Научная статья на тему 'Формирование интереса дошкольников к национальной культуре'

Формирование интереса дошкольников к национальной культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
837
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ДУХОВНЫМ ЦЕННОСТЯМ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЖАНРЫ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА / НАРОДНЫЕ СКАЗКИ / СИСТЕМА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ / ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ФОЛЬКЛОРОМ / INTRODUCTION OF PRESCHOOL CHILDREN TO SPIRITUAL VALUES / CULTURAL ENVIRONMENT / FOLKLORE GENRES / ART ACTIVITY OF A CHILD / FOLK TALES / THE SYSTEM OF AESTHETIC EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN / ACQUAINTANCE OF CHILDREN WITH CREATIVE ACTIVITY / ACQUAINTANCE OF CHILDREN WITH FOLKLORE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гасанова Л. Н.

Приобщение дошкольников к духовным ценностям определенной этнокультурной среды становится более тонким и рельефным при включении в его речь фольклорных жанров, которые обеспечивают трансляцию культуры в художественную деятельность ребенка. Особое воздействие на развитие чувств ребенка оказывают народные сказки, и это усиливается, когда они даются во взаимосвязи с другими видами искусства: музыкой, живописью, театром. Создание системы эстетического воспитания в дошкольном детстве во многом предопределило направление изучения художественного творчества детей в аспекте развития восприятия произведений искусства в области литературы, живописи, музыки, формирования исполнительских навыков и приобщения детей к творческой деятельности. Ознакомление с фольклором, разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями приобщает ребенка к национальной культуре, вводит ребенка в мир художественных образов, понимание которых углубляется в изобразительной и театральной деятельности, что способствует развитию творческого воображения, а также воспитывает умение использовать разнообразные языковые средства при создании собственных сочинений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гасанова Л. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ETHNIC CULTURE INTEREST IN PRESCHOOL CHILDREN

Introduction of preschool children to spiritual values of a certain ethno-cultural environment becomes more subtle and relief when you turn in his/her speech folklore genres, which provide broadcasting of culture in artistic activity of a child. Folk tales have special impact on the development of a child ’s senses, and this is amplified when they are given in conjunction with other forms of art: music, painting, theatre. Creation of a system of aesthetic education in preschool childhood in many respects predetermined the direction of studying of artistic creativity of children in the aspect of the development of perception of art works in the field of literature, painting, music, formation of technical skills and involving children in creative activity. Acquaintance with folklore, various genres of literary works, their specific features joins a child to national culture, introduces the child to the world of artistic images, understanding of which delves into the visual and theatrical activity that promotes development of creative imagination, as well as forms an ability to use a variety of linguistic means for creation of their own compositions.

Текст научной работы на тему «Формирование интереса дошкольников к национальной культуре»

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

Л.Н. Гасанова

научный сотрудник кафедры дошкольного и начального образования Института развития образования Республики Башкортостан (г. Уфа), соискатель Института психолого-педагогических проблем детства РАО

E-mail: oxu@bk.ru

Приобщение дошкольников к духовным ценностям определенной этнокультурной среды становится более тонким и рельефным при включении в его речь фольклорных жанров, которые обеспечивают трансляцию культуры в художественную деятельность ребенка. Особое воздействие на развитие чувств ребенка оказывают народные сказки, и это усиливается, когда они даются во взаимосвязи с другими видами искусства: музыкой, живописью, театром. Создание системы эстетического воспитания в дошкольном детстве во многом предопределило направление изучения художественного творчества детей в аспекте развития восприятия произведений искусства в области литературы, живописи, музыки, формирования исполнительских навыков и приобщения детей к творческой деятельности. Ознакомление с фольклором, разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями приобщает ребенка к национальной культуре, вводит ребенка в мир художественных образов, понимание которых углубляется в изобразительной и театральной деятельности, что способствует развитию творческого воображения, а также воспитывает умение использовать разнообразные языковые средства при создании собственных сочинений.

Ключевые слова: приобщение дошкольников к духовным ценностям, этнокультурная среда, фольклорные жанры, художественная деятельность ребенка, народные сказки, система эстетического воспитания дошкольников, приобщение детей к творческой деятельности, ознакомление детей с фольклором.

В Концепции дошкольного образования Республики Башкортостан (2002 г.) выдвинута задача формирования у подрастающего поколения самосознания в контексте нового отношения к национальной культуре. Одним из направлений решения данной задачи является возрождение национальной культуры путем введения в педагогический процесс разных видов искусства народов Башкортостана: фольклора, народно-прикладного искусства, одежды, интерьера и др. Все вышеназванное является компонентами материальной и духовной культуры.

Слово «культура», одно из наиболее употребляемых в современном языке, происходит от латинского «cultura», что значит «возделывание», «обрабатывание». Культура того или иного народа - свойственные именно этому народу способы жизни и деятельности.

