Научная статья на тему 'Медиаобразование в Германии, Австрии и Швейцарии'

Медиаобразование в Германии, Австрии и Швейцарии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1826
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАПЕДАГОГИКА / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / ГЕРМАНИЯ / АВСТРИЯ / ШВЕЙЦАРИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоров А. В.

Медиаобразование в немецкоязычных странах интегрируется в такие обязательные дисциплины как немецкий язык, общественные науки, искусство и др. В целом медиаобразование (в немецкой литературе используется термин Mediaenpadagogik медиапедагогика) в Германии понимается как широкий спектр всевозможных учебных занятий, связанных с медиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиаобразование в Германии, Австрии и Швейцарии»

«Интересно, но я не имею доступа к Интернету» (Наталья Т., Роман Р., Владимир К., Анатолий О., Сергей Ш.). 19.«Кроссворд»

Кроссворд по тематике экранных медиа большинству студентов показался интересным, сложным (Инна К., Юлия М., Светлана И., Наталья Б., Юлия В., Марина Б., Анатолий О., Михаил А. и др.). Лишь немногие из ответивших заявили, что «Кроссворд в этом журнале не нужен, их и так много во всех журналах» (Наталья Т., Сергей А.).

Как видно из ответов, двадцатилетним читателям «Экрана» хочется видеть его более ярким и глянцевым, с широким спектром развлекательных рубрик, сильнее развернутым в сторону молодежной аудитории. Мне лично кажется вполне продуктивной и мысль о том, что «Экран» может стать журналом о российском кино и ТВ. Согласитесь, что «Premiere» и «Кинопарк» вполне в состоянии обеспечить (и, по-моему, уже успешно обеспечивают) массовую молодежную оперативной и разнообразной информацией о западном кино. Впрочем, каким будет «Экран» решать его редакции, которая, как мне известно, сейчас активно занята поиском спонсоров и меценатов. Хотелось бы верить, что таковые найдутся. Возрождающемуся российскому кино нужен российский «Экран».

Медиапедагогика за рубежом

Медиаобразование в Германии, Австрии и

Швейцарии*

А.В. Федоров доктор педагогических наук, профессор

*Данная статья написана при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, проект N 04-06-00038a «Сравнительный анализ развития медиаобразования в ведущих странах

Запада»)

История медиаобразования в Германии, по сути, началась еще в XVII веке с инициативы знаменитого педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670), который весьма оптимистично отнесся к тогдашней

новинке - прессе. Я.А.Коменский был убежден, что газета может развивать лингвистические способности учащихся, дать им полезную информацию по текущим событиям и географии.

В эпоху Веймарской республики (20-е годы ХХ века) о роли медиа в обществе и проблемах образования шли довольно широкие споры, которые велись, в частности З.Кракауэром (Siegfrid Kracauer), Р.Арнхеймом (Rudolf Arnheim), В.Беньямином (Walter Benjamin) и Б.Брехтом (Bertolt Brecht). Далее последовал мрачный период нацизма (1934-1945), когда медиа были превращены властями в послушный инструмент пропаганды...

Поначалу медиаобразование в Германии развивалось довольно медленными темпами. Лишь к 60-м годам ХХ века немецкие педагоги стали рассматривать медиа не только как «технические средства обучения» или «вспомогательный инструмент» к уроку, но и как предмет для отдельного изучения. В это время сильное распространение получили идеи французского семиотика К.Метца (Christian Metz). Идеи К.Метца, в частности, стали основой медийных учебных курсов Берлинского технического университета и Мюнстрского университета.

Изучение медиакультуры пришло в школы Германии, как правило, в интегрированном в обязательные дисциплины виде [Spanhel, 1999]. Медиаобразование вошло в курсы общественных наук, географии, искусства и т.д. По мысли многих современных немецких педагогов, курсы медиакультуры должны помочь развитию гражданского самосознания учащихся, развить их критическое мышление. Сегодня около 72% немецких учителей в той или иной степени регулярно используют элементы медиаобразования на своих уроках.

Медиакультура изучается в большинстве немецких университетов. Помимо этого в Германии существует ряд специальных научно-исследовательских институтов, таких, как Национальный институт кино, науки и образования (Institute fur Film und Bild im Wissenschaft: FWU). Он публикует специальные издания и выпускает наглядные пособия для школ (видеокассеты, брошюры, книги и т.д.).

