Научная статья на тему 'Образ дошкольника-выпускника как ценностная основа управления дошкольным образовательным учреждением'

Образ дошкольника-выпускника как ценностная основа управления дошкольным образовательным учреждением Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
541
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ / ОБРАЗ ДОШКОЛЬНИКА-ВЫПУСКНИКА / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ЦЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКА / VALUE FOUNDATION OF MANAGEMENT / IMAGE OF GRADUATE PRESCHOOLER / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION / VALUES OF PRESCHOOLER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костригин А.А.

В данной статье автор акцентируют внимание на одном из направлений анализа, связанном с изучением ценностной основы управления ДОО. В статье представлены результаты исследования представлений заведующих дошкольными образовательными учреждениями о характеристиках идеального дошкольника. Разработана эмпирическая модель на основе полученных данных и проанализированы проблемные точки. Образ дошкольника-выпускника является основой управления дошкольным образовательным учреждением. В исследовании использовались следующие методы: групповые интервью "Портрет идеального дошкольника-выпускника" и "Ценности дошкольника-выпускника".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костригин А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image of preschool graduate as value basis of management of preschool educational institution

In this article the author focuses on one of the areas of research associated with value framework of the management of preschool educational institution. The article presents the results of the study of representations of heads of preschool educational institutions about the characteristics of an ideal preschooler. The empirical model is designed on the obtained data and the authors analyze the problem areas. The image of preschooler is the foundation of management of the preschool educational institution. The study used the following methods: group interviews "Portrait of an ideal preschool graduate" and "Values of preschool graduate".

Текст научной работы на тему «Образ дошкольника-выпускника как ценностная основа управления дошкольным образовательным учреждением»

УДК159.922.7.+ 373.2

ОБРАЗ ДОШКОЛЬНИКА-ВЫПУСКНИКА КАК ЦЕННОСТНАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ^

А. А. Костригин, ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Н.Новгород, Россия), e-mail: artdzen@gmail.com

Резюме. В данной статье автор акцентируют внимание на одном из направлений анализа, связанном с изучением ценностной основы управления ДОО. В статье представлены результаты исследования представлений заведующих дошкольными образовательными учреждениями о характеристиках идеального дошкольника. Разработана эмпирическая модель на основе полученных данных и проанализированы проблемные точки. Образ дошкольника-выпускника является основой управления дошкольным образовательным учреждением. В исследовании использовались следующие методы: групповые интервью "Портрет идеального дошкольника-выпускника" и "Ценности дошкольника-выпускника".

Ключевые слова: ценностная основа управления, образ дошкольника-выпускника, дошкольное образовательное учреждение, ценности дошкольника.

Сегодня происходят значительные изменения на всех уровнях образования [8, 16, 17], разработка новых образовательных технологий [1, 2, 5, 15] и ставятся новые задачи [9, 10, 14, 18]. Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) в настоящее время становится местом внедрения новых технологий в его деятельность. Особенно, такие технологии используются в его управлении. В том числе, необходимо обратить внимание на такую проблематику и в ДОУ, где практически все

12Статья рекомендована Чупровым Л. Ф, канд. психол. наук, гл. редактором научного журнала «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» (Черногорск, Россия).

зависит от правильного его управления. Одной из важных тем в управлении ДОУ является ценностные основания управления.

Дошкольное образование, как и образование в целом, выполняет следующие функции: воспитание ребенка, обучение, трансляция и воспроизводство культурных ценностей. Федеральный образовательный стандарт определяет, что основная общеобразовательная программа дошкольного образования должна быть «направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей» [12, с. 4].

Однако, обращаясь к работе В.В. Рубцова и Е.Г. Юдиной [13], необходимо констатировать, что в настоящее время существует проблема видения и определения образа ребенка-дошкольника, отвечающего современным реалиям и переменам в обществе. Возникает необходимость обеспечения выпускников ДОУ теми навыками и знаниями, которые позволили бы им совершить эффективный переход в школу и социализироваться в глобальном мире. Это, в свою очередь, означает поиск ответа на вопросы о ценностях, которые передаются дошкольникам, о потенциале образовательной среды ДОУ [4, 7]. Кроме того, Р.Ю. Белоусова отмечает неадекватность традиционной модели организации и функционирования системы дошкольного образования социально-экономическим реалиям общества, что вызывает необходимость научного поиска путей преобразования ДОУ в образовательные организации, ориентированные на запросы родителей и инновационные преобразования [3].

Автор статьи полагает, что основой управленческой деятельности в ДОУ являются возрастные характеристики идеального дошкольника-выпускника. Поскольку дошкольное образование ориентировано на развитие ребенка, на его воспитание и подготовку к обучению в школе, то представляется важным определить психологический портрет ребенка, выпускающегося из ДОУ и переходящего на новую ступень социализации - в школу.

