Научная статья на тему 'Инновационная модель образовательного пространства лицея'

Инновационная модель образовательного пространства лицея Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ПОЛЕ / ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ОБЩАЯ КУЛЬТУРА РЕБЁНКА / "ИСТИНА ДОБРО КРАСОТА" / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ / ПРИТЧЕВЫЕ МИНИАТЮРЫ / ШКОЛА "ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА"
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная модель образовательного пространства лицея»

Клепиков Валерий Николаевич,

заместитель директора по инновационной работе МОУ «Лицей»

г. Обнинск mou.06@mail.ru

ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЦЕЯ

Какой может быть инновационная модель образовательного пространства лицея, чтобы она влияла на общую культуру ребёнка?

Духовно-нравственное поле; гуманистические ценности; общая культура ребёнка; «истина - добро - красота»; образовательные продукты; притчевые миниатюры; школа «Педагогического мастерства»

Вот уже на протяжении более 20 лет педагогический коллектив лицея занимается проблемой развития общей культуры учеников. За это время были проведены десятки городских и общероссийских семинаров по вопросам нравственного, эстетического, интеллектуального развития школьников. За эти годы мы впитывали в себя, наверное, всё самое стоящее, что появлялось в сфере педагогики. Это технологии оптимизации и интеграции образования, проблемного обучения, развивающего обучения, идеи школы диалога культур, личностно-ориентированного обучения. Отрадно, что наши успехи были замечены со стороны учёных, и коллективу в 80-х годах прошлого века поступило предложение стать экспериментальной площадкой при Российской Академии Образования. До сих пор мы этой опорной площадкой и являемся.

В 2001 году лицей становится областной экспериментальной площадкой по созданию инновационной модели образовательного пространства как духовнонравственного поля на основе интегративного освоения гуманистических ценностей с целью формирования общей культуры ребёнка.

В течение этого времени мы целенаправленно искали наиболее совершенную модель образовательного пространства учебного заведения. Модель образовательного пространства мы рассматриваем как духовно-нравственное поле, которое благоприятствует становлению общей культуры ребёнка, а также творческим процессам лицея в целом.

Понятие «поле» нам понадобилось потому, что, на наш взгляд, духовно-нравственный потенциал учебного заведения сосредоточен скорее не в отдельной голове ученика, учителя, завуча, директора и т.д., а между участниками образовательного процесса.

Это, как говорил Л. Толстой, особый дух школы, который разлит и царит повсюду. По нашему убеждению духовно-нравственное поле возникает только в том случае, когда, во-первых, сбалансированы и равновелики процессы обучения и воспитания, во-вторых, обеспечивается всестороннее и гармоничное разви-

тие школьников; в-третьих, на всех классных и внеклассных мероприятиях осуществляется ценностносмысловой подход.

Для поддержания духовно-нравственного поля в образовательном пространстве лицея созданы шесть стержневых направлений: интеллектуальное, этическое, эстетическое, граждановедческое, трудовое и физическое. За каждым направлением закреплён ответственный руководитель. Благодаря структурной дифференциации образовательного пространства видно, что делается в том или ином направлении.

В соответствии с данными направлениями были актуализированы общечеловеческие гуманистические ценности, устремлённость к которым помогает обеспечивать гармоничное и всестороннее развитие учеников. Это такие ценности, как любовь, добро, истина, красота, патриотизм, труд, здоровье, жизнь, детство и т.д. Более того, именно данные ценности помогли нам обеспечить общее пространство взаимопонимания между учителями «Лицея» вне зависимости, какой предмет они преподают, ведь хороший урок и классный час всегда буквально «пропитаны» данными ценностями.

Однако для более ясного выявления и понимания духовно-нравственного потенциала любого мероприятия нами были выделены базовые ценности - это нравственные, интеллектуальные и эстетические, которые в той или иной мере вбирают в себя остальные. Концентрированное единство нравственных, эстетических и интеллектуальных ценностей выражает триада «истина - добро - красота», которую в истории педагогической мысли часто связывали с основными духовными способностями ребёнка -интеллектом, волей и чувством.

Основными стержневыми направлениями модели образовательного пространства, исходя из триады «истина - добро - красота», являются интеллектуальное, этическое и эстетическое. Интеллектуальное направление отвечает за формирование интеллектуальной культуры, этическое - за становление этической

культуры, эстетическое - за развитие эстетической культуры ребёнка. Гармоничное единство всех культур составляет относительную полноту общей культуры лицеиста.

