Научная статья на тему 'Корпоративная культура преподавателя: развитие или кризис?'

Корпоративная культура преподавателя: развитие или кризис? Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
86
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛИНГВИСТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / PSYCHOLINGUISTICS / PROFESSIONAL COMMUNICATION / CORPORATE CULTURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Харченко Елена Владимировна

Данная статья посвящена изменениям, происходящим в корпоративной культуре преподавателя вуза. Рассматриваются требования, предъявляемые обществом педагогам, их речевому поведению, а также миссия педагогов как носителей определенных ценностей икультуры. Описываютсярезультатыисследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the changes that are taking place in the corporate culture of the university teacher. We consider the demands that the modern Russian society is making on the teacher, his verbal behaviour and also his mission as a bearer of certain values and culture. The results of certain research work is also described.

Текст научной работы на тему «Корпоративная культура преподавателя: развитие или кризис?»

УДК 430

Е.В. Харченко

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: РАЗВИТИЕ ИЛИ КРИЗИС?

Данная статья посвящена изменениям, происходящим в корпоративной культуре преподавателя вуза. Рассматриваются требования, предъявляемые обществом педагогам, их речевому поведению, а также миссия педагогов как носителей определенных ценностей и культуры. Описываются результаты исследований.

Ключевые слова: психолингвистика, профессиональное общение, корпоративная культура.

Изменения в постсоветском обществе породили много проблем в разных сферах общественной жизни, затронули они и область образования. Можно выделить основные резко обозначившиеся в последние годы направления развития современного образования: во-первых, массовиза-ция университетского образования, во-вторых, доминирование в обществе рыночной парадигмы «сферы услуг», к которой теперь относятся и «образовательные услуги», и, в-третьих, попытки рассматривать университет как коммерческую организацию, что предполагает новый подход к измерению эффективности работы вуза в целом и преподавателя в частности. Все это не может не привести к расшатыванию корпоративной культуры преподавателя. Что же несут эти преобразования?

Для образовательных учреждений всегда была важна традиция. Не случайно, миссии вузов обязательно подчеркивают время существования [Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы 2006]. Трудно не согласиться с А.Роботовой, профессором РГПУ им. А. И. Герцена, которая в своей статье пишет: «Погруженные в стихию сменяющихся инноваций, мы подчас забываем, что каким бы развивающим импульсом они ни обладали, фундамент любого образования держится на прочных образовательных традициях, которые обеспечивают разумный консерватизм системы, её

устойчивость, а подчас даже и сопротивление неоправданным колебаниям и утрате равновесия» [Роботова 2008: 127].

«Другоцентричность» (термин Н.В. Уфимцевой) русской культуры проявляется в том, что носитель этой культуры в первую очередь обращает внимание на человека, который рядом, оценивает все вокруг через систему отношений между людьми. Именно поэтому мы считаем важным проследить изменения в современной образовательной сфере через изменения корпоративной культуры преподавателя вуза. С одной стороны, отрадно, что появляется осознание того, что преподаватель, забытый на время перемен и переустройства, вновь выходит на первый план в многочисленных рассуждениях о судьбе высшего образования. «Главным ресурсом, на основе которого в настоящих условиях возможно всестороннее развитие университета, являются не столько финансовые средства и другие традиционные материальные ресурсы (роль которых очевидна), сколько интеллект основного состава сотрудников, наличие у них предпринимательских и лидерских качеств. Отметим, что такой подход к управлению развитием организации представляет собой характерный признак современной социально-экономической системы - общества знаний» [Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы 2006: 131]. С другой - именно сегодня мы можем констатировать распад

единой системы ценностей в преподавательской среде, что сигнализирует об утере единой корпоративной культуры. Вопрос этот не праздный, поскольку только зная определенные законы общения, принятые в обществе, мы можем понимать других людей.

