Научная статья на тему 'Технология проектирования образовательной деятельности дошкольников в условиях меняющейся этнокультурной ситуации'

Технология проектирования образовательной деятельности дошкольников в условиях меняющейся этнокультурной ситуации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1122
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ENGINEERING / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / DESIGN TECHNOLOGY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / EDUCATIONAL STANDARD / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL ACTIVITIES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ / EDUCATIONAL AREA / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ / ETHNO-CULTURAL SITUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трубина Елена Сергеевна

В данной статье автор раскрывает технологию проектирования образовательной деятельности дошкольников в условиях меняющейся этнокультурной ситуации. Рассмотрены теоретические основы технологии проектирования образовательной деятельности детей дошкольного возраста и особенности ее реализации в образовательной практике. На основе анализа имеющихся определений понятия «педагогическая технология», автор попытался дать собственное определение «технологии проектирования образовательной деятельности дошкольников в условиях меняющейся этнокультурной ситуации». Представлено описание авторской технологии и психолого-педагогические условия ее реализации. Среди условий реализации технологии автором выделены следующие: использование педагогической диагностики, так как ее результаты служат основанием для определения форм и методов организации образовательной деятельности в условиях меняющейся этнокультурной ситуации; дополнение содержания образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения способами проектирования образовательной организации в условиях меняющейся этнокультурной ситуации; педагогическое взаимодействие участников образовательных отношений на основе мультикультурного подхода; научно-методическое обеспечение процесса проектирования образовательной деятельности дошкольников в условиях меняющейся этнокультурной ситуации; организация предметно-пространственной среды группы, соответствующей актуальным задачам этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста; новой формой участия родителей в процессе этнокультурного воспитания детей. Также в данной статье автор представил подробную пошаговую инструкцию по реализации технологии проектирования образовательной деятельности в условиях меняющейся этнокультурной ситуации развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of designing educational activity of preschool children in a changing ethno-cultural situation

In this article the author reveals the design technology of educational activity of preschool children in a changing ethno-cultural situation. The article dwells on theoretical foundations of technology of designing educational activity of preschool children and the peculiarities of its implementation in educational practice. On the basis of analysis of the existing definitions of the notion «pedagogical technology», the author has attempted to give her own definition of «technology of designing educational activity of preschool children in a changing ethno-cultural situation». The article describes the authored technology and psychological and pedagogical conditions of its realization. Among the conditions of the implementation of the technology, the author highlights the following: the use of pedagogical diagnostics as its results form the basis for the definition of forms and methods of organization of educational activities in a changing ethno-cultural situation; the supplement of the content of the education process in preschool educational institutions with ways of designing educational organization in a changing ethno-cultural situation; the pedagogical interaction of participants of educational relations on the basis of a multicultural approach; the scientific and methods support of the design process of educational activity of preschool children in a changing ethno-cultural situation; the organization of subject-spatial environment of the group corresponding to the topical problems of ethno-cultural education of preschool children; a new form of parent participation in the process of ethno-cultural education of children. The article also provides a detailed step-by-step implementation technology of designing educational activities in a changing ethno-cultural situation of development.

Текст научной работы на тему «Технология проектирования образовательной деятельности дошкольников в условиях меняющейся этнокультурной ситуации»

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 373.21

ББК Ч410.24 ГСНТИ 14.23.09 Код ВАК 13.00.07

Трубина Елена Сергеевна,

аспирант III курса кафедры педагогики и филологии Института психологии и социокультурной работы, Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия; 450092, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Мубарякова, 3; e-mail: trubina.elena2009@yandex.ru.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ МЕНЯЮЩЕЙСЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогическая технология, проектирование, технология проектирования, образовательный стандарт, образовательная деятельность, образовательная область, этнокультурная ситуация.

