http://library.cqpress.com/cqresearcher/document.php?id=cqresrre2005052000#. UeJREKxHPA8 (дата обращения: 09.05.2008).
15. Grollino, Е. Gender Differences in the Attribution of Internal Success Among College Students. [Electronic resource] / E Grolllino, RS Velayo // РА: Annual Convention of the Eastern Psychological Association. — Philadelphia. — 1996.
— P. 1-12. — URL : http://www.easternpsychological.org/i4a/pages/index.cfm?pageID=1 (дата обращения: 09.05.2008)
16. Lie, L. Y. How do male and female students approach learning at NUS? [Electronic resource] / L. Y. Lie, L. Angelique, E. Cheong. - Site "CDTL Brief'. — 2004. — Vol. 7. — № 1. — URL : http://www.cdtl.nus.edu.sg/brief/v7n1/main.htm (дата обращения: 11.05.2008).
17. Pillemer, D. B. Gender differences in autobiographical memory styles of older adults. [Electronic resource] / D. B. Pillemer, P. Wink , T. E. DiDonato , R. L. Sanborn // PubMed.go. — 2003. — № 11 (6). — P. 525-32. — URL : http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/14982120?dopt=Abstract (дата обращения: 11.05.2008).
18. Salmon, G. Е-Moderating : The Key to Teaching and Learning Online [Text] / G. Salmon. — London : Kogan Page, 2000. — 29 р.
19. Concise Oxford English Dictionary [Text] / edited by Judy Pearsall. Tenth edition, Revised. Oxford University Press, 2002. — 1667 p.
20. Macmillan English Dictionary for advanced learners [Text] / edited by Philip B. Gove. International student edition. Printed and bound in Malaysia, 2002. — 1692 p.
21. Oxford word power dictionary [Text] / edited by Mirand Steel Oxford University press. Sixth impression, 2003. — 795 p.
22. Milrud, R. P. The problems of technophobia [Electronic resource] / R. P. Milrud.
— URL : http://eltarea.moodle.ru (дата обращения: 03.05.2008).
23. Fleming, N. D. How do I learn best [Electronic resource] / N. D. Fleming. - Site «Vark-learn.com». — 2011. — URL : http://www.vark-learn.com/english/page.asp?p=questionnaire (дата обращения: 18.12.2012).
Григорьева Ирина Валерьевна
Старший преподаватель кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия
Пьянникова Елена Андреевна
Магистрант Пекинского университета языка и культуры, Китай
УДК 37.075.8 ББК 74.5
АНАЛИЗ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ СРЕДСТВАМИ СЕТЕВЫХ МЕДИА
В данной статье представлены результаты исследования, целью которого являлся анализ положительных практик организации медиаобразования детей
дошкольного возраста в современной семье средствами сетевых медиа. В статье описана опытно-экспериментальная база исследования, задачи, ход, представлены полученные результаты и выводы.
Ключевые слова: медиаобразование; медиаграмотность; семья; дети дошкольного возраста; сетевые медиа.
ANALYSIS OF THE POSITIVE MEDIAEDUCATION PRACTICE IN
MODERN FAMILY OF PRESCHOOL CHILDREN THROUGH THE
NETWORK MEDIA
The paper presents analysis of media education practices in the modern family of preschool children through the network media. The article describes the base of research, tasks, process of research, the results and conclusions.
Key words: media education; media literacy; family; preschool children; network media.
Становление информационного общества, развитие открытого информационного пространства усилили роль и влияние медиа на процесс развития детей дошкольного возраста, начиная с рождения. Данная тенденция определила интересы образовательной политики последних лет в сторону повышения качества образования путем освоения медиапространства. В настоящее время медиа-пространство играет важную роль в подготовке дошкольников к процессу обучения на следующих ступенях развития.
