УДК 372.3/4
ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОХРАНЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКА
Щетинина Г.Г.
ЧСОУШкола «Лидер», Московская область, Россия
Аннотация. В статье раскрываются понятия «информационное здоровье», «медиаграмотность», «медиаобразо-вание» применительно к раннему детскому возрасту. На примере частной Авторской школы «Лидер» показаны технологии сохранения информационного здоровья дошкольника в условиях дефицита внимания, информационных перегрузок, чрезмерного увлечения информационными технологиями.
Ключевые слова. информационное здоровье, медиаграмотность дошкольника, медиаобразование дошкольника, медиаобразовательная технология.
Введение. Сегодня в условиях современной информационно насыщенной среды все чаще на первый план обсуждений проблем формировании личности в раннем возрасте выносятся вопросы информационного здоровья, когда все жизненно важные функции ребенка находятся в процессе интенсивного становления, и влияние бурных потоков информации на его психофизиологическую систему критично. При этом в процессе развития дошкольника важны все факторы информационного воздействия - семейное воспитание, окружающая среда, условия дошкольного учреждения.
Само это понятие «информационное здоровье» еще недостаточно разработано. Оно возникло в процессе осмысления исследователями и практиками тех рисков, которые возникают в результате неконтролируемого роста информационных технологий, все в большей степени влияющих на подрастающее поколение. В этой связи вполне оправданным становится беспокойство специалистов в области психологии, медицины, педагогики, которые отмечают очевидные признаки информационного нездоровья у детей и подростков - компьютерная зависимость, падение интереса к реальной жизни, агрессивное поведение, затрудненные навыки коммуникации и т.д.
Информационное здоровье личности представляет собой такое состояние организма, при котором он в целом и все его элементы, в частности, способны гармонично взаимодействовать с информационным пространством и эффективно выполнять свои психофизиологические и социальные функции. Информационное здоровье позволяет быстро адаптироваться к меняющимся условиям глобального информационного общества, причем все действия или бездействие человека напрямую зависят от состояния психики личности. Именно поэтому в процессе формирования личности в раннем дошкольном возрасте так важны два взаимодополняемых фактора:
формирование в условиях информационного шума элементарной медиаграмотности;
учет психологических особенностей ребенка. Целью данной статьи является рассмотрение и анализ той роли, которую играют эти факторы в процессе формирования личности ребенка в системе дошкольного образования.
Методы исследования. В ходе подготовки статьи решались следующие методологические задачи:
^ анализ возможностей образовательной организации уровня дошкольного образова-
ния в формировании простейшей медиагра-мотности ребенка в возрасте 3-7 лет, на примере частной авторской школы «Лидер»; > анализ учета психологических особенностей ребенка при формировании медиагра-мотности дошкольника. В современном мире общество декларирует свои условия социального поведения, которое выработало человечество в ходе эволюции. Кроме того, к началу XXI века появились совершенно новые формы медиаповедения личности, возникшие в результате развития информационных технологий и взаимодействия с различными видами медиа. И здесь важно таким образом организовать воспитание и развитие дошкольника, чтобы его медиаповедение соответствовало, с одной стороны, выработанным нормам и правилам социального общежития, с другой, адекватно отвечало на постоянно меняющиеся информационные условия.
Уже в раннем возрасте следует учитывать необходимость формирования медиаграмотно-сти ребенка, которая проявляется в умении понимать простые сюжеты, различать выразительные средства медиатекстов, соответствующих данному возрасту, обосновывать своё отношение к выбору и оценке потребляемой информации, владеть элементарными навыками медиатворче-ства. Медиаграмотность в свою очередь достигается с помощью медиаобразования. Дошкольное медиаобразование - это процесс всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста средствами медиатворчества и медиаобразователь-ной игры. [1, с.53].
В настоящее время в нашей стране дошкольное медиаобразование носит единичный характер. [2, 3, 4, 5] Однако проблемы, которые возникают в связи с ранним вхождением детей в виртуальную среду, и ущерб, который причиняет физическому и психическому здоровью ребенка чрезмерное увлечение информационными технологиями, заставляет нас прибегнуть к рассмотрению медиаобразовательного опыта частной школы «Лидер» с точки зрения обеспечения информационного здоровья дошкольника. Основной анализ
Под дошкольным возрастом понимается период развития ребенка от 3 до 7 лет. В эти годы происходит физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Он уже хорошо разговаривает, мир его
ощущений, переживаний и представлений становится богаче и разнообразнее.
