Научная статья на тему 'Медиаобразование в системе раннего воспитания в детских садах англоязычных стран'

Медиаобразование в системе раннего воспитания в детских садах англоязычных стран Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
946
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / ДЕТСКИЙ САД / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / США / КАНАДА / АВСТРАЛИЯ / НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ / АНГЛОЯЗЫЧНЫЕ СТРАНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондрашова А. С.

Дошкольное медиаобразование во многих странах еще не существует, однако, в ряде англоязычных стран медиаобразование дошкольников развивается активно и находит поддержку не только среди волонтеров, но и у государства. В своей статье автор делает попытку оценить современное состояние дошкольного медиаобразования в англоязычных странах (Великобритания, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия) и конкретизировать достоинства зарубежных систем, которые могли бы быть полезны и в России. Кроме того, автор старается доказать, что полноценное раннее воспитание невозможно без раннего медиаобучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиаобразование в системе раннего воспитания в детских садах англоязычных стран»

А Медиаобразование за рубежом

Медиаобразование в системе раннего воспитания в детских садах

англоязычных стран

А.С. Кондрашова, аспирант, МГУ имени М.В. Ломоносова

Аннотация. Дошкольное медиаобразование во многих странах еще не существует, однако, в ряде англоязычных стран медиаобразование дошкольников развивается активно и находит поддержку не только среди волонтеров, но и у государства. В своей статье автор делает попытку оценить современное состояние дошкольного медиаобразования в англоязычных странах (Великобритания, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия) и конкретизировать достоинства зарубежных систем, которые могли бы быть полезны и в России. Кроме того, автор старается доказать, что полноценное раннее воспитание невозможно без раннего медиаобучения.

Ключевые слова: медиаобразование, дошкольное медиаобразование, медиаграмотность, детский сад, Великобритания, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, англоязычные страны

Media Education in the system of Early Education in Kindergartens of English-speaking

countries

Alesya Kondrashova,

Post-graduate student Lomonosov Moscow State University

Abstract. Preschool media education is a new process. In many countries there is still no media education in kindergartens. However, in some English-speaking countries media education of preschoolers is supported not only by volunteers, but also by government. In the article the author tries to give a review of modern media education throughout English-speaking countries (Great Britain, the USA, Canada, Australia, New Zealand) and define the advantages of the systems, which can be useful in Russia. Besides that, the author gives an attempt to prove, that full early education in kindergartens is impossible without preschool media education.

Key words: media education, preschool media education, media literacy, kindergarten, Great Britain, the USA, Canada, Australia, New Zealand, English-speaking countries

Понятие «детский сад» подразумевает как «сад для детей», так и «сад детей», т.е. место, где дети и находятся, и развиваются. Истоки дошкольного образования лежат в Германии, где в 1837 году Фридрихом Фрёбилем был открыт первый детский сад. Детей обучали в собственном доме Фрёбиля, преимущественно в саду: педагог полагал, что физическое, психическое и нравственное развитие ребенка возможно только при развитии широкого кругозора. Воспитанники Фрёбиля должны были познавать мир, а не томиться в стенах дома.

Именно развитие кругозора и воспитание собственной точки зрения можно считать одной из задач медиаобразования. Однако сегодня мир изменился, и задач у медиаобразования стало значительно больше. Современный человек со всех сторон оказывается атакован информацией. Наибольшей опасности подвергаются дети в силу своей неопытности, восприимчивости и неготовности к такому масштабу информационного шума. Медиаграмотность учит детей быть опытными потребителями медиа и производителями собственного контента, а не безвольными реципиентами. Когда ребенок находится в поиске самого себя, влияние внешнего мира огромно. Роль родителей и педагогов - помочь ребенку найти свой путь, научиться ориентироваться в мире и отличать объективную информацию от чужого мнения, формировать свое собственное, видеть автора за информационным сообщением и взвешенно принимать решение, стоит ли это сообщение доверия или нет.

Несомненно, говоря о медиаграмотности, мы говорим о ней в общем, т.к. вне зависимости от возраста человек может отличать пропаганду, просачивающуюся через медиа, от фактов, а может и не отличать. Но стоит уделить особое внимание роли медиаграмотности в раннем возрасте, т.к. установки, полученные ребенком, часто остаются с ним на всю жизнь. Еще в 1989 году Советом Европы была принята «Резолюция по медиаобразованию и новым технологиям», где говорилось: «Признавая решающую роль медиа как телевизионного, радио-, кинематографического и культурного опыта детей, мы считаем, что медиаобразование должно начинаться как можно раньше».

