УДК 571.3 ББК 63.4
Трубина Елена Сергеевна
аспирант
Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия
г. Уфа Trubina Elena Sergeevna Graduate
East Economics and law Humanities Ufa
[email protected] Генезис категориально-понятийного аппарата исследования проблемы проектирования образовательной деятельности дошкольников Genesis categorical-conceptual framework of the study the problem of designing
educational activities preschoolers В данной статье рассматриваются философские, психологические и педагогические подходы к содержанию основных понятий исследования проблемы проектирования образовательной деятельности детей дошкольного возраста. Обозначена необходимость проектирования образовательной деятельности дошкольников «... с учетом этнокультурной ситуации развития» в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
This article examines the philosophical, psychological and pedagogical approaches to the content of the basic concepts of research design issues of educational activity of children of preschool age. Identified the need to design educational activities preschoolers «... taking into account the ethno-cultural situation of development» in the introduction of the Federal state educational standards of preschool education.
Ключевые слова: «образовательная деятельность», «проектирование», «этнокультурная ситуация развития», «Федеральный государственный образовательный стандарт»
Key words: «educational activities», «design», «ethno-cultural situation of development», «Federal state educational standard».
Актуальность проблемы проектирования образовательной деятельности в
современной дошкольной организации в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования основана на необходимости обновления, как содержания дошкольного образования, так и форм, и методов ее реализации. В этих условиях малоизученной остаётся проблема проектирования образовательной деятельности дошкольников «. с учетом этнокультурной ситуации развития» [20, с.4].
В законе «Об образовании в Российской Федерации» [2012] отмечается, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста [19]. Предпосылки учебной деятельности дошкольников формируются в процессе непосредственной образовательной деятельности.
Рассмотрим кратко содержание одного из основных понятий нашего исследования: «образовательная деятельность». В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» даётся следующее определение «образовательной деятельности»: это «деятельность по реализации образовательных программ» [19, с.3]. Отметим, что данное определение носит обобщающий характер и в нём не указаны субъекты образовательной деятельности, ни педагог, ни воспитанник. Термин «образовательная деятельность» используется также в содержании Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, но его содержании не представлено, только отмечается, что содержание образовательной деятельности должно соответствовать требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования [20].
Рассмотрим философские основания понятия «образовательная деятельность». Образование - это искусство, тесно связанное с этикой. И, как другие виды искусства, оно должно, как указывал еще Аристотель, сознательно добиваться своей цели. Эта цель должна быть ясна педагогу перед тем, как он начинает обучать. И по утверждениям Аристотеля «образовательная деятельность» -«..полное расточительство, если не определить целей. Пересмотреть, переоценить фундаментальные цели человеческих усилий - основная задача теории образования» [3, т.5, с.254]. В своей монографии Е.А. Тюгашев рассматривает «образовательную деятельность» как «опыт преобразования человека, которая может квалифицироваться как специализированная социально-философская
практика» [16, с.199]. Известный учёный в области философии образования -Б.С. Гершунский, «образовательную деятельность» видит «многоплановой частью образования» и утверждает, что «без философского понимания прогностических функций и технологических возможностей образования трудно рассчитывать на полноценное обоснование стратегий и политики в данной сфере, адекватное правовое регулирование образования как важнейшей социальной системы, на продуктивный творческий поиск эффективных подходов и методов организации многоплановой образовательной деятельности» [4, с.79]. Философы рассматривают данное понятие с разных позиций: необходимостью целенаправленности образовательной деятельности, опыта преобразования человека, многоплановой частью образования, но все взгляды философов схожи в мыслях, что данное понятие невозможно рассматривать без философского понимания и осмысления.