Разрушение системы «неписаных» правил приводит к непониманию и конфликтам. Приведём примеры изменений, связанные только с употреблением местоимений. Для молодых преподавателей сегодня актуальным стал вопрос обращения к студентам на ты/ вы. Удивительно, но при аргументации своей точки зрения каждый из оппонентов доказывает, что употребление одного из этих местоимений указывает на равноправные отношения: «У меня до ты нужно дорасти»/ «Вы подчеркивает уважение мнения студента, показывает, что вы воспринимаете его на равных». При описании результатов научных исследований происходит вытеснение принятого в академической среде мы западным я. И опять мы видим логичное обоснование каждого употребления: мы подразумевает то, что ученый опирается на работы предшественников, работает в коллективе единомышленников, противники этого подхода указывают на то, что использование местоимения мы позволяет скрыть ответственность за результат исследований.

Психолингвисты говорят о том, что культура - это система ценностей, знаков. Культуры различаются не элементами, а способами их организации. Изменение элементов культуры или способов их организации и взаимодействия внутри системы влияет на всю систему и её положение в рамках более сложной организации (в нашем случае - общества).

В одной из своих статей мы предлагали описывать корпоративную культуру профессионалов с опорой на логические уровни, предложенные Р. Дитлсом [Хар-ченко 2009б]. В этом случае весь полученный материал располагается на шести уровнях. Первый уровень - окружение -

включает вещи, инструменты, внешний вид; как показывает практика, это самый объемный уровень, возможно, это связано с тем, что именно этот уровень является для человека подсказкой, ориентировкой, которая позволяет при первом контакте сразу же отнести человека к какой-либо профессиональной культуре. Второй уровень - поведение - выявляет особенности поведения (что для нас важно - и речевого), как правило, он выявляется через определения, социально одобряемые и социально порицаемые качества профессионала. Третий уровень - способности - дает представление о специфических знаниях, умениях и навыках, сформированных при обучении данной специальности. Четвертый уровень - убеждения и ценности -тесно связан с профессиональной этикой, мировоззрением и мировосприятием членов группы. Пятый - идентификация -проявляется в наименованиях, часто свидетельствует о роли и статусе специалистов. Шестой - миссия - определяет общественную значимость носителей данной корпоративной культуры, их вклад в существование общества. Легко заметить, что высшие уровни подчиняют себе низшие, поскольку от того, кем себя считает конкретный преподаватель (научным деятелем или урокодателем), зависят его ценности, убеждения, способности, поведение и даже внешний вид.

Можно предположить, что у социально значимых профессий в отличие от новых видов деятельности (например, менеджера) при описании качеств больше внимания должно уделяться ценностям, миссии, идентификации. Усиленное внимание к низшим уровням (внешний вид, окружение, стратегии поведения), на наш взгляд, сигнализирует о том, что произошли изменения высших уровней. Несомненно, при первом контакте с носителем определенной культуры мы оцениваем его внешний вид, предметы, которые его окружают, стратегии поведения (в том числе речевые) и затем делаем выводы о ценностях и идентификации, при встрече

с известным, как правило, мы заостряем внимание на этих уровнях только в случае их несовпадения с ожидаемым. Возросшее внимание к уровню окружения говорит о том, что сегодня корпоративная культура преподавателей перестала быть однородной и понятной.

Приведём результаты пилотажного исследования 2009 года. В опросе участвовали 27 респондентов, повышающих квалификацию по направлению «Менеджмент в образовании», из них 24 женщины, 3 мужчины, стаж работы от 5 до 38

лет. Многие из группы уже занимают должности директора или завуча. Интересно, что из 27 человек назвали себя учителем только трое, причем (например, директор, учитель математики), остальные же написали только должность (директор) или педагог, преподаватель. Мы считаем важным тот факт, что респондентами выступили учителя (по нашим данным, существует тенденция не разграничивать учителей и преподавателей), которые в момент опроса повышали квалификацию (т. е. находились в роли учеников).

