МЕДИАГРАМОТНОСТЬ КАК РЕЗУЛЬТАТ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
А.А.Немирич
Медиареволюция только начинается. Экраны становятся всё более и более важной частью нашей повседневной жизни. Большие экраны превращают наши гостиные в домашние кинотеатры, а маленькие переносные экранчики позволяют нам делать практически всё что угодно и где угодно. Всё это конечно замечательно, но отрицательным моментом является тот факт, что нам
становится трудно контролировать потребление медиа нашими детьми.
Т.Оранж, Л.Флинн
Media literacy as the result of media education of the preschool age
children
Anastasia Nemirich, Teacher of English language, educational psychologist, School № 16, village Kulish, Irkutsk Region, Russia
Abstract. The author discusses the need for training early childhood literacy in the sphere of media informational technologies, shows the main ideas of media literacy in the context of the continuous media education. The author did attempts to systematize the results of media education activity, covers such categories as teaching media education, media competence, media culture. The notion of the media mentality is introduced by the author as the ultimate goal of media education.
Keywords: media education, media literacy, media competence, media culture, schools, pupils, teacher, media educator.
Телевидение, информационно-коммуникативные технологии, многочисленные печатные издания -всё то, что сейчас мы называем медиа - часто негативно сказываются на физическом и психическом здоровье современных детей. Многие психологи убеждены, что повсеместно распространяемые медиатехно-логии не являются благом и таят в себе немалые риски. Многочисленные исследования показывают, что под воздействием компьютерных игр, развлекательных игровых про-
грамм, телевидения у дошкольников формируется клиповое мышление, в результате которого снижается уровень критического сознания, происходят изменения в восприятии окружающего мира, в системе морально - этических ценностей, а также в способности к анализу и синтезу информации.
Психолого-педагогические исследования показывают, что при клиповом мышлении окружающий мир превращается в мозаику разрозненных фактов. Эмоциональ-
ная сфера ребёнка привыкает к тому, что эти факты как в калейдоскопе, сменяют друг друга, и ребёнку постоянно требуются новые впечатления. Очевидно, что в таком стремительном процессе ребёнок становится менее восприимчивым в эмоциональном плане. Обладатель клипового мышления оперирует только смыслами фиксированной длины и не может работать с семиотическими структурами произвольной сложности. Внешне это проявляется в том, что ребёнок не способен длительное время сосредоточиваться на какой-либо информации и у него снижена способность к её анализу
Клиповое мышление вырабатывается при длительном потреблении низкосортной, поверхностной информации в мозаичном и препарированном виде через компьютерные средства и телевидение. Клиповое мышление часто называют мышлением сиюминутного восприятия. Ребёнку на осмысление какой-либо ситуации даётся 23 минуты, и тут же необходимо всё забыть, поскольку начинается новый поток информации. При клиповом мышлении происходит ослабление чувства сопереживания, ответственности; такого вида мышление мешает ребёнку быть целостным, искажает ядро его личности.
Л.С.Выготский охарактеризовал первые два года жизни ребёнка как доречевую стадию развития. После двух лет линия мышления и речи начинают развиваться совместно, наблюдается синергия этих процессов. Многочисленные исследования психологов доказывают, что активное использование теле-
видения, компьютерных игр и развлекательных программ, которое не контролируется взрослыми и не соответствует требованиям стандартов в области обучения и воспитания детей дошкольного возраста, будет способствовать смещению психического развития дошкольника в обратном направлении, т.е. в доречевую стадию. Речевое мышление в свою очередь, будет запаздывать в становлении, поскольку при просмотре телепередач и в компьютерных играх ребёнку нет необходимости использовать ни внешнюю, ни внутреннюю речь.
Таким образом, неконтролируемое потребление некачественной и не соответствующей возрасту медийной информации препятствует формированию речи и артикуляции, не даёт детям стимулов, необходимых для формирования двигательных навыков и органов чувств. Это может привести к дефициту в формировании функций головного мозга, а значит, пострадают творческие способности и формирующаяся личность.
