Научная статья на тему 'Краткосрочная дистанционная профилактическая программа для семей, направленная на коммуникацию внутри семьи'

Краткосрочная дистанционная профилактическая программа для семей, направленная на коммуникацию внутри семьи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
173
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ / ПРОГРАММА ДЛЯ СЕМЕЙ / ДИСТАНЦИОННАЯ ПРОГРАММА / СЕМЕЙНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / FAMILY THERAPY / FOR FAMILIES PROGRAM / REMOTE PROGRAM / FAMILY COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Полякова Анастасия Сергеевна

Исходя из запросов родителей (с детьми которых я работаю) была создана дистанционная программа как дополнительная для работы психолога в детском саду. Краткосрочная дистанционная программа, предназначена для семей с нарушенными семейными коммуникациями. Программа сопровождается пошаговой инструкцией, что делает её удобной и интеллектуально понятной. Программа строится по принципу семейного системного подхода, включая его инструментарий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Полякова Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Краткосрочная дистанционная профилактическая программа для семей, направленная на коммуникацию внутри семьи»

более старших друзей: мудрый не по годам, но может оказаться в изоляции, быть неправильно понятым.

По мнению некоторых исследователей, отличительными характеристиками высокоодаренных и творческих детей, наряду с познавательными и другими способностями, являются способности к сверхвозбуждению [5]. Чем интенсивнее они проявляются, тем больше трудностей выявляется: раздражительность, агрессивность, гиперактивность. При этом сам ребенок тоже очень переживает из-за своей эмоциональной нестабильности, сильной восприимчивости.

Уникальность одаренных часто обусловливает их особую уязвимость, ранимость. В связи с этим очень важно тактичное, уважительное, доброжелательное отношение к ним окружающих взрослых, искренне верящих в раскрытие детских дарований и преодоление имеющихся трудностей. Необходимо признание, поощрение и стимулирование творческих успехов одаренных детей и их продвижений в проблемных сферах развития.

Исследование было проведено при поддержке РГНФ, проект № 14-06-00741а.

Литература

1. Белова Е. С. Исследование одаренных дошкольников с трудностями в развитии речи // Теоретическая и экспериментальная психология. 2012. Том 5. № 3. С. 5-16.

2. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 29-33.

3. Монкс Ф., Ипенбург И. Одаренные дети. М.: Когито-Центр, 2014. 132 с.

4. Щебланова Е. И. Одаренность как психологическая система: структура и динамика в школьном возрасте. Автореф.дис. ... докт. психол. наук. М., 2006. 48 с.

5. ProbstB., Piechowski M. Overexcitabilities and temperament. In T. L. Cross, J. R. Cross (Eds.). Handbook for counsellors serving students with gifts and talents. Waco: Prufrock Press, 2011. Р. 53-73.

6. Silverman L. Giftedness 101. N. Y.: Springer Publishing Company, 2012. 308 p.

7. Smutny J. F., von Fremd S. E. Differentiating for the Young Child: Teaching Strategies Across the Content Areas, PreK-3 (2nd ed.). Thousand Oaks, CA: Corwin, 2010. 280 p.

Remote program for families «Family communication» Polyakova A. (Russian Federation)

Краткосрочная дистанционная профилактическая программа для семей, направленная на коммуникацию внутри семьи Полякова А. С. (Российская Федерация)

Полякова Анастасия Сергеевна / Polyakova Anastasia - психолог,

Центр развития детей «Мир детства» - филиал «Теремок»,

МГИ имени Е. Р. Дашковой, повышение квалификации МГУ имени М. В. Ломоносова, г. Москва

Аннотация: исходя из запросов родителей (с детьми которых я работаю) была создана дистанционная программа как дополнительная для работы психолога в детском саду. Краткосрочная дистанционная программа, предназначена для семей с нарушенными семейными коммуникациями. Программа сопровождается пошаговой инструкцией, что делает её удобной и интеллектуально понятной. Программа строится по принципу семейного системного подхода, включая его инструментарий. Abstract: based on the needs ofparents (with children which I work) has been created for remote program as additional work of the psychologist in a kindergarten. Short-distance

311

program, designed for families with disturbed family communications. The program is accompanied by step-by-step manual that makes it convenient and intellectually understandable. The program is based on the principle of family systemic approach, including its instrumentation.

