педагогические науки
Ломоносова Наталья Викторовна АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ...
УДК 37.02
АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В КАРТИНЕ МИРА РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА
© 2018
Ломоносова Наталья Викторовна, аспирант кафедры педагогического и психолого-педагогического образования Сочинский государственный университет (354003, Россия, Сочи, ул. Пластунская, 94, e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена анализу зарубежной практики применения жизненно-ориентированного подхода к формированию системы этнокультурных представлений в картине мира ребенка-дошкольника. Картина мира дошкольника - рассматривается нами как представление ребенка о мире, об основаниях природы, бытия, первого абриса его мировоззрения, миропонимания и мироощущения. Это пространство окружающей среды, пространство взрослых и сверстников, представлений о себе и мире в будущем, нравственное пространство (категории добра и зла, милосердие и жестокость и т. д.). Картина мира играет значимую роль в становлении сознания и культуры дошкольника, выполняя адаптирующую, социализирующую, мировоззренческую, идентификационную, воспитательную и регулятивную функции, а также в эволюции мировидения. Этнокультурные представления в картине мира ребенка-дошкольника рассматриваются нами как важная часть общей культуры, которые позволяют присваивать выработанные своей этнокультурой и человечеством средства и способы организации здоровой жизненно-пространственной среды. Интерес к зарубежному опыту педагогов в формировании этнокультурных представлений в картине мира ребенка-дошкольника заключается в целесообразности методов и приемов, способствующим усвоению полученных знаний, необходимых для позитивной этнической идентичности и межэтнической толерантности, умению развивать способности детей ориентироваться в большом современном мире.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, этнокультурные представления, картина мира ребенка - дошкольника, основы планетарного сознания детей старшего дошкольного возраста, зарубежный опыт работы с дошкольниками в аспекте этнокультурных представлений.
THE ANALYSIS OF FOREIGN EXPERIENCE OF FORMATION OF ETHNO-CULTURAL REPRESENTATIONS IN THE FILM WORLD PRESCHOOL
© 2018
Lomonosova Natalia Viktorovna, post-graduate student of the Department of pedagogical, psychological and pedagogical education Sochi State University (354003, Russia, Sochi, Plastunskaya strreet, 94, e-mail: [email protected])
Abstract. The article is devoted to the analysis of the foreign practice of using the life-oriented approach to the formation of the system of ethno-cultural representations in the picture of the world of a preschool child. The picture of the world of a preschool child is considered by us as a representation of the child about the world, about the foundations of nature, existence, the first outline of his worldview, worldview and attitude. This is the space of the environment, the space of adults and peers, ideas about yourself and the world in the future, moral space (categories of good and evil, mercy and cruelty, etc.). The picture of the world plays a significant role in the formation of consciousness and culture of preschool children, performing an adaptive, socializing, ideological, identification, educational and regulatory functions, as well as in the evolution of the worldview. Ethno-cultural representations in the picture of the world of the child-preschool child are considered by us as an important part of the General culture, which allow us to assign the means and ways of organization of the healthy life-spatial environment developed by our ethno-culture and humanity. Interest in foreign experience of teachers in the formation of ethno-cultural representations in the picture of the world of the child-preschooler is the expediency of methods and techniques that contribute to the assimilation of the knowledge required for positive ethnic identity and interethnic tolerance, the ability to develop children's ability to navigate in the big modern world.
Keywords: children of preschool age, ethno-cultural views, the picture of the world of the child-preschooler, the basics of planetary consciousness of children of preschool age, foreign experience with preschoolers in the aspect of ethno-cultural views.
Рассмотрим подходы к организации образовательной деятельности в аспекте целостной картины мира дошкольников, формирования этнокультурных представлений и фактора планетарного сознания дошкольников [1; 2] с учетом социокультурных ценностей и образовательной политики некоторых европейских стран.