В соответствии с основными стержневыми направлениями в «Лицее» еженедельно проводятся классные часы: один классный час имеет интеллектуальную направленность, второй - этическую, третий - эстетическую, четвёртый - организационно-итоговую.

Этический классный час обеспечен программами

д.п.н. А.И. Шемшуриной (название курсов «Этическая грамматика», «В мире этики»). Интеллектуальные классные часы разработаны к.п.н. В.Н. Клепиковым (курс «Культура мышления», в который входят логика, развивающие и занимательные задачи, притчи народов мира, проблемные ситуации и т.д.). Эстетический классный час обеспечен соответствующими разработками по мировой художественной культуре к.п.н. Н.В. Мирецкой. При этом, конечно, классные часы интегрируют в себе и нравственные, и интеллектуальные, и эстетические ценности.

Теперь о том, что в нашем лицее функционирует. В нем существует школа «Педагогического мастерства». Более опытные учителя щедро делятся своим мастерством с другими педагогами: показывают открытые мероприятия, выступают с докладами, готовят конференции. Одну из встреч (раз в месяц) по понедельникам учителя посвящают обмену опытом. Каждый год на весенних каникулах в лицее проводится научно-практическая конференция учителей, где педагоги демонстрируют свой инновационный опыт. На базе школы собираются материалы по инновационным технологиям, издаются брошюры, разрабатываются программы элективных курсов, выпускаются «методички», оформляются открытые уроки, накапливается база данных на методические находки учителей.

В нашем лицее работает множество различных объединений, направленных на творческое развитие и самовыражение детей и, в конечном счёте, на формирование их общей культуры. При этом каждое объединение имеет свои специфические ценности, которые способствуют созданию духовно-нравственного поля. Например, клуб «Дебаты» функционирует с учётом таких ценностей, как «свобода - открытость - патриотизм», научное общество учащихся «Многогранник» опирается на такие ценности, как «доказательность -истинность - самостоятельность», клуб «Фемида» в своей работе учитывает такие ценности, как «равенство - законность - ответственность».

В нашем лицее существует детская республика «Лидер». Каждый год свободным голосованием лицеисты избирают президента и министров. Число министров соответствует количеству стержневых направлений. Подобная структура самоуправления создана и в каждом классе. Как показывает практика, демократическая республика способствует социализации детей, формированию ответственности и становлению их гражданского самосознания.

В лицее также в соответствии со стержневыми направлениями функционируют клубы «Фемида», «Дебаты», «Литературный салон», «Поэтическое общество», НОУ «Многогранник», танцевальная студия,

хоровая студия, изо-студия. Все перечисленные объединения созданы для продолжения общекультурного развития детей во внеурочное время.

Для поддержания гласности и свободы слова в лицее создан «Пресс-центр». Перечислим главные цели пресс-службы: периодическое издание лицейского журнала «Лидер-йтеэ», выпуск литературнопоэтического альманаха «Восхождение», создание и информационная поддержка лицейского сайта, организация и проведение различных презентаций. Журнал «Лидер» в 2004 году был признан лучшим городским школьным изданием города Обнинска.

Совместно с местными краеведами и поэтами города «Пресс-центр» внёс значительный вклад в создание лицейского краеведческого музея, состоящего из двух отделов - «Калужская земля» и «Безымянная высота».

Отрадно, что наши успехи в последние годы были отмечены высокими наградами. С 2006 по 2008 годы «Лицей» выиграл шесть президентских гранта. Помимо самого «Лицея», получившего один миллион рублей, победителями конкурса лучших учителей Российской Федерации стали пять педагогов (Клепиков В.Н. (учитель математики и этики), Смирнова Е.И. (учитель физкультуры), Смолякова Л.Н. (учитель информатики), Лукина Л.Н. (учитель русского языка и литературы), Голюк Н.Н. (учитель начальных классов).

Непрерывно возрастает в лицее роль компьютерных технологий. Технологии перевели учебно-воспитательный процесс на принципиально новый уровень, а компьютерная техника позволяет издавать различные сборники, пособия, тесты, подготовительные материалы к ЕГЭ. В 2006 году «Лицей» получил грамоту за участие в областном конкурсе педагогических инициатив по внедрению информационных технологий. В 2008 году лицейский сайт признан лучшим в городе.

