Научная статья на тему 'Формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста средствами фольклора'

Формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста средствами фольклора Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1785
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ФОЛЬКЛОР / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PRE-SCHOOL CHILDREN / ETHNO-CULTURAL EDUCATION / FOLKLORE / ETHNO-CULTURAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новочук Павел Александрович

Современное общество практически полностью находится под воздействием процесса модернизации, который так или иначе затрагивает все сферы развития социума. Результатом такого воздействия становится переосмысление ценностей современного человека, а также средств, задач, путей формирования как всего общества в целом, так и отдельно взятого индивида. Зачастую такой современный подход практически исключает из образовательного процесса и культурной жизни целые пласты народного творчества, на которых строилось этнокультурное формирование личности на протяжении многих поколений. Тенденция к угасанию, а следом и к полному исчезновению национальных культурных основ в последние годы становится особенно явной. На первое место выходят явления глобализации – унификация и стандартизация многих сфер деятельности человека, среди которых находится и культурная жизнь. Интернет-пространство также диктует определенные направления в развитии личности, поскольку занимает значительную часть жизни современного человека. Особенно сильно это влияние ориентировано на подрастающее поколение, формирование личности которого находится в стадии развития. В связи с этим актуальной становится проблема формирования этнокультурной компетентности подрастающего поколения с самого раннего возраста, приобщение его к традиционным формам культуры и ценностным ориентирам. Цель данного исследования – выявление эффективных средств, форм и методов формирования этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста. Методами исследования являются анкетирование, опрос, педагогический эксперимент. В ходе социологического исследования удалось выявить основные организационно-педагогические условия эффективного формирования этнокультурной компетентности дошкольников. Разработанный проект детского этнографического музея был реализован и апробирован в дошкольных образовательных учреждениях. Результаты, полученные в ходе проведенной работы, свидетельствуют об эффективности предложенного проекта и могут быть использованы в деятельности учреждений дошкольного образования и дополнительного образования детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новочук Павел Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста средствами фольклора»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Раздел 13.00.00 Педагогические науки

ART 170225 2017, № 12 (декабрь) УДК 372.32

Формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста средствами фольклора

Новочук Павел Александрович 1

Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова, Тамбов, Россия

novochuk_pavel@mail.ru

Аннотация. Современное общество практически полностью находится под воздействием процесса модернизации, который так или иначе затрагивает все сферы развития социума. Результатом такого воздействия становится переосмысление ценностей современного человека, а также средств, задач, путей формирования как всего общества в целом, так и отдельно взятого индивида. Зачастую такой современный подход практически исключает из образовательного процесса и культурной жизни целые пласты народного творчества, на которых строилось этнокультурное формирование личности на протяжении многих поколений. Тенденция к угасанию, а следом и к полному исчезновению национальных культурных основ в последние годы становится особенно явной. На первое место выходят явления глобализации - унификация и стандартизация многих сфер деятельности человека, среди которых находится и культурная жизнь. Интернет-пространство также диктует определенные направления в развитии личности, поскольку занимает значительную часть жизни современного человека. Особенно сильно это влияние ориентировано на подрастающее поколение, формирование личности которого находится в стадии развития. В связи с этим актуальной становится проблема формирования этнокультурной компетентности подрастающего поколения с самого раннего возраста, приобщение его к традиционным формам культуры и ценностным ориентирам. Цель данного исследования - выявление эффективных средств, форм и методов формирования этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста. Методами исследования являются анкетирование, опрос, педагогический эксперимент. В ходе социологического исследования удалось выявить основные организационно-педагогические условия эффективного формирования этнокультурной компетентности дошкольников. Разработанный проект детского этнографического музея был реализован и апробирован в дошкольных образовательных учреждениях. Результаты, полученные в ходе проведенной работы, свидетельствуют об эффективности предложенного проекта и могут быть использованы в деятельности учреждений дошкольного образования и дополнительного образования детей.

Ключевые слова: этнокультурная компетентность, этнокультурное образование, дети дошкольного возраста, фольклор.

