Научная статья на тему 'Педагогическая технология взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи с целью защиты прав и достоинств ребенка'

Педагогическая технология взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи с целью защиты прав и достоинств ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
664
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КОНЦЕПЦИЯ / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ АКТИВНОСТЬ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / INTERACTIONS / EDUCATIONAL STANDARD / CONCEPT / LEGAL CONSCIOUSNESS / LEGAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якшигулов Фаил Муратович

В данной статье автор описывает технологию взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи с целью защиты прав и достоинств ребенка. Раскрыты теоретические основы технологии взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи, целью которого является защита прав и достоинств ребенка. При разработке технологии автор ориентируется на российские и международные нормативно-правовые акты. На основе анализа имеющихся определений понятия «педагогическая технология» автор дает собственное определение технологии взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи с целью защиты прав и достоинств ребенка. Представленоописание авторской технологии и психолого-педагогические условия ее реализации. Среди условий реализации технологии выделены следующие: 1) использование педагогической диагностики, так как ее результаты служат основанием для определения форм и методов организации образовательной деятельности во взаимодействии дошкольной образовательной организации и семьи с целью защиты прав и достоинств ребенка; 2) использование новой формы участия родителей в процессе взаимодействии дошкольной образовательной организации и семьи с целью защиты прав и достоинств ребенка. Также представлена подробная пошаговая инструкция для реализации технологии взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи с целью защиты прав и достоинств ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якшигулов Фаил Муратович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF INTERACTION OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ESTABLISHMENT AND A FAMILY TO PROTECT CHILDREN’S RIGHTS

The author describes the technology of interaction of a preschool educational establishment and a family to protect the rights and opportunities of a child. Theoretical bases of the technology of interaction of a preschool educational establishment and a family on protection of the rights of a child are discussed. The author follows the requirements of the Russian and international legal acts to plan and develop the technology of interaction. On the basis of the analysis of the available definitions of the concept "pedagogical technology", the author gives his own definition of the "technology of interaction of a preschool educational establishment and a family to protect rights a child". The description of the author's technology and psychological and pedagogical conditions of its implementation are provided. Among the conditions of implementation of the technology are the following: 1) the use of pedagogical diagnostics as its results form the basis for the choice of the forms and methods of the organization of educational activities in interaction of a preschool educational establishment and a family to protect the rights a child; 2) a new form of participation of parents in the process interaction of a preschool educational establishment and a family on protection of the rights a child. The author provided the detailed step-by-step instruction on implementation of the technology of interaction of a preschool educational establishment and a family to protect the rights of a child.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи с целью защиты прав и достоинств ребенка»

УДК 373.2 ББК Ч410.5

ГСНТИ 14.35.07

Код ВАК 13.00.02

Якшигулов Файл Муратович,

аспирант, Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия; 450071, Башкортостан, Уфа, ул. Менделеева, д. 215/4; e-mail: Ya-Fail@rambler.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ С ЦЕЛЬЮ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ДОСТОИНСТВ РЕБЕНКА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогическая технология; взаимодействие; образовательный стандарт; концепция; правовое сознание; правовая активность.

АННОТАЦИЯ. В данной статье автор описывает технологию взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи с целью защиты прав и достоинств ребенка. Раскрыты теоретические основы технологии взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи, целью которого является защита прав и достоинств ребенка. При разработке технологии автор ориентируется на российские и международные нормативно-правовые акты. На основе анализа имеющихся определений понятия «педагогическая технология» автор дает собственное определение технологии взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи с целью защиты прав и достоинств ребенка. Представлено описание авторской технологии и психолого-педагогические условия ее реализации. Среди условий реализации технологии выделены следующие: 1) использование педагогической диагностики, так как ее результаты служат основанием для определения форм и методов организации образовательной деятельности во взаимодействии дошкольной образовательной организации и семьи с целью защиты прав и достоинств ребенка; 2) использование новой формы участия родителей в процессе взаимодействии дошкольной образовательной организации и семьи с целью защиты прав и достоинств ребенка. Также представлена подробная пошаговая инструкция для реализации технологии взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи с целью защиты прав и достоинств ребенка.

Yakshigulov Fail Muratovich,

Post-graduate Student, Eastern Academy of Economics, Law and the Humanities, Ufa, Bashkortostan, Russia.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF INTERACTION OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ESTABLISHMENT AND A FAMILY TO PROTECT CHILDREN'S RIGHTS

KEY WORDS: pedagogical technology; interactions; educational standard; concept; legal consciousness; legal activity.