Плодотворная работа по различным направлениям подвела нас к мысли о возможности более целенаправленной деятельности по интеграции системы основного и дополнительного образования.

Тема нашего сегодняшнего эксперимента: «Интеграция системы основного и дополнительного образования для успешной социализации ребёнка, формирования его базовых компетенций и общей культуры».

Новизна эксперимента заключается в том, что создаётся система основного и дополнительного образования, основанная на базе общих ценностей, целей и базовых компетенций, объединяющая детей, учителей и родителей.

Таким образом, инновационная деятельность лицея продолжается, и мы надеемся, что ещё не раз поделимся с вами нашим опытом.

Когда мы говорим о духовно-нравственном поле, то оно «пропитывает» не только образовательное пространство лицея, но и образовательные продукты. Особенно очевидны интеграционные процессы, когда мы создаём те или иные тексты. Здесь на основе образов, символов и аналогий возможна интеграция даже между естественно-математическими и гуманитарными предметами. Вот несколько образовательных продуктов - занимательных притчевых миниатюр.

«Скорость жизни»

Существует формула: время, умноженное на скорость, равно расстоянию. Будучи распространена на жизненный путь человека, эта формула означает, что чем с большей скоростью «идёт», «бежит» или «летит» человек по жизни, тем длиннее его жизненный путь. Можно прожить короткую по времени жизнь, но пройти за это время в своём развитии громадное расстояние. Таким образом, скорость жизненного движения зависит от способности человека развить нужную скорость. Так будем же двигаться по жизни с оптимальной скоростью!

«Свет звезды»

Удивительно, но мы видим свет звезды, которая погасла или которой давно уже нет в просторах Вселенной. Так и человек - его нет, но его незримое присутствие ощущается ещё долгие годы.

«Память нации»

Не так давно учёные открыли свойство обратимости некоторых металлических сплавов - они восстанавливают после упругой деформации свою форму, то есть сплав сохраняет память о своём прежнем состоянии. Такова сила духа и российского народа, который, пройдя сквозь нравственные заблуждения и насильственные эксперименты, обратился к своим заветным истокам и вновь возродился.

«Нравственная невесомость»

Мы ходим уверенно по земле потому, что нас держит сила тяготения. А космонавт в космическом корабле находится в состоянии невесомости и плавает, так как эта сила значительно ослаблена. В мире этики тоже существует гравитация. Эту гравитацию создают абсолютные моральные ценности и идеалы. Стоит этим ценностям и идеалам утратить силу, как человек в нравственном смысле начинает кувыркаться, теряя опору и всякие ориентиры.

«Чистое питание»

Из школьной ботаники известно: если ранней весной срезать веточку тополя и поставить её в воду, подкрашенную чернилами, то, когда появятся листочки, -они окажутся вопреки естеству не зелёными, а синими или чёрными - в зависимости от цвета чернил, добавленных в воду. Так и в процессе роста человека очень важно с раннего детства вос-полнять и под-питывать его не суррогатной, а настоящей культурой. Только тогда мы будем иметь дело не с мнимым, а с подлинным воспитанием человека.

«Земная точка и точки небесные»

Ещё софисты Древней Греции убеждали, что окружность и касательная имеют не одну общую точку, и, казалось бы, реальный опыт это подтверждает. Однако спустя тысячелетия духовный опыт человечества показал, что не только формальная геометрия права, но и «геометрия сакральная». По словам оптинского старца Амвросия: «Мы должны

жить на земле так, как колесо вертится: только чуть одной точкой касаться земли, а остальным непрестанно вверх стремиться; а мы как заляжем на землю и встать не можем».

«Самая главная заслуга Перикла»

Во главе Афин на протяжении пятнадцати лет стоял крупный государственный деятель Перикл. О последних днях жизни Перикла рассказывает древний писатель Плутарх. Когда Перикл был при смерти, вокруг него сидели его друзья. Они вспомнили, как умело управлял Перикл Афинами, превратив их в могущественное государство Эллады. Они перечисляли подвиги и военные победы Перикла. Но умирающий стратег прервал их славословие и заметил, что они не заметили его самой главной заслуги. Друзья задумались, а Перикл после долгой паузы сказал: «На протяжении всех тех лет, что я управлял государством, ни один афинский гражданин из-за меня не надел чёрных одежд».