Медиаобразование невозможно без развития образования в целом. Важность раннего обучения наглядно демонстрирует проект Перри (Perry Preschool Study, 1962-1967). В рамках проекта 123 ребенка из бедных и неблагополучных семей были поделены на 2 группы: одни получили качественное дошкольное образование, другие не получили никакого. На протяжении всей их дальнейшей жизни за ними велось наблюдение на предмет всех возможных параметров. Результаты оказались феноменальными. Те, кто получили качественное дошкольное образование, к своим 40 годам с большей вероятностью окончили школу (77% против 60%), имели меньшее количество арестов (36% против 55%), заработок выше 20

тысяч долларов (60% против 40%), а главное, уровень IQ выше 90 (67% против 28%). Проект Перри доказал, что ранее обучение способно разительно изменить жизнь ребенка. Это исследование еще раз подчеркивает, что заложенные в ребенка в раннем возрасте знания и умения формируют его мировоззрение.

Подобное исследование также было проведено в Великобритании в 1997-2004 годах Департаментом образования и науки. В исследовании приняли участие 3 тысячи семей с детьми в возрасте 3 лет, часть из которых посещала детские сады, а часть нет. Были прослежены успехи детей в первый год обучения в начальной школе. По результатам исследования 44% детей, не посещавших детские сады и центры развития, имели проблемы с чтением и родным языком, а 37% - с математикой. Авторы исследования настаивают на внедрении раннего обучения повсеместно, делая акцент на интеграции медиаобразовательных дисциплин в изучении других предметов [Sylva, 2004].

Раннему обучению в Великобритании вообще отводится важная роль. Первый детский сад был открыт в 1816 году в Шотландии для детей фабричных рабочих. Во время своего пребывания там дети в основном играли, попутно получая базовые знания по чтению и арифметике. В 1870 году в стране было введено обязательное образование для детей от 5 лет. По началу в сады принимали и детей младшего школьного возраста из-за нехватки мест в школах, но в 1905 году такая практика была прекращена, и система дошкольного образования стала развиваться самостоятельно. По статистике Департамента образования, на данный момент около 95% детей в возрасте 3 лет и 98% детей в возрасте 4 лет посещают детские сады или центры раннего развития.

Интерес к медиаобразованию в системе дошкольного обучения возник через развитие медиаобразования в целом. В 1960-х начал появляться интерес к кинообразованию, затем исследователи переключились на медиаобразование. Так в Великобритании в учебные планы медиаобразование было включено в 1988 году по инициативе Британского киноинститута в рамках изучения английского языка. Постепенно стали появляться специализированные средние школы с медиаобразовательным уклоном. В обычных же школах медиаобразование является обязательным только в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии.

В рамках детского сада медиаобразование также пока необязательно. Стоит отметить, что образовательные системы в Шотландии и в Англии, Уэльсе, Северной Ирландии отличаются. Например, в Шотландии детские сады преимущественно посещают дети с 3 до 5 лет, в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии дети в возрасте от 4 до 7 уже считаются школьниками и посещают начальную школу, что, естественно, влечет за собой изменения в учебном плане.

В 2003 году был подписан Закон о связи и учреждено Управление коммуникациями (Ofcom). Своей целью Ofcom ставит повышение уровня медиаграмотности и продвижение медиаобразования. В 2012 году Ofcom опубликовал доклад, в котором впервые привел статистику использования детьми 3-4 лет медиа дома и в дошкольных учреждениях. Были опрошены 190 детей и их родители. Результаты показали, что 43% детей в возрасте 3-4 лет регулярно используют Интернет на компьютере, ноутбуке или нетбуке, 3% - с помощью мобильного телефона. При этом 37% используют только дома, 4% - только в дошкольных учреждениях. 53% детей играют в игры на компьютеры, в том числе онлайн. В среднем дети этого возраста проводят за играми 6,2 часа в неделю. Практически все (97%) смотрят телевизионные программы, из них 18% не только на самом телевизоре, но и с помощью компьютера и даже мобильных устройств. Кроме того, у 33% детей телевизоры стоят в их спальне. В среднем 15,5 часов в неделю тратится на просмотр телевизионных программ [Ofcom, 2012].

Удивляет, что лишь 18% родителей волнуются из-за увлеченности их ребенком просмотром телевизора и 8% - компьютерными играми. У подавляющего большинства семей (91%) есть правила и ограничения на использование медиа, к сожалению, не всегда достаточные. К примеру, лишь 45% родителей запрещают смотреть своим детям передачи, содержащие сексуальные сцены, насилие или нецензурную лексику. Родители объясняют это несколькими причинами: дети еще слишком малы, чтобы наткнуться на такой канал; дети никогда не смотрят телевизор в одиночестве; ребенку это будет просто не интересно и другое. Относительно компьютерных игр ситуация аналогичная: к примеру, только 38% родителей контролируют, во что играют их дети.

Ofcom выразил серьезную обеспокоенность такой популярностью медиа у детей столь раннего возраста и столь безответственным отношением родителей. Очевидно, что в этом случае медиаграмотности должна уделяться существенная роль, и задача дошкольных учреждений - работать не только с детьми, но и с их родителями.