Л.Ф. Обухова, ссылаясь на Д.Б. Эльконина, отмечает, что к концу

дошкольного возраста имеется 4 линии развития ребенка: линия формирования произвольного поведения; линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности; линия перехода от эгоцентризма к децентрации; мотивационная готовность ребенка к школьному обучению [11]. Развитие по этим линиям определяет готовность ребенка к школьному обучению.

Во ФГОС дошкольного образования в качестве основы функционирования ДОУ выделяются целевые ориентиры, «которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования» [12].

Целью данного исследования является изучение образа идеального дошкольника как психологической основы ценностей заведующих ДОУ, которыми они руководствуются при принятии решений в сфере менеджмента.

Автором статьи выдвигается следующее предположение: образ дошкольника-выпускника, которым обладают заведующие ДОУ, является ориентиром в управленческой деятельности; заведующие строят собственную деятельность и деятельность ДОУ так, чтобы достичь, в конечном итоге, тех характеристик, которые составляют идеальный образ выпускника ДОУ. Образ идеального дошкольника является концептуальной моделью деятельности [6], в данном случае, ребенка.

Автором были поставлены следующие задачи исследования:

• обосновать актуальность исследования образа дошкольника-выпусника как ценностной основы управления ДОУ;

• исследовать представления заведующих о характеристках идеального дошкольника-выпускника;

• изучить представления заведующих о ценностях, которыми должен обладать выпускник ДОУ;

• создать теоретическую модель дошкольника-выпускника;

• выявить проблемные места получившейся модели;

• сравнить полученные результаты с положениями ФГОС дошкольного образования.

Можно говорить о научной и практической значимости изучения представлений о характеристиках идеального выпускника ДОУ. Научная

значимость заключается в необходимости раскрытия психологических механизмов управленческой деятельности, что является одной из фундаментальных проблем психологии. Практическая сторона ориентирована на выявление возможностей и ограничений ценностного развития ребенка дошкольного возраста в ДОУ разного типа, с реально различающимися ценностями в основе деятельности, что поможет оптимизировать воспитание детей дошкольного возраста и обеспечить для них достойную нравственную и активную позицию в современном мире.

Для исследования образа дошкольника-выпускника использовались следующие методы: групповое интервью, контент-анализ, теоретическое моделирование.

Исследование проводилось в 2 этапа. На 1 этапе исследовались представления заведующих ДОУ о характеристиках идеального дошкольника-выпускника. На данном этапе исследования принимали участие 17 заведующих ДОУ г. Н.Новгорода и Нижегородской области. С респондентами проводилось групповое интервью, в результате которого они написали эссе на тему «Портрет идеального выпускника ДОУ». Для обработки эссе использовался метод контент-анализа. На 2 этапе изучались представления заведующих о ценностях, которыми должен обладать дошкольник после окончания ДОУ. На этом этапе участвовали 14 заведующих ДОУ г. Н.Новгорода и Нижегородской области. С респондентами проводилось групповое интервью, в результате которого они описывали самую значимую на их взгляд ценность, а также то, как данную ценность формируют в их ДОУ и как она должна проявляться в поведении дошкольника. Для обработки эссе использовался метод контент-анализа.

Результаты, полученные на этапе исследования представлений о характеристиках идеального дошкольника-выпускника (1 этап), представлены в табл.1.

Таблица 1

Представления заведующих о характеристиках дошкольника

Блок Содержание (в виде единиц контент-анализа) Количество упоминаний

Операциональные Готовность к школе; 13

характеристики Умеющий логически мыслить, рассуждать; Владение ПК

Ценностные характеристики Усвоенность ценностей, правил и норм поведения в обществе (социализация); Нравственные ценности; Ценность труда; Патриотизм Доброжелательность к людям и к окружающему миру 13

Характеристики развития Физическое и психическое развитие Психологически зрелый Культурное и эстетическое развитие Всесторонне развитая личность 11

Характеристики коммуникации и взаимодействия Общительность Правильная речь Умение взаимодействовать в коллективе Лидерские качества Эмпатия 10

Характеристики саморегуляции Умение регулировать свое поведение Эмоционально устойчивый Умение решать жизненные задачи 9

Характеристики познавательной и творческой активность Любознательность, познавательная активность Творческая активность и способности Кругозор 9

Характеристики Я-концепции Представление о себе Иметь свою точку зрения 6

Все представления заведующих ДОУ о характеристиках идеального дошкольника-выпускника можно сгруппировать в следующие блоки: операциональные характеристики, ценностные характеристики, характеристики коммуникации и взаимодействия, характеристики саморегуляции, характеристики Я-концепции, характеристики познавательной и творческой активности и характеристики развития.

