УДК 37.013.42:37.04-053«465.00/.06»
ББК Ч410..055.7+Ч466.2 ГСНТИ 14.23.05 Код ВАК 13.00.02
Кучукова Альбина Виловна,
аспирант, кафедра педагогики и филологии частного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия»; 450000, г. Уфа, ул. Менделеева, д. 215/4; e-mail: [email protected].
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: гендер; воспитание; гендерное воспитание детей дошкольного возраста; социально-педагогическая технология гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста; гендерная культура дошкольника.
АННОТАЦИЯ. В статье представлена авторская социально-педагогическая технология гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Рассматривается содержание понятий «гендер», «воспитание», «социально-педагогическая технология». Гендер, в отличие от биологической категории пола, является социокультурным конструктом, постоянно подвергающимся изменению со стороны разных социальных институтов, таких как как семья, образовательная система, СМИ, религиозные организации, формирующимся в процессе социализации. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста трактуется как процесс формирования у детей представлений о себе как о носителе определенного пола, осознания собственной гендерной идентичности и процесс овладения моделями гендерного поведения на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей общества. Социально-педагогическая технология гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста - это совокупность психолого-педагогических условий, определяющих обновление содержания образовательного процесса, этапы, формы и методы работы педагога с целью воспитания основ гендерной культуры у детей. Формулируются задачи и методы предлагаемой технологии. Задачи: формирование у детей представления о своем и противоположном поле, об индивидуальном разнообразии поведения и достижений мужчин и женщин, о культурном разнообразии проявлений женственности и мужественности, о социальном статусе мужчин и женщин; приобщение к нравственно-этическим ценностям и ценностям социального равенства; формирование партнерских взаимоотношений и общение между мальчиками и девочками в духе равноправия; создание условий для самовыражения независимо от пола. Методы делятся на традиционные (игровые, до-суговые, реальных ситуаций, беседы) и нетрадиционные (кейс-стади, лепбук, классификаций социальных проявлений мужчины и женщины, создания ситуации успеха, карты Проппа).
Kuchukova Al'bina Vilovna,
Post-graduate Student of Department of Pedagogy and Philology, Eastern Academy of Economics, Law and Humanities, Ufa, Russia.
SOCIO-PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF GENDER-BASED EDUCATION OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN
KEYWORDS: gender; education; gender-based education of preschool children; socio-pedagogical technology of gender-based education of senior preschool children; gender culture of preschool children.
ABSTRACT. The article presents an original authored socio-pedagogical technology of gender-based education of preschool children. It dwells on the content of the notions of "gender", "education" and "socio-pedagogical technology". Gender, as different from the biological category of sex, is a socio-cultural construct which is being continually changed by various social institutes such as family, education system, mass media and religious organizations. Gender is formed in the process of socialization. Gender-based education of preschool children is treated as a process of formation in children of notions about themselves as belonging to a certain sex and having their own gender identity and as a process of mastering certain models of gender behavior on the basis of socio-cultural and moral-spiritual values of the society. Socio-pedagogical technology of gender-based education of senior preschool children is a unity of psycho-pedagogical conditions regulating renewal of content of the education process, stages, forms and methods of the teacher's work aimed at education of the fundamentals of the gender culture of children. The article formulates the tasks and methods of the suggested technology. The tasks run as follows: formation in children of notions about themselves as belonging to a certain sex, about individual diversity of behavior and achievements of men and women, about the cultural diversity of manifestations of femininity and masculinity, about the social status of men and women; acquaintance with moral-ethical values and values of social equality; formation of partnership relations and communication between boys and girls in the spirit of equality; creation of conditions for self expression irrespective of sex. The methods are divided into traditional (games, everyday life, real situations, talks) and non-traditional ones (case study, lapbook, classification of social functions of men and women, creation of the situation of success, V. Propp maps).
Как показывает анализ психолого-педагогических исследований, в том числе в области дошкольного образования, с начала 90-х гг. прошлого столетия появился значительный интерес к проблеме гендерного воспитания детей. В дошкольной педагогике данная проблема выделилась в самостоятельное научное направление - гендерное воспитание детей дошкольного возраста. Актуальность проблемы гендерного воспитания детей дошкольного возраста обусловлена происходящими социально-культурными изменениями общества, которые, в свою очередь, отразились во взаимоотношениях мужчин и женщин.