Ключевые слова: семейная терапия, программа для семей, дистанционная

программа, семейные коммуникации.

Keywords: family therapy, for families program, remote program, family communication.

Если Вы заметили, что в Вашей семье нарушены семейные коммуникации, то данная программа как раз для Вашей семьи!

Если Вы хотите участвовать в программе, пожалуйста, посоветуйтесь со всеми членами семьи. Обсудите, в какие дни вы можете все собраться для того, чтобы приступить к выполнению заданий.

Если вы уже обсудили все нюансы, пожалуйста, укажите даты и свои контактные данные.

Пошаговая инструкция

№ Дата Практическая часть

Согласие /несогласие на участи в программе

1 Методика «Рисунок семьи»; Подход - «Домашний психолог в схемах |Тема: «Семья» (Полякова А.С.) [1, с. 96].

2 Шаг 1. Инструкция к программе Шаг 2. Вводное упражнение Шаг 3. Вводное задание

3 Шаг 4. Упражнение а. Шаг 5. Задание №1

4 Шаг 6. Упражнение b. Шаг 7. Задание №2

5 Шаг 8. Упражнение с. Шаг 9. Задание №3

6 Шаг 10. Упражнение d. Шаг 11. Задание №4

7 Шаг 12. Упражнение е. Шаг 13. Задание №5

Обратная связь

Фамилия семьи Психолог

Тел. E-mail Тел. E-mail:

Дата Н Задание

Вводно задание

Вводное занятие

Шаг 1. Инструкция к программе. Так как программа дистанционная. Вам надо выбрать человека, который будет зачитывать текст. В свою очередь тот, кто будет зачитывать письмо должен набраться терпения и получить ответы от каждого члена семьи. Это очень важный момент. В каком порядке вы будете отвечать это ваше решение. Маленькие дети тоже могу участвовать в программе по мере своих возможностей.

312

Шаг 2. Инструкция к упражнению. В этом упражнении вы делитесь тем, что каждого из вас беспокоит. И так, «чувство беспокойства», это такое состояние когда .. .(тут вы говорите, как вы понимаете это чувство «чувство беспокойства»).

• мама: Это такое состояние, когда и т.д.

• папа ...

• 1.ребенок...

• 2.ребенок...

• бабушка.

• дедушка.

Как бы вы ответили на вопрос: Как «беспокойство» сказывается на вашей речи? (тут вы размышляете, как это чувство может влиять на мысли, речь и т.д.).

• мама: я заметила, что .

• папа .

• 1.ребенок ...

• 2.ребенок.

• бабушка .

• дедушка .

Шаг 3. Зачитайте, пожалуйста, народную сказку

«Три брата и мудрый старец»

Жили в одном доме возле самого болота три брата вместе со своим отцом. А ведь всякий знает, что жить около болота худо: от него один вред и никакой радости.

Вот пришло время отцу умирать. Позвал он своих сыновей и сказал:

- Слушайте, сыновья! Надо вам с этого места переселяться. Беды и болезни посылает нам болото. Постройте себе дом где-нибудь на склоне горы, тогда и заживёте по-хорошему, но, прежде чем приступите к делу, посоветуйтесь с мудрым старцем, который живёт в лесу.

Время шло, и видели братья, что отец был прав. Надо уйти им с болота. Поговорили они между собой и решили, что пойдёт старший брат в лес к мудрому старцу за советом: уходить им или нет.

Вот пришёл старший брат к мудрому старцу и спрашивает:

- Что нам делать? Плохо мы сделаем, если с болота уйдём и построим себе дом на склоне горы? Как скажешь?

