РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНОГО ПОИСКА
УДК 379.85; 37.013.75; 37.033; 37.037; 001.891.7; 155.922.2
А. А. Остапец, О. И. Кирилина, М. Е. Трубачева, Л. Д. Приз
«РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» -ПРОГРАММА ТКД ДОШКОЛЬНИКОВ
Дана краткая характеристика программы воспитания дошкольников средствами туристско-краеведческой деятельности «Школы духовного и физического развития дошкольников» Дома детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина». Программа «Ребенок и окружающий мир» представлена как творческое развитие Концепции и программы «Школа жизни - окружающий мир».
Brief characteristic of pre-school education programme by means of regional tourist activities «School of spiritual and physical development of preschool children» Home children and youth tourism and excursions «Rodina». the Child and the world is represented as «creative development of the concept and the programme» School of life-world».
Ключевые слова: воспитание, туристско-краеведческая деятельность, циклы, программа, цель, задачи, дошкольник.
Keywords: education, tourist-local activity cycles, program, purpose, tasks, a preschooler.
Программа «Ребенок и окружающий мир» - одна из прикладных (частных) экспериментальной программы «Школа жизни - окружающий мир», начальное звено в реализации Домом системы непрерывного образования детей и взрослых средствами туристско-краеведческой деятельности, которая является основополагающей в работе ДДЮТЭ «Родина».
Программа ориентирована на детей - дошкольников (4-7 лет), посещающих специально созданную в Доме «группу развития» -подразделения «Школа духовного и физического развития ребенка» (ШДФР). ЩДФР рассматривается как одна из перспективных
моделей «открытой школы», особая педагогическая система развития личности ребенка в процессе освоения им окружающего мира.
Эта программа развития ребенка - дошкольника в процессе активного освоения им окружающего мира, учитывающая свойственные этому возрасту естественные склонности, стремления, потребности узнать все, что видят, слышат, а также ограниченные возможности (физические, психические, умственные и т. д.).
Основная идея программы - в использовании социально-педагогического потенциала окружающей ребенка среды, взаимодействия в обогащении личного жизненного опыта дошкольника -основы развития Личности.
ДДЮТЭ «Родина», являясь средой жизнедеятельности ребенка, функционирует как часть природной и социальной, культурной среды, близкой ребенку. Таким образом, педагогический процесс органично взаимосвязан с процессом освоения ребенком окружающего мира.
В основу содержания программы положен курс «Взаимодействие с окружающим миром», в котором обозначены объекты окружающей среды (природной и социальной), некоторые социальные роли для освоения ребенком данного возраста, а также умения, навыки взаимодействия с окружающим миром, примерный круг знаний, необходимых ребенку для взаимодействия со средой.
Программа носит комплексный характер - основным средством реализации целей и задач служит комплексный цикл жизнедеятельности ребенка. Освоение окружающего мира происходит в течение цикла не только путем непосредственного взаимодействия с объектами окружающей природной и социальной среды, но и в различных видах творческой деятельности. Программой предусмотрены: музыка, изобразительное искусство, развитие речи, ритмика, физическая культура, развивающие игры, экология и др. занятия. 3 программе каждого вида деятельности предусмотрено формирование специальных знаний, умений, навыков ребенка.
Комплексный характер программы связан и с комплексным подходом к решению задач воспитания, образования, оздоровления ребенка, а также - к решению конкретизированных с учетом специфики групп задач программы ЩДФР.
Программа ориентирована на формирование у ребенка личностных качеств, соответствующих общечеловеческим ценностям;
гармоническое развитие личности, формирование основ экологической культуры.
В Программе представлены: методологические подходы, концептуальные основы; пели и задачи; содержание, характеристика средств и результатов реализации программы. «Стержневой курс» «Взаимодействие с окружающим миром». Пакет «частных» программ содержит содержание по отдельным видам деятельности детей.
В ПРИЛОЖЕНИИ дана разработка нескольких циклов жизнедеятельности ребенка как пример методики реализации программы.