В области психологии понятие «образовательная деятельность» рассматривается в несколько другом аспекте, приведём примеры. «Образовательную деятельность» Л.Д. Столяренко рассматривает как одно из направлений структуры педагогической психологии - психология «образовательной деятельности», как «единство учебной и педагогической деятельности» [17, с. 496]. Аналогичное понятие «образовательной деятельности» даёт Е.В. Есина, по её взглядам, «образовательная деятельность» представляется «единством деятельности педагога (преподавания) и деятельности обучаемых (учения)» [5, с. 23]. Известный психолог в области педагогической психологии И.А. Зимняя указывает, что «образовательная деятельность» субъектов образовательного процесса «направляется, регламентируется нормативно-правовыми и программными документами» и общая цель «образовательной деятельности» - «сохранение и дальнейшее развитие общественного опыта, накопленного цивилизацией, конкретным народом, общностью» [6, с.77]. Она осуществляется двумя встречно направленными целям и передачи и приема, организации освоения этого опыта и его усвоения. Психологи понятию «образовательная деятельность» дают об-
щую трактовку, как единство деятельности педагога и учащихся (педагогической и учебной деятельности), а другие авторы данное понятие связывают с сохранением, развитием и передачей общественного опыта.
В работах педагогов понятие «образовательная деятельность» раскрывается с позиции деятельностного подхода. По утверждению известного учёного А.М. Новикова «образовательная деятельность» - это «деятельность человека (обучающегося) по развитию своего жизненного опыта: по учению, воспитанию, развитию» [13, с. 133]. Из данного определения мы видим, что образовательная деятельность включает в себя: деятельность обучающегося по воспитанию - воспитательная деятельность; деятельность обучающегося по обучению - учебная деятельность (учение); деятельность обучающегося по развитию психических процессов - деятельность по развитию. Сериков Г.Н. рассматривает образовательную деятельность как «компонент образовательной системы», которая, помимо образовательной деятельности, также включает в себя - обобщенные цели образования, участников образования, образовательные отношения между ними, образовательные процессы, результаты образования [15, с.104]. Как считает М.А. Лукацкий, образовательная деятельность должна отвечать требованиям и вызовам времени, а научная дисциплина педагогика должна быть в состоянии осуществлять прогнозирование результатов образовательной деятельности и изменения пространства мира образования, вызываемые политическими, экономическими и социальными факторами [10]. Коллектив авторов, разработавший технологию проектирования образовательной программы дошкольного образования на основе требований Федеральных государственных образовательных стандартов, указывает, что «образовательная деятельность» детей дошкольного возраста должна быть представлена, «.в соответствии с направлениями развития ребёнка, в пяти образовательных областях, в том числе: социально-коммуникативном, познавательном, речевом, художественно-эстетическом и физическом развитие» [14, с. 55]. В педагогической науке «образовательную деятельность» авторы рассматривают с разных позиций: как
деятельность по развитию жизненного опыта, компонент образовательной системы, а некоторые авторы отмечают связь «образовательной деятельности» с требованиями и вызовами времени, другие указывают на учёт направлений развития ребёнка в процессе организации образовательной деятельности.
В связи с тем, что образовательная деятельность участников (субъектов) образовательных отношений включает целый ряд организационных и методических процедур, мы считаем, что её можно и нужно проектировать. Рассмотрим далее понятие «проектирование образовательной деятельности» в работах известных учёных.
В педагогическом словаре А.М. Новикова под «проектированием» понимается «начальная фаза проекта» [13, с.181]. Фаза проектирования наряду с технологической фазой и фазой рефлексии образуют триединство фаз проекта. В фазе проектирования автор выделяет четыре стадии проектирования: концептуальную, моделирования, конструирования и технологической подготовки, что очень важно для нашего исследования. Абсалямова А.Г. рассматривая вопросы проектирования образовательной деятельности, предлагает проектировать «... содержание новых дисциплин и элективных курсов для предпрофиль-ной и профильной подготовки обучающихся, а также форм и методов контроля и различных видов контрольно-измерительных материалов, в том числе на основе информационных технологий» [2, с.188]. В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова указывается, что «проектирование»- это «создание проектов новых учебных планов, лабораторий и студий, новых образовательных программ» [8, с.123]. В данном определении авторы рассматривают под проектированием процесс «создание проекта» чего-либо. В одном из вариантов определения «проектирования» Г.Е. Муравьёва и В.В. Моругина приводят следующую трактовку данного понятия - это «процесс создания представления об объекте ещё не существующем» [11, с.7].
