Научная статья на тему 'Осознание половой идентичности детьми старшего дошкольного возраста'

Осознание половой идентичности детьми старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
952
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ПОЛ / GENDER / ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / GENDER STEREOTYPES / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / GENDER IDENTITY / ГЕНДЕРНАЯ РОЛЬ / GENDER ROLE / ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / GENDER EDUCATION / КРИЗИС СЕМЬИ / FAMILY CRISIS / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ / A DIFFERENTIATED APPROACH TO EDUCATION / ГЕНДЕРНОЕ РАЗВИТИЕ / GENDER DEVELOPMENT / ГЕНДЕРНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / GENDER GUIDELINES / ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ / SEX / A PATTERN TO FOLLOW

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стрильчук Вероника Петровна

В статье описываются результаты исследования гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста. Многими исследователями показана актуальность проблемы гендерной идентификации в условиях кризиса семьи в России. Предметом обсуждения является осознание гендерной идентичности детьми старшего дошкольного возраста. В статье анализируются основные подходы к реализации человеческого потенциала вне зависимости от принадлежности к полу. Раскрыта сущность концепций гендерной идентичности, предложенных различными авторами. Сформулированы основные принципы гендерного воспитания, которые определяют совокупность требований к содержанию организации образовательного процесса. Автором показана необходимость смены образовательной методологии, направленной на развитие здоровой личности, необходимость изменения целей и задач дошкольного воспитания мальчиков и девочек. В исследовании рассмотрены разнообразные условия, которые приводят к становлению гендерной роли, следовательно, и к формированию адекватной гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста. Анализ существующего положения позволил выявить приоритетные направления в формировании гендерной идентичности детей дошкольного возраста. Автор показал необходимость подготовки специалистов, которые работают с детьми в ДОУ, в вопросах гендерного воспитания мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of Awareness of Gender Identity by Senior Preschoolchildren

The article describes results of the research about gender identity of senior preschoolchildren. The urgency of the problem of gender identification in conditions of the family crisis in Russia is shown by many investigators. The discussion is centered round the problem of awareness of the gender identity by senior preschoolchildren. The main approaches to realize the human potential despite sexual affiliation are analyzed in the article. The essences of the concepts of gender identity, proposed by different authors are disclosed. Basic principles of gender education, which define a set of requirements to the content of the educational process, are formulated. The author shows the necessity to change the educational methodology which aims at the development of a healthy personality, the necessity to change goals and tasks of preschool education of boys and girls. The study covers the variety of conditions that lead to the formation of gender roles, consequently, to the formation of the adequate gender identity of senior preschoolchildren. The analysis of the existing situation allows to reveal the priority directions in the formation of gender identity of preschoolchildren. The author shows the need in specialized gender training for professionals who are already working with senior preschoolchildren.

Текст научной работы на тему «Осознание половой идентичности детьми старшего дошкольного возраста»

УДК 37.04-053

В. П. Стрильчук

Осознание половой идентичности детьми старшего дошкольного возраста

В статье описываются результаты исследования гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста. Многими исследователями показана актуальность проблемы гендерной идентификации в условиях кризиса семьи в России. Предметом обсуждения является осознание гендерной идентичности детьми старшего дошкольного возраста. В статье анализируются основные подходы к реализации человеческого потенциала вне зависимости от принадлежности к полу. Раскрыта сущность концепций гендерной идентичности, предложенных различными авторами. Сформулированы основные принципы гендерного воспитания, которые определяют совокупность требований к содержанию организации образовательного процесса. Автором показана необходимость смены образовательной методологии, направленной на развитие здоровой личности, необходимость изменения целей и задач дошкольного воспитания мальчиков и девочек. В исследовании рассмотрены разнообразные условия, которые приводят к становлению гендерной роли, следовательно, и к формированию адекватной гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста. Анализ существующего положения позволил выявить приоритетные направления в формировании гендерной идентичности детей дошкольного возраста. Автор показал необходимость подготовки специалистов, которые работают с детьми в ДОУ, в вопросах гендерного воспитания мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: личность, пол, гендер, гендерные стереотипы, гендерная идентичность, гендерная роль, гендерное воспитание, кризис семьи, дифференцированный подход к воспитанию, гендерное развитие, гендерные ориентиры, образец для подражания.