«Стиль бытия человека»

Давно уже было отмечено, что всемирно известные храмы напоминают жизнь людей, которые их создали. Романский храм - неспешно и основательно прорастает из земли, но скорее не вверх, а вширь, утолщениями, наращиванием мощи, всей тяжестью, всей махиной; он лишён изящества, лёгкости, но не лишён пропорции, осёдлости, осознающего себя величия. Готический храм - резко, круто и стреловидно взмывает вверх, протыкая крутизну пространств, соревнуясь с облаками, почти без опор; стремясь титаническими усилиями взмыть, взлететь, оторваться от земли, преодолеть силу притяжения.

Православный храм - текуч, пластичен, связан с окружающей природой и символизирует скорее не прорыв, а воспарение избяным дымком к небесам, укрытость домашним покровом, молитвенное горение, здесь царит идея плавного и неторопливого душевного «горения к небесам».

«Река жизни»

Кто из нас не путешествовал по Оке, Волге, Каме, Неве или другой большой реке! Разумеется, мы хорошо представляем, как река становится широкой, полноводной - множество ручейков и речушек питают её воды. Вот так и жизнь человека подпитывается из множества источников - любовь, семья, работа, образование и т.д. И ничем этим нельзя пренебречь, иначе обмелеет и оскудеет река жизни.

Поделимся с читателями примером разработки урока, на котором создается то духовно-нравственном поле, которое «пропитывает» не только образовательное пространство лицея, но и образовательные продукты.

Понимание и непонимание - тема урока

Как возможно обеспечить взаимопонимание?

«Я понять тебя хочу, Смысла я в тебе ищу...»

(А.С. Пушкин) «Мы живём потому, что мы разные»

(Ю.М. Лотман)

Проблема: Когда люди, отстаивая своё мнение, не понимают друг друга, то сохраняется их автономность, самобытность, но возникает отчуждение; когда же они понимают друг друга, приспосабливаются друг к другу, то стирается их личностное своеобразие, оригинальность растворяется в общих правилах, но при этом наступает согласие; можно ли при сохранении своей индивидуальности достигать взаимопонимания с непохожими на тебя людьми, т.е. достигать с ними общих взглядов? Основные понятия:

- передача информации - знание - понимание;

- беседа-диалог-спор - ругань;

- терпение, вежливость, уступчивость, мягкость;

- твёрдость, решительность, агрессивность, грубость, бездушие;

- «со-гласие», «со-чувствие», «со-переживание», «со-весть».

Мыслительные схемы:

Основные вопросы:

1. Нужно ли нам (полное) взаимопонимание?

2. Зачем нам нужно взаимопонимание?

3. Какое нам нужно взаимопонимание?

4. Когда взаимопонимание невозможно?

5. Что является результатом взаимопонимания?

6. Что лежит в основе взаимопонимания?

7. Какие качества необходимы для взаимопонимания?

8. В каких формах можно сохранить, оформить результаты взаимопонимания?

Литература

Бахтин М.М. как философ. М., 1992;

Лотман Ю.М. Воспитание души. СПб., 2003.

Выводы

Итак, чтобы понять другого, необходимо:

- постоянно стремиться быть личностью и видеть в другом равноправную тебе личность;

- быть искренним и естественным, с исключением какой бы то ни было фальши, ложной патетики, аффектации, наигранности, но юмор, конечно, нужен;

- соблюдать общепринятые нормы «добротных отношений»: принципиальность, внимание к собеседнику, сочувствие, доброжелательность и т.д.;

- в процессе общения соблюдать культуру мышления (последовательность, непротиворечивость, доказательность, обоснованность и т.д.);

- вырабатывать проницательность по оценке правоты собеседника, учитывать её;

- умение выразить истину не только в однозначной фразе, но и через противоречие в форме парадокса, учитывающего различные мнения.

ОБЩИЙ ВЫВОД

Понимание - это знание сердцем. Это тот случай, когда мы вкладываем частицу своей души скорее не в то, что нам знакомо, понятно, естественно, но во что-то другое, иное, необычное. Если у нас богатый духовный мир, то приятие иного не грозит нам «растворением», ведь ядро нашей личности всё же остаётся самобытным.

Материалы к размышлению

1. «У нас нет культуры ценить другого человека, мы все хотим, чтобы он был такой, как я, чтобы мне легче было с ним разговаривать. Но ведь прекрасно - он будет такой, как я, и мне будет легко с ним разговаривать, но зачем мне с ним разговаривать, если он такой, как я? Он мне не нужен... Надо научиться говорить с другими людьми, которые совершенно иначе думают. Надо научиться ценить других людей за то, что они другие, совсем не требовать, чтобы они были похожи на нас. Боже мой, если бы мы все были одни и те же, одинаковые, мы бы просто не выжили как биоло-

гическая единица. Мы живём потому, что мы разные» (Ю.М. Лотман, с.283).

