УДК 373.2
Бакаева Ольга Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
BakaevaON@yandex.ru
ИЗУЧЕНИЕ РОЛЕВЫХ ПОЗИЦИЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ 5-8 ЛЕТ В СИСТЕМЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В данной статье рассматривается проблема детско-родительских отношений. В первой ее части представлен теоретический анализ психолого-педагогических исследований: показана роль семьи, как ведущего социального института в развитии личности; раскрывается содержание понятий «роль», «семейная роль», «половая роль» и пр.; приводится классификация ролей в семье; дается характеристика положений ребенка в системе семейных отношений. Основное внимание в работе автор акцентирует на результатах метода экспертных оценок, представленного во второй экспериментальной части статьи. В качестве экспертов выступили разные члены семьи (мамы, папы, бабушки и дедушки). Респонденты определили как положительные, так и отрицательные ролевые позиции одаренных детей 5-8 лет в системе семейных отношений. В конце статьи подводятся некоторые итоги, свидетельствующие о разнообразии ролей одаренных детей дошкольного возраста в семье: 84% положительных и 16% отрицательных ролевых позиций.
Ключевые слова: одаренность, одаренные дети, семья, семейное воспитание, семейные роли, семейные позиции, семейные отношения, детско-родительские отношения.
По признанию отечественных и зарубежных исследователей Т.В. Андреевой, А.И. Антонова, Е.П. Арнаутовой, И.В. Бестужева-Лады, И.В. Гребенникова, Н.И. Демидовой, Т.Н. Дороновой, Л.В. Загик, О.Л. Зверевой, Р. Зидера, О. А. Карабановой, Т.В. Кротовой, Т.А. Куликовой, Т.А. Марковой, З. Матейчека, В.М. Медкова, А.В. Мудрика, Г. Навайтиса, В. Сатир, В.А. Сысенко, Г. Фигдора, А. Фромма, Г. Хо -ментаускаса, Ю. Хямяляйнена, О.А. Шелепухо, Л.Б. Шнейдер, В.М. Целуйко, Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса и др. семья является основным социальным институтом в развитии личности подрастающего поколения. Обладая устойчивостью и даже некоторой ригидностью, она чутко реагирует на происходящие во всем мире социальные, экономические и политические преобразования, а также изменения в системе внутрисемейных отношений. Возросший научный интерес к семье и семейному воспитанию связан с их недостаточной изученностью, сложностью организации исследования, возникновением новых ее типов (проблемных, внебрачных, материнских, виктимо-генных, дистантных и др.) и альтернативных форм брачно-семейных отношений (сознательно бездетных, однополых, фактических и др.).
Одним из составляющих семейной жизни является распределение семейных ролей, вытекающее из понимания социальной роли, т.е. «модели поведения, заданной социальной позицией личности в системе объективных или межличностных отношений» [3, с. 274]. Под ролью понимается «социальная функция личности, соответствующая принятым нормам, способам поведения людей в зависимости от их статуса, или позиции в обществе, в системе межличностных отношений» [2, с. 325].
Процесс возникновения ролевой структуры семьи рассматривается одной из главных сторон ее становления как: социальной и психолого-педаго-
гической общности; адаптации людей друг к другу; выработки стиля совместной семейной жизни, который в условиях существования разных норм и образцов ролевого поведения тесно связан с межличностными отношениями ее членов и их установками. В настоящее время качество межличностных отношений супругов определяется, прежде всего, тем, как воспринимаются ими роли, насколько благополучными и успешными они их считают.
