УДК 37
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ОСОБЫЙ ВИД УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
© 2008 Ю.А.Соколова
Самарский государственный педагогический университет, Самара
В статье рассмотрена проблема организации проектной деятельности учащихся в процессе обучения русскому языку, названы возможные темы проектов и требования к их подготовке. Проектная технология как вид учебно-исследовательской деятельности учащихся в современном образовании определяется как многоцелевая, многофункциональная форма обучения, обуславливающая многостороннее развитие личности.
Современный школьник - это уже не чистый лист бумаги, на который наносятся определённые знания. В настоящее время учитель не является для учащихся единственным источником информации, так как она поступает отовсюду: газеты, журналы, радио, телевидение, интернет. Это нельзя не учитывать. Но обилие информации не приводит к системности знаний. Необходимо научить учащихся осваивать её, выделять в ней главное, находя связи между соответствующими явлениями и структурировать её в нужном направлении. Учащиеся должны овладеть и целенаправленным поиском информации, то есть поисковой деятельностью.
Значительную роль в этом процессе может сыграть учебно-исследовательская работа учащихся в области изучаемой дисциплины.
В настоящее время всё чаще исследовательская работа используется и учителями-словесниками. Однако проведение такой работы по русскому языку осложняется отсутствием разработанной методики. Это обстоятельство делает весьма актуальной проблему поиска эффективных и доступных для массовой практики технологий, позволяющих обеспечить новое качество образования, реализовать принцип личностно-ориентиро-ванной направленности образования.
При выполнении заданий исследовательского характера формируются способности, необходимые для учащихся не только в период школьного обучения, но и для их дальнейшей деятельности и более того -
для формирования полноценной личности человека.
Одним из видов учебно-исследовательской работы учащихся по русскому языку является проектное обучение. Проектом или его составной частью может стать любое исследование. Это происходит в том случае, если новое знание при определённых условиях реализуется на практике, например, исследование причин появления неологизмов в русском языке может превратиться в проект «Неологизм двадцатого столетия». Продукт такой работы можно представить в виде составленного учащимися словаря неологизмов. Целая серия проектов может быть предложена на основе фундаментальных научных исследований.
Проект в образовании - это специальным образом оформленная детальная разработка определённой проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках русского языка, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
На уроках русского языка метод проектов целесообразно использовать не вместо систематического предметного обуче-
ния, а наряду с ним как компонент системы образования.
Организация проектной деятельности в области русского языка - новая и непривычная работа для отечественных педагогов. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса -учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту -совершенно особые:
о необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической;
о выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами - с проектирования самого проекта;
о каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся;
о результатом работы над проектом, является определённый продукт, который разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы;
о подготовленный продукт должен быть представлен в виде презентации.
В процессе обучения русскому языку метод проектов используется, когда учащиеся подготовлены в рамках определённой тематики. В этом случае уроки русского языка превращаются в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы.
Чрезвычайно популярен в настоящее время урок-исследование, который может перейти в самодостаточный проект: то или иное языковое явление (чаще всего несколько), изучение которого предусмотрено программой по русскому языку, предлагается для самостоятельного наблюдения под руководством учителя. Такие уроки эффективны при повторении, обобщении, комплексной работе с текстом. Учитель-словесник подбирает материал для наблюдения, планирует определённые этапы работы.
Примером такого занятия может стать урок-исследование в 6-м классе «Размышление над черновиком А.Пушкина». На уроке предлагается сравнить черновик и оконча-
тельный вариант стихотворения «Зимнее утро». Сначала исследуются устаревшие слова, которые шестиклассники выписывают из текста, толкуют самостоятельно, а потом проверяют толкование по словарю. Учитель поясняет устаревшие грамматические формы слов. Затем ученики выписывают словосочетания, отражающие чувства и мысли, душевное состояние, сравнивают первый и окончательный варианты стихотворения. В заключительной части работы учащиеся ищут ключевые слова, на основе которых формулируют идею поэтического теста1.
Материалы этого урока-исследования могут в дальнейшем использоваться в проекте «Понимание современными школьниками лексики классической литературы».
