаев успех любого курорта значительно увеличивается, если он способен принять разнообразных иностранных клиентов таким образом, чтобы экономический спад в любом из регионов мог компенсироваться продолжительным спросом на других рынках [1, с. 15].

В июне 2006 года в Российской Федерации была утверждена Федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006 2014 годы)». Целями ФЦП являются [3]- развитие инфраструктуры города Сочи и создание условий для формирования первого в России горноклиматического туристского центра мирового уровня; обеспечение спортсменов тренировочными базами и возможностями проведе-

© Нефедкина С.А., Демерчян Н.С., 2013

ния соревнований по зимним видам спорта. В обязательные проекты ФЦП включены совершенствование транспортной инфраструктуры, развитие спортивных и туристических баз, завершение реконструкции аэропорта, а также улучшение коммуникационных сетей и сетей энергоснабжения. Согласно ФЦП суммарные инвестиции в Сочи составят более 15 млрд долл. При этом 59% средств запланировано выделить из федерального бюджета. В 2006 год. суммарные инвестиции составили порядка 365 млн долл. [3].

В дополнение к планам, связанным с Олимпиадой, федеральное правительство также взяло на себя осуществление ряда других инициатив экономического стимулирования, включая создание семи особых экономических зон (ОЭЗ), одна из которых предназначена для поддержки развития туризма и мест проведения досуга в сочинском регионе. В середине 2006 года Федеральное Собрание одобрило закон о создании ОЭЗ, ориентированных на развитие туризма, которые обеспечат финансовые стимулы и снижение налоговых ставок предприятиям и организациям, зарегистрированным в них, без необходимости снижения цен.

Среди элементов ОЭЗ - снижение ставки налога на доходы предприятий на четыре процента, освобождение на пять лет от уплаты налога на имущество и землю, а также гарантии от любых неизбежных изменений в налоговом законодательстве. Кроме этого, Правительство обозначило, что все административные службы, участвующие в проектах ОЭЗ, будут подчиняться одному управлению во избежание ненужных бюрократических проволочек. Именно Краснодарский край был должен стать первой экономической зоной рекреационно-туристического назначения.

По результатам получения городом Сочи права на проведениеЗзимних Олимпийских игр —2014 был намечен ряд проектов скоростного развития инфраструктуры, которые должны быть завершены к 2014 году. Согласно ФЦП основными составляющими являются строительство 43 тыс. гостиничных номеров, строительство олимпийских сооружений, улучшение инфраструктуры автомобильных, железных дорог и воздушного транспорта, морские проекты и выработка электроэнергии. Ниже приводятся основные моменты некоторых ключевых усовершенствований, которые осуществлены или будут осуществлены в 2007-2014 гг.

ФЦП предлагается осуществить строительство 15 новых олимпийских сооружений, соответствующих требованиям Международного олимпийского комитета (МОК) к обеспечению пригодных спортивных сооружений. Они распределены между Красной Поляной (мероприятия для горнолыжных видов спорта) и Адлером («олимпийская деревня» и другие мероприятия в крытых помещениях).

Таблица 1

Олимпийские объекты Сочи и их использование после проведения Олимпийских и Паралимпийских игр —2014 [3]

Объекты Использование после Игр

Прибрежный кластер («Олимпийский парк»)

Большая ледовая арена многофункциональный спортивный и концертный зал, развлекательный центр

Малая ледовая арена многофункциональный спортивный и концертный зал, развлекательный центр

Продолжение табл.

Объекты Использование после Игр

Прибрежный кластер («Олимпийский парк»)

Конькобежный центр выставочный центр

Ледовый дворец спорта деловой и выставочный центр

Арена для керлинга тренировочная база ОКР и Паралимпийского комитета России

Горный кластер

Санно-бобслейная трасса центр международных соревнований, национальная тренировочная база

Комплекс «Хребет Псеха- национальная тренировочная база

ко»

Комплекс «Роза Хутор» центр международных соревнований, национальная тренировочная база, туристский комплекс

Курорт «Альпика Сервис» центр международных соревнований, национальная тренировочная база, туристский комплекс

Горнолыжный центр центр международных соревнований, национальная тренировочная база

Из примерно 12 млрд долл. США, выделяемых на всю ФЦП, 1,2 млрд планировалось потратить на обновление и строительство существующих и новых спортивных сооружений.

