Уделение особого внимания ключевым словам романа позволяет вести с учащимися разговор о важных для каждого человека понятиях, который может и не ограничиться рамками одного литературного произведения. Опора на серьезное и испытанное временем произведение несомненно поможет учителю начать этот разговор и правильно вести его, воспитывая в своих учениках человеческие качества и гражданскую позицию.
Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» принадлежит к тем художественным произведениям, в которых с наибольшей широтой проявилось лексическое богатство русского языка. Чтобы приобщить школьников к этому богатству, необходимы разнообразные приемы анализа. Могут использоваться анализ разных лексических значений многозначного слова, сочетающихся в контексте; исторический комментарий к устаревшим значениям слова; выделение в тексте тематических групп лексики и разъяснение значения слов, входящих в эти группы; задания по тексту, направленные на смысловой анализ ключевых слов и связанных с ними обобщающих понятий романа. Правильно организованная лексическая работа будет способствовать повышению уровня читательского интереса школьников и формированию культуры восприятия художественного текста.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Александрова, З. Е. Словарь синонимов русского языка / З. Е. Александрова; под ред. Л. А. Чешко. - М.: Советская энциклопедия, 1968.
2. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В. И. Даль. - М.: Русский язык, 1979. -Т. 2.
3. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В. И. Даль. - М.: Русский язык, 1980. -Т. 3.
4. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В. И. Даль. - М.: Русский язык, 1980. -Т. 4.
5. Лотман, Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь: кн. для учителя / Ю. М. Лотман. - М.: Просвещение, 1988.
6. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов; под ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1984.
7. Словарь русского языка XI - XVII вв. - М.: Наука, 1980. - Вып. 7.
8. Словарь русского языка XI - XVII вв. - М.: Наука, 1995. - Вып. 20.
9. Сороколетов, Ф. П. История военной лексики в русском языке / Ф. П. Сороколетов. - Л.: Наука, 1970.
10. Толстой, Л. Н. Война и мир / Л. Н. Толстой // Собр. соч.: в 14 т. - М.: ГИХЛ, 1951. - Т. 4.
11. Толстой, Л. Н. Война и мир / Л. Н. Толстой // Собр. соч.: в 14 т. - М.: ГИХЛ, 1951. - Т. 6.
12. Толстой, Л. Н. Война и мир / Л. Н. Толстой // Собр. соч.: в 14 т. - М.: ГИХЛ, 1951. - Т. 7.
Г. В. Вишневецкая
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ
Глобальные социально-экономические преобразования в России выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи.
В связи с этим и перед школой ставятся более сложные задачи, среди которых - всестороннее развитие личности в процессе обучения на основе активизации исследовательской и проектной деятельности учащихся, в том числе и на уроках русского языка и литературы, что является одной из важнейших предпосылок в формировании и развитии творческого потенциала человека.
Доктор физико-математических наук, профессор Московского государственного университета, академик А. Н. Колмогоров считал, что «не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе» [6].
Под исследовательской деятельностью учащихся понимается деятельность школьников, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.
В основном звене школы ученикам чаще всего поручаются различные виды самостоятельных работ. Начиная с 5-го класса, они всё охотнее и увереннее выполняют работы такого типа. Кроме того, каждому школьнику хочется проявить себя, продемонстрировать свой собственный взгляд, оригинальный подход к делу. Всё это делает самостоятельную работу привлекательной. Именно поэтому выполнение больших индивидуальных проектов вполне доступно практически всем ученикам 5-11-х классов [3, 172].
В школьной практике используется два вида исследовательской деятельности: научно-исследовательская, в результате которой ученики получают новое знание об окружающем мире, и учебно-исследовательская, которая учит универсальному способу получения знаний. Безусловно, выполнить успешно свою серьёзную работу школьнику поможет индивидуальный план подготовки, который разрабатывается совместно с руководителем исследования [5].