США. Первый детский сад в США был открыт в 1856 году немецкой эмигранткой и женой министра внутренних дел Карла Шурца Маргаретой. В нем обучались всего 5 детей: собственная дочь Шурцов и четверо соседских ребят. Обучение велось на немецком языке, что и стало впоследствии причиной закрытия сада в начале Первой мировой войны. Основной задачей дошкольного обучения Шурц считала подготовку детей к школе: воспитание социальных навыков, обучение групповым играм, умению слушать старших, соблюдать дисциплину.

Подготовка воспитателей детского сада впервые началась в 1880 году в Средней школе Ошкоша (The Oshkosh Normal School), впоследствии ставшей Университетом Висконсина-Ошкоша.В 1884 году возникла Американская

ассоциация педагогов дошкольного и начального школьного образования (The American Association of Elementary, Kindergarten and Nursery School Educators). Еще через 8 лет был основан Международный Союз Детского сада (The International Kindergarten Union). В 1919 году в Нью-Йорке было открыто Бюро образовательных экспериментов в детском саду (The Nursery School Bureau of Educational Experiments), переименованное затем в Колледж образования на Бэнк-Стрит (The Bank Street College of Education). Спустя 5 лет был издан первый профессиональный журнал, посвященный раннему обучению и системе образования в детском саду.

Непосредственно к медиаобразованию американские педагоги обратились в 60-х годах ХХ века. Первые эксперименты включали в себя движение TV Criticism, работу с медиа в школе, «экранное образование», создание курсов медиаграмотности для учителей, региональных медиацентров, проведение конференций и встреч [Федоров, 2004]. Кульминацией стало признание медиаобразования неотъемлемой частью школьной системы.

В 1991 году была основана Организация Медиаобразования (Media Education Foundation), делающая акцент на видеоматериалах, посвященных проблемам медиа. Их цель - предоставить широкой аудитории доступ к документальным и образовательным фильмам, чтобы «вдохновить на критическое отношение к социальному, политическому и культурному влиянию американских СМИ».

В 1998 году был подписан «Акт о Защите Прав Детей в сети Интернет» (The Children's Online Privacy Protection Act - COPPA), вступивший в силу через 2 года. Он обязал школы установить на компьютеры программы «родительского контроля», а также всячески способствовать развитию медиаграмотности детей. Также закон защищает частную жизнь детей онлайн, запрещает тиражирование выложенных детьми или их знакомыми фотографий и использование личной информации со страниц социальных сетей. Под защиту нового закона попали дети до 13 лет, однако, с 2015 года в штате Калифорния должно вступить в силу постановление о защите прав подростков.

Действительно, вопрос медиабезопасности невероятно актуален. По статистике, 38% американцев до 2 лет используют мобильные телефоны и планшеты. С их помощью дети смотрят мультфильмы, играют в игры, в том числе онлайн, некоторые просто бороздят Интернет, нажимая на высвечивающиеся баннеры. При этом процент детей, использующих гаджеты каждый день как минимум один раз, а обычно 2-3 раза, составляет 17%. Примечательно, что еще 2 года назад, в 2011, лишь 10% детей пользовались гаджетами. Также наблюдается тенденция к большему использованию мобильных устройств по сравнению со стационарными гаджетами типа телевизора или компьютера. Большую озабоченность также вызывает

наличие телевизора или компьютера в детской: он есть у 16% детей до года и у 37% детей 2-4 лет [Rideout, 2013].

Сейчас медиаобразованию детей и молодежи оказывают существенную поддержку государство и волонтеры. Существует значительное количество сайтов как различных профильных организаций и фондов, так и образовательные страницы в электронных версиях газет, журналов и телеканалов. К примеру, Центр Медиаграмотности (Center for Media Literacy - Medialit.org) представляет собой один из крупнейший в США порталов, посвященных вопросам медиаобразования. Он предлагает подборку методических материалов, рассказывает историю становления медиаобразования в стране, оказывает компьютерную и юридическую помощь в вопросах медиабезопасности. Кроме того, на сайте дается обзор книг в помощь медиапедагогам, а также описания уроков в школе и детском саду.

TECCenter (Technology in Early Childhood), работающий на базе Института Эриксона, занимается продвижением компьютерной и медиаграмотности в школе и детском саду. На нем можно найти блоги и статьи ведущих специалистов медиаобразования, организаторы сайта также регулярно проводят вебинары для заинтересованных лиц.

ELE (The Early Learning Environment) при Центре Фреда Роджерса - это богатейший ресурс, посвященный медиаобразованию детей до 5 лет. Он предлагает методические материалы, видео-уроки, учебные планы, статьи и разные идеи для повышения интереса дошкольников к медиаобразованию.

Канада. Впервые вопросами детского образования в Канаде занялись в середине XIX века. Первый детский сад был открыт в 1870 году в Шарлоттетауне. Вскоре дошкольные учреждения появились во всех больших городах страны. Впервые курсы для воспитателей детского сада были открыты в 1885 году в Средней школе Торонто, ставшей впоследствии педагогическим факультетом университета Торонто.