К работе исследовательского типа готовят учащихся и разнообразные исследовательские задания творческого характера. Они занимательны, могут носить форму загадки или ребуса, составлены на основе необычного и интересного текста, содержат вопрос или задания, ответ на которые требует понимание системного языкового явления. Такие задания легко вписываться в исследовательскую часть любого проекта.
Примером задачи-шутки может служить загадка из исследовательской части проекта учащегося 8-го класса « Использование языковых явлений в русских загадках и поговорках».
- Она чёрная?
- Нет, красная.
- А почему она белая?
- Потому что зелёная.
Учащимся был задан вопрос: «Отгадайте, о чём идёт речь. Какие языковые явления лежат в основе этой задачи-шутки?».
Диалог ведётся о смородине, которая бывает красной и чёрной. В основе загадки лежат два языковых явления: эллипсис (опущение части высказывания) и перенос значения (слово «зелёный» в данном контексте употреблено в значении «незрелый»).
1 Пересветов Е.В. Размышления над черновиком А.Пушкина. Урок-исследование // Русский язык в школе. - 2004. - № 3. - С.57 - 59; Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. - М.: 2008.
Задания творческого характера помогают ученику почувствовать вкус исследования, а учителю - обнаружить учеников, готовых к работе по методу проектов.
В школах города Самара экспериментально была организована работа над рядом проектов: «Мастерство публичного выступления» (на основе образцов публичных выступлений великих древних ораторов), «Исторические изменения в фонетике русского языка», «Русские семейные имена и прозвища: история и современность», «Лингвистические ошибки вокруг нас», «SMS как новый речевой жанр», «Языковой портрет политических деятелей» (в том числе сравнение литературных персонажей и прототипов), «Юмор в языке политиков и в описании политической жизни», «Язык развлекательных передач», «Причины появления неологизмов в русском языке», «О современной стихотворной рекламе и русской поэзии», «Понимание современыми школьниками лексики классической литературы».
Следует отметить, что тема учебного проекта по русскому языку не может быть навязана учителем. Учащийся сам выбирает интересующее его направление, а преподаватель как научный руководитель лишь корректирует и помогает.
Рассмотрим ход работы над проектом «Мастерство публичного выступления» (на основе образцов публичных выступлений великих древних ораторов). Это краткосрочный, информационно-исследовательский проект, требующий 5 - 6 уроков по русскому языку или развитию речи. Проект «Мастерство публичного выступления» адресован учащимся 5 - 7 классов и предназначен, прежде всего, для того, чтобы помочь школьникам освоить некоторые приёмы эффективного публичного выступления, необходимые для презентации результатов своей учебной и проектной деятельности.
Исследование может выполняться как индивидуально, так и в группе.
Цель проекта: привить учащимся навыки самопрезентации, публичного выступления, представления своей точки зрения или результатов труда в наиболее выгодном свете (на примерах работ ораторов древно-
сти), способствовать развитию коммуникативной компетенции учащихся.
Задачи проекта: изучить литературу по теме проекта, познакомиться с образцами публичных речей древних ораторов, представить проект по всем изученным правилам.
Осуществление учебного проекта. Проект «Мастерство публичного выступления» построен на сочетании трёх основных направлений работы: освоение норм речи и элементов риторики, необходимых для создания текста выступления; знакомство с формой представления текста и отработка основных приёмов публичного выступления (как вербальных, так и невербальных компонентов); изучение элементов группового взаимодействия при подготовке и проведении группового выступления (если проект выполняется в группе). Исследование ведётся по типу творческой мастерской, где каждый участник всегда может получить консультацию у учителя-словесника. Уроки используются для координации деятельности учащихся, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации ведётся во внеклассное время и дома. На первом уроке определяются цели и задачи исследования, состав проектных групп, распределяются задания - сбор информации по своим элементам. На втором уроке принимаются отчёты групп по собранной информации, определяется продукт и форма презентации. На третьем уроке проводится коммуникативная игра, которая анализируется членами проектной группы. Четвёртый и пятый уроки (спаренные): презентация проекта «Мастерство публичного выступления» (на основе образцов публичных выступлений великих древних ораторов), обсуждение и оценка данного исследования.
Работа над проектом представляет собой пять этапов.