- Плохо,- ответил старец, не оставляя работы, которой был занят.

Не стал старший брат дальше его расспрашивать и, опустив голову, печальный, пошёл домой.

Дома он передал братьям ответ старика.

- Да рассказал ли ты ему о наших несчастьях? - воскликнул средний брат.- Пойду-ка я и объясню старцу, как мы живём... - И он пошёл в лес.

- Скажи, уважаемый,- обратился он к старцу,- как нам быть? Возле болота жить больше нет сил. Беды и болезни измучили. - И он с тревогой спросил: - Как думаешь, стоит ли нам уйти оттуда? Плохо ли будет, если мы построим дом на склоне горы?

- Плохо будет,- снова ответил старец.

Вернулся и средний брат домой печальный. Выслушали его братья.

- Ну что же,- весело сказал младший брат,- теперь, видно, мой черед идти к старцу.

И пошёл он в лес.

Подойдя к старцу, поклонился ему низко младший брат, присел на пенёк и сказал:

- О мудрый старец! Умирая, наш отец завещал нам уйти с болота, где мучают нас болезни и беды. Хорошо ведь будет, если мы построим себе дом на склоне горы. Как ты нам посоветуешь?

- Очень хорошо будет, сын мой! - ответил старец.

313

У младшего брата будто крылья от радости выросли. Поблагодарил он старца и побежал домой, где его с нетерпением ждали братья.

- Братья! - крикнул младший.- Мудрый старец сказал, что будет очень хорошо, если мы построим дом на склоне горы!

Те даже рты раскрыли от удивления.

- Как же так? - разом спросили они. - Что же он смеялся над нами?

Побежали они все трое в лес.

- О мудрый старец! - сказал старший брат.- Ты что, смеялся над нами что ли? Почему ты мне и среднему брату сказал, что плохо строить дом на склоне горы, а младшему брату сказал, что хорошо?

- Я и не думал смеяться,- ответил старец.- Вы спросили меня: «Плохо ли будет, если мы построим дом на склоне горы?» А младший брат сказал так: «Хорошо ведь будет, если мы построим себе дом на склоне горы». И я ему ответил: «Очень хорошо будет!» Я ответил ему так потому, что он начал с хорошего, а вы с плохого. А разве может работа спориться, если начать её со страхом, думая о плохом? О хорошем надо думать! - прибавил старик.

Поблагодарили его братья, и пошли все вместе строить дом.

Психолог: Обрати ли вы внимание, что каждый из братьев поделился своими чувствами с другими. Возможно, получив достаточно информации от братьев, младший брат поменял тактику.

Скажите, пожалуйста, что еще полезного можно подчеркнуть из рассказа?

• мама ...

• папа ...

• 1.ребенок ...

• 2.ребенок ...

• бабушка .

• дедушка .

Психолог: Возможно, вы тоже заметили, что старец хотел, чтобы они начали свою работу с хорошим настроем.

Желаю успехов! Пусть результат будет великолепным!

Дата Н Задание №1

Вводно задание

1

Комментарий семейного психолога к вводному заданию: Первое, что вы сделали в водном задании, вы выслушали друг друга. Я хочу похвалить вас. Вы молодцы! Вы нашли время, собрались вместе и обсудили какие-то моменты, которые каждого из вас беспокоят. А также вы прочитали сказку, в которой рассказывалось о трех братьях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этом задании, я предлагаю вам рассмотреть ситуацию, как студент самостоятельно справляется со своим настроем: Студент боится экзамена и поэтому весь дрожит. И он уже боится, что все заметят, как он дрожит. Как студенту справиться с фобией? Есть один метод, который поможет ему поменять отношение к ситуации. Этот метод называется «парадоксальные интенции», метод был разработан австрийским психологом Виктором Франклом. Применение данного приёма основывается на специфически человеческой способности к отстранению, лежащей в основе чувства юмора. Тогда студент прибегает к методу парадоксальной интенции и говорит себе «скорей бы экзамен, я буду так сильно дрожать, что и преподаватель будет дрожать, и стены будут дрожать и я стану чемпионом по дрожанию».