Положительные качества Отрицательные качества

Отношение к студентам вежливым, видеть личное «я» студента, внимательным (2), всегда в хорошем настроении, гибким, гуманным, доброжелательный (2), доброжелательным и поддерживающим, добрым, духовно и душевно щедрый, заинтересованный, искренний, отзывчивым, открытым (2), относиться к своим студентам уважительно, понимающий и чуткий, понимающим, проявлять уважение к студентам, работающим в контакте с аудиторией, располагающим к общению, обмену информации, располагающим к себе, сотоварищем, сотрудником, уважать слушателей, уважающим студентов, уважительное отношение к студентам, человечным. «ломать» психологически человека, безразличным, безразличным к проблемам студентов, вредным, вымещать свои проблемы на студентах, высокомерным, грубым (8), грубым и надменным, деспотом, догмат, жестким, жестоким (3), заискивающим, заносчивым (2), занудливый, занудой, злопамятный (2), злым, конфликтным, критиканом, мстительным, мягким, навязчивым, наглым, надменным, не должен «сбиваться» на фамильярность, не обсуждать студента в его отсутствие, подчеркивать недостатки при других студентах, раздражаться, раздражительным, резким, скучный, слишком мягким, слишком требовательным, стоять высокомерно "над" студентом, строгим, угрюмым, унижать личное достоинство студента, фамильярным, холодным и незаинтересованным в студентах как личностях.

Качества воспитанный, гармоничным, естественным, интеллектуалом, интеллигентным (3), интеллигентом, интересен, корректным (4), креативным, любить свое дело, любознательным, любящим детей, любящим свою профессию (2), находчивым, не бояться признать, что он чего-то не знает, амбициозным, безответственным, безынициативным, бояться аудитории, иметь любимчиков, инертным, консерватором, ленивым, мелочным, некультурным, непунктуальным, нервным (2), не-

объективным, опытным, организованным, ответственным (2), ответственным за знания своих студентов, принципиальным, самодостаточный, спокойным, справедливым (4), стрессоустойчивый, строгим, счастливый, тактичным (2), терпимый, толерантным (2), требовательно справедливым, увлеченным (2), умеющий признавать свои ошибки, уравновешенным, честным. справедливым, неуверенным в себе, неуравновешенным, ограниченным, озлобленным на жизнь, очень меркантильным, полным осознания собственного достоинства, предвзятым, пристрастным, необъективным (как это ни сложно), провоцировать взяточничество, работающим для галочки, равнодушным (3), самоуверенным, слабовольным, эгоцентристом.

Компетентность великолепно знающим свой предмет, готовым к проведению занятий, грамотным, знать хорошо свой предмет, квалифицированным (2), компетентным (8), компетентным в своей области, начитанный, практик, продвинутым, профессионал, профессионалом (2), профессионалом в области, профессионалом, знающим предмет, профессиональным (компетентным в своей области), следит за современными тенденциями, стремящимся к повышению уровня своего профессионализма, способным меняться, учиться, уверенным, уверенным в своих знаниях, уметь гасить конфликты, уметь заинтересовать, вдохновить студентов, уметь контролировать свои эмоции, уметь поддерживать интерес студентов (чтобы "огонек не потухал"), а это гораздо сложнее, чем вызвать этот интерес, хорошим профессионалом, хорошо знающим свой предмет, широко образованным, эрудированный. зацикливаться только на области, которые преподает, не знать свой предмет, неинформированным (слабо), профаном, работать, рутинно, по раз и навсегда заведенному порядку.

Красноречие коммуникабельным (3), коммуникативным, красноречивый, общительным, с грамотной речью, умеющим правильно (грамотно) говорить. замкнутым, косноязычным.

Юмор в меру веселым, с юмором; иметь чувство юмора, обладающим чувством юмора, позитивный, с чувством юмора (2), с юмором (обладать чувством юмора). высмеивать студентов при всех

Внешность среднего возраста, хорошо, по возможности, выглядящим (одежда, макияж, улыбка), элегантным, эмоциональным. вульгарным (2), молодым, неряхой (2), неряшливым.

Другое не выбирать профессию педагога по принципу: "нет дороги - иди в педагоги...".