Следовательно, возникает необходимость обучать детей дошкольного возраста грамотному общению с современными медиа, умению выделять важную, ценную информацию. К сожалению, в нашей стране недостаточно уделяется внимания медиаграмотности дошкольников, тогда как, к примеру, в пяти провинциях Канады ме-диаобразование интегрировано в программу детского сада.
Несмотря на часто критическую оценку обществом влияния телевизионной, кинематографической и печатной продукции, медиа в современных условиях занимают
одно из первых мест по уровню потребления и популярности среди детей дошкольного возраста. Медиа играют огромную роль в воспитании, образовании, культурном развитии наших детей, активно участвуют в процессах управления, в формировании общественного мнения. Современные дошколята часто быстрее некоторых взрослых постигают пользовательские «премудрости» телевизионной и компьютерной техники, овладевают медийными новшествами, имеют значительный медийный опыт и стойкие медийные предпочтения: любимые мультфильмы, компьютерные игры, журналы, телепередачи [Челышева, 2008, с.12].
В современные дошкольные образовательные учреждения вторгаются медийные и интерактивные технологии, проектная деятельность, дистанционные формы воспитания и получения знаний, электронные искусства. Дошкольникам приходится сталкиваться с постоянно растущим потоком информации, они испытывают значительные трудности, когда им необходимо проявить поисковые навыки, самостоятельно критически оценить полученную информацию. Поэтому обучение медиаграмотности детей дошкольного возраста должно стать приоритетным направлением в образовательной политике нашего государства. Ведь именно от медиаграмотности современных дошкольников во многом будет зависеть будущее нашей нации.
Трудно не согласиться с основателем современной теории коммуникации Маршалом Маклюэном, который считал, что для того, чтобы
быть грамотным, необходимо быть грамотным в мире медиа. Что же значит быть медиаграмотным и каково место медиакомпетентнос-ти в системе непрерывного медиа-образовательного процесса?
Не претендуя на исчерпывающий анализ вопросов и полноту их рассмотрения, мы делаем попытку в настоящей статье систематизировать такие педагогические категории как медиаграмотность, медиаобра-зованность, медиакомпетентность, медиакультура; дать определение наивысшей, на наш взгляд, цели медиаобразования - медийному менталитету, обозначить место вышеназванных педагогических категорий в системе непрерывного ме-диаобразования, определить цели и задачи медиаграмотности в процессе дошкольного образования.
Прежде чем определить цели, задачи и собственно определение медиаграмотности, для нас видится необходимым обозначить место медиаграмотности в контексте непрерывного медиаобразования. В связи с этим значимой для нас является позиция Б. С. Гершунско-го, который ставит грамотность на начальную, элементарную ступень в системе конечных результатов образования. Его общепедагогическая схема результатов образования имеет следующий вид: «грамотность - образованность - компетентность - культура - менталитет». Эта позиция дала нам основание считать, что если мы применим данную схему для медиаобра-зовательной деятельности, то получим систему результатов медиа-образования. Таким образом, имеем: медиаграмотность - медиа-
образованность - медиакомпе-тентность - медиакультура -медийный менталитет. Данная система, на наш взгляд, даёт нам чёткую картину видения результатов медиаобразовательной деятельности. Предполагается, что поочерёдно от возраста к возрасту доминирование какой-либо стороны желаемого результата в итоге даст нам возможность достигнуть общего целостного результата. Итак, мы приходим к выводу о том, что для каждого компонент пред-ложённой выше системы медиаоб-разовательных результатов, необходимо обозначить возрастную группу, на которую будет направлен медиаобразовательный процесс.
Остановимся на обзоре таких категорий как грамотность, образованность, компетентность, культура, менталитет.