Исходя из результатов, можно сказать, что наиболее часто заведующие описывают дошкольника-выпускника при помощи операциональных и ценностных характеристик. Это означает, что для заведующих важна готовность дошкольника к школе, а также социализация и его нравственное поведение. Малозначимыми являются характеристики Я-концепции, которые заключаются в наличие представлений о себе и сформированности своей точки зрения.

Специфика проведения данного опроса респондентов позволяет предположить, что указанные характеристики являются значимыми ориентирами в управлении дошкольным образованием для заведующих ДОУ, которые можно обозначить в качестве ценностной основы.

В процессе анализа характеристик идеального выпускника выделены две проблемные точки. Во-первых, в изложении заведующими своих представлений об идеальном выпускнике ДОУ употреблялись стереотипные выражения и штампы, что может свидетельствовать о желании дать социально-значимые ответы или об отсутствии полного понимания указанного выражения. И, во-вторых, не раскрывалось поведенческое проявление указываемых характеристик, благодаря которым можно контролировать их ход развития у дошкольника.

Далее проанализируем результаты 2 этапа исследования, в ходе которого изучались представления заведующих о том, какими ценностями должен обладать выпускник ДОУ. Результаты представлены в табл. 2.

Как видно из таблицы, по мнению заведующих ДОУ, самыми важными ценностями, которыми должен обладать дошкольник-выпускник, являются «Любовь и уважение к семье» и «Здоровый образ жизни» (ЗОЖ) (по 3 упоминания). Значимость остальных выделенных ценностей одинакова (по 1 упоминанию).

Таблица 2

Представления заведующих о самых важных ценностях дошкольника

Ценность Количество упоминаний

Патриотизм 1

Осознание своей личности в социуме 1

Все 1

Воспитанность 1

Любовь и уважение к семье 3

Сформированные представления о добре и зле, хорошем и плохом, справедливости 1

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) 3

Эмпатия и уважение к другим людям и окружающему миру 1

Доброта 1

Бережное отношение к природе 1

Данные результаты показывают, что заведующие ДОУ хотели бы по окончании ДОУ сформировать у ребенка ценности семьи и ценности здоровья. Можно предположить, что заведующие ДОУ будут уделять наибольшее внимание формированию этих ценностей у детей.

Далее респонденты описывали то, как самую важную, на их взгляд, ценность формируют в ДОУ, где они работают, и как она должна проявляться в поведении дошкольника. Опишем здесь только те ценности, которые набрали наибольший балл по степени важности для заведующих - «Любовь и уважение к семье» и «Здоровый образ жизни» (ЗОЖ).

Как считают заведующие, ценность «Любовь и уважение к семье» педагогический состав ДОУ формирует с помощью бесед, дидактических игр, чтения и обсуждение прочитанного, игровых проблемных ситуаций, совместных с родителями мероприятий, проведения тематических праздников, изготовления подарков для родственников. Данная ценность проявляется, когда ребенок с удовольствием рассказывает о своей семье,

с удовольствием делает подарки родственникам, имеет желание помогать родителям, имеет чувство любви и уважения к близким людям.

Ценность здорового образа жизни формируется, по мнению заведующих, с помощью здоровьесберегающих технологий, соблюдения режима двигательной активности, спортивных соревнований, проведения бесед, деятельности специалистов медицинского кабинета, работы с родителями. У ребенка должен быть интерес к двигательным играм и упражнениям, он должен самостоятельно чистить зубы, без напоминания мыть руки, правильно одеваться (по сезону), любить полезную пищу.

Сравнивая полученные результаты с положениями ФГОС дошкольного образования, необходимо указать на сходство формулировок заведующих ДОУ о характеристиках дошкольников и целевых ориентиров ФГОС. Среди них: взаимодействие со сверстниками и взрослыми, положительное отношение к труду и другим видам деятельности, сопереживание людям, развитое воображение, коммуникативные навыки, крупная и мелкая моторика, самоконтроль, начальные представления о себе и др. Однако в ходе исследования были выявлены такие представления заведующих, которые отсутствуют в целевых ориентирах ФГОС: патриотизм, лидерские качества, умение решать жизненные задачи. С одной стороны, это означает некоторую неосведомленность заведующих ДОУ о возможностях дошкольного образования; с другой -заведующие ДОУ отмечают важность развития нравственных и личностных качеств дошкольников.

