Научная статья на тему 'Нетрадиционные формы работы на уроках и во внеурочное время как средство социализации личности выпускника'

Нетрадиционные формы работы на уроках и во внеурочное время как средство социализации личности выпускника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
706
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ / НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полянцева Наталья Васильевна

Автор предлагает использовать нетрадиционные формы работы учащихся на уроках и во внеурочное время для освоения общеучебных умений и формирования информационно-коммуникативной компетенции, делится опытом проведения читательской конференции для учащихся 9-х классов, посвященной 65-летию Победы в Великой отечественной войне и 210-летию первого печатного издания «Слова о полку Игореве»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нетрадиционные формы работы на уроках и во внеурочное время как средство социализации личности выпускника»

Нами подготовлены памятка по организации тью-торского сопровождения учащегося при подготовке к олимпиаде по технологии, карта индивидуального образовательного маршрута учащегося и образцы тестовых заданий по материалам олимпиад по технологии прошлых лет. Этим материалом могут воспользоваться учащиеся и учителя технологии города.

Литература

1. Бондарев В.П. Технология педагогического сопровождения учащихся в образовательном процессе [Электронный ресурс!/ http://www.eidos.ru/iournal/2001/0519-02.htm

2. Журнал «Школа и производство», Материалы о Всероссийской олимпиаде школьников по технологии, [Текст] / 2000-2009-№6.

3. Журнал «Школа и производство», Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд», [Текст] / 2004-№7.

4. Ковалева Т.М. Введение в тьюторство [Электронный ресурс] /http://www.mioo.ru/

5. Пономарева Н.А. Технология. 5-11 классы. Проектная деятельность на уроках [Текст] / Волгоград: Учитель, 2008

6. Рыбалкина, Н.В. К истории тьюторства, г. Москва [Электронный ресурс! / http://www.thetutor.ru/historv/article04.html

7. Хотунцев Ю.Л., Кожина О.А. Методические рекомендации по разработке заданий школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2009/2010 учебном году [Электронный ресурс], www.rusolimp.ru

8. www.mioo.ru

9. http://ru.wikipedia.org

Автор предлагает использовать нетрадиционные с]юрмы работы учащихся на уроках и во внеурочное время для освоения общеучебных умений и формирования инфюрмационно-комлщикативной компетенции, делится опытам проведения читательской конференции для учащихся 9-х классов, посвященной 65-летию Победы в Великой отечественной войне и 210-летию первого печатного издания «Слова о полку Пгореве»

Полянцева Наталья Васильевна,

учитель МОУСОШ №20 г. Набережные Челны Республика Татарстан [email protected]

Как творческая деятельность учащихся обеспечивает освоение общеучебных умений и формирование компетенций?

Ключевые слова: общеучебные умения; формирование компетенций; личностно ориентированный подход, деятельностное образование; познавательная активность; мотивация к самостоятельной работе; нетрадиционные формы работы учащихся.

^лавной целью школьного образования является I развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

На основании требований Государственного образовательного стандарта нового поколения в образова-

нии предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Современные достижения лингвистики, психолингвистики, функциональной грамматики и других отраслей языкознания, накопленный опыт преподавания языков создают предпосылки для разработки вариативных методических систем с ярко выраженной речевой направленностью. Дидактическая модель обучения и педагогические средства должны отражать модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навы-

ков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о языке должно осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, технологии компе-тентностной системы обучения, межпредметных интегрированных уроков.

Литература более других учебных предметов тесно связана с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи в его функционировании в разных сферах, в том числе и эстетической. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе деятельности людей.

Литературное образование играет особую роль в процессах формирования и воспитания личности, развития её морально-нравственных качеств, в приобщении к отечественной и мировой духовной культуре, содействует закреплению национальных традиций, обеспечивает преемственность поколений.

Воспитательный потенциал курса литературы связан с возможностью формировать систему нравственных ценностей, углублять интеллектуальную, эмоционально-чувственную сферу личности, развивать социальную и культурную компетенции ученика.

Реализация сочетания нетрадиционных форм работы на уроках и во внеурочное время обеспечивает освоение общеучебных умений и формирование компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в частности, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные и устные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план.

На уроках и в ходе внеклассных мероприятий учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы.

Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, информационно-коммуникационные технические средства.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности особое внимание уделяется способности учащихся самостоятельно организо-

вывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

В результате изучения русского языка и литературы ученики должны овладеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, литературоведческой, культуроведческой.

