3. Глухов, С.Т. Конфуцианство и даосизм - религиозно философские основы учебно-воспитательного процесса единоборств Дальнего Востока / С.Т. Глухов, С.В. Усков // Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 05.04.2018 г. - Ростов на Дону: РЮИ МВД России, 2018. - С. 180-185.
4. Глухов, С.Т. Философия дзен-буддизма - как нравственно-психологическая основа педагогического процесса дальневосточных единоборств / С.Т. Глухов, С.В. Усков // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов и слушателей: сборник статей. - Орёл: ОрЮИ МВД России им. В.В. Лукьянова, 2018. - С. 165-170.
5. Долин, А.А. Кэмпо - традиция воинских искусств : научно-популярное издание / А.А. Долин, Г.В. Попов. - Москва : Наука, 1990. - 429 с.
6. Лукавенко, А.В. Биомеханика - как основная составляющая учебно-воспитательного процесса каратэ-до / А.В. Лукавенко, С.В. Усков // Проблемы современного педагогического образования : научный журнал. -Ялта: ГПА КФУ им. В.И. Вернадского, 2017. - Вып. 56. - Ч.2. - С. 264-272.
7. Плиско, В.И. Использование мер физического воздействия с тактическим осмыслением ситуации в соответствии со степенью угрозы: монография / В.И. Плиско, Н.В. Носко. - Чернигов: ЧНПУ им. Т.Г. Шевченко, 2010. - 284 с.
8. Широкорад, А.Б. Япония. Незавершённое соперничество. Серия: «Друзья и враги России»: монография / А.Б. Широкорад. - Москва: Вече, 2008. - 448 с.
Педагогика
УДК 371
доктор педагогических наук, профессор,
заместитель директора Горбунова Наталья Владимировна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта); доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры
социально-культурной деятельности и педагогики Калимуллина Ольга Анатольевна
Казанский государственный институт культуры (г. Казань)
ПОРТРЕТ ДОШКОЛЬНИКА: РЕТРОСПЕКТИВА, ТЕНДЕНЦИИ
Аннотация. В эпоху цифровизации существенно изменился портрет современного дошкольника, детская картина мира. На протяжении столетия дети от неуверенных в себе превратились в «маленьких» взрослых с высоким уровнем самостоятельности. Важной составляющей субкультуры детства является детская картина мира, выражающаяся через продуктивную деятельность, игру и речь, демонстрирующая стремление понять законы бытия.
Ключевые слова: дошкольник, портрет дошкольника, детская картина мира.
Annotation. In the era of digitalization significantly changed the portrait of the modern preschooler, children's picture of the world. Over the century, children from insecure turned into "small" adults with a high level of independence. An important component of the subculture of childhood is the children's picture of the world, expressed through productive activities, play and speech, demonstrating the desire to understand the laws of life.
Keywords: preschooler, portrait of a preschooler, children's picture of the world.
Введение. В соответствии с постоянными изменениями, происходящими в постиндустриальном обществе в эпоху цифровизации, существенно меняется портрет современного дошкольника и его представления о мире. Ретроспектива портрета дошкольника обусловлена социально-экономическим развитием страны и политикой государства, в том числе и образовательной. Так, 20-е годы ХХ столетия ознаменовались тяжелым гражданско-экономическим состоянием, напряженной классовой борьбой, гражданской войной и иностранной интервенцией. В этих условиях были открыты детские дома для беспризорных, детские сады, площадки. Государство испытывало острый дефицит в педагогических кадрах. На протяжении одного десятилетия трижды существенно изменялись программные документы в сфере образования. Основные усилия были направлены на оптимизацию содержания и форм организации деятельности детей в детских садах.
Изложение основного материала статьи. В начале и середине XX столетия дошкольники были трудолюбивы, любознательны, уважительно относились к старшим, почитали родителей. Дети военных и послевоенных лет были беспризорными, легкоранимыми. Были лишены любви, ласки и заботы, личного внимания и эмоционального стимулирования, которое так необходимо для психического и физического развития ребёнка. Они испытывали материальные трудности, лишения, круг их общения был сужен, что негативно сказывалось на их психике. Им было сложнее налаживать контакты со сверстниками и с миром взрослых, темп их развития замедлен, имелись существенные отклонения от нормы, на всех ступенях детства - от младенчества до подросткового возраста и дальше у них встречались невротические симптомы.
