общение с коллегами. Сетевое сообщество учителей помогает учителям в удобное время, имея доступ к Интернету, общаться со своими коллегами и единомышленниками. А это повышает уровень профессиональной культуры.
Цель педагогического сообщества определяется создателями сообщества, в дальнейшем может корректироваться под воздействием мнения членов сообщества. Цель всегда лежит в области решения профессиональных задач, стоящих перед системой образования.
Основными видами педагогических сетевых сообществ являются: монопредметные, надпредметные, мультипредметные, федеральные, региональные, муниципальные, школьные сообщества [4].
Средством в данном случае будет являться набор инструментов, позволяющих управлять контентом сообщества. Наиболее предпочтительным средством коммуникаций в системе подготовки и методической поддержки являются интернет-технологии и социальные сети, позволяющие создать профессиональное сетевое сообщество с участием всех заинтересованных лиц: педагогов, психологов, социальных работников, методистов, преподавателей системы дополнительного образования, родителей. Профессиональное сетевое сообщество представляет собой интерактивную площадку для обмена опытом, получения консультаций, рекомендаций по вопросам обучения, воспитания и развития учащихся. Основой и ключевой особенностью виртуального социально-педагогического сообщества является откры-
Библиографический список
тое обсуждение, общение группы людей при помощи информационной сети Интернет.
Работа профессиональных сетевых социально-педагогических сообществ показывает высокую активность участников и значительный профессиональный интерес к обсуждаемой в сообществах тематике. Создание сетевого сообщества позволяет педагогу получить навыки использования дистанционных форм обучения, наработать информационную базу ресурсов по актуальным проблемам. Социальные сети, объединяющие педагогов, обеспечивают формирование системы общественной оценки и рецензирования современных образовательных технологий и способствуют созданию условий самореализации педагогов, их профессионального роста и обмена эффективными педагогическими практиками.
Современный педагог рассматривает Интернет не только как базу данных, но и как определенный инструмент и механизм своей профессиональной деятельности. Существующие интернет-технологии позволяют педагогу оперативно получать необходимую информацию, размещенную на сайтах образовательного назначения, и активно обмениваться опытом с коллегами посредством электронной почты, web - конференции, форумов и чатов. Таким образом, одна из основных характеристик модернизации образования как системы - это формирование устойчивой среды профессионального общения, как важнейшего элемента повышения квалификации преподавателя и формирование положительного имиджа образовательного учреждения в целом [5].
1. Патаракин, Е.Д. Сетевые сообщества и обучение. - М., 2006.
2. Кулагин, В.П. Социальные сетевые сообщества в системе общего образования / В.П. Кулагин, Е.Н. Ястребцева, Н.М. Оболяева, Ю.М. Кузнецов // Информатизация образования и науки. - 2009. - № 2.
3. Кулагин, В.П. Интернет-технологии и социальные сети в системе подготовки и методической поддержки работников образования / В.П. Кулагин, Н.М. Оболяева, Ю.М. Кузнецов // Информатизация образования и науки. - 2010. - № 3(7).
4. Патаракин, Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. - М., 2007.
5. Уварова, Н.Н. Роль имиджа вуза в профессиональной деятельности педагога // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: материалы XIV Международной научно-практич. конф.: в 2 т. - М., 2013. - Т. II.
Bibliography
1. Patarakin, E.D. Setevihe soobthestva i obuchenie. - M., 2006.
2. Kulagin, V.P. Socialjnihe setevihe soobthestva v sisteme obthego obrazovaniya / V.P. Kulagin, E.N. Yastrebceva, N.M. Obolyaeva, Yu.M. Kuznecov // Informatizaciya obrazovaniya i nauki. - 2009. - № 2.
3. Kulagin, V.P. Internet-tekhnologii i socialjnihe seti v sisteme podgotovki i metodicheskoyj podderzhki rabotnikov obrazovaniya / V.P. Kulagin, N.M. Obolyaeva, Yu.M. Kuznecov // Informatizaciya obrazovaniya i nauki. - 2010. - № 3(7).
4. Patarakin, E.D. Socialjnihe servisih Veb 2.0 v pomothj uchitelyu. - M., 2007.
5. Uvarova, N.N. Rolj imidzha vuza v professionaljnoyj deyateljnosti pedagoga // Sovremennihe problemih gumanitarnihkh i estestvennihkh nauk: materialih XIV Mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf.: v 2 t. - M., 2013. - T. II.