Рассмотрев авторские подходы к содержанию понятия «проектирование», мы видим, что одни авторы трактуют проектирование, как начальную стадию
проекта, другие рассматривают проектирование содержания новых дисциплин и элективных курсов, форм и методов контроля и различных видов контрольно-измерительных материалов, в том числе на основе информационных технологий в свою очередь, под проектированием понимают создание проекта чего-либо (программ, лабораторий, студий и др.), а некоторые авторы категорию проектирования представляют как процесс создания представления об объекте
При проектировании образовательной деятельности детей дошкольного возраста, как отмечает А.Г. Абсалямова, очень важно сконцентрировать внимание педагога на отборе методов, средств, форм организации педагогического процесса с учётом социально-этнической среды дошкольников [1]. Многонациональный характер детской среды весьма разнообразен. Причём сочетание различных культур в каждой группе неповторимо, в некотором роде уникально и динамично. Это подтверждается принципом новых Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования - «учёт этнокультурной ситуации развития детей» [20, с. 4]. Мы пришли к выводу о том, что учёт этнокультурной ситуации развития детей, является одним из главных условий проектирования образовательной деятельности дошкольников, воспитывающихся в многонациональном детском коллективе.
Чтобы выполнить это условие, нам необходимо более подробно рассмотреть историю возникновения понятия «этнокультурная ситуация развития», необходимо изучить его содержание и истоки, связанные, прежде всего с «народной педагогикой» и «этнопедагогикой». Идеи народного воспитания лежали в трудах Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и др. Народная педагогика - составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. К проблемам народной педагогики первым обратился известных этнограф и педагог Г.С. Виноградов (1886-1945). В 1926 г. была издана его книга «Народная педагогика». Он даёт описание сущности этого явления как составной части педагогической культуры народа, утверждавший право существования термина и понятия «народная педагогика». Народная педагогика «не
столько система, сколько сумма знаний, умений», - утверждал Г.С. Виноградов. Он характеризовал народную педагогику как совокупность навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении [17].
Народная педагогики стала фундаментом развития этнопедагогики. Изучение истории зарождения этнопедагогики является также весьма актуальной и малоизученной проблемой. В советскую педагогику термин «этнопедагогика» был введен в 1970-х гг. академиком Г.Н. Волковым. (1927-2010), в своей монографии «Этнопедагогика» (1974 г.) он дает теоретико-методологическое обоснование этнопедагогики как самостоятельной отрасли научно-педагогического знания. Он всесторонне рассмотрел понятие «народное воспитание» и сферу его влияния, определил его цели, содержание, методы и средства, описал народный идеал совершенного человека. Им впервые была рассмотрена роль детской среды как мощного фактора самовоспитания и взаимного воспитания [12].
На фоне демократических преобразований в российском обществе изменились и требования государства к системе дошкольного образования, появились новые нормативно-правовые документы с новыми стратегиями, целями и задачами развития системы дошкольного образования в России: в Концепции дошкольного воспитания [1989], появилась задача, связанная с разработкой содержания регионального компонента дошкольного образования. В ней указывалось, что «должны быть созданы вариативные, связанные с региональной спецификой, типом дошкольных учреждений руководства по воспитанию и программы обучения детей» [9, с. 16]. В результате реализации данной концепции в дошкольной теории и практике появился термин «региональный компонент дошкольного образования».