Медиаобразование начало зарождаться в Канаде в середине XX века на основе кинематографа. В 1978 году в Онтарио была основана Ассоциация Медиаграмотности (Association for Media Literacy - AML). Основной причиной интереса к медиаобразованию в Канаде стало засилье американской культуры среди молодежи и желание воспитать у молодежи критическое отношение к ней. Канада стала первой страной в Северной Америке, где медиаобразование стало обязательным предметом школьный программы. Особый вклад в развитие этой дисциплины внесли Барри Дункан, глава Ассоциации медиаграмотности, Джон Пандженте, активный сторонник медиаобразования, и Кристофер Ворсноп, ведущий медиапедагог страны и консультант Министерства образования Онтарио.

В 1994 году при поддержке Национального Кинематографического Совета Канады была создана Сеть Медийной Осведомленности (Media

Awareness Network), переименованная впоследствии в МедиаСмарт (Media Smart). Через два года организация стала полностью независимой, и на данный момент она ведет серьезную работу в области детского и юношеского медиаобразования. Сайт Media Smart предоставляет широкой публике программу медиаобразования в детском саду и в школах разных провинций и территорий, многочисленные методические материалы, а также примеры уроков для детей всех возрастов.

Примечательным является фундаментальный отчет за 2013 год «Молодые Канадцы в Сетевом Мире» (Young Canadians in a Wired World)[Steeves, 2013], посвященный проблеме онлайн-безопасности. В нем участвовали 5436 учащихся начальной и средней школы из всех провинций и территорий Канады, 31% которых подтвердили, что нуждаются в помощи и дополнительных объяснениях в вопросе Интернет-безопасности.

Первый подобный отчет был создан в 2001 году, затем повторный - в 2005. Сравнение этих отчетов явно показывает несколько тенденций в медиапотреблении канадских детей и подростков. Во-первых, значительно увеличился доступ к Интернету с помощью мобильных устройств: 99% опрошенных имеют неограниченный доступ к сети. Во-вторых, во многих семьях появились ограничения на время пользования Интернетом, однако, родители стали меньше контролировать, на каких именно страницах сидит их ребенок. В-третьих, возрос уровень компьютерной грамотности у детей и подростков, при этом знания чаще всего приобретаются либо самостоятельно, либо от сверстников. Родители практически не участвуют в объяснении того, как работать с компьютером и как искать нужную информацию в Интернете.

«Кампании, посвященные детям» (Companies Committed to Kids) ранее известная как Concerned Children's Advertisers (Заинтересованные детские рекламодатели) - еще одна некоммерческая организация, одним из направлений деятельности которой является медиаграмотность. Они занимаются работой с дошкольниками и учениками начальных классов, стараясь научить их критическому отношению к всему, что они слышат по телевизору и видят в Интернете. Один из самых знаменитых и успешных проектов организации - «Домашний Бегемот» ("House Hippo"), где детям рассказывают, где обитают бегемоты и чем питаются, а затем повествуют о домашнем бегемоте, обитающем на кухне и с удовольствием поедающем изюм. В конце диктор объясняют, что в этом ролике вымысел, а что правда.

Еще одним достижением канадского дошкольного медиаобразования является интеграция в систему детского сада специальных компьютеров, созданных компанией IBM. В рамках программы Kid Smart Early Learning Program компания уже поставила более 50 тысяч компьютеров в школы, детские сады и некоммерческие организации в 60 странах. Благодаря этому доступ к современному оборудованию получили более 100 тысяч учителей и

10 миллионов студентов. Особенности компьютера The Young Explorer в стильном дизайне, большом экране, ярких цветах клавиатуры и монитора, а также в упрощенном использовании. Кроме того, IBM предоставляет для канадских школ особые компьютеры для детей с проблемами со зрением.

Обучение в Австралии начинается с 3 лет. Первый детский сад был открыт в 1896 году в городе Вулумулу, ставшем впоследствии частью Сиднея. Через год открылся первый колледж для воспитателей Sydney Kindergarten Teachers College. В 1905 году в университете Аделаиды прошла конференция, посвященная дошкольному образованию, результатом которой стало повсеместное распространение детских садов в стране. Особое внимание в этом процессе уделялось контролю местных, а не государственных органов управления. Такая система сохранилась и сейчас: каждый штат и территория имеют право вносить собственные корректировки в учебный план, однако, в целом, система везде приблизительно одинакова.

Медиаобразование начало развиваться в Австралии в середине XX века. На данный момент страна - одна из ведущих в этой области. Главными медиаобразовательными организациями страны являются Совет медиаобразовательных организаций Австралии (Council of Australian Media Education Organizations Inc. - CAMEO) и «Австралийские медиапедагоги Виктории» (The Australian Teachers of Media Victoria - ATOMVic). Обе эти организации занимаются активной поддержкой медиаактивистов, проводят регулярные конференции, ATOMVic также издает тематические журналы "METRO" и "ScreenEducation"

В 1982 году была основана некоммерческая организация Фонд Австралийского Детского Телевидения (The Australian Children's Television Foundation - ACTF). Своей задачей фонд видит создание и распространение адаптированного для детей образовательного и развлекательного контента. За свою историю организация получила более 100 национальных и международных наград.