Совершенно другими были дошкольники конца прошлого столетия. Символическими атрибутами дества выступили «детская непосредственность», игры и игрушки, наивность, буквализм мышления, незнание правил.
Акселерация, о которой так часто говорили в середине и конце прошлого века сменилась ретардацией, снижением среднего веса и роста детей по сравнению с их сверстниками из предыдущих поколений.
А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева справедливо отмечают, что ценностные ориентации старших дошкольников XXI века связаны с миром взрослых. В этом возрасте дети стремятся к самостоятельности, инициативности, свободе [4].
Как же изменился портрет современного дошкольника? Ему характерно:
- более быстрое взросление, что проявляется в изменившихся, «повзрослевших» высказываниях, речи, использовании «взрослых» фраз;
- компьютерная грамотность, дошкольник достаточно хорошо ориентируется в современных гаджетах (планшеты, ноутбуки, компьютеры, мобильные телефоны);
- высокий уровень самостоятельности;
- активность, которая выражается в посещении ребенком множества кружков, секций, изначально определенных родителями (спортивных, музыкальных, художественных, кружков робототехники, ментальной математики, английского, подготовки к школе) и порождает ответственность;
- «финансовая грамотность», включенность в планирование семейного бюджета, оценивание возможности покупки игрушек, сладостей, одежды;
- непосредственность и естественность поведения, реакций, высказываний;
- искренность и детская жизнерадостность.
Ребенок не всегда может сообщить информацию о себе, часто об этом свидетельствуют его поступки, результаты деятельности, взаимодействие с окружающими.
Рассмотрим психологический потрет современного дошкольника.
В раннем дошкольном возрасте закладываются основы всего дальнейшего развития человека. Особенности и уровень развития ребенка определяют условия его жизни, воспитания, обучения, прежде всего, в семье, поскольку первыми воспитателями маленького ребенка являются его родители. С появлением в семье ребенка возникает ряд трудностей, которые сохраняются продолжительное время. Наиболее распространенные среди них: нервозность родителей, связанная с выполнением профессиональных обязанностей и семейными делами; нежелание менять свой образ жизни после рождения ребенка; непонимание масштабности раннего детства, что влечет за собой преимущественный присмотр за ребенком, а не его развитие и воспитание; чрезмерная обеспокоенность домашней работой; элементарная педагогическая безграмотность родителей; наказания и запугивание детей; нежелание и неумение взаимодействовать с ребенком, исходя из его интересов; настроенность родителей в воспитании ребенка на исполнение собственных желаний, потребностей, нереализованных в детстве; предпочтение раннему обучению - чтению, математике, иностранному языку; конфликтные отношения в семье; развод и повторные браки. Все это, наряду с пренебрежительным отношением к учету закономерностей психического развития приводит к нарушениям в становлении психики маленького ребенка.
На четвертом году жизни закладываются те основы, которые в дальнейшем будут определять уровень зрелости дошкольника. В младшем дошкольном возрасте стремительно развивается речь ребенка, что проявляется в увеличении объема словарного запаса, наличии интереса к слову, стремлении свободно строить простые предложения. Младшему дошкольнику легче что-то сделать, чем рассказать об этом. Среди базовых достижений коммуникативно-речевого развития личности - речевое взаимодействие, сотрудничество, межличностная координация действий в разнообразных жизненных ситуациях. Появляется новая форма общения со взрослыми - познавательная, которая развивается в общей деятельности со взрослыми: игре, экспериментировании с предметами, конструировании.
Основой развития чувств и восприятия выступают связи ребенка с предметным миром. Мышление младшего дошкольника носит нагдяно-действенный характер. В этом возрасте развиваются такие операции мышления, как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. Память ребенка характеризуется непроизвольностью и эмоциональной окрашенностью. Ребенок запоминает только то, что представляет для него непосредственный интерес. На четвертом году жизни у детей развивается репродуктивное воображение. Ведущий вид леятельности в этом возрасте - сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок осваивает основные игровые умения, создает воображаемую ситуацию и действует в ее рамках, использует предметы-заместители, овладевает ролевыми действиями. Общие игры преобладают над индивидуальными и «играми рядом». Самооценка четырехлетнего малыша является субъективной и завышенной.