Полученные данные можно сопоставить с результатами опросов, проведённых нами в 2000-2001 году. Для определения образа идеального учителя было опрошено 500 человек. Приведём только данные, касающиеся внешности. Было получено 2211 положительных качеств, из них 73 касались внешних характеристик. Итак, идеальный учитель должен быть: аккуратным (21), опрятным (15), красивым (7), без вредных привычек (3), улыбчивым (3), красиво одетым (2), стильным (2), хорошо выглядеть, в очках, в хорошей форме, всегда быть нарядным, выглядеть соответственно, высоким, девушкой, иметь добрые глаза, красивым (аккуратным), красивым (опционально), лысым, опрятным внешне, привлекательным, приятной внешности, приятной наружности, с длинной указкой, улыбка, умный и красивый взгляд, ухоженным, чистый.

В то же время идеальный учитель не должен быть: неопрятным (27), неряшливым (20), неаккуратным (6), некрасивым (6), вульгарным (3), шепелявым (2), «грязным», «серым» во всем, безвкусно одеваться, безопрятным, в короткой юбке, в пьяном состоянии, грязным, жалким, забитым, заикающимся, застенчивым, не девушкой, неряхой, нетрезвым на работе, нечистоплотным, обладать тихим голосом, плохо одетым, постоянно уставшим, пьяным на уроке, разболтанным, разгильдяем, размазней, с бодуна, с громким голосом, с мрачным настроением, с похмелья, сквернословить, старомодным, старомодным (по моему мнению), суетливым, тихим, толстым, тонким, тусклым, тщедушен, уставшим, усталым, чопорным. Всего получено отрицательных качеств 2209, из них 102 можно отнести к описанию внешности учителя.

Приведём также результаты экспериментов, которые хорошо показывают как изменения, произошедшие в обществе, так и ожидания «клиентов». Хорошо из-

В скобках показана частотность этого качества.

вестно, что именно обманутые ожидания провоцируют конфликты и жалобы.

В условиях реформы образования прежде всего изменяются требования студентов к преподавателю: именно он организует учебный процесс и во многом определяет его результат. При исследовании речевого поведения профессионалов мы использовали систему методов, среди которых наиболее интересные результаты дали метод незаконченных предложений и метод воспоминаний.

Метод незаконченных предложений. Проективные методы исследования, к которым относятся в первую очередь ассоциативный эксперимент и метод незаконченных предложений, позволяют выявить не до конца осознаваемые и не выражаемые реципиентом прямо реалии. Авторский вариант теста представляет 26 незаконченных высказывания, объединенных общей темой «Обучение в вузе». Испытуемым предлагалось продолжить 13 из 26 предложений за ограниченный период времени. В результате проведенного исследования мы выявили «сферу тревог» (то, чего студенты опасаются) и «сферу надежд» (то, к чему они стремятся).

Можно отметить, что современные студенты нацелены на полезные и практичные знания, которые они смогут применить в жизни. Редкие высказывания свидетельствуют о формальном подходе, когда важен только диплом: нужно получить какое-то образование и пойти ра-ботать//получить высшее образование.

Результат обучения во многом зависит от: заинтересованности студентов и доброжелательного отношения и опыта преподавателей// степени заинтересованности слушателя в этом материале, средствах подачи материала// взаимодействия преподавателя и слушателей// атмосферы во время занятий// того, чтобы преподаватель и слушатель нашли общий язык// общего состояния преподавателей и слушателей// внимания, квалифицированных преподавателей, интересных вопросов и творческих заданий// зна-

ния материала преподавателем// взаимоуважительные и равноправные отношения// когда относятся хорошо, это придает уверенности, а плохого лучше не замечать.

Несмотря на то, что качество отношений является важным условием обучения, преподаватель не имеет права на лишние эмоции, особенно если они негативные: показывают свое плохое настроение на работе// не могут сдерживать свои эмоции (отрицательные)// постоянно повышают голос// постоянно кричат на паре и оскорбляют тебя// переносят личное отношение к студентам (хорошее или плохое) на процесс образования// не могут держать себя в руках, позволяют себе истерики и оскорбления.

Возросло требование к квалификации преподавателей: не любят свою работу и непрофессиональны// свою личную жизнь смешивают с работой и которые сами не знают материала//«забивают» на собственный предмет// понимая, что их материал неинтересен, не нужен и уже устарел, все равно его дают// профессиональность преподавателя (очень важно, чтоб преподаватель разбирался в том, чему он учит студентов)// не могут донести материал до студентов// «не общаются» со своими студентами (т.е. которые «сухо» читают лекции, без «обратной связи»)// не знают свой предмет// не могут заинтересовать и сами не увлечены своим предметом.