Современные исследования доказывают, что дети дошкольного возраста по инициативе родителей начиная с двух лет являются активными пользователями медиа, к трем годам у них наблюдается стойкие предпочтения в выборе мультфильмов, а к пяти годам дошкольники с родителями начинают осваивать компьютер и сеть Интернет. Стоит отметить, что раннее знакомство дошкольников с сетевыми медиа и процесс их воспитания на материале сетевых медиа в семье формирует новый тип их отношений с развитым медиапространством. В данной ситуации особую актуальность приобретает способность дошкольника противостоять информационной «перегрузке», осуществлять медиатизированное взаимодействие, уметь на элементарном уровне пользоваться медиа для удовлетворения своих познавательных интересов.
Вследствие чего медиаобразованию детей дошкольного возраста в семье, одному из аспектов реализации дошкольного образования, принадлежит значимая роль.
Сегодня среди учёных, педагогов-исследователей поднимаются вопросы о медиаграмотности родителей, а также медиаобразовании дошкольников в семье, в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), которое бы соответствовало федеральному государственному образовательному стандарту, удовлетворяло культурно-образовательные потребности дошкольников и их родителей, и соотносилось с государственной политикой РФ в области образования. Таким образом, вопрос медиаобразования детей дошкольного возраста в семье средствами сетевых медиа - есть важная социокультурная задача, решение ко-
торой призвано повысить в дальнейшем уровень медиаграмотности всех граждан России.
Научно-теоретическая база для исследования проблемы медиаобразования детей дошкольного возраста в современной семье средствами сетевых медиа заложена в работах: о медиаобразовании, медиаграмотности и медиакомпе-тентности [Иванова, 2011, 2012; Федоров, 2007, 2009; Шариков, 2009 и др.]; о роли медиаобразования в развитии детей дошкольного возраста и медиагра-мотности родителей [Боршош, 2011; Дейкина, 2002; Немирич, 2011; Печинки-на, 2010; Челышева, 2007, 2008]; о содержании и формах детского медиаобразования [Зазнобина,1999; Попова, 2000; Шариков, 2009] и др. ученых и специалистах-практиках.
Медиаобразование детей дошкольного возраста в семье на сегодняшний день, хотя и новое научно-исследовательское проблемное поле, однако, уже имеет практический опыт. В последние годы в отечественной педагогической науке стали появляться работы, направленные на выявление путей, способов, средств, методов медиаобразования детей дошкольного возраста в семье средствами сетевых медиа. Данные работы сформируют круг идей, основных положений и подходов к исследуемой проблеме.
Исходя из новых условий развития общества, очевидно, что роль медиапро-странства, а вместе с ним сетевых медиа в процессе медиаобразования детей дошкольного возраста в семье высока.
В связи с этим в феврале 2013 г. мы решили провести исследование, цель которого будет состоять в анализе практики организации процесса медиаобра-зования детей дошкольного возраста в современной семье средствами сетевых медиа.
Основной опытно-экспериментальной базой для проведения исследования стали 80 человек, из них 25 человек, родители детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет, посещающих негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 223 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»» в городе Иркутск; 55 человек родителей, участников тематических групп «Дети», «Родители и педагоги», «Дети чутких родителей», «Клуб осознанных и любящих родителей», посвященных воспитанию и развитию детей дошкольного возраста социальной сетей «Вконтакте».
Конкретизация указанной цели этого этапа эксперимента шла по линии выдвижения следующих частных задач: 1) определить уровень медиаграмотности родителей; 2) как часто имеют родители и их дети контакт с сетью Интернет, в каких целях его используют; 3) видят ли родители медиаобразовательный потенциал сетевых медиа, используют ли их в целях обучения, воспитания и развития своих детей.
В соответствии с целью, программа диагностики состояла из авторского онлайн опросника и диагностической карты-инструкции для обработки полученных в ходе опроса родителей результатов. Для получения наиболее объективного результата нами были выполнены следующие условия: 1) был спроектирован онлайн-опросник (URL:http://www.survio.com/survey/d/J9E9 V3F9W3L8K1D6I) на базе сетевого сервиса «Survio.com» — современный ин-
струмент с множеством шаблонов анкет для быстрого создания опросов; 2) диагностическая процедура проводилась нами в ходе вовлечения родителей в сеть Интернет.
