Научная статья на тему 'Использование современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения русскому языку и литературе'

Использование современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения русскому языку и литературе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
728
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / ИНФОРМАЦИЯ / ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES (ICT) / INFORMATION TECHNOLOGY DESIGN / TECHNOLOGY RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адяева-Никитина Александра Владимировна

В статье представлены методы и практика использования ИКТ, проектных, исследовательских технологий в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения русскому языку и литературе»

Использование современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения русскому языку и литературе Адяева-Никитина А. В.

Адяева-Никитина Александра Владимировна / Adyaeva-Nikitina Alexandra Vladimirovna -учитель русского языка и литературы,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя школа № 12, г. Череповец, Вологодская область

Аннотация: в статье представлены методы и практика использования ИКТ, проектных, исследовательских технологий в процессе обучения.

Abstract: the article presents the methods and practices of the use of ICT, design and technology research in the learning process.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ),

информация, проектные технологии, исследовательские технологии.

Keywords: information and communication technologies (ICT), information technology design, technology research.

Использование ИКТ в процессе обучения и воспитательной работе

В настоящее время невозможно представить себе урок без использования ИКТ. Термин ИКТ связан непосредственно с информационной технологией обучения, которая заключается в процессе подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер [2,1]. При этом мы формируем у школьников информационно-технологическую компетенцию -готовность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации в электронном виде, умение пользоваться современными компьютерными технологиями.

Можно с уверенностью утверждать, что самым используемым средством организации восприятия информационного материала в практике любого учителя является мультимедийная презентация. Преимущества подачи нового материала с ее использованием понятны всем: экономия времени на уроке, наглядность, привлечение внимания обучающихся. Несомненно, качественная подготовка и демонстрация учителем на уроках презентаций необходима, но это показатель информационной компетенции педагога. А нам важно формировать данную компетенцию у обучающегося. Практически каждый школьник имеет дома компьютер и владеет определенными навыками работы с ним. Задача учителя (не только информатики) -развивать данные навыки в рамках своего предмета.

Методы, используемые непосредственно на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности для формирования информационной компетенции (методы сгруппированы в соответствии с основными видами действий по работе с информацией, при их использовании учитываются возрастные особенности, степень умения пользоваться компьютером, гигиенические требования):

Поиск и сбор информации - работа со справочной литературой, сетью Интернет, электронной почтой. Возможность осуществлять поиск информации в сети Интернет на уроке в кабинете, где нет стационарного компьютера, позволяет использование ноутбука и 3G Модема.

Обработка информации - упорядочение информации, составление планов к тексту, таблиц и других форм наглядности, анализ и обобщение информации, полученной из учебных материалов, обсуждения.

196

Проведение урока в кабинете информатики позволяет задействовать всех обучающихся в обработке информации на этапе изучения нового материала. Ученикам предлагается структурировать учебный материал в удобной для них форме: план, тезисы, таблица, схема.

Кроме того, используется следующий метод. Группа учеников на заключительном этапе урока создает небольшую презентацию (используя ноутбук), в которой представляет обобщение материала урока.

Средства ИКТ позволяют осуществлять проверку и контроль (самоконтроль) знаний на уроках русского языка. Для этого применяются различные тренажеры, например, «ЕГЭ: Генератор заданий по русскому языку». Данный генератор позволяет очень быстро сформировать самостоятельную работу по любой теме курса русского языка, состоящую из заданий с выбором ответа (тип А), с кратким ответом (тип В). Использование тренажера значительно экономит время на уроке, позволяет сразу получить результат, выявить пробелы и организовать необходимую помощь учащимся в их устранении, формирует умение работать с тестом.

Передача информации - подготовка докладов, сообщений, плакатов, презентаций к учебному материалу, внеклассным мероприятиям. В качестве примера можно привести составление презентационных материалов к урокам литературы при изучении творчества писателей XIX, XX веков, внеклассным мероприятиям, подготовку реферативных и научно-исследовательских работ к школьным интеллектуальным чтениям «Биография науки в лицах», к научно-практическим конференциям и конкурсам различных уровней.

Передача информации играет важную роль в формировании коммуникативной компетенции.

Комплексные методы - составление и защита реферата (проекта), включая составление плана, выводов, библиографии, участие в учебных проектах с последующей их интерпретацией и публичным представлением результатов, учебноисследовательская работа, выпуск ученических СМИ.

Использование средств ИКТ было продемонстрировано на открытом разновозрастном уроке (9, 11 классы) по теме «Бессоюзное сложное предложение» в рамках городского семинара «Роль заместителя директора в решении вопросов информатизации образовательного учреждения».