2. «Мы воспитаны на нетерпении к другому человеку, мы хотим только, чтобы нам было просто с ним общаться. Но ведь недаром говорят: простота хуже воровства. Надо уважать своеобразие, не пресекать его, начиная со школы. Ведь уже в школе люди уравниваются» (Ю.М. Лотман, с.283).

3. «Общество - это не набор солдат, это оркестр, где каждый инструмент ведёт свою, самостоятельную мелодию. Ну, представьте себе огромный оркестр, играющий одну и туже ноту, - зачем он нужен?» (Ю.М. Лотман, с.283).

4. «Разница между культурным и некультурным человеком может определяться несколькими способами. Но есть один практический критерий - человек сталкивается с непонятным; он может заинтересоваться или же обозлиться. Культурный человек заинтересуется, некультурный раздражится... Невежды пугливы, подозрительны, им кажется, что весь мир в заговоре против них. И особенно они боятся людей, которых не понимают, которые чем-то не похожи на них, которые почему-то что-то там на скрипке играют... А чёрт его знает, чего он там на скрипке играет?» (Ю.М. Лотман, с.284).

5. Мы нуждаемся в непонимании так же, как в понимании. Непонимание говорит (сигнализирует) о том,

что необходимы соответствующие усилия для приятия “другого”, может быть, даже по изменению устоявшихся собственных привычек и взглядов. Именно столкновение понимания и непонимания, иногда даже драматическое, создаёт бесконечную необходимость одного человека для другого.

6. Понимание не стремится “овладеть” другим, подстроить его под себя. Требуется особая установка сознания, при которой мы должны научиться внимать голосу и мысли другого. Это становится возможным только при том условии, что мы освобождаемся от одной из самых эгоистичных установок нашего сознания, заключающейся в нашей привычке слышать в словах другого лишь свои собственные мысли, видеть в другом только себя. Мы никогда не увидим в другом другого до тех пор, пока не осознаем, что он встречается нам только после того, когда мы сами готовы его встретить, когда в нашем собственном сознании для него есть место (и это место нужно освободить), когда мы просто внутренне готовы к встрече с новым, внутренне открыты всему новому.

7. Однако, к сожалению, приходится констатировать, что иногда именно хорошее понимание друг друга служит той основой, на которой вырастают побеги неуважения и пренебрежения. В этом случае становится актуальной поговорка: «Счастье - это когда тебя понимают. Несчастье - когда понимают слишком хорошо».

8. В конечном счёте, объединяет людей общечеловеческая культура, общая вера, общее дело, общий язык. Там, где этого нет, рассыпаются любые отношения, какими бы они крепкими не были.

ПРИТЧА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Есть люди, которые не понимают. И не знают, что они не понимают. Это глупцы. Обойди их.

Есть люди, которые не понимают. И знают, что они не понимают. Это простодушные. Вразуми их.

Есть люди, которые понимают. И не знают, что они понимают. Это спящие. Разбуди их.

Есть люди, которые понимают. И знают, что они понимают. Это мудрецы. Иди за ними».

Отличительной особенностью предлагаемого читателю урока является то, что элементы исследовательской деятельности используются учителем для мотивации учащихся, включения их в мало привлекательную тему «Правописание О-Ё после шипящих в суффиксах существительных». Содержание урока на этапе актуализации знаний раскрывается на основе лингвистической сказки, написанной ученицей этого класса Сорокиной Мариной, которая уже была автором нашего журналаМультимедийный проект по сказке выполнил Бородин Егор.

Смугалова Людмила Александровна,

заместитель директора Сорокина Марина,

ученица МОУ гимназия № 11 г. Железнодорожный Московская область

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

(на примере урока «Правописание 0-Ё после шипящих в суффиксах существительных», 6 класс) Что нужно сделать учителю, чтобы ученику захотелось узнать о правописании о-ё после шипящих в суффиксах существительных?