ABSTRACT. The author describes the technology of interaction of a preschool educational establishment and a family to protect the rights and opportunities of a child. Theoretical bases of the technology of interaction of a preschool educational establishment and a family on protection of the rights of a child are discussed. The author follows the requirements of the Russian and international legal acts to plan and develop the technology of interaction. On the basis of the analysis of the available definitions of the concept "pedagogical technology", the author gives his own definition of the "technology of interaction of a preschool educational establishment and a family to protect rights a child". The description of the author's technology and psychological and pedagogical conditions of its implementation are provided. Among the conditions of implementation of the technology are the following: 1) the use of pedagogical diagnostics as its results form the basis for the choice of the forms and methods of the organization of educational activities in interaction of a preschool educational establishment and a family to protect the rights a child; 2) a new form of participation of parents in the process interaction of a preschool educational establishment and a family on protection of the rights a child. The author provided the detailed step-by-step instruction on implementation of the technology of interaction of a preschool educational establishment and a family to protect the rights of a child.

В1

• рамках нашего исследования взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи с целью защиты прав и достоинств ребенка мы обращаем внимание на процесс взаимодействия дошкольной организации и семьи, направленный на защиту прав и достоинств ребенка, т. е. мы ищем ответ на вопрос о том, как эффективно организовать защиту прав и достоинств ребенка в дошкольной образовательной организации и в семье. Мы считаем, что защита прав и достоинств ребенка в дошкольной образовательной организации и в семье во взаи-

модействии родителей и сотрудников дошкольной образовательной организации возможна с применением разработанной и апробированной нами педагогической технологии взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи с целью защиты прав и достоинств ребенка.

В современной отечественной педагогике есть множество определений педагогической технологии. Для нашего исследования наиболее релевантными являются следующие определения:

1) определение В. В. Юдина: «Педагогическая технология - это совокупность мето-

© Якшигулов Ф. М., 2016

дов, приемов обучения, гарантированно приводящих к заданному результату» [14, с. 14].

2) определение, данное Г. К. Селевко: «Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей» [15, с. 14].

3) определение, данное Б. Т. Лихачевым: «Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса» [12, с. 135].

В педагогике «педагогическая технология» рассматривается с разных позиций: как системный метод оптимизации форм образования, системная совокупность и порядок функционирования средств достижения целей образования, а некоторые трактуют понятие «педагогической технологии» как совокупность психолого-педагогических установок в процессе реализации педагогического процесса.

В нашем исследовании мы рассматриваем понятие социально-педагогической технологии взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в области защиты прав и достоинств ребенка. Наиболее близкой к теме нашего исследования является работа Т. Н. Дороновой. Она предлагает методические рекомендации руководителям дошкольных образовательных организаций по координации усилий семьи и ДОО по реализации прав и достоинств ребенка.

Педагогическая технология взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи с целью защиты прав и достоинств ребенка включает следующие элементы:

- цель и задачи, выраженные в методологии исследования;

- когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, составляющие правовую культуру личности;

- критерии оценки и показатели взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи с целью защиты прав и достоинств ребенка;

- обновление содержания теории и методики дошкольного образования;

- гарантированные результаты и рекомендации по реализации данной технологии.

Апробация данной педагогической технологии в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи с целью защиты прав и достоинств ре-

бенка позволила разработать собственное определение. Педагогическая технология взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи с целью защиты прав и достоинств ребенка — это процесс педагогического взаимодействия сотрудников ДОО и семьи, направленный на развитие правовой грамотности сотрудников ДОО и семьи с целью защиты прав и достоинств ребенка и развития правового сознания у детей дошкольного возраста.

Данная технология основана на теоретических и эмпирических исследованиях в области психологических, юридических и педагогических наук.

Содержательная ее часть определена целью образовательной деятельности с учетом правового развития.

Процессуальная часть выражена в повышении правовой компетентности всех субъектов образовательной деятельности и методов проектирования взаимодействия сотрудников дошкольной образовательной организации и семьи, направленного на защиту прав и достоинств ребенка.

В виду того что педагогическая технология должна удовлетворять методологическим требованиям, мы провели анализ соответствия определенным критериям технологичности: концептуальности, системности, управляемости, эффективности, воспроизводимости.