В период до проведения Олимпийских игр у внутренних и внешних туристов появилась дополнительная возможность посещения крупных международных спортивных мероприятий, а также тестовых соревнований и культурных мероприятий. Во время Игр посещение спортивных соревнований и мероприятий культурной программы, а также работа в удовольствие в качестве волонтеров. В период после Игр посещение спортивных соревнований и культурных мероприятий дополнительной программы, индуцированной появлением новых спортивных сооружений, расширение активных занятий спортом, благодаря появлению этих новых спортивных сооружений и использование новых зон отдыха.

Что касается развития транспортной инфраструктуры, в соответствии с ФЦП, расходы на транспортную программу составят приблизительно 4,6 млрд. долл. США, или около одной трети всего бюджета, выделенного на улучшение территории Сочи до 2014 года [3]. Эта сумма будет направлена на улучшение авто- и железных дорог, аэропорта, развитие инфраструктуры стоянок и средств регулирования дорожного движения. По расчетам приблизительно 3,2 млрд долл. США пойдет на реализацию проектов дорожного строительства [8], включая улучшение и расширение главных и второстепенных магистралей, мостов и тоннелей, а также множества малых проектов. Большая часть этих проектов уже реализована.

Воздушное сообщение. Международный аэропорт «Сочи», являющийся седьмым по величине в России, в основном используется для внутренних рейсов. Для расширения

его возможностей по принятию международных рейсов была проведена его масштабная модернизация. Стоимость дополнительных работ по его модернизации составила 83 млн долл. США. В настоящее время аэропорт функционирует, принимая и отправляя как внутренние, так и зарубежные рейсы, но работает не в полную мощность, что связано, прежде всего с уменьшением туристского потока в связи с проведением строительных работ в городе в преддверии Олимпийских и Паралимпийских игр.

Первый этап работ, завершившийся к концу 2007 года, включал перекладку и восстановление существующих взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек, а также строительство нового дополнительного терминала. На втором этапе была обновлена взлетно-посадочная полоса № 1: удлинена на 510 метров и расширена под широкофюзеляжные самолеты, такие, например, как В747-400. К 2014 году аэропорт будет иметь два терминала, 12 посадочных выходов для международных рейсов и девять - для внутренних. Пропускная способность по внутренним рейсам останется на уровне 1300 пассажиров в час, а за счет дополнительных посадочных выходов для международных рейсов пропускная способность по иностранным пассажирам вырастет до 2500 пассажиров в час.

В свободной таможенной зоне «Сочи-Аэро» открыта зона свободной торговли. Здесь же будут предоставляться таможенные, визовые и налоговые льготы.

Реконструкция аэропорта имеет большое значение для городской экономики, что поможет стать Сочи центром транзитных перевозок между Европой и Азией (в настоящее время эти рейсы идут на Москву или на Стамбул и Софию, ближайшие города, где имеются международные аэропорты соответствующего класса). От отсутствия прямой связи с зарубежными странами, не позволяющей городу напрямую принимать иностранных туристов, особенно «страдают» программы развития горнолыжного курорта на Красной Поляне, так как это пока единственное место в Сочи, где имеется реальный спрос на местные услуги из-за рубежа.

Железнодорожное сообщение. Грузовые и пассажирские железнодорожные линии в настоящее время являются важным связующим звеном между городом, прибрежными районами Сочи и остальной частью России. Для бюджетных программ, содержащихся в ФЦП, предусмотрено примерно 1,2 млрд долл. США [3]. В запланированные проекты включено строительство двойной линии вдоль побережья, которое ускорит обслуживание и обеспечит пропускную способность 30 тыс. пассажиров в час в каждом направлении к 2014 году, в то время как теперешняя пропускная способность составляет 12500 пассажиров в час. Уже в 2012 году расширена ж/д ветка до аэропорта, связывающая его с Адлером и г. Сочи. К 2013 году уже построена монорельсовая линия от Сочи до Красной поляны, которая связала горный курорт с Адлером и Сочи, а также другие небольшие города, расположенные вдоль побережья Черного моря. Строительство высокоскоростной системы от Адлера до Грушевой поляны будет завершено к 2014 году.

Также планируется перенести существующую ж/д ветку на участке Адлер-Майкоп с прибрежной полосы в горы, путем возведения необходимых тоннелей. Цель строительства - высвобождение прибрежной полосы для нужд курорта и разгрузка его от транзитных перевозок. До окончания строительства ж/д можно изыскивать дополнительные резервы в увеличении вместимости составов и в развитии альтернативных видов транспорта, в первую очередь, автомобильного и морского.