Существенный вклад в изучение содержания регионального компонента дошкольного образования внесла А.Г. Абсалямова. По её мнению, региональный компонент дошкольного образования должен включать устно-поэтическое, музыкально-игровое и декоративно-прикладное творчество народов, представ-
ленных в социально-этнической среде группы. В своих работах автор указывает на мультикультурную направленность регионального компонента дошкольного образования, которая должна удовлетворять потребности всех субъектов муль-тикультурного образовательного пространства [1]. Борисова У.С. утверждает, что региональный компонент обеспечивает включение в содержание образования региональные культурные традиции; создает условия для реального осуществления образования и воспитания на родном языке; сохранения и транслирования историко-культурного наследия народов; традиционное мировоззрение народа остается ядром философии этнокультурного образования. Гогобиридзе А.Г. исследует проблемы целостного развития и образования ребёнка в поликультурном обществе, которые ей рассматриваются как интеграция процессов становления, саморазвития и формирования (образования) [7]. В реальности эти процессы образуют целостность процесса культурного развития, который выражается: в многообразных, многовариативных, индивидуальных проявлениях; в процессах накопления ценностного отношения, интереса к культуре; в накоплении опыта субъекта деятельности и поведения в культуре; в создании системы специальных педагогических условий, обеспечивающих становление, саморазвитие и образование дошкольника. Богомолова М.И. исходит из того, что поликультурное образование по своей сущности близко межнациональному воспитанию и предусматривает межличностное взаимодействие, противостоит национализму и расизму. Оно направлено на освоение культурно-образовательных ценностей, на взаимодействие различных культур в ситуации плюралистической культурной адаптации к иным культурным ценностям [7].
Ряд учёных указывает на необходимость внедрения принципов мульти-культурного образования и воспитания, начиная именно с дошкольного возраста (А.Г.Абсалямова, Ю.Ю.Бочарова, В. Венцель, Е.Ю.Протасова, Э.К.Суслова и др.). И современный педагог должен быть подготовлен к работе в мультикуль-турном коллективе детей, основанной на принципах мультикультурного образования, целью которого является создание системы, предоставляющей воз-
можности обучения для всех детей социума, способствующей максимальному развитию их потенциала. Мультикультурное образование - это образовательная стратегия, представляющая последовательные образовательные процессы (организация, реализация, результат), цель которых - решение образовательными средствами проблем, возникающих в обществе в ходе эволюции национальных государств и постколониальных миграционных процессов. Ученые рассматривают понятие «мультикультурно-развивающая среда» дошкольной группы как систему материальных объектов, направленных на обеспечение понимания и взаимодействия детей разных национальностей в процессе образовательной деятельности, определенным образом влияющую на формирование этнической идентичности дошкольников [1; 2].
Этнокультурное образование - это органическая составная часть общего государственного образования России как полиэтнической страны, многомерное историко-политическое, социокультурное и педагогико-организационное явление, основой которого является творческое освоение этнокультурных ценностей (языка и литературы, истории и культуры, духовного наследия). Борисова У.С. указывает, что этнокультурное образование относится к числу междисциплинарных проблем и поэтому входит в сферу интересов различных отраслей гуманитарного знания - педагогики, психологии, философии, социологии, социально-культурной антропологии, этнологии и других гуманитарных дисциплин [7]. Этнокультурные запросы и потребности в образовании - одна из наименее разработанных проблем, которая несет неодинаковую этническую нагрузку, значение и остроту проявления.
Проблема приобщения детей к национальной культуре освещается в содержании современных нормативно-правовых документах. Одной из основных задач городской целевой программы развития системы образования городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2011-2015 годы «Столичное образование-2015» является поддержание курса на сохранение национально-регионального компонента в содержании образования, совершенствование сис-
тем изучения родных языков и национальных традиций как основы нравственного, гражданского и культурного воспитания подрастающего поколения [18].
В содержании новых Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования [2013] представлены требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и указывается, что часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, должна учитывать образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс [20].
Рассмотрев и проанализировав генезис основного понятия нашего исследования «этнокультурная ситуация развития» мы попытались дать собственное определение данному понятию. В нашем понимании «этнокультурная ситуация развития» - это совокупность взаимоотношений субъектов образовательного пространства, принадлежащих к различным культурным группам (этносам, нациям), направленная на взаимопонимание, взаимообогащение и взаимодействие между ними.