Поступила в редакцию Received 19.11.2017 Получена положительная рецензия Received a positive review 16.12.2017

Принята к публикации Accepted for publication 20.12.2017 Опубликована Published 24.12.2017

1 Новочук Павел Александрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры народной художественной культуры ТОГБОУ ВО «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова», г. Тамбов, Россия

Введение

Ориентирование на западные культурные ценности в нашей стране в последние четверть века неоспоримо. Навязываемая модель поведения и культурного развития фактически стала образом жизни для целого поколения молодых людей. Национальные культурные традиции как средство формирования личности отошли на задний план, что привело к забвению их ценности.

Формирование этнокультурной компетентности необходимо для сохранения целостности нации. Каждый отдельно взятый элемент народной культуры необыкновенно ценен с точки зрения передачи культурной традиции и воспитания подрастающего поколения. Изучение традиционных форм народной культуры актуально уже с дошкольного возраста. Это закладывает прочный фундамент для выявления в дальнейшем идеального типа отношения человека с природой, социумом, определения норм поведения человека, морально-нравственных ориентиров, то есть является испытанным средством этнокультурного формирования личности человека.

Обзор отечественной и зарубежной литературы

Основы народной педагогики и особенности применения ее средств, форм и методов в образовательном процессе сформулированы в трудах К. Д. Ушинского [1], В. А. Сухомлинского [2], Л. Н. Толстого [3], Г. Н. Волкова [4] и др. В своей статье «О народности в общественном воспитании» К. Д. Ушинский сравнивает сложившиеся системы национального воспитания в странах Северной Америки и Европы - в Соединенных Штатах Америки, Германии, Франции, Англии, что позволяет автору определить влияние черт национального характера на образовательную среду, уникальность воспитательной системы каждого народа и приоритет народности в общественном образовании [1]. Ставя вопрос о том, как воспитать настоящего человека, В. А. Сухомлинский обращается к ценностным ориентирам народной педагогики, среди которых выделяет уважительное отношение к старшим, сохранение памяти предков, воспитание таких качеств, как скромность, бескорыстие, участие, совестливость и др. [2] Л. Н. Толстой, анализируя подходы к организации народного образования, отмечает необходимость создания особой школы, отражающей условия, среду и специфику жизнедеятельности русского народа [3]. Являясь основателем этнопеда-гогической школы, Г. Н. Волков обозначил особенности педагогической культуры народа, её сущность и содержание, выделил в качестве средств народной педагогики жанры устного народного творчества, а понятия «природа», «труд», «игра», «слово», «религия» определил как основные факторы народного воспитания [4].

Теоретические и методологические аспекты изучения народной художественной культуры обоснованы в концепциях С. А. Каргина [5], Е. Ю. Стрельцовой [6], Т. Я. Шпи-каловой [7], Э. И. Медведь [8] и др. Структура, функции, ценностная система народной художественной культуры, а также отдельные аспекты народного художественного творчества определены в работе С. А. Каргина [9]. Становление и развитие научных основ изучения фольклора и постфольклорных явлений, любительского аматерного и народного творчества рассмотрено в исследовании Е. Ю. Стерльцовой [10].

Т. Я. Шпикалова является соавтором концепции этнокультурного образования в РФ, в которой народная художественная культура рассматривается как системообразующий компонент современного этнокультурного образования, направленный на преодоление духовно-нравственного кризиса в современном обществе. Опираясь на

положение концепции, Т. Я. Шпикалова разрабатывает модель развития инновационных процессов этнохудожественного образования [11]. Место и роль национальной культуры в жизни современной молодежи изучается в работах Э. И. Медведь. Автор рассматривает особенности формирования этносферы в рамках многонационального поликультурного мегаполиса, выделяет наиболее эффективные формы куль-турно-досуговой деятельности, способствующие этому процессу [12].