Концептуальность. Разработанная нами социально-педагогическая технология взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи с целью защиты прав и достоинств ребенка опирается на основные положения философии гуманизма, на социализации индивида в общество и систему принципов (исторического и логического, теоретического и эмпирического), на единство общечеловеческого, социально-правового, духовно-нравственного и индивидуального развития личности. Основу разработанной нами педагогической технологии составляют следующие положения, концепции и идеи современной педагогической науки: Концепция долгосрочного социально- экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 г., протокол № 36) [5], Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. (29.12.2014 г.) [6]. Также в значимыми при разработке технологии стали идеи, высказанные Т. Н. Дороновой в работе «Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада», и идеи К. Н. Вентцель, предложенные в работе «О теории свобод-

ного воспитания». Мы также ориентируемся на российские и международные нормативно-правовые акты: Конвенция о правах ребенка (1989) [9], Конституция РФ (2003), Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ [7], Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг. (01.06.2012) [8], Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. (29.05.2015) [11].

Системность. Данная социально-педагогическая технология не будет работать, если не будет основываться на системном подходе. Рассматривая процесс взаимодействия дошкольной образовательной деятельности и семьи, нацеленный на защиту прав и достоинств ребенка, мы опирались на логику построения образовательного процесса дошкольных образовательных организаций и семьи, а именно на обновление и развитие содержания теории и методики дошкольного образования по повышению правовой культуры сотрудников дошкольной образовательной организации и семьи. Основываясь на результатах теоретического анализа исследований взаимодействия дошкольной организации и семьи с целью защиты прав и достоинств ребенка в процессе образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации и семьи, мы выделили три компонента: когнитивный, эмоционально-рефлексивный и поведенческий.

Управляемость. Управление непрерывным процессом проектирования образовательной деятельности детей как в дошкольной образовательной организации, так и в семье, направленным на повышение правовой культуры и защиту прав и достоинств ребенка, включает два взаимосвязанных процесса: повышение правовой культуры всех субъектов образовательной деятельности и наблюдение за происходящими изменениями. Мы выделяем несколько направлений в деятельности сотрудников дошкольной образовательной организации в процессе реализации данной технологии: подбор содержания, форм и методов в организации образовательной деятельности, повышение правовой грамотности всех субъектов образовательной деятельности с целью защиты прав и достоинств ребенка, взаимодействие с родителями в организации предметно-пространственной средой в развитии правовой позиции личности ребенка у старших дошкольников. О роли субъект-субъектных отношений в группе, наделенной определенными этническими характеристиками, пишет А. Г. Абсалямова [1, с. 116].

Эффективность разработанной нами педагогической технологии взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи с целью защиты прав и достоинств ребенка выражается следующими параметрами:

- повышение правовой культуры сотрудников дошкольной образовательной организации с целью защиты прав и достоинств ребенка;

- повышение правовой культуры родителей с целью защиты прав и достоинств ребенка;

- оказание специалистами психолого-правовой помощи детям, находящимся в трудной ситуации, тем, кто страдает от семейного насилия и находится в социально опасном положении;

- мотивация дошкольников на исполнение установленных в дошкольной образовательной организации правил;

- создание психологического комфорта и правовой атмосферы в коллективе дошкольной образовательной организации;

- развитие правовой культуры у детей дошкольного возраста;

Воспроизводимость разработанной нами педагогической технологии взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи с целью защиты прав и достоинств ребенка заключается в создании психолого-педагогических и правовых условий повышения правовой культуры сотрудников дошкольной образовательной организации и семьи. Примером воспроизводимости взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи по защите прав и достоинств ребенка может служить эффективное использование основных принципов данной педагогической технологии в процессе взаимодействия с родителями и непрерывной организации образовательной деятельности детей как в семье, так и в дошкольной образовательной организации.

Педагогическая технология взаимодействия образовательной организации и семьи с целью защиты прав и достоинств ребенка осуществляется по следующим направлениям:

1) повышение правовой культуры сотрудников дошкольной образовательной организации с целью правового взаимодействия с родителями с целью защиты прав и достоинств ребенка;

2) повышение правовой культуры родителей, опекунов и т. п. с целью эффективного правового взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи с целью защиты прав и достоинств ребенка;

3) развитие правовой культуры у детей дошкольного возраста.

Представим кратко описание разработанной нами педагогической технологии

взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи с целью защиты прав и достоинств ребенка. За основу возьмем схему описания технологии Г. К. Селев-ко [10, с. 26].