Прежде чем перейти к описанию социально-педагогической технологии, рассмотрим основные понятия, связанные с ней: «гендер», «воспитание», «гендерное воспитание детей дошкольного возраста». В связи с тем, что проблема гендера изначально изучалась за рубежом, мы обратились к определению термина «гендер» французского психолога Элизабет Баден-тэр. Согласно ее определению, «гендер», в отличие от биологической категории «пола» (sex), понимается как «род» и родовая сущность личности, возникающая «с пониманием принадлежности к тому, а не иному полу» и предполагающая «определенные психологические и культурные нюансы» [3, с.6о]. В исследованиях отечественных ученых данный феномен рассматривается как «сложный социокультурный процесс формирования (конструирования) обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат - социальный конструкт тендера» [13, с.12]. Социокультурная характеристика понятия «ген-дер» представляет интеграцию его социальных и культурных качеств и показывает зависимость представлений о мужественности и женственности человека от исторической эпохи, социального, культурного и политического строя общества. По мнению Т. П. Дежиной, определение «гендера как социокультурного конструкта показывает, что гендерные параметры поведения являются "процессуальными", они возникают и исчезают в определенных социальных и межличностных контекстах, и, следовательно, не являются неизменными, а представляют собой изменение, процесс» [4, с.133]. Она рассматривает гендер как социальный конструкт в личностной структуре человека, постоянно подвергающийся изменению со стороны разных социальных институтов, таких как семья, образовательная система, СМИ, религия, национальность и др. Таким образом, гендер не задан
и не закреплен природой, и он изменяется, формируется (конструируются) вместе с культурой в процессе социализации, при котором важна и активная позиция самой личности.
Воспитание как педагогический компонент социализации всегда присутствует в процессе конструирования гендера, а его эффективность зависит от того, стихийное оно или целенаправленное. На его целенаправленность указывает в своей трактовке С. А. Смирнов, который воспитание рассматривает в широком смысле как процесс «целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование принимаемой обществом системы ценностей» [14, с. 294]. Авторы учебника «Дошкольная педагогика» раскрывают узкий смысл данного понятия, рассматривая его как «процесс специально организованной деятельности педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях образовательного процесса» [5, с. 136]. Мы рассматриваем гендерное воспитание детей дошкольного возраста как процесс по формированию у детей представлений о себе как о носителе определенного пола, осознания собственной гендерной идентичности и овладения моделями гендерного поведения на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей общества.
В ходе исследования данной проблемы мы обратили внимание на технологичность процесса гендерного воспитания детей дошкольного возраста, проявляющуюся в необходимости соблюдения последовательности предложенных нами психолого-педагогических условий. На технологичность процесса гендерного воспитания дошкольников указывает Ю. В. Перлова, рассматривающая гендерное воспитание как «целенаправленное, содержательно наполненное элементами гендерной культуры, технологически выстроенное и результативно диагностируемое взаимодействие педагога с детьми...» [11, с. 9]. Опираясь на позицию этого исследователя, можно добавить, что процесс гендерного воспитания детей дошкольного возраста относительно технологичен, так как особенности детей данного возраста не стабильны, лабильны, опережают установленные характеристики дошкольного возраста или отстают от них в силу разных причин (индивидуальные особенности, состояние здоровья, условия воспитания и др.). Такая особенность детей дошкольного возраста не противоречит применению технологического подхода в гендерном воспитании детей, хотя иногда
© Кучукова А. В., 2016
затрудняется процесс получения конкретного результата. На «проблематичность» достижения конкретных результатов в реализации социальных технологий обращает внимание и Е. В. Коротаева [9, с. 65]. Л. В. Моисеева считает, что «применение технологического подхода и термина "технология" к социальным процессам. - это явление новое.» и это дает педагогам возможность системно решать педагогические проблемы [10, с. 24].