Рассматривая педагогическую категорию грамотности, следует отметить, что в бытовом широко распространенном понимании в самом слове «грамотность» есть оттенок начального уровня образования. В энциклопедическом словаре под грамотностью подразумевается 1) широком смысле - владение навыками устной и письменной речи в соответствии с нормами литературного языка; 2) в узком смысле - умение только читать или читать и писать простейшие тексты; 3) наличие знаний в какой-либо области. Грамотность как педагогическая категория имеет тенденцию к расширению с ростом общественных требований к развитию индивида: от элементарных умений к владению некоторым комплексом общественно-необходимых знаний и навыков, по-
зволяющих человеку участвовать в социальных процессах. Эти определения позволяют нам полагать, что в дошкольном образовании адекватно использовать термин медиаг-рамотность, поскольку грамотность, как педагогическая категория, предполагает наличие элементарных умений и навыков, что является характерным для дошкольного образования.
Значимой для нашего исследования стала и модернизация Закона об образовании. Как отметил заместитель министра образования и науки И.Лобанов: «Закон об -образовании может оказаться сенсационным, потому что обсуждаемые изменения касаются образования на всех уровнях». Согласно нововведениям, дошкольное образование станет уровнем образования. Уровень будет предполагать и документ, подтверждающий дошкольное образование. В настоящее время идет обсуждение того, в каком виде этот уровень будет закреплен документально. Тем не менее, согласно новому законопроекту, дошкольное образование не предполагает требований к итоговой аттестации, никаких тестов и экзаменов дошкольники сдавать небудут. Всё вышесказанное позволяет нам думать, что в дошкольном образовании как на первом уровне образования, адекватно использовать термин медиаграмотность, так как в системе медиаобразования медиаграмотность является также начальным уровнем.
Следующая категория, которую мы рассмотрим - это образованность. Мы полагаем, что медиаоб-разованность как результат меди-
аобразования целесообразно развивать в младшем школьном и подростковом возрасте, так как именно в этом возрасте закладываются фундаментальные знания, умения, навыки, а по окончании основной школы учащиеся получают Аттестат, что говорит о наличии у них определённого уровня образованности.
Далее, рассмотрев грамотность и образованность, мы перейдём к определению значений компетентности, культуры и менталитета в контексте непрерывного медиаоб-разования.
Современный толковый словарь даёт следующие значение компетентности: «компетентный -1) значит, обладающий основательными знаниями; 2) хорошо осведомлённый в какой-либо области; 3) основанный на знании дела, опыте». Для нас в этих определениях особенно важно то, что компетентность характеризуется как совокупность определённых знаний, основанных на опыте, что соответствует уровню образования выпускников школ и студентов начальных курсов. В свою очередь современная электронная энциклопедия даёт следующие определения компетенции: «1) психосоциальное качество, означающее силу и уверенность, исходящие от чувства собственной успешности и полезности, что дает человеку осознание своей способности эффективно взаимодействовать с окружением; 2) выраженная способность применять свои знания и умения; 3) способность человека справляться с решением разнообразных задач, как стандартных, так и нестандартных, как в пределах, так и на границах
его компетенции или области ответственности». Рассматриваемые значения дают нам основание считать, что компетентность как качество личности необходимо формировать на старшей ступени обучения школы и продолжать развивать на первых трёх курсах высшего профессионального образования.
На завершающем этапе нашего исследования, мы рассмотрим педагогические категории культуры и менталитета. С. И. Ожегов определяет культуру 1) как совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей; 2) то же, что и культурность, то есть находящееся на высоком уровне культуры, соответствующее ему; 3) разведение, выращивание какого-нибудь растения или животного; 4) высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие умения. Исходя из вышеприведенных определений культуры, медиакультура - совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме. По отношению к аудитории медиакультура может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатексты, заниматься меди-атворчеством, усваивать новые знания в области медиа . В этом определении важными для нас представляются следующие характеристики: «высокий уровень», «высокое развитие», «духовные и общественные достижения». Прежде чем обозначить конкретную возрастную группу, для которой формирование
культуры будет адекватно, рассмотрим определение менталитета. В философском энциклопедическом словаре менталитет характеризуется следующими словами: «менталитет (ментальность, от лат. mentalis - умственный) - образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе». Сообразно с этим, нам представляется возможным считать, что медиакультура и медийный менталитет формируют-
ся на последних курсах высших учебных заведений, продолжают формироваться в послевузовском профессиональном образовании (аспирантуре, докторантуре), а также в профессиональной деятельности.