По уровню применения - педагогическая в системе дошкольного образования.

На философской основе - гуманистическая + сочетание общечеловеческих, правовых и нравственных ценностей.

По основным факторам развития - социогенная + воспитание

По концепции усвоения - познавательно-исследовательская и продуктивная.

По основным принципам - инициативности, целеустремленности, индивидуализации, открытости.

По ориентации на личностные структуры - знания, умения + эффективная реализация полученных правовых знаний по защите прав и достоинств ребенка.

По характеру содержания - образовательная + воспитывающая + обучающая + развивающая (игровая) в соответствии с законодательством РФ.

По типу управления - педагогическое + правовое + нравственное + саморазвитие всех участников образовательной деятельности по защите прав и достоинств ребенка.

По организационно-правовым формам - традиционные, нетрадиционные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи с целью защиты прав и достоинств ребенка, а также непрерывная организация образовательной деятельности как в дошкольной образовательной организации, так и в семье в развитии правовой культуры у детей дошкольного возраста.

По подходу к субъекту образовательного пространства - системная педагогика + личностно ориентированная + педагогика сотрудничества.

По методу - повышение квалификации + тренинговая + игровая + объяснительно-иллюстрированная.

По направлению модернизации -эффективное правовое взаимодействие сотрудников образовательной организации и семьи с целью защиты прав и достоинств ребенка, обновление содержания теории и методики дошкольного образования в различных видах детской деятельности в развитии правовой культуры у детей дошкольного возраста.

По категории воспитывающихся и обучающихся - массовая в системе дошкольного образования.

Целевые ориентации:

- развитие правовой культуры всех сотрудников дошкольной образовательной

организации и семьи с целью защиты прав и достоинств ребенка;

- развитие правовой культуры родителей с целью защиты прав и достоинств ребенка;

- развитие правовой культуры детей дошкольного возраста;

Концептуальные положения:

- философское восприятие прошлого, настоящего и будущего человеческой культуры;

- правовое взаимодействие людей, представителей различных культур и цивилизаций в мире, стране, регионе и в семье.

Особенности взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи с целью защиты прав и достоинств ребенка

Взаимодействие сотрудников дошкольной образовательной организации и семьи с целью защиты прав и достоинств ребенка происходит на правовых основах, в совместном развитии правовой культуры как в дошкольных образовательных организациях, так и в семье, при поддержке традиций и учете современных норм поведения, а также непрерывной организации образовательной деятельности по развитию правового сознания детей как в дошкольной образовательной организации, так и в семье. Данная идея легла в основу педагогической технологии взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи с целью защиты прав и достоинств ребенка.

Особенности обновления содержания дошкольного образования

Правовой потенциал детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) устремлен на раскрытие правовых способностей и целенаправленное развитие правовой культуры старших дошкольников. Содержание и объем основной общеобразовательной программы дошкольного образования рассчитываются в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включают время, отведенное на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности.

Методы, способствующие развитию правовой позиции личности старших дошкольников. Предложены авторские методы активизации правовой позиции личности: использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы), беседа о прочитанном и просмотренном, «мозговой штурм», решение проблем-

ных задач, поиск решений от своего имени или имени героя («Если бы я был полицейским...», «Если бы я вдруг превратился в...»), дидактические игры («Я имею право», «Чьи права нарушены?», «Выбери право»), метод драматизации (позволяет детям науиться «вчувствоваться» в другого, войти в его положение).

Педагогическое взаимодействие взрослых и детей носит системный и субъект-субъектный характер и основано на системном, личностно ориентированном и субъектном подходах. Педагогическое взаимодействие, осуществляемое в процессе коллективной правовой деятельности, основано на партнерских отношениях.

Правовая атмосфера коллектива дошкольной образовательной организации способствует развитию правового потенциала педагогического коллектива, предпринимающего определенные усилия в развитии правовой культуры у детей.

Правотворчески развивающая среда дошкольной группы и всего детского сада создается в результате сотрудничества взрослых и детей, постоянно обновляясь и дополняясь, выступает продуктом детского правотворчества и запуском механизма развития правовой культуры у детей.

