Научная статья на тему 'Учебное исследование по русскому языку как творческий вид познания'

Учебное исследование по русскому языку как творческий вид познания Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
587
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Голембовская Наталья Георгиевна

Автор статьи обращается к актуальной теме исследовательской деятельности учащихся, очерчивает круг целей и задач учебного исследования, делится собственным педагогическим опытом организации изучения основной единицы учебного исследования по русскому языку – слова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебное исследование по русскому языку как творческий вид познания»

Голембовская Наталья Георгиевна

Учебное исследование

по русскому языку

как творческий вид познания

Автор статьи обращается к актуальной теме исследовательской деятельности учащихся, очерчивает круг целей и задач учебного исследования, делится собственным педагогическим опытом организации изучения основной единицы учебного исследования по русскому языку - слова.

Проблеме развития творческой личности посвящено множество трудов в области психологии и педагогики. И это отнюдь не дань моде. Изменения в общественной жизни требуют разработки новых способов образования, а также педагогических технологий, имеющихдело с индивидуальным развитием творческой, инициативной личности, навыками самостоятельного движения в информационных полях, формированием универсальных умений ставить и решать задачи в различных сферах жизни и деятельности. Проблемы социальных отношений, науки, техники, производства, общения и быта людей настолько усложнились, что решать их по чьим-то указаниям в каждом конкретном случае становится все труднее, а чаще просто невозможно. Современному человеку приходится самому искать, взвешивать, оценивать разные варианты действий и находить оптимальное решение, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, четко планировать действия, эффективно сотрудничать с членами разнообразных по профилю и составу групп. В будущем потребность в творческих людях будет только увеличиваться. Именно поэтому следует разобраться в том, как можно воспитать их в условиях сегодняшней школы.

Принято считать, что для развития способностей школьников необходимо включать их в творческую деятельность, которая воспринимается как неотъемлемая часть образования, даже отдельная система в образовании, как одно из направлений его модернизации, в частности развития концепции профильной школы. В уже сложившейся практике можно выделить два аспекта творческой деятельности:

• учебная исследовательская деятельность как творческий вид познания;

• собственно творческая (проектная, конструкторская) деятельность, создание принципиально нового продукта. Школьники за годы учебы должны овладеть обоими видами,

что вполне возможно, так как в человеке заложено конструктивно-творческое начало. Однако создать творческий продукт сразу, без подготовки, без предварительного обучения невозможно или весьма сложно. Если школьников не учить творчеству, в конечном

Голембовская

Наталья Георгиевна,

учитель русского языка и литературы МОУ лицей № 8 «Олимпия» Дзержинского района, г. Волгоград

1

Гликман И.З. Студенческие научные кружки и лаборатории// Высшее образование сегодня. - 2004. - № 6.

итоге можно получить лишь его имитацию (например, работы, скачанные из интернета).

Путь обучения творчеству таков: «от подражания и ремесленного исполнения дела к искусному, своеобразному выполнению его»1.

Основной целью учебного исследования является развитие личности, а не получение объективно нового результата.

Учащиеся приобретают функциональный навык исследования как универсального способа освоения действительности, развития исследовательского мышления, активизации своих личностных позиций в образовательном процессе на основе самостоятельно получаемых субъективно новых знаний.

Учебное исследование имеет определенную структуру и состоит из следующих этапов:

• постановка проблемы;

• изучение теории по данной проблеме;

• подбор методик исследования и практическое овладение ими;

• сбор собственного материала, его анализ и обобщение;

• научный комментарий и собственные выводы.

В практику учебных исследований по лингвистике вошли следующие типы работ:

• проблемно-реферативные - творческие работы на базе нескольких источников, предполагающие их сопоставление и создание на основе этого сопоставления собственной трактовки поставленной проблемы;

• экспериментальные - творческие работы, в основе которых лежит эксперимент, описанный в науке и имеющий известный результат (такие работы предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходныхусловий);

• собственно исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делаются анализ и выводы о характере исследуемого явления (результат таких работ не предопределен). При обучении исследованию в любой области знания особенно важен мотивационный принцип. У педагога есть немало возможностей побудить учеников к собственному исследованию. Это, прежде всего, собственный пример активной исследовательской деятельности, постоянного преодоления различных шаблонов и привычек, а также похвала, оценка, рейтинг, различные награды за успешную исследовательскую деятельность, учет проведенных исследований во время итоговой аттестации, выдвижение творческих учеников для участия в научных конференциях, публикации работ в научных сборниках и т.д.