В настоящее время уже запущена железнодорожная линия «Аэроэкспресс», связывающая центр города Сочи с аэропортом в Адлере по аналогии с подобными проектами в Москве и Санкт-Петербурге [10].

Морское сообщение. Новый грузовой терминал, создаваемый в числе прочих нововведений в аэропорту г. Сочи, необходим как альтернативный, более оперативный способ доставки специальных грузов. В основном грузы в Сочи будут доставляться по морю. Для этого компания «Базовый элемент» начала строительство в Имеретинской бухте грузового терминала мощностью до 30 млн т /год.

В перспективе также предполагается формирование инфраструктуры морского туризма и транспорта на побережье Большого Сочи для решения следующих основных задач:

создания района интенсивного яхтинга, привлекательного для туристского контингента широкого спектра, в том числе для состоятельных туристов, путешествующих на яхтах, владельцев маломерных судов, чартерных и брокеражных компаний;

возрождения системы каботажного пассажирского транспорта вдоль Большого

Сочи;

возрождения Средиземноморско-Черноморских международных туристических круизов. Для этого планируется широкое строительство марин в Лазаревском, Хостин-ском и Адлерском районах (Имретинская бухта). Другие проекты, предложенные в целях улучшения транспортной инфраструктуры на территории Большого Сочи, включают в себя решения по регулированию дорожного движения и организации стоянок. Всего в ФЦП на эти нужды зарезервировано приблизительно 35 млн долл. США, куда входят строительство единой компьютеризированной системы регулирования дорожного движения и значительного количества стоянок, которые будут в основном расположены в Сочи, Адлере и рядом с горным курортом Красная Поляна.

Развитие г. Сочи в рамках ФЦП также предполагает совершенствование структуры городских коммуникаций.

Дороги и городской транспорт. В соответствии с ФЦП в течение 2007-2013 гг. планировалось выполнить четыре проекта М-27: участок М-27 от центра Сочи до района Адлера обновлен и расширен до четырех полос; идет сооружение объездных (кольцевых) дорог для Сочи и Адлера; в Адлере уже построена многоуровневая транспортная развязка. Дополнительные улучшения включают в себя обновление автомагистрали Адлер -Красная Поляна и строительство скоростной дороги Красная Поляна, которая соединяет прибрежный и горный центр. Прочее дорожное строительство: сооружение моста через реку Сочи и строительство федеральной дороги М27 до границы с Грузией.

Ведется строительство автомобильной дороги Майкоп - Даховская - плато Лаго-наки - долина р. Шахе - Солох-Аул - Дагомыс. Дорога позволит на 120 км сократить путь из Центральной России в Сочи, исключить изнурительное прохождение трудных участков горных дорог со сложным рельефом, повысить пропускную способность трасс и безопасность движения. Со строительством новой дороги появится возможность продлить маршруты туристов, прибывающих в Сочи в составе организованных групп, до Адыгеи, сохранившей нетронутую природу и имеющей высокий потенциал для развития международного туризма. В настоящее время здесь ведутся работы по обследованию будущих трасс, экономическим, экологическим изысканиям и составлению ТЭО.

К 2014 году существующий автобусный парк будет заменен, и 1750 новых машин будут иметь число сидячих мест от 20 до 80. Общая бюджетная сумма затрат на улучшение автобусного парка составляет приблизительно 130 млн долл. [3].

Электроснабжение и водоснабжение. Из 12 млрд, выделенных на финансирование программы развития Сочи, 3 млрд пойдет на решение проблем энергетического снабжения города и региона, особое внимани при этом планируется уделиться такому

фактору, как неблагоприятные погодные условия. Все необходимые средства были заложены еще в бюджет 2008 г. РАО «ЕЭС» уже практически завершает проекты. Также значительная часть выделяемых бюджетных средств пойдет на реконструкцию и строительство сетей водоснабжения, водоочистки и канализации. Создаются условия для гарантированного снабжения электроэнергией населения, существующих курортных и вновь возводимых объектов.

В 2005 году пиковые энергонагрузки на Сочи составляли 390 МВт. При этом рост энергопотребления за последение 15 лет составляет около 5% в год, что выше, чем в целом по Краснодарскому краю. Таким образом, к 2015 году объем потребления электроэнергии может достичь 600 МВт, что совершенно невозможно в рамках существующей энергосистемы. Программа позволит нарастить мощности до 800 МВт. При этом в резерве будет 200 МВт, что соответствует требованиям МОК к городам, претендующим проведение Олимпиады. Это позволит осуществлять гарантированную и бесперебойную подачу электроэнергии в приморской и горной части Сочи.