В зарубежных социологических и психолого-педагогических исследованиях семейные роли отождествляются с категориями: половые роли, полоролевая система и полоролевая дифференциация. Рассмотрим эти понятия. Половые роли трактуются как «система культурных норм, определяющих допустимые способы поведения и личностные качества на основе половой принадлежности» [2, с. 264], полоролевая система - это «культурные ожидания относительно социальных ролей, социальной деятельности, подходящих для мужчин и женщин» [2, с. 264], а дифференциация ролей мужчины и женщины напрямую зависит от их отношения к дому (семье) и профессиональной деятельности. Роль мужчины традиционно связывалась с хорошо оплачиваемой работой, позволяющей материально обеспечить жену и детей, семье же отводится второстепенное положение. Линию их дифференциации можно представить в следующем виде - «работа-дом». Роль же женщины-матери, наоборот, характеризуется первоначальной ответственностью за дом, семью, детей и только потом отношением к своей профессиональной деятельности, т.е. ее линия дифференциации определяется схемой «дом-работа».
Подобную дифференциацию ролевой структуры чаще всего называют полоролевой и определяют образцом распределения семейных ролей мужчин и женщин (Ф.И. Най, Дж. Плек, Дж. Скан-цони и др.). Долгое время, начиная с Домостроя,
© Бакаева О.Н., 2019
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
83
и в отечественной педагогической науке принималось именно такое распределение ролей членов семейного коллектива, считалось идеальным, а сегодня признается традиционным. Т. А. Куликова, опираясь на исследования И.В. Бестужева-Лады, Н.Н. Поддъякова и Н.И. Демидовой, утверждает о том, что в настоящее время ситуация существенно изменяется: более 60% женщин являются специалистами с высшим и средним профессиональным образованием, что стимулирует их потребность реализовать себя вне дома, делать карьеру и т.д. По сравнению с мужчинами они оказались более успешными и адаптивными к современным экономическим условиям, благодаря чему быстрее соглашаются пройти дополнительные курсы обучения, т. е. переучиться и получить новую хорошо оплачиваемую работу. Профессиональная деятельность вне дома меняет и статус женщины в семье, что неоднозначно сказывается на выполнении воспитательной функции, приводящей с одной стороны, к сокращению времени общения со своим ребенком, а с другой - изменения качества этого общения. Приходя с работы, мама много рассказывает о своей трудовой деятельности, обязанностях, коллегах, тем самым, вызывая у ребенка огромный интерес и, как следствие, значительное повышение родительского авторитета в его глазах.
В детском саду дошкольники с гордостью делятся со сверстниками полученной информацией, говорят о том, что их мама работает, но при этом для них неважно, чем именно она занимается. Недостаток времени для домашних дел и забот о ребенке способствует тому, что женщина предъявляет гораздо больше требований к проявлению детской самостоятельности, поощряет его инициативу, чаще привлекает к помощи по дому, дает постоянные трудовые поручения и обязанности. Конечно же, положительная сторона подобного воспитания бесспорна. Но есть и отрицательные моменты производственной деятельности работающей женщины. Прежде всего, это приводит к снижению контроля за поведением и деятельностью ребенка, т.е. у матери практически не остается на него сил и времени. Нередко «главе семейства» (мужчине, мужу, отцу), приходится выполнять хозяйственную функцию, занимаясь ведением домашнего хозяйства вместо женщины (жены).
Таким образом, у современных детей могут формироваться специфические и, даже можно сказать, «искаженные представления о социальных ролях мужчины и женщины» [4, с. 208]. Педагоги дошкольных образовательных организаций отмечают, что девочки все чаще стали увлекаться играми мальчиков, мужскими видами спорта, проявляют властность, т.е. у них формируются мускулинные качества; а мальчики наоборот, любят играть в куклы, катать коляски, т.е. демонстрируют женские (феминные) качества. В результате такой «эманси-
пации» происходит бурный рост хулиганства, бандитизма, преступности и других негативных асоциальных проявлений среди девочек [4, с. 207-208].