Для пятого года жизни характерно совершенствование согласованной деятельности разных органов чувств. Возбуждение преобладает над процессами торможения. Для развития психических процессов в этот период характерно возрастание произвольности, целенаправленности восприятия, памяти, воображения. Продолжает совершенствоваться наглядно-образное мышление. К пяти годам дети должны научиться различать все звуки родного языка. Возрастают возможности зрительного анализатора. Дети учатся различать все основные цвета, ощущать промежуточные.
Начинается развитие произвольного воссоздания и произвольного запоминания. Происходят существенные изменения в сфере общения с окружающими, проявляется заинтересованность в общении с новыми взрослыми. Дети пяти лет осознают свое место в группе сверстников, четко проявляется избирательное отношение к партнеру по общению. Возрастает самостоятельность, что проявляется и в характере речевого общения детей в игре, чему способствует обогащение детского опыта. Появляются новые сюжеты игр; одна игра может продолжаться в течении нескольких дней с разными вариациями сюжета.
Особого отношения требует эмоциональная сфера. Четко выделяются индивидуальные отличия. Речевое общение становится основой установления дружеских отношений в группе сверстников. Существенную роль в психическом развитии играет сотрудничество ребенка со взрослыми в специфических видах деятельности. В разных видах деятельности ребенок начинает выделять цель и подчинять свои действия, управлять поведением, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности. В сотрудничестве со взрослым у ребенка вырабатывается умение оценивать действия и поступки. Наиболее активной для пятого года жизни является речевая деятельность. Существенно обогащается словарь дошкольников. В этом возрасте дошкольник чувствителен к пояснительной речи.
В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать свое место среди других. На основе формирования обобщенной концепции другого человека ребенок «видит» контуры собственной «Я-концепции». Расширяются границы взаимодействия ребенка с окружающими. Ребенок начинает понимать и осознавать, что кроме любящих родителей есть еще «другие»: взрослые, сверстники, с которыми необходимо коммуницировать, взаимодействовать, выстраивать взаимоотношения, осваивая подходящие для этого модели поведения. Старшие дошкольники самолюбивы, чувствительны. Осознают свою половую идентификацию, усваивают социальные и культурные нормы, характеризующие половую принадлежность.
У детей шести лет активно формируются нравственно-этические категории, благодаря которым ребенок различает понятия «хорошо - плохо», «правда - ложь», бурно реагирует на несправедливость, предвзятое отношение, насмешку. В то же время к этому возрасту дети уже могут лгать, бывают агрессивны.
Ребенок стремится к активному познанию окружающего мира, устройства предметов. Основным средством познания остается игра: сюжетно-ролевая, интеллектуальная, кроссворды, головоломки, конструирование, робототехника. Увеличивается время игровой деятельности до часу и более, характерна групповая игра со сверстниками, в которой дети учатся терпению, кооперативности, сотрудничеству с другими. В игре моделируются социальные отношения взрослых. Взрослый занимает позицию «рядом», но не вместе.
К концу старшего дошкольного возраста формируется психологическая и личностная готовность к обучению в школе, включающая: физиологическую, социально-психологическую, психологическую готовность. Степень готовности ребенка к школе определяется не только уровнем его интеллектуального развития, но и уровнем развития чувства собственного достоинства, собственной ценности, верой в свои возможности, отсутствием страха.
Для нас детская субкультура важна в связи с воспроизведением детской картины мира через речь и общение. Детская картина мира - это система знаний о мире, совокупность предметного содержания, присущего человеку (К. Ясперс) [8]. Она может быть чувственно-пространственной, духовно-культурной, метафизической, философской, этической, физической. В контексте когнитивной антропологии картина мира - это видение мироздания, характерное для того или иного народа, его внутреннее представление о себе (Р. Редфилд). Модель отношений с окружающей действительностью и другими людьми строится ребенком в соответствии с ожиданиями, определяющими характер тех или иных событий и явлений жизни, поведения людей.
Картина мира как составляющая целостной интегративной структуры образа мира включает совокупность представлений - смысловых отношений в системе пространств:
- физического пространства отношений к окружающему;
- социального пространства отношений к другим людям (взрослых и сверстников);
- нравственного пространства норм и ценностей;
- личностного пространства (отношение к себе, к своему будущему).