Современные технологии этнокультурного воспитания и образования представлены в работах Т. И. Баклановой [13, 14], М. И. Долженковой [15], Т. К. Солодухиной [16], А. В. Нестеренко [17]. В рамках научной школы «Теория, история и методика преподавания народной художественной культуры», основателем и руководителем которой является Т. И. Бакаланова, разработан ряд технологий этнокультурного образования, интегрированные программы этнохудожественного воспитания для различных уровней образования [18]. С целью эффективной реализации технологий этнокультурного образования разработаны современные учебники, учебно-методические пособия и программы для детских садов, общеобразовательных школ и вузов с учетом требований примерных основных образовательных программ и федеральных государственных образовательных стандартов [19]. Разработка моделей этнохудожественного образования с учетом специфики национальных и социокультурных традиций региона изучалась в работах М. И. Долженковой. В рамках проведенного исследования были рассмотрены исторические и социально-культурные предпосылки развития региональных систем эт-нохудожественного образования, локальные традиции русской художественной культуры в современных региональных моделях образования [20]. В научных трудах Т. К. Со-лодухиной представлена модель этнокультурного образования детей в условиях полиэтнического региона. Автором рассмотрены проблемы становления этнокультурной идентичности и межкультурной толерантности русских школьников в полиэтническом регионе [21]. А. В. Нестеренко, изучая проблему этнокультурного воспитания детей и подростков, среди ведущих технологий выделяет сказку и сказкотерапию, детские этнографические школьные музеи, игровые технологии [22].

Л. М. Захарова определяет понятие «этнокультурное воспитание» как процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание определяется введением в учебно-воспитательный процесс знаний о традиционной народной культуре, социальных нормах поведения, духовно-нравственных ценностях; знакомством с характерными особенностями культуры других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к традиционной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных этносов [23].

Результатом этнокультурного образования А. Б. Афанасьева считает определенный уровень сформированности этнокультурной компетентности личности и в связи с этим дает следующее определение понятию «этнокультурная компетентность»: «это интегральное свойство личности, выражающееся в совокупности представлений, знаний о родной, а также о неродной этнокультурах, их месте в мировой культуре, опыте овладевания этнокультурными ценностями, что проявляется в умениях, навыках, моделях поведения в моноэтнической и полиэтнической среде» [24]. Автор считает, что в процессе образования и самообразования на протяжении всей жизни человек осваивает культурное поле, и вследствие этого задачей этнокультурного образования является формирование этнокультурной компетентности на основе моноэтнического и

полиэтнического освоения культур. В структуру содержания этнокультурного образования она включает следующие компоненты: этнофилологический, этнохудоже-ственный, поведенческий и мировоззренческий [25].

Ряд научных работ посвящен вопросу формирования этнокультурных компетенций в условиях образовательного процесса. Как неотъемлемую часть учебно-воспитательного процесса в вузе М. В. Иванникова рассматривает формирование общей этнопедагогической культуры и этнокультурной компетентности будущих педагогов [26], Е. А. Калюжная в качестве средства этнокультурного просвещения в работе со студентами использует традиции национальной кухни [27], особенности подготовки специалистов сферы этнокультурного образования в многонациональных регионах РФ изучены Н. Д. Ултургашевой [28].

Формирование этнокультурной компетентности дошкольников будет иметь свою специфику с учетом психологических особенностей этого возраста. Ряд зарубежных ученых, занимавшихся изучением становления этнокультурной идентичности, выделяли несколько этапов этого процесса. По их мнению, особое значение для дальнейшего положительного протекания этого процесса имеет период детства. Одну из первых концепций формирования этнической идентичности у ребенка разработал Ж. Пиаже. В исследовании «Введение в генетическую эпистемологию» им было проанализировано формирование понятия «родина» и образов «других стран» и «иностранцев». Это позволило выделить возрастные периоды в формировании этнической идентичности [29]. Несмотря на то что концепция Ж. Пиаже остается актуальной и в настоящее время, при этом, на наш взгляд, является неполной и незавершенной, так как останавливает процесс формирования и развития этнической идентичности уже в раннем подростковом возрасте.

