ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ
Земля устала от войн... Устала ...
Почему мы забываем о том, что Люди рождаются для жизни,
Для созидания, для любви...
Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
Не год, не два, а миллиарды лет,
Я так устала... Плоть моя покрыта Рубцами ран - живого места нет!
Зачем друг друга люди так боятся?
Ведь я могу погибнуть и остаться Обугленной песчинкой в дымной мгле.
«Сток земли» С.Михалков.
И ходит по земле
Босая память - маленькая женщина Она идёт,
Переступая рвы, -
Ей не нужны ни визы, ни прописки,
В глазах - то одиночество вдовы,
То глубина печали материнской.
Она идёт,
Покинув свой уют,
Не о себе - о мире беспокоясь...
- Книга - одно из самых великих изобретений чело веческого ума - обогащает опытом нашу жизнь.
Книга - это память, это тысячелетняя мудрость человека. Человек, не знающий прошлого своего народа, не имеет ни настоящего, но будущего. Именно эту мудрость спустя 8 веков несёт нам «Слово о полку Игореве». Уже само название заключает в себе глубокий смысл: ведь слово - обращение, призыв.
- У нас в гостях сотрудница детско-юношеского отдела ЦГБ. Она представит вашему вниманию обзор книг о Великой отечественной войне, которые рассказывают о судьбах ваших сверстников в годы войны.
Заключительные слова:
Л.Н. Толстой писал:
«Слово-дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их.Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.
Берегись такого слова, которое разъединяет людей».
Произведения, о которых мы сегодня с вами говорили, наверняка, помогут вам отличить хорошее от плохого, добро от зла; сделать выбор: что лучше -мир, счастье, любовь или война, слёзы, ненависть, т.к. все они являются примером того, что в современной литературе нашли живой отклик слова призыва к единению, к миру, к согласию, ставшие главными в бессмертном памятнике древнерусской литературы -«Слово о полку Игореве».
Автор показывает, как можно с учащимися обсуждать такие сложные категории как «понимание» и «непонимание», рассказывает что необходимо, чтобы в общении люди понимали друг друга, приводит разработку практического занятия с учащимися.
Клепиков Валерий Николаевич,
заместитель директора по инновационной работе МОУ «Лицей» г. Обнинск [email protected]
ПОНИМАНИЕ И НЕПОНИМАНИЕ - ТЕМА УРОКА
Как возможно обеспечить взаимопонимание?
Ключевые понятия: отстаивание мнения; понимание; непонимание; мыслительные схемы; взаимопонимание; притча
«Я понять тебя хочу, Смысла я в тебе ищу...»
(А.С. Пушкин)
«Мы живём потому что мы разные» (Ю.М. Лотман)
Г“7роблема: Когда люди, отстаивая своё мнение, не / /понимают друг друга, то сохраняется их автономность, самобытность, но возникает отчуждение; когда же они понимают друг друга, приспосабливаются друг к другу, то стирается их личностное своеобразие, оригинальность растворяется в общих правилах, но при этом наступает согласие; можно ли при сохранении своей индивидуальности достигать взаимопо-
нимания с непохожими на тебя людьми, т.е. достигать с ними общих взглядов?
Основные понятия:
- передача информации - знание - понимание;
- беседа - диалог - спор - ругань;
- терпение, вежливость, уступчивость, мягкость;
- твёрдость, решительность, агрессивность, грубость, бездушие;
- «со-гласие», «со-чувствие», «со-переживание», «со-весть».
Основные вопросы:
1. Нужно ли нам (полное) взаимопонимание?
2. Зачем нам нужно взаимопонимание?
3. Какое нам нужно взаимопонимание?
Мыслительные схемы:
4. Когда взаимопонимание невозможно?
5. Что является результатом взаимопонимания?
6. Что лежит в основе взаимопонимания?
7. Какие качества необходимы для взаимопонимания?