Еще одна организация, активно занимающаяся медиаобразованием в рамках основной своей работы, - это «Раннее Детство в Австралии» (Early Childhood Australia - ECA). Основанная еще в 1938 году, организация работает с юридическими, социальными и образовательными аспектами воспитания детей от рождения до 8 лет. В последнее десятилетие ECA ведет активную борьбу за Интернет-безопасность и за повышение компьютерной грамотности детей. Выпускаемый организацией журнал Every Child посвящен проблемам здоровья, социализации и раннего обучения. ECA также оказывала серьезную поддержку инициаторам введения медиапедагогических дисциплин в систему обучения начальной школы.

На данный момент медиаобразование - самостоятельный предмет для обязательного изучения в старших классах школ Австралии, а в начальной школе оно интегрировано в гуманитарные предметы: например, в курс

английского языка и изобразительного искусства. Кроме того, большую популярность приобретает смежная дисциплина - Медиаискусство (Media Arts). По словам куратора нового предмета Самары Митчелл, главная цель медиаискусства - воплотить идею через соединение медийных и художественных средств: фотографий, видеофрагментов, текстов, скульптур, рисунков, пьес и многого другого.

В 2011 году в Королевском Институте Британских Архитекторов (The Royal Institute of British Architects) прошел симпозиум, на котором был провозглашен Манифест медиаобразования. Основные вопросы, затронутыми на конференции и ставшими основой документа, - политика в области медиаобразования, медиаграмотность, медиакреативность и медиапрактика. Кроме того, активно обсуждался вопрос компьютерной грамотности.

Уже на протяжении многих лет в Австралии ведется работа по внедрению компьютеров в работу дошкольных учреждений. Еще в 1997 году Шат и Миксэд провели исследование на тему развития когнитивных способностей ребенка при использовании компьютера. В эксперименте участвовал 51 ребенок в возрасте от 2 лет и 10 месяцев до 5 лет. В течение 8 недель дети использовали компьютер для просмотра мультифильмов, для игр, а также им показывали, как работать с простейшими программами. Результаты показали, что использование компьютера оказывает огромный положительный эффект на развитие вербальных навыков, однако, не оказывает столь сильного эффекта на развитие математических способностей. Вскоре эксперимент был повторен Эллиотом и Холлом. Они работали с 54 детьми, испытывающими проблемы с учебой, и разделили их на 3 группы: первая не использовала компьютер, вторая использовала для просмотра мультфильмов и для игр, третья играла в специальные игры, развивающие математические навыки. Затем детей попросили написать математический тест. Как и ожидалось, дети из третьей группы написали его лучше всех, но удивительно было то, что их баллы были чрезвычайно высокими. Эксперименты показывают, что верное использование компьютерных технологий может иметь огромный успех.

В Новой Зеландии компьютерному обучению в дошкольных учреждений также уделяется большое внимание. Оно входит в учебный план детских садов. Всего в учебном плане для дошкольных учреждений Новой Зеландии выделено 4 уровня развития ребенка [Early Childhood Curriculum, 1996]. На первом уровне происходит общее знакомство с окружающим миром: изучение основ языка и культуры, выстраивание простейших отношений с другими детьми и с воспитателями, приспособление к новым нормам поведения. На втором уровне развития ребенок углубляет отношения с окружающими, объединяет детский сад и родной дом в единую систему своего восприятия. Достигнув третьего уровня, ребенок начинает

приобретать навыки, понимает значение профессий, решает, кем стать в будущем. Он учится дружить и воспринимать себя частью коллектива, начинает понимать, что мир не ограничен его домом и садом: существуют соседи, другие районы, города и страны. Именно на этом этапе наиболее активно используются средства массовой информации. Они помогают показать малышу богатство мира. Находясь на последнем уровне, дошкольник начинает смотреть еще шире: ощущает себя гражданином, учится патриотизму и ответственности перед своей страной.

На данный момент государственная политика в области дошкольного образования в Новой Зеландии спорная. В соответствии с законом от 2007 года каждому ребенку в возрасте от 3 лет государством оплачивается 20 часов в неделю в детском саду. Кроме того, дети могут посещать различные частные детские центры и домашние детские сады, есть также и специализированные сады для народов Маори и Пасифик. На данный момент более 98% детей в возрасте 4 лет и около 20% детей в возрасте до 2 лет посещают детские сады. Но по мнению некоторых экспертов [May, 2008], государство все равно делает недостаточно. В конце XIX века в стране была основана Ассоциация Бесплатных Детских садов, которая действовала более 50 лет. Дошкольное образование было бесплатным, у каждой провинции были широкие полномочия в этой области. Лишь в 1930-х годах во времена Великой Депрессии, оказавшей свое влияние и на Новую Зеландию, образование стало платным. Спустя 30 лет в стране началось масштабное движение за права женщин, малых народов и детей. Образование вновь стало бесплатным, появились также детские сады и школы для детей Маори и Пасифик. Периодически в стране вновь поднимается вопрос о большей поддержке дошкольных учреждений.