АННОТАЦИЯ. В данной статье автор раскрывает технологию проектирования образовательной деятельности дошкольников в условиях меняющейся этнокультурной ситуации. Рассмотрены теоретические основы технологии проектирования образовательной деятельности детей дошкольного возраста и особенности ее реализации в образовательной практике. На основе анализа имеющихся определений понятия «педагогическая технология», автор попытался дать собственное определение «технологии проектирования образовательной деятельности дошкольников в условиях меняющейся этнокультурной ситуации». Представлено описание авторской технологии и психолого-педагогические условия ее реализации. Среди условий реализации технологии автором выделены следующие: использование педагогической диагностики, так как ее результаты служат основанием для определения форм и методов организации образовательной деятельности в условиях меняющейся этнокультурной ситуации; дополнение содержания образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения способами проектирования образовательной организации в условиях меняющейся этнокультурной ситуации; педагогическое взаимодействие участников образовательных отношений на основе мультикультурного подхода; научно-методическое обеспечение процесса проектирования образовательной деятельности дошкольников в условиях меняющейся этнокультурной ситуации; организация предметно-пространственной среды группы, соответствующей актуальным задачам этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста; новой формой участия родителей в процессе этнокультурного воспитания детей. Также в данной статье автор представил подробную пошаговую инструкцию по реализации технологии проектирования образовательной деятельности в условиях меняющейся этнокультурной ситуации развития.

Trubina Elena Sergeevna,

Post-graduate Student of Department of Pedagogy and Philology, Institute of Psychology and Socio-cultural Work, Eastern Economic-Legal Humanitarian Academy, Ufa, Russia.

TECHNOLOGY OF DESIGNING EDUCATIONAL ACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN IN A CHANGING ETHNO-CULTURAL SITUATION

KEYWORDS: pedagogical technology, engineering, design technology, educational standard, educational activities, educational area, ethno-cultural situation.

ABSTRACT. In this article the author reveals the design technology of educational activity of preschool children in a changing ethno-cultural situation. The article dwells on theoretical foundations of technology of designing educational activity of preschool children and the peculiarities of its implementation in educational practice. On the basis of analysis of the existing definitions of the notion «pedagogical technology», the author has attempted to give her own definition of «technology of designing educational activity of preschool children in a changing ethno-cultural situation». The article describes the authored technology and psychological and pedagogical conditions of its realization. Among the conditions of the implementation of the technology, the author highlights the following: the use of pedagogical diagnostics as its results form the basis for the definition of forms and methods of organization of educational activities in a changing ethno-cultural situation; the supplement of the content of the education process in preschool educational institutions with ways of designing educational organization in a changing ethno-cultural situation; the pedagogical interaction of participants of educational relations on the basis of a multicultural approach; the scientific and methods support of the design process of educational activity of preschool children in a changing ethno-cultural situation; the organization of subject-spatial environment of the group corresponding to the topical problems of ethno-cultural education of preschool children; a new form of parent participation in the process of ethno-cultural education of children. The article also provides a detailed step-by-step implementation technology of designing educational activities in a changing ethno-cultural situation of development.

В настоящее время в педагогическую науку прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. Из ряда определений педагогической технологии, накопленных в педагогике, наиболее близкими к нашему исследованию являются три определения. Первое определение, рекомендованное ЮНЕСКО, комитетом ООН по вопросам образования, науки и культуры: «Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования». Второе определение, данное Г. К. Селевко: «Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей» [11, с. 14]. Третье определение, рассмотренное нами, - Б. Т. Лихачева: «Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса» [8, с. 135]. В педагогической науке «педагогическую технологию» авторы рассматривают с разных позиций: как системный метод оптимизации форм образования, системную совокупность и порядок функционирования средств достижения целей образования, а некоторые трактуют понятие «педагогической технологии» как совокупность психо-ло-педагогических установок в процессе реализации педагогического процесса.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Наиболее близкой к теме нашего исследования является работа Е. С. Евдокимовой. Она разработала основные требования к проектной деятельности, типологию проектов в дошкольных образовательных учреждениях и структуру образовательного проекта [5].