Для нашего исследования этнокультурных представлений в картине мира ребенка-дошкольника вызывает интерес педагогическая деятельность в детских садах Германии и метод работы с дошкольниками - Март Мео в условиях поликультуризма и мультилингвизма. В практике дошкольных организаций, следуя природо-сообразности развития ребенка, педагоги Германии используют методы и приемы, мотивирующие к познанию в окружающей и социальной действительности, создают условия, при которых ребенок сам или при помощи других детей или взрослых ищет ответы на те или иные вопросы: экологические, социальные, философские. Дети учатся философствовать, замечать проблемы, искать способы их решения, в том числе в масштабах планеты.
Метод Март Мео в Kita-группе используется специально в области языковой поддержки для немецких детей и детей мигрантов. В сочетании с проектом «Слушайте, слушайте, ребята» (Küspert / Schneider,
2006г.) и программой - усвоение языка и инте-
рес к другим языкам среди детей мигрантов в центрах по уходу за детьми» (ИИЛ / Мауг, 2003г.) поддержкой Март Мео-метод происходит целостный подход к объекту образования [3].
По словам профессора Петера Бюндера, продвижение развития в соответствии с методом Март Мео есть необходимость в повседневном взаимодействии между воспитателем и ребенком, когда взрослый взаимодействует с ребенком и удовлетворяет его основные потребности в области развития, поддерживает текущие задачи. Эта потребность в развитии является выражением внутренней динамики каждого человека, развитие происходит с самого начала жизни. Есть потребности в:
• безопасности, питании, развитии базового доверия;
• принятии мира, чтобы стать самостоятельным;
• взаимодействии, так как ребенок со взрослым сам воспринимает себя как личность, потому что он «видит» всё только через отношения, по опыту;
• поощрении, подтверждении и признании, благодаря которым развиваются навыки и способности (компетенции);
• сотрудничестве, так как через игру с удовольствием и волнением приходят к общественному бытию [4].
Lomonosova Natalia Viktorovna pedagogical
THE ANALYSIS OF FOREIGN ... sciences
Профессор Петер Бюндер утверждает, что дети восхищаются не только вещами и явлениями природы, но и внешним видом живых существ и человеческим поведением. И здесь «...начинается философское измерение удивления, потому что дети замечают - есть люди, которые выглядят иначе, чем большинство людей в их непосредственном окружении. Например, они имеют другой цвет кожи или говорят на иностранном языке. И если кто-то выглядит или говорит по-другому, возможно, это будет непонятно для детей младшего возраста. В зависимости от того, чем больше узнает ребенок, тем эти странности постепенно становятся ему знакомы. Таким образом, лиса говорит в сказке «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, что люди, которые не знают друг друга, должны быть знакомы друг с другом. И это касается всего, что необъяснимо в мире (Антуан де Сент-Экзюпери) [4]
«Когда дети узнают рано о других, что кто-то выглядит по-другому или имеет другое мнение, это неплохо, они будут развивать понимание к иностранцам (дружеское отношение). Они по-прежнему будут поражены и искать объяснения, но уже не воспринимая их отрицательно. В других случаях, дети задают фундаментальные вопросы о мире». Петер Бюндер упоминает греческого философа Сократа (около 470-399), который указывал на способность проникновения в суть вещей ещё 2400 лет тому назад. Его знаменитая фраза «Я знаю, что я ничего не знаю» является потребностью человека задавать вопросы. Никакой ответ не окончателен, так классифицируются вопросы во всем мире. Такие важные вопросы, требующие осмысления, как например, о происхождении неба - не могут быть решены с помощью простого сообщения.
С философской точки зрения, немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804) по вопросу классификация вопросов в мире делил их на четыре основных: «Что я могу знать?» (Эпистемология), «Что я должен делать?» (Морально-этический), «На что я могу надеяться?» (Религия и социальная теория), «Что такое человек?» (Антропология). Таким образом, необходимо пользоваться вопросом, чтобы осветить объект или проблему со всех сторон. По этой причине преподаватели должны прислушиваться к детям - какую именно они хотят получить конкретную информацию о вещах, вопрос может быть достаточно важным для ребенка и должен быть подвергнут дальнейшей обработке [4].