Результативность использования ИКТ

Сочетание традиционных форм и методов работы с ИКТ дает возможность значительно активизировать познавательную деятельность обучаемых, формирует навыки самоконтроля, взаимоконтроля, повышает качество усвоения предложенного учебного материала и отработки навыков выполнения заданий ЕГЭ за счет уплотнения и структурирования учебной информации, развивает также творческие способности школьников.

Результаты анкетирования, выявляющего интерес к предметам, показали следующее:

Около 60 % обучающихся объясняют выбор русского языка и литературы тем, что интересно самим находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом. Примерно 70 % обучающихся отметили, что им интересно на уроках и дома решать задачи, выполнять упражнения, практические работы, заполнять таблицы, карты, схемы.

Думается, во многом данные результаты связаны с использованием ИКТ.

Использование проектных, исследовательских технологий в процессе обучения и воспитательной работе

Одна из основных целей исследовательской развивающей технологии - развитие личности обучающихся на основе освоения культуры исследования как универсального средства познания действительности.

197

Большую роль в данном случае играют формы проведения урока русского языка или литературы: урок-конференция, урок-исследование, урок-путешествие. Одна из задач, реализуемых на данных занятиях - развитие у школьников исследовательского типа мышления.

Виды деятельности, формирующие у обучающихся научно-исследовательские умения:

• изучение литературы по теме, анализ полученной информации (библиографирование, реферирование, цитирование);

• планирование исследования (постановка целей и задач, выбор методов исследования, прогнозирование результатов);

• проведение исследования (наблюдение, проведение эксперимента, фиксация результатов, сравнение результатов с запланированным);

• оформление и защита результатов исследования (подготовка доклада, написание статьи, научно-исследовательской работы, защита результатов перед аудиторией).

Несомненно, на одном уроке использовать все виды исследовательской деятельности невозможно. Формирование исследовательских умений проходит поэтапно. И здесь видится важным деятельностный подход в обучении, применение эвристических методов, когда ученик, наблюдая над языковым материалом, сам формулирует правило или делает выводы об идее художественного произведения. Знания, добытые таким образом, становятся наиболее ценными. Использование творческих заданий на уроке, поиск ответов на проблемный вопрос, работа с дополнительной литературой, аргументированное отстаивание своей точки зрения также помогают развивать исследовательские умения. Опыт такой работы на уроке был представлен коллегам и родительской общественности в форме мастер-класса «Умеем ли мы читать? или Тайны русской классики» на форуме педагогических работников «К новой школе Вологодчины» и получил дальнейшее развитие при демонстрации мастер-класса в финале городского конкурса «Учитель года».

Нельзя не сказать и о применении индивидуальных и групповых проектных технологий, которые предусматривают комплексный характер деятельности обучающихся.

Созданию небольших индивидуальных проектов начинаю обучать детей с 6 класса. Это подготовка публичных выступлений. Практически нет ни одного учебного предмета, на котором ученикам не приходится выступать перед аудиторией. И любой учитель скажет, что большинство школьников испытывает трудности, когда необходимо в официальной обстановке построить высказывание и произнести его перед классом. Редкий ученик может осознанно, эмоционально представить сообщение, доклад, реферат. В лучшем случае это будет вызубренное, лишенное эмоциональности выступление, в худшем - прочитанная с бумажки речь. Поэтому одной из задач учителя является формирование у обучающегося умения подготовить выступление, произнести его так, чтобы убедить, заинтересовать аудиторию [1,1].

В программе по русскому языку в 6 классе в разделе «Развитие речи» на публичное выступление отводится 3 часа. Несомненно, двух-трех часов в год не хватит, чтобы превратить школьников в ораторов, но этого достаточно, чтобы сформировать у них начальное понятие риторики, требований к публичному выступлению, умение определять цель, подбирать материал, доказательства, работать над языком, отвечать на вопросы, спорить, анализировать выступления товарищей. На первом уроке «Публичное выступление-призыв. Его структура, языковые особенности» шестиклассники знакомятся с теоретическими аспектами темы, анализируют «памятку оратора», схему рецензии на выступление, выполняют дыхательные упражнения. Ко второму уроку дети готовят презентацию народного промысла. Их задача - представить аудитории особенности изделий народных умельцев, принцип создания этих изделий. Задача слушателей - заполнять

198

информационную карту, где отражается соответствие выступления теме, полнота раскрытия темы, эмоциональность и т. д. Третий урок - представление проекта (публичное выступление-призыв на общественно значимую тему), подготовка к которому занимает два месяца. Ученики выбирают тему, собирают материал, консультируются с учителем, готовят аргументы, репетируют выступление. Представленный на уроке проект рецензируется слушателями по плану. Предлагаемые темы: «Старость нужно уважать», «Береги хлеб», «Скажи наркотикам: Нет!», «Лес - наше богатство» и др. По итогам урока выбирается лучший оратор [1,1].

