I. ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 373.2.016:37.035.6
Е. С. Бабунова (Магнитогорск, Россия)
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ: ПАРАДИГМАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Аннотация. Статья освещает один из важнейших методологических подходов этнокультурного образования дошкольников. Актуальность представленного материала определяется своевременностью решения задач этнокультурного развития личности ребенка-дошкольника, педагогической целесообразностью использования парадигмального подхода. Анализ и обобщение литературных источников, экспериментальное исследование автора позволили выявить основные параметры проектирования парадигмального подхода, определить сущностные характеристики понятий, уточнить технологические аспекты, позиционную направленность педагога. Новизна материала статьи заключается в раскрытии авторских позиций к использованию в этнокультурной образовательной деятельности дошкольников парадигмального подхода. Освещены программно-целевой, контентный и технологический компоненты парадигмы дошкольного этнокультурного образования. Показаны пути социализации - индивидуализации детей, включающие взаимосвязь и взаимозависимость организованного социокультурного и личного, житейского опыта. Сформулирован принцип поликультурности как основы гармонизации личности дошкольника в полиэтническом пространстве дошкольного образовательного учреждения. Раскрыта значимость ценностно-смыслового отношения, важности заинтересованности и мотивации детей в приобретении и применении этнокультурного опыта жизнедеятельности и жизнетворчества.
Ключевые слова: парадигма, парадигмальный подход, этнокультурная образовательная деятельность, поликультурный принцип, этнокультурный опыт, поликультурные умения.
Проблема организации этнокультурной образовательной деятельности дошкольников обуславливается противоречием между многообразием методологических подходов и отсутствием детального описания парадигмального подхода в этнокультурном образовании. Современная Россия характеризуется многонациональностью, многоязычностью, что является признаком культурного сообщества. Этнические группы объединены на основе общих нравственных правил, воплощенных в национальных культурах, постижение которых является значимыми для отдельной личности, страны в целом и, по замечанию историка В. А. Тишкова, «российской нации» [11].
Образовательное пространство России включает многочисленные программы и технологии, направленные на проектирование парадигмы этнокультурного образования. Обычно учитываются такие факторы, как полиэтничность, поликультурность, полилогичность, миграционность [1]. Важно помнить, что в современном мире обучение и воспитание направлены на объединение людей, на развитие человеческого в человеке и, значит, обладают парадигмальным свойством. Парадигма (образец, пример) рассматривается в философии как системы основных научных достижений (теорий, методов), по образу которых организуется научно-исследовательская практика в конкретной области в данный период [9].
Мы разделяем точку зрения П. А. Денисенко и М. М. Курочко, рассматривающих парадигмальность как свойство социальной системы (а следовательно, и педагогической), имеющее определенный образец, модель и воплощение [6; 7]. По мнению большинства авторов, обращавшихся к данной теме, парадигма задает параметры, уровни социальных систем, определяет им свойственную тождественность, своеобразие и дифференциацию. Таким образом, понятие «парадигма» задействовано в качестве методологического средства
для анализа разнообразных социокультурных процессов, включая организацию дошкольного образования. В современной философской науке подчеркивается, что парадигма образования является социально и исторически обусловлена содержательно-организационной деятельностью, посредством которой педагог преобразует цели, программы, методики, действуя на основе определенных процедур и правил [5].
Целью статьи является раскрытие особенностей проектирования парадигмального подхода в этнокультурной образовательной деятельности дошкольников. В авторском исследовании, посвященном этнокультурной образовательной деятельности дошкольников, мы рассматриваем данную деятельность под углом зрения организации образовательных отношений, направленных на освоение и принятие детьми ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить [3]. Результатом реализации данных отношений выступают такие личностные качества, этносензитивность, этнотолерантность, инициативность и активность [4]. Этнокультурная образовательная деятельность не исключает активности самого ребенка как субъекта этой деятельности. Социализация-индивидуализация, по мнению Д. И. Фельдштейна, раскрывается через отношение ребенка к присваемому этнокультурному опыту и формирование себя как активного и творческого субъекта [ 1].
Основополагающим в нашей работе является парадигмальный подход, посредством которого ребенок интегрируется в поликультурное сообщество, где осознает свою принадлежность к этнокультурной группе, проявляет поликультурные умения, раскрывает свои позитивные этнонациональные качества.