Самообразовательная тема “Нетрадиционные формы работы по изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочное время как средство социализации личности выпускников”, над которой я работаю в течение ряда лет, позволяет оптимально использовать элементы развивающего обучения, и также - методики педагогов - новаторов. Главным считаю нацеливание учащихся на глубокое изучение предмета, особое внимание уделяю мотивации обучения. В своей деятельности активно использую главные принципы обучения: наглядность, сознательность, прочность и доступность знаний в сочетании с обязательным учётом здоровьесберегающих элементов (динамические паузы, гимнастика для глаз, рациональная подача учебного материала на уроке и соблюдения норм объёма домашнего задания). Глубоких, осознанных знаний учащихся добиваюсь различными средствами и методами. Одним из них является самостоятельная работа, которая организуется так, чтобы учащиеся не только усваивали предусмотренные программой требования, но и развивали свои творческие, мыслительные способности, что способствует всестороннему личностному развитию.

На уроках и во внеурочное время мною широко используются современные образовательные методы, приемы, технологии: развивающее и проблемное обучение, методы творческой групповой работы (инсценировка эпизодов из художественных произведений, анализ), элементы тренинговых методик, исследовательская работа учащихся (подготовка рефератов как одной из форм экзамена по литературе), здоровьесберегающие технологии (обучение медитации против стресса на уроках риторики, опережающие задания). В связи с введением ЕГЭ постепенно перехожу к инновационным методам оценки результатов (20 - балльная система оценки сочинения). Результатами можно считать коллективные творческие отчеты на уроках Мировой художественной культуры, обучение умениям предупреждения стрессовых ситуаций на занятиях по риторике, защита экзаменационных выпускных рефератов по литературе.

Использование видео и аудиозаписей, компьютерных программ способствует формированию новых знаний, умений и навыков, закреплению на основе визуального восприятия уже полученных знаний, организации индивидуальной, дифференцированной работы с учащимися.

При тесном сотрудничестве учителя и учащихся систематически проводятся творческие вечера, те-

атрализованные постановки. Замысел проведения очередного коллективного творческого дела возникает, как правило, в процессе изучения какой-либо монографической темы как необходимость более глубоко познакомиться с жизнью и творчеством писателя или определёнными страницами истории литературы. Сценарии и разработки, подготовка костюмов и декораций - результаты совместного труда педагога и школьников при помощи классных руководителей, учителей изобразительного искусства, сотрудников библиотеки, студентов пединститута, родителей. Так, известно, что изучение жизни и творчества М.Ю. Лермонтова и И.С. Тургенева ограничено временными рамками и не может быть представлено во всей полноте и всем многообразии. Поэтому целесообразным можно считать проведение литературного вечера “Он был рожден для них, для тех надежд...”, посвященного 190-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова. А познакомиться с поэтическим творчеством И. С. Тургенева помогла литературномузыкальная театрализованная постановка “Песнь торжествующей любви”, в которой наряду с лирическими произведениями были представлены инсценированные эпизоды из повестей о первой любви, учащиеся сами подготовили танцевальные и музыкальные номера в стиле XIX века, декорации и костюмы.

Незабываемым оказался литературный вечер «О, Вы, служительницы музы!..», посвящённый творчеству женщин-поэтесс от Сапфо до Анны Ахматовой, Марины Цветаевой и современных татарских авторов лирических строк о любви, о счастье, о добре... Подготовлен вечер был ко Дню 8 Марта для всех мам и учителей. Звучали романсы на стихи замечательных поэтесс, под зажигательные звуки греческого «Сиртаки» танцевали старшеклассницы в древнегреческих костюмах «пеплос», из уст прекрасных юношей доносились признания в любви и восхищённые речи в адрес девушек и женщин.

Проводятся читательские конференции, уроки в игровой форме. В условиях понижающегося интереса молодежи к чтению художественной литературы эти формы работы оказываются наиболее действенными в формировании мотивации обучения. Двум знаменательным датам наступающего 2010 года, 65-летию Великой Победы и 210-ой годовщине первого издания исторического памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» посвящена читательская конференция «Уроки «Слова о полку Игореве...» учащихся 9-х классов. Ребята подготовили сообщения по произведениям современной литературы о Великой отечественной войне, о значении «Слова...» не только как литературного памятника, но как завета бережно относиться к миру, к Родине, обращённого к нам, потомкам. Выступления учащихся сопровождались показом презентаций авторов и их произведений, которые подготовили сами ребята в качестве творческого задания. В конференции приняли участие и взрослые: учитель истории, сотрудники Центральной городской библиотеки. Разработка этого мероприятия предлагается вниманию читателей.

Уроки «Слова о полку Игореве...»

Читательская конференция учащихся 9-х классов, посвященная 65-летию Победы в Великой отечественной войне и 210-летию первого печатного издания «Слова о полку Игореве...»