Педагогический процесс освоения окружающего мира ребенком осуществляется в условиях определенной педагогической системы, которая характеризуется:
- организацией педагогического процесса как процесса взаимодействия педагога и воспитанника в совместной деятельности по освоению окружающей среды;
- актуализацией субъектной позиции ребенка в педагогическом процессе;
- целенаправленным формированием «жизненного опыта» ребенка, организацией его разнообразной деятельности в окружающей среде;
- сочетанием «прямого» воздействия педагога на воспитанника и «опосредованного» - через организацию «воспитывающей» среды и опыта взаимодействия ребенка со средой;
- непрерывностью педагогического процесса;
- целостным подходом к личности, организацией педагогического процесса с учетом психологических и физиологических особенностей, состояния ребенка, решением задач оздоровления ребенка, обеспечением его психологического комфорта как благоприятного фона его общего развития;
- учетом возрастных, индивидуальных особенностей ребенка, его интересов, потребностей;
- максимальной приближенностью педагогического процесса к «естественной» для ребенка среде его жизнедеятельности; внесением педагогических элементов в детскую среду, процесс жизнедеятельности ребенка;
- комплексным подходом к решению педагогических задач.
Расширение педагогического влияния на процесс развития личности дошкольника связан с «педагогизацией» процесса освоения индивидом окружающего мира: использованием педагогического потенциала окружающей среды и деятельности человека по ее преобразованию; формированием собственного опыта человека по взаимодействию с окружающим миром, обеспечением «педагогического сопровождения» ребенка в процессе освоения им окружающей среды.
Цель программы - развитие личности ребенка дошкольника средствами ТКД.
Задачи:
1. Интеллектуальное развитие ребенка. Закрепление и пополнение знаний в процессе освоения окружающего мира, актуализация знаний как необходимой базы взаимодействия с окружа-щим миром.
2. Формирование нравственных качеств, развитие эмоционально чувственной сферы личности, эстетического отношения к окружающему; трудовое воспитание.
3. Развитие способностей ребенка к адаптации в различных природных и социальных средах, экологически обоснованному взаимодействию с окружающим миром.
4. Нормирование творческого отношения к окружающему миру, развитие потребности самореализации, самовыражения в различных видах творческой деятельности.
5. Формирование здорового образа жизни, экологии собственного «я». Оздоровление и физическое развитие ребенка.
СОДЕРЖАНИЕ образовательно-оздоровительной
развивающей ТКД ориентировано на:
- расширение представлений детей-дошкольников о разнообразии явлений окружающего мира, о доступной для взаимодействия среде;
- формирование у детей опыта, навыков наблюдения за явлениями окружающего мира, изменениями в окружающей среде при смене времен года (признаки четырех времен года в природе и городе).
- совершенствование умение детей ориентироваться во времени: утро, день, вечер, ночь и их последовательность; понятия «вчера» «сегодня», «завтра».
- вооружение практическими умениями ориентироваться в ближайшем пространстве ( помещениях детского учреждения, на территории детского учреждения, в незнакомой среде (расспросить взрослого о своем местонахождении); двигаться в заданном направлении (вперед-назад, вверх-вниз, направо - налево), обозначать словами положение предмета по отношению к себе (впереди меня, позади, справа, слеза от меня);
- расширение опыта взаимодействия ребенка с «предметной средой» детского учреждения, уточнять представления детей о предметах, их существенных признаках (цвет, форма, величина, материал, из которого изготовлен предмет), опыт поведения, деятельности в соответствии с функциональным назначением помещения (в игровой, в спальне, в столовой, в спортзале и т. д.);
- расширение практику взаимодействия с окружающей природной сре дои: «общения» с растительным и животным миром; и навыки наблюдения в природе; опыт совместного со взрослыми труда по уходу за растениями и животными (комнатные растения, птицы и рыбки в живом уголке детского учреждения, животный и растительный мир на территории учреждения и в ближайшей парковой зоне);
- расширение представления о ближайшем социальном окружении; виды построек: жилые дома, учреждения, детский сад, школа, магазин, почта, аптека; двор и улица, игровая и спортивная площадки;
- формирование представлений и опыта соблюдения правил дорожного движения, правильного поведения пешехода, пассажира общественного транспорта;
- развитие коммуникативных способностей, воспитание культуры общения, расширение опыта взаимодействия со сверстниками, родителями, педагогами, незнакомыми людьми в транспорте, на улице, гостями детского учреждения;
- развитие потребности и опыта творческого освоения окружающего мира, эстетического отношения к окружающему: умение видеть красивое вокруг себя, испытывать чувства удивления и радости от встречи с прекрасным, желание выразить свои чувства, эмоции в словах, песне, рисунке, других видах творческой деятельности.