Парадигмальный подход в этнокультурном образовании основывается на законодательных документах Российской Федерации, защищающих национальные интересы ее народов, способствуют становлению их самобытности и партнерского сотрудничества с опорой на исторический потенциал каждого этноса в условиях многонациональной России. Этнокультурное образование реализуется в образовательной деятельности с учетом «социальной ситуации развития» (по Л. С. Выготскому) [3]. Характер социокультурных отношений определяется важностью и своевременностью их становления и развития, уровнем взаимодействия и взаимовлияния, положительным микроклиматом сотрудничества. Парадигмальный подход включает программно-целевой, контентный и формально-организационный компоненты. Программно-целевой компонент парадигмы обусловливается возрастными характеристиками, общественным и житейским опытом ребенка, необходимостью развивающего содействия.
Пусковым механизмом достижения цели, содержания и результата является направленность на становление ценностно-смыслового действия к традиционному опыту. Психологическим механизмом выступает: информационно-познавательный компонент; чувственно-ценностное отношение; деятельностно-практическая направленность. Контент организации приобщения дошкольников к культуре народов предполагает освоение культурно-исторических сведений (Н. Н. Поддьяков, В. Т. Кудрявцев) [2]. Чтобы информация усваивалась ребенком как его личный опыт, необходимо интегрирование специфических видов детской деятельности: познавательно-исследовательской, художественно-эстетической, творческо-игровой, социально-коммуникативной.
Учебно-воспитательный контент активизирует познание дошкольниками социального и природного миров, традиций людей, характера взаимоотношений, норм и правил языковой культуры. К педагогическим средствам можно отнести фольклорные формы, игровые традиции, праздничное общение, народные промыслы и ремесла. Вовлечение детей в совместное проживание и понимание народных традиций предполагает использование комплексно-тематического планирования (например, для Уральского региона: «Дом вести -не крылом мести», «Жилище казака», «Промыслы мастеровых Южного Урала», «Легенды и предания башкир», «Здоровье и сила семьи», «Уральское гостеприимство»). Планирование этнокультурной образовательной деятельности учитывает специфические реалии культуры
НиМАШТАЫАК ЛЫБ РЕБЛОООЮЛЬ ЯЕВЕАЯСН / 2017 / Уо1. 1 / N0. 1
региона. В нашей авторской образовательной парциальной программе «Наш дом - Южный Урал» раскрываются традиции народов, технология воспитания и обучения старших дошкольников, особенности построения разных видов сред [8]. Познавательно-методическая направленность предлагаемого материала отражает интересные сведения об истории, характере жизни народов Южного Урала: семейных и бытовых обычаях, трудовом укладе, поэтическом и утилитарном отношении к природе, игровых и фольклорных ритуалах, календарях и месяцесловах.
Парадигмальность этнокультурного образования способствует системности его организации; применению эмоционально-смысловых ориентиров, интересов, мотиваций; воплощению опыта поколений в обществе, культурных традиций как возможности проявления этносензитивности и толерантности; созданию полиэтнических гомогенных групп как полевого пространства для формирования самоидентичности и способности использовать поликультурные умения. Поддержка и содействие как элементы сопровождения обеспечивают успешную адаптацию детей к специфическим явлениям этнокультурного наследия.
Рассматриваемый парадигмальный подход в контексте поликультурного сотрудничества способствует нормализации жизнедеятельности современного человека. Принцип поликультурности (как параметр парадигмы) служит методологическим ориентиром проектирования педагогической деятельности в реалиях дошкольного учреждения. Сущность применения парадигмального подхода позволяет четко определить образовательные векторы: воспитание любви и уважения к народной культуре; развитие патриотических чувств, гордости и ответственности за историю и национальные достижения; приобщение детей к региональному окружению; формирование доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым; развитие этносензетивности и этнотолерантности.
Парадигмальный подход этнокультурной педагогической деятельности предполагает создание условий: проектирование парциальной программы, обогащение предметно-пространственной развивающей среды, организацию содержательного взаимодействия в детско-взрослом сообществе, повышение этнокультурной компетентности субъектов образовательного процесса, комплекс форм, средств, методов и приемов педагогической деятельности, сетевое взаимодействие с социокультурными объектами города (села), региона.