Важной является оценка работы, выполненных заданий преподавателем, озвучивание и комментирование: надменные, наглые, им не важна работа студента// говорит, что понравилось на занятии и над чем поработать еще// что понравилось или не понравилось в работе// как мы отвечали на уроке// в работе (выступлении) студента// о работе сказали что-то хорошее// игнорируют меня. Преподаватель был доволен: когда студенты «не очень» готовы с д/з// отдачей студентов// моей работой на паре// группой// если даже не готово д/з// нашим но-

ваторским подходом и проделанной дополнительной работой// моей работой (д/з, работой на уроке).

Можно отметить, что по результатам других экспериментов именно вариативность положительной (мотивирующей) оценки работы студента является важным показателем профессионализма преподавателя.

О том, что зачастую демократизация процесса преподавания не смогла преодолеть авторитарность отдельных преподавателей, говорят высказывания: преподаватели не любят, когда студенты слишком сильно проявляют свое «я»// к тебе относятся неуважительно.

Метод воспоминаний состоял в том, что респондентам предлагалось записать запомнившиеся высказывания преподавателей в две колонки: «понравились» и «не понравились». В результате подтвердилась значимость выражения оценки деятельности студентов, стремление к равноправным отношениям с преподавателем.

Не понравились высказывания, содержащие отказ от контакта, негативную оценку работы, оскорбления, приказы и др.

Отказ от контакта: это твои проблемы// ваша проблема// если не понял - я тут ни при чем// меня ваши проблемы не волнуют// ничем помочь не могу// меня это не волнует// меня это не касается// мне все равно, сколько вам задают по другим предметам. К моему предмету прошу готовиться!// мне все равно: слушаете вы меня или нет// мне это надо?// твоя проблема// то, что я вам объясняю, нужно вам, а не мне// это меня не касается// что вам объяснять, вы все равно ничего не поймете...// это ваши проблемы// с вами разговаривать бесполезно// нет времени// это я уже объяснил, спросите у других// я вам ничего не обязан// я вам объясняла, разбирайтесь сами.

Оценка: вы ничего не понимаете// лентяй// бездарь// бездельник// болван// вам два// придурки!// незачет// как вы мне надоели!// стадо баранов// тупые// ума у вас не хватает!// балбесы// бездарность//

бестолочи// более тупых не бывает// все равно из тебя ничего не получится// вы все тупые и наглые// вы на пять не знаете// вы не сможете// вы не хотите учиться// вы пофигисты// грош тебе цена// козы неграмотные// и ещё раз для особо умных// зайца быстрее научишь, чем вас// не для средних умов// не пытайтесь, все равно у вас не получится// недоумки// ничего сделать не можете// ну уж это не понять...// совковое мышление// таких тупых я ещё не встречала!// тупее вас группы еще не было// ты зря здесь сидишь// ты не аттестован// ты не готов// ты не знаешь// ты никогда с этим заданием не справишься!// ты сказал глупость, как всегда!// у вас в мозгах одна извилина и та идет прерывисто// удовлетворительно// ужасно// ужасно написано// ума нет и не будет// это какая-то ваша собственная формула// это печально// это ужасно// я знаю, что это вы решить не сможете.

Приказы и указания: на пересдачу// молчать!// придешь в следующий раз// вон из аудитории!// все, хватит, неправильно// встань и выйди вон!// не списывать!// не строй из себя умного// не хами// пиши объяснительную// решайте быстрее, сегодня думать некогда// соображай пошустрее// я это знаю, а вы - нет, значит слушайте.

Авторитарность: мне все равно, что вы думаете// что вы себе позволяете?// я лучше знаю!// вы здесь ни на что не имеете право// вы кто такие, чтобы спорить?// вы ничто!// да вы ничего не знаете, а вот я знаю// здесь я указываю!// мало ли что вы хотите!// не говорите глупостей, вы неправы!//не сметь возражать!// хватит умничать!// марш отсюда!// что хочу, то и делаю!// чтоб я больше тебя не видела!//я два раза не повторяю.