Опросник состояла из 12 последовательно выстроенных вопросов (см. таблицу 1).
Таблица 1
Как организован процесс медиаобразования детей дошкольного возраста в
современной семье средствами сетевых медиа
№ в-а Вопросы опросника Варианты ответов
1 Знаете ли вы что такое медиаобразование? - Да - Нет - Догадываюсь
2 Должны ли родители заниматься медиаобра-зованием ребенка в семье? - Да - Нет
3 Считаете ли вы, что ребенок еще до школы должен познакомиться со средствами массовой коммуникации и средствами массовой информации (в том числе Интернет) - Да - Нет
Продолжение табл. 1
№ в-а Вопросы опросника Варианты ответов
4 Контролируете ли вы вашего ребенка в просмотре телепередач, в использовании интернета? - Нет, у меня нет возможности - Нет, считаю, что ребенок вправе свободно заниматься тем, чем он хочет - Да, не больше 20 минут в день мой ребенок сидит за компьютером/у экрана телевизора и просматривает только разрешенные мной сайты и телепередачи. - Свой вариант
5 Как вы считаете, кто или что в большей мере ДОЛЖЕН/ДОЛЖНО заниматься обучением, воспитанием и развитием ребенка? - Семья - Школа - средства массовой коммуникации и средства массовой информации (в том числе Интернет)
6 Как вы считаете, кто или что НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ в большей мере участвует в обучении, воспитании и развитии вашего ребенка? - Семья - Школа - средства массовой коммуникации и средства массовой информации (в том числе Интернет)
7 Какие средства вы чаще всего используете для обучения, воспитания и развития вашего ребенка? - Учебники, печатные издания для детей - Печатные издания (с использованием мультимедиа: песенки,
стишки) - Интернет - Обучающие компьютерные программы - Детские телевизионные передачи
8 Какие сайты вы чаще посещаете вместе со своими детьми, когда занимаетесь их обучением, воспитанием и развитием?
9 Оцените свой уровень медиаграмотности родителя от 1 до 10: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
10 Считаете ли вы что от уровня медиаграмотности родителей напрямую зависит уровень медиаграмотности ребенка? - Да - Нет
11 Хотели бы повысить свой уровень медиаграмотности родителя, чтобы помочь своему ребенку быть успешным на этапе обучения в школе и в вузе? - Да - Нет
12 Хотели ли бы вы посещать семинары и мастер классы для родителей, пользоваться сайтом детского сада (где размещены рекомендации) по медиаобразованию детей в семье? - Да - Нет
Полученные в результате исследования данные сведены в табличный формат (см. таблицу 2). Таблица 2 Анализ организации процесса медиаобразования детей дошкольного возраста в современной семье средствами сетевых медиа
№ в-а Вопросы опросника Варианты ответов
1 Знаете ли вы что такое медиаобразование? Да - 24% Нет - 44% Догадываюсь - 32%
2 Должны ли родители заниматься медиаобразо-ванием ребенка в семье? Да- 44% Затрудняюсь ответить - 56%
3 Считаете ли вы, что ребенок еще до школы должен познакомиться со средствами массовой коммуникации и средствами массовой информации (в том числе Интернет) Да - 72% Нет - 28%
4 Контролируете ли вы вашего ребенка в просмотре телепередач, в использовании интернета? Нет, у меня нет возможности - 24% Нет, считаю, что ребенок вправе свободно заниматься тем, чем он хочет -16% Да, не больше 20 минут в день мой ребенок сидит за компьютером/у экрана телевизора и просматривает только разрешенные мной сайты и телепередачи - 32% Свой вариант - 28%
241
5 Как вы (считаете, кто или что в большей мере ДОЛЖЕН/ДОЛЖНО заниматься обучением, воспитанием и развитием ребенка? Семья - 76% Школа - 16 % Средства массовой коммуникации и средства массовой информации (в том числе Интернет) - 2% в равной степени - 6%