Медиаобразование помогает решать одну из главнейших на сегодняшних день проблем - культурные различия. Помимо малых народов в детских садах Новой Зеландии все чаще стали воспитываться дети из азиатских стран, воспитание которых значительно отличается от общепринятых.

Именно поэтому проблеме общения детей из разных социумов посвящены дополнительные часы. С помощью медиаобразования детей учат толерантности и уважению к отличающимся от них людям. На примерах различных ситуаций из книг, мультфильмов или песен воспитатели обсуждают с детьми проблему межрасовых конфликтов, а с помощью творчества (рисование, поделки) стараются понять чувства ребенка. Особенно это помогает при работе с детьми-иммигрантами, недостаточно хорошо владеющими английским языком.

Кроме того, медиатехнологии активно используются детьми для создания творческих проектов. Одной из целей дошкольного обучения Министерство образования Новой Зеландии считает развитие

информационных навыков, т.е. способности искать и обрабатывать информацию. Для того, чтобы достичь этой цели, дети делают творческий проект на какую-то актуальную тему. Они читают, смотрят видеоролики и фотографии, ищут информацию в Интернете. Сам проект, если он создан не на компьютере, а сделан своими руками, затем фотографируется и оформляется в виде презентации.

Роль медиаобразования в дошкольном обучении огромна. В англоязычных странах медиаобразование развито хорошо, оно входит в обязательную школьную и университетскую программу, также изучается в детских садах. В отличие от других стран, в США, Великобритании, Канаде, Австралии и Новой Зеландии развитие медиаобразование происходит не только за счет волонтеров, но и при поддержке государства. Идет активная совместная работа детей, родителей и воспитателей, а также вышестоящих административных органов.

Обучение критическому отношению к средствам массовой коммуникации, а также повышение компьютерной и медиаграмотности необходимо с самого раннего детства. Раннее обучение дает много преимуществ - как самому ребенку, так и обществу в целом. Англоязычные страны - лидеры в области дошкольного медиаобразования и могут служить отличным примером плодотворного применения медиатехнологий в ежедневной работе.

Литература

Колесниченко В.Л. Интернет-грамотность в Канаде: проблемы и решения // Медиаобразование. 2006. № 3. C. 62-68.

Колесниченко В.Л. Основные тенденции развития медиаобразования в Канаде 50-х-80-х годов XX века // Медиаобразование. 2007. № 4. С.55-67.

Михалева Г.В. Британская традиция медиаобразования молодежи // Медиа. Информация. Коммуникация. 2012. № 3.

Новикова А.А. Современные тенденции развития медиаобразования в США // Медиаобразование. 2006. № 3. С.54-61.

Федоров А.В. Медиаобразование в зарубежных странах. Таганрог: Изд-во Кучма, 2003. 238 с.

Фёдоров А.В. Медиаобразование в Канаде // Высшее образование в России. 2002. № 1. С.116-118.

Фёдоров А.В., Новикова А.В. Медиаобразование в США и Канаде // США и Канада: Экономика, политика, культура. 2004. № 9.

Федоров А.В., Сердюков Р.В. Медиаобразовательные центры в Австралии // Медиаобразование. 2012. №1. С. 89-100.

Уинг К. Что такое Интернет-грамотность. Справочник по свободе массовой информации в Интернете. Вена, 2004. С.167-179.

Bazalgette, C. (2006). Whatever Next? Media Learning 1972-2008 / BFI Media Studies Conference, July 2006. London, 15 p.

Elliot, A., & Hall N. (1997). The impact of self-regulatory teaching strategies on ''at-risk'' preschoolers mathematical learning in a computer mediated environment. Journal of Computing in Childhood Education, 8, pp. 187-198

Hart, A., Süss, A. (2002). Media Education in 12 European Countries. A Comparative Study of Teaching Media in Mother Tongue Education in Secondary Schools. Zurich, 2002. http://www.psychologie.zhaw.ch/fileadmin/user_upload/psychologie/Downloads/Forschung/Me diaeducation_in_12_Eruop ean_Countries_01.pdf

Horrocks, R. Media teaching in New Zealand: sketching out a history. Point of view Productions. http://www.pointofview.co.nz/downloadsMedia%20teaching%20in%20NZ%20-%20history .pdf (дата обращения 09.09.2014)

Hutton, R. Kindergarten computers welcomed // NiagaraThisWeek.com. http://www.dsbn.edu.on.ca/uploadedFiles/Foundation/Who_We_Are/Kindergarten%20Compute rs%20Welcomed%20Fort%20Erie.pdf (дата обращения: 20.08.2014)

Irwin, K. (1989). Compensatory education, Head Start and affirmative action. Implications of Maori education in New Zealand. In D. Phillips, G. Lealand & G. McDonald (Eds.), The impact of American ideas on New Zealand's educational policy practice and thinking (pp. 33-122). Wellington, New Zealand: NZ-US Educational Foundation & New Zealand Council for Educational Research.