Итак, картина мира открывается как система «пространств», содержащая основные стороны взаимодействия субъекта с миром.
Детская картина мира представляет собой физическое пространство, в котором располагается социальное пространство людей, с которыми ребенок себя идентифицирует. С помощью системы значений в сознании ребенка возникает модель мира, включая мир вещей и предметов, людей, самого себя.
Визуализация детской картины мира - овладение ребенком первичными символами, знаками, универсальными формами бытия, непосредственно присутствующими в детском творчестве (Аллан, Арнхейм, В.С. Мухина) [1; 6].
Особую роль в отражении детской картины мира и мировосприятия играет речь. Выражение «языковая картина мира» в известной степени является условным: образ мира, который воспроизводится по данным одной лишь языковой семантики, является схематичным, поскольку его фактура сплетается преимущественно от отличительных признаков, лежащих в основе категоризации и номинации предметов, представлений и их свойств и для адекватности языковой образ мира корректируется эмпирическими знаниями о действительности, общими для пользователей языка.
Языковая концептуализация как совокупность приемов семантического представления плана содержания лексических единиц очевидно различна в разных культурах (А. Вежбицкая) [2]. Язык превращает знание, полученное отдельными людьми, в коллективное достояние, коллективный опит; «является универсальным средством дискретизации знаний, помогая человеку выделять в собственном практическом опыте ... новые свойства и связи предметов и называть последние своим именем. В значениях слов выражаются знания о человеческой деятельности, о различных действиях, состоянии человека и видах отношений и связей между людьми. Сегодня уже стало очевидным, что именно язык призван знакомить человека «с окружающим миром, навязывая ему то видение, ту картину, которую нарисовали без него. Лексико-грамматические особенности того или иного языка ценны не только сами по себе, но и отражают мировоззрение народа (В. Гумбольдт) [3, с. 370-381], реконструируют фрагменты картины мира. Картина мира влияет на формирование языка, его развитие и принципы действия. В работе «Характер речи и характер народа» В. Гумбольдт обращает внимание на два различия между языками. Одно связано со степенью осознания выступающими недостаточности языка для выражения как повседневного чувства, так и самой глубокой мысли и со стремлением носителей языка преодолеть эту недостаточность. Второе - с многообразием точек зрения на способы обозначения, поскольку многообразие предметов в сочетании со многими механизмами делают число этих точек зрения неопределенными» [3, с. 378]. Таким образом, с одной стороны, выступающий стремится к ясности, выражению своего мнения, к преодолению «недостаточности» языка. С другой стороны, носитель языка стремится углубить силу мысли, свое понимание предмета, усложняя средства выражения и делая свое высказывание неоднозначным в толковании. Выявление смыслов формирует богатые синонимические ряды, демонстрирующие явный ментальный интерес носителей языка к определенному фрагменту картины мира.
Исследования речи детей вызывают значительный интерес, так как расширяют наши представления не только об овладении языком, но также о самом языке, о его функционировании в речевой деятельности, не только о становлении познавательных и других психологических процессов, но и об их построении, расширяют наши знания о человеке вообще (Е.С. Кубрякова) [5].
Иногда у детей возникают трудности с тем, чтобы сформулировать и выразить свое видение проблемы или отношение к ней. Под высказыванием в работе понимается функционально-семантическая коммуникативная единица, которая реализуется за счет взаимодействия не только фонетических, синтаксических и логико-семантических, но и психологических, прагматических и коммуникативно-семантических механизмов как составляющих коммуникативного процесса. Смысл рассматривается как динамическое явление, что, изменяясь в зависимости от ситуации общения, обусловливает коммуникативные реакции слушателя, делая одинаковое понимание разными людьми единиц языка и их сочетаний в высказывании или тексте, а также помогает чувствовать неадекватность в представлениях, ассоциациях и оценках, связанных с этими изменениями.