6 Как вы считаете, кто или что НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ в большей мере участвует в обучении, воспитании и развитии вашего ребенка? Семья - 36% Школа - 64% средства массовой коммуникации и средства массовой информации (в том числе Интернет) - 0%
7 Какие средства вы чаще всего используете для обучения, воспитания и развития вашего ребенка? Учебники, печатные издания для детей - 20% Печатные издания (с использованием мультимедиа: песенки, стишки) -20% Интернет - 4% Обучающие компьютерные программы - 8% Детские телевизионные передачи -12% Затрудняюсь ответить - 36%
Продолжение табл. 2
№ в-а Вопросы опросника Варианты ответов
8 Какие сайты вы чаще посещаете вместе со своими детьми, когда занимаетесь их обучением, воспитанием и развитием? «Дар детям» (URL: http://dar-baby.ru) Все для детей» (URL: http://allforchildren.ru), «Развитие ребенка, развивающие игры для детей» (URL: http://www.babylessons.ru); «Развитие ребенка» (URL: http://www.razvitierebenka.com);
8 Какие сайты вы чаще посещаете вместе со своими детьми, когда занимаетесь их обучением, воспитанием и развитием? «Лукошко сказок» (URL: http://www.lukoshko.net) «Карусель» (URL: http://www.karusel-tv.ru) «Твой детский мир» (URL: http://www.detskiy-тк.пе^)«Дошколёнок» (URL:http://www.kindereducation.com/ );
9 Оцените свой уровень медиаграмотности родителя от 1 до 10: 1 - 12%; 2 - 4%; 3 -16%; 4 -8%; 5 -28%; 6 - 8%;;7 - 12%; 8 - 4%9 -0% 10 - 8%
10 Считаете ли вы что от уровня медиаграмотно-сти родителей напрямую зависит уровень медиаграмотности ребенка? Да - 68% Нет - 32%
11 Хотели бы повысить свой уровень медиаграмотности родителя, чтобы помочь своему ребенку быть успешным на этапе обучения в школе и в вузе? Да - 88% Нет - 12%
12 Хотели ли бы вы посещать семинары и мастер Да - 80%
классы для родителей, пользоваться сайтом детского сада (где размещены рекомендации) по медиаобразованию детей в семье?
Нет - 20%
Итак, проведенный нами опрос показал, что только - 24% из 100% респондентов знают, что такое медиаобразование, примерно половина догадывается, и - 32% не имеют представлений об этом понятии. При этом только меньшая часть из них согласилась с тем, что родители должны заниматься медиаобразо-ванием ребенка в семье, а - 56% процентов затруднились ответить на этот вопрос. Эти данные свидетельствуют о том, что значимость медиаобразования для детей дошкольного возраста не в полной мере осознается современными родителями.
Анализируя полученные результаты далее, мы видим, что - 72% опрошенных считают, что ребенок еще до школы должен познакомиться со средствами массовой коммуникации (СМК) и средствами массовой информации (СМИ), в том числе и с Интернетом и сетевыми медиа. Сопоставив два вышеназванных результата можно сделать вывод о том, что знакомство ребенка с Интернетом, в большинстве случаем, при таких родителях будет происходить бесконтрольно. А это значит, что физическое и психическое здоровье - 72% детей дошкольного возраста, опрашиваемых родителей, находится под угрозой информационной перегрузки, со стороны деструктивного влияния медиа. Это может быть доказано также еще одним фактом, выявленным по результатам проведенного нами исследования, а именно: - 20% родителей не имеют возможности контролировать своего ребенка в просмотре телепередач и использовании Интернета, а -16% считают, что ребенок может заниматься тем, чем он хочет в процессе взаимодействия со СМК и СМИ.