Пожалуйста, вспомните, что вы говорили в водном задании о беспокойстве. Если вы сумели объяснить это чувство, скорее всего вы его переживаете или переживали

314

когда-то. Это нормально. Для того чтобы научится самостоятельно справляться с тревогой, я предлагаю вам освоить метод парадоксальной интенции.

Шаг 4. Пожалуйста, выполните упражнение A. Произнесите то, что вас беспокоит вслух, и не забывая про юмор, переживите это событие со своей семьей (вспомни пример студента, который боялся идти на экзамен). Если кто-то из членов семьи затрудняется выйти на юмор, помогите ему.

• мама ...

• папа ...

• 1.ребенок ...

• 2.ребенок ...

• бабушка ...

• дедушка .

Шаг 5. Инструкция к первому заданию: Первое задание будет направлено на совместную деятельность. У каждого будет своя функция. Если вас попросили, что -то выполнить, выполните. Если вы взяли на себя сами какие-то функции, пожалуйста, введите в курс дела семью, что именно вы будете делать.

Перед тем, как приступить к заданию, расскажите о своих умениях в позитивном ключе. Тот, кто будет зачитывать письмо должен сделать на этом акцент.

Выполните упражнение. Расскажи о своих умениях в позитивном ключе:

• мама .

• папа .

• 1.ребенок ...

• 2.ребенок .

• бабушка .

• дедушка .

Для выполнения первого задания вам понадобятся следующие материалы:

• пластилин

• краски

• цветная бумага

• карандаши

• картон формата А2

На картоне я предлагаю вам создать жизнь. Что это будет и кто там будет, решаете вы сами, какой материал вы будите использовать, тоже ваше решение. Пожалуйста, обсудите, кто, что будет делать. Если кто-то трудился над проектом, пока других не было дома, расскажите им все поэтапно о своих действиях.

Желаю успехов! Пусть результат будет великолепным!

Дата Н Задание №2

Вводно задание

1

2

Комментарий семейного психолога по первому заданию: Перед тем, как обсудить вашу работу я предлагаю вам выполнить следующее упражнение: пожалуйста, представьте очень красивый пейзаж. Теперь посмотрите на него глазами художника. Подумайте, на что именно обращает внимание художник. А теперь, посмотрите на этот же пейзаж глазами земледельца и подумайте, на что именно обращает внимание земледелец. А теперь, глазами строителя. Это задание можно выполнять с закрытыми глазами описывая то, что вы видите.

315

Шаг 6. Выполните упражнение B.

• мама (жена)... глазами художника ... глазами земледельца ... глазами строителя ...

• папа (муж)... глазами художника ... глазами земледельца ... глазами строителя

• 1.ребенок... глазами художника ... глазами земледельца ... глазами строителя

• 2.ребенок... глазами художника ... глазами земледельца ... глазами строителя

• бабушка. глазами художника ... глазами земледельца ... глазами строителя ...

• дедушка. глазами художника . глазами земледельца . глазами строителя .

Теперь я предлагаю вам обсудить вашу работу.

В первом задании я предложила вам создать жизнь. Надеюсь, что вам было интересно работать над таким проектом.

Пожалуйста, посмотрите на свою совместную работу. Посмотрите, кто чему уделял особое внимание.

В первом задании я просила вас рассказывать друг другу о своих действиях. Постарайтесь вспомнить, кто, что делал. Представьте, если бы один из вас не участвовал в проекте, чтобы пропало из проекта?

• мама . бабушка делала.

• папа . дедушка делал.

• 1 .ребенок . мама делала .

• 2.ребенок .старший ребенок делал.

• бабушка . папа делал.

• дедушка . мама делала.