Учитывая социальный характер процесса гендерного воспитания дошкольников и его относительную технологичность, мы пришли к выводу о том, что необходима разработка социально-педагогической технологии гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Необходимость разработки социально-педагогической технологии гендерного воспитания детей старшего возраста также обусловлена взаимодействием дошкольной образовательной организации, семьи и социальных партнеров с целью реализации направленной на позитивную социализацию дошкольников образовательной программы дошкольной организации.
Применение социально-педагогической технологии предусматривает решение социальных проблем педагогическими средствами, и она может быть успешно использована как социальным педагогом, так и воспитателем дошкольной образовательной организации. А. Г. Абсалямова рассматривает социально-педагогическую технологию как «комплекс взаимосвязанных элементов: цели и задачи, выраженные в методологии исследования; деятельность, обеспечивающая ее реализацию; субъекты деятельности, ее организующие и в ней участвующие; рождающиеся в общении и деятельности отношения; социальная среда и управление, обеспечивающее и развитие этой системы, а также показатели, диагностируемые при помощи различных методик» [1, с. 150]. Автором отмечено, что социально-педагогическая технология - это управляемая (значит, запланированная, спроектированная деятельность с возможной координацией усилий и коррекцией методов), методологически обоснованная, диагностируемая, пошагово алгоритмизированная деятельность субъектов в определенной социальной среде. На основании данного определения нами было сформулировано следующее авторское определение: социально-педагогическая технология гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста — это совокупность психолого-педагогических условий, определяющих обновление содержания образо-
вательного процесса, этапы, формы и методы работы педагога с целью воспитания основ гендерной культуры у детей.
В связи с тем, что социально-педагогическая технология, так же как и педагогическая технология, должна соответствовать основным методологическим требованиям, мы стремились к тому, чтобы разработанная нами социально-педагогическая технология гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста соответствовала критериям технологичности, предложенными Г. К. Селевко: концептуально-сти (научности), системности, управляемости, диагностичности, эффективности, воспроизводимости [12, с. 36]. При описании авторской социально-педагогической технологии гендерного воспитания мы дополнили критерии технологичности еще одним - нормативностью, так как гендерное воспитание как социальное явление регламентируются международными и федеральными документами.
Концептуальность. Концептуальную основу социально-педагогической технологии гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста составляют идеи системного подхода (И. В. Блауберг), предполагающие рассмотрение процесса ген-дерного воспитания дошкольников в виде структуры взаимодействующих компонентов; деятельностного (Л. С. Выготский), где деятельность является средством в ген-дерном воспитании личности; технологического подхода к воспитанию (Г. К. Селев-ко) об упорядочении, стандартизации воспитательного процесса; личностно ориентированного подхода (Е. В. Бондаревская) о поддержке процессов самопознания, самореализации личности и развитии ее индивидуальной неповторимости; гендерного подхода к образованию (Л. В. Штылева) о формировании эгалитарных отношений между полами.
Нормативность. Нормативную основу социально-педагогической технологии составляют международные документы ЮНЕСКО, Конвенция ООН о правах ребенка (1989), Инчхонская декларация «Образо-вание-2030: обеспечение всеобщего инклюзивного и справедливого качественного образования» (2015), федеральные нормативно-правовые документы в области образования - Конституция РФ, Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года (2014), Закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012), Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (2013).
Системность. Социально-педагогическую технологию гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста можно представить как единую систему, состоящую из взаимосвязанных элементов: научно обоснованной цели и задач, заранее спроектированных этапов деятельности, отобранных форм, средств и методов ген-дерного воспитания детей и ожидаемого результата в виде сформированной гендерной культуры детей старшего дошкольного возраста. Гендерная культура детей старшего дошкольного возраста понимается нами как часть общей культуры личности ребенка, включающая в себя когнитивный, рефлексивный, конативный компоненты.
Управляемость. Управление социально-педагогической технологией гендер-ного воспитания детей старшего дошкольного возраста включает следующие этапы: 1) организационно-подготовительный; 2) целевой; з) содержательный; 4) процессуально-деятельностный; 5) контрольно-обобщающий. Организационно-подготовительный этап нашего исследования предполагал выбор социально-педагогической технологии реализации гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста, подготовку педагогов и родителей (законных представителей) к осуществлению гендерного воспитания, отбор новых методов и обоснование их внедрения , диагностику уровня сформированности основ гендерной культуры у детей и выявление уровня компетентности в гендерном воспитании у педагогов и родителей. Целевой этап заключался в определении цели применения социально-педагогической технологии.