То есть больше трети детей дошкольного возраста, родители которых были опрошены нами, бесконтрольно осваивают медиапространство. Как известно, СМК и СМИ существенно влияют на усвоение детьми широкого спектра социальных норм и на формирование ценностных ориентаций личности. Кино, видео, телевидение, Интернет предлагают самые различные нормы и стандарты жизни. В этой ситуации взрослые люди далеко не всегда в состоянии трезво оценить возможности их реализации, имеющиеся в обществе, тем более этого не может сделать ребенок дошкольного возраста. Поскольку его личность только формируется, он еще не в состоянии самостоятельно анализировать и принимать продуманные решения. Поэтому ребенок дошкольного возраста при бесконтрольном общении со СМК и СМИ может легко стать жертвой навязанных стереотипов и образцов некультурного поведения.
Мы приходим к выводу, что даже если стереотипы, предлагаемые медиа не приемлемы в конкретной семье, ребенок при постоянном бесконтрольном контакте с ними усваивает их и применяет в жизни. В результате чего формируются «потребности, которые слабо или совсем не соотносятся с возможностями их удовлетворения. Это ведет как к позитивным последствиям (росту жизненной активности), так и к негативным (активность может приобретать асоциальный характер)» [Баранов, Пензин, 2006, с. 26].
При этом, второй вариант развития событий при бесконтрольном взаимодействии с медиа более вероятен, так как производители медиапродукта, в первую очередь, нацелены на получение собственной выгоды. А это часто приводит к тому, что данная продукция имеет отрицательное влияние на физическое и психическое развитие ребенка.
Согласно результатам исследования, только третья часть родителей контролирует своих детей при общении с медиа, в пользовании компьютером, при просмотре телепередач в соответствии с рекомендациями специалистов. Остальной же процент родителей осуществляет контроль, основываясь на личных убеждениях, или они делают это периодически, при этом никто не контролирует непосредственно время, проводимое детьми в сети Интернет или перед телевизором. На этом хочется сделать особый акцент, так как мы уже писали выше, длительное время, проведенное за компьютером, отрицательно сказывается на развитии зрительного и опорно-двигательного аппарата ребенка дошкольного возраста.
Также данные проведенного нами опроса показали, что 76% опрошенных родителей осознают, что именно семья в большей мере должна заниматься обучением, воспитанием и развитием ребенка на материале медиа. Только 36% родителей могут сказать, что на сегодняшний день их семья в полной мере осуществляет эти функции. Кроме того, только один из родителей согласился с точкой зрения о том, что сетевые медиа в большей мере должны участвовать в воспитании, обучении и развитии ребенка.
На вопрос нашего опросника о том, на каких материалах чаще всего основывается процесс обучения, воспитания и развития вашего ребенка, из предложенных вариантов родители разделились на две группы: - 40% выбрали ответы — учебники и печатные издания для детей, ещё - 40% родителей выбрали печатные издания с использованием мультимедиа. 12% процентов родителей, ответивших на предложенные нами вопросы, чаще используют обучающие компьютерные программы и детские телевизионные передачи соответственно. И только — 4 % опрошенных определили сетевые медиа, находящиеся в Интернет, как основное средство медиаобразования детей, материалы которых они используют для обучения, воспитания и развития своего ребенка.
Сравнительно большая часть, - 36% респондентов затруднилась выделить из списка один вариант. Но, даже несмотря на то, что они в равной степени используют различные средства для достижения вышеупомянутых целей, только третья часть родителей из этой группы включили Интернет в ряд, чаще используемых средств для занятий с ребенком. То есть, всего среди опрошенных нами родителей, только 16% пользуются Интернетом для обучения, воспитания и развития ребенка. При этом мы улавливаем некоторую противоречивую ситуацию, 72% из тех же родителей считают, что ребенок еще до школы должен познакомиться со СМК и СМИ, в том числе Интернет.
Основываясь на этих данных можно сделать вывод о том, что 56% родителей считают, что их дети должны познакомиться с Интернетом в семье. Возможно также и то, что под словами познакомиться со СМК и СМИ (сетевыми медиа), отвечавшие подразумевали игры и просмотр мультфильмов с помощью
Интернета. Но развлекательные компьютерные игры, в дошкольном возрасте могут негативно сказаться на психическом и физическом развитии ребенка, а также замедлить его общее развитие, особенно учитывая тот факт, что многие дети опрошенных нами родителей пользуются СМК и СМИ без контроля со стороны взрослых.