V. P. Strilchuk

Study of Awareness of Gender Identity by Senior Preschoolchildren

The article describes results of the research about gender identity of senior preschoolchildren. The urgency of the problem of gender identification in conditions of the family crisis in Russia is shown by many investigators. The discussion is centered round the problem of awareness of the gender identity by senior preschoolchildren. The main approaches to realize the human potential despite sexual affiliation are analyzed in the article. The essences of the concepts of gender identity, proposed by different authors are disclosed. Basic principles of gender education, which define a set of requirements to the content of the educational process, are formulated. The author shows the necessity to change the educational methodology which aims at the development of a healthy personality, the necessity to change goals and tasks of preschool education of boys and girls. The study covers the variety of conditions that lead to the formation of gender roles, consequently, to the formation of the adequate gender identity of senior preschoolchildren. The analysis of the existing situation allows to reveal the priority directions in the formation of gender identity of preschoolchildren. The author shows the need in specialized gender training for professionals who are already working with senior preschoolchildren.

Keywords: a personality, sex, gender, gender stereotypes, gender identity, a gender role, gender education, a family crisis, a differentiated approach to education , gender development, gender guidelines, a pattern to follow.

Изменения социокультурной жизни общества в XXI веке, вызванные постоянным ускорением темпа жизни, огромным количеством источников информации и рядом других факторов, спровоцировали трансформацию человеческой личности, ее представлений о себе и об окружающих. Вместе с тем меняются и гендерные стереотипы, концепции половых ролей. На первый план выходит индивидуальность человека, его желание реализовать свой потенциал вне зависимости от принадлежности к какому-либо полу. В тесной связи с происходящим меняется образовательная методология, направленная на развитие целост-

ной здоровой личности, выстраиваются цели и задачи воспитания мальчиков и девочек.

Разработка вопросов, связанных с гендерным развитием и становлением личности человека, делает проблему гендерной идентификации особо актуальной в условиях кризиса семьи.

Только по Калининградской области число браков, заключенных в январе-феврале 2012 года, уменьшилось на 0,9%, число разводов увеличилось на 12,2%. Последняя Всеросийская перепись населения 2010 года показала, что проводимая с 2002 года в стране государственная политика в отношении семей оказалась недоста-

© Стрильчук В. П., 2014

точно эффективной: в семейной статистике продолжает расти доля разведенных, растет процент вдового населения, люди реже регистрируют брак, а доля матерей-одиночек неуклонно растет. Проблема гендерной идентичности особенно остро стоит для тех детей, которые воспитываются в неполных семьях или семьях с искажением гендерных ролей, в которых властная и энергичная мать выполняет в семье психологически мужскую роль, воплощая силу, власть, наказание и ответственность за принятие семейных решений, а отец ребенка психологически уравнен с ним в позиции «ведомых»). Здесь дети, не имея необходимого гендерного образца для подражания, вынуждены отождествляться с ролями и образцами противоположного пола, что приводит к затруднениям в межличностном общении со сверстниками.

Из-за ошибок или небрежности воспитания в семье ребенок утрачивает систему гендерных ориентиров и начинает удаляться от стандартов половых ролей, соответствующих его полу.

Прежде всего гендерная идентичность (gender identity) - это представления личности о себе как о мужчине или о женщине (или реже - как о том и другом, либо ни один из них). Это понятие тесно связано с понятием гендерной роли -внешних проявлений личности, которые отражают гендерную идентичность. Гендерная идентичность - более широкое понятие, результат сочетания внутренних, внешних факторов и факторов окружающей среды; гендерная роль проявляется в обществе посредством таких наблюдаемых явлений, как поведение и внешний вид [5].

В педагогике осознание гендерной идентичности - это процесс более значимый, чем просто этап развития, а отклонение от социально-этических норм может служить причиной расстройства как ребенка, так и его семьи. В своем исследовании мы рассмотрели разнообразие условий, которые приводят к становлению гендер-ной роли, а следовательно, и к формированию адекватной гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста.

Когда-то главенствующее мнение Джона Мани о том, что гендерная идентичность податлива в первые годы жизни, а затем становится необратимой, ныне поставлена под сомнение. Несколько исследований Милтона Даймонда показывают, что гендерное развитие достигает критической точки в дошкольном возрасте, после чего становится чрезвычайно трудноизменяемым для большинства людей [3].

Возраст, когда наиболее эффективно осуществляется идентификация с родителем такого же пола, составляет у мальчиков 5 - 7 лет, а у девочек 3 - 8 лет. Именно это повлияло на наш выбор группы испытуемых данного возраста.