Особенности организации правовой деятельности

Взаимоотношения субъектов образовательного процесса дошкольной образовательной организации и семьи основываются на активном правовом взаимодействии. Уникальность и неповторимость каждой личности проявляются в правовых поступках. Для родителя и педагога, работающего в соответствии с принципами педагогики

взаимодействия, не существует отсталых детей. В процессе воспитания обеспечивается тесная связь трех факторов - личность, семья, группа (соотношение природного и приобретенного в психике личности). Идея взаимодействии дошкольной образовательной организации и семьи с целью защиты прав и достоинств ребенка, а также возможности развитии правовой культуры у детей дошкольного возраста легла в основу данной педагогической технологии.

Программа реализации педагогической технологии взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи с целью защиты прав и достоинств ребенка

Шаг 1. Изучить особенности взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи по защите прав и достоинств ребенка.

Шаг 2. Определить степень правовой культуры ребенка (методы наблюдения и интервьюирования, направленные на определение представления ребенком, что такое право, знает ли он свои права и обязанности).

Шаг 3. Подбор и применение методов активизации правовой активности в различных видах деятельности детей.

Шаг 4. Анализ полученных данных и их математическая обработка.

Шаг 5. Консультации с экспертами и разработка рекомендаций по развитию правовой активности старших дошкольников.

Шаг 6. Разработка рекомендаций педагогам дошкольных образовательных организаций и родителям для эффективного взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи с целью защиты прав и достоинств ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абсалямова А. Г. Компаративисткий подход к исследованию актуальных проблем дошкольного образования / / Психология образования в поликультурном пространстве. Т. 1 (№ 29). Елец, 2015. С. 113-122.

2. Вентцель К. Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. М. ; СПб. : Голос труда, 1923.

3. Доронова Т. Н., Жичкина А. Е., Голубева Л. Г. Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада. М. : Просвещение, 2006.

4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. М. : Сфера, 2006.

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. URL: http://government.ru/info/6217/.

6. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. URL: http: //government.ru/info/6217/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Консультант Плюс Надежная правовая поддержка. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.

8. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. URL: http: //government.ru/media/files /bFuk5ymABkM.pdf.

9. ООН. Конвенции и соглашения. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.

10. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие. М. : Народное образование, 1998.

11. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. URL: http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf.

12. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. М., 2001.

13. Штоф В. А. Моделирование и философия. М. - Л. : Наука, 1966.

14. Юдин В. В. Технологическое проектирование педагогического процесса : монография. М. : Университетская книга, 2008.

15. Энциклопедия профессионального образования : в 3-х т. / под ред. С. Я. Батышева. М. : АПО, 1999. Т. 2.

REFERENCES

1. Absalyamova A. G. Komparativistkiy podkhod k issledovaniyu aktual'nykh problem doshkol'nogo ob-razovaniya // Psikhologiya obrazovaniya v polikul'turnom prostranstve. T. 1 (№ 29). Elets, 2015. S. 113-122.

2. Venttsel' K. N. Teoriya svobodnogo vospitaniya i ideal'nyy detskiy sad. M. ; SPb. : Golos truda, 1923.

3. Doronova T. N., Zhichkina A. E., Golubeva L. G. Zashchita prav i dostoinstva malen'kogo rebenka: ko-ordinatsiya usiliy sem'i i detskogo sada. M. : Prosveshchenie, 2006.

4. Evdokimova E. S. Tekhnologiya proektirovaniya v DOU. M. : Sfera, 2006.

5. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 g. URL: http://government.ru/info/62i7/.

6. Kontseptsiya Federal'noy tselevoy programmy razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gg. URL: http: //government.ru/info/6217/.

7. Konsul'tant Plyus Nadezhnaya pravovaya podderzhka. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.

8. Natsional'naya strategiya deystviy v interesakh detey na 2012-2017 gody. URL: http: //government.ru/media/files /bFuk5ymABkM.pdf.

9. OON. Konventsii i soglasheniya. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.

10. Selevko G. K. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii : ucheb. Posobie. M. : Narodnoe obrazovanie, 1998.

11. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 g. URL: http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf.

12. Likhachev B. T. Pedagogika. Kurs lektsiy. M., 2001.

13. Shtof V. A. Modelirovanie i filosofiya. M. - L. : Nauka, 1966.

14. Yudin V. V. Tekhnologicheskoe proektirovanie pedagogicheskogo protsessa : monografiya. M. : Uni-versitetskaya kniga, 2008.

15. Entsiklopediya professional'nogo obrazovaniya : v 3-kh t. / pod red. S. Ya. Batysheva. M. : APO, 1999. T. 2.

Статью рекомендует д-р пед. наук А. Г. Абсалямова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.