МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
Media Education in the World
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
СКАНДИНАВИИ И НЕКОТОРЫХ СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
А.С.Кондрашова, аспирант МГУ имени М.ВЛомоносова
Аннотация. В статье рассматривается медиаобразование в дошкольных учреждениях Франции, немецкоговорящих стран (Германии, Австрии и Швейцарии), а также Скандинавии (Норвегии, Швеции) и Финляндии. Несмотря на активное развитие медиаобразования в Европе в целом, использование медиаобразовательных элементов в детских садах пока недостаточно развито. Тем не менее, многие зарубежные медиапедагоги осуществляют многочисленные попытки преподавания медиаграмотности детям. Изучение зарубежного опыта внедрения будет полезно при становлении медиаобразования в дошкольных учреждениях и нашей страны.
Ключевые слова: медиаобразование, медиаграмотность, детские сады, Европа, Скандинавия, Норвегия, Швеция, Финляндия, Франция, немецкоговорящие страны, Германия, Австрия, Швейцария.
Media Education in Kindergardens of Skandinavia and some Western European countries
Alesya Kondrashova, post-graduate student, Lomonosov Moscow State University
Abstract. In the article the author gives a review of the media education in kindergartens of France, German-speaking countries (Germany, Austria and Switzerland), Skandinavia (Norway, Sweden), Finland. Despite active development of European media education in whole, using of media technologies in kindergartens is still insufficient. However, many foreign media specialists accomplish different interesting experiments in introduction of media education to children. Studying this foreign experience will be useful for media education development in kindergartens also in our country.
Key words: media education, media literacy, kindergartens, Europe, Skandinavia, Norway, Sweden, Finland, France, German-speaking countries, Germany, Austria, Switzerland.
Медиаобразование в странах Западной Европы с каждым годом занимает все более значимое место [Baacke, 1997; Gönnet, 2001; Федоров, 2003; 2005; 2012]. Несмотря на то, что развитие медиа-образования происходило во многих странах уже много лет, серьезное его рассмотрение как необходимого элемента школьной образовательной системы наступило относительно недавно. Предпосылками стали как исторические, так и социальные события в обществе, а также технологический прогресс: глобализация, увеличение скорости передачи информации, развитие вначале кинематографа, а затем и аудиовизуальных мас-смедиа, возникновение и повсеместное распространение Интернета. Все это способствовало осознанию, что медиаграмотность населения важная и необходима, и начинать нужно с обучения детей.
В разных западноевропейских странах внедрение медиадисцип-лин в образовательный процесс высшей, а затем и средней школы происходило с различной степенью интенсивности. Но в последние годы практически во всей Европе медиаобразование добралось и до системы дошкольного обучения.
Еще в XVII веке Я.А. Коменский обратил особое внимание на возможности использования прессы в процессе обучения, ведь газеты помогали школьникам развивать словарный запас, изучать географию и историю. В середине XX века в качестве самостоятельных курсов медиаобразование проникло в высшие учебные заведения Германии и как элементы препо-
давания других дисциплин - в школьную систему обучения.
В 1990-е годы исследователи обратили внимание на возможность преподавания медиадис-циплин в детских садах. Большой вклад здесь внес Дитер Бааке, один из ведущих специалистов немецкой медиапедагогики последних десятилетий. В своей книге «Медиапедагогика», опубликованной в 1997 году, он отметил, что медиаобразование не включено в учебный план практически ни одного детского сада страны. Главная проблема, возникающая из-за этого, в неподготовленности детей, еще не умеющих мыслить критически, к восприятию информации, которая окружает их со всех сторон. Многие дети сталкиваются с огромным потоком новостей, поступающих с экранов телевизоров, из радиоприемников или Интернета, под не самым пристальным присмотром родителей, а порой и самостоятельно. Д. Бааке подчеркивает, что дети - такие же полноценные потребители медиакон-тента, как и взрослые, поэтому повышение медиаграмотности в дошкольных учреждениях также необходимо [Baacke, 1997].
Другой выдающийся немецкий исследователь в области медиапе-дагогики - Бен Бахмайер, руководитель центра медиаграмотности в Кассельском университете. В 1993 году он опубликовал книгу «ТВ и дети» ("TV Kids"), ставшую базой для многочисленных дальнейших исследований в этой области. Он также является автором учебного плана для дошкольных учреждений, применяемого ныне в Германии.