Первый этап - «погружение» в проект. Учащимся предлагается тема проекта -«Мастерство публичного выступления» (на основе работ великих древних ораторов). Указывая на актуальность выбранной темы, учитель побуждает у учащихся интерес к проекту, очерчивает проблемное поле, рас-
ставляя акценты значимости, предлагая тот или иной ракурс рассмотрения темы.
На этапе «погружения в проект» необходимо сформулировать цели и задачи исследования.
Второй этап - организация деятельности. Если учебный проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели, задачи каждой группы и роль каждого участника исследования. Первая группа изучает критерии хорошей речи, нормы этикета. Вторая группа анализирует образцы публичных речей великих ораторов древности. Третья группа изучает вербальные и невербальные формы передачи информации, готовят коммуникативную игру на использование различных форм коммуникации, наблюдают за выступлениями одноклассников.
Третий этап - осуществление деятельности. После того, как спланирована работа, можно приступать к реализации проекта «Мастерство публичного выступления». Ученикам необходимо изучить информацию по теме проекта, познакомиться с популярными и справочными изданиями по лингвистике и риторике. На этом этапе нужно сделать собственные «замеры», например, проанализировать образцы публичных речей ораторов, провести на специально отведённом уроке русского языка коммуникативную игру с одноклассниками и проверить действенность форм вербального и невербального общения, понаблюдать за выступлениями учащихся и установить, как часто используются в языке риторические приёмы, позволяющие сделать речь более удобной для восприятия. Учащиеся должны уметь пользоваться лингвистическими методами исследования в ходе осуществления проекта. После сбора языкового материала и постановки лингвистического эксперимента учащимся необходимо провести статистическую обработку полученного материала и представить результат в виде таблиц, диаграмм или графиков. Важно правильно сформулировать выводы, систематизировать и обобщить результат работы. Исследователям следует помнить и об основных частях правильно оформленной работы (титульный лист, введение, исследовательская часть,
выводы, список используемой литературы и приложение, которое может содержать собранный в ходе исследования языковой материал.
Четвёртый этап - презентация продукта исследования по теме «Мастерство публичного выступления» (на основе образцов публичных выступлений великих древних ораторов). Этот этап необходим для дальнейшего анализа проведённого исследования, самооценки, оценки со стороны и демонстрации результатов.
Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. Для проекта «Мастерство публичного выступления» по плану выбрана форма отчёта в виде публичного выступления с использованием всех изученных учащимися правил подачи материала. Исследование на заданную тему поможет ученикам сделать это грамотно.
На наработанном учащимися материале учителю необходимо решить свои задачи по обучению и воспитанию. Ему предстоит отметить, что нового узнали ученики, насколько хорошо они справились с применением ранее полученных знаний.
В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы.
Пятый этап - оценка проекта. Проект «Мастерство публичного выступления» (на основе образцов публичных выступлений великих древних ораторов) следует оценивать по следующим критериям:
о исследовательский характер работы;
о умение работать с первоисточниками;
о грамотность и логичность изложения;
о мастерство презентации (культура речи, наглядность, иллюстративность).
Процесс проектной работы по русскому языку должен быть организован таким образом, чтобы в центре внимания была личность ученика, его потребности, неповторимый внутренний мир, работа же над проектом должна строиться на основе знаний и умений, которыми владеет ученик.
Исследовательская деятельность побуждает учащихся проявлять способность к осмыслению своей деятельности с позиции ценностного подхода, к целеполаганию, к самообразованию и самоорганизации, к синтезированию и обобщению информации из разных источников. Учебный проект для школьника-исследователя - это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, на-
правленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими уча-
2
щимися в виде цели .
Итак, актуальность технологии проектного обучения для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого, наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями, происходит многостороннее развитие растущей личности.
гАбрамова С.В. Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку // Русский язык. Издательский дом «Первое сентября». - 2006. - № 17 - 24; Колесникова ИА., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. - М.: 2007; Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.- М.: 2005. - С. 17.
USING OF THE PROJECT TEACHING TECHNOLOGY AS AN ACTIVITY CATEGORY OF THE STUDENTS RESEACHING WORK AT THE LESSONS IN RUSSIAN
©2008 Y.A.Sokolova
Samara State Pedagogikal University
This article defines the project's teaching technology actuality for the contemporary education system and exposes the potentialities of this teaching form for the individual's many-sided development.