При проектировании образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях меняющейся этнокультурной ситуации мы опирались на имеющиеся педагогические технологии, доказавшие свою жизнеспособность: социально-педагогическая технология развития меж-

национальных отношений субъектов образовательной деятельности (А. Г. Абсаля-мовой), технология социального воспитания (Л. В. Коломийченко), педагогическая технология «Ситуация» (Л. Г. Петерсон, А. И. Буренина, Е. Ю. Протасова) [1; 6; 10]. Рассмотрев различные педагогические технологии, мы смогли увидеть разные подходы авторов к построению технологий, их содержания и мы попытались разработать собственную технологию проектирования образовательной деятельности в условиях динамичной этнокультурной ситуации развития. Технология образовательной деятельности в условиях динамичной этнокультурной ситуации развития включает:

- цель и задачи, выраженные в методологии исследования;

- обновление содержания теории и методики дошкольного образования; когнитивный, эмоционально-рефлексивный и поведенческий компоненты образовательной деятельности дошкольников;

- критерии оценки и показатели образовательной деятельности с учетом этнокультурной ситуации детей дошкольного возраста;

- ценностно-смысловая, аналитическая и развивающая функции;

- ожидаемые результаты реализации данной технологии и рекомендации педагогам дошкольных образовательных учреждений по ее реализации.

Апробация нашей педагогической технологии в условиях дошкольных образовательных организаций позволила нам выработать ее определение. Технология проектирования образовательной деятельности дошкольников в условиях меняющейся этнокультурной ситуации — это совокупность психолого-педагогических условий, определяющих обновление содержания дошкольного образования в условиях меняющейся этнокультурной ситуации, с целью освоения детьми этнокультурных ценностей и традиций, взаимопонимания и взаимообогащения друг друга.

Концептуальная основа технологии проектирования образовательной деятельности дошкольников в условиях меняющейся этнокультурной ситуации заключается в опоре на теоретические исследования в области психологических и педагогических наук.

Содержательная ее часть определена целью образовательной деятельности с учетом этнокультурной ситуации развития.

Процессуальная ее часть выражена в осуществлении традиционных и нетрадиционных форм и методов проектирования

© Трубина Е.С., 2016

образовательной деятельности педагога по обновлению содержания образовательного процесса с учетом этнокультурной ситуации развития личности ребенка.

Исходя из того, что педагогическая технология в целом должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям, нами проведен анализ на ее соответствие определенным критериям технологичности: концептуальности, системности, управляемости, эффективности, воспроизводимости.

Концептуальность. Разработанная нами педагогическая технология проектирования образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях динамичной этнокультурной ситуации опирается на основные положения диалектического материализма, на систему принципов: исторического и логического, теоретического и эмпирического, на единство общечеловеческого, национального и индивидуального в развитие личности. Важными также являются теоретические положения науки о всеобщей связи явлений окружающего мира, о деятельностной сущности человека, познающего и преобразующего мир, самого себя. Основу разработанной нами педагогической технологии составляют следующие исходные положения теоретические концепции и идеи педагогической науки: Концепция дошкольного воспитания (1989), Концепция новой стратегии государственной национальной политики (2012), идеи М. М. Бахтина «о культуре как диалоге» и философские взгляды Е. С. Троицкого о необходимости возрождения народов России [7; 13]. Мы опирались также на государственные нормативно-правовые документы системы образования, такие как: Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (2013), Конвенция о правах ребенка (1989) [12; 14; 15].

Системность. При рассмотрении содержания понятия «проектирование образовательной деятельности в условиях меняющейся этнокультурной ситуации детей дошкольного возраста» мы опирались на системный подход. Рассматривая процесс проектирования образовательной деятельности дошкольников в условиях меняющейся этнокультурной ситуации, мы опирались на логику построения образовательного процесса дошкольных образовательных организаций, а именно на обновление и развитие содержания теории и методики дошкольного образования. Основываясь на результатах теоретического анализа исследований, посвященных сущности проектирования обра-

зовательной деятельности дошкольников, в проектирование образовательной деятельности в условиях меняющейся этнокультурной ситуации детей дошкольного возраста, мы выделили три компонента, которые, на наш взгляд, системно отражают как содержание, так и этапы проектирования образовательной деятельности дошкольников в условиях меняющейся этнокультурной ситуации: когнитивный, эмоционально-рефлексивный и поведенческий. Выделенные нами компоненты еще раз подтверждают знаменитую триаду Тетенса «ум-чувство-воля», которая лежит в основе многих сложных психических процессов.