Водоснабжение и водоотведение. Программа решает проблему водоснабжения и водоотведения в комплексе, путем кардинальной реконструкции существующих и строительства новых сетей водоотведения, строительства новых глубоководных канализационных выпусков, реконструкции и строительства очистных сооружений, а также обустройства новых водозаборов. Канализационные мощности увеличатся до 580 тыс., а мощность водозаборных сооружений - до 750 тыс. кубометров в сутки. Общая протяженность магистральных сетей водоснабжения и водоотведения вырастет до 2800 км. На эти мероприятия Программа выделяет более 9,5 млрд руб. [3].

Связь. Развитие курорта невозможно без современных средств связи. Программа позволит Сочи их максимально развить. Технологии связи достигнут современных стандартов. Число станций мобильной связи на территории курорта возрастет с существующих 7 до 120.

Проведение Олимпиады позволит внедриться в мировую сеть Интернет на уровне современных городов мира. У молодежи появятся неограниченные возможности для общения, самообразования и коммуникаций. Уже проложены магистральные линии оптико-волоконной связи общей протяженностью более 1000 км, что позволит получать услуги высокоскоростного Интернета до 8 гигабайт в секунду, а также цифрового телевидения [6].

Увеличение числа туристов, как и развитие индустрии туризма в целом, будет способствовать развитию гостиничного комплекса. Кроме того, в условиях сложившейся устойчивой тенденции к росту емкости рынка туристических услуг в денежном выражении растет потребность в дорогих (четырех-, пятизвездочных) отелях и средних (трех-взездочных) гостиницах.

В Сочи эта потребность будет удовлетворяться путем реконструкции существующих отелей и туристских комплексов, а также строительства новых более высококлассных объектов взамен старых. В последние годы Краснодарский край привлекает все больший интерес со стороны застройщиков. Разрабатываются многочисленные проекты как по строительству новых или реконструкции старых объектов, так и развитию целых территорий, с целью создания отдельных курортных зон с развитой инфраструктурой и полным набором услуг.

Большое число проектов по развитию гостиничного комплекса г. Сочи обусловлено не только ростом спроса со стороны отдыхающих, но также фактом победы города в конкурсе на проведение зимней Олимпиады 2014 года По требованиям МОК для разме-

щения участников и гостей Зимних Олимпийских игр городу необходимо построить ряд гостиниц международного уровня общей вместимостью 25 тыс. мест. Из них пятизвездочные отели должны иметь вместимость 2 тыс. мест, четырехзвездочные - 10 тыс. и 13 тыс. мест предусмотрено в трехзвездочных гостиницах. Таким образом, к моменту проведения в Сочи зимней Олимпиады прирост номерного фонда при строительстве современных гостиниц составит не менее 25 тыс. мест. Многие международные гостиничные операторы выразили свою заинтересованность в строительстве гостиничных объектов в Сочи.

В настоящее время предложение в средствах коллективного размещения Сочи составляет 54 700 мест или примерно 25 тыс. номеров (для всех категорий). По данным Оргкомитета Олимпиады 2014, к Олимпийским играм предложение в средствах размещения должно составить 53 109 номеров (см. табл. 2) [9].

Таблица 2

Номерной фонд в средствах размещения города Сочи к 2014 г.

Категория Количество отелей Общий номерной фонд, номеров

***** 14 6 348

**** 34 15 882

*** 69 21 574

** 53 9 305

Итого: 170 53 109

Общая динамика расширения номерного фонда, по прогнозным оценкам, будет выглядеть следующим образом:

Таблица 3

Прогноз увеличения предложения в средствах размещения города Сочи в 2007-2014 гг., тыс. мест

Средства размещения Год Темп роста

2007 2014

Коллективные 55 90 1,64

Частный сектор 55 80 1,45

Неудовлетворенная потребность города 20 10 0,50

Итого: 130 180 1,38

Важно отметить, что по оценкам различных исследовательских компаний, средняя стоимость размещения в стандартном номере в отелях Сочи в 2014 г. составит 350-400 долл. в сутки для четырехзвездочных отелей и 500-550 долл. в сутки для пятизвездочных отелей, что в целом будет соответствовать уровню зарубежных курортных центров.

К 2014 г. ожидается увеличение туристического потока примерно до восемь млн человек в год. На рис. ниже показана прогнозируемая динамика количества приезжающих в регион туристов. Линия 1 - это линейный тренд, построенный на основе исторических данных по динамике туристического потока: динамика роста туристического потока в ситуации, если бы в Сочи не проводились Олимпийские игры. Линия 2 построена, исходя из предположения о том, что результатом проведения Олимпийских игр будет увеличение туристического потока в г. Сочи.