Семья, обсудите, пожалуйста, вот такие вопросы:

1. были ли в вашей семье те, кто сам себе придумывал функции?

2. реализовывались ли ваши просьбы в проекте, если вы кого-то просили об этом? Пожалуйста, поинтересуйтесь друг у друга:

1. легко ли вам было выполнять чужие поручения?

2. с чем вы легко справлялись, а что давалось труднее?

• мама .

• папа .

• 1.ребенок .

• 2.ребенок .

• бабушка .

• дедушка .

Шаг 7. Инструкция ко второму заданию:

В этом задании я предлагаю вам сочинить рассказы. Кто будет главным героем, и какие события будут происходить в вашем рассказе это все ваше решение.

• мама (жена). рассказ называется «.»

• папа (муж). рассказ называется «.»

• 1 .ребенок. рассказ называется «.»

• 2.ребенок. рассказ называется «..»

• бабушка. рассказ называется «....»

• дедушка. рассказ называется «....»

Желаю успехов! Пусть результат будет великолепным!

316

Дата Н Задание №3

Вводно задание

1

2

3

Комментарий семейного психолога по второму заданию: Скажите, были ли у вас такие ситуации, когда вы так много хотели сказать, что тот, кто вас слушал, запутывался в ваших мыслях или не мог понять суть?

• мама ...

• папа ...

• 1.ребенок ...

• 2.ребенок ...

• бабушка .

• дедушка .

Во втором задании я предложила вам сочинить рассказы. Надеюсь, что вам понравилось это задание. Теперь, предлагаю вам обсудить их. Для этого вам нужно определить лидера. Лидер выслушивает рассказы, и каждый рассказ в отдельности оформляет в сжатый формат, но без потери основного смысла. Лидер озвучивает свою формулировку, а рассказчик подтверждает или не подтверждает сжатую версию своего рассказа. Свой же рассказ лидер зачитывает после всех и просит семью сжать его рассказ и в каждом отдельном случае подтверждает или не подтверждает свой рассказ.

Такой метод поможет вам формулировать свои мысли кратко, лаконично и доступным языком. А также этот метод поможет вам договариваться о чем -то в короткие сроки.

Шаг 8. Невербальный язык тоже очень важен, поэтому, я предлагаю вам выполнить следующее упражнение C: Необходимо показать слово (используя язык жестов), которое должны угадать остальные участники. Пожалуйста, поупражняйтесь по 5-7 слов каждый.

• мама .5-7 слов

• папа .5-7 слов

• 1.ребенок .5-7 слов

• 2.ребенок .5-7 слов

• бабушка .5-7 слов

• дедушка .5-7 слов

Шаг 9. Инструкция к третьему заданию:

Я предлагаю вам придумать загадку в виде кроссворда. Для этого задания вы должны определить лидера, который распределит рассказы и придумает загадку. А так же лидер координирует всех рассказчиков. Он же подает подсказки, если возникают сложности при угадывании.

Если лидер сталкивается с сильной критикой, он говорит: - как мне повезло, что у меня столько помощников, давайте по очереди рассказывайте свои идеи и так мне будет легче придумать загадку. Пожалуйста, не забывайте хвалить лидера! Пригласите в гости своих родных. Устройте тематический вечер в стиле какой-нибудь сказки.

Желаю успехов! Пусть результат будет великолепным!

317

Дата Н Задание №4

Вводно задание

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

2

3

4

Комментарий семейного психолога по третьему заданию: В третьем задании, на лидера была возложена большая нагрузка: обработать и сжать рассказы, придумать загадку и распределить рассказы, координировать рассказчиков и др. Надеюсь, что лидер справился, ведь семья оказывала ему помощь и хвалила его «два человека могут спасти друг друга там, где один погибает» Онере де Бальзак.

Шаг 10. Упражнение D: Пожалуйста, поинтересуйтесь у лидера, за что именно он вам благодарен.