Выводы

1. Согласно S.Schwarz и W.Bilsky [19], ценностями считаются убеждения и понятия, которыми человек руководствуется при принятии решений и реализации деятельности, а также при оценке событий. Исходя из этого определения, представления заведующих об идеальном выпускнике ДОУ являются ценностными явлениями, которыми заведующий ДОУ руководствуется в своей управленческой деятельности.

2. Управляющие ДОУ наибольшее значение придают операциональным характеристикам дошкольника (готовность к школе), а также нравственным и социализационным характеристикам. Установлены проблемы в представлениях об идеальном выпускнике ДОУ - штампы и стереотипы, а также отсутствие детализированного содержания

характеристик и описания их поведенческих индикаторов. Эти проблемы могут привести к некорректному подходу в управлении ДОУ, в обращении с дошкольниками и их обучении.

3. В ответах заведующих выявлены формулировки о характеристиках дошкольников, как сходные, так и отличающиеся от целевых ориентиров ФГОС дошкольного образования.

Литература:

1. Батыршина А.Р. Нравственное воспитание младших школьников на краеведческом материале : дис. канд. пед. наук. Казань: Изд-во КГПУ, 1996. 255 с.

2. Батыршина А.Р. Подходы к формированию и воспитанию волевых качеств в отечественной педагогике и психологии // Омский научный вестник. 2015. № 1 (135). С. 100-102.

3. Белоусова Р.Ю. Управление инновационными процессами в дошкольном образовании на основе маркетингового подхода // Нижегородское образование. 2012. №2. С. 48-54.

4. Вязникова Л.Ф. Ценности образования: выбор пути развития // Психологическая наука и образование. 2002. №4. С. 88-98.

5. Дударь О.Г., Дударь А.И., Хусяинов Т.М. Значение патриотического воспитания в системе современного среднего общего образования // Педагогика и просвещение. 2014. № 3. С. 50-65.

6. Захарова Л.Н. Психология управления. М.: Логос, 2012. 376 с.

7. Костригин А.А. Дошкольное образовательное учреждение как среда формирования социальной идентичности ребенка // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. 2014. Т.1. С. 77-84. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23149713 DOI: 10.13140/RG.2.1.3039.7285

8. Костригин А.А. Особенности реализации высшего образования на современном этапе развития общества // Наука. Мысль. 2015. № 1. С. 29-39.

9. Мазилов В.А. Проблема психологической подготовки будущих педагогов: практический аспект // Интеграция образования. 2000. № 3. С. 23-24.

10. Мазилов В.А. Проблемы подготовки психолога в современной

высшей школе // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2012. № 2. С. 35.

11. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М.: Российское педагогическое общество, 1996. 374 с.

12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская Газета. 2013. 25 нояб.

13. Рубцов В.В., Юдина Е.Г. Современные проблемы дошкольного образования // Психологическая наука и образование. 2010. №3. C. 5-19.

14. Стоюхина Н.Ю. Преподавание психологии в школе: Россия, XX век. Хрестоматия. Нижний Новгород: Нижегородский институт экономического развития, 2004. 314 с.

15. Стоюхина Н.Ю., Колосова В.В. Экскурсионный метод как реализация субъектно-личностного подхода при изучении истории психологии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. № 1. С. 12-16.

16. Хусяинов Т.М. Основные характеристики массовых открытых онлайн-курсов (МООС) как образовательной технологии // Наука. Мысль. 2015. № 2. С. 21-29.

17. Чупров Л.Ф. Российское дистанционное образование -«Философский камень современности» // Современные наукоемкие технологии. 2008.№7. С. 69.

18. Чупров Л.Ф. Судебно-психологическая экспертиза в работе психолога образования // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2015. № 1. С. 100-113.

19. Schwartz S. H., Bilsky W. Toward a universal psychological structure of human values // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. Vol. 53. №. 3. С. 550-562.

Kostrigin A. A. Obraz doshkol'nika-vypusknika kak cennostnaja osnova upravlenija doshkol'nym obrazovatel'nym uchrezhdeniem / A. A. Kostrigin // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri.-№4, 2015.

Abstract. In this article the author focuses on one of the areas of research associated with value framework of the management of preschool educational institution. The article presents the results of the study of representations of heads of preschool educational institutions about the characteristics of an ideal preschooler. The empirical model is designed on the obtained data and the authors analyze the problem areas. The image of preschooler is the foundation of management of the preschool educational institution. The study used the following methods: group interviews "Portrait of an ideal preschool graduate" and "Values of preschool graduate".

Keywords: value foundation of management, image of graduate preschooler, preschool educational institution, values of preschooler.

Сведения об авторе

Артём Андреевич Костригин, ассистент кафедры психологии управления ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (Нижний Новгород, Россия).

© А. А. Костригин, 2015.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2015. — • —

Подписано в печать 30.12.2015. © Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.