Еще один исследовательский центр по медиаобразованию существует в Мюнхене. Заметное место на карте очагов медиаграмотности в Германии занимает Кассельский университет. Здесь работает центр медиапедагогики под руководством профессора Б.Бахмайера [Bachmair, 1990; 1993; 1996; 1997]. Центр связан с рядом

высших учебных учреждений во Франции, Италии и Испании и осуществляет научно-исследовательские проекты, связанные с подготовкой будущих медиапедагогов. Б.Бахмайер координирует также Проект «Сократ», суть которого - развитие медиакультуры и медиаобразования студентов европейских университетов («Европейская программа по медиа и изучению культур»). Немецкое общество медиапедагогики и культурной коммуникации (ГМК) поручило Б. Бахмаеру взять на себя координацию международной медиаобразовательной сети и конкретизировать медиапедагогику в разрезе национальной культуры и европейского развития медиа. В 1998-1999 годах исследовательская группа под руководством Б. Бахмайера проделала контент-анализ передач девяти крупнейших телеканалов, вещающих на территории Германии а также восприятие этих передач детской аудиторией.

Другой видный немецкий медиапедагог и исследователь -Х.Ниезито (Horst Niesyto) работает над темой исследования под названием «Видеокультура» (Video Culture). Это международный проект, который исследует потенциальные возможности влияния аудиовизуальной продукции на межкультурную коммуникацию [Niesyto, 1996]. В проекте участвуют деятели медиаобразования и студенты из разных стран (Германии, Великобритании, Чехии и Венгрии).

В целом интегрированное медиаобразование в немецких школах предусматривает цикл заданий и творческих работ с учащимися на материале [Huther, Schorb, Brehm-Klotz, 1990, p.158]: -изображений (фотографии, слайды, рисунки, комиксы и т.д.); -аудиовизуальных медиа (фильмы, видеозаписи, телепередачи); -прессы (газеты, журналы);

-мультимедиа (CD-ROM, Интернет, электронная почта).

При этом медиаобразование интегрируется в такие обязательные дисциплины как немецкий язык, общественные науки, искусство и др.

В целом медиаобразование (в немецкой литературе используется термин Mediaenpadagogik - медиапедагогика) в Германии понимается как широкий спектр всевозможных учебных занятий, связанных с медиа. Внутри общего направления медиапедагогики существуют различные разделы:

-медиавоспитание: «определение целей, которые должны ставиться в соответствии с проблемами медиа, и педагогически обоснованных мер, необходимых для достижения этих целей» [Tulodziecki, 1989, p.21];

-медиадидактика: «область дидактики, где идет речь о том, какие медиа могут или должны использоваться для достижения педагогически обоснованных целей» [Tulodziecki, 1989, p.21];

-медиаисследование: «охватывает все научные действия, чтобы найти и/или проверить цели, средства, свидетельства, гипотезы, имеющие отношение к медиа, и также их систематизировать [Tulodziecki, 1989, p.21];

При этом главный предмет медиаобразования - не различные виды медиа, а различные формы общения, контакта с ними [Baake & Kubler, 1989, p.35].

Впрочем, немецкие медиапедагоги предлагают и более широкую трактовку медиаобразования, которое должно охватывать «все социально-педагогические, социально-политические и социально-культурные идеи и мероприятия (для детей, молодежи, взрослых и пожилых людей), касающиеся их культурных интересов и возможностей развития, их шансов продвижения в работе, улучшения досуга и семейной жизни, а также возможностей их политического самовыражения и участия (. ), и фокусировать свое внимание на информационной и коммуникационной технике с ее социальными и культурными последствиями» [Baake & Kubler, 1989, p.20].