Можно выделить несколько этапов выполнения научно-(учебно-) исследовательской работы:
I этап - подготовка к исследованию:
- выбор темы и составление списка литературы по проблеме исследования;
- определение объекта и предмета исследования;
- изучение литературы по выбранной теме;
- уточнение темы, формулировка гипотезы, цели и задач, выбор методов исследования;
II этап - подготовка и проведение исследования:
- сбор материала;
- обработка полученного материала;
- формулирование выводов;
III этап - оформление исследовательской работы;
IV этап - защита работы.
В процессе работы над учебно-исследовательским проектом могут использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос, анкетирование и т.д. К этому виду работы можно отнести следующие исследования школьников по русскому языку: «Активный словарь современного школьника», «Жаргонные слова в речевой культуре пятиклассника» и др.
Основой в научном исследовании в сфере среднего образования выступает учебный момент. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как собственно в науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании целью исследовательской деятельности школьников является приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и лич-ностно значимыми для конкретного учащегося).
Помимо исследовательской деятельности, всем вышеперечисленным задачам современной школы может служить и проектное обучение.
Проект - это специальным образом оформленная детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках русского языка и литературы, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Характерные особенности данного метода обучения: наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом и ясная, реально достижимая цель, которую обязательно должен иметь проект.
Ещё одно отличие проекта - предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы для этого; разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа.
Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучением литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы её решения.
Школьное исследование по литературе может быть организовано на всех этапах обучения: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в среднем звене, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.
Курс литературы в 5-7-х классах предоставляет много возможностей для этого. Например, при изучении сказки К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб» ученики сразу обращают внимание на её жанровые особенности. Почему К. Паустовский назвал своё произведение сказкой? Всё ли в нём похоже на сказку? Так начинается наблюдение над тем, как переплетаются в произведении сказочные и реальные мотивы, как обычное превращается в сказочное и наоборот, к чему ведёт нас автор своей фантазией и мудрым словом. Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебный и научный смысл.
С учащимися 5-6-х классов приходилось не раз рассматривать литературу в связи с другими видами искусства - музыкой, живописью, театром. В ходе изучения художественных произведений ребята задают себе следующие вопросы: как с помощью языковых средств художник слова описывает какое-то явление действительности, передает свои ощущения и впечатления и как те же самые явления и внутренние переживания раскрываются в произведениях живописца, композитора? Какими приемами пользуются писатели, художники, композиторы при создании близких образов? Какие средства изобразительности, эмоционального воздействия имеются у музыкантов и художников и как с этими средствами соотносятся языковые возможности в передаче сходных образов? Как взаимодействуют основные роды искусств, какое влияние оказывают роды искусств друг на друга?
На уроке внеклассного чтения по лирике «Музыка звучит в стихах» (5 класс) ученики выдвигают свои гипотезы на проблемный вопрос «Что было бы со стихами, если бы не было музыки?» В ходе исследования они находят черты сходства поэзии и музыки: интонация, рифма, паузы, ритм, темп, динамика, виды развития, мелодичность фраз.
В зависимости от объекта исследования ученические работы по литературе можно разделить на следующие виды:
• работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов. Например: «Способы создания образов-персонажей в рассказах А.П. Чехова»; работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер - теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический. Например, сопоставление текста произведения, написанного на иностранном языке, с его переводами на русский язык. Изучая в разделе древнерусской литературы «Повесть временных лет» (7 класс), сравниваются древнерусский текст и его переводы, «Слово о полку Игореве» (8 класс) - древнерусский текст и перевод Д. Лихачёва, переложения В. Жуковского, А. Майкова, Н. Заболоцкого, А. Чернова, Н. Рыленкова;
работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические
подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например: «Образ «маленького человека» в русской литературе XIX в.», «Литературный тип «лишнего человека» в русской литературе»; • работы, посвященные изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей города, области (литературное краеведение). Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно-психологический портрет писателя, отразив свое восприятие его личности в форме художественно-публицистического очерка (ежегодные небольшие исследования и проекты по творчеству А.П. Чехова, выполняемые школьниками нашего города, роли города Таганрога в становлении нашего великого земляка, о таганрогских мотивах в творчестве А.П. Чехова и др.).