Одна из основных идей современного дошкольного медиаобра-зования в Германии гласит, что медиаобразование в детском саду должно состоять из четырех основных блоков: медиавоспитание, ме-диадидактика, медиаинформиро-вание и медиаисследования, каждому из которых следует уделить внимание и гармонично вписать в общий учебный план. Более подробно автор останавливается на этом вопросе в своей статье «Медиаобразование в детских садах. Европейский опыт», опубликованной в сборнике международной научно-практической конференции «Медиакультура в контексте современного мегаполиса» (2013).
Ситуация с медиаобразовани-ем в другой немецкоязычной стране - в Австрии - также достаточно позитивная. С 1973 года медиаоб-разование было официально введено в программу начальной и средней школы. С введения в 1994 году нового образовательного стандарта происходит повсеместное внедрение элементов медиаобра-зования в школьную программу. Кроме того, обучению компетентных специалистов и работе с этой отраслью посвящен специальный отдел в австрийском Министерстве образования.
Элизабет Шнальхарт, один из ведущих медиапедагогов Австрии, а также автор работы «Медиаобразование. Размышления об интеграции медиапедагогической работы в повседневную жизнь детского сада» [БсИаНИаг^ 2008], утверждает, что современные дошкольники, несмотря на свой возраст, часто более компетентные
медиапользователи, чем их родители и воспитатели. Именно поэтому необходима система обучения не только детей, но и педагогов. Э. Шнальхарт подчеркивает, что зачастую элементы медиаобразования исключаются из образовательного процесса даже несмотря на учебный план. При этом не получается разговора на одном языке, педагоги теряют исключительную возможность наладить более близкий контакт с ребенком. Ме-диаобразование должно вестись в следующих направлениях: познавательное, моральное, социальное, эстетическое и эмоциональное, но на практике тот или иной элемент часто отсутствует [БсИаНИаг^ 2008]. По мнению Э. Шнальхарт, вопрос подготовки квалифицированных кадров на данный момент - наиболее актуальный в области медиаобразования Австрии.
В отличие от Германии и Австрии в Швейцарии нет единой системы медиаобразования. В соответствии с государственным устройством каждый кантон имеет собственный учебный план, правительство лишь регулирует его правомерность и исполнение. В каждом учебном плане отношение к медиаобразованию различно, где-то практически отсутствует, где-то включено в школьную систему в виде элементов других предметов, где-то преподается как самостоятельная дисциплина.
Одной из наиболее примечательных инициатив в дошкольном медиаобразовании Швейцарии за последние годы стал проект, реализованный Кристофом Пиммером
и Урсом Грёбилем в 2011 году [Pimmer, Grohbiel, 2011]. В рамках этого проекта, прошедшего под девизом «Обучение через преподавание» (Lernen durch Lehren), в детские сады и классы начальной школы были внедрены нетбуки для самостоятельного использования детьми. Уникальность проекта в том, что дети более старшего возраста (т.е. учащиеся начальной школы) объясняли дошкольникам тот материал, который им, в свою очередь, рассказывали учителя. Проект включал три основные направления: Calancatal, посвященный изучению местной природы (осуществлялся на уроках со школьниками), Ani...Paint, где школьникам объясняли, как преподавать пройденный материал дошкольникам, и CompiSternli, помогающий школьникам разобраться с технической стороной нетбуков. После этого задачей школьников было подготовить своеобразный миниурок, на котором они рассказывали дошкольникам о местной природе, иллюстрируя это видеороликами и картинками на нетбуках. Проведенные после завершения проекта тесты на понимание пройденного материала, а также анкетирование детей, показали, что внедрение медиатехнологий, электронных устройств, а также передача информации не в форме монолога «учитель-ученик», а в монолого-диалогической форме «ученик-ученик» улучшило понимание темы, вызвало дополнительный интерес к ней, а также повысило общую мотивацию учащихся в обучении.
Внедрению современных электронных устройств в немецкоязыч-
ных странах уделяется особое внимание. Важную значимость швейцарские исследователи придают и роли детского телевидения в развитии ребенка [Schwarb, Signer, Bonfadelli, 2007]. По мнению группы исследователей, роль телевидения в жизни ребенка на данный момент огромна, именно поэтому детские сады должны готовить детей к восприятию информации с экранов с самого раннего возраста [PausHasebrink, Bichler, Wijnen, 2007].
Как и в соседней Австрии, одной из главных проблем в области дошкольного медиаобразования Швейцарии на данный момент можно считать отсутствие четкой системы подготовки медиапедаго-гов, способных грамотно обучать дошкольников. Несмотря на наличие различных курсов, в стране нет единой системы подготовки, а также нет дисциплин именно для воспитателей детского сада.