Немецкие ученые выделяют сегодня несколько ключевых концепций медиаобразования, которые могут пересекаться и взаимодополнять друг друга [Hiegemann & Svoboda, 1994, p.20]: -«предохранительная» (в других странах она фигурирует под названием «прививочной» или «инъекционной»), направленная на защиту детской и молодежной аудитории от вредных влияний медиа [Hiegemann & Svoboda. 1994, p. 15], что поддержано и на законодательном уровне;

-«развития критического, аналитического мышления» по отношению к медиакультуре. Здесь главная задача - подвести аудиторию к критическому восприятию и анализу медиатекстов [Schorb, 1995, p. 161]; Этот подход доминировал в Германии в 70-е годы ХХ века наряду с обучением практическому использованию медиа [Schorb, 1995, p.16];

-«практическая», основанная на конкретной работе аудитории с медиатехникой: к примеру, школьники осваивают технику фото и видео, готовят аудиовизуальные проекты в соответствии со своими потребностями;

-«социально-экологическая». Здесь главной является проблема аудитории, делается попытка больше узнать об индивидуальных формах общения человека с медиа, чтобы помочь ему прийти к новому уровню общения с прессой, кинематографом или телевидением с помощью таких методов как самонаблюдение и саморефлексия [Schorb, 1995, p.16];

-«информационно-технологическая». Цель этой концепции - передача знаний и навыков по эффективному обращению с новыми информационными и коммуникационными технологиями. В основе ее лежит идея о том, что в ближайшем будущем нельзя будет обойтись без компьютерных знаний, поэтому в школах должен преподаваться предмет «компьютерная грамотность» [Huther, Schorb, Brehm-Klotz, 1990, p.163].

Как известно, в Германии каждая земля определяет свою образовательную политику. К примеру, существующий с 1976 года Евангелический медиацентр в Ганновере предлагает богатый выбор

______w ТЛ w

программ для различных групп людей. К основной аудитории относятся в первую очередь общины с их церковной образовательной работой, а также учителя, которым нужны материалы для занятий, кинокружки и т.д. Спектр деятельности медиацентра включает консультирование, прокат медиа (аудио, видео, книги, CD-ROM, диапроекторы и т.д.), проведение курсов повышения квалификации, собственные публикации, медиапродукцию, организацию выставок и сотрудничество со специалистами в области медиа и культуры. Здесь существует также творческая видеомастерская, где учащиеся могут экспериментально работать с цветом, светом и формой, апробировать технические эффекты в области изображения (видеоклипы) и т.д.

Синтез теологии, церковной деятельности и медиапедагогики достаточно типичен для современной Германии, так как церковь имеет собственное радио, издает газеты, книги, аудиокассеты, выпускает фильмы, телепередачи и т.д. Понятно, что среди немецких медиапедагогов религиозного направления можно найти немало сторонников «предохранительной» или «защитной» теории медиаобразования. Вот почему активисты из религиозных центров задумываются над способами воздействия медиа и стремятся участвовать в педагогическом процессе, отчетливо понимая при этом, что медиа сегодня - неотъемлемая часть повседневной жизни людей, их быта, досуга, воспитания. Следовательно, именно с помощью медиа

можно эффективно воздействовать на формирование восприятия и мировоззрения широкой аудитории.

Медиаобразование является, к примеру, одним из направлений деятельности Департамента по защите молодежи Северной Саксонии (LJS), основанного в 1978 году. Основная цель работы с медиа тут снова «предохранительная» - защитить детей и молодежь от негативных последствий воздействия медиа. LJS работает в основном с воспитателями, социальными педагогами, учителями и т.д. Им предоставляются возможности изучить теорию и историю медиа, методические подходы в медиаобразовании с помощью специальных занятий по повышению квалификации, информационных

мероприятий, семинаров, совместных и независимых проектов, разработки информационных и рабочих материалов, организации и координации кружков. LJS выпускает свой собственный журнал, где печатаются статьи, в том числе и на тему медиа и медиаобразования. [Landesmedienstelle., 1990; 1994].

В принятом в 1995 году заявлении конференции министров культуры всех федеральных земель Германии говорится, что медиаобразование в школе должно учитывать возрастающее влияние медиа на повседневную жизнь детей и подростков. В первую очередь это задача семейного воспитания, но школы тоже обязаны подготовить молодых людей к социально ответственному, критическому, творческому общению с медиа. Следовательно, нужно, чтобы школьники могли ориентироваться в мире медиа, классифицировать медиатексты, опыт и образцы поведения, распространяемые через медиа, и т.д. Исходя из этого, министры культуры пришли к мнению, что медиаобразование требует совершенствования технического обеспечения учебных заведений и должно охватывать не только школьников, но и самих учителей.