Таким образом, результаты вышеприведенного анализа педагогических категорий грамотности, образованности, компетентности, культуры и менталитета в контексте непрерывного медиаобразования мы можем представить в виде следующей ступенчатой схемы:
Медиаобразование
Применительно к дошкольному возрасту, мы говорим не о меди-акомпетентности, не о медиаобра-зованности, не о медиакультуре, а именно о медиаграмотности дошкольников, то есть грамотности в области медиа. Прежде чем перейти к рассмотрению категории ме-диаграмотности, дадим определение для каждого компонента выше-предложенной системы.
Согласно нашей схеме результатов медиаобразования, формировать медиаобразованность необходимо на начальной (1-4 классы) и
средней ступени (5-9 классы) обучения в школе. Мы считаем, что медиаобразованность есть творческое применение полученных знаний и умений, дополненное опытом эмоционально - ценностного отношения к действительности, направленное на познание и преобразование медиаинформационных объектов.
В определении медиакомпетен-тности мы придерживаемся точки зрения А.В.Фёдорова, который в своих трудах указывает на то, что «меди-акомпетентность более точно определяет суть имеющихся у индивида
умений использовать, критически анализировать, оценивать и передавать медиатексты в различных видах, формах и жанрах, анализировать процессы функционирования медиа в социуме» [Фёдоров, 2007, с. 22]. Мы также склонны полагать, что медиа-компетентность это осмысленное овладение теоретическими знаниями, способами мышления, нравственными нормами, которые позволяют реализовать себя в мире медиаинформации. Эти определения позволяют нам думать, что медиаобразовательный процесс, направленный на достижение целей медиакомпетентности, имеет место на старшей ступени обучения в школе. Необходимо добавить, что глубина восприятия мира как единой системы разнообразных факторов и глобальных позиций в свете проблем настоящего и будущего человечества учащихся 10-11 классов, а также студентов начальных курсов обучения имеет общие тенденции развития. Поэтому мы считаем, что формировать медиакомпетентность продолжают и на уровне высшего профессионального образования на I - III курсах обучения.
Следующие педагогические категории в нашей схеме медиаобра-зовательных результатов - медиа-культура и медийный менталитет. Медиакультура личности - это совокупность её материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, исторически определённой системы их воспроизводства и функционирования в обществе, преумножение социокультурного опыта в области медиа. Согласно вышепредложен-ной схеме, медийный менталитет
является его наивысшей целью. Медийный менталитет (медиа-менталитет) включает в себя устойчивые, глубинные основания мировосприятия, мировоззрения и поведения, которые придают личности свойство уникальной неповторимости в сочетании с открытостью к медиаинформации, способностью к всесторонней самореализации в ментальном и духовном пространстве. Медиа-культура и медийный менталитет формируются на последних курсах высших учебных заведений и продолжают формироваться в послевузовском профессиональном образовании, а также в профессиональной деятельности.
Итак, нами была предпринята попытка систематизировать результаты медиаобразовательного процесса, представив их в адекватной, на наш взгляд, схеме. Принимая во внимания новизну явления, недостаточную изученность меди-аобразовательного процесса в дошкольном образовании [Дейки-на, 2000], наше исследование не претендует на исчерпывающий характер.Нами планируется дальнейшее исследование процесса медиаграмотности детей дошкольного возраста в проблемном поле медиаобразования как многофункциональной, междисциплинарной сферы педагогической деятельности. Полагаем, что разработка данного направления обогатит теорию и практику медиаобразования новыми знаниями, теоретическими умозаключениями и концепциями.