- развитие основы самосознания: «я» как часть природной и социальной среды (я общаюсь с природой, могу помочь растениям,
животным и должен заботиться и них; я член семьи, детского коллектива, житель города, страны, планеты, я могу и должен помогать о кружащим людям, вести себя так, чтобы им было приятно быть со мной рядом).
Будучи по природе коллективистической, туристско-краеведческая деятельность обучает ребенка общаться со сверстниками, взрослыми, доброму отношению к природе, людям.
Особое внимание в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения, которое начинается с самого раннего детства. Патриотизм воспитывается у дошкольников в предметно-наглядной форме; ребенок «видит», слышит, лично эмоционально насыщенно осваивает окружающий мир - Малую Родину в походах, трудовых делах, творческом воспроизведении увиденного и услышанного.
Реализация задач и адекватного содержания деятельности в программе представлена «ПРИМЕРНЫМ КРУГОМ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ» детей младшей подготовительной, подготовительной, старшей группы. Разработанные «Правила туристят», «Кодекс юного туриста» - органичный блок программы.
Условия реализации программы - естественная для ребенка среда жизнедеятельности, «малая родина»; социальная и природная сфера микрорайона, отдельные исторические и культурные объекты Москвы.
Основные формы краеведо-туристической деятельности дошкольников: тематическая прогулка,, экскурсия, слет, поход с использованием игры и игровых, физических приемов; системы «должностей» (командир, знаток природы, санитар ).;
Программа «Ребенок и окружающей мир» - основа разработки прикладных программ воспитания дошкольников по направлен-ностям: художественное, физическое, музыкальное, экологическое, литературное и их интеграции в использовании средств, видов форм ТКД дошкольников (походы, тур. прогулки, слеты, соревнования). Авторские программы: Приз Л. Д, Акуличевой Г. И., Мамоновой Ю. Н.
Эта программа - органичный блок деятельности ДДЮТЭ «Родина». Все дошкольники ШДФР - активные участники традиционных дел общих учреждения: группы юных туристят участвуют в игре «Гвардия Россия», весенних и осенних слетах, «Общих делах» «Родины».
1 60
Примечание
Опыт воспитания дошкольников в ДДЮТЭ «Родина» активно использовался в деятельности окружных детских садов и представлен:
- в рекомендациях «Ребенок и окружающий мир»;
- в пособии «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности». Пособие. Под ред. А. А. Остапца, Г. Н. Абросимовой, М. Е. Трубачевой. - М.: АРКТИ. - 2003. - 176 с.
УДК 371.83; 796.015.2; 379.85; 796.088; 37.01
С. А. Горбатенко
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПЕРЕМЕННОГО СОСТАВА «ШКОЛА СУДЕЙ»
Представленная программа опирается на концепцию и программу ДДЮТЭ «Родина» «Школа жизни - окружающий мир» и типовую программу для системы дополнительного образования «Юные судьи туристских соревнований» (автор Ю.С. Константинов) и представляет авторский опыт педагога по подготовки судейских кадров из числа детского актива туристско-краеведческих объединений учреждения.
Submitted by SP it builds on the concept and the programme «motherland» DDJuTJe «School of life-world» and a model for the system of supplementary education programme «young judges tourist competitions» (by J.s. Konstantinov) and represents the author's experience teacher on the training of judicial personnel from among the child asset local tourist associations, institutions.
Ключевые слова: детское объединение переменного состава, «Школа судей», задачи, программа, план организации функционирования объединения, показатели результативности.
Keywords: children's Association of variable composition, school for judges «tasks, program, organization of functioning Association, performance indicators.
Пояснительная записка.
Программа опирается на концепцию и программу ДДЮТЭ «Родина» «Школа жизни - окружающий мир» и типовую программу для системы дополнительного образования «Юные судьи туристских соревнований» (автор Ю. С. Константинов). Актуальность программы обосновывается необходимостью подготовки судей-