Управляемость. Управление процессом проектирования образовательной деятельности дошкольников в условиях меняющейся этнокультурной ситуации включает в себя два взаимосвязанных процесса: организацию образовательной деятельности дошкольников и наблюдение за происходящими изменениями. Можно выделить также несколько направлений в деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения в процессе реализации данной технологии: подбор содержания, форм и методов образовательной деятельности, повышение профессиональной компетентности педагогов, родителей; регулирование предметно-пространственной средой. Педагог дошкольного образовательного учреждения может включать в образовательную деятельность детей содержание, исходя из сложившейся этнокультурной ситуации между детьми в группе. О роли субъект-субъектных отношений в группе, наделенных определенными этническими характеристиками, пишет А. Г. Абсалямова [2, с. 116; 3; 4].

Эффективность. Эффективность разработанной нами педагогической технологии проектирования образовательной деятельности дошкольников в условиях меняющейся этнокультурной ситуации выражается следующими параметрами:

- повышение успеваемости детей по разным образовательным областям в процессе образовательной деятельности;

- мотивация дошкольников на сотрудничество в процессе образовательной деятельности;

- создание психологического климата в многонациональной группе детского коллектива дошкольной образовательной организации;

- преодоление негативных оценок (отрицательных стереотипов) в характеристике детьми своей и другой национальности;

- построение детьми взаимоотношений со своими сверстниками и окружающими на основе общечеловеческих нравственных ценностей;

- создание предметно-пространственной среды группы, учитывающей этнокультурную ситуацию развития дошкольников.

Воспроизводимость разработанной нами педагогической технологии проектирования образовательной деятельности дошкольников в условиях меняющейся этнокультурной ситуации заключается в создании психолого-педагогических условий образовательной деятельности дошкольников при меняющейся этнокультурной ситуации. Примером воспроизводимости, а также наличия обратной связи может служить эффективное использование педагогами дошкольных образовательных учреждений основных принципов нашей педагогической технологии в процессе проектирования образовательной деятельности детей дошкольного возраста.

Педагогическая технология проектирования образовательной деятельности дошкольников в условиях меняющейся этнокультурной ситуации осуществляется в двух направлениях:

1) подготовка воспитателей к проектированию образовательной деятельности дошкольников в условиях меняющейся этнокультурной ситуации;

2) непосредственно сам процесс проектирования образовательной деятельности в условиях меняющейся этнокультурной ситуации в дошкольных образовательных учреждениях.

Представим кратко описание разработанной нами педагогической технологии на основе критериев, предложенных Г. К. Селевко [11, с. 26].

По уровню применения: педагогическая в системе дошкольного образования.

По философской основе: гуманистическая + сочетание общечеловеческих и национальных нравственных ценностей.

По основным факторам развития: социогенная + воспитание.

По концепции усвоения: познавательно-исследовательская и продуктивная.

По основному принципу: мульти-культурная, поликультурная, многонациональная.

По ориентации на личностные структуры: знания, умения + способы умственных действий + «Я-концепция» + саморазвивающие механизмы личности.

По характеру содержания: образовательная + воспитывающая + обучающая + развивающая + соответствующая Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (2013).

По типу управления познавательной деятельностью: педагогическое + демократическое + партнерское + саморазвитие субъекта в мультикультурном образовательном пространстве детства.

По организационным формам:

традиционные и нетрадиционные формы организации образовательной деятельности субъектов мультикультурного образовательного пространства детства (индивидуальные, подгрупповые и групповые).