Содержательный этап предполагал формирование содержательного наполнения образовательного процесса. Процес-суально-деятельностный этап был направлен на формирование основ гендерной культуры у детей старшего дошкольного возраста новыми методами гендерного воспитания. Контрольно-обобщающий этап заключался в оценки эффективности внедрения социально-педагогической технологии гендерного воспитания.
Эффективность. Эффективность разработанной нами социально-педагогической технологии гендерного воспитания определялась следующими параметрами:
- оптимальным уровнем сформиро-ванности основ гендерной культуры у детей старшего дошкольного возраста;
- мотивацией мальчиков и девочек к партнерскому сотрудничеству и равноправному взаимодействию в ведущих видах деятельности;
- обеспечением эмоционального благополучия мальчиков и девочек в детском коллективе;
- созданием гендерно ориентированной предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации.
Воспроизводимость разработанной нами социально-педагогической технологии гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста заключается в переносе или повторении данной технологии в других условиях и другими субъектами образовательного процесса. При этом задача педагога состоит не в механическом копировании ее материалов, а в осмысленном подходе к процессу гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
Социально-педагогическая технология гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста осуществлялась по трем направлениям, включающим подготовку педагогов к гендерному воспитанию дошкольников, организацию процесса ген-дерного воспитания детей старшего дошкольного возраста, обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах гендерного воспитания детей.
Апробация авторской социально-педагогической технологии гендерного воспитания осуществлялась педагогами инновационных дошкольных образовательных организаций города Уфы: МАДОУ № 10, МБДОУ «Детский сад № 54», МАДОУ «Детский сад № 271», МАДОУ «Детский сад № 308» и МАДОУ «Детский сад № 6» (р. п. Раевский), МАДОУ «Родничок» (р. п. Чишмы) Республики Башкортостан.
Представим краткую характеристику разработанной нами социально-педагогической технологии гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста согласно классификации, предложенной Г. К. Се-левко [6].
По уровню применения - локальная: технология используется как отдельная часть образовательного процесса для воспитания отдельных личностных качеств.
По философской основе - гуманистическая, аксиологическая.
По ведущим факторам развития -социогенная, биогенная.
По концепции усвоения - когнитивная, ассоциативно-рефлексивная, дея-тельностная.
По ориентации на личностные структуры - познавательная, эмоционально-ценностная, поведенческая.
По характеру содержания и структуры - обучающая, воспитывающая, светская, гуманитарная, общеобразовательная.
По виду социально-педагогической деятельности - воспитательная, социализирующая, корректирующая.
По типу управления воспитательным процессом - воспитатель-тьютор (мужчина, женщина).
По преобладающему методу - с игровыми, воспитывающими методами.
По организационным формам - с индивидуальной, групповыми формами.
По подходу к субъекту образовательного процесса - личностно ориентированная.
По направлению модернизации -
с обновлением содержания дошкольного образования, гуманизацией и демократизацией гендерных отношений мальчиков и девочек.
По категории воспитывающихся -
массовая в системе дошкольного образования.
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
Цель социально-педагогической технологии гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста - формирование основ гендерной культуры детей.
Задачи социально-педагогической технологии гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста:
- формирование у детей представления о своем и противоположном поле, об индивидуальном разнообразии поведения и достижений мужчин и женщин, о культурном разнообразии проявлений женственности и мужественности, о социальном статусе мужчин и женщин;
- содействие процессу гендерной идентификации детей путем приобщения к нравственно-этическим ценностям и ценностям социального равенства;
- формирование партнерских взаимоотношений и общения между мальчиками и девочками в духе равноправия (эгалитаризма);
- создание условий для самовыражения и самореализации мальчиков и девочек независимо от пола.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
• Ребенок рождается с определенным полом (мужским или женским) и в дальнейший жизни соответственно становится мужчиной или женщиной, но биологические различия не являются основными, определяющими факторами для формирования социально-психологических и личностных характеристик женщин и мужчин.