Интересно изучить ситуацию с дошкольным медиаобразованием во Франции. Эта страна была одной из самых передовых европейских держав в данной области. Еще в 1880 году при Министерстве образования Франции была создана «комиссия по вопросам наглядных пособий в школах, целью которой было изучение не только наглядности как таковой, но и изучение вопросов использования световых изображений в качестве средства обучения» [Gönnet, 2001]. В 1920-х годах во Франции активно развивались кинообразовательные кружки, а также поощрялось создание школьных и университетских газет. В 1976 году при поддержке ЮНЕСКО Франция включила медиаобра-
зовательные элементы в систему среднего школьного образования.
В 2005 году во Франции вступил в силу новый закон, согласно которому элементы медиаобразо-вания должны быть обязательно включены в общеобразовательные гуманитарные школьные и дошкольные дисциплины или преподаваться в качестве факультативных занятий. В данном направлении работал и работает основанный в 1982 году национальный медиаобразовательный центр С1_ЕМ1. Главная цель С1_ЕМ1 - ме-диаобразование школьников и дошкольников, а именно: «продвижение, особенно с помощью практических занятий, активного использования массмедиа в преподавании с целью поощрения лучшего понимания мира учащимися и развития у них критического мышления». На практике С1_ЕМ1 занимаются обучением ме-диапедагогов, организацией тематических конференций, подготовкой электронных и печатных методических пособий.
Сейчас детские сады во Франции принимают детей с трех лет. Их главная задача - познакомить детей с окружающим миром, развить коммуникативные навыки, способности к устному общению и самовыражению. Активно поощряется как самостоятельная деятельность, так и групповая активность. Это включает в себя занятия рисованием, рукоделием, музыкой, а также игры, в том числе и на компьютере. В старших группах вводятся занятия письмом, чтением и арифметикой с использованием специальных компьютерных программ.
Ситуация с медиаобразовани-ем в странах Северной Европы также довольно интересна. В 1962 году в Швеции был введен современный единый стандарт образования, в соответствии с которым в 7 лет начинается обязательное бесплатное школьное образование, а в 6 лет все жители страны могут пойти в подготовительную группу детского сада. Традиции медиаобразования были заложены в 1980 году, когда элементы этой дисциплины стали изучаться в рамках других предметов. В Швеции была открыта Международная палата «Дети, молодежь и медиа», цель которой - пропаганда меди-аобразования.
Последние годы в стране наметилась тенденция посещения ясельных групп: их посещают около 80% шведов младше 3 лет. 1 июля 2011 года принятые ранее образовательные нормы были дополнены. Были сформулированы основные цели пребывания ребенка в дошкольном учреждении: «развитие коммуникативных и лингвистических, технических и научных навыков». Использование мультимедиа в процессе обучения, а также доступ к компьютерам стали обязательными.
По статистике, на данный момент 96% шведских детей до 10 лет имеют неограниченный доступ к компьютеру и Интернету в стенах школы. Кроме того, воспитателям были даны рекомендации использовать мультимедийные формы для составления отчетности о развитии детей, т.е. личное дело ребенка должно включать не только письменное описание его успехов,
но и видеоматериалы, фотографии, компьютерные презентации, анимированные графики.
Особенность детского сада Швеции - свободное поведение детей средних и старших групп в течение дня. У каждого ребенка свой индивидуальный план, по которому он может работать под присмотром воспитателя. Во многих детских садах преподается информатика, где детей учат не только работать с компьютером, но и создавать собственные web-страницы.
С 1 декабря 2013 года в Швеции вступил в силу новый закон об обязательной сертификации учителей и воспитателей, в соответствии с которым работать в школьных и дошкольных учреждениях могут только дипломированные специалисты (т.е. никаких студентов-практикантов). Цель нововведения - поднять престиж профессии - потребует многочисленных усилий, несмотря на то, что подготовке специалистов в Швеции уделяется большое значение. Непосредственного обучения медиапе-дагогике в программе подготовки воспитателей и учителей нет, осно-вым медиаграмотности преподаются студентам только в рамках соответствующих специальностей: «Журналистика» и «Менеджмент СМИ» [Олешко, 2012].