При описании ролевой структуры семьи Л.Б. Шнейдер уделяет особое внимание проблеме выделения ролей, главным критерием для определения которых она считает выполнение членами семьи хозяйственно-бытовой и воспитательной функций - организатор быта, или хозяин (хозяйка), воспитатель детей, материально обеспечивающий (кормилец) [6, с. 144]. В исследовании Ю.В. Алешиной приводится следующая классификация семейных ролей: «ответственный за материальное обеспечение; хозяин-хозяйка; ответственный по уходу за ребенком; воспитатель; сексуальный партнер; организатор развлечений (досуга); организатор семейной субкультуры; ответственный за поддержание родственных связей; «психотерапевт» [1, с. 36-37]. Видим, что большинство названных ролей характерны для современных семейных отношений, так или иначе они включаются в категории «семья» и «семейная жизнь».
В системе семейных отношений Л.Г. Жедунова, И.А. Можаровская, Н.Н. Посысоев, Е.Н. Юрасова и др., наряду с супружескими и родительскими, выделяются и различные роли ребенка, содержание которых определяется удовлетворением потребностей матери и отца: «ребенок-компенсация неудовлетворительных супружеских отношений, т.е. средство, усиливающее позицию одного из родителей в семье; ребенок-знак социального статуса семьи, символизирующий социальное благополучие и являющийся объектом ее социальной презентации («У нас все как у людей»); ребенок-элемент, связывающий родителей и не дающий им возможности развестись («Мы не разводимся только ради тебя»)» [5, с. 242-243].
Т.В. Андреева указывает на роли ребенка, заданные жизненными циклами семьи: сын (дочь), внук-внучка (правнук-правнучка), пасынок, младший (старший) брат, младшая (старшая) сестра и др.
Положение ребенка в семье может быть охарактеризовано той ролью, которую определяют для него родители и прародители. А.И. Баркин, А.И. Захаров, А.Я. Варга, З. Матейчек, Т.А. Куликова, О.А. Шелепухо, В.М. Целуйко и др. выделяют положительные («кумир семьи», «вундеркинд» («надежда семьи»), «мамино (папино, бабушкино...) сокровище», «паинька», «талисман семьи» («любимец семьи»), «болезненный ребенок», «герой семьи» («ответственный» ребенок), «потерянный (кроткий) ребенок») и отрицательные («ужасный ребенок», «мучитель», «козел отпущения», «серая мышка» («забитый» ребенок), «путающийся под ногами», «маленький хитрец», «Золушка») роли детей в семье.
Какую же роль занимает одаренный ребенок дошкольного возраста в своей семье? Ответ на
84
Вестник КГУ 2019
этот вопрос попытались найти, проведя в 2017 -2018 годах исследовательскую работу с семьями воспитанников муниципальных бюджетных дошкольных образовательных организаций №№ 25, 41, 46 г. Ельца, Липецкой области. Основным методом экспериментальной работы явился метод экспертных оценок. В качестве экспертов выступали разные члены семьи (мамы, папы, бабушки и дедушки). Исследованием было охвачено 43 семьи одаренных детей 5-8 лет. Дадим им краткую характеристику: все семьи одаренных дошкольников -благополучные. По структуре 67,4% исследуемых семей - полные и 32,6% - неполные. Из числа неполных семей 57,1% относятся к типу «разведенных» и 42,9% «материнских». В большинстве исследуемых семей (74,4%) одаренный ребенок является единственным; 16,3% - малодетные семьи, в которых воспитываются два ребенка (4,7% семей из их числа имеют одаренных детей-близнецов); 9,3% составляют многодетные семьи, воспитывающие трех детей. Во всех обследуемых семьях одаренные дети желанны и любимы.
С целью ознакомления родителей одаренных детей с ролями, занимаемыми ребенком в семье, были организованы следующие формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями: групповые родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы; подготовлен информационный материал в виде папок-передвижек, стендов, буклетов, памяток, компьютерных слайдов; размещена информация в социальных сетях. В этих формах взаимодействия детского сада с семьей была дана подробная характеристика названных выше отрицательных и положительных семейных ролей ребенка, а на одном из родительских собраний прочитана лекция на тему «Положение ребенка в семье».