По подходу к субъекту образовательного пространства: личностно-ориентированная педагогика + педагогика сотрудничества.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + проблемная + треннинговая.

По направлению модернизации:

обновление содержания теории и методики дошкольного образования в различных видах детской деятельности.

По категории воспитывающихся и обучающихся: массовая в системе дошкольного образования.

Целевые ориентации:

• Обновление теории и методики дошкольного образования, сопряжение его с образовательными областями, представленными в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

• Воспитание демократического сознания, освобождение его от доминирования одной культуры над другой.

• Развития культуры межнациональных отношений субъектов мультикультур-ного образовательного пространства.

Концептуальные положения

• «Созвездие культур» существует в сознании всего человечества.

• Диалектическое восприятие прошлого, настоящего и будущего человеческой культуры.

• Сосуществование, конструктивное и демократическое взаимодействие людей, представителей различных культур и цивилизаций в регионе, в стране и в мире.

Особенности обновления содержания дошкольного образования

Наука. Содержание образования определяется научными достижениями в сфере философии, антропологии, этнографии, этнологии, этнопедагогики, этнопсихологии; а также «тремя китами» народного творчества: устно-поэтического, музыкально-игрового, декоративно-прикладного искусства.

Образование. Развитие образовательной политики в регионах направлено на системную интеграцию в общероссийское, европейское и мировое образовательное пространство. Содержание и объем основной общеобразовательной программы дошкольного образования рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает вре-

мя, отведенное на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности.

Культура. Культурно-историческое наследие народов России, исторические и фактологические данные о развитии народов России, современные достижения отечественной культуры и ее вклад в «Золотой фонд» культуры мира - основа формирования толерантного сознания личности.

Семья. В сложившихся социальных, культурных и экономических условиях нашей страны к взаимодействию с семьей важно относиться как к стратегическому направлению деятельности дошкольного образовательного учреждения. Содержание дошкольного образования обновляется новыми формами и методами работами с семьей, направленными как на развитие и повышение педагогической компетентности родителей в области этнокультурного воспитания детей, так на установление сотрудничества и взаимодействия с семьями детей.

СМИ (Средства массовой информации). Для эффективного внедрения и массового использования разработанной нами технологии необходимо ее отражение в средствах массовой информации: методических рекомендациях для родителей и педагогов, дидактических материалах по проектированию образовательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях меняющейся этнокультурной ситуации.

Особенности методики дошкольного воспитания

Взаимоотношения субъектов образовательного процесса дошкольных образовательных организаций основываются на взаимовлиянии, взаиморазвитии и взаимодействии. «Созвездие культур» или «муль-тикультурализм» означает богатство и неповторимость культуры всех людей и каждого в отдельности. Воспитание самоуважения и равенства возможностей для всех. Поддержание традиций и учет современных норм поведения. В образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения обеспечивается тесная связь трех факторов: семья, культура, группа (соотношение природного и приобретенного в психике личности, экзистенция накопленного культурного опыта, мультикультурный характер группы). Идея возможности проектирования содержания образовательной деятельности дошкольников в условиях меняющейся этнокультурной ситуации легла в основу педагогической технологии проектирования образовательной деятельности.

Инструкция технологии проектирования образовательной деятельности в условиях меняющейся этнокультурной ситуации развития:

Шаг 1. Определение социально-этнической среды детской группы дошкольной образовательной организации.

Шаг 2. Диагностика взаимоотношений субъектов образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения с использованием комплекса диагностических методик (социометрические методы опроса, анкетирование и др.).

Шаг 3. Уточнение, систематизация и обновление содержания теории и методики дошкольного образования.

Шаг 4. Проектирование образовательной деятельности дошкольников с учетом этнокультурной ситуации по разным образовательным областям, использование наряду с традиционными нетрадиционных форм организации образовательной деятельности дошкольников.

Шаг 5. Анализ полученных результатов при помощи методик, проблемных ситуаций, консультаций с экспертами; научная рефлексия.