Статья поступила в редакцию 10.11.14
УДК 378
Abdurazakova D.M., Ismailovа S.A. PREPARING STUDENTS FOR THE REALIZATION OF CHILDREN'S RIGHTS IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION. The work outlines the issues of preparing students for the realization of the rights of children in pre-school educational institutions, using the specific courses, the purpose of which is the formation of readiness of students to the protection of children's rights. The authors share their experience in the implementation of elective courses "The United Nations Convention on the rights of the child" and "Methods of study of the Convention on the rights of the child" on the basis of the Department of Preschool Education in Dagestan State Pedagogical University. The authors define the task of a future teacher as being ready to teach to organize the upbringing and education in a preschool by building a favorable moral and legal space that would facilitate the development of an every child. The legal, or law, space is meant the creation of a democratic style of life, which is actually a model of our modern civil society, where the freedom in action is limited only by freedom of other members of the society.
Key words: children's rights, protection and realization of children's rights, educational organization, Convention on the rights of the child of the United Nations Organization.
Д.М. Абдуразакова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. теории и методики обучения праву, декан факультета педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО «Дагестанский гос. педагогический университет», г. Махачкала; С.А. Исмаилова, магистрант ФГБОУ ВПО «Дагестанский гос. педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В данной статье рассмотрены актуальные проблемы подготовки студентов к реализации прав ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения с использованием возможности специальных курсов, целью которых является формирование готовности студентов к защите прав детей. Авторы делятся опытом реализации элективных курсов «Конвенция ООН о правах ребенка» и «Методика изучения Конвенции о правах ребенка» на базе факультета «Дошкольное образование» Дагестанского государственного педагогического университета.
Ключевые слова: права ребенка, защита и реализация прав детей, образовательная организация, «Конвенция ООН о правах ребенка».
Сегодня в системе дошкольного образования и в отношении общества к этой системе происходят положительные сдвиги. Однако на их фоне наблюдаются, к сожалению, случаи, когда права и свободы ребенка в образовательной организации реализуются не в полной мере, в частности даже нарушаются. Чрезмерная нагрузка, которую вынужден нести на своих плечах современный ребенок, необоснованный авторитаризм взрослых в общении с детьми, отчужденность семьи как социального института от образовательной организации, низкий уровень правовой культуры взрослых и детей, - вот только некоторые причины, которые достаточно часто не позволяют ребенку, утомленному образовательным процессом, чувствовать себя комфортно и защищено. Мы, взрослые, выстраивая мир детства в соответствии с психолого - дидактическими законами, не всегда осознаем, что несущей конструкцией этого сложного сооружения являются не знания и компетентности, а детская личность, ее права и свободы. Безусловно, было бы несправедливо адресовать все упреки только к образовательной организации. В ней всегда отображается то, что происходит в обществе в целом. Однако нельзя не признать, факторы образовательной среды во многом предопределяют ситуации нарушения или неполного соблюдения прав детей.
Проблема обеспечения прав ребенка в образовательной организации - это проблема многогранна и вроде бы совсем не связана с проблемами конкретного ребенка. Дело в том, что когда мы говорим о реализации права на образование ребенка в России, то мы, в отличие от многих других стран, ставим задачу реализации права на качественное образование, на достойное образование.
Проблема соблюдения прав ребенка имеет существенное значение не только для совершенствования российской системы образования, повышения ее конкурентоспособности в мировом пространстве, но и для становления в России гражданского общества.
В настоящее время в общеобразовательных организациях страны наметились позитивные тенденции, направленные на соблюдение и защиту прав ребенка в рамках образовательного процесса. Вместе с тем, ряд исследований показал, что права ребенка в образовании соблюдаются не в полной мере [1]. К основным причинам, не позволяющим современному ребенку чувствовать себя равноправно и комфортно в учебном заведении, относятся: недостаточное внимание к социально-личностному развитию ребенка в образовательном процессе, отсутствие правовых гарантий защиты от учебных, эмоциональных, психологических перегрузок, завышенные требования при поступлении в школу и по ее окончании, авторитаризм учителей и родителей по отношению к детям, насилие в семье и т.д.
Эффективное решение указанных проблем невозможно без изменения профессиональной позиции педагога, его взглядов на взаимоотношения между педагогом и ребенком. К сожалению, на сегодняшний день педагоги по ряду объективных и субъективных причин не чувствуют себя ответственными за то, что они должны и могут защитить ребенка в образовательной организации.