• В формировании гендерных различий решающую роль играют те социально-
культурные смыслы, которые общество приписывает факту анатомических различий (О. А. Воронина).
• Каждый ребенок индивидуален, и он имеет право на выражение уникальных человеческих проявлений, в том числе мужественности и женственности (права мальчиков и права девочек).
• Девочка - женская личность с чувством собственного достоинства, способная воспринимать мальчиков как другие, мужские личности, но равноправные по отношению к себе и способные к партнерству.
• Мальчик - мужская личность с чувством собственного достоинства, способная воспринимать девочек как другие, женские личности, но равноправные по отношению к себе, способные к творчеству, самовыражению и партнерству.
ОБНОВЛЕНИЕ И ДОПОЛНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА)
Содержание образовательного процесса обновлено в соответствии с принципами гендерного равенства на основе:
1) гендерного анализа нормативно-правовых документов международного, федерального, регионального уровня, на основании которых осуществляется образовательный процесс в дошкольных образовательных организациях;
2) анализа гендерного состава педагогического коллектива детского сада и группы (гендерного баланса);
3) гендерного анализа образовательного процесса и его условий;
4) анализа основных образовательных программ дошкольного образования, образовательных программ дошкольной образовательной организации, планов педагогов, методических пособий, мероприятий;
5) анализа содержания и характера общения педагогов с мальчиками и девочками.
На основе результатов данного гендер-ного анализа и психолого-педагогической диагностики по выявлению основ гендер-ной культуры детей старшего дошкольного возраста запланировано и осуществлено обновление и дополнение содержания образовательного процесса следующими темами: «Международный мужской день», «Мы разные, но равные (гендерный аспект)», «Я - талантлив», «День защитника и защитниц», «Международный женский день», «Моя семья», «Я мальчик! Я девочка». Содержание этих тем было раскрыто через детские виды деятельности, актуальные для старшего дошкольного возраста. Были подобраны и адаптированы произведения детской литературы и народного
творчества, произведения известных художников и фотографов и музыкальные произведения и видеоматериалы с целью решения задач гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Также пересмотрено содержание уже имеющихся сюжетно-ро-левых игр («Семья», «Супермаркет», «Кухня», «Пиццерия», «Мастерская», «Салон красоты»), дидактических игр («Профессии», «Виды спорта») с позиции гендерного подхода. Картотека дидактических игр была дополнена игровым комплексом «Лента времени», а именно сериями «Профессии мужчин и женщин в разные времена», «Одежда мужчин и женщин в разные времена», «Прически мужчин и женщин в разные времена», «Увлечения мужчин и женщин в разные времена». Для развития позитивного общения и взаимодействия мальчиков и девочек использовались такие игры, как «Я хочу подружиться...», «Самая дружная пара», «Букет».
Методы гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста. В процессе гендерного воспитания детей были использованы традиционные (игровые, досуговые, реальные ситуации, беседы и др.) и нетрадиционные методы (метод кейс-стади, метод лепбук, метод классификаций социальных проявлений мужчины и женщины, метод создания ситуации успеха, метод карты Проппа).
Педагогическое взаимодействие взрослых и детей носит субъект-субъектный характер, основанный на личностно ориентированном и гендерном подходах. Взрослый не соотносит индивидуальность мальчика и девочки с определенным «стандартом настоящего мальчика» или «стандартом настоящей девочки», а взаимодействует с ними с учетом их гендерных особенностей. При взаимодействии педагога с ребенком необходимо соблюдать «независимую территорию ребенка» (англ. «indepen-dent territory of the сЫИ») за исключением ситуаций, требующих непосредственного контакта педагога с детьми [2, с. 121].
Созданная гендерно ориентированная предметно-пространственная среда группы и всей дошкольной организации обеспечивает: 1) общение и совместную деятельность мальчиков и девочек; 2) учет индивидуальных и возрастных особенностей мальчиков и девочек; 3) учет по-лоспецифических особенностей мальчиков и девочек (например, наличие отдельных туалетов для девочек и мальчиков, ширма для переодевания детей до и после дневного сна; 4) равные возможности развития каждого ребенка независимо от пола (отсутствие деления игровой комнаты на игровые зоны для девочек и мальчиков).