Шаг 6. Разработка рекомендации педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям детей дошкольного возраста для получения эффективных результатов по проектированию образовательной деятельности дошкольников в условиях меняющейся этнокультурной ситуации.

В ходе нашего исследования были определены особо значимые психолого-педагогические условия, при которых процесс проектирования образовательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях меняющейся этнокультурной ситуации будет наиболее эффективен:

1. Использование диагностики помогает педагогу фиксировать изменения, происходящие в развитии ребенка. Педагогическая диагностика осуществляется нами в рамках гуманитарного подхода, при этом мы используем метод включенного наблюдения за поведением детей, за взаимодействием между детьми - представителями разных культур в разнообразных видах деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, литературно-речевой). Результаты, полученные нами в ходе педагогической диагностики, являются промежуточными и служат основанием для определения форм и методов организации образовательной деятельности в условиях меняющейся этнокультурной ситуации.

2. Дополнение содержания образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения способами проектирования образовательной деятельности в условиях меняющейся этнокультурной ситуации.

3. Педагогическое взаимодействие участников образовательных отношений на основе мультикультурного подхода приобретает новый характер.

4. Научно-методическое обеспечение процесса проектирования образовательной деятельности дошкольников в условиях меняющейся этнокультурной ситуации включает все необходимые ресурсы эффективного образовательного процесса современного дошкольного образовательного учреждения.

5. Организация предметно-пространственной среды группы, соответствующей актуальным задачам этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста и стимулирующей их к позитивному взаимодействию друг с другом с целью взаимопонимания, взаимообогащения друг друга, выступает одним из важнейших условий косвенного управления этнокультурной ситуацией.

6. Новой формой участия родителей в процессе этнокультурного воспитания детей является активное включение и участие родителей во всех видах организации образовательной деятельности. Родители являются первыми и основными воспитателями собственных детей и нуждаются в получе-

нии полной информации о развитие личности ребенка. Взаимосвязь субъектов взаимодействия в системе: «воспитатель - ребенок - родители» формирует партнерские и ровеснические отношения, создает позитивный и радостный фон взаимодействия.

Разработанная нами педагогическая технология проектирования образовательной деятельности дошкольников в условиях меняющейся этнокультурной ситуации позволила обеспечить эффективность педагогического процесса, направленного на создание необходимых психолого-педагогических условий, определяющих обновление содержания теории и методики дошкольного образования в различных видах деятельности дошкольников, организацию индивидуальной и коллективной деятельности субъектов с целью взаимопонимания и взаимообогащения друг друга. Каждый педагог дошкольного образовательного учреждения может использовать нашу технологию, исходя из особенностей своего региона, целей и задач образования, и самое главное, национального состава детей в группе и складывающихся между ними этнокультурных ситуаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абсалямова А. Г. Развитие межнациональных отношений студенческой молодежи : монография. 3-е изд., перераб. Уфа, 2014. 356 с.

2. Абсалямова А. Г. Компаративисткий подход к исследованию актуальных проблем дошкольного образования/ / Психология образования в поликультурном пространстве. Том 1 (№ 29). Елец, 2015. С. 113-122.

3. Абсалямова А. Г. Мультикультурное образование на современном этапе: проблемы становления в отечественной педагогической практике // Социальная политика и социология / Междисциплинарный научно-практический журнал. 2012. № 9 (87). С. 288-295.

4. Абсалямова А. Г. Интеграция детей-мигрантов в российское образовательное пространство // Вестник ВЭГУ. 2015. № 5 (79). С. 180-188.

5. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. М. : Сфера, 2006. 64 с.

6. Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. Пермь, 2002. 115 с.

7. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. М. : Просвещение, 1989. № 5. С. 10-23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2001. 607 с.

9. Образовательная программа дошкольного образования: Технология проектирования на основе требований ФГОС./ под. Ред. А. А. Майера, А. М. Соломатина, Р. Г. Чураковой. М. : Академкнига / Учебник, 2014. 128 с.

10. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». // Науч. рук. Л. Г. Петерсон / Под общей ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. 2 изд-е, перераб.и доп. М. : Институт системно-деятельностной педагогики, 2014. 383 с.

11. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии : учебное пособие. М. : Народное образование, 1998. 256 с.

12. Конвенция о правах ребенка. URL: http //www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/childcon (дата обращения: 10.12.2015).

13. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http://base.garant.ru/70284810/ #ixzz3uE3G6K8P (дата обращения: 9.12.2015).

14. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: URL: Ы^р://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29-ФЗ_ Об_образовании_в_Российской_Федерации.pdf (дата обращения: 5.12.2015).

15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/228o/l3.o6.l4-ФГОС-ДО.pdf (дата обращения: 1.12.2015).

LITERATURA

1. Absalyamova A. G. Razvitie mezhnatsional'nykh otnosheniy studencheskoy molodezhi : mo-nografiya. 3e izd., pererab. Ufa, 2014. 356 s.

2. Absalyamova A. G. Komparativistkiy podkhod k issledovaniyu aktual'nykh problem do-shkol'nogo obrazovaniya// Psikhologiya obrazovaniya v polikul'turnom prostranstve. Tom 1 (№ 29). Elets, 2015. S. 113-122.

nEflAmmHECKOE OEPA3OBAHME B POCCMM. 2016. № 2

127

3. Absalyamova A. G. Mul'tikul'turnoe obrazovanie na sovremennom etape: problemy stanovleniya v otechestvennoy pedagogicheskoy praktike // Sotsial'naya politika i sotsiologiya / Mezhdistsiplinarnyy nauchno-prakticheskiy zhurnal. 2012. № 9 (87). S. 288-295.

4. Absalyamova A. G. Integratsiya detey-migrantov v ros-siyskoe obrazovatel'noe prostranstvo // Vestnik VEGU. 2015. № 5 (79). S. 180-188.

5. Evdokimova E. S. Tekhnologiya proektirovaniya v DOU. M. : Sfera, 2006. 64 s.

6. Kolomiychenko L. V. Kontseptsiya i programma sotsial'nogo razvitiya detey doshkol'nogo vozrasta. Perm', 2002. 115 s.

7. Kontseptsiya doshkol'nogo vospitaniya // Doshkol'noe vospitanie. M. : Prosveshchenie, 1989. № 5. S. 10-23.

8. Likhachev B. T. Pedagogika. Kurs lektsiy. 4-e izd., pererab. i dop. M., 2001. 607 s.

9. Obrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya: Tekhnologiya proektirovaniya na osnove trebovaniy FGOS./ pod. Red. A. A. Mayera, A. M. Solomatina, R. G. Churakovoy. M. : Aka-demkniga / Uchebnik, 2014. 128 s.

10. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya «Mir ot-krytiy». // Nauch. ruk. L. G. Peterson / Pod obshchey red. L. G. Peterson, I. A. Lykovoy. 2 izd-e, pererab.i dop. M. : Institut sistemno-deyatel'nostnoy pedagogiki, 2014. 383 s.

11. Selevko G. K. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii : uchebnoe posobie. M. : Narod-noe obrazovanie, 1998. 256 s.

12. Konventsiya o pravakh rebenka. URL: http //www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ childcon (data obrashcheniya: 10.12.2015).

13. Ukaz Prezidenta RF ot 19 dekabrya 2012 g. № 1666 «O Strategii gosudarstvennoy natsio-nal'noy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda». URL: http://base.garant.rU/70284810/#ixzz3uE3G6K8P (data obrashcheniya: 9.12.2015).

14. Federal'nyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 29.12.2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii»: URL: http://minobrnauki.rf/dokumenty/2974/fayl/1543/12.12.29-FZ_Ob_obrazovanii_v_ Rossiyskoy_Federatsii.pdf (data obrashcheniya: 5.12.2015).

15. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya. URL: http: //minobrnauki.rf/novosti/3447/fayl/2280/13.06.14-FGOS-DO.pdf (data obrashcheniya: 1.12.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.