Как дети стремятся понять мир через символы? На этот вопрос пытаются ответить В. Харченко, С.Н. Цейтлин, К.И. Чуковский [7]. Именно язык фиксирует в своем словарном фонде опыт деятельности
людей; помогает упорядочить, сохранить накопленный предыдущими поколениями опыт и информацию; создает социальный хронотоп культуры, в чем проявляется его социотворческая функция. Язык - не только инструмент мысли и коммуникации, но и ключ вхождения в информационное пространство. Любой язык, аккумулируя опыт мира, есть и способом его познания.
Каждое новое поколение, каждый представитель конкретного этноса, осваивая язык, приобщается через него к коллективному опыту, коллективному знанию, социальным ценностям. Язык является вместилищем информации, хранилищем культуры, «архивом истории» и «опытом культуры мира». Народы исчезали, а слова, создаваемые ими, вошли в сокровищницу, стали бессмертными.
Выводы. Итак, детская картина мира - важная составляющая субкультуры, она в значительной степени обусловлена влиянием детской субкультуры. Ребенок проявляет свое видение мира через продуктивную деятельность, игру и речь. Детская картина мира демонстрирует стремление ребенка не только понять законы бытия, но и определиться со значением слов и словосочетаний, которые он слышит в окружающем мире. Обогащение жизненного опыта обогащает картину мира и положительно влияет на лексическое развитие. В свою очередь, лексическое развитие, обеспечивает полноту понимания значения слов и глубину понимания и выражения картины мира.
Литература:
1. Арнхейм Рудольф. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс, 1974. - 386 с.
2. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. - М.: Рутекие словари, 1996. - 416 с.
3. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. - М.: Прогресс, 2000. - 400 с.
4. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
5. Кубрякова Е.С., Шахнарович А.М., Сахарный Л.В. Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. Монография. - М.: Наука, 1991. - 240 с.
6. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 608 с.
7. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие. для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
8. Ясперс Карл. Введение в философию. Пер. с нем. / Под ред. А.А. Михайлова. - Мн.: Пропилеи, 2000. - 192 с.
Педагогика
УДК: 373:371.7
доктор педагогических наук, профессор Гордиенко Татьяна Петровна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь); преподаватель Орлова Юлия Александровна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)
ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРОБЛЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы истории формирования здоровьесберегающих технологий в отечественной педагогической научной теории и практике, а также актуальность продолжения развития и внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс современной школы как эффективный метод коррекции здоровья современных школьников и их социально-психологической адаптации в окружающем мире.
Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающие технологии, образовательный процесс, здоровый образ жизни.
Annоtation. The article discusses the history of the formation of health-saving technologies in the domestic pedagogical scientific theory and practice, as well as the relevance of continuing the development and implementation of health-saving technologies in the educational process of modern schools as an effective method of correcting the health of schoolchildren and their social and psychological adaptation in the outside world.
Keywords: health, health-saving technologies, educational process, healthy lifestyle.
Введение. Проблема здоровья детей является одной из самых актуальных для всех времен и народов, поскольку от ее решения зависят как успешное развитие будущего общества, так и сохранность всей цивилизации. Проблемы охраны здоровья и здоровьесбережения волновали людей с давних времён. Известно, что о взаимосвязи здоровья и положительного образа жизни человека высказывали мысли ещё древние врачи-философы Алкменон, Гиппократ, Эмпедокл. Древнегреческая педагогика ориентировалась на воспитание человека физически развитого и выносливого, на формирование таких качеств, как настойчивость, упорство, дисциплинированность, способность к преодолению трудностей.
Ухудшение здоровья современных школьников, вызванное существенным изменением социальных условий жизни и экологического окружения, значительным возрастанием объёма и информационной сложности учебного материала, вызвало к жизни появление нового педагогического направления, названного «здоровьесберегающими технологиями». Создаются экспериментальные образовательные организации, реализующие комплексные программы здоровья, происходит активный поиск новых здоровьесберегающих методов и приёмов обучения, развёртывается волонтёрское движение сторонников здорового образа жизни, что свидетельствует об эмпирическом накоплении обширного материала в области здоровьесбережения, требующего глубокого теоретического осмысления, в том числе, с точки зрения исторического формирования и развития здоровьесберегающих идей в педагогической науке.
Цель и задачи статьи - провести историографический анализ формирования и развития здоровьесберегающих технологий в отечественной педагогике, охарактеризовать приоритетное направление современной школьной образовательной политики, ориентированной на воспитание гармоничной,