Представляет особый интерес концепция Э. Эриксона, в которой ученый доказывает, что процесс формирования идентичности осуществляется на протяжении всей жизни человека [30]. Разделяя весь жизненный путь человека, Э. Эриксон выделяет восемь этапов формирования идентичности. Каждый из этих этапов, поочередно сменяя друг друга, связан с формированием специфической задачи развития личности [31]. Однако, на наш взгляд, необходимо подчеркнуть условность выделяемых возрастных границ и периодизации жизненного цикла, так как разные культуры выделяют неодинаковое количество «возрастов жизни». И. С. Кон предлагает учитывать историчность и социокультурную обусловленность возрастных свойств [32]. В этом контексте определенный интерес представляют работы М. Коула, раскрывающего связь филогенеза и культурной истории с онтогенезом [33] и возникающие противоречия между унификацией современного общества и культурно-историческим базовым элементом личности [34], М. Мид, изучавшей возрастную психологию на примере ряда конкретных этнографических групп [35], А. Гидденса, проанализировавшего проблему самоидентификации в социально-культурных условиях современного мира [36].

В исследовании, посвященном педагогическому сопровождению развития этнокультурной компетентности дошкольников, Л. М. Захаровой были выведены показатели этнокультурной компетентности [37], на основе которых в рамках настоящего исследования были сформулированы следующие критерии сформированности этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста:

- знание родной народной культуры, социальных норм поведения;

- развивающийся интерес к народной культуре;

- наличие социальных способностей и навыков поведения в группе.

Материалы и методы исследования

С целью решения заявленной проблемы кафедрой народной художественной культуры Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова было осуществлено исследование, в ходе которого были использованы социологические методы исследования и педагогический эксперимент. Был разработан и апробирован инструментарий исследования в виде анкет и опросников, педагогических проектов и программ. В исследовании приняли участие работники и учащиеся учреждений дошкольного образования детей, всего более 100 человек.

База исследования - ТОГБОУ ВО «ТГМПИ им. С. В. Рахманинова», МБДОУ ДО Детский сад «Теремок» рп. Мордово Тамбовской области, филиал МАДОУ Детский сад «Непоседы» с. Кузьмино-Гать Тамбовского района, МБДОУ Детский сад «Изумрудный город» г. Тамбова.

Результаты исследования

С целью выявления организационно-педагогических условий эффективного формирования этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста было проведено социологическое исследование.

Результаты исследования показали, что воспитательное значение традиций, народных сказок, праздников, игр признают 68% родителей. Респонденты отметили, что ребенок должен знать жанры фольклора. 88% опрошенных считают, что использование фольклора в учебном процессе влияет на расширение кругозора детей, 12% ответили, что фольклор, скорее всего, способствует этому.

По данным опроса, 96% считают, что занятия фольклором обязательно должны входить в учебные программы, 4% думают, что такие занятия не повредят.

Больше половины детей и их родителей (54%) признают, что знания, полученные на занятиях по фольклору, могут пригодиться в дальнейшем, только 14% ответили на вопрос отрицательно и 32% затруднились в ответе.

При ответе на вопрос, способствует ли фольклор творческой самореализации детей, 92% респондентов высказались положительно и только 8% считают, что он способствует этому незначительно.

Несмотря на большое значение, придаваемое родителями традиционной культуре в воспитании, существенную часть работы в этом вопросе они оставляют за учреждениями образования. Это подтверждают следующие данные. На вопрос «Используете ли Вы образцы фольклора в общении с ребенком?» только 38% родителей ответили «да», при этом практически половина респондентов (48%) - «нет», а 14% затруднились в ответе (см. рис.).

Полученные в ходе исследования результаты показывают, что в большей степени носителями национальных традиций являются старшие члены семьи (бабушки, дедушки - 58%, среднее поколение - 25), хотя, как оказалось, молодым родителям также есть что рассказать ребенку, но в меньшей степени - 29 %. Женщины знают традиции лучше, чем мужчины. 32% респондентов считают лишним интересоваться русскими традициями и ничего не знают о них.

Большинство родителей при чтении детям произведений художественной литературы уделяют внимание малым фольклорным жанрам (44%). Для них характерно положительное отношение и к традициям, желание узнать больше, помочь детскому саду по мере возможности в приобщении детей к фольклорному жанру. Вместе с тем ответы ряда респондентов (28% ) показали недостаточную информированность о фольклоре, отсутствие семейных праздничных традиций. Все это свидетельствует об определенной утрате преемственности поколений по отношению к культуре своего народа.