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Взаимоотношения субъектов образовательного процесса субъект-субъектные, т. е. партнерские. Сознание педагога освобождено от негативных гендерных стереотипов «о настоящих мальчиках» и «о настоящих девочках», которые часто мешают раскрывать и развивать индивидуальные способности детей. Жизненные принципы и поведение педагогов соответствовали ценностям эгалитарного мировоззрения. Создавалась ситуация успеха для каждой девочки и мальчика с помощью вербальных и невербальных средств общения для формирования собственного чувства достоинства. Наглядные и мультимедийные материалы отражали современный характер социальных ролей мужчины и женщины в личной и публичной сфере жизни. Учитывались по-лоспецифические особенности детей при организации физической деятельности (до-зированность по времени и по количеству повторений физических упражнений).
ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Шаг 1. Определение гендерного состава группы (количество мальчиков и девочек).
Шаг 2. Определение уровня сформи-рованности основ гендерной культуры у дошкольников с помощью психолого-педагогических диагностических методик.
Шаг 3. Уточнение, систематизация, обновление и дополнение образовательной деятельности.
Шаг 4. Подбор и применение методов гендерного воспитания в различных видах детской деятельности.
Шаг 5. Анализ сформированности основ гендерной культуры путем применения диагностических методик (наблюдение, беседа, социометрические методы, психологические тесты).
Шаг 6. Получение ожидаемого результата - формирование основ гендерной культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Разработанная нами социально-педагогическая технология гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста дополнила уже имеющиеся в отечественной дошкольной педагогике технологии гендерного воспитания детей. При выборе технологии гендерного воспитания детей дошкольного возраста мы рекомендуем педагогам опираться на те технологии, которые наиболее полно отвечают индивидуальным особенностям дошкольников и обеспечены методическими материалами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абсалямова А. Г. Компаративистский подход к исследованию актуальных проблем дошкольного образования / / Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. Т. 1, № 29. С. 113-121.
2. Абсалямова А. Г. Развитие межнациональных отношений студенческой молодежи : моногр. 3-е изд. Уфа : Восточная экономико-юридическая гуманитар. акад. (Академия ВЭГУ), 2014. 356 с.
3. Бадентэр Э. Мужская сущность: пер. с фр. М. : Новости, 1995. 304 с.
4. Дежина Т. П. К вопросу о концепте «гендер» / / Вестн. Хабар. гос. акад. экономики и права. 2011. № 3. С. 127-136.
5. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учеб. для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. СПб. : Питер, 20l4. 464 с.
6. Инчхонская декларация «Образование-2030: обеспечение всеобщего инклюзивного и справедливого качественного образования». URL: http://www.euroosvita.net/index.php/?category=l&id=4392 (дата обращения: 08.l2.20l5).
7. Коломийченко Л. В. Теоретическое обоснование научных исследований по проблемам социального развития и воспитания детей дошкольного возраста в культурологической парадигме // Вестн. ПГПУ. Сер. 1, Психологические и педагогические науки. 2013. № 2. С. 31-39.
8. Конституция Российской Федерации. URL: http://www.garant.ru/doc/constitution/ (дата обращения: 07.l2.20l5).
9. Коротаева Е. В. Педагогическое взаимодействие и технологии / М-во образования и науки ; Урал. гос. пед. ун-т. М. : Academia, 2007. 256 с.
10. Моисеева Л. В. Технологический подход в науке об образовании: образовательные и педагогические технологии // Современные технологии профессионального образования: проблемы и перспективы : материалы науч.- метод. конф. с междунар. участием. Екатеринбург, 2014. 319 с.
11. Перлова Ю. В. Преемственность гендерного воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2014. 24 с. URL: http://www.dslib.ne/ (дата обращения: 07.l2.20l5).
12. Селевко Г. К. Социально-воспитательные технологии. М. : НИИ школьных технологий, 2005. 176 с.