Использование экспертных методов исследования (беседа, анкетирование, оценивание) позволило определить занимаемые одаренными детьми старшего дошкольного возраста семейные роли. Следует отметить, что полученным результатам присуща некоторая доля субъективизма, поскольку почти все члены обследуемых семей выражали свое отношение к исследуемой проблеме, ведь для них ребенок является «самым лучшим», «самым умным», «самым хорошим», «самым добрым» и «самым красивым».
Представим результаты, полученные с помощью методов экспертных оценок, в таблице 1.
Из данных таблицы 1 видно, что большинство респондентов (32%) определили роль одаренного
ребенка как «кумира семьи». Их любовь, внимание и забота имеют разумные пределы и способствуют становлению доброжелательного отношения ребенка к взрослым членам семейного коллектива и к себе. «Кумир семьи» вызывает восхищение всех окружающих, независимо от его типа поведения. Многочисленные его желания и потребности незамедлительно исполняются родителями и прародителями, поэтому их жизнь всецело зависит от ребенка и «вращается» вокруг него. В результате такого воспитания у него вырабатывается позиция «я - все, а окружающие - ничто». По его мнению, все взрослые и сверстники должны служить ему искренне и преданно, а он по отношению к ним может вести себя по-разному, в том числе, неуважительно и пренебрежительно. К сожалению, ожидания ребенка не всегда оправдываются, поэтому он сначала испытывает недоумение, а затем отрицательные эмоции, вынуждающие его действовать агрессивно, что еще более усугубляется нарушением межличностных семейных связей.
21% родителей отвели одаренным дошкольникам роль «вундеркинда» или «надежды семьи». Для них они, с одной стороны - средство общения с внешним миром, а с другой - талисман, реализующий их надежды и несбывшиеся мечты. Воспитывая ребенка, взрослые предъявляют к нему слишком завышенные требования и постоянно внушают мысль, что он умнее, лучше, сильнее и достойнее других. В беседе респонденты высказывали мысль о том, что «Наш малыш всем покажет, каким я мог бы стать, если бы мне не мешали».
15% опрошенных определили роль одаренного ребенка как «чье-то сокровище». В этом случае он является не всеобщим, как с «кумиром семьи», а чьим-то личным любимцем (в нашем случае 10% детей - «мамино» и 5% - «бабушкино сокровище»). Именно они претендуют на ребенка, проявляют полную заботу о нем. В таких семьях наблюдаются бесконечные соревнования между ее членами за проявление внимания и любови малыша.
Некоторые одаренные дети заняли позицию воспитанных, послушных и примерных детей, являющихся родительской гордостью, т.к. они не доставляют никому хлопот и огорчений, следуют советам и рекомендациям взрослых, выполняют их поручения. Это, по мнению родителей и прародителей, «дети-паиньки», их оказалось не так много - около 8%.
Роль «болезненного ребенка» была отведена 5% одаренных детей, здоровье которых требует особого внимания и ухода. Родители сильно опасаются
«любимец» семьи «кумир семьи» «вундеркинд» «чье-то сокровище» «паинька» «болезненный ребенок» «потерянный (кроткий) ребенок»
84 32 21 15 8 5 3
Таблица 1
Положительные ролевые позиции одаренных детей 5-8 лет в системе семейных отношений ( в % )
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
85
Таблица 2
Отрицательные ролевые позиции одаренных детей 5-8 лет в системе семейных отношений ( в % )
«ужасный ребенок» «мучитель» «забитый» «путающийся под ногами» «маленький хитрец»
16 2 2 4 8
за жизнь «чудо--малыша», боятся, что он может чем-то заболеть, переживают за него и при этом выполняют все его желания и потребности. Было замечено, что данная роль была присуща одаренным дошкольникам, которые являются единственными детьми и воспитывающиеся в неполной разведенной семье, чаще всего одной мамой.