Таким образом, мы считаем, что проектирование образовательной деятельности детей дошкольного возраста должно быть с учётом этнокультурной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития. Но, к сожалению, этнокультурные аспекты образования, в том числе и этнокультурная ситуация развития личности, одна из наименее разработанных проблем в сфере дошкольного образования. И проблему разработки содержания понятия «этнокультурной ситуации развития» дошкольников мы видим в дальнейшем изучении и составлении технологии проектирования образова-
тельной деятельности дошкольников с учётом мультикультурного характера образовательного пространства детства. Еще раз подчеркнем, что обновление содержания основных понятий нашего исследования, их многоаспектность и теоретическая бинарность ставят перед нами задачу более детального изучения не только содержания этих понятий, но и влияние условий внешней среды на их функционирование и развитие, что чрезвычайно важно для исследования проблемы проектирования образовательного процесса в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Библиографический список
1. Абсалямова, А.Г. Организация педагогического процесса в многонациональном дошкольном образовательном учреждении [Текст]. / А.Г. Абсалямова. / Культура. Искусство. Образование: сборник научных трудов МГОПУ им.М.А.Шолохова. - М.: РИЦ «АЛЬФА» МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2003. - С.117 - 123.
2. Абсалямова, А.Г. Развитие межнациональных отношений студенческой молодёжи [Текст].. / А.Г. Абсалямова. - Уфа: Академии ВЭГУ, 2013. - 308 с. [Монография]
3. Аристотель [Текст]. Сочинения: В 4 т.- Т. 4. - АН СССР, Ин-т философии; ред. А. И. Доватур, Ф. Х. Кессиди. - М.: Мысль, 1984. - 830 с.
4. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века [Текст]: монография / Б.С. Гершунский. - М -1998 -С.79.
5. Есина, Е.В. Педагогическая психология [Текст]./ Е.В. Есина. - М.: Эксмо, 2008 -
160 с.
6. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]./ И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2004 -
384 с.
7. Исследование проблем дошкольного детства в поликультурном пространстве российских городов. Результаты межрегионального исследования [Текст]: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.- 521 с.
8. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь [Текст]: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000 -176 с.
9. Концепция дошкольного воспитания [Текст]// Дошкольное воспитание. - М.: Просвещение, 1989. - № 5. - с. 10-23.
10. Лукацкий, М.А. Объяснительная, описательная и предсказательная функция современной педагогической науки [Текст]. Монография/ М.А. Лукацкий. - М.: ФГНУ ИТИП РАО, 2013.- 192 с.
11. Муравьёва, Г.Е., Моругина, В.В. Проектирование образовательного процесса в ВУЗе на основе компетентностного подхода [Текст]: монография / Е.Г. Муравьёва, В.В. Моругина. - Шуя: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2012 - 170с.
12. Недземковская, Г.В. Зарождение и развитие этнопедагогики [Текст]. / Г.В.Недземковская // Психология и педагогика. - 2009. - №5. - С.157-163.
13. Новиков, А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий [Текст]. / А.М. Новиков. - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013.- 268 с.
14. Образовательная программа дошкольного образования [Текст]: Технология проектирования на основе требований ФГОС./ под. Ред. А.А. Майера, А.М. Соломатина, Р.Г. Чу-
раковой.- М.: Академкнига/ Учебник, 2014. - 128 с. - (Библиотека руководителя и методиста. Введение ФГОС)
15. Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека [Текст]./ Г.Н. Сериков. - М.: Мне-мозина, 2002. - 416 с.
16. Тюгашев, Е.А. Философская деятельность: горизонт безопасности (Теоретико-методологический анализ) [Текст]: монография / Е.А. Тюгашев. - Новосибирск - 2000.
17. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст]./ Л.Д. Столяренко.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 671 с.
18. Целевая программа развития системы образования городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2011-2015 годы «Столичное образование-2015» »: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ufacity.info/document/74183.html
19. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29-
ФЗ Об образовании в Российской Федерации.pdf
20. Федеральный Государственный Образовательный стандарт Дошкольного образования: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf
Biblioraphy
1. Absalyamova, A.G. The Organization of pedagogical process in a multicultural preschool educational institution [Text]. / A.G, Absalyamova. / Culture. Art. Education: collection of scientific papers of the University to them.M.A. Sholokhov. - M.: RIC «ALPHA» of the University to them. M. A. Sholokhov, 2003. - P. 117 - 123.