В этом смысле заслуживает внимания опыт немецкого государственного института повышения квалификации в школьном обучении и медиапедагогике (NLI), наиболее важными задачами которого являются распространение педагогической информации и документации, консультирование, семинары, организация медиатек (подбор и содержание собраний аудиовизуальных медиа и дидактического компьютерного обеспечения, их прокат и распространение), медиакурсы для учителей, сотрудников внешкольных учреждений образования и культуры для взрослых,

совместная работа с образовательными учреждениями разных типов, разработка учебных материалов медиапедагогического характера и т.д.

К сожалению, влияние немецкой медиапедагогики фактически ограничено немногими германоязычными странами. Как правило, за рубежом теоретические и методические разработки немецкого медиаобразования известны только довольно узкому кругу наиболее продвинутых педагогов.

В отличие от многих других стран немецкие разработки в области медиапедагогики хорошо знакомы в Австрии, где медиаобразование официально интегрировано в обязательные дисциплины начальных и средних школ с 1973 года. Оно получает активную и целенаправленную государственную поддержку - в Министерстве образования Австрии имеется специальный отдел, который занимается проблемами медиапедагогики. Курсы по медиакультуре читаются также в университетах, молодежных медиацентрах, на разного рода семинарах для различных типов аудитории. Эти усилия поддерживаются широким кругом публикаций, специальных журналов, научно-исследовательской деятельностью. Важную роль в распространении медиаобразования в Австрии играет ассоциация AFMK («Движение в поддержку медиакомпетентности»).

Новый образовательный стандарт, предусматривающий интеграцию медиаобразования в школьные дисциплины для учащихся с 6 до 19 лет стал внедряться в Австрии с 1994 года. Медиапедагоги стремятся развивать критическое мышление аудитории, творческие способности учащихся на материале практических упражнений с медиатекстами и т.д. В основном медиаобразовательные занятия охватывают такие темы, как развитие способностей к восприятию, основы визуальной грамотности, медиастереотипизация, язык медиа, влияние медиа на развитие демократических процессов в обществе и т.д.

Один из значимых проектов связан с прессой. Он поддержан газетной ассоциацией издателей, которая обеспечивает школы бесплатными газетными подписками, проводит конкурсы среди учащихся и т.д. Есть также примеры сотрудничества между школами и журналистами (в области прессы, телевидения, радио и Интернета). В частности, учащиеся с их помощью создают интернетные сайты.

Недавние исследования в Австрии были посвящены изучению того, как преподаватели медиаобразованы, и каков набор школьных средств технического обучения. Бесспорно, важнейшей проблемой

медиаобразования остается подготовка компетентных в этой области учителей.

Швейцария - многонациональная и многоязыковая страна. 64% процента швейцарцев говорят по-немецки (главные города - Берн, Цюрих и Базель), 19% - по-французски (главные города - Женева и Лозанна), 8% - по-итальянски (главные города - Лугано и Локарно), 0,6% - по-ретроромански. При том, что 20% швейцарского населения -иностранцы (например, многочисленные чиновники аппаратов ООН и ЮНИСЕФ в Женеве). Швейцария - федеративное государство, где каждый из 26-ти кантонов имеет свой собственный учебный план. В отличие от Канады, Австралии (с наиболее активным внедрением медиаобразования в национальные учебные планы) или Великобритании и Норвегии (с частичной интеграцией медиаобразования в учебные планы), в Швейцарии нет четких стандартов изучения медиакультуры в школах. Учебные планы некоторых кантонов лишь формулируют некоторые общие цели медиаобразования, но нигде не сказано о его конкретных методах и инструментах. Таким образом, преподаватели полностью свободны интерпретировать учебный план индивидуально (то есть от нулевой медиаобразовательной составляющей до продвинутых курсов, опирающихся на передовые достижения европейских и североамериканских медиапедагогов).

Начиная с 20-х годов медиаобразование в Швейцарии было основано на частных инициативах, и ограничивалось акциями в плане дополнительного образования. В 60-х годах ХХ века здесь получил довольно широкое распространение медиаобразовательный подход развития критического мышления, интегрированный в дисциплины по искусству и родному языку. В некоторых гимназиях медиакультура преподавалась даже как самостоятельный предмет. C 1976 года в Женеве при активном участии медиапедагогов из Аудиовизуального Совета (C.A.V. - Conseil de l'audiovisuel) свыше 3000 школьников прошли курсы кинообразования. С приходом видео в 80-х года ХХ века стал более распространенным так называемый практический подход в медиаобразовании, когда основное внимание уделялось созданию учащимися своих собственных аудиовизуальных медиатекстов.