Существует много толкований понятия «культура». Культура рассматривается как

стремление человека к духовной красоте и гармонии, восстановление и осознание ценностей и целей жизни. В философии культуру понимают предельно широко - как человеческую, материальную и духовную деятельность, а также ее результаты. Материальная и духовная культура взаимосвязаны и взаимообусловлены. С одной стороны, возрастает роль и значение материальной области, с другой - возрастает и роль духовного в материальной культуре. В работах исследователей рассматриваются вопросы воспитания молодого поколения средствами национальной культуры (Р.Л. Агишева, К.Ш. Ахияров, В.И. Баймурзина, Г.П. Волков, Р.Х. Гасанова, Ш.А. Мирзоев и др.).

Материальная культура народа связана с господствующими в обществе экономическими отношениями, в первую очередь с тем, к какой общественно-экономической формации это общество относится.

Педагогическое образование и наука, 2011, № 12

В материальной культуре важным является традиционные ремесленные занятия, способы кустарного производства, типичные для данного народа орудия труда. К материальной культуре относятся также особенности жилья, его внутреннее убранство, одежда, обувь и украшения. У большинства народов до сих пор сохранились национальные предметы одежды, головные уборы и т. п.

Духовная культура - это то, что входит в сознание людей и формирует определенную картину мира (образ мира), характерную для того или иного народа. Сюда входят мифология, религия, различные виды народного искусства, житейские знания, а также система морально-этических норм и культура отношений между людьми.

У любого народа есть житейское знание о природе, человеке, обществе. Национальное самосознание, религия и язык народа тоже входят в его духовную культуру.

Национальная культура - это целостное явление, сложившееся в ходе исторического развития и приспособленное к климатическим, ландшафтным, хозяйственным и прочим местным условиям. Ее рассматривают прежде всего как систему представлений о явлениях окружающего мира, предназначенную для овладения человеком приемов и навыков во всех сферах окружающей его жизни.

Одной из важнейших сторон каждой национальной культуры является то, что она акцентирована на главной доминанте национального характера и предполагает определенные черты характера и стереотипов поведения людей этой национальности.

Башкирский фольклор занимает важное место среди разнообразных средств формирования отношения к национальной культуре, и очень важно пробудить к нему интерес с самого раннего возраста. В основе фольклора, который передается из уст в уста, лежат многие мифы и предания. В фольклор входят также народные сказки, пословицы, поговорки, загадки и другие виды народного искусства -национальные орнаменты, игрушки; музыка, народные песни и танцы, народный театр.

Приобщение дошкольников к духовным ценностям определенной этнокультурной среды становится более тонким и рельефным при включении в его речь фольклорных

жанров, которые обеспечивают трансляцию культуры в художественную деятельность ребенка.

Возможности включения произведений устного народного творчества в процесс дошкольного воспитания исследовали А.П. Усова, Е.А. Флерина, Е.И. Тихеева. Они показали обучающие и воспитательные возможности национально-культурного освоения детьми языковой среды. Общественная и педагогическая значимость фольклора, обобщающая в художественной форме опыт народа, делает его важным средством ознакомления детей с окружающим миром, приобщения их к ценностным ориентирам и емким средством как общего, так и речевого развития дошкольников.

Народная сказка является феноменом национальной культуры, отражающим опыт нравственной и интеллектуальной жизни предыдущих поколений.

В теории дошкольной педагогики изучению роли народной сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста, а также в развитии образности их речи посвящено немало работ (М.М. Конина, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.П. Усова, О.С. Ушакова, А.Я. Шибицкая и др.). Все исследователи отмечают роль сказок в развитии словесного творчества детей, в формировании самостоятельной художественно-речевой деятельности. При системной целенаправленной работе у детей появляется интерес к фольклору, возникает потребность слушать сказки. Одновременно углубляется и обогащается словарный запас ребенка, развивается образная речь, воспитываются высшие нравственные качества личности.

Сказка - один из наиболее древних видов фольклора - вобрала в себя нравственные ценности не отдельно взятого индивида, а множества субъектов морали. В башкирских сказках, как и в сказках других народов мира, рассматриваются проблемы народного воспитания. А.Х. Иткулову, исследователя башкирского фольклора, интересует мировоззренческо-нравственный аспект разных жанров народной сказки. Она считает, что сказка как элемент духовной культуры несет в себе нравственные ценности, которые дают индивиду моральные ориентиры поведения. Сказки всегда поучительны и назидательны.

Педагогическое образование и наука, 2011, № 12

Дидактизм - одна из важнейших особенностей сказок, но этим ничуть не снижается их художественность. Почти все сказки содержат те или иные элементы дидактизма, но есть сказки, которые целиком посвящены той или иной моральной проблеме. В них показана одна из нравственных ценностей - любовь и почтительное отношение к отцу и матери.