Тем не менее, Швеция - одна из самых продвинутых стран в отношении использования компьютера и Интернета детьми. По результатам исследования шведской организации The Internet Infrastructure Foundation, проведенного в 2013 году на основе телефонных интервью с более 2500
респондентами, около 19% 4-летних детей сегодня ежедневно пользуются Интернетом, по сравнению с 2% в 2009 году. Все это говорит о том, что для Швеции дошкольное медиаобразование действительно необходимо.
В Норвегии школьное образование обязательно уже более ста лет. С 1969 года оно стало девятилетним, а в 1977 году в обязательный учебный план было введено медиаобразование. За последние 18 лет в стране было проведено две масштабных реформы: в 1997 году был изменен возраст поступления в школу и срок обучения, в 2005 году - проведена реформа «Подъем образования».
Реформа 1997 года предусматривала непосредственное изучение различных видов медиатек-стов, в основном, во время практических занятий. Главной целью реформы 2005 года было качественное улучшение уровня преподавания через использование современных технологий и повышения квалификации преподавательского состава. В частности, в школах должны использоваться мультимедийные технологии, интерактивные доски, должен быть повышен общий уровень компьютерной и медиаграмотности, а также больше времени уделяться улучшению коммуникативных навыков [Slik blir den nye "Clemet-skolen", 2005].
Ситуация с медиаобразовани-ем в детских садах иная. Условия пребывания в детском саду сильно зависят от коммуны (закон об образовании 2011 года изменил условия пребывания в садах, например, порядок финансирования) и
от типа сада: они бывают государственные, частные (их посещают около 235 000 детей, что составляет 46%) и открытые (их можно посещать всего несколько раз в неделю). Частные обладают намного большей свободой в выборе годового плана. Но вне зависимости от сада никакой фиксированной учебной программы для дошкольников не предусмотрено. Кроме того, один из главных элементов дошкольного времяпрепровождения -пребывание на свежем воздухе и знакомство с природой. Тем не менее, практически в каждом саду есть аудиоаппаратура и компьютер, с помощью которых дети могут смотреть мультфильмы и слушать детскую музыку
По нормативам государственного детского сада на группу из 20 детей полагается 4 воспитателя, два из которых обязаны иметь высшее педагогическое образование, два других могут быть еще только студентами. Несмотря на то, что обучение воспитателей детского сада предполагает также изучение и некоторых элементов медиаобразования, акцент делается все-таки на преподавание через активные игры, в основном на свежем воздухе.
Финляндия делает большой акцент на подготовке воспитателей детских садов, владеющих навыками медиаобразования. Для работы воспитателем необходимо иметь как минимум диплом бакалавра. В 1995 году в стране был воплощен в жизнь национальный проект «Финляндия на пути к первоклассному информационному обществу» (Finland towards a first-class information society). В рамках
этой инициативы в обязательную программу обучения воспитателей детского сада был включен предмет «Современные информационные и коммуникативные технологии». Задачи нового обязательного предмета: помощь будущим воспитателям в самостоятельной учебе; расширение коммуникации для работы друг с другом и преподавателями, а также, в дальнейшем, для работы с детьми, родителями и администрацией; помощь в освоении технологии работы с детьми при использовании игры и Интернета. Кроме того, воспитатель - модель для подражания, поэтому восприятие ребенком современных технологий также зависит от умения воспитателей взаимодействовать с компьютерными и Интернет-ресурсами.
По результатам исследования, проведенного управлением образования университета Хельсинки в 1998 году 91% участников эксперимента (из 130 студентов, впервые изучавших «Современные информационные и коммуникативные технологии») позитивно оценили нововведение [Kankaanrinta, 1998].
В 1999 году проект был доработан и вступил в силу под названием «Образование, обучение и поиск в информационном обществе: национальная стратегия на 2000-2004 годы» (Education, Training and Research in the Information Society: A National Strategy for 2000-2004). Цель проекта: каждый гражданин Финляндии должен иметь навыки взаимодействия с информационным обществом, компьютерные технологии должны обязательно исполь-
зоваться в обучении и преподавании, позиции медиаобразования должны быть усилены.
В 2005 году при поддержке Министерства образования и культуры Финляндии было основано Финское общество медиаобразо-вания. Цель организации - поддержка и развитие исследований в области медиаобразования, а также предоставление информационных возможностей для обмена опытом специалистов онлайн и вживую. В общество входят около 200 ведущих специалистов со всей страны, среди них учителя, социальные работники, воспитатели. Также Финское общество медиа-образования поддерживает киноклубы, детские и молодежные культурные центры и ассоциации, профильные организации.