С физиологической точки зрения, ребенок также развивается весьма активно, значительно увеличиваются его рост, вес, утолщаются кожные покровы, кожа становится более стойкой к механическому воздействию. К 5-6 годам позвоночник ребенка соответствует форме взрослого человека. Однако окостенение скелета в этом возрасте не закончено, в нем еще много хрящевой ткани. Дети в этот период очень подвижны, у них бурно развивается мышечная система, что обусловливает значительную нагрузку на скелет ребенка. Поэтому необходим постоянный контроль за позой ребенка, его движениями и играми. [6]
С точки зрения информационного воздействия на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, дошкольник получает скорее негативный опыт, который отрицательно влияет на его развитие. По нашим данным, которые мы фиксируем, когда принимаем детей в детский клуб «Лидер-малыш», наблюдается существенное отставание детей в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги все больше отмечают проблемы с задержкой речевого развития: дети позже начинают говорить, их речь примитивна. Многим детям нужна помощь логопеда. В середине 70-х годов специалисты фиксировали дефицит речи только у 4% дошкольников, сегодня эта цифра выросла в 6 раз.
Проблема с речью, по нашему мнению, во многом связана с использованием различных технологических средств. Усталые или слишком занятые родители, чтобы занять ребенка, дают ему в руки старый телефон или планшет и оставляют наедине с бездушной технологией. И здесь возникает сразу несколько проблем. Это и отсутствие живой коммуникации, навык которой формируется только в раннем возрасте, и рассредо-точенность внимания, поскольку ребенок все время видит быстро сменяющиеся картинки, при этом виды реального статичного мира его уже не удовлетворяют. Вследствие этого у ребенка не формируется навык общения, но что более важно, не возникает способности внутренней коммуникации, когда маленький человек учится думать, размышлять, вести свой внутренний разговор. В этом случае у него не закладываются основы будущей интеллектуальной, мыслительной
деятельности и весь мир он начинает воспринимать поверхностно, как серию сменяющихся ярких фрагментов, никак не связанных между собой.
Сегодня мы замечаем резкое снижение творческой активности детей. Они теряют способность и желание играть, не могут придумать новую игру, новую сказку. Малыши легко воспринимают мир фантазий с экрана, но он не рождается в их воображении.
В последнее время мы все чаще отмечаем у детей неспособность к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Данные симптомы сегодня дали основание выделить специфическое заболевание - «дефицит концентрации внимания», [7] которое характеризуется гиперактивностью, ситуативно-стью поведения, повышенной рассеянностью. Такие дети не способны хорошо учиться, они быстро отвлекаются, переключаются с одного вида деятельности на другой, многообразные впечатления они воспринимают поверхностно и отрывочно, не анализируя и не связывая между собой. Эту особенность специалисты в области медиапсихологии отчасти связывают с экранным воздействием.[8] По данным ЮНЕСКО 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. И в этом возрасте в меньшей степени важно содержание, а в большей - сам факт отстраненной технической коммуникации, которая заменяет ребенку спокойный разговор с близким человеком. Конечно, информационные нагрузки в этом возрасте необходимы, но они должны быть посильными, и приучать к ним следует постепенно и осторожно.
В это время словарный запас дошкольника постепенно увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре дети пользуются сложными фразами и предложениями; любят слушать чтение взрослых, легко запоминают стихи, могут составить небольшой рассказ о прогулке; уверенно начинают держать карандаш в руках, рисуют различные предметы, животных. Уже достаточно определенно ребенок выражает различные эмоции -радость, огорчение, жалость, страх, смущение. В этом возрасте определяются и развиваются черты характера, формируются представления об обязанностях.
Именно поэтому так важно с дошкольниками проводить медиаобразовательные занятия. Безусловно, они не должны превращаться в отдельные уроки по медиаграмотности. В нашем центре раннего развития ребенок через игру знакомится с различными социальными ролями, формирует первые представления о разной информации и получает познавательные и творческие навыки. Обеспечить хорошее развитие детей дошкольного возраста нам помогают развивающие игры, рисование, занятия музыкой и танцами. Основными показателями умственного развития наших дошкольников является развитие мышления, внимания, воображения.