В 2001 году парламент одобрил бюджет в 100 миллионов швейцарских франков для дальнейшего обучения преподавателей современным информационным технологиям. Однако внедрение информационных технологий в учебные заведения также не

гарантирует того, что педагоги будут на занятиях преследовать медиаобразовательные цели.

Бесспорно, преподаватели старшего поколения больше внимания обращают на печатные медиа (книги и прессу), в то время, как молодые - на мультимедийные компьютерные системы. А возможности для целенаправленного медиаобразования в Швейцарии, одной из самых богатых стран мира, имеются немалые. К примеру, большинство средних школ имеет собственную медиатеку - с книгами, журналами, CD-ROMами, видеокассетами. В каждой школе есть несколько видеомагнитофонов с телемониторами в классах и видеокамера.

На вузовском уровне медиаобразовательные научно-исследовательские центры есть в Цюрихском и Лозанском университетах. К сожалению, в Швейцарии нет систематически налаженного медиаобразования учителей, хотя в принципе такие курсы существуют (например, в Берне они читаются из расчета 180 часов в течение двух лет). Несколько кантонов имеют их собственные центры медиаобразования, где можно получить совет относительно использования и изучения средств массовой коммуникации в учебном процессе, пригласить преподавателя-лектора и т.д. В Швейцарии публикуются также специализированные журналы по медиаобразованию - «Medien praktisch» («Медиапрактика») и «Медиапедагогика» (MedienPadagogik - www.medienpaed.com) [Suss, Bernhard, Schlienger, 2002].

Примечания

Baake & Kubler (1989). Qualitative mediaen - und kommunikationsforshung. Tubingen. Bachmair, B. (1993). TV Kids. Ravensburg: Buchverlag.

Bachmair, B. (1997). Cosa fa TV ai bambini? Edutrice elle di ci. Torino: Leumann. Bachmair, B., Charlton, M. (1990). Mediaenkommunikation im alltag. Munchen: Sur Verlag. Bachmair, B., Kress, G. (1996) Holen-inszenierung wrestling. Beitrage zur padagogishen genreforschung. Opladen.

Hiegemann & Svoboda (1994). Handbuch der mediaenpadagogik. Opladen. Huther, Schorb, Brehm-Klotz (1990). Grundbegriffe der medienpadagogik. Boblingen. Landesmedienstelle jugendschutz niedersachsen (1990). LJS-INFO-Dienst, Medienpadagogik. Landesmedienstelle jugendschutz niedersachsen (1994). LJS-INFO-Dienst, Medien pflastern ihren weg.

Moser, H. (2000) Einfuhrung in die Medienpadagogik. Opladen: Leske & Budrich.

Niesyto, H. (1996). Video and Intercultural Communication. In: Feilitzen, C. von and Carlsson, U.

(Eds.) Children and Media: Image. Education. Participation. Goteborg: UNESCO & Nordicom,

pp.323-326.

Schorb, B. (1995). Medienalltag und handeln. Opladen.

Spanhel, D. (1999). An Approach to Integrating Media Education into Everyday School Life and Instruction at Secondary School Level. In: Educating for the Media and the Digital Age. Vienna: Federal Ministry of Education and UNESCO, pp.155-161.

Suss, D., Bernhard, E. Armin Schlienger, A. (2002). Media Education in Switzerland - Determining

its Position. In: Hart, A. / Suss, D. (Eds.) Media Education in European Countries. Zurich: Swiss

Federal Institute of Technology. http://e-collection.ethbib.ethz.ch/show?type=bericht&nr=246

Tulodziecki, G. (1989). Mediaenerziehung in schole und unterricht. Bad Heilbrunn.

http://www.medienpaed.com

http://www.medien-schule.ch

http://www.sjw.ch

Лидеры медиаобразования Германии, Австрии и Швейцарии Ауфенангер, Стефан (Stefan Aufenanger) - изучал педагогику, социологию, психологию и историю искусства в университете Майнца. Затем работал научным сотрудником и ассистентом в Педагогическом институте Майнца. Позже ему довелось преподавать в нескольких немецких университетах - в Германии (Фрайбург, Осанбрюк, Гамбург) и Швейцарии (Фрибур). В 19951999 был главой сектора педагогических наук и медиацентра в Гамбургского университета (Universitat Hamburg). Исследования С.Ауфенангера последних лет посвящены проблемам медиа и медиаобразования и педагогической этике.