Цель: помочь учащимся проникнуться основным мотивом «Слова...» - зов к единению и братству; усвоить понятия «связь времён», «национальные традиции», «преемственность»; показать «взаимопроникновение «общечеловеческого», «национального» на примерах произведений современных авторов; формировать у учащихся чувство патриотизма; развивать умение выделять главное, логично излагать мысли и навыки ораторской речи .

Вступительное слово учителя:

- Литература обладает драгоценнейшим свойством соединять «прошлое, настоящее и будущее. И это свойство передаётся из поколения в поколение. 210 лет назад благодаря известному любителю древностей А.И. Мусину-Пушкину вышло в свет первое печатное издание замечательного памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». 65 лет назад наш народ одержал великую Победу в Великой отечественной войне. Этим датам посвящается наша конференция.

(Музыкальное вступление. На экране - фрагменты анимационного фильма «За землю русскую», снятого по мотивам «Слова о полку Игореве». Рок-опера . Исп.- ВИА «Ариэль».)

II. На сцене - девушка и двое юношей в национальных русских костюмах.

Поэтическая страничка (избранные отрывки из «Слова...»)

1. Не пристало ли нам, братья, начать старыми словами печальные повести о походе Игоревом,

Игоря Святославовича?

Пусть начнётся же песнь эта По былинам нашего времени,

А не по замышлению Баяна.

Вспоминай он, как говорил,

Первых времён усобицы.

2. То было в те рати и в те походы,

А такой рати не слыхано!

Чёрная земля под копытами Костьми была засеяна

И кровью полита:

Горем взошли они по Русской земле.

Борьба князей против поганых Прекратилась,

Ибо сказал брат брату:

«Это моё, и то моё же»

И стали князья про малое «Это великое» говорить И сами на себя крамолу ковать.

А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую.

2. О, стонать Русской земле,

Вспоминая первые времена и первых князей!

Теперь же встали стяги Рюриковы, а другие - Давыдовы, Но врозь у них полотнища развеваются,

Копья поют.

1. И застонал, братья, Киев от горя,

А Чернигов от напастей.

Тоска разлилась по Русской земле;

Печаль обильная потекла посреди земли Русской.

Уже пал позор на славу;

Уже ударило насилие на свободу.

Тогда великий Святослав Изронил золотое слово,

Со стоном,

Со слезами смешанное, и сказал:

(звучит «золотое слово» Святослава)

1. Вступите же, господа, в золотые стремена За обиду сего времени,

За землю Русскую,

За раны Игоревы, буйного Святославовича!

2. Ярослава все внуки и Всеслава!

Склоните стяги свои,

Вложите в ножны свои, меч повреждённые,

Ибо лишились вы славы дедов

Вы ведь своими крамолами начали наводить поганых На землю Русскую,

На богатства Всеслава.

Из-за усобицы ведь настало насилие от земли Половецкой!

Учитель:

- Итак, 1800 год. Учёные, работавшие над переводом «Слова ...» с древнерусского языка, многого не понимали, поэтому в издании были допущены пропуски, ошибки. Но работа над восстановлением продолжается и сейчас, в наши дни. Слово нашим литературоведам.

1. Как следует понимать смысл «Слова...»?

- Автор «Слова...» показал поражение Игоря и его войска как урок современникам и потомкам, призыв к согласию и единению. Сегодня нам предстоит ответить на вопрос: как мы воспринимаем этот призыв, какое отражение находят идеи, национальные традиции, заложенные много веков назад в литературе Древней Руси, В произведениях наших современников.

- Вам были предложены для самостоятельного чтения несколько произведений. Скажите, что их объединяет?

- Правомерно ли соотношение книг наших современников с литературой Древней Руси? Слово предоставляется учителю истории.

- Почему одно из этих произведений названо «Память»?

Как вы понимаете это слово? Слово лингвистам: Память - это ....

- Какой смысл слово «память» обретает в романе -ессее В.Чивилихина и что означает жанр, избранный писателем? (Выступление ученицы.)

- Как хорошо, что человек наделён памятью. С ней неразрывно связаны такие понятия, как

«связь времён»-«национальные традиции» -«преемственность»-

- Как вы думаете, что они означают?

-Попробуйте соотнести это понятия с другим: «общечеловеческие ценности».

Слово лингвистам:

«Слово...» нашло живой отклик не только в трудах литературоведов, но и художников. Среди них: Голиков, Васильев, Билибин, Воробьёв. Но в творчестве художника Фаворского тема «Слова...» занимает особое место. Именно его гравюры, иллюстрированные к поэме, получили широкое признание.