Во многом это связано с правовой неграмотностью самих педагогов. По данным Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РД, 80% учителей даже не знакомы с таким документом, как Конвенция о правах ребенка. Однако дело заключается не в том, чтобы посмотреть текст и узнать, какие права имеет ребенок, - смысл международных документов состоит в том, чтобы помочь всем осознать и признать ребенка, прежде всего личностью [2].
Другая причина, по которой педагог не чувствует себя защитником прав детей, связана с его профессиональным ста-
тусом. На сегодняшний день совершенно изменились функции воспитателя в ДОУ. Педагогам ДОУ необходимо совершенно по-другому строить отношения с детьми и родителями. К тому же сложившийся стереотип жизненных ценностей у большинства педагогов, которые формировались вне правового пространства, не всегда позволяет положительно воспринимать правовую осведомленность своих подопечных. Нередко учителя, воспитатели в ДОУ, нарушают права детей, проявляют педагогический произвол, совершенно не задумываясь об этом.
И наконец, еще одна причина, по которой педагоги оказываются не готовыми к реализации прав ребенка в образовательных организациях - это недостаточное внимание к правовому воспитанию и обучению в практике педагогических вузов.
Необходимость изучения прав ребенка всеми педагогами очевидна и обусловлена рядом факторов.
Инновационные процессы, связанные с модернизацией всей системы образования, предъявляют особые требования к профессиональной деятельности педагогов, дошкольной образовательной организации. В современных условиях нужен воспитатель, который не только владеет специальными знаниями и навыками, но и наделен определенными личностными качествами, такими как достоинство, благородство, любовь к детям, активная гражданская позиция, а также обладает знаниями из разных отраслей российского права. Он должен уметь применять их на практике, пользоваться своими правами, вести работу по профилактике правонарушений среди учащихся. Таким образом, правовая культура воспитателя становится неразрывной составляющей его профессиональной подготовки.
Дошкольная образовательная организация, наряду с другими институтами, должна создавать условия для обеспечения прав и законных интересов детей дошкольного возраста. Для этого воспитатели сами должны знать и профессионально использовать положения нормативно - правовых документов о защите прав детей. В связи с этим в ДГПУ на факультете «Дошкольное образование» ввели специальные курсы «Конвенция ООН о правах ребенка» и «Методика изучения Конвенции о правах ребенка» для студентов второго и третьего курсов. Они изучаются на интерактивной доске [3; 4].
Содержание спецкурсов позволяет осуществлять взаимосвязь, преемственность и взаимовлияние педагогических идей выдающихся ученых и деятелей культуры разных стран, народов нашей страны.
Программа спецкурса «Конвенция ООН о защите прав ребенка» устанавливает диалектическое единство системы знаний о правах человека с психолого - педагогической наукой. Как показывает опыт работы со студентами, учет психолого - педагогического фактора позволяет студенту научиться строить свою работу таким образом, чтобы идеи и принципы Конвенции становились нравственной основой в общении и взаимодействии с другими людьми, регулятором их жизнедеятельности.
Задача будущего педагога - научиться организовывать воспитание и обучение в ДОУ, таким образом, чтобы создавать благоприятное нравственно - правовое пространство, которое способствовало бы успешному развитию каждого ребенка. Под правовым пространством ДОУ понимается «создание демократического уклада жизни, который по существу является действующей моделью современного гражданского общества, где свобода каждого поступать по своему разумению ограничивается лишь свободой других членов общества поступать так же, где правила общей жизни устанавливаются по общему согласию» [5].
Важнейшим компонентом формирования правового пространства ДОУ является реализация прав и свобод всех частников образовательного процесса. Взаимное наделение воспитателей, родителей, детей, как правами, так и обязанностями выступает одним из характерных признаков демократического типа педагогической культуры. Педагог обязан соблюдать права и свободы детей, обеспечивать охрану его жизни, здоровья, уважать личность ребенка, его право на выражение мнений и убеждений, поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства. Он вправе осуществлять обучающее и воспитывающее воздействие на ребенка, но лишь в рамках определенных нормами действующего законодательства
Поскольку большинство выпускников педагогического вуза будут не только преподавателями-предметниками в школе, лицее, гимназии, но и классными руководителями, воспитателями, им придется вести работу по просвещению родителей в деле соблюдения и защиты прав ребенка.