Избранные работы С.Ауфенагера

Aufenanger, S. (1996). Neue Medien als padagogische Herausforderung. In: Praktische Theologie. N 31, pp.261-267.

Aufenanger, S. (2003). Situation und Perspektiven der Medienpadagogik. Medien Praktisch. N 27, pp.12-14.

Aufenanger, S. (2004). Der Familien-PC. Berlin 2004.

Бахмайер, Бен (Ben Bachmair) изучал педагогику и психологию, проводил исследования по медиаобразованию в рамках продукции учебных фильмов и разработки учебного плана для дошкольников в университете Киля. С 1978 года -профессор воспитания и медиапедагогики в Касселе (Kassel). Декан факультета воспитания и гуманитарных наук. Приглашенный профессор университетов в Клагенфурте и Флоренции. В рамках грантовых исследований работал в Лондонском университете и научно-исследовательском институте в Мюнхене. Совместно с М.Чарлтоном опубликовал книгу «Медиа в быту. Интерпретационные исследования общения детей и молодежи с медиа» (Мюнхен, 1990). Автор книг «Культура ТВ. Личность в мире движущихся изображений» (1996) и «ТВ и дети» (1993), которая спустя 4 года была опубликована в Турине в переводе на итальянский язык. Б.Бахмайер - участник многих международных конференций в области медиакультуры и медиаобразования.

Избранные работы Б.Бахмайера

Bachmair, B. (1993). TV Kids. Ravensburg: Buchverlag.

Bachmair, B. (1997). Cosa fa TV ai bambini? Edutrice elle di ci. Torino: Leumann. Bachmair, B., Charlton, M. (1990). Mediaenkommunikation im alltag. Munchen: Sur Verlag. Bachmair, B., Kress, G. (1996) Holen-inszenierung wrestling. Beitrage zur padagogishen genreforschung. Opladen.

Бернхард, Эривин (Erwin Bernhard) - доктор наук, психолог и медиапедагог, автор программного обеспечения для курсов обучения иностранным языкам. В течение нескольких десятилетий был учителем французского и итальянского в гимназии. В настоящее время - профессор Цюрихского университета.

Геретшлагер, Ингрид (Ingrid Geretsc h laeger) - доктор наук, глава Австрийского движения в поддержку медиакомпетентности. Профессор Венского университета, консультант по медиаобразованию взрослых, молодежи и детей, журналист, исследователь в области медиа. Опубликовала десятки статей в педагогической прессе, в основном - на тему медиаобразования. Неоднократно участвовала в научных конференциях.

Избранные работы И.Геретшлагер Geretschlaeger, I. (1977). Medienpadagogik - Eine Analyse der Medienpadagogischgen Literatur 1970 bis 1976.

Geretschlaeger, I. (1982). Die Fernsehnutzung bei Kindern mit und ohne Auslandsempfang. Media Education in Australia/Austria.

Geretschlaeger, I. (1989). Aus der Medienwerkstatt. Gestaltungsmittel erkennen und erproben, Hintergrunde erforschen. Wien.

Geretschlaeger, I. (1991). Kindermedien - eine Berg- und Talfahrt in die Wunderwelt. Andreas Schnider Verlags Atelier, Graz-Budapest.

Крюксэй, Сюзанн (Susanne Krucsay) - глава департамента медиаобразования Министерства образования Австрии, автор многих публикаций на темы медиаобразования, участница ряда международных конференций (в том числе и проводившихся в России).

Избранные работы С.Крюксэй Krucsay, S. (Ed.) (1999). Educating for the Media and Digital Age. Vienna: Austrian Federal Ministry of Education and Cultural Affairs & UNESCO.

Ниезито, Хорст (Horst Niesyto) в 1991-1996 годах был преподавателем медиапедагогики в университетах Karlsruhe и Tubingen. С 1997 - профессор университета Ludwigsburg. Сфера его исследований охватывает медиасоциализацию, медиаобразование и социокультурные особенности. Участник многих научных конференцию по медиакультуре и медиаобразованию. Руководитель международного проекта «Видеокультура».