Результаты ответа на вопрос «Используете ли Вы образцы фольклора в общении с ребенком?»

Усложняет положение слабая заинтересованность ряда родителей содержанием занятий и творческими успехами детей. Значимым показателем является то, что почти половина детей (46%) не повторяют дома песни и другие образцы игрового фольклора, которые разучивают в детском саду. При этом у 38% детей уже проявляется стойкий интерес к изучению русской народной культуры.

А на вопрос «Интересуются родители, чем ты занимаешься на занятиях?» 56% детей ответили «да», но при этом треть дала отрицательный ответ (32%) и 12% затрудняются ответить.

Из этого можно сделать вывод, что работа, проводимая с детьми в детском саду, не получает продолжения и развития в домашних условиях, в кругу семьи и, соответственно, теряет большую долю эффективности, так как детей привлекают только те виды деятельности, которые получают одобрение и внимание со стороны взрослых, в первую очередь родителей.

Вопрос «Примете ли Вы участие в организации и проведении народного праздника в детском саду?» был направлен на выявление активности родителей в проведении народного праздника в дошкольном учреждении. Полученные данные показали, что 36% молодых родителей готовы принять участие в организации праздника, хотелось бы, но нет времени у 22% опрашиваемых, 18% примут участие по мере возможности, 10% сослались на большую загруженность на работе, а у 14% нет никакого желания участвовать в мероприятиях.

Анкетирование показало, что для большинства родителей (58%) характерно положительное отношение к фольклору, желание узнать больше, помочь детскому саду по мере возможности в приобщении детей к народному творчеству. Вместе с тем ответы родителей выявили недостаточную информированность семей о фольклоре, отсутствие народных семейных праздничных традиций. Все это свидетельствует об определенной утрате преемственности между поколениями в передаче культурного наследия.

Таким образом, педагогам дошкольных учреждений необходимо создавать условия для совместной творческой деятельности и привлечения родителей к активному участию в подготовке и реализации фольклорных праздников и мероприятий, что будет способствовать созданию позитивной атмосферы и более эффективному усвоению информации детьми.

Для реализации опытно-экспериментальной части исследования был разработан педагогический проект «Детский этнографический музей "Гусельки"». Такая форма организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении позволила эффективно комбинировать различные виды работы с детьми [38].

Посредством наблюдения во время знакомства с детьми и вводных занятий было установлено, что дети имеют общее представление о народной культуре, устном народном творчестве, но в недостаточной степени.

В рамках реализации проекта использовались такие формы занятий, как тематические и театрализованные экскурсии, посиделки, народные календарные праздники и обряды, тематические беседы и викторины, игровые программы. В основу содержания занятий были положены малые жанры устного фольклора, детский игровой и песенный фольклор, простейшие виды декоративно-прикладного творчества.

Совместно с детьми и родителями были организованы и проведены фольклорные праздники с элементами народных обрядов и игр «Рождественские святки», «Жаворонки», «Широкая Масленица» и другие.

При подборе этнографического материала для занятий учитывалось несколько критериев, а именно: простота и выразительность материала; близость и доступность обрядовых действий и праздников; эстетическое и художественное влияние на эмоционально-познавательную сферу ребенка.

Жанры устного народного творчества были представлены сказками, пословицами, поговорками, загадками, прибаутками, считалками и т. п. При отборе сказок воспитательная и общечеловеческая направленность имела решающее значение, с помощью сказок дети могли усваивать нравственные качества народа, общечеловеческие нормы поведения, демонстрировать трудолюбие, честность, доброту, справедливость, уважение к старшим, заботливое отношение к природе и другие положительные качества и ценностные ориентиры [39].

Основой всех занятий и мероприятий являлась игровая форма. Детский игровой фольклор подбирался в соответствии с психологическими и возрастными особенностями дошкольников. Были использованы игры «Жили-были зайчики», «Дерево, кустик, травка», «По дорожке» и др.

Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы показали, что на начальном этапе работы дети практически не были знакомы с народной культурой, в практике работы с детьми использовались лишь отдельные жанры народного творчества как средство этнокультурного воспитания, в результате дети имели лишь общее представление о народной культуре.

По результатам итоговых опросов и бесед можно сделать вывод о расширении теоретических знаний о народной культуре и полученных навыков игровой и художественно-творческой деятельности. Дети стали разбираться в жанрах устного фольклора, у дошкольников расширился круг знаний в области народных игр, возросший интерес к таким формам занятий позволил проявиться способностям детей к самостоятельной организации игровой и творческой деятельности. В экспериментальных группах по сравнению с контрольными увеличились показатели высокого уровня сформированности этнокультурной компетентности по всем выделенным в начале эксперимента критериям. Динамика составила более 20% . Это свидетельствует об эффективности предложенных форм, средств и методов в формировании этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста.

Заключение

Таким образом, формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста является одной из основных задач этнокультурного образования на современном этапе развития общества. Выявленные в ходе исследования противоречия требуют поиска новых форм, средств и методов в работе с дошкольниками.

Проведенное исследование показало эффективность предложенного педагогического проекта, основанного на создании детского этнографического музея и использовании всего многообразия жанров детского фольклора в формировании этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста.

Ссылки на источники

1. Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании. - СПб.: Лань, 2013. - 53 с.

2. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека / сост. О. В. Сухомлинская. - М., 1990. - 273 с.

3. Толстой Л. Н. О народном образовании. - СПб.: Лань, 2017. - 41 с.

4. Волков Г. Н. Этнопедагогика: учеб. для сред. и высш. пед. учеб. завед. - М., 1999. - 168 с.

5. Каргин А. С. Народная художественная культура: курс лекций для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусств: учеб. пособие. - М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1997. - 288 с.

6. Стрельцова Е. Ю. Народное художественное творчество как объект научного исследования: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2005. - 419 с.

7. Шпикалова Т. Я. Модель развития инновационных процессов этнохудожественного образования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2007. - № 5. - С. 133-135.

8. Медведь Э. И., Киселева О. И., Бычкова Е. С. Социокультурная реализация молодежи в многонациональном мегаполисе // Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 25 март 2017 г.) / редкол.: Т. И. Бакланова [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 31-36.

9. Каргин А. С. Указ. соч.

10. Стрельцова Е. Ю. Указ. соч.

11. Шпикалова Т. Я. Указ. соч.

12. Медведь Э. И., Киселева О. И., Бычкова Е. С. Указ. соч.

13. Бакланова Т. И. Исследования актуальных проблем этнокультурной деятельности в российской научной школе «Теория, история и методика преподавания народной художественной культуры» // Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы. - С. 15-19.

14. Бакланова Т. И. Учебники, учебно-методические пособия и программы для преемственной системы этнокультурного образования «Детские сады - школы - вузы» // Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы. - С. 345-350.

15. Долженкова М. И. Моделирование этнохудожественного образования на основе российских и региональных традиций. - Тамбов, 2004. - 189 с.

16. Солодухина Т. К. Этнокультурное образование русских школьников в полиэтническом регионе: дис. ... доктора пед. наук. - М., 2005. - 488 с.

17. Нестеренко А. В. Этнохудожественное образование детей и подростков: учеб. пособие. - М.: МГИК, 2008. - 209 с.

18. Бакланова Т. И. Исследования актуальных проблем ...

19. Бакланова Т.И. Учебники, учебно-методические пособия и программы ...

20. Долженкова М. И. Моделирование этнохудожественного образования ...

21. Солодухина Т. К. Указ. соч.

22. Нестеренко А. В. Указ. соч.

23. Захарова Л. М. Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста в отечественной педагогике // Известия Уральского государственного университета. - 2010. - № 6(85). - С. 37-43.

24. Афанасьева А. Б. Формирование этнокультурной компетентности в системе высшего педагогического образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2007. -Т. 8. - № 30. - С. 77-89.