год

1 —*—Динамикас учетом бпиянйй Олимпийских Игр 2 Динамика туристского потока

Рис. Динамика туристского потока в г. Сочи в 2007-2017 гг. (прогноз),

тыс. человек

Поскольку согласно прогнозным оценкам въездной туристический поток в Сочи к 2014 г. составит 8 200 тыс. человек в год [5], обеспеченность туристов гостиничными номерами к тому моменту составит примерно 154 человека на один номер в год. При учете, что в одном номере останавливается в среднем два человека и средней продолжительности пребывания пять дней (при допущении развития сегмента бизнес-туризма средняя продолжительность пребывания составит к 2014 г. значительно меньше 7 дней), к 2014 г. дефицита гостиничных номеров в Сочи не будет.

По заявке Оргкомитета Олимпиады, предложение в сегменте средств размещения уровня четырех-пяти звезд составит к 2014 г. 22 230 номеров. При равномерном распределении въездного туристического потока по средствам размещения различных категорий, обеспеченность номерами четырех-пяти звезд составит те же 154 человека на номер. При этом важно отметить, что, к сожалению, далеко не все представленные в

заявке оргкомитета гостиницы категории четырех-пяти звезд (существующие и запланированные) реально соответствуют заявленному классу.

В целом к 2014 г. структура спроса на средства размещения предположительно изменится следующим образом: доля частного сектора в общем объеме спроса уменьшится, в то время как спрос на услуги гостиниц увеличится. Это объясняется тем, что доля качественного номерного фонда отелей в общем объеме предложения будет увеличиваться, а доля предложения со стороны частного сектора может уменьшиться, так как значительная часть гостиничных объектов будет возводиться на месте устаревших частных домов в прибрежной зоне курорта.

Итак, согласно официальным прогнозам, количество посетителей, которые будут останавливаться в зарегистрированных местах для проживания в Сочи, к 2020 году вырастет до 5,72 млн [4]. Кроме того, устойчивый ежегодный рост (10-11%) будет отражать растущую популярность курорта перед Зимними Олимпийскими играми 2014 года.

При том что размеры затрат на проведение досуга в Сочи уже начинает достигать московского уровня, а существующая инфраструктура недостаточна для поддержки растущего туристического рынка, а также при существовании вопросов, связанных с подготовкой предстоящих Олимпийских игр (например, улучшение дорог и большие объемы строительства), можно предположить, что в Сочи вряд ли будут высокие темпы роста туризма, которые прогнозируют местные административные органы на период до 2014 года. Поэтому мы приняли официальный прогноз темпов роста - 10,5% к 2010 году, но при постепенном снижении примерно до пяти процентов к 2013 году. Зимние Олимпийские игры 2014 года создадут кратковременный скачок в количества посетителей, но мы считаем, что темпы роста вернуться к более низким уровням в течение нескольких лет после Игр. Таким образом, допустим, что темпы роста останутся на уровне примерно 5% в год на период с 2017 по 2020 гг. Мы также понизили долю посетителей, останавливающихся в незарегистрированных местах для проживания, до 60% к 2020 году, основываясь на увеличивающемся количестве высококачественных гостиниц.

Таблица 4

Прогноз развития туристского рынка г. Сочи на 2015-2020 гг., тыс. чел.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сегмент Годы GAGR (сводный среднеговодовой темп роста)

2015 2020

СОЧИ:

Внутренние 5924 5608 4,3

Иностранные 121 114 2,8

Итого по Сочи: 6045 5722 4,2

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОН:

Внутренние 1629 1542 4,2

Иностранные 62 59 2,6

Итого по Центральному району: 1691 1601 4,1

В таблице 4 представлен прогноз объема рынка территории Большого Сочи до 2020 года - прогнозируется рост общего объема рынка со среднегодовым приростом по сложному проценту 4,2, что выражается в 5,7 млн посетителей территории Большого Сочи в год и 1,6 млн посетителей Центрального района к 2020 году.

Визовый режим. Российское миграционное законодательство на данный момент полностью соответствует международным стандартам. Для создания оптимальных условий для всех членов Олимпийской Семьи, а также зрителей, которые приедут на Олимпиаду, Министерство внутренних дел будет использовать усовершенствованную систему при оформлении документов для въезда в страну.