Исследование проводилось в МАДОУ д/с № 113 г. Калининграда в сентябре 2012 года. В исследовании приняли участие 60 детей 6-7 лет. Группа состояла из 30 мальчиков и 30 девочек.

Исследование проводилось с помощью прак-симетрического метода «Нарисуй человека своего и противоположного пола», для интерпретации использовались элементы проективной методики К. Маховер «Нарисуй человека» (1996). К. Маковер, анализируя детские рисунки с клиническими данными, выделял ряд признаков интерпретации человеческой фигуры, касающиеся не уровня интеллектуального развития, а личностных особенностей. Считается, что изображая человека, испытуемый неосознанно идентифицирует себя с ними и наделяет его особыми чертами, которые могут быть расценены как индикаторы его собственного внутреннего мира. Интерпретации по К. Маховер дают представление о выявлении неких общих тенденций, но не постановке точного психологического диагноза [2].

Цель исследования с применением этой методики — выявить представления о человеке мужского и женского пола через определение суммы признаков, изображенных в серии рисунков, выполненных детьми.

Оценку рисунков проводили по описанным ниже параметрам.

1. Изображение фигуры в соответствии с особенностями пола: плечи маленькие (у женщин), широкие (у мужчин), сглаженная талия, округлые бедра (у женщин) — 1 балл, отсутствие в изображении фигуры признаков полов.

2. Одежда, свойственная полу: платье, юбка, кофта (женский пол), брюки, рубашка, шорты (мужской), присутствие одежды, свойственной полу — 1 балл, отсутствие — 0.

3. Прическа в соответствии с полом: косы, длинные волосы или бантики (у женщин) или мужская (короткие волосы или просто челка), присутствие признаков — 1 балл, отсутствие — 0.

4. Дополнительные баллы присваивались за наличие в рисунке признаков половой идентификации (по К. Маховер); красивые глаза, длинные ресницы, пухлые губы, четко нарисованное лицо (знак высокой заинтересованности), максимально — 3 балла.

Таблица 3. Регистрация результатов. Девочки

Таблица 1.Оценка рисунков «Нарисуй человека своего пола», %

Оцениваемые параметры Девочки Мальчики

Фигура в соответствии с особенностями пола 23 3

Одежда, соответствующая полу 57 10

Прическа, соответствующая полу 83 7

+Б 24 17 15 19 14 17

-Б 8 11 11 11 14 15

+М 6 13 15 11 16 13

-М 22 19 19 19 16 15

Как видно из таблицы, в рисунке человека своего пола девочки в целом правильнее изображают признаки пола, больше всего уделяя внимания прическе и одежде, не акцентируясь на изображении фигуры в соответствии с полом. Мальчики затруднялись в рисовании человека своего пола, чаще всего изображая бесполого человечка. Можно с уверенностью сделать вывод о том, что у девочек 6-7 лет лучше сформированы представления о человеке своего пола.

Таблица 2. Оценка рисунков «Нарисуй человека противоположного пола», %

Девочки со следующим заданием также справились лучше мальчиков: с изображением фигуры, свойственной противоположному полу, справились 23% девочек и лишь 7% мальчиков; одежду, свойственную противоположному полу, изобразили 37% девочек и 13% мальчиков; прическу правильно нарисовали 67% девочек и 27% мальчиков.

Психодиагностический тест «Возраст. Пол. Роль», модифицированный психологический тест «Предпочитаемый тип симпатии» [4] позволяет проследить аспекты принятия себя в соответствии с собственной половой принадлежностью, а также эмоциональное отношение к своему и противоположному полу у детей в различных возрастных группах, начиная с 4 лет.

Вычисляются следующие показатели [2]: взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) мужских портретов (КМ+), отражающий эмоциональное отношение субъекта к мужской половой роли; взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) женских портретов (КБ±), отражающий эмоциональное отношение к женской половой роли.

Для получения коэффициента КБ+ складываем веса всех женских портретов среди предпочитаемых:

КБ+= (0,3 *24 + 0,2*17 +0,2*15 + 0,15*19 + 0,1*14 + 0,05*17)/30 = 0,62

Для получения коэффициента КМ + складываем веса всех мужских портретов среди предпочитаемых: КМ = 0,38

Аналогично получаем КБ- и КМ- : КБ- = 0,35 КМ- = 0,65

Следовательно: 1,8 М= 0,6

Таблица 4. Регистрация результатов. Мальчики.