25. Афанасьева А. Б. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования // Знание. Понимание. Умение. - 2009. - № 3. - С. 189-195.

26. Иванникова М. В. Этнопедагогическая культура в контексте формирования профессиональных компетенций будущего педагога // Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы. - С. 216-219.

27. Калюжная Е. А. Приобщение к национальной кухне как элемент этнокультурного просвещения (из опыта преподавания этнографии в педагогическом вузе) // Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы. - С. 220-222.

28. Ултургашева Н. Д., Турамуратова И. Г., Алексеева А. Г. Теоретические аспекты профессиональной подготовки кадров этнокультурного образования для национальных республик Южной Сибири // Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы. - С. 231-235.

29. Пиаже Ж. Генетическая эпистемология. - СПб.: Питер, 2004. - 160 с.

30. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 1996. - 201 с.

31. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996. - 344 с.

32. Кон И. С. Возрастной символизм и образы детства // Социологическая психология. - М.; Воронеж, 1999. -560 с.

33. Коул М. Переплетение филогенетической и культурной истории в онтогенезе // Культурно-историческая психология. - 2007. - № 3. - С. 3-16.

34. Коул М. Теории социокультурно-исторического деятельностного развития в эпоху гиперглобализации // Культурно-историческая психология. - 2009. - № 1. - С. 66-73.

35. Мид М. Культура и мир детства. - М.: Наука, 1988. - 429 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36. Giddens A. Modernity and Self-identity: Self and Society in the Late Modem Age. - Cambridge: Polity Press, 1991.

37. Захарова Л. М. Педагогическое сопровождение развития этнокультурной компетентности дошкольников // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 5.- С. 161-167.

38. Суров С. В. Основные проблемы реализации проекта в сфере этнокультурной деятельности (на примере учреждений культуры и образования Тамбовской области) // Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы. - С. 419-422.

39. Воробьёва М. М. Педагогические условия социализации современного подростка посредством традиционных обрядов жизненного цикла в рамках клубной деятельности // National cultures in space and time» materials of the VI international scientific conference = Роль культуры в становлении национальной идентичности. -Прага, 2017. - С. 45-49.

Pavel A. Novochuk,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Folk Art Culture Chair, Tambov State Musical and Pedagogical

Institute named after S.y. Rachmaninov, Tambov, Russia

novochuk_pavel@mail.ru

Development of the ethno-cultural competence among pre-school children by means of folklore Abstract. Our present society is almost entirely affected by modernization, which, in one way or another, influences all spheres of the society development. This effect causes rethinking of values for a modern person, along with the means, tasks, ways of both the society and an individual development. Often such a contemporary approach practically excludes the entire layers of folk art from the educational process and cultural life, on which the ethno-cultural formation of an individual has been built over many generations. The tendency towards diminishment and subsequent dissolution of national cultural foundations has become particularly pronounced in the recent years. The foreground is being taken by globalization phenomena, the unification and standardization of many human activities, including the cultural life. The Internet space also dictates certain ways of personality development, as it makes a significant part of people lives today. This influence is especially strong for the younger generation whose personality formation is at the initial stage. In this context, it becomes quite relevant to form the ethno-cultural competence of the younger generation from the earliest age and introduce the traditional forms of culture and values to young people. This research is aimed at identifying the effective means, forms and methods for the creation of the ethno-cultural competence among pre-school children. The methods of research are questioning, interviewing and pedagogical experiment. During the sociological survey it was possible to identify the key organizational and pedagogical pre-requisites for the effective creation of the ethno-cultural competence among pre-school children. The Children's Ethnographic Museum's project was implemented and tested in pre-school educational institutions. The results obtained in the course of the work testify to the effectiveness of the proposed project and can be used in the activities of pre-school educational institutions and additional education for children.

Key words: ethno-cultural competence, ethno-cultural education, pre-school children, folklore.

Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).

www.e-koncept.ru

Библиографическое описание статьи:

Новочук П. А. Формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста средствами фольклора // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 12 (декабрь). - С. 277-286. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170225.htm.

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Новочук П. А., 2017

977230412017312

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.