На уроках русского языка основной единицей учебного исследования становится слово. Освоение словаучащимися - это

Голембовская Наталья Георгиевна

2)

длительный и сложный процесс, требующий от учителя филологической, психолого-педагогической и методической подготовки. Погружение в слово, его осмысление позволяет успешно реализовать следующие цели обучения:

1) углубить знания учеников о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

совершенствовать способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.

Так формируется концепция языковой личности, знающей систему языка и умеющей ею пользоваться. Уже к старшим классам ученик достигает высшего уровня речевой способности, который характеризуется умением создавать оригинальные тексты, в том числе исследовательские, обладающие стилистическими особенностями и соответствующие условиям общения.

Ставя ученика в позицию исследователя слова, мы развиваем и совершенствуем его лингвистическую, коммуникативную и культуроведческую компетенции.

В соответствии с возрастными особенностями учащихся и программными требованиями мы выделяем в процессе исследования слова три основных уровня.

Первый уровень предполагает овладение учащимися знаниями и умениями по выполнению различных видов разбора слова: фонетического, морфемного, словообразовательного, морфологического, - исследование слова как лексико-грамматической и речетворческой единицы, выявление его речетворческих возможностей, поскольку слово является и «исходным ростком возникновения текста»2, и материаломдля его создания.

Речетворческая глубина слова измеряется прежде всего его значениями, представленными в словарях, поэтому обращение к словарям разных типов - обязательная часть работы учащихся на уроках и специализированных занятиях. Первый такой урок - «Слово о словарях» - проводится уже в пятом классе после изучения повести Дж. Даррелла «Говорящий сверток».

На схемах показано, как из класса в класс последовательно и поэтапно усложняется процесс исследования слова.

Аспекты исследования слова на начальном этапе

/ синтаксис \

V /

2

Схема 1

Мусхелешвили Н.Л., Шнейдер Ю.А. Значение текста как внутренний образ // Вопросы психологии. - 1997. -№3.

Постепенное усложнение работы над словом заключается в обучении многоаспектному анализу его значения (первый уровень исследования).

Схема 2

Большинство значений проверяется по специальным словарям, поэтому к старшим классам ученики получают навыки использования толкового, этимологического, словообразовательного, фразеологического, грамматико-орфографического словарей. Для определенной группы слов возможно выделение символического и мифологического значения. Символическое значение определяется по «Словарю символов» Дж. Тресидде-ра (Москва, 2001), мифологическое - по энциклопедическому словарю «Славянскаямифология» (Москва,1995).

Анализ перцептивного (связанного с субъективным, конкретно-чувственным восприятием) значения слова способствует развитию творческих способностей учащихся. Ребятам предлагается «наполнить» слово цветом, запахом, звуком, охарактеризовать предмет, который оно обозначает. Например (из работучеников 6-го класса):

Светлица

Цвет - яркий, теплый, солнечный, желтый, нежный, приятный для глаз, согревающий, светло-коричневый, цвет ранней осени.

Звук - шорохи, шепот, потрескивание пламени в печи, негромкий скрип половиц, урчание кота.

Запах - сдобы, только что испеченного пирога, цветочный, запах пыли, запах дома, русской печи.

Характер - жизнерадостный, добрый, чистый, дружелюбный, любящий, радостный, приветливый, солнечный, теплый.

Использование языкового опыта учеников и словарей литературных классиков наряду со вспомогательными учебными материалами, справочной литературой, словарями позволяют сделать процесс изучения слова более эффективным.

На данном уровне обучения целесообразны различные тренинги, позволяющие проанализировать слово с различных сторон. Приведем примеры некоторых из них.

1. Перед вами два слова: пригнуть и прыгнуть. На письме они различаются одной буквой.

А какие различия в произношении этих слов, в их составе, способах образования, морфологических характеристиках связаны с этой маленькой - всего в одну букву - разницей?

Голембовская Наталья Георгиевна

2. Вспомните рекламу чудо-йогурта, который к всем полезен, всем хорош»}

Что, по-вашему, означает слово всем в первом и во втором случае?

Ъ. Вам нужно переправить на другую сторону шоссе тележку с капустой и козу.

Козу надо перевезти? перевести? Тележку надо перевезти? перевести?

4. Сопоставление значений и состава слова, толкование которого приводится в так называемых «бестолковых» словарях.

Задания такого рода позволяют в занимательной форме развивать языковое чутье. Сопение - дуэт.

Безграмотный - окончивший школу без похвальной грамоты. Кинология - наука о кино. Местоимение - плацкарта.

5. Лингвистический анализ небольшого по объему текста, предложения.

Жеманный кот,, на печке сидя, Мурлыча, лапкой рылъце мыл: То несомненный знак ей был, Что едут гости.