А также, в третьем задании вы попробовали на себе все виды коммуникаций. Психологи утверждают, что голос и язык жестов говорят за нас куда больше, чем мы хотим сказать. Если у нас плохое настроение, а мы говорим что хорошее, что-то нас все равно выдаст. Очень важно понимать невербальный язык. Так вы сможете уловить настроение других и вовремя оказать поддержку.

Шаг 11. Инструкция к четвертому заданию:

Пожалуйста, достаньте семейные альбомы. Расскажите своим детям про своих родителей и своих бабушек и дедушек. Расскажите, чем они занимались. Составьте генеалогическое дерево.

Желаю успехов! Пусть результат будет великолепным!

Дата Н Задание № 5

Вводно задание

1

2

3

4

5

Обратная связь

Комментарий семейного психолога по четвертому заданию: В четвертом задании вы воспроизвели генеалогическое дерево. Психологи утверждаю, что у человека есть потребность в корнях. Я надеюсь, что вам было интересно выполнять такое задание. Возможно, вы вспомнили, какие-то интересные события, которые еще никогда не рассказывали своим детям.

Шаг 12. А теперь, пожалуйста, выполните следующее упражнение E:

«Я желаю тебе добра, потому и браню тебя - так всегда узнаются истинные друзья!» Ханс Кристиан Андерсен

У меня на работе была такая ситуация. Я проводила занятие на тему «Поведение в общественных местах» и одна девочка (4-х лет), поделилась со мной своими чувствами. Гуляя с мамой в городе она хотела сорвать цветочек для неё, а мама ей не разрешила это сделать. Когда девочка рассказывала свою историю, у нее наворачивались слезы. Девочка не понимала, что она хотела сорвать цветок с клумбы,

318

а мама просто её вовремя остановила, но не объяснила почему. Когда девочка рассказывала свою историю, уже была зима. Как же надолго обида засела в груди ребенка.

Инструкция: Попросите друг у друга прощения. Не разбирайте детально, просто простите друг друга. Сделайте друг другу подарки.

Шаг 13. Завершающее пятое задание

Пожалуйста, обсудите и сделайте выводы по следующим заданиям: проект

жизнь, рассказы и загадка, генеалогическое дерево.

• Что полезного для себя поняли?

• Какой опыт получили?

• Что готовы реализовать?

Я надеюсь, что вам понравилось участвовать в программе для семей. Спасибо вам за доверие и за участие! В обратной связи вы можете написать свой отзыв о программе.

Обратная связь

Пошаговая инструкция

№ дата Методы, способы, подходы, техники Практическая часть

Договор (контракт) на оказание психологических услуг: в договоре обычно обговариваются сроки, оплата, этический кодекс психолога и активность клиента.

i Методика «Рисунок семьи»; Подход - «Домашний психолог в схемах |Тема: Семья» (Полякова А.С.) [1, с. 961.

2 «Парадоксальные предписания» Шаг 1. Инструкция к программе Шаг 2. Вводное упражнение Шаг 3. Вводное задание

3 «Парадоксальная интенция» Шаг 4. Упражнение а. Шаг 5. Задание №1

4 Т ехника «Если бы я был...» Шаг 6. Упражнение b. Шаг 7. Задание №2

5 «Супружеская конференция и семейный совет» Шаг 8. Упражнение с. Шаг 9. Задание №3

6 «Семейные фотографии» Шаг 10. Упражнение d. Шаг 11. Задание №4

7 «Рефрейминг» Шаг 12. Упражнение е. Шаг 13. Задание №5

Обратная связь. Вы можете написать отзыв о программе, если у вас есть такое желание

Литература

1. Полякова А.С. Психолингвистический тренажер // Международная научнопрактическая конференция «European Research: Innovation in Science, Education and Technology/Европейские научные исследования: инновации в науке, образовании и технологиях» (Москва. 30-31 декабря 2014). Изд-во «Проблемы науки», 2014. С. 89-97.

319

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.