Характеристика парадигмального подхода раскрывает создание у дошкольников «целостной картины мира» (И. Э. Куликовская / I. Е. КиНкоуБкауа [12]), «образа мира» (С. Д. Смирнов [10]), «этнической картины мира» (Р. Рэдфилд [13]). Многогранность данных психологических дефиниций включает в себя: мироощущение (познание мира в чувствах, эмоциях, формирование положительного отношения); миропонимание - осознание природы, общества и своего места в нем, поиск причин и следствий; мироистолкование -специфическое объяснение человеком истории народа, общества, культуры; миропреобразование - форма активного отношения человека к действительности; выбор стиля взаимоотношений с людьми.
Большая роль в этнокультурном образовании принадлежит воспитателю, который транслирует опыт жизнедеятельности народов региона, страны, мира. Этнокультурная образовательная деятельность, опирающаяся на структуру парадигмального подхода, становится целесообразной, педагогически содержательной, технологически обоснованной. Указанная парадигма образовательной деятельности дошкольников предполагает не только учет всех ее параметров, особенностей, но и обязательную взаимосвязь с другими методологическими подходами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабунова Е. С. Этнокультурная парадигма социализации личности дошкольников /
Психолого-педагогические аспекты исследования проблем дошкольного и общего образования: монография / под ред. О. В. Гневэк. Уфа, 2015. С. 4-26.
2. Бабунова Е. С. Методологические основы разработки педагогической стратегии этнокультурного воспитания дошкольников // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки, 2014. № 1. С. 50-58.
3. Бабунова Е. С. Педагогическая стратегия этнокультурного воспитания детей 5-7 лет в условиях полилогического пространства дошкольного образовательного учреждения: монография. М., Издательство РАЕ, 2012. 400 с.
4. Бабунова Е. С. Проблема формирования этнокультурной установки у детей дошкольного возраста // Новые технологии, 2011. № 2. С. 192-196.
5. Денисенко П. А. Парадигмальность образования как социокультурный феномен // Проблемы безопасности : электрон. науч. журн. 2012. № 1 (15). URL: http://pb. littera-
n.ru/index.php?option=com content&view_=article&id=235%3A2012-03-27-13-08-
21&catid=114%3A2012-03-27-16-35-35&Itemid=55 (дата обращения: 12.11.2016)
6. Денисенко П. А. Парадигмальность образования : социокультурный аспект // Власть. 2009, № 4. С. 91-94.
7. Курочко М. М. Парадигмальность и проективность образования в контексте аксиологии [Электронный ресурс] // Интернет-конференция кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин МГПИ [сайт]. [2011]. URL: http://kulturologclab.ucoz.org/publ/kurochko
m m quot paradigmalnost i proektivnost obrazovanija v kontekste aksiologii quot/1-1-0-8 (дата обращения: 02.10.2011)
8. Наш дом - Южный Урал: программно-методический комплекс / науч. ред. Е. С. Бабунова. Челябинск, 2014. 255 с.
9. Огурцов А. П. Парадигма // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М. Мысль, 2001. Т. 3.С. 193-194.
10. Смирнов С. Д. Мир образов и образ мира // Вестник Моск. ун-та. Сер.14: Психология. 1981. № 2. С. 15-29
11. Тишков В. А. Кризис понимания России / В. А. Тишков. М. : Издательство московского психолого-социального института. Воронеж. Изд-во НПО МОДЭК, 2006. 258 с.
12. Kulikovskaya I. E. Theory of Personal World Outlook Evolution: Categories, Provisions, Proofs //Middle East Journal of Scientific Research Volume 15, Issue 5, 2013, pp. 698-706.
13. Redfield R. Peasant Society and Culture. An Anthropo-Logical Aapproach to Ccivilization. Chicago: The University of Chicago Pprees, 1956. 162 p.
E. S. Babunova (Magnitogorsk, Russia)
ETHNO CULTURAL EDUCATIONAL ACTIVITIES OF PRESCHOOLERS:
PARADIGMATIC ASPECT
Abstract. The article covers one of the most important methodological approaches of ethno cultural education of preschool children. The relevance of the presented material is determined by timeliness of the solution to problems of ethno cultural development of a preschool child identity, pedagogical expedience of the paradigmatic approach use. The analysis and summarizing of references, the pilot study of the author let reveal the key parameters of the paradigmatic approach design, define essential characteristics of concepts, specify technological aspects, the teacher's positional orientation. Disclosure of the author's attitude to the use of the paradigmatic approach in an ethno cultural educational activity of preschool children reveals the relevance of the research. The article describes the program - and goal-oriented, content and technological components of a of preschool ethno cultural education paradigm. The article shows ways of socialization and individualization of children, including interrelation and interdependence of organized social cultural and personal life experience. The article formulates the principle of multiculturalism being the basis of harmonization of the preschool child identity in multiethnic space of a preschool educational institution. The article
discloses the importance of the axiological attitude, the importance of children's interest and motivation in acquisition and application of ethno cultural experience of their life activity and creative life.