2. Absalyamova, A.G. The Development of interethnic relations student youth [Text].. / A.G. Absalyamova. - Ufa: Academy of EEHU, 2013. - 308 p. [Monograph]
3. Aristotle [Text]. Works: 4 T. - Tom 4. - The USSR Academy of Sciences, Inst. of philosophy, Ed. by A. I. Territory, F. H., Cassidy. - M.: Thought, 1984. - 830 p.
4. Hersonski, B. S. Philosophy of education for the XXI century [Text]: monograph / B. S. Hersonski. - M -1998-P. 79.
5. Esina, E. W. Psychology of education [Text]./ E. W. Esina. - M.: Eksmo, 2008 - 160 p.
6. Zimnjaja, I. A. Psychology of education [Text]./ I. A. Zimnjaja. - M.: Logos, 2004 - 384
p.
7. The study of the problems of early childhood in the multicultural space of the Russian cities. The results of the interregional research [Text]: Monograph. - SPb.: Publishing house of the Russian state pedagogical University n.a. A. I. Herzen, 2009.- 521 p.
8. Kodgaspirova, G. M., Kodgaspirov, A. Y. Pedagogical dictionary [Text]: For stud. the Supreme. and environments. PED. the textbook. institutions. - M:; M: Publishing center «Academy», 2000 - 176 p.
9. The concept of pre-school education [Text]// Pre-school education. - M.: Education, 1989. No. 5. - P. 10-23.
10. Lukatsky, M. A. Explanatory, descriptive and predictive function of modern pedagogical science [Text]. Monograph/ M. A. Lukatsky. - M.: FSSI & ITP RAE, 2013.- 192 p.
11. Muravieva, G. E., Morugina, V.V. The Design of the educational process in the University on the basis of competence approach [Text]: monograph / G. E. Muravyeva, V.V. Morugina.-Shui: Publishing house of FSBI HPI «SSPU», 2012.- 170 p.
12. Nizenkovskaja, G.V.The Emergence and development of ethnic [Text]. / G.V. Nizenkovska // Psychology and pedagogy. - 2009. No. 5. - P. 157-163.
13. Novikov, A. M. Pedagogy: a dictionary of basic concepts [Text]. / A. M. Novikov. - M.: Publishing center of IET, 2013.- 268 p.
14. Educational program of preschool education [Text]: design Technology-based requirements of the FSES./ under. Ed. A. A. Mayer, A. M. Solomatina, R.G.Churakova.- M: Academkniga/ Tutorial, 2014. - 128 S. - (Library Manager and trainer. Introduction FSES)
15. Serikov, G. N. Education and human development [Text]./ G. N. Serikov. - M.: Mnemosyne, 2002. - 416 p.
16. Tugushev, E. A. Philosophical activity: horizon security (Theoretical-methodological analysis) [Text]: monograph / E. A. Tugushev. - Novosibirsk - 2000.
17. Stolyarenko, L. D. principles of psychology [Text]./ L. D. Stolyarenko.- Rostov-on-don: Phoenix, 2000. - 671 p.
18. Target program of development of education system in the urban district of the city of Ufa Bashkortostan Republic for 2011-2015 «Capital education to 2015»: [Electronic resource]. -Mode of access: http://ufacity.info/document/74183.html
19. Federal law of the Russian Federation dated 29.12.2012, No. 273-FZ «On education in the Russian Federation»: [Electronic resource]. - Mode of access: http://MHHo6pHavKH.p|/aoKVMeHTbi/2974/|aH.n/1543/12.12.29-O3_06_06pa30BaHHH_B_P0CCHHCK0H_QeaepauHH.pdf
20. Federal State Educational standard of Pre-school education [Electronic resource]. -Mode of access: http://MHHo6pHavKH.p|/HOBOCTH/3447/|aH./2280/13.06.14-OrOC-AO.pdf