May, H. (2008). Towards the Right of New Zealand Children for Free Early Childhood Education. International Journal of Child Care and Education Policy. 2008, Vol. 2, No.1, 77-91

Rideout, V. (2013). Zero to Eight. Children's Media Use in America 2013 // A Common Sense Media Research Study. Fall 2013. https://www.commonsensemedia.org/research/zero-to-eight-childrens-media-use-in-america-2013 (Дата обращения: 10.08.2014)

Shute, R., & Miksad, J. (1997). Computer assisted instruction and cognitive development in preschoolers. Child Study Journal, 27 (3), 237-253

Steeves, V. (2013). Young Canadians in a Wired World. 2013. http ://mediasmarts.ca/sites/default/files/pdfs/publication-

rep ort/full/YCWWIII_Encountering_Racist_Sexist_Content_Online.p df (дата обр ащения: 2.09.2014)

Sylva, K., Melhuish, E., Sammons, P., Siraj-Blatchford, I., Taggart, B. (2004). The Effective Provision of Pre-School Education (EPPE) Project: Final Report. http://media.education.gov.uk/assets/files/pdf/e/eppe%20final%20report%202004.pdf (дата обращения: 20.08.2014)

Terreni, L., McCallum, J. Providing culturally competent care in early childhood services in New Zealand.

http://www.educate.ece.govt.nz/~/media/Educate/Files/Reference%20Downloads/oldECE/consid erin gculture 1.pdf (12.07.2014)

Vernadakis, N., Avgerinos, A., Tsitskari, E., Zachopoulou, E. (2005). The Use of Computer Assisted Instruction in PreschoolEducation: Making Teaching Meaningful. Early Childhood Education Journal, Vol. 33, No. 2, October 2005

British Culture, British Customs and British Traditions // LEO Network. URL: http ://www.learnenglish.de/culture/educationculture.html (дата обращения: 3.08.2014)

Celebrating 100 years of early childhood teacher education. University of South Australia (2007).. URL: http://w3.unisa.edu.au/unisanews/2007/february/celebratingasp (дата обращения: 1.09.2014)

He Whariki Matauranga mo nga Mokopuna o Aotearoa. Early Childhood Curriculum // Ministry of Education. Learning Media Limited, Box 3293, Wellington, New Zealand. 1996.

Media Arts. Protocols. Australia Council for the Arts. URL:

http ://www.australiacouncil.gov.au/_data/assets/pdf_file/0003/32358/Media_arts_protocol_gui

de.pdf (дата обращения: 12.09.2014)

MediaEd. Teach Film, Media and Filmmaking. URL: http://mediaed.org.uk/media-literacy/media-literacy-in-the-uk (дата обращения: 5.08.2014)

Metro Magazine. URL: http ://www.metromagazine.com.au/screen_ed/ (дата обращения: 22.08.2014)

Ofcom. Children and Parents: Media Use and Attitudes Report. 2012. URL: http://stakeholders.ofcom.org uk/binaries/research/media-literacy/oct2012/main.pdf(дата обращения: 15.08.2014)

Pioneers In Our Field: Friedrich Froebel - Founder of the First Kindergarten // Early Childhood Today. 2000. URL: http://www.scholastic.com/teachers/article/pioneers-our-field-friedrich-froebel-founder-first-kindergarten (дата обращения: 13.07.2014)

References

Bazalgette, C. (2006). Whatever Next? Media Learning 1972-2008 / BFI Media Studies Conference, July 2006. London, 15 p.

British Culture, British Customs and British Traditions // LEO Network. URL: http://www.learnenglish.de/culture/educationculture.html (дата обращения: 3.08.2014)

Celebrating 100 years of early childhood teacher education. University of South Australia (2007).. URL: http://w3.unisa.edu.au/unisanews/2007/february/celebrating.asp (дата обращения: 1.09.2014)

Elliot, A., & Hall N. (1997). The impact of self-regulatory teaching strategies on ''at-risk'' preschoolers mathematical learning in a computer mediated environment. Journal of Computing in Childhood Education, 8, pp. 187-198

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Fedorov, A.V. Media Education in Canada // Post-secondary education in Russia. 2002, № 1. pp .116-118.

Fedorov, A.V. Media Education in Foreign Countries. Taganrog: Kuchma Publishing House, 2003. 238 p.

Fedorov, A.V., Novkova, A.A. Media Education in the USA and Canada // The USA and Canada: Economics, politics, culture, 2004. № 9.