В 2006-2007 году вступил в силу проект «Медиа Маффин» (Media Muffin-project), цель которого - развитие медиаобразования в среде дошкольников и младших школьников с помощью предоставления методических материалов по обучению через игру. Существуют подобные проекты и для детей саамов, чтобы малые народы страны также могли интегрироваться в современное информационное общество.
В целом, медиаобразование в дошкольных учреждениях Европы развивается неравномерно, но достаточно активно. Хотя европейская модель и не совершенна, она доказывает свою состоятельность в области раннего развития ребенка с помощью элементов медиа-образования. Основные аспекты работы в этом направлении - раз-
работка учебных планов и методических пособий, подготовка квалифицированных специалистов, разъяснение обществу важности медиаработы с детьми. В последние годы многие исследователи и целые научные отделы обратили свое внимание на детей дошкольного возраста как активных потребителей медиаконтента. В целом, в обществе наметилась тенденция к раннему развитию ребенка, в том числе в области медиаобразования.
Литература
Детские сады Германии // Kindergarten.de. http://
www.kindergarten.de/kindergaerten-im-europaeischen-vergleich.html (дата обращения: 12.12.2013) Законообразовании Швеции // Skolverket.se. 2011. http:// www.skolverket.se/regelverk (датаоб-ращения: 5.01.2014). Какими будут «Клемет-школы»? // Dagbladet, 4.04.2005. http://www. russisk.org/modules.php?name = News&file=article&sid = 1 527&mode =&order=0&thold=0 (дата обращения: 23.01.2014)
Кондрашова А.С. Медиаобразование в детских садах. Европейский опыт // Медиакультура в контексте современного мегаполиса. М.: МедиаПресс, 2013 г. С. 47-52.
Норвежский информационный центр медиа и коммуникативных исследований "ThelnternationalClearinghouseonChildren, YouthandMedia" // Nordicom.gu.se. http:/ /www.nordicom.gu.se/sv/unga-och-medier (дата обращения: 8.01.2014) Образование: от детского сада до высшего образования // Министерство образования Норвегии. http:// www.udir.no/Upload/Brosjyrer/5/ Education_in_Norway.pdf?epslanguage=no (15.01.2014).
Олешко В.Ф. Медиаобразование без границ // Медиа. Информация. Коммуникация. 2012. № 3. Политика медиаграмотности во Франции // Ec.Europa.EU. http://ec.europa.eu/ culture/media/media-content/media-literacy/studies/france.pdf (дата обращения: 2.02.2014)
Учебный план дошкольных учреждений Норвегии // DMMH.no. http:// dmmh.no/media/dokumenter/fagplaner-2/ fagplaner-internasjonale/ oplnece30ects2013-1.pdf (дата обращения: 18.01.2014)
Федоров А.В. Медиаобразование в Германии, Австрии и Швейцарии // Медиаобразование. 2005. № 2. Федоров А.В. Медиаобразование в Скандинавии // Медиаобразование. 2005. № 3.
Федоров А.В. Медиаобразовательные центры Франции // Медиаобразование. 2012. № 2.
Федоров А.В. Медиаобразование в зарубежных странах. Таганрог: Изд-во Кучма, 2003. 238 с. Финское общество медиаобразования. www.mediaeducation.fi (дата обращения: 20.01.2014)
Центр взаимодействия образования и СМИ // CLEMI.org. http://www.clemi.org (дата обращения: 2.02.2014) Шведская система образования // Sweden.se. http://sweden.se/society/ education-in-sweden.html (дата обращения: 7.01.2014)
Baacke, D. Medienpadagogik // Niemeyer Verlag. Tbbingen, 1997. Bachmair, B. TV Kids // Ravensburg. -Buchverlag, 1993.
Findahl, O. The Swedes and the Internet / / SE (Stiftelsen Щг internetinfrastruktur). G^eborgstryckeriet, 2013. Gonnet, J. (Dir.) Education 'a l'information: une appretissage fondamental. Paris: CLEMI, 2001. P. 24.
Kankaanrinta, I.-K. Finnish Kindergarten Student Teachers' Attitudes towards MIC // Media, Mediation, Time and Communication. Helsinki, 1998.