- Сегодня у нас в гостях заведующая отделом искусств Центральной городской библиотеки. Она расскажет о различных изданиях «Слова..» , познакомит с современными фотоиллюстрациями исторического литературного памятника.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Итак, перед нами стоит задача показать взаимопроникновение «общечеловеческого» и «национального» на примере произведений наших современников.

Уроки «Слова о полку Игореве».

Выступления учащихся:

В. Кондратьев «Сашка» (Перед выступлением на экране - кадры из кинофильма «Сашка»).

Б. Васильев. «А зори здесь тихие»

В. Астафьев «Пастух и пастушка»

В. Быков «Пойти и не вернуться», «Сотников» Финал (поэтическая страница)

С чего начинается память - с берёз?

С речного песочка? С дождя на дороге?

А если с убийства!

А если с воздушной тревоги!

А если с визжащей пилы в облаках,

Со взрослых, в пыли распростёртых!

А если с недетского знания - как живое становится мёртвым! И в пять

И в пятнадцать, и в двадцать пять лет Войной начинается память.

Земля устала от войн... Устала ...

Почему мы забываем о том, что Люди рождаются для жизни,

Для созидания, для любви...

Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,

Не год, не два, а миллиарды лет,

Я так устала... Плоть моя покрыта Рубцами ран - живого места нет!

Зачем друг друга люди так боятся?

Ведь я могу погибнуть и остаться Обугленной песчинкой в дымной мгле.

«Сток земли» С.Михалков.

И ходит по земле

Босая память - маленькая женщина Она идёт,

Переступая рвы, -

Ей не нужны ни визы, ни прописки,

В глазах - то одиночество вдовы,

То глубина печали материнской.

Она идёт,

Покинув свой уют,

Не о себе - о мире беспокоясь...

- Книга - одно из самых великих изобретений чело веческого ума - обогащает опытом нашу жизнь.

Книга - это память, это тысячелетняя мудрость человека. Человек, не знающий прошлого своего народа, не имеет ни настоящего, но будущего. Именно эту мудрость спустя 8 веков несёт нам «Слово о полку Игореве». Уже само название заключает в себе глубокий смысл: ведь слово - обращение, призыв.

- У нас в гостях сотрудница детско-юношеского отдела ЦГБ. Она представит вашему вниманию обзор книг о Великой отечественной войне, которые рассказывают о судьбах ваших сверстников в годы войны.

Заключительные слова:

Л.Н. Толстой писал:

«Слово-дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их.Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.

Берегись такого слова, которое разъединяет людей».

Произведения, о которых мы сегодня с вами говорили, наверняка, помогут вам отличить хорошее от плохого, добро от зла; сделать выбор: что лучше -мир, счастье, любовь или война, слёзы, ненависть, т.к. все они являются примером того, что в современной литературе нашли живой отклик слова призыва к единению, к миру, к согласию, ставшие главными в бессмертном памятнике древнерусской литературы -«Слово о полку Игореве».

Автор показывает, как можно с учащимися обсуждать такие сложные категории как «понимание» и «непонимание», рассказывает что необходимо, чтобы в общении люди понимали друг друга, приводит разработку практического занятия с учащимися.

Клепиков Валерий Николаевич,

заместитель директора по инновационной работе МОУ «Лицей» г. Обнинск [email protected]

ПОНИМАНИЕ И НЕПОНИМАНИЕ - ТЕМА УРОКА

Как возможно обеспечить взаимопонимание?

Ключевые понятия: отстаивание мнения; понимание; непонимание; мыслительные схемы; взаимопонимание; притча

«Я понять тебя хочу, Смысла я в тебе ищу...»

(А.С. Пушкин)

«Мы живём потому, что мы разные» (Ю.М. Лотман)

Г“7роблема: Когда люди, отстаивая своё мнение, не / /понимают друг друга, то сохраняется их автономность, самобытность, но возникает отчуждение; когда же они понимают друг друга, приспосабливаются друг к другу, то стирается их личностное своеобразие, оригинальность растворяется в общих правилах, но при этом наступает согласие; можно ли при сохранении своей индивидуальности достигать взаимопо-

нимания с непохожими на тебя людьми, т.е. достигать с ними общих взглядов?

Основные понятия:

- передача информации - знание - понимание;

- беседа - диалог - спор - ругань;

- терпение, вежливость, уступчивость, мягкость;

- твёрдость, решительность, агрессивность, грубость, бездушие;

- «со-гласие», «со-чувствие», «со-переживание», «со-весть».

Основные вопросы:

1. Нужно ли нам (полное) взаимопонимание?

2. Зачем нам нужно взаимопонимание?

3. Какое нам нужно взаимопонимание?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.