В связи с этим, профессор Петер Бюндер основывается на классификации четырех основных вопросов философии, которые служат в качестве руководства для детей в умении философствовать. Что я могу знать о мире? О небе? О земле? О происхождении человека? Каким образом мы можем обо всем узнать? Что такое бесконечное? Почему там цифры? Как мысли, слова приходят ... в мою голову? Я могу слышать и видеть запахи в мире? Что такое время? Могу ли я увидеть время? Где это время? Что я должен делать? Почему я некоторые вещи не умею делать, а другие могут? Почему существуют в мире злые люди? Какое оно добро и зло? [4]
Исходя из этого, на практике необходимо поднимать вопросы - философствовать игру. Например, в Кйа-группе дети садятся в круг. Один ребенок бросает теннисный мяч или кусок ткани к другому ребенку, надо сказать слово, например, «небо». Что такое небо? Что необходимо делать, чтобы стать хорошим человеком? Как ответить? Один или несколько человек пытаются ответить на этот вопрос. Если нет ответа, то мяч передается другому. Происходит обсуждение. Затем мяч выбрасывается вперед. Игра начинается снова с другим словом и обсуждением. Если ребенок не может ответить на вопрос, ему не могут помочь другие дети, если никто не знает ответа, вопрос может быть выброшен из поле зрения (также игра «Обмен любопытством»), или это «легко забыть». Важно в данных методах работы с детьми затронуть философские вопросы - философствовать 286
игру.
Таким образом, на практике посредством игры через различные формы вопросов педагоги Германии помогают детям получать знания, а также найти свою ориентацию в мире. Особенно помогают вопросы, требующие рассуждения, например, «вопросы о мире», «о происхождении и судьбе человека». Как показывает опыт педагогов Германии, что детям и взрослым не так легко найти четкие ответы на эти вопросы, и что все приглашаются думать и рассуждать вместе.
Интересен факт, что в Kita-группе дети учатся узнавать о мнении других по своим «вопросам к миру», а также то, что другие дети имеют схожие вопросы. По мнению Петера Бюндера, важна регулярность запрашиваемых общих вопросов и умение философствовать. Поиски ответов не всегда занимают много времени и не требуют большой подготовки, что на наш взгляд способствует удовлетворению потребности в познании окружающей социальной действительности и эволюции в развитии собственной картины мира.
По вопросу развития у детей научных знаний, в данной группе детей старшего дошкольного возраста определена цель научного образования на элементарном уровне - развитие исследовательской личности: любопытной, уверенной в себе, настойчивой и изобретательной. Как отмечает профессор Петер Бюндер, что дети от природы - «научные исследователи». То, что делает каждый ребенок с первой минуты жизни, является восприятием, попыткой понять мир. Аристотель сказал: «Удивление есть начало всякой науки». Это удивление, что вещи являются такими, как они есть, наталкивает меня на вопрос: «Почему?» Эйнштейн установил, что нашему интеллекту необходимо «превратить что-то в чудо, и тогда вы сможете его понять». В связи с этим, вопросы, в которых есть попытка понимать, являются естественным следствием удивления для человеческого духа.
Таким образом, основываясь на исследовательские потребности ребенка-дошкольника, такой эмоциональный компонент сознания как удивление - предвосхищает, сопутствует мотивации, познавательной активности к исследованию окружающего мира: установлению причинно-следственных связей, фактов, закономерностей. В соответствии с этим, при определенной интеллектуальной деятельности в развитии мышления ребенка происходит эволюция научной картины мира на элементарном уровне.