(A.C. Пушкин)

Данное четверостишие дает возможность обсудить содержание, звукопись.

Мурлыча, лапкой рылъце мыл. значение слов жеманный, рыльце, стилистические особенности, орфограммы и пунктограм-мы.

6. Сочинения-миниатюры по многозначным словам, омонимам, синонимам, антонимам, паронимам.

7. Задания могут сопровождаться также словарно-орфографической работой, которая включает:

• определение учащимися нового словарного слова;

• формулирование лексического значения нового слова;

• этимологическую справку (если онадоступнаучащимся);

• освоение написания нового словарного слова;

• введение слова в активный словарь учащихся.

Примеры многоаспектного анализа слова: Клади навоз густо - в амбаре не буудет пусто. (Пословица) Лексическое значение. Амбар - устар. Простейшее небольшое деревянное помещение, используемое крестьянами на Руси для сохранения урожая зерновых культур с осени до весны.

Ряд однокоренных слов с морфемным разбором: амбар -амбарчик, амбарный (замок).

Морфологический разбор.

1. (В) амбаре3 (в чем?) - сущ.

2. Н.ф. - амбар\ пост, признаки: нариц., неодуш., м. р., 2-е

скл.; непост.: в предл. п., в ед. ч.

3. Пусто (где?) в амбаре.

Конструирование предложений, в которых исследуемое слово играет разную синтаксическую роль.

Все работали так споро, что к вечеру амбар был полон.

За амбаром медленно всходило огромное красное солнце.

Вокруг амбара с веслым лаем носилась рыжая собачонка.

Телескопы с линзами стали называть рефракторами. (Из книги Г. Черненко «Звезды, планеты, телескопы»)

Лексическое значение. Рефрактор - спец. Телескоп с линзовым объективом.

Ряд однокоренных слов с морфемным разбором: рефрактор - рефракторный.

Морфологический разбор.

1. Рефракторами - сущ.

2. Н.ф. - рефрактор; пост, признаки: нариц., неодуш., м. р., 2-е скл.; непост.: в тв. п., во мн. ч.

Ъ. Стали называть (как?) рефракторами.

Конструирование предложений, в которых исследуемое слово играет разную синтаксическую роль.

Крупнейший в мире рефрактор стоит в Йоркской обсерватории.

Для рефракторов потребовались большие стекла - линзы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В крупнейшем североамериканском рефракторе поперечник объектива более метра. Телескоп с линзовым объективом - рефрактор.

Второй уровень исследования слова позволяет расширить представление о его семантике и проследить отражение в слове национально-культурных особенностей. Объектом исследований становятся фразеологизмы, пословицы, поговорки, крылатые выражения, являющиеся превосходным материалом для разных видов лингвистических разборов.

Фразеологизмы обладают семантикой, которую можно выявить с помощью следующих способов семантизации: собственно семантического определения, синонимического, описательного, перевода.

Собственно семантическое определение значения фразеологизма предполагает работу с фразеологическими словарями, сборником «Крылатые слова», в которых можно почерпнуть сведения о значении, сфере употребления, этимологии фразеологизма.

Синонимический способ заключается в подборе синонимов-фразеологизмов и синонимов-слов к изучаемому фразеологизму.

Описательный способ семантизации фразеологизмов заключается в последовательном перечислении смысловых, структурно-грамматических, стилистических признаков устойчивых оборотов. Иначе говоря, этот разбор проводим по следующей схеме:

Голембовская Наталья Георгиевна

а) фразеологизм,

б) смысловое значение,

в) модель построения (по принципу словосочетания или предложения),

г) со словом какой части речи соотнесен,

д) главное слово модели или его грамматическая основа,

е) синтаксическая роль,

ж) стилистическая принадлежность. Приведем примеры.

Твой отец добрый малый, - промолвил Базаров, - но он человек отставной, его песенка спета. (И.С. Тургенев)

1. Добрый малый - фразеологизм со значением «хороший человек»; построен по модели словосочетаний прилагательное + существительное; соотнесен с существительным; главное слово - существительное; в предложении является именной частью сказуемого; относится к разговорному стилю.

2. Песенка спета - фразеологизм со значением «конец чего-нибудь»; построен по модели двусоставного предложения; состоит из существительного, выступающего в роли подлежащего, и краткого причастия - сказуемого, выражает законченную мысль; относится к разговорному стилю.

Подбор соотносительных по смыслу фразеологизмов из изучаемого иностранного языка позволяет глубже осознать их национально-культурную специфику. Например: blue stocking -синий чулок, it rains cats and dogs - льет как из ведра.