Угрозы: сейчас выгоню!// вот я у вас заберу шпаргалку, и как вы тогда напишете?// встретимся на экзамене// встретимся осенью// вы будете делать то, что я захочу// вы меня еще узнаете// зачет вы не сдадите// зачет не сдадите,

тогда на пересдачу, а если и тогда не сдадите - на комиссию, а потом сразу на отчисление// значит, вы не сдадите!// лично вы мне зачет не сдадите// попробуйте возразить - на экзамене припомню// посмотрим, как вы будете смеяться на экзамене// потом жалеть будете// на экзамене я вас спрошу// я припомню вам это на экзамене// экзамен покажет!// увидимся на пересдаче// я вам сейчас устрою хорошую жизнь.

Вопросы: вы заплатили за обучение?// кто не заплатил за обучение?// зачем пришли учиться?// как вы будете экзамены сдавать?// как вы можете не знать элементарного?//когда ты возьмешься за учебу?// неужели непонятно?// что вы глаза вытаращили?// что вы тут делаете?// что за хождения во время пары?// что, самая умная?// чё ты тупишь?// эй ты, шляпа, ты что тут пишешь?

Понравились высказывания, содержащие приглашение к контакту, поддержку, ориентированные на равноправные отношения, содержащие юмор, цитирование, наставления.

Приглашение к контакту: со всеми вопросами обращайтесь ко мне// если что-то непонятно, то я объясню// кому что непонятно - подходите, объясню// можно проконсультироваться.// приходи, я тебе помогу// подходите после пары// я всегда готова вам помочь// я для вашего профессионального образования не пожалею сил и времени.

Оценка: молодец!// отлично!// замечательно// пять// хорошо// вы молодцы// молодец, отлично!// замечательный ответ// зачет// правильно// так держать!// вы самые лучшие// гений// зачет автоматом// мне нравится ход твоих мыслей// мои хорошие// хороший ответ//я горжусь вами// блистательно// вам бы диссертацию писать// ведь ты же умница, только прикидываешься дурачком// видно, что не учила, но видно, что думаешь, а это всегда приятно, так что четыре// все верно// вы все можете, только не хотите// вы очень талантливы// с заданием вы спра-

вились отлично// с такими зубами грызите гранит науки// вы сегодня хорошо работаете// вы хорошо знаете это// вы хорошо разобрались в заданной теме// вы хорошо постарались// мне нравится ваша работа// мне нравится с вами работать// можете ведь, когда хотите// молодец, стараешься!// схватываешь на лету// так приятно с вами работать// у вас 5-ка, хотя и хромая// у вас автомат// у вас всё впереди// у вас все очень хорошо получается// у вас есть потенциал// уже лучше получается!// очень хорошая работа// просто восхитительно// радуют ваши успехи// разве ты хуже других!// светлая голова// своим интеллектом вы меня просто поражаете//я вами довольна.

Поддержка: у тебя все получится// у тебя обязательно все получится// многого добьешься// бывает, не все сразу понимают...// в следующий раз у вас получится// вот увидишь, у тебя получится// все будет хорошо// все те, кто получил два, придут на пересдачу// все хорошо, подумай еще// вы сдадите экзамен// главное -что ты умеешь мыслить// говорите то, что думаете// не бойся преодолевать трудности// не переживайте// я знаю, что ты можешь// с годами это придет// не расстраивайся - исправишь!// от того, как оценили твой ответ, знаний не убавится и не прибавится// пишите, не волнуйтесь, я - с вами!// соберись с мыслями и отвечай//я вас полностью поддерживаю.