8. В каких формах можно сохранить, оформить результаты взаимопонимания?
Выводы
Итак, чтобы понять другого, необходимо:
- постоянно стремиться быть личностью и видеть в другом равноправную тебе личность;
- быть искренним и естественным, с исключением какой бы то ни было фальши, ложной патетики, аффектации, наигранности, но юмор, конечно, нужен;
- соблюдать общепринятые нормы «добротных отношений»: принципиальность, внимание к собеседнику, сочувствие, доброжелательность и т.д.;
- в процессе общения соблюдать культуру мышления (последовательность, непротиворечивость, доказательность, обоснованность и т.д.);
- вырабатывать проницательность по оценке правоты собеседника, учитывать её;
- умение выразить истину не только в однозначной фразе, но и через противоречие в форме парадокса, учитывающего различные мнения.
ОБЩИЙ ВЫВОД
Понимание - это знание сердцем. Это тот случай, когда мы вкладываем частицу своей души скорее не в то, что нам знакомо, понятно, естественно, но во что-то другое, иное, необычное. Если у нас богатый духовный мир, то приятие иного не грозит нам «растворением», ведь ядро нашей личности всё же остаётся самобытным.
Материалы к размышлению
1. «У нас нет культуры ценить другого человека, мы все хотим, чтобы он был такой, как я, чтобы мне лете было с ним разговаривать. Но ведь прекрасно - он будет такой, как я, и мне будет легко с ним разговаривать, но зачем мне с ним разговаривать, если он такой, как я? Он мне не нужен... Надо научиться говорить с другими людьми, которые совершенно иначе думают. Надо научиться ценить других людей за то, что они другие, совсем не требовать, чтобы они были похожи на нас. Боже мой, если бы мы все были одни и те же, одинаковые, мы бы просто не выжили как биологическая единица. Мы живём потому, что мы разные» (Ю.М. Лотман, с. 283).
2. «Мы воспитаны на нетерпении кдругому человеку, мы хотим только, чтобы нам было просто с ним общаться. Но ведь недаром говорят: простота хуже воровства. Надо уважать своеобразие, не пресекать его, начиная со школы. Ведь уже в школе люди уравниваются» (Ю.М. Лотман, с. 283).
3. «Общество - это не набор солдат, это оркестр, где каждый инструмент ведёт свою, самостоятельную мелодию. Ну, представьте себе огромный оркестр, играющий одну и туже ноту, - зачем он нужен?» (Ю.М. Лотман, с. 283).
4. «Разница между культурным и некультурным человеком может определяться несколькими способами. Но есть один практический критерий - человек сталкивается с непонятным; он может заинтересоваться или же обозлиться. Культурный человек заинтересуется, некультурный раздражится... Невежды пугливы, подозрительны, им кажется, что весь мир в заговоре против них. И особенно они боятся людей, которых не понимают, которые чем-то не похожи на них, которые почему-то что-то там на скрипке играют... А чёрт его знает, чего он там на скрипке играет?» (Ю.М. Лотман, с. 284).
5. Мы нуждаемся в непонимании так же, как в понимании. Непонимание говорит (сигнализирует) о том, что необходимы соответствующие усилия для приятия “другого”, может быть, даже по изменению устоявшихся собственных привычек и взглядов. Именно столкновение понимания и непонимания, иногда даже драматическое, создаёт бесконечную необходимость одного человека для другого.
6. Понимание не стремится “овладеть” другим, подстроить его под себя. Требуется особая установка сознания, при которой мы должны научиться внимать голосу и мысли другого. Это становится возможным только при том условии, что мы освобождаемся от одной из самых эгоистичных установок нашего сознания, заключающейся в нашей привычке слышать в словах другого лишь свои собственные мысли, видеть в другом только себя. Мы никогда не увидим в другом другого до тех пор, пока не осознаем, что он встречается нам только после того, когда мы сами готовы его встретить, когда в нашем собственном сознании для него есть место (и это место нужно освободить), когда мы просто внутренне готовы к встрече с новым, внутренне открыты всему новому.