Развитие здоровой жизненно-пространственной среды и эволюции научной картины мира на элементарном уровне в Kita-группе важно направление работы по воспитанию экологической культуры ребенка на основе регионального этнокультурного компонента как выявление экологических проблем и способов их предотвращения или устранения. Базовой целью направления работы с детьми «Экология и природа знаний» является экологическое воспитание и эстетическое мировосприятие дошкольниками природы. По вопросу методики экологического образования детей в Kita-группе можно рассмотреть экскурсию как организационную форму взаимодействия взрослых и детей, посредством которой старшим дошкольникам рассказывают о важности бережного отношения к природе местных жителей и мигрантов. Цель экологического образования детей -всеобщее понимание совместных действий в борьбе за природу и окружающую среду! Это объективное обстоятельство служит своего рода призывом к охране окружающей среды. На экскурсиях педагоги учат видеть красоту природы, например, леса, и в то же время говорят с детьми о причинах его разрушения (повреждения). Также организовывают прогулку с детьми под девизом: «Какие экологические проблемы заметил?» Таким образом, возможно пробудить чувства, интерес к защите окружающей среды. Обсуждают вопросы, связанные с экономным использованием природных ресурсов людь-Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)
педагогические науки
Ломоносова Наталья Викторовна АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ...
ми. Детей учат экономно пользоваться водой, электричеством, бумагой.
Разработчики метода «Meo» прогнозируют положительный результат только при взаимодействии с родителями воспитанников. Если родители столь обременены своими собственными физическими, психологическими и экономическими проблемами, нет возможности в необходимой поддержке своих детей, они не видят в них никакой перспективы, тогда очень важно прийти к пониманию важности Март Мео метода, что поможет родителям сориентироваться на важности момента воспитания, развития и образования.
Концепция поддержки детей мира профессора Норберта Хапперца основывается на жизненно ориентированном подходе в Детском центре «Plappersnut». По словам профессора, в качестве образовательных целей необходимы ценности. Жизненный подход основывается на ориентации детей на значимые ценности, которые обеспечивают педагоги центра. «Мы воспитываем маленьких граждан мира». Сама жизнь является высшей ценностью, и поэтому следующие три значения также доступны в детском саду «Plappersnut». В качестве образовательных целей в центре является воспитание маленьких граждан мира, космополитов, мира возможностей воспитанников». Понятие космополит означает, что все люди равны. Это очень важно для нас, особенно когда дети являются инвалидами или принадлежат к другой национальности. Гражданин мира принимает другого незнакомого. Он толерантен, он видит мир как свой собственный и в то же время мир для всех. Целью педагогического мастерства является обучение детей граждан мира. «Мы передаем это детям не только мнимые истории, но мы приглашаем людей, которые говорят о своей стране и своей культуре» [5], - так говорит профессор Норберт Хапперц.
Мир возможностей - это понятие того, что мир не только удаленность от войны, но это и мирное существование. Эти социальные навыки, общительность, разрешение конфликтов, мышление в социально справедливой категории так необходимы. По словам того же профессора: «Мы воспитываем наших детей решать конфликты без насилия. Мы говорим с ними об этом и предлагаем им ненасильственные альтернативы» [5].
Эти три больших значений дифференцируются в Детском центре «Plappersnut» в свою очередь во множество мелких (повседневных) значений: педагоги приветствуют друг друга и детей каждое утро с рукопожатиями и обращением по имени, что позволяет ребенку почувствовать, что он не один. Вместе с педагогами дети берут питание, стараются накрыть на стол и привлекательно его оформить. В центре дневного ухода за детьми особое внимание уделяется товарищескому вза-имодействиюю друг с другом, то есть, между коллегами, между педагогами и ребятами, между воспитанниками. Все сотрудники стараются дать детям осознание лучших чувств каждый день. Особое значение имеет создание жизни в обществе, что находит отражение в структуре группы выше всего остального. Группа - эффективная семья. Дети учатся, чтобы лучше знать потребности других. «Взаимодействуя каждый день с теми же людьми, они развивают лучшее чувство», - объясняет Катрин Ланге (воспитатель группы). В переходной фазе Kita было сознательное решение работать на открытой концепции, после этого, в первую очередь, была необходимость удовлетворения потребностей детей с ограниченными возможностями, которые нуждались в интенсивном взаимодействии с их воспитателями. Специально была создана возможность для внешней интеграции детей, безопасности и защиты группы. В группе детей всегда есть квалифицированный педагог, объясняющий местные и локальные события [5].