Самым популярным сайтом среди родителей, использующих сетевые медиа для воспитания, обучения и развития ребенка стал сайт под названием «Карусель» (URL: http://www.karusel-tv.ru). Сайт организован при поддержке телевизионного канала с одноименным названием. Он предлагает различные онлайн игры для детей, просмотр видео передач и мультфильмов, а также программу телепередач телевизионного канала. К недостаткам данного сайта относится отсутствие указаний о возрасте юных потребителей сетевых медиа, для которых предназначен определенный медиапродукт. Скорее всего, об этом сайте родители узнали именно благодаря телевизионному каналу. И, так как других конкретных сайтов, опрошенные нами родители не указали, то можно сделать вывод о том, что они недостаточно осведомлены с тем, какие еще сайты можно посещать совместно с ребенком для обучения, воспитания и повышения уровня медиаграмотности последнего. Хотя в настоящее время существует большое количество разнообразных сетевых медиа для детей дошкольного возраста, на которых представлены сборники сказок для самых маленьких и развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста.
Одним из пунктов проведенного нами опроса стала шкала уровня медиа-грамотности родителя, и почти третья часть родителей оценила свой личный уровень медиаграмотности на 5 баллов из 10. Из них 8% отметили свой уровень как высокий 10 баллов, 24% оценивают себя на 6-8 баллов, 12% не считают себя медиаграмотными родителями (по 1 баллу), а 28% опрошенных поставили себе 2, 3 и 4 балла за имеющийся у них уровень медиаграмотности. То есть средний и высокий балл медиаграмотности родителя, необходимый для успешной реализации задач медиаобразования в семье, с субъективной точки зрения имеют только треть опрошенных нами родителей.
68% родителей согласны с мнением о том, что от уровня медиаграмотности родителя напрямую зависит уровень медиаграмотности ребенка. И 88% опрошенных хотели бы повысить свой уровень медиаграмотности родителя, чтобы помочь своему ребенку быть успешным на этапе обучения в школе и в вузе.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что примерно 12% опрошенных нами родителей осознают и испытывают потребность в ознакомлении с целью и задачами медиаобразования, а также с важностью и необходимостью приобретения навыков для осуществления культуросообразных видов деятельности на СМК и СМИ.
80% из опрошенных также хотели бы посещать семинары, мастер-классы для родителей, пользоваться сайтом детского сада, где размещены рекомендации по медиаобразованию детей в семье.
Делая общий вывод по итогам исследования, можно сказать, что в настоящее время большая часть родителей детей дошкольного возраста не владеет достаточным уровнем медиаграмотности для того, чтобы успешно осуществ-
лять процесс медиаобразования ребенка средствами сетевых медиа в семье. Очевидно, что данная проблема требует дальнейшего комплексного изучения следующих направлений: разработка моделей и методик формирования медиа-грамотности детей дошкольного возраста на материале сетевых меди; теоретическое обоснование феномена медиаграмотность родителя и ребенка дошкольного возраста; организация медиаобразовательного пространства средствами сетевых медиа с целью формирования медиаграмотности дошкольника и т.д. Также уверены, что решению данной проблемы будет способствовать интерес медиапедагогов, проявляющийся в написании научных публикаций, разработке методических рекомендаций, учебных пособий для родителей, разработке сетевых образовательных проектов для дошкольников, развитии сетевых каналов и теле- и радио передач для родителей и детей дошкольного возраста.
Библиографический список
1. Боршош, С. С. Использование компьютерных технологий в процессе развития дошкольников [Электронный ресурс] / С. С. Боршош. - Социальная сеть работников образования «Наша сеть». - http://nsportal.ru/detskii-sad/informatika/ispolzovanie-kompyuternykh-tekhnologii-v-protsesse-razvitiya-doshkolnikov (дата обращения: 18.02.2013).