Равноправные отношения: как настроение?// всего хорошего// я рада вас видеть// рад вас видеть// в бытность мою в Питере аспирантом, со мной случилась презабавнейшая история.// будем стараться!// все-таки мы с вами молодца!// все "разжуем"// согласна, я ошиблась, спасибо, что поправили// я сегодня немного задержалась// давай еще раз попробуем разобраться!// давай попробуем вместе// давайте вместе подумаем над этой проблемой// желаю успехов (перед экзаменами)// уважаемые студенты// здравствуйте, я очень рада вас видеть// я рада за вас// давайте разберемся в.// как

хорошо мы поработали// помогите мне решить эту проблему// ребятки, я научу вас тому, что вам будет интересно// это в жизни вам пригодится// хочу с вами посоветоваться// поздравляю со сдачей экзаменов// будьте внимательны// давайте подумаем вместе// обратите внимание// вашу зачетку, пожалуйста.

Вопросы: вам все понятно?// вы хотите пять или четыре?// кто у нас самый умный?// кто что-то не понял?// ну, кто рискнет ответить на такой тупой вопрос?// какое у вас настроение сегодня?// кто еще придумал какой-нибудь способ решения?// чем вы хотите заниматься?// что, он ел на этом реферате?// что случилось ребята? Почему вы не подготовились?// хорошо, вы поняли эту тему?// хотите анекдот на тему...?

Юмор, цитирование: ну, кто рвется ответить?// вместо того чтобы перекрашивать голову, используйте ее для мыслейПребята, давайте жить дружно// hello everybody// homo sapiens// а-а-а, фотографируете (списываете)// базар фильтруй!// ...на условиях срочности, платности и возвратности, хлопчик// поздно, Маня, пить боржоми// да в конце концов, из конца в конец// кто первый -тому чупа-чупс// молекулы движутся упорядоченно, а не с дикими криками в разные стороны// отсутствие всякого присутствия// это для тех, кто с бронепоезда// это и ежику понятно// последнее 356-е китайское предупреждение// полный отпад.

Утверждения, наставления: ученье -свет, а неученье - тьма// терпение и труд все перетрут// учиться никогда не поздно// век живи, век учись// вечных двигателей нет - есть вечные тормоза// вот такие пирожки с котятками// вся жизнь - игра// знания приходят с годами// каждый процесс должен быть осмыслен и управляем// каждый суслик - агроном// как богат наш русский язык// гусь свинье не товарищ// мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь, и воспитаньем, слава Богу, не мудрено и нам блеснуть// не

надо бояться ошибиться// не ошибается тот, кто ничего не делает// настаивайте на своем мнении, придерживаясь одного примера// машина делает не то, что вы от нее хотите, а то, что вы ей сказали// не будешь учить - пойдешь в армию// умение задавать вопросы приведет вас к вершинам науки!// упорство и труд все перетрут// хорошо смеется тот, кто смеется на экзамене// не принимай все на веру - на все имей свою точку зрения// отстаивай свое мнение до последнего// у каждого свое мнение// сколько раз ни повторяй, все равно кто-нибудь да не услышит// самосовершенствование - вот цель каждого человека// разбуди тебя ночью, должен ответить.

Проанализировав полученные в ходе исследований данные, мы можем констатировать, что, с одной стороны, изменения в корпоративной культуре преподавателей ориентированы на западные образцы, с другой - все это пропускается через сито российского менталитета. Отличия образа учителя/ преподавателя у носителей разных культур представлены в работе Е. В. Лукашевич, которая в результате ассоциативного эксперимента сделала следующие выводы: «Признак функция/роль значим для всех групп, но специфика его проявления состоит в том, что русские информанты акцентируют обучающую функцию, американцы - функцию руководителя или помощника (помогающий, помощник, помогает преуспеть, руководитель, руководство), а французы - обучающую и воспитательную (учит, передает знания, наставник, педагог). <...> Признак наличие ума, знаний, способности мыслить, образования, ученой степени практически не значим для русских информантов, особенно по сравнению с американцами, преподаватель чаще оценивается на основе черт его характера. Социальный статус преподавателя американские и французские испытуемые оценивают довольно высоко, давая реакции типа: авторитет, власть, кастовость, профессиональная защищенность, элита,