Однако каким бы ни был объект исследования, необходимо, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.
Этапы работы над исследованием по литературе:
- определить проблему и объект исследования;
- организовать работу с текстом (несколько занятий исследовательских групп, на которых актуализируются знания учащихся о методах анализа произведения, о том, как выбор метода связан с поставленной задачей, как фиксировать результаты наблюдений, а затем - индивидуальные консультации по каждой теме);
- после того, как будет накоплен и проанализирован необходимый материал, сформулированы самостоятельные выводы, можно предложить поработать в библиотеке, найти имеющиеся критические статьи, монографии по изучаемой проблеме, вместе с руководителем определить, какие из них следует прочитать, законспектировать, из каких сделать выписки. Поскольку непременной частью работы должен стать анализ прочитанного, нужно научить старшеклассников это делать, используя метод рецензирования критических статей, сопоставления параллельных конспектов, тезисных планов, аннотирования, создания творческих работ, предполагающих сравнение разных подходов к анализу одного и того же произведения;
- повторное обращение к анализу текста и переосмысление его результатов с учетом новых знаний, полученных в процессе освоения научной литературы по проблеме.
Именно такая последовательность работы над темой способствует появлению мотивированного интереса к истории вопроса, к суждениям других исследователей, позволяет учащимся определить собственную позицию, оценить степень новизны своего исследования.
Для воплощения найденного способа решения проблемы проекта создается проектный продукт, представляемый в виде презентации или отчета о ходе работы, в котором описываются все этапы работы, все принимавшиеся решения с их обоснование, все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.
Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает его результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретенную компетентность. Безусловно, элемент самопрезентации - важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного в ее ходе опыта [3, 174].
На уроках русского языка и литературы метод проектов целесообразно использовать не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования [2, 3].
В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов. По доминирующей деятельности учащихся выделяют информационный, ролевой, прак-тико-ориентированный, творческий проекты.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. К таким проектам можно
отнести «Речевой портрет школьника», «Русские семейные имена и прозвища: история и современность», «SMS как новый речевой жанр».
В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. В виде ролевой игры можно представить анализ басен И. А. Крылова.
Практико-ориентированный проект по русскому языку нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Проект заранее определен и может быть использован в жизни класса и школы. Так, например, результатом разработки темы «Причины появления неологизмов в русском языке» может быть подборка материалов «Неологизмы двадцатого столетия» или составление словаря неологизмов.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализованные представления произведений изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.
Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания подростков в интересной для них форме. Это позволяет учащимся активно приобретать и применять знания и умения, расширять свой учебный арсенал, а затем переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и внеучебной работы [3, 188].
Для учителя метод проектов интересен тем, что выбор тематики необычайно разнообразен. На уроках русского языка и литературы он даёт возможность использовать самые неожиданные формы презентаций: от конспекта, шпаргалки и дневника до создания газеты, журнала, кроссворда [1, 35].
Кроме того, выполняя с той или иной степенью самостоятельности свою научно-исследовательскую работу, ученики овладевают следующими умениями: работать с первоисточниками; наблюдать явления, факты; объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие; формулировать гипотезу; умение грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные; разрабатывать и проводить эксперимент; обобщать материал.
Таким образом, выполняя научно-исследовательскую работу по русскому языку, ученик не только расширяет знания о конкретных единицах русского языка (языковая компетенция), но и развивает способность и умение пользоваться единицами конкретного национального языка во всех сферах деятельности и формах общения (коммуникативная компетенция).
В процессе выполнения проекта или научно-исследовательской работы по литературе школьники развивают читательскую компетенцию (что в современном мире является одной из актуальных проблем), совершенствуют литературоведческую компетенцию (так как в ходе выполнения работы ученики расширяют свой терминологический аппарат, употребляя новые литературоведческие термины), а кроме того анализируемый текст или литературное явление осмысливается в историко-литературном процессе.
Научно-исследовательская и проектная деятельность по русскому языку для школьников-исследователей представляет собой возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.