В центре дети получают всю необходимую им информацию, соответствующую их возрасту. Занятия проходят по установленному расписанию четыре дня в неделю. В расписание занятий центра входят такие предметы, как: английский язык, музыка, изобразительное искусство, общая физическая подготовка, ритмика, обучение грамоте, развитие креативного мышления, формирование элементарных математических понятий, знакомство с окружающим миром.
Грамотно организованная развивающая среда, ориентированная на возраст ребенка и профессиональные педагоги позволяют в небольших группах детей (от 4 до 8 человек) создавать атмосферу творчества и открытости. В сочетании с постоянным взаимодействием с родителями и заботой о психологическом здоровье ребенка удается преодолеть те трудности, которые традиционно возникают при подготовке детей к школе.
Наиболее востребованной и эффективной формой медиаобразования для дошкольников в нашем центре является театр кукол. Это очень популярная форма организации досуга. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью детей и родителей, а также приносят огромное удовольствие организаторам постановок. Кукла сама по себе очень близка детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с самого раннего детства, поэтому и воспринимают ее как близкого друга. А если этот до сих пор безмолвный друг неожиданно оживает у них на глазах, сам рассказывает истории, поет, смеется и плачет - это зрелище превращается в настоящий праздник.
Однако мы не рассматриваем кукольный театр только как развлечение. Очень важно его воспитательное и познавательное значение. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия. Кукольный театр -искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ - кукла, и живописно-декоративное оформление, и музыка - песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование кукольного театра становится очень эффективной формой медиаобразования и оказывает большую помощь в повседневной работе детского сада по умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников.
Период дошкольного возраста - важнейший период умственной жизни малыша. В этом возрасте ребёнок проявляет наибольшее любопытство к различным явлениям, задаёт бесконечные вопросы, легко воспринимает информацию и быстро обучается новым языкам. И родители стараются, чтобы данный этап жизни ребёнка был не только счастливой доброй сказкой, а еще и временем активной подготовки к школе. Именно в этот период ребенок делает первые шаги в социум. У него формируются правильные представления о режиме дня, навыки общения с детьми и взрослыми, самостоятельность, ответственность - все то, что помогает при дальнейшем обучении в школе и сохраняет при этом его информационное здоровье.
Наши маленькие «лидеры» очень рано начинают изучать языки. Специалисты по возрастной психологии считают, что дети в возрасте от 3 до 7 лет усваивают иностранные языки легче, чем в более старшем возрасте, если проводить обучение по особой методике, учитывающей возрастную специфику восприятия информации ребенком. Преподаватели нашего детского клуба «Лидер-малыш» владеют этими методиками. Маленькая наполняемость группы позволяет организовать занятия с учетом интересов, способностей и возможностей каждого ребенка.
Все дети делятся на три возрастные группы: младшая группа (дети от 1,5 до 3 лет), средняя
группа (дети от 3 до 4 лет) и старшая группа (дети от 4 до 5 лет).
В младшей группе мы расширяем детские представления о предметах, событиях, явлениях окружающего мира, создаем условия для проявления детьми игровой и познавательной активности в течение дня, развиваем речевой аппарат, знакомим со звуками, числами, величинами, простыми арифметическими задачами на сложение и вычитание.
В средней группе стимулируем детскую игровую самостоятельность и творчество, развиваем связную речь, воспитываем бережное отношение к предметному миру, формируем представления о числах в пределах 10, учим самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание, моделируем реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур.
А в третьей группе уже создаем и реализуем детские игровые замыслы, учим свободно ориентироваться в повседневной жизни, логическим построениям и закономерностям, формируем навыки слогового чтения, раскрываем потенциал каждого ребенка, акцентируем внимание на результатах деятельности, приносящих радость и удовлетворение окружающим.
Выводы. При использовании медиаобразо-вательных технологий, которые обеспечивают информационное здоровье дошкольника, должны непременно учитываться психологические и физиологические особенности детей. Это является одним из основных принципов нашей системы подготовки детей к школе. В результате мы создаем в детском саду атмосферу дома, мира удивительных открытий, мира творчества и познания. Мы растим детей информационно здоровыми, успешными и жизнерадостными.