Paus-Hasebrink, I., Bichler, M., Wijnen, C.W. Kinderfernsehen bei sozial benachteiligten Kindern // MedienPadagogik. Zeitschrift fur Theorie und Praxis in der Medienbildung, 2007. Pimmer, C., Grohbiel, U. Lernerzentrierter Unterricht mit Netbooks. Drei Fallbeispiele von mobilem Lernen in Schweizer Schulen // MedienPadagogik. Zeitschrift fur Theorie und Praxis in der Medienbildung, 2011. Schallhart, E. MedienKindergarten. Ueberlegungen zur Integration medienpaedagogischer Arbeit im Kindergartenalltag.Saarbruecken: Dr.Mueller, 2008.
Schwarb, U., Signer, S., Bonfadelli, H. Der Bildungsauftrag im Schweizer Kinderfernsehen // MedienPadagogik. Zeitschrift fbr Theorie und Praxis in der Medienbildung, 2007.
References
Baacke, D. Medienpadagogik // Niemeyer Verlag. Tbbingen, 1997. Bachmair, B. TV Kids // Ravensburg. -Buchverlag, 1993.
Education - From Kindergarden to Adult Education // Norwegian Ministry of Education and Research. http:// www.udir.no/Upload/Brosjyrer/5/ Education_in_Norway.pdf?epslanguage=no (15.01.2014)
Fedorov, A.V. Media Education Centers of France // Media Education. 2012. № 2. Fedorov, A.V. Media Education in Germany, Austria, Switzerland // Media Education. 2005. № 2. Fedorov, A.V. Media Education in Skandinavia // Media Education. 2005. № 3. Fedorov, A.V. Media Education in Foreign Countries. Taganrog: Kuchma Publishing House, 2003. 238 c.
Findahl, O. The Swedes and the Internet / / SE (Stiftelsen ^r internetinfrastruktur). G^eborgstryckeriet, 2013. Gonnet, J. (Dir.) Education 'a l'information: une appretissage fondamental. Paris: CLEMI, 2001. P. 24.
Interaction Center of Education and Media
// CLEMI.org. http://www.clemi.org (2.02.2014)
Kankaanrinta, I.-K. Finnish Kindergarten Student Teachers' Attitudes towards MIC // Media, Mediation, Time and Communication. Helsinki, 1998. Kindergartens of Germany // Kindergarten.de. http://
www.kindergarten.de/kindergaerten-im-europaeischen-vergleich.html (12.12.2013)
Kondrashova, A.S. Media Education in Kindergartens. European experience // Media Culture in context of Modern Megapolis. Moscow: MediaPress, 2013. P. 47-52.
Media Literacy politics of France // Ec.Europa.EU. http://ec.europa.eu/culture/ media/media-content/media-literacy/ studies/france.pdf (2.02.2014) Norwegian Information Center of Media and Communicative Research "The International Clearinghouse on Children, Youth and Media" // Nordicom.gu.se. http:/ /www.nordicom.gu.se/sv/unga-och-medier (8.01.2014)
Oleshko, V.F. Media Education without Boarders // Media. Information. Communication. 2012. № 3. Paus-Hasebrink, I., Bichler, M., Wijnen, C.W. Kinderfernsehen bei sozial benachteiligten Kindern // MedienPadagogik. Zeitschrift fur Theorie und Praxis in der Medienbildung, 2007. Pimmer, C., Grohbiel, U. Lernerzentrierter
Unterricht mit Netbooks. Drei Fallbeispiele von mobilem Lernen in Schweizer Schulen // MedienPadagogik. Zeitschrift fur Theorie und Praxis in der Medienbildung, 2011. Schallhart, E. MedienKindergarten. Ueberlegungen zur Integration medienpaedagogischer Arbeit im Kindergartenalltag.Saarbruecken: Dr.Mueller, 2008.
Schwarb, U., Signer, S., Bonfadelli, H. Der Bildungsauftrag im Schweizer Kinderfernsehen // MedienPadagogik. Zeitschrift fbr Theorie und Praxis in der Medienbildung, 2007. Study-plan of Norwegian kinder-gardens // DMMH.no. http://dmmh.no/media/ dokumenter/fagplaner-2/fagplaner-internasjonale/oplnece30ects2013-1 .pdf (18.01.2014)
Swedish Education System // Sweden.se.
http://sweden.se/society/education-in-
sweden.html (7.01.2014)
The Finnish Society on Media Education.
www.mediaeducation.fi (20.01.2014)
The Swedish Education Act //
Skolverket.se. 2011. http://
www.skolverket.se/regelverk
(5.01.2014).
What will "Clemet-schools" be like? // Dagbladet, 4.04.2005. http://www. russisk.org/ modules.php?name=News&file = article&sid=1527&mode=&order=0&thold=0 (23.01.2014)/