Некоторым одаренным детям 5-8 лет, чувствующим себя одинокими и изолированными в семье, было свойственно: проявление фантазии; погружение в мир иллюзий; проведение большого количества времени за занимательными и компьютерными играми, рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием, разгадыванием кроссвордов и чтением; попытки не привлекать к себе внимание и никому не мешать. Респонденты отвели им роль «потерянного (кроткого) ребенка» и таких детей оказалось около 3%.
84% одаренных детей старшего дошкольного возраста респонденты отвели роль «любимца» семьи. Это оказались единственные и долгожданные дети, избалованные повышенным вниманием и всепрощением со стороны всех взрослых членов семейного коллектива.
Наряду с положительными позициями одаренных детей 5-8 лет в семье, родителями были отмечены и отрицательные роли, а именно, «ужасного ребенка» и ее многочисленные разновидности -«мучитель», «забитый», «путающийся под ногами», «маленький хитрец» и др. Представим результаты, полученные с помощью методов экспертных оценок, в таблице 2.
Как видно из таблицы 2, отрицательные ролевые позиции были характерны 16% одаренных детей старшего дошкольного возраста, родители которых жаловались на бесконечные вопросы любознательных «чад», постоянное желание пополнять и получать новые знания, требования заниматься и общаться с ними. И в связи с этим, у взрослых не хватало времени для своих нужд и потребностей. По мнению большинства отцов, такие дети нуждаются в пристальном внимании, удовлетворении их бесконечных запросов (особенно в покупке энциклопедической литературы, развивающих игр, пазлов, кроссвордов, компьютерных дисков с познавательной информацией) и в постоянном общении в процессе организации разнообразных видов деятельности, например, совместных чтениях, просмотрах телевизионных передач и т.п.
Таким образом, анализ полученных с помощью метода экспертных оценок эмпирических материалов свидетельствует о разнообразных ролях
одаренных дошкольников в семье. Большинство детей этой категории, согласно мнению родителей и прародителей, занимают положительные позиции (84%) и только 16-ти процентам одаренных детей 5-8 лет были приписаны отрицательные роли. Описанные результаты будут корректироваться в ходе дальнейшего исследования, требующего проведения индивидуальных бесед с разными членами семьи, наблюдения за этими детьми, проведения рисуночных методик с ними, а также сопоставления семейных ролей одаренных детей и ролевых позиций, занимаемых их сверстниками в семье.
Библиографический список
1. Алешина Ю.В. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. - 1987. - № 2. - С. 30-38.
2. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 512 с.
3. Краткий словарь по социологии / под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. - М.: Политиздат, 1989. - С. 274.
4. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Академия, 1999. - 232 с.
5. Основы психологии семьи и семейного консультирования / под ред. Н.Н. Посысоева. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 328 с.
6. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. - М.: Апрель-Пресс, 2000. - 736 с.
7. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - С. 248-268.
References
1. Aleshina YU.V. Cikl razvitiya sem'i: issledovaniya i problemy // Vestnik MGU. Seriya 14: Psihologiya. - 1987. - № 2. - S. 30-38.
2. Kratkij psihologicheskij slovar' / pod red. A.V. Petrovskogo, M.G. YAroshevskogo. - Rostov n/D: Feniks, 1999. - 512 s.
3. Kratkij slovar' po sociologii / pod red. D.M. Gvishiani, N.I. Lapina. - M.: Politizdat, 1989. -S. 274.
4. Kulikova T.A. Semejnaya pedagogika i domashnee vospitanie. - M.: Akademiya, 1999. - 232 s.
5. Osnovy psihologii sem'i i semejnogo konsul'tirovaniya / pod red. N.N. Posysoeva. - M.: VLADOS-PRESS, 2004. - 328 s.
6. SHnejder L.B. Psihologiya semejnyh otnoshenij. - M.: Aprel'-Press, 2000. - 736 s.
7. Celujko V.M. Vy i vashi deti. Psihologiya sem'i. - Rostov n/D: Feniks, 2005. - S. 248-268.
86
Вестник КГУ 2019