Программа М. Монтессори является самой популярной в Западноевропейских странах, Азии и Новой Зеландии. В программе «Montessori/lower-
е1ете^агу-6-9» рассматривается один из вопросов, предполагающий более широкий взгляд ребенка на мир, создание условий, при котором он мыслит планетарно. Детей старшего дошкольного возраста приводят к пониманию того, что потребности людей во всем мире одинаковые. У людей есть физиологические потребности, а также всем людям необходимы забота, любовь, понимание (духовные потребности) [6].
По вопросу информационной культуры личности в аспекте развития целостной картины мира старших дошкольников интересен опыт педагогов Канады. В Британской Колумбии и еще четырех западных провинциях Канады медиаобразование интегрировано в программу детского сада. Необходимо выработать у ребенка отношение к поступающей информации в категории становления картины мира: реальность и фантазия, эстетичность и неэстетичность, научность и ненаучность, милосердие и жестокость, материальное и духовное, добро и зло и т. д. В этих провинциях - это уже система. Преподаватели учат детей ориентироваться в информационной среде, объясняют, что такое качественные средства массовой информации (игры, фильмы), какие издания предназначены для детей, для взрослых, что такое официальное издание. И они уже сами принимают решение, каким изданиям можно верить, какие фильмы можно смотреть, а какие нет [7].
Анализ зарубежных программ некоторых стран показал отсутствие целевых ориентиров выпускников дошкольных организаций в соответствии с образовательным стандартом, что дает возможность осуществлять только присмотр и уход за детьми или организовать образовательную деятельность в соответствии с программой, проектом или концепцией. Это зависит от специфики региона или федеральных земель (Германия), муниципальной образовательной политики страны. Особенностью образовательной политики является прочная законодательная база, обеспечивающая защиту прав и интересов ребенка, хорошее или достаточное финансирование всех программ по защите детей-мигрантов как важнейший инструмент государственной политики.
Обобщая зарубежный опыт работы психологов и педагогов, можно отметить отдельные методические вопросы формирования основ планетарного сознания дошкольников. В Концепции поддержки детей мира профессора Норберта Хапперца - воспитание маленьких граждан мира осуществляется на основе этнокультурных представлений в масштабе региона и страны проживания. Воспитанники обучаются гармоничному взаимодействию с природой, общественным отношениям, а также умению философствовать и экспериментировать. В программе «Sismik» (Германия) обязательным является обучение детей разным языкам, ознакомление с элементами культуры другой национальности (детей-мигрантов). В программе М. Монтессори рассматривается вопрос, связанный с потребностями людей во всем мире. Из опыта работы педагогов Канады интересен метод воспитания информационной культуры личности, что является необходимым направлением работы с современными детьми информационной эпохи.
Однако, исходя из анализа опыта работы зарубежных педагогов со старшими дошкольниками, изучения разных программ, нацеленных на дошкольный возраст, отмечено отсутствие необходимого направления развития этнокультурных представлений в картине мира старшего дошкольника, а именно ознакомление с другими странами мира. Это позволило бы выработать у старших дошкольников позитивное этико-эстетическое отношением к другим народам мира и мировой культуре. Данное направления работы с детьми необходимо для обретения опыта ценностных ориентаций этнокультурных представлений, понимания важности добрососедства с другими странами мира как интуитивное моделирование здоровой жизненно-пространственной среды гармоничного существования, взаимодействия и
Lomonosova Natalia Viktorovna THE ANALYSIS OF FOREIGN .
pedagogical sciences
сохранения мира на планете, что немаловажно для целостности мировосприятия, миропонимания, мироощущения - целостной картины мира старшего дошкольника. Мы считаем важным и своевременным понимание ребенком необходимости добрых взаимоотношений людей во всем мире, важности сохранения природы планеты, прекращения всех воин и многое другое, что на данном этапе развития нашего мирового сообщества является актуальной проблемой, решение которой зависит, в том числе, и от будущих поколений.