Инновационная деятельность, подготовка учителя к исследовательской деятельности учащихся; принципы организации исследовательской деятельности; требования к уроку-исследованию

Исследовательская деятельность учащихся ориентирована на приобретение новых знаний путем развития познавательной активности, мыслительных способностей и их творческое применение. Тако-

1 Сорокина М, Смугалова Л.А. Слово «Остров» в лингвистических словарях и художественной литературе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. №6. С. 64-67.

го рода деятельность дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, как мне добыть эти знания. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников исследовательской деятельности. К сожалению,

многие авторские школы, в которых ведущим является исследовательский метод познания - открытие нового, с трудом приживаются в силу методической усложнённости организации учебного процесса. Благодаря этому складывается мнение, что исследовательские методы обучения применимы только в работе с сильными учениками.

Мой опыт работы убедил меня в необходимости применения исследовательских методов обучения. Ценность исследовательской деятельности в том, что в ходе исследования школьники учатся самостоятельно приобретать знания, вооружаются способами и методами познавательной и учебной деятельности.

Общеизвестно, что по своей природе ребёнок отличается любознательностью, неутомимо открывая с помощью взрослых мир. Главное для учителя - не убить заложенные природой исследовательские задатки. Ничто так не убивает познавательный интерес, как пассивное слушание учебного материала без личной заинтересованности в его изучении. Тем более слабый ученик никогда не запомнит тот материал, который он не осознал. В результате многолетней практики я пришла к выводу, что простейшие методы исследования не только доступны всем учащимся, но и крайне важны для развития личности ребёнка.

Практический опыт показывает, что реализация исследовательского обучения требует от учителя значительной подготовительной работы. Перед тем как приступить к практической реализации исследовательской деятельности, я определилась с принципами организации исследовательской деятельности, требованиями к процессу урока-исследования, содержанием, формами и методами организации этого вида учебной деятельности, типом исследовательского урока в отличие от традиционного. Мне близок подход к процессу исследовательской деятельности на уроке кандидата педагогических наук А. В. Клушко. Я также разделяю требования к учителю, реализующему исследовательские методы обучения в образовательном процессе.

Принципы организации исследовательской деятельности

1. Учащиеся сталкиваются с новыми (необычными, парадоксальными) явлениями, идеями прежде, чем они будут изложены и изучены на уроке.

2. Учащиеся самостоятельно постигают учебные понятия, а не получают их в готовом виде.

3. При изучении учебного материала создаются ситуации, которые предоставляют учащимся возможность самостоятельно обнаруживать эти понятия и исследовать их на предлагаемых примерах.

4. Для изучения правила учащихся следует ознакомить с примерами, из которых это правило можно вывести самостоятельно, без его изложения учителем.

5. Каждый учащийся самостоятельно изучает, описывает и интерпретирует сведения и наблюдения, которые он получил в ходе исследования.

Требования к уроку-исследованию

1. Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.

2. Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с существующими представлениями.

3. Побуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений.

4. Давать учащимся возможность исследовать свои предположения в свободной и ненапряженной обстановке, особенно путем обсуждений в малых группах.

5. Предоставлять ученикам возможность применять новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций так чтобы они могли оценить их прикладное значение.

Требования к учителю, реализующему исследовательский подход к обучению

Учитель, руководящий исследовательской деятельностью учащихся, должен:

1. Тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед учеником (группой учащихся) реальные задачи в понятной для учеников форме.

2. Выполнять функцию координатора исследовательской деятельности и партнера учеников, избегать директивных приемов.

3. Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи поставленных вопросов.

4. Проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации.

5. Организовывать мероприятия, способствующие сбору учениками данных, консультации их со специалистами по исследуемой проблематике.

6. Предоставлять возможность для регулярных отчетов учащихся, рабочих групп; обмена мнениями в ходе обсуждений. Поощрять критическое мышление учащихся.

7. Заканчивать процесс исследовательской деятельности до появления признаков потери интереса ребят к проблеме.

8. Способствовать продолжению учащимися научно-исследовательской деятельности во внеурочной работе.

Учебная деятельность должна быть эмоционально окрашена. Этому способствует содержание нашего учебного предмета, на котором могут быть использованы разнообразные по стилю тексты с различным ценностно-смысловым содержанием. К тому же радость первооткрывателя ни с чем не сопоставима.

Применяя исследовательские методы на уроках русского языка, я стремлюсь повысить практическую, практическую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым методам и методам творческого самовыражения. Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе самодостаточную личность. Обязательные условия при этом - четко выдержанные временные рамки для выполнения задания и рефлексия дея-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.