Избранные работы Х.Ниезито Niesyto, H. (1992). Media Work in Rural Communities. In: Media Education in Europe. Hrsg. Vom Institut Jugend Film Fernsehen. Munchen, pp.197-207.

Niesyto, H. (1999). Video and Intercultural Communication. In: Feilitzen, S. von, and Carlsson, U. (Eds.), Children and Media. Image, Education, Participation. Geteborg: The UNESCO International Clearinghouse on Children and Violence on the Screen, Nordicom, pp.323-326. Niesyto, H. (2000). Youth Research on Video Self-productions. Reflections on a Social-aesthetic Approach. In: Visual Sociology, N 15, pp.135-153.

Niesyto, H., Buckingham, D. (2001). VideoCulture: an Introduction. In: Journal of Educational Media. Vol. 26, N. 3, Special Issue: The VideoCulture Project. London: Taylor & Francis, pp.167172.

Niesyto, H., Buckingham, D., and Fisherkeller, J. (2003). VideoCulture: Crossing Borders with Young People's Video Productions. In: Television & New Media, Volume 4, N 4, pp.461-482.

Сюсс, Даниэл (Daniel Suss) - доктор наук, профессор и исследователь в Школе прикладной психологии Цюрихского университета. Он также читает лекции в Бернском университете Основная тематика его исследований: медиа и медиаобразование, психология, социализация.

Шлинджер, Армин (Armin Schlienger) - доктор наук, старший лектор по дисциплинам медиаобразовательного цикла в педагогическом институте при

Университете кантона Aargau. В течение нескольких десятилетий он был учителем в гимназии в Aarau.

Книжная полка

Медиаобразование в начальной школе

И.В. Челышева кандидат педагогических наук, доцент

Рецензия на учебное пособие: Баженова Л.М. Медиаобразование школьника (1-4 классы). М.: Изд-во Ин-та художественного образования Российской Академии образования, 2004. - 55 с.

Жизнь современного общества немыслима без медиа, новых информационных технологий, Интернета, телекоммуникационных сетей. Мы все являемся активными потребителями разного рода информации, поток которой постоянно увеличивается. Обилие телевизионных каналов, сайтов в Интернете, огромный поток видео/аудиопродукции, пестрящие заголовки многочисленных периодических изданий ...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Информационный дождь» превращается в наши дни в «информационный ливень». Здесь немудрено захлебнуться даже взрослому человеку, не говоря уже о ребенке. Как же помочь нашим детям ориентироваться в различного рода медиаинформации, научить его отличать подлинную культуру от «мыльных опер» и низкопробных в художественном и эстетическом плане поделок?

Помочь в решении задач подготовки нового поколения к жизни в современных информационных условиях, восприятия различной информации, интерпретации, осознания последствий ее воздействия на психику, овладения способами общения на основе невербальных форм коммуникации и с помощью технических средств и современных информационных технологий призвано медиаобразование - направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками и студентами средств массовой коммуникации.

Во многих странах (Канада, Австралия, Великобритания, Франция и др.) существует сложившаяся система медиаобразования в средних и высших учебных заведениях. В ряде стран медиаобразование интегрировано в школьные предметы, а в Австралии, например, изучение его начинается еще в дошкольном возрасте.

Опыт отечественного и зарубежного медиаобразования давно выявил огромные возможности медиапедагогики в формировании творческих способностей, самостоятельного мышления, воображения учащихся, которые в полной мере могут быть раскрыты в многообразных формах: интеграция с обязательными учебными предметами, автономные уроки, лекции, семинары, спецкурсы, факультативы, кружки, медиастудии, клубы и др.

Многочисленные исследования последних десятилетий доказали, что медиаобразование школьников и студентов способствует формированию художественной культуры, развитию полноценного восприятия медиатекстов, анализу и осмыслению всего многообразия массовой информации. Уже многие годы в свет выходят научные труды медиаобразовательной тематики: издаются учебные пособия, программы, монографии, защищаются диссертации и т.д. Однако, как показывает практика, немногие учителя российской школы знакомы с медиаобразованием, с основами методики проведения занятий на материале медиакультуры. Данное учебное пособие направлено на решение этой важной задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.