КБ+= 0,3 КМ+== 0,7 КБ- = 0,3 КМ-= 0,7

Следовательно: Б= 0,96;

М= 0,87

По данным, полученным в ходе исследования, девочки и мальчики выбирали портреты, соответствующие своему полу в исследовании позитивно значимых портретов. По данным, полученным в ходе исследования, девочки выбирали портреты, соответствующие своему полу в 62% случаев, а мальчики — в 70%.

Это, видимо, отражает факт личностной идентификации и положительного отношения к образу Я.

У девочек коэффициент предпочитаемых женских портретов был достоверно больше, чем коэффициент предпочитаемых мужских портретов, и больше, чем коэффициент отвергаемых женских портретов. Мужские портреты чаще отвергались девочками, чем предпочитались.

У мальчиков коэффициент предпочитаемых и отвергаемых мужских портретов оказался одинаковым и достоверно выше коэффициента предпочитаемых женских портретов.

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

• Девочки в целом правильнее изображают признаки пола, больше всего уделяя внимания

Оцениваемые Девочки Мальчики параметры___

Фигура 23 7

Одежда 37 13

Прическа 67 27

+Б 5 7 11 19 7 5

-Б 8 9 10 11 8 7

+М 25 23 19 11 23 25

-М 22 21 20 19 22 23

прическе и одежде, свойственным полу, но не акцентируют внимание на изображении фигуры в соответствии с полом.

• У девочек 6-7 лет лучше сформированы представления о человеке своего пола, чем о человеке пола противоположного.

• В процессе исследования мальчики затруднялись в изображении черт, свойственных человеку как своего, так и противоположного пола.

• По данным, полученным в ходе исследования, девочки чаще выбирали портреты, соответствующие своему полу в исследовании позитивно значимых портретов.

• У девочек коэффициент предпочитаемых женских портретов был достоверно больше, чем коэффициент предпочитаемых мужских портретов, и больше, чем коэффициент отвергаемых женских портретов. Мужские портреты чаще отвергались девочками, чем предпочитались.

• У мальчиков старшего дошкольного возраста коэффициент предпочитаемых и отвергаемых мужских портретов оказался одинаковым и достоверно выше коэффициента предпочитаемых женских портретов.

В ходе нашего исследования было обнаружено, что педагоги дошкольных учреждений в силу отсутствия в образовательных программах специальных разделов по половому воспитанию детей и соответственно неразработанного методического обеспечения являются также недостаточно подготовленными для осуществления дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам в процессе обучения и воспитания и нуждаются в психолого-педагогической помощи.

Библиографический список

1. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей [Текст] / Ю. Хямяляйнен; пер. с фин. - М.: Просвещение, 1993. - 112 с.

2. Шипицына Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта [Текст] / Л.М. Шипицына - М.: Дидактика Плюс; Ин-т общегуманит. исслед., 2002. - 477 с.

3. Шпиц Р. Психоанализ раннего детского возраста: [Текст] / P. Шпиц.; пер. с англ. - СПб.:Универси-тетская книга, 2001 - 160 с.

4. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э. Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. -СПб.: Питер, 1999 - 656 с.

5. Litosseliti L, Sunderland J. Gender Identity and Discourse Analysis (Discourse Approaches to Politics, Society and Culture) [Text]/ Litosseliti L, Sunderland J. -

Amsterdam: John Benjamins Publishing Company, 2002

- 336 p.

Bibliograficheskij spisok

1. KHyamyalyajnen YU. Vospitanie roditelej [Tekst] / YU. KHyamyalyajnen; per. s fin. - M.: Prosveshhenie, 1993. - 112 s.

2. SHipitsyna L.M. Neobuchaemyj rebenok v sem'e i obshhestve. Sotsializatsiya detej s narusheniem in-tellekta [Tekst] / L.M. SHipitsyna - M.: Didaktika Plyus; In-t obshhegumanit. issled., 2002. - 477 s.

3. SHpits R. Psikhoanaliz rannego detskogo vozras-ta: [Tekst] / P. SHpits.; per. s angl. - SPb.:Universi-tetskaya kniga, 2001 - 160 c.

4. EHjdemiller EH. G. Psikhologiya i psikhoterapiya sem'i [Tekst] / EH. G. EHjdemiller, V.V. YUstitskis. -SPb.: Piter, 1999 - 656 s.

5. Litosseliti L, Sunderland J. Gender Identity and Discourse Analysis (Discourse Approaches to Politics, Society and Culture) [Text]/ Litosseliti L, Sunderland J. -Amsterdam: John Benjamins Publishing Company, 2002

- 336 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.