деньги, хорошо оплачиваемая работа, но французы отмечают и сложность, трудности профессии. Для русских информантов данные признаки неактуальны» [Лукашевич 2002: 195-196]. Редкие статьи о преподавателе сегодня не обходятся без обсуждения его роли и статуса в обществе, материальном вознаграждении этого труда. Согласимся с Е. Трубиной в том, что «в прошлом относительно скромное материальное вознаграждение интеллектуального труда компенсировалось безусловным признанием его общественной роли, когда трансляция академическим корпусом ключевых социально-политических ценностей оборачивалась моральной его поддержкой со стороны общества. Сегодня как раз комбинация полунищенского материального состояния, отсутствия поддержки со стороны общества и усиления требований со стороны управленческих государственных структур приводит многих к поиску иного поприща» [Труби-на 2003: 115].

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что корпоративная культура преподавателя претерпевает изменения, которые не могут не сказаться и на оценке его роли в обществе. Стремительное падение статуса педагогических профессий в России приводит к разрушению сложившейся системы образования, снижает мотивацию получения высшего образования, делает уязвимой ценность интеллектуального труда. Однако самая большая проблема заключается в том, что корпоративная культура преподавателя разрушается изнутри: наряду с обычными преподавателями появилась и быстро увеличивается доля «инструкторов» и «менеджеров», которые неизбежно привносят свои ценности, стратегии, способности и даже окружение. Отсутствие единой системы затрудняет не только определение места преподавателя в современном обществе (кто он? какой?), но и его самоидентификацию, что чревато серьезными проблемами в сфере образования.

Список литературы

1. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И.Ф. Исаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208с.

2. Колесникова Л. Риторическая личность преподавателя-филолога / Л. Колесникова // Высшее образование в России. - 2007. - №7. - С. 87-90.

3. Лейбович О. Преподаватель вуза: кризис идентичности / О. Лейбович // Высшее образование в России. - 2007. - №2. - С. 49-60.

4. Литовская М.А. О трех гендерных переделах высшего образования / М. А. Литовская // Гендерные отношения и гендерная политика в вузе: сб. статей / Под ред. Е. Г. Трубиной, М.А. Литовской. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. - 358с. С. 91-102.

5. Лукашевич Е.В. Когнитивная семантика: эволюционно-прогностический аспект / Е.В. Лукашевич. - Москва; Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. - 234с.

6. Любимов Л.Л. Угасание образовательного этоса / Л.Л. Любимов // Вопросы образования. - 2009. - №1. - С. 199-210.

7. Роботова А. Речь преподавателя и университетская традиция / А. Роботова // Высшее образование в России. - 2008. - № 6. - С. 127-133.

8. Трубина Е. «Гендерный» вопрос в вузе: взаимоналожение перемен и парадоксы адаптаций / Е. Трубина // Гендерные отношения и гендерная политика в вузе: сб. статей / Под ред. Е.Г. Трубиной, М.А. Литовской. - Екатеринбург: Изд-во Урал. унта, 2003. - 358с. С. 102-141.

9. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы. - М.: Логос, 2006. -488с.

10. Харченко Е.В. Речевое поведение преподавателей: психолингвистический аспект// Международная конференция «Русский язык в международном образовательном пространстве: современное состояние и перспективы». Доклады и сообщения. Гранада, 7-9 мая 2007. - Гранада, 2007. С. 481-486.

11. Харченко Е.В. Изменения в образе преподавателя вуза// Психолингвистика в XXI веке: результаты, проблемы, перспективы. XVI международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Тезисы докладов. Москва, 15-17 июня 2009г./ Ред. Коллегия: Е.Ф. Тарасов (отв. ред.), О.В. Балясникова, Е.С. Ощепкова, Н.В. Уфимцева. - М.: Издательство «Эйдос», 2009а. - 444с. С.182-184.

12. Харченко Е.В. Корпоративная культура профессионалов: попытка описания/ Е.В. Харченко// Вопросы психолингвистики. - 2009б. - № 9. - С. 209-216.

13. Шабурова О. Пространство университета и его гендерные измерения / О. Шабуро-ва // Гендерные отношения и гендерная политика в вузе: сб. статей / Под ред. Е. Г. Трубиной, М.А. Литовской. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. - 358с. С. 74-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.