Разработанная система уроков развития речи в 6 классе, связанная с публичным выступлением, была представлена на Всероссийском фестивале «Открытый урок» [1,1] и городской методической выставке «Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы».

Ученики 10 класса реализовали групповой межпредметный проект «Все могут короли?», в котором было задействовано пять учебных предметов: география, математика, история, литература, информатика.

Задачи проекта: формирование специальных предметных умений, а также формирование и развитие следующих навыков: собирать, обрабатывать,

структурировать информацию; публично выступать перед аудиторией; работать в группе; осуществлять взаимодействие между группами.

Этапы проведения проекта: подготовительный, презентация собранной

информации, реализация проектного продукта, итоговый.

Форма представления проекта: интегрированный урок, информационный коллаж, рекламный буклет.

Условия действенности проекта: построение всей деятельности на основе самостоятельности детей во всей структуре деятельности. Осознание учениками того, что эта работа обогащает их новым опытом. Сопровождение деятельности очевидным успехом и удовлетворением.

Десятиклассники изучали экономические, культурные, политические, социальные достижения стран Скандинавии. Составляли информацию по достопримечательностям для туристов, просчитывали необходимую сумму для посещения стран Северной Европы на автомобиле, поезде, самолете, собирая информацию в туристических агентствах города.

Проект был представлен учителям школы и заместителям директора на городском семинаре «Теоретические и практические основы деятельности заместителя директора по реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников».

При проведении опроса классным руководителем в конце года о самом запоминающемся мероприятии 100 % десятиклассников отметили участие в данном проекте, пожелали и в дальнейшем участвовать в подобных мероприятиях.

Еще раз подчеркну, что рамки урока не дают возможности в полной мере реализовать ребенку свой потенциал. Здесь необходимо вовлечение школьника во внеурочную деятельность. Занятия в кружке «Как писать исследовательскую работу» способствовали тому, что у старшеклассников сложилось целостное видение структуры научной работы, методов исследования, способов представления своего исследования. Формируемые исследовательские умения универсальны, применимы к любому учебному предмету. Дети, занимающиеся в кружке, проводили исследования в различных областях знаний: литературе, лингвистике, физике, математике и др. Результаты - успешное выступление на конкурсах, научных конференциях различных уровней.

Результативность использования современных образовательных технологий

Показателями результативности деятельности могут служить достижения обучающихся:

199

• приобретение учащимися опыта творческой, проектной, исследовательской деятельности (т. е. готовность к поиску решений новых проблем, самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию);

• создание индивидуального портфолио обучающихся по результатам участия в конкурсах, конференциях;

• повышение интереса к предмету;

• стабильно высокое качество знаний по предмету;

• 100 % успеваемость;

• успешная сдача экзаменов;

• участие и победы в конкурсах различного уровня от школьных до федеральных;

• поступление выпускников на гуманитарные специальности по результатам заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, ЕГЭ.

А также востребованность опыта учителями школы, города, региона (проведение мастер-классов, открытых уроков, выступления на семинарах).

Литература

1. Адяева-Никитина А. В. Публичное выступление - призыв (уроки развития речи в

6-м классе). [Электронный ресурс]. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL: http://festival.1september.ru/articles/533663/ (дата обращения

20.03.2011).

2. Юрченко Ю. В. Что же такое ИКТ в образовании... [Электронный ресурс]. URL: http://wiki.uspi.ru/index.php (дата обращения 05.02.2016).

Современные подходы к организации процесса обучения как необходимое условие реализации ФГОС Рябцева Н. А.

Рябцева Наталья Анатольевна /Ryabceva Natal'ya Anatol'evna - учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 26, г. Зима, Иркутская область

Аннотация: для того чтобы урок был системно - деятельностным, необходимо применять современные педагогические технологии. Вопрос применения технологий не прост, поэтому учителю необходимо технологию изучить, а затем внедрять, в этом поможет технология проблемного обучения и технология развития критического мышления.

Abstract: in order that the lesson was systemically - activity, it is necessary to apply modern pedagogical technologies. The question of application of technologies isn’t simple therefore the teacher needs to study technology and then to introduce, the technology of problem training and technology of development of critical thinking will help with it.

Ключевые слова: технология проблемного обучения, противоречие, приемы, методы, ситуация, технология развития критического мышления, прием «Ромашка Блума», прием «Да-нетка».

Keywords: the technology of problem training, contradiction, receptions, methods, situation, technology of development of critical thinking, reception "Blum's Camomile", reception of "Yes-no".

200

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.