2. Баранов, О. А. Медиа, современная семья и школьник [Текст] / О. А. Баранов, С.Н. Пензин // Медиаобразование. - 2006.- № 2. - С. 27-41.
3. Дейкина, А. Ю. Медиаобразование и развитие познавательного интереса дошкольника [Текст] : монография / А. Ю. Дейкина. - Бийск : Изд-во НИЦ Бийск. педагог. гос. ун-та им. В.М.Шукшина, 2002. - 163 с.
4. Зазнобина, Л. С. Проект стандарта медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и естественнонаучные дисциплины начального и среднего общего образования [Текст] / Л. С. Зазнобина. - М. : Просвещение, - 1999. -40 с.
5. Иванова, Л. А. Освоение подрастающим поколением медиамира: гендерная и возрастная специфика [Текст] / Л. А. Иванова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2011. - Т. 17. - № 2 (апрель-июнь). - С. 253-257.
6. Иванова, Л. А. Эволюция взглядов на медиаобразование в психолого-педагогической литературе второй половины XX века [Текст] / Л. А. Иванова // Вестник ИрГТУ. - 2012. № 5.- С. 299-306.
7. Немирич, А. А. Формирование медиаграмотности детей дошкольного возраста: к вопросу о систематизации результатов медиаобразования [Текст] / А. А. Немирич // Актуальные проблемы науки и образования : материалы международной научной конференции. - 2011. - № 5. - С. 50-52.
8. Печинкина, О. В. Медиаобразование дошкольников: несколько советов родителям [Текст] / О. В. Печинкина // Детский сад от А до Я. - 2010. - № 2. -С. 126-132.
9. Попова, П. В. Дидактическая информационно-предметная среда как фактор оптимизации обучения в начальной школе [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01/ П. В. Попова. - Киров, 2000. - 173 с.
10. Челышева, И. В. Медиаобразование для родителей: освоение семейной ме-диаграмотности [Текст] / И. В. Челышева // Научно-популярное издание. -Таганрог : Изд-во Южного Федерального ун-та, 2008. - C. 184.
11. Федоров, А. В. Медиаобразование : вчера и сегодня [Текст] / А. В. Федоров. - М. : Информация для всех, 2009. - 234 с.
12. Федоров, А. В. Проблемы медиаобразования (научная школа под руководством А. В.Федорова) [Текст] : монография / А. В. Федоров, И. В. Челышева, А. А. Новикова, Н. П. Рыжих. - Таганрог : Изд-во Таганрогского государственного педагогического института, 2007. - 212 с.
13. Челышева, И. В. Медиаобразование для родителей: освоение семейной ме-диаграмотности [Текст] / И. В. Челышева // Научно-популярное издание. -Таганрог : Изд-во Южного Федерального ун-та, 2008. - C. 184.
14. Шариков, А. В. Цели медиаобразования : мнения экспертов [Электронный ресурс] / А. В. Шариков. - URL : http://www.medialiteracy.boom.ru. (дата обращения : 04.06.2009).
Миндеева Светлана Вильсуровна
Старший преподаватель кафедры «Математика» ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет путей сообщений», г. Иркутск, Россия
УДК 37.011 ББК 74.202
МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС-3: К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА
Новые требования общества к образованию приводят к необходимости изменения технологий обучения. В современной дидактике представлено множество разнообразных технологий. По мнению автора, присутствует вполне обоснованная необходимость введения медиаобразовательных технологий в процесс обучения студентов технического вуза, и в данной статье автор показывает целесообразность их внедрения в условиях ФГОС-3.
Ключевые слова: технологии; педагогическая технология; медиаобразова-тельная технология; медиаобразование; технический вуз; студент.
MEDIA EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE CONDITIONS OF FGOS-3: TO QUESTION STATEMENT
New requirements of the society to education result in the need of change of technologies of training. In modern didactics the set of various technologies is presented. According to the author, there is a quite reasonable need of introduction of media educational technologies in process of students training of technical college. In this article the author shows expediency of their introduction in the conditions of FGOS-3.