7. Однако, к сожалению, приходится констатировать, что иногда именно хорошее понимание друг друга служит той основой, на которой вырастают побеги неуважения и пренебрежения. В этом случае становится актуальной поговорка: «Счастье - это когда тебя понимают. Несчастье - когда понимают слишком хорошо».
8. В конечном счёте, объединяет людей общечеловеческая культура, общая вера, общее дело, общий язык. Там, где этого нет, рассыпаются любые отношения, какими бы они крепкими не были.
ПРИТЧА
«Есть люди, которые не понимают. И не знают, что они не понимают. Это глупцы. Обойди их.
Есть люди, которые не понимают. И знают, что они не понимают. Это простодушные. Вразуми их.
Есть люди, которые понимают. И не знают, что они Литература
понимают. Это спящие. Разбуди их. ^ Бахтин М М. как философ. М., 1992;
Есть люди, которые понимают. И знают, что они по- 2. Лотман Ю.М. Воспитание души. СПб., 2003
нимают. Это мудрецы. Иди за ними».
Проектируя создание авторской системы элементов технологии развития критического мышления (при обучении химии) посреданвом формирования навыков салюобразования и повышения качества образования, через организацию поэтапного формирования умственных действий, автор сумел корректно определить задачи своей педагогической деятельности.
Дубровка Алла Михайловна,
учитель химии МОУ СОШ № 3 Барабинский район Новосибирская область
ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБРАЗОВАНИЯ
Как развить критическое мышление учащихся на уроках химии?
Ключевые слова: критическое мышление учащихся, мониторинг ключевых и предметных компетентностей, навыки самообразования, повышение качества образования.
А ктуальность темы проектируемого исследования ^Ане вызывает сомнений, поскольку в обществе быстро меняющихся технологий вопросы самообразования волнуют не только учёных, педагогов, но и общественность. В современном обществе приобретение компетенций невозможно представить без рефлексии. Критическое мышление - это и навигатор, и модератор творческой деятельности в жизни человека. Основы саморазвития мышления, а тем более критического, необходимо формировать с детства.
Элементы технологии развития критического мышления, реализуемые на уроках химии, являются актуальными аспектами в деятельности учителя по решению ключевых задач современного образования, в частности, разработка оперативной системы контроля, позволяющей объективно оценить знания учащихся, выявляя имеющиеся пробелы и определяя способы их ликвидации.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на уроках химии.
Предмет исследования: технология развития критического мышления учащихся на уроках химии как средство формирования навыков самообразования и повышения качества образования.
Цель: исследовать технологию развития критического мышления учащихся как средство формирования навыков самообразования и повышения качества образования (на примере преподавания химии).
Гипотеза исследования состоит в том, что процесс самообразования и повышения качества обучен-
ности в социально адаптированной среде школы будет эффективным, если:
- учащиеся проявляют способности к освоению новых способов деятельности;
- учебная работа имеет творческую направленность;
- процесс обучения носит индивидуальный характер;
- повысится уровень ключевых и предметных компетенций воспитанников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования предполагается решить следующие задачи:
1. Организовать процесс внедрения элементов технологии развития критического мышления, используемых на уроках химии, определить механизм их реализации в учебно-воспитательном процессе школы.
2. Внедрить и адаптировать в практику преподавания предмета химии элементы данной технологии, провести мониторинг её эффективности.
3. Обобщить и распространить опыт экспериментальной деятельности.
Методологической основой исследования является системный подход, получивший отражение в трудах Ю. К. Бабанского, П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Н. В. Кузьминой, А. В. Петровского, В. Я. Синенко и других исследователей.
Технология развития критического мышления, представленная в трудах Д. Стила, К. Мередита,
Ч. Темпла и других ученых, легла в основу данного педагогического исследования.