В связи с этим, необходимо, начиная с дошкольного возраста, приобщать детей к мировой культуре, показывать способы организации здоровой жизненно-пространственной среды [8-15]. Современному ребенку информационного общества необходимы знания, умения, оценочные суждения о мире, правилах и нормах поведения людей разных этнокультур, правилах жизни, способствующих мирному существованию, обретение опыта ценностных ориентаций.
Очевидно, что ориентация образования, воспитания и развития личности, относящаяся к своим этнокультурным проблемам и вместе с тем к мировым проблемам, требует тщательного рассмотрения и учета опыта, который накоплен в этом плане в других странах. При этом обращение к зарубежному опыту не вызывает сомнения, так как взаимосвязь и взаимопроникновение разных культур способствует прогрессу человечества в планетарном масштабе. Именно региональный компонент этнокультурного воспитания и образования детей содержит духовно-нравственных потенциал национальных традиций и является, в свою очередь, возможностью увидеть общечеловеческие универсальные ценности «человек», «природа», «семья», «родина», а также расширить представления о важном и ценном в жизни людей посредством международных традиций в сохранении природы планеты, здорового образа жизни, сохранении культурного наследия как своей страны, так и мировой культуры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ломоносова Н.В. Анализ структурных и содержательных компонентов в аспекте формирования основ планетарного сознания детей старшего дошкольного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 106-108.
2. Формирование основ планетарного сознания детей старшего дошкольного возраста: причины и факторы влияния [Текст] / Н.В. Ломоносова //Инновационное развитие общества: материалы междунар. науч.-практ. конф. (г. Иркутск 2 декабря 2016 г.) - Иркутск: НП «Апекс» — № 5 (11) 2016. - С. 36-46.
3. Aarts М:. Март Мео. Учебное пособие. Хардервейк: Aarts Productions, 2-й изд 2008.
4. Bunder P./Sirringhaus-Bunder, A./Helfer, A.: Lehrbuch der Marte-Meo-Methode. Entwicklungsforderung mit Videounterstutzung. Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2. Aufl. 2010
5. Концепция поддержки детей мира: Жизненный подход Норберт Хапперц. Информация: www.kinderwelt-wismar.de/plappersnut-integrative-kindertagesstaette.
6. Программа М.Монтессори [Электронный ресурс] https://www.montessoritraining.net/diploma-programs/low-er-elementary-6-9
7. Челышева И.В. Медиаобразование в начальной школе / И.В. Челышева // Медиаобразование. - 2005. -№ 2.
8. Ясинских Л.В. Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников в процессе восприятия произведений искусства // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 168-174.
9. Скоробогатова А.И. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития личности дошкольника в условиях реформирования системы образования // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 98-100._
10. Груздова И.В. Характеристика эстетического компонента в структуре музыкально-эстетической культуры дошкольников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. №2 1 (23). С. 314-318.
11. Ошкина А.А., Цыганкова И.Г. Содержание предметно-пространственной среды группы детского сада для формирования эмоциональной саморегуляции у старших дошкольников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015.№ 4 (23). С. 146-149.
12. Зайцева О.Ю., Карих (Канащенкова) В.В. Социокогнитивный подход к развитию художественного мышления дошкольников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 53-56.
13. Масензова Т.А. Развитие этнокультурной компетентности дошкольников в условиях единого образовательного пространства // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 16-20.
14. Кагуй Н.В., Хабибулина И.З. Поликультурное воспитание в дошкольной организации // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 139-144.
15. Погодаева М.В., Шеметова А.А. Влияние экологического и социального рисков на становление пространства безопасного детства в жизненном мире ребенка // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 116-119.
Статья поступила в редакцию 28.04.2018
Статья принята к публикации 26.06.2018
288
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)