Для упрощения въезда на Олимпийские игры 2014 года Министерство внутренних дел создало специальное Олимпийское подразделение, которое будет заниматься всеми визовыми и таможенными вопросами, связанными с Олимпийскими и Паралимпийски-ми играми. Представители Олимпийского подразделения будут работать в посольствах Российской Федерации по всему миру при поддержке Министерства иностранных дел. Также будет запущен интернет-сервис, который значительно сократит время оформления документов.

Для лиц, имеющих аккредитацию и Олимпийские удостоверения, оформление виз будет бесплатным. Также гарантирован въезд персонала, который будет обслуживать Олимпийские и Паралимпийские игры, а выдача разрешений на работу будет проходить по упрощенной схеме [7].

Экология. Федеральная целевая программа уделяет теме экологии особое внимание в силу уникальности территории города. Только лишь на природоохранные и компенсационные мероприятия и на разработку системы комплексного мониторинга экологического состояния окружающей среды, как в процессе строительства необходимых объектов и сооружений, так и в процессе их дальнейшего использования, в программу выделено 2,65 млрд руб. Как часть реализации программы, будут осуществлены следующие мероприятия, направленные на улучшение экологии:

- строительство высокоскоростной железной дороги Адлер - Грушевая Поляна;

- модернизация транспортных узлов и автодорог;

- ограничение грузового транспорта в рамках города;

- строгий контроль за качеством нефтепродуктов, продаваемых в городе;

- популяризация транспортных средств, использующих альтернативную энергию;

- переход муниципальных теплостанций с угля и нефти на натуральный газ;

- увеличение числа очистных сооружений;

- расширение зеленых зон города;

- дополнительное озеленение Национального парка Сочи.

Для этих целей правительством РФ уже выделено 106 млн руб. [3]. Помимо этого, предусмотрена модернизация энергетической системы с переходом на более чистые и безопасные виды топлива.

Важно отметить, что организационный комитет «Сочи-2014» со дня победы в гонке за право проведения Зимней Олимпиады-2014 поставил следующие условия для своих партнеров и подрядчиков [2, с. 107]:

- использование как минимум 25% местных натуральных материалов при строительстве и создании оборудования для нужд Олимпийских игр;

- использование малоотходных или безотходных технологий;

- отказ от использования синтетических материалов;

- максимальное использование сертифицированных энергосберегающих и теплосберегающих технологий;

- использование материалов и оборудования, которые не влияют на озоновый

слой;

- максимально возможное использование электрических и гибридных двигателей, а также двигателей на биотопливе;

- использование бумажной продукции, изготовленной без использования хлора и хлорсодержащих материалов.

Погодные условия в регионе в предполагаемый период проведения Игр соответствуют требованиям для зимних видов спорта. Уникальное сочетание горного климата и морского побережья является дополнительным преимуществом Сочи как центра проведения Олимпийских игр.

Комплексное сочетание всех вышеуказанных факторов и их эффективное освоение в рамках реализации ФЦП, даже несмотря на постоянно возникающие финансовые проблемы и разногласия (связанные, прежде всего, с превышением запланированного бюджета), позволяет надеяться на успешное достижение поставленных целей на пути к позиционированию федерального курорта - города Сочи в олимпийский и постолимпийский период как туристского центра мирового уровня.

Библиографический список

1. Боков М.А. Стратегия развития г. Сочи как курорта мирового уровня или туристской дести-нации / М.А. Боков, А.С. Геворгян, Н.С. Демерчян // Известия Сочинского государственного университета. - 2011. - № 1. - C. 13-16.

2. Нефедкина С.А. Государственная и региональная поддержка развития туристско-рекреаци-онного комплекса города Сочи в условиях подготовки к зимним Олимпийским и Паралим-пийским Играм - 2014 // Известия Сочинского государственного университета. - 2012. - № 4 (22). - C. 104-112.

3. Федеральная целевая программа «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы)»: утверждена Постановлением Правительства РФ № 357 от 08.06.2006.

4. Сайт «РБК», раздел «Туризм» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.turist.rbc.ru.

5. Сайт статистической компании «SpyLog» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. trends.spylog.ru/tourism/leaders/.

6. Ежедневная электронная газет Ratanews [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.ratanews.ru/news/news_20112006_4.stm.

7. Сайт «Олимпийская хартия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.olympic. ru/ru/OlympChart.asp.

8. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gamesbids.com/eng/.

9. Сайт госкорпорации «Олимпстрой» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.sc-olympstroy.ru.

10. Сайт администрации г. Сочи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.sochiadm.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.