13. Словарь гендерных терминов / под ред. А. А. Денисовой ; региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». М. : Информация XXI век, 2002. 256 с. URL: http://textarchive.ru/c-2689605.html (дата обращения: 06.11.2015).
14. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии : учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / под ред. С. Л. Смирнова. 4-е изд., испр. М. : Академия, 2001. 512 с.
15. Штылева Л. В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ. М. : ПЕР СЭ, 2008. 316 с.
REFERENCES
1. Absalyamova A. G. Komparativistskiy podkhod k issledovaniyu aktual'nykh problem doshkol'nogo obrazovaniya / / Psikhologiya obrazovaniya v polikul'turnom prostranstve. 2015. T. 1, № 29. S. 113-121.
2. Absalyamova A. G. Razvitie mezhnatsional'nykh otnosheniy studencheskoy molodezhi : monogr. 3-e izd. Ufa : Vostochnaya ekonomiko-yuridicheskaya gumanitar. akad. (Akademiya VEGU), 2014. 356 s.
3. Badenter E. Muzhskaya sushchnost': per. s fr. M. : Novosti, 1995. 304 s.
4. Dezhina T. P. K voprosu o kontsepte «gender» / / Vestn. Khabar. gos. akad. ekonomiki i prava. 2011. № 3. S. 127-136.
5. Doshkol'naya pedagogika s osnovami metodik vospitaniya i obucheniya : ucheb. dlya vuzov. Standart tret'ego pokoleniya / pod red. A. G. Gogoberidze, O. V. Solntsevoy. SPb. : Piter, 20l4. 4б4 s.
6. Inchkhonskaya deklaratsiya «Obrazovanie-2030: obespechenie vseobshchego inklyuzivnogo i spra-vedlivogo kachestvennogo obrazovaniya». URL: http://www.euroosvita.net/index.php/?category=l&id=4392 (data obrashcheniya: 08.l2.20l5).
7. Kolomiychenko L. V. Teoreticheskoe obosnovanie nauchnykh issledovaniy po problemam sotsial'nogo razvitiya i vospitaniya detey doshkol'nogo vozrasta v kul'turologicheskoy paradigme // Vestn. PGPU. Ser. l, Psikhologicheskie i pedagogicheskie nauki. 20l3. № 2. S. 3l-39.
8. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii. URL: http://www.garant.ru/doc/constitution/ (data obrashcheniya: 07.l2.20l5).
9. Korotaeva E. V. Pedagogicheskoe vzaimodeystvie i tekhnologii / M-vo obrazovaniya i nauki ; Ural. gos. ped. un-t. M. : Academia, 2007. 256 s.
10. Moiseeva L. V. Tekhnologicheskiy podkhod v nauke ob obrazovanii: obrazovatel'nye i pedagogicheskie tekhnologii // Sovremennye tekhnologii professional'nogo obrazovaniya: problemy i perspektivy : materialy nauch.- metod. konf. s mezhdunar. uchastiem. Ekaterinburg, 2014. 319 s.
11. Perlova Yu. V. Preemstvennost' gendernogo vospitaniya detey starshego doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2014. 24 s. URL: http://www.dslib.ne/ (data obrashcheniya: 07.l2.20l5).
12. Selevko G. K. Sotsial'no-vospitatel'nye tekhnologii. M. : NII shkol'nykh tekhnologiy, 2005. 176 s.
13. Slovar' gendernykh terminov / pod red. A. A. Denisovoy ; regional'naya obshchestvennaya organizatsiya «Vostok-Zapad: Zhenskie Innovatsionnye Proekty». M. : Informatsiya XXI vek, 2002. 256 s. URL: http:// textarchive.ru/c-2689605.html (data obrashcheniya: 06.11.2015).
14. Pedagogika: pedagogicheskie teorii, sistemy, tekhnologii : ucheb. dlya stud. vyssh. i sred. ped. ucheb. zavedeniy / pod red. S. L. Smirnova. 4-e izd., ispr. M. : Akademiya, 2001. 512 s.
15. Shtyleva L. V. Faktor pola v obrazovanii: gendernyy podkhod i analiz. M. : PER SE, 2008. 316 s.
Статью рекомендует д-р пед. наук А. Г. Абсалямова.