Таким образом, рассмотрев систему медиаобразовательных результатов, обратимся к определе-
нию медиаграмотности. Сегодня существует много трактовок этого многогранного понятия. В этом смысле мы полностью согласны с позицией специалиста в области медиапеда-гогики Д.Лемиш, которая утверждает, что «все определения медиагра-мотности являются либо дополнениями друг друга, либо говорят о том же самом» [цит. по: Фёдоров, 2007, с.25]. Несмотря на множество вариаций и дополнений, попробуем вывести определение медиаграмотно-сти относительно дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели, мы остановимся на определении А. В. Федорова, а также возьмём за основу определение информационной грамотности, выработанное Международной ассоциацией школьных библиотек.
Согласно определению А. В. Фёдорова «медиаграмотность -результат медиаобразования, изучения медиа. Медиаграмотный человек обладает развитой способностью к восприятию, анализу, оценке и созданию медиатекстов, к пониманию их социокультурного и политического контекста» [Фёдоров, 2007, с.22]. Исходя из определения информационной грамотности, сформулированное Международной ассоциацией школьных библиотек, мы, в свою очередь, руководствуясь знанием того, что информационная грамотность есть грамотность оперирования любой информацией, включая медийную, а также ориентируясь на определение А.В.Фёдорова, выведем определение медиаграмотности относительно дошкольного возраста.
Итак, мы полагаем, что медиаграмотность есть результат меди-
аобразования, это умение формулировать медийную потребность, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать смысловые итоги поиска и представлять их в виде нового медийного продукта и/или своей точки зрения. В этом определении есть два, на наш взгляд, важных, момента. Во-первых, это умение формулировать медийную потребность, понимать, что именно нужно и важно. Говоря на языке современных педагогических методик - уметь правильно определять границы знания / незнания. Во-вторых, это умение интерпретировать медиатексты, делать соответствующие выводы, внятно формулировать смысловые итоги медийного поиска.
Подводя итог вышесказанному, мы считаем, что медиаграмотность является результатом непрерывного медиаобразователь-ного и медиавоспитательного процесса в дошкольном образовании. В заключении следует отметить, что обучение медиаграмотности детей дошкольного возраста -процесс длительный и сложный. Он включает в себя различные факторы: атмосферу в семье, общение с родителями и близкими, их отношение к роли медиатехнологий (семейная медиаграмотность), отношения в детском саду и влияние извне. Таким образом, необходимо целенаправленное обучение медиаграмотности детей дошкольного возраста, сотрудничество семьи и дошкольного учреждения. Их меди-аобразовательный союз - залог дальнейшего становления личности, имеющей адекватный уровень медиакомпетентности, обладающей медийным менталитетом.
Литература Дейкина А.Ю. Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе медиаобразования: дис. канд. пед. наук : Барнаул, 2000. 155 с.
Фёдоров А.В. Медиаобразование: социологические опросы. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007.228 стр.
Фёдоров А.В. Развитие медиа-компетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 c.
Челышева И.В. Медиаобразова-ние для родителей: освоение семейной медиаграмотности. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008.184 с.
References Chelysheva, I. (2008). Media Education for Parents: Development of Family Media Literacy. Taganrog: SFU, 2008, 184 p.
Deikina, A. (2000). Development of Cognitive Abilities of Preschool Children in the Process of Media Education: Ph.D. Dis. Barnaul, 2000, 155 p.
Fedorov, A. (2007). Development of Media Competence and Critical Thinking of Pedagogical University's Students. Moscow: IPOS UNESCO IFAP (Russia), 2007, 616 p.
Fedorov, A. (2007). Media Education: Sociology Surveys. Taganrog: Kuchma Publishing House, 2007. 228 p.