Использование технологии проектного обучения ориентирует современных школьников не только на простое усвоение знаний, но и на способы усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательной активности и творческого потенциала каждого ребенка.
Кроме того, можно сказать, что проектная и научно-исследовательская деятельность школьников - один из лучших способов совмещения современных информационных технологий, личностно ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Вахрушева, Л. М. Применение проективного метода на уроках русского языка / Л. М. Вахрушина // Русский язык. - 2007. - № 14.
2. Качурина, М. Г. Организация исследовательской деятельности на уроках литературы / М. Г. Качурина. -М.: Просвещение, 1988. - 175 с.
3. Савенков, А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / А. И. Савенков. -М.: Сентябрь, 2003. - 204 с.
4. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практ. пособие для работников обр. учреж / И. С. Сергеев. - М.: АРКТИ, 2004. - 80 с.
5. Соколова, Ю. А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка / Ю. А. Соколова // Русский язык в школе. - 2008. - № 3.
6. Режим доступа: http://wiki.omskedu.ru/index.php
Н.А. Гурдаева
ПРИНЦИПЫ СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ КАК РЕЗУЛЬТАТ РОДО-ВИДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ СИСТЕМЫ ПОНЯТИЙ
Положение о том, что терминология - самостоятельный пласт лексики общеупотребительного языка, стало общепризнанным и не вызывает ни у кого сомнения. Термины являются членами общей лексической системы современного русского литературного языка, в которую они входят в составе конкретной терминосистемы.
Обращая внимание на специфику термина как особого языкового знака и учитывая характер протекания в терминологии общеязыковых семантических процессов, В. П. Даниленко приходит к выводу о том, что «при включении терминологии в лексику общелитературного языка теряется в значительной мере ее функциональная и собственно языковая специфика, утрачивается особый критерий ее оценки. Однако и противоположный прием - изъятие терминологии из лексики общелитературного языка и анализ ее вне определенной языковой системы - неправилен и также чреват неизбежным искажением фактических процессов, специфических и общих, распространяющихся на терминологию» [1, 7].
Тем не менее, сам факт автономного существования множества терминологических систем в языке допускает возможность предположения о принципиально иной организации, не позволяющей им раствориться в системе общеязыковой лексики.
Бесспорно то, что система терминов частной отрасли науки отражает систему понятий данной научной отрасли, однако это отражение имеет свои особенности, определяемые возможностями языковой системы. Чем сложнее система понятий, чем длительнее период ее развития, тем сложнее ее отражение в системе языка.
По данным логического словаря, система - это «совокупность, объединение взаимосвязанных и расположенных в определенном порядке элементов (частей) какого-то целостного образования» [2, 545], следовательно, описание системы научных понятий включает в себя анализ терминов и отношений между ними. Показательным примером являются родо-видовые отношения, которые характеризуются как «вертикальные» отношения рода к виду и вида к роду. Родо-видовая (гиперо-гипонимическая ) парадигма характеризуется наличием слова - родового понятия (гиперонима) и слов - видовых понятий (гипонимов). Гиперо-гипонимические отношения охватывают и структурируют значительную часть словарного состава языка. Они являются самыми распространенными парадигматическими связями слов.
Сложность лингвистических понятий вообще и лексикологии в частности определяется прежде всего многообразием языковых явлений, получивших отражение в системе терминов. Это многообразие создает многоступенчатость проявления родо-видовых отношений и наличие разных линий противопоставления. Каждое общее понятие лексикологии получает детализацию на различных основаниях, поскольку сама лексическая система современного русского языка -сложное и многоплановое явление.
Например, термин антоним является родовым понятием для двух групп более частных, видовых понятий. Учитывая характер противоположности значения, Л. А. Новиков выделяет качественную, комплементарную и векторную антонимию [4, 244]. С точки зрения структуры, классификация делит антонимы на однокоренные и разнокоренные. В основе семантического соотношения членов данной гиперо-гипонимической парадигмы находится общий интегральный признак - сема «противопоставленность значений слов».