Keywords: Paradigm, paradigmatic approach, ethno cultural educational activity, multicultural principle, ethno cultural experience, multicultural skills.
REFERENCES
1. Babunova E. S. Etnokul'turnaya paradigma sotsializatsii lichnosti doshkol'nikov / Psikhologo-pedagogicheskie aspekty issledovaniya problem doshkol'nogo i obshchego obrazovaniya: mono-grafiya / pod red. O. V. Gnevek, Ufa, 2015, pp. 4-26.
2. Babunova E. S. Metodologicheskie osnovy razrabotki pedagogicheskoi strategii etnokul'turnogo vospitaniya doshkol'nikov // Izvestiya Yuzhnogo Federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki [News of Southern Federal University. Pedagogical Sciences], 2014, No 1. pp. 50-58.
3. Babunova E. S. Pedagogicheskaya strategiya etnokul'turnogo vospitaniya detei 5-7 let v usloviyakh polilogicheskogo prostranstva doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya: monografiya, Moscow, Izdatel'stvo RAE, 2012, 400 p.
4. Babunova E. S. Problema formirovaniya etnokul'turnoi ustanovki u detei doshkol'nogo voz-rasta // Novye tekhnologii [New Technologies], 2011, No 2, pp. 192-196.
5. Denisenko P. A. Paradigmal'nost' obrazovaniya kak sotsiokul'turnyi fenomen // Problemy bezopasnosti : elektron. nauch. zhurn. 2012. No 1 (15). URL: http://pb.littera-n.ru/index.php?option=com content&view=article&id= 235%3A2012-03-27-13-08-21&catid=114%3A2012-03-27-16-35-35&Itemid=55
6. Denisenko P. A. Paradigmal'nost' obrazovaniya : sotsiokul'turnyi aspekt // Vlast', 2009, No 4, pp. 91-94.
7. Kurochko M. M. Paradigmal'nost' i proektivnost' obrazovaniya v kontekste aksiologii [El-ektronnyi resurs] // Internet-konferentsiya kafedry filosofii i sotsial'no-gumanitarnykh distsiplin MGPI. 2011. URL: http://kulturologclab.ucoz.org/publ/kurochko m m quot paradigmalnost i _proektivnost_obrazovanija_v_kontekste_aksiologii_quot/1-1-0-8
8. Nash dom Yuzhnyi Ural: programmno-metodicheskii kompleks / nauch. red. E. S. Babunova, Chelyabinsk, 2014, 255 p.
9. Ogurtsov A. P. Paradigma // Novaya filosofskaya entsiklopediya: v 4 t., Moscow, Mysl', 2001, T. 3, pp. 193-194.
10. Smirnov S. D. Mir obrazov i obraz mira // Vestnik Mosk. un-ta. Ser.14: Psikhologiya [The Moscow University Herald. Series 14. Psychology], 1981, No 2, pp. 15-29
11. Tishkov V. A. Krizis ponimaniya Rossii / V. A. Tishkov. Moscow, Izdatel'stvo mos-kovskogo psikhologo-sotsial'nogo instituta. Voronezh, Izd-vo NPO MODEK, 2006, 258 p.
12. Kulikovskaya I. E. Theory of Personal World Outlook Evolution: Categories, Provisions, Proofs // Middle East Journal of Scientific Research, Volume 15, Issue 5, 2013, pp. 698-706.
13. Redfield R. Peasant Society and Culture. An Anthropo-Logical Aapproach to Ccivilization. Chicago: The University of Chicago Pprees, 1956, 162 p.
Бабунова Е. С. Организация этнокультурной образовательной деятельности дошкольников: парадигмальный аспект // Гуманитарно-педагогические исследования. 2017. Т. 1. № 1. С. 13-17.
Babunova E. S. Ethno cultural educational activities of preschoolers: paradigmatic aspect. Gumanitar-no-pedagogicheskie issledovaniya. [Humanitarian and pedagogical Research], 2017, Vol. 1, No 1, pp. 13-17.
Author:
Elena S. Babunova, associate professor, PhD in Pedagogy, professor at the Department of Pre-school Education, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University, [email protected]