ЛИТЕРАТУРА
1. Немирич, А. А. Медиаграмотность как результат медиаобразования детей дошкольного возраста // Медиаобразование. 2011. № 2. С.47-55
2. Варшавская М.Л. Диапозитивные фильмы и их применение в работе по родному языку с детьми дошкольного возраста. Дис. ...канд. пед. наук. М., 1953. 252 с.
3. Дейкина А.Ю. Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе медиаобразования [Текст]: Дис. ... канд. пед. наук. - Барнаул, 2000. 155 с.
4. Мацкевич Ж.В. Развитие изобразительного творчества в рисовании у детей старшего дошкольного возраста под влиянием мультипликационного кино: Дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2009. 190 с.
5. Тидикиене, З.А. Особенности восприятия учебного фильма и его роль в развитии представлений у детей 5-7 лет (на материале ознакомления с общественной жизнью). Дис. ... канд. пед. наук. Л., 1972. 210 с.
6. Логачев М.Ф. Дошкольный возраст // Краткая медицинская энциклопедия, издательство «Советская
энциклопедия», издание второе, Москва, 1989. URL: http://www.golkom.ru/kme/05/1-432-3-1.html (дата обращения: 11.10.2016).
7. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребёнок или все о гиперактивных детях. — М.: Издательство института Психотерапии, 2002.
8. Татьяна Гогуадзе. Влияние гаджетов на здоровье и жизнь детей // Любодар. Портал для самопознания и развития. URL: http://lubodar.info/vliyanie-gadzhetov-na-zdorovje-detej/ (дата обращения: 04.10.2016).
FACTORS CONTRIBUING TO THE PRESERVATION OF INFORMATIONAL HEALTH OF A PRESCHOOLER
Shchetinina G. G.
School "Leader", Moscow Region, Russia
Annotation. The article describes the concept of "informational health", "media literacy", "media education" in relation to early childhood. For example, the experimental private school "Leader" shows technology of the preservation of prescool informational health under the conditions of attention deficit, information overload, overuse of information technology.
Key words. informational health, media literacy of a preschooler,media education of a preschooler, educational programme "Leader-Kid", a puppet theatre, media educational technology.
REFERENCES
1. Nemirich, A. A. Mediagramotnost' kak rezu-l'tat mediaobrazovanija detej doshkol'nogo vozrasta // Mediaobrazovanie. 2011. № 2. S.47-55
2. Varshavskaja M.L. Diapozitivnye fil'my i ih primenenie v rabote po rodnomu jazyku s det'mi doshkol'nogo vozrasta. Dis. ...kand. ped. nauk. M., 1953. 252 s.
3. Dejkina A.Ju. Razvitie poznavatel'nyh in-teresov doshkol'nikov v processe mediaobrazovanija [Tekst]: Dis. ... kand. ped. nauk. - Barnaul, 2000. 155 s.
4. Mackevich Zh.V. Razvitie izobrazitel'nogo tvorchestva v risovanii u detej starshego dosh-kol'nogo vozrasta pod vlijaniem mul'tiplikacionnogo kino: Dis. ... kand. ped. nauk. Moskva, 2009. 190 s.
5. Tidikiene, Z.A. Osobennosti vosprijatija uchebnogo fil'ma i ego rol' v razvitii predstavlenij u detej 5-7 let (na materiale oznakomlenija s ob-shhestvennoj zhizn'ju). Dis. ... kand. ped. nauk. L., 1972. 210 s.
6. Logachev M.F. Doshkol'nyj vozrast // Krat-kaja medicinskaja jenciklopedija, izdatel'stvo «So-vetskaja jenciklopedija», izdanie vtoroe, Moskva, 1989. URL: http://www.golkom.ru/kme/05/1-432-3-1.html (data obrashhenija: 11.10.2016).
7. Brjazgunov I. P., Kasatikova E. V. Neposed-livyj rebjonok ili vse o giperaktivnyh detjah. — M.: Izdatel'stvo instituta Psihoterapii, 2002
8. Tat'jana Goguadze. Vlijanie gadzhetov na zdorov'e i zhizn' detej // Ljubodar. Portal dlja samo-poznanija i razvitija. URL: http://lubo-dar.info/vliyanie-gadzhetov-na-zdorovje-detej/ (data obrashhenija: 04.10.2016).