Fedorov, A.V., Serdyukov, R.V. Media educational centres in Australia // Media education. 2012. N 1, pp. 89-100.

Hart, A., Süss, A. (2002). Media Education in 12 European Countries. A Comparative Study of Teaching Media in Mother Tongue Education in Secondary Schools. Zurich, 2002. http://www.psychologie.zhaw.ch/fileadmin/user_upload/psychologie/Downloads/Forschung/Me diaeducation_in_12_Eruop ean_Countries_01.pdf

He Whariki Matauranga mo nga Mokopuna o Aotearoa. Early Childhood Curriculum // Ministry of Education. Learning Media Limited, Box 3293, Wellington, New Zealand. 1996.

Horrocks, R. Media teaching in New Zealand: sketching out a history. Point of view Productions. http://www.pointofview.co.nz/downloads/Media%20teaching%20in%20NZ%20-%20history.pdf (дата обращения 09.09.2014)

Hutton, R. Kindergarten computers welcomed // NiagaraThisWeek.com. http ://www.dsbn.edu.on.ca/uploadedFiles/Foundation/Who_We_Are/Kindergarten%20Compute rs%20Welcomed%20Fort%20Erie.pdf (дата обращения: 20.08.2014)

Irwin, K. (1989). Compensatory education, Head Start and affirmative action. Implications of Maori education in New Zealand. In D. Phillips, G. Lealand & G. McDonald (Eds.), The impact of American ideas on New Zealand's educational policy practice and thinking

(pp. 33-122). Wellington, New Zealand: NZ-US Educational Foundation & New Zealand Council for Educational Research.

Kolesnichenko, V.L. Internet literacy in Canada: problems and solutions // Media education. 2006. N 3, pp..62-68

Kolesnichenko, V.L. The main tendencies of media education development in Canada in 50s-80s XX // Media education. 2007. N 4, pp. 55-67.

May, H. (2008). Towards the Right of New Zealand Children for Free Early Childhood Education. International Journal of Child Care and Education Policy. 2008, Vol. 2, No.1, 77-91

Media Arts. Protocols. Australia Council for the Arts. URL:

http://www.australiacouncil.gov.au/_data/assets/pdf_file/0003/32358/Media_arts_protocol_gui

de.pdf (дата обращения: 12.09.2014)

MediaEd. Teach Film, Media and Filmmaking. URL: http://mediaed.org.uk/media-literacy/media-literacy-in-the-uk (дата обращения: 5.08.2014)

Metro Magazine. URL: http ://www.metromagazine.com.au/screen_ed/ (дата обращения: 22.08.2014)

Michaleva, G.V. British tradition of media education among the youth // Media. Information. Communication. 2012. N 3.

Novikova, A.A. Modern tendencies of media education development in the USA // Media education. 2006. N 3, pp. 54-61

Ofcom. Children and Parents: Media Use and Attitudes Report. 2012. URL: http://stakeholders.ofcom.org uk/binaries/research/media-literacy/oct2012/main.pdf(дата обращения: 15.08.2014)

Pioneers In Our Field: Friedrich Froebel - Founder of the First Kindergarten // Early Childhood Today. 2000. URL: http://www.scholastic.com/teachers/article/pioneers-our-field-friedrich-froebel-founder-first-kindergarten (дата обращения: 13.07.2014)

Rideout, V. (2013). Zero to Eight. Children's Media Use in America 2013 // A Common Sense Media Research Study. Fall 2013. https://www.commonsensemedia.org/research/zero-to-eight-childrens-media-use-in-america-2013 (Дата обращения: 10.08.2014)

Shute, R., & Miksad, J. (1997). Computer assisted instruction and cognitive development in preschoolers. Child Study Journal, 27 (3), 237-253

Steeves, V. (2013). Young Canadians in a Wired World. 2013. http ://mediasmarts.ca/sites/default/files/pdfs/publication-

rep ort/full/YCWWIII_Encountering_Racist_Sexist_Content_Online.p df (дата обр ащения: 2.09.2014)

Sylva, K., Melhuish, E., Sammons, P., Siraj-Blatchford, I., Taggart, B. (2004). The Effective Provision of Pre-School Education (EPPE) Project: Final Report. http://media.education.gov.uk/assets/files/pdf/e/eppe%20final%20report%202004.pdf (дата обращения: 20.08.2014)

Terreni, L., McCallum, J. Providing culturally competent care in early childhood services in New Zealand.

http://www.educate.ece.govt.nz/~/media/Educate/Files/Reference%20Downloads/oldECE/consid erin gculture 1.pdf (12.07.2014)

Vernadakis, N., Avgerinos, A., Tsitskari, E., Zachopoulou, E. (2005). The Use of Computer Assisted Instruction in PreschoolEducation: Making Teaching Meaningful. Early Childhood Education Journal, Vol. 33, No. 2, October 2005

Wing K. What is Internet literacy. Guide to freedom of mass-media in Internet. Viene, 2004, pp.67-179.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.