Приведенные способы толкования устойчивых оборотов непосредственно реализуются в таких, например, заданиях: а) найти фразеологизм в тексте, определить его значение и сферу употребления; б) подобрать фразеологический синоним к слову, указать его синтаксическую роль; в) составить фразеологизмы по рисункам и в соответствии с ними повторить изученные орфограммы.

Мы считаем целесообразным расширить анализ и дополнить его следующими заданиями:

1) подобрать из ряда предложенных фразеологизмов один, подходящий по смыслу, значению и грамматическим формам, ввести его в предложение;

2) составить ряд синонимов, куда бы входили: а) фразеологизмы и слова; б) только фразеологизмы; подбор осуществить так, чтобы были уяснены смысловые и стилистические различия между ними;

3) выяснить значение предложенного фразеологизма, подобрать к нему антоним;

4) определить по словарю, многозначны ли предложенные фразеологизмы или омонимичны, составить с ними предложение так, чтобы разница в значении стала очевидной.

Опыт регионов

Третий уровень - собственно работа над исследованиями. Старшеклассники, уже имеющие навыки учебной исследовательской деятельности, на уроках проводят небольшие по объему исследования наузкие темы. В центре их внимания - слово как единица, свободно существующая и в устной речи, и в языке художественных произведений. Они дают объективную характеристику основным значениям слова, одновременно выявляя трансформацию этих значений в авторском тексте.

На уроке по драме А.Н. Островского «Бесприданница» десятиклассники обсуждали, как власть денег исказила жизненные устои персонажей пьесы. Было определено слово, вокруг которого построен сюжет произведения (создана мотивация). Это слово «вещь». В процессе наблюдения было доказано, что именно оно стало своеобразным центром драмы. Таким образом, слово стало объектом исследования, вокруг него группируются лексические ряды, элементы композиции.

В пьесе параллельно развиваются две сюжетных линии: продажи и купли одной прекрасной «вещи» - парохода «Ласточка», и продажи другой, не менее прекрасной - Ларисы Огу-даловой, бесприданницы.

Эти две линии сюжета ученики подтвердили лексическим рядом, связанным с темой купли - продажи. Они отметили слово «идол», ставшее в этой пьесе символом, провели его исследование с культурологической позиции, что позволило осознанно и глубоко изучить произведение при активной позиции класса.

В деятельности научного общества лицеистов, руководимых преподавателями вузов города, данный уровень исследования слова приобрел свое логическое завершение, наполнился научным содержанием, был выведен за рамки урока и поднялся на уровень предвузовской гуманитарной подготовки. Учащиеся проводят исследования на разнообразные темы, касающиеся многоаспектного и комплексного анализа слова, рассматривают семантику различных лексических групп, характеризуют развитие и изменение лексического значения конкретной языковой единицы, выявляют специфику функционирования слова в устной и различных видах письменной речи.

Исследуя слово, крайне важно не только углублять знания учащихся, но и расширять понятие «лингвистикарусского языка».

Многообразие аспектов исследования слова свидетельствует о том, что лексическая семантика является одной из сложных областей лингвистического исследования. Причины этого коренятся в скрытом характере системности лексики, трудности исчисления единиц словаря, объемности, многоа-спектности слова, обладающего грамматическим и собственным (лексическим) статусом, многомерности смысловых отношений слова с внеязыковой действительностью.

Голембовская Наталья Георгиевна

О роли слова в структуре языка свидетельствует путь развития лингвистики - от лингвистики слова к лингвистике текста, а от лексики текста вновь к лингвистике слова3.

Предложенная нами логика организации работы по русскому языку, включающей три уровня изучения слова, позволяет каждому исследователю быть успешным, так как положительной оценки достоин любой уровень полученных результатов. «Оценивание степени сформированное™ умений и навыков учебного исследования важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося»4. Можно оценивать:

• степень самостоятельности в выполнении от дельных этапов работы;

• степень включенности в групповую работу;

• практическое использование предметных и общешкольных знаний, умений и навыков;

• объем новой информации, полученной при исследовании;

• степень осмысления информации;

• уровень сложности и степень владения методами исследования;

• оригинальность идеи и способа ее реализации;

• уровень презентации учебного исследования;

• владение рефлексией;

• социальное и прикладное значение полученных результатов и т.д. [Ж]

3

Шведова Н. Ю. Типы контекстов, конструирующих многоаспектное описание слова // Русский язык: Текст как целое и компоненты текста. - М., 1982.

Криволап Н.С. Исследовательская работа школьников. - Минск: Красико-Принт, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.