Таким образом, особенностью профессиональной подготовки будущих педагогов должно стать четкое осознание условий реализации и защиты прав ребенка в образовательной организации, знание международных нормативных актов, определяющих статус ребенка и учителя в современном мире, а также овладение навыками и технологиями деятельности по защите и обеспечению прав ребенка.
Библиографический список
1. Лебедев, О.Е. О соблюдении прав детей в образовательных учреждениях Российской Федерации: Доклад. - СПб., 2010.
2. Маллаев, Д.М. Методика преподавания прав ребенка: учеб. пособ. для студентов высших учебных заведений / Д.М. Маллаев, Д.И. Гасанова, Д.М. Абдуразакова. - Махачкала, 2008.
3. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М., 1991.
4. Шнекендорф, З.К. Конвенция о правах ребенка: программа и материалы спецкурса. - М., 1996.
5. Певцова, Е.А. Теория и методика обучения праву. - М., 2003.
Bibliography
1. Lebedev, O.E. O soblyudenii prav deteyj v obrazovateljnihkh uchrezhdeniyakh Rossiyjskoyj Federacii: Doklad. - SPb., 2010.
2. Mallaev, D.M. Metodika prepodavaniya prav rebenka: ucheb. posob. dlya studentov vihsshikh uchebnihkh zavedeniyj / D.M. Mallaev, D.I. Gasanova, D.M. Abdurazakova. - Makhachkala, 2008.
3. Verbickiyj, A.A. Aktivnoe obuchenie v vihssheyj shkole: kontekstnihyj podkhod. - M., 1991.
4. Shnekendorf, Z.K. Konvenciya o pravakh rebenka: programma i materialih speckursa. - M., 1996.
5. Pevcova, E.A. Teoriya i metodika obucheniya pravu. - M., 2003.
Статья поступила в редакцию 20.11.14
УДК 377.112-057.85
Vaganova N.O. THE INTEGRATION OF LEVELS OF PROFESSIONAL EDUCATION IN A UNIVERSITY COMPLEX INTO THE SYSTEM OF MARKS. The object of the work is to research possibilities of integration being understood as a union of material, intellectual resources, scientific potentials, achievements and technologies of multilevel professional educational institutions, being a part of the university complex structure. The methods of the paper include research in scientific-pedagogical literature, analysis of standard documents and functioning university complexes practice. The results of the project are actualized in recommendations for applying the general system of credit-test units as one of the integration conditions of university complex in secondary and higher professional education levels. The scientific novelty is realized in the attempt to fill in methodological gaps in university complex activity, to reveal conditions, which promote integration within the university complex. The author considers the introduction of the students' achievements evaluating universal system as practical importance, as it will promote the effective integration of professional education of multilevel institutions within a university complex structure.
Kew words: university complex, credit-test units, secondary and higher professional education levels.
Н.О. Ваганова, канд. пед. наук, зам. директора по учебной работе Новосибирского техникума железнодорожного транспорта - структурного подразделения ФГБОУ ВПО «Сибирский гос. университет путей сообщения», г. Новосибирск, E-mail: [email protected].
ИНТЕГРАЦИЯ УРОВНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА В СИСТЕМЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель работы - исследование возможностей интеграции, которая понимается как объединение материальных, интеллектуальных ресурсов, научных потенциалов, достижений и технологий разноуровневых профессиональных образовательных организаций, входящих в структуру университетского комплекса. Описаны методы исследования, разработаны рекомендации по применению единой системы зачетных единиц как одного из условий интеграции высшего и среднего уровней профессионального образования университетского комплекса. Предпринята попытка восполнить пробелы в методологии деятельности университетских комплексов, выявить условия, способствующие интеграции внутри университетского комплекса. Предолагается, что внедрение предлагаемой авторами универсальной системы оценки достижений студентов будет способствовать эффективной интеграции разноуровневых организаций профессионального образования в структуре университетского комплекса.
Ключевые слова: университетский комплекс, зачетные единицы, средний и высший уровни профессионального образования.
В выступлении министра образования РФ Д. Ливанова на VII съезде директоров средних специальных учебных заведений в апреле 2013 года отмечено, что новые требования экономики способствовали инновационному развитию университетов (ака-
демий) и образованию на их базе университетских комплексов, включающих разноуровневые образовательные организации. Необходимость изменений в структуре и деятельности организаций профессионального образования связана с необходимо-