Высоко воспитательное значение сказок, посвященных труду. В сказках народ высмеивает человека, который ищет легкую работу. Хороший сказочник выполнял функцию народного педагога. Его специально приглашали в каждую семью. Встреча с таким прекрасным рассказчиком была поощрением за хорошую работу.

Дети любят сказки, потому что они вводят ребенка в мир чудес. Один из самых древних жанров - волшебные сказки, выросшие из первобытной мифологии. В волшебных сказках диковинные предметы облегчают героям их подвиги: шапка-невидимка; топор-саморуб; меч-самосек; вода, прибавляющая и убавляющая силу; зеркало, превращающееся в озеро; курай, из которого капает кровь, если герой попадает в беду, или молоко - при удаче героя; целебная трава и др.

В сказках о животных в иносказательной форме рассказывается о человеческих отношениях. В башкирских сказках, как и в сказках других народов России, основными персонажами выступают лиса, волк, медведь, реже - заяц, собака, кот, козел, бык. Персонажи отдельных башкирских сказок - соболь, хорек, барсук, косуля. Сюжеты многих сказок являются оригинально разработанными вариантами русских сюжетов о животных.

Особое воздействие на развитие чувств ребенка оказывают народные сказки, когда они даются во взаимосвязи с другими видами искусства: музыкой, живописью, театром.

Проблема интеграции разных видов художественной деятельности нашла отражение в педагогических исследованиях, рассматривающих взаимодействие:

- речевой и изобразительной деятельности (Т.Г. Казакова, Т. С. Комарова, Е.В. Са-вушкина, Н.П. Сакулина, С.М. Чемортан, Е.А. Флерина ит др.);

- музыкальной и изобразительной деятельности (Н.А. Ветлугина, Г.П. Новикова и др.);

- художественно-речевой, музыкальной, изобразительной и театральной деятельности (Л.В. Танина, О.С. Ушакова и др.).

Изучению детского творчества в разных видах художественной деятельности виднейшие психологи и педагоги уделяли пристальное внимание (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова, Н.Н. Поддьяков, С.Л. Рубинштейн и др.).

Создание системы эстетического воспитания в дошкольном детстве во многом предопределило направление изучения художественного творчества детей в аспекте развития восприятия произведений искусства в области литературы, живописи, музыки, формирования исполнительских навыков и приобщения детей к творческой деятельности.

Учитывая эти положения, при ознакомлении детей с башкирским фольклором мы разработали интегрированные занятия, в которых сочетались разные виды художественной деятельности: чтение сказок с иллюстрациями, слушание башкирской народной музыки, ознакомление с произведениями живописи и скульптуры, беседы о прочитанном и увиденном, рассматривание народных орнаментов.

Ознакомление с башкирским фольклором, разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями приобщает ребенка к национальной культуре, вводит ребенка в мир художественных образов, понимание которых углубляется в изобразительной и театральной деятельности, что способствует развитию творческого воображения, а также воспитывает умение использовать разнообразные языковые средства при создании собственных сочинений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ветлугина Н.А. Формы организации художественной деятельности дошкольников. - М., 1977.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

3. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М., 2009.

4. Лазарева М.В. Концепция интегрированного обучения в дошкольном возрасте. -М., 2011.

5. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. - М., 1961.

FORMATION OF ETHNIC CULTURE INTEREST IN PRESCHOOL CHILDREN

L.N. Gasanova

researcher of the Department of Preschool and Primary Education of the Institute of Education Development of the Republic of Bashkortostan (Ufa), postgraduate student of the Institute of Psychological and Pedagogical Problems of Childhood

of the Russian Academy of Education

Introduction of preschool children to spiritual values of a certain ethno-cultural environment becomes more subtle and relief when you turn in his/her speech folklore genres, which provide broadcasting of culture in artistic activity of a child. Folk tales have special impact on the development of a child's senses, and this is amplified when they are given in conjunction with other forms of art: music, painting, theatre. Creation of a system of aesthetic education in preschool childhood in many respects predetermined the direction of studying of artistic creativity of children in the aspect of the development of perception of art works in the field of literature, painting, music, formation of technical skills and involving children in creative activity. Acquaintance with folklore, various genres of literary works, their specific features joins a child to national culture, introduces the child to the world of artistic images, understanding of which delves into the visual and theatrical activity that promotes development of creative imagination, as well as forms an ability to use a variety of linguistic means for creation of their own compositions.

Key words: introduction of preschool children to spiritual values, cultural environment, folklore genres, art activity of a child, folk tales, the system of aesthetic education ofpreschool children, acquaintance of children with creative activity, acquaintance of children with folklore.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.