Ю. А. Соколова
ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Работа представлена кафедрой русского языка, культуры речи и методики их преподавания. Самарского государственного педагогического университета. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Е. П. Пронина
В статье рассмотрена проблема организации проектной деятельности учащихся в процессе изучения русскому языку. На конкретном примере показана поэтапная разработка исследовательского проекта.
Ключевые слова: проектное обучение, проект по русскому языку, исследовательский проект, исследовательские методы, продукт проектной деятельности, презентация проекта.
The article views the problem of organisation of students' design activity in the Russian language studying. Basing on the exact example, the author shows stage-by-stage development of a research project.
Key words: design training, project on the Russian language, research project, research methods, product of a project, presentation.
В настоящее время система отечественного образования подверглась глубокой реформации. Все чаще в практику школьного образования внедряются принципы личносто ориентированного обучения, индивидуального подхода. Обновляющейся школе понадобились такие педагогические технологии, которые формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся, развивают в первую очередь общеучебные умения и навыки (исследовательские, рефлексивные, самооценочные); приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся и реализуют принцип связи обучения с жизнью.
Из ряда педагогических технологий, отвечающих вышеназванным требованиям, можно выделить проектное обучение. Метод проектирования целесообразно использовать не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
В настоящее время все чаще проектная работа используется учителями-словесниками.
Проект в рамках обучения русскому языку - это поэтапная разработка опреде-
ленной темы, предусматривающая поисковую деятельность учащихся, результатом работы которой является некий продукт, требующий своей презентации.
В современной методической литературе выделяется несколько видов проектов по русскому языку [2, с. 17]. Так, по доминирующей деятельности учащихся выделяют информационный, ролевой, прак-тико-ориентированный, творческий и исследовательский проекты. Самым сложным в этой классификации является исследовательский проект, так как по структуре напоминает научное исследование. В исследовательском проекте обосновывается актуальность избранной темы, указываются задачи исследования и выдвигается гипотеза, с последующей ее проверкой. При этом используются такие исследовательские методы, как лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос. Если в традиционном обучении за учителем закреплена роль обучающего, за учеником же обучающегося, то в процессе управления исследовательской проектной работы по русскому языку возникает новый акцент в деятельности учителя-словесника: он вклю-
чен в исследование поставленной проблемы на равных условиях с учеником, в то же время предоставляя возможность учащимся работать самостоятельно, одновременно обучая его методике проведения исследования.
Примером исследовательского проекта по русскому языку может служить поэтапная разработка темы «Лингвистические ошибки вокруг нас».
При выполнении этого учебно-исследовательского проекта ученики оказываются в активной позиции собирателей ошибок. Подготовка такого проекта потребует от учащихся актуализации некоторых черт, необходимых для исследовательской работы: готовность к запоминанию, гибкость мышления, способность к оценочным действиям, к доработке идей.
Исследовательский проект «Лингвистические ошибки вокруг нас» адресован учащимся 6-8-х классов и предназначен прежде всего для того, чтобы научить школьников среднего звена замечать лингвистические ошибки в речи окружающих, обучить языковым нормам. Это исследование обычно проводится в группе с распределением обязанностей.
Целью исследовательского проекта является формирование интереса к исследовательской работе; обучение школьников выявлению лингвистических ошибок в речи, составлению классификации, исправлению их и овладение в связи с этим нормами русского литературного языка.
В задачи исследовательского проекта входит изучение учеником литературы по теме проекта; проведение собственного исследования; обобщение результата полученных данных, составление собственной классификации наиболее частотных лингвистических ошибок и составление «Блокнота лингвистических ошибок» с приведением исправленных вариантов.
Планируемым результатом проекта является приобретение учащимися опыта самостоятельной исследовательской ра-
боты и соответствующих лингвистических сведений.
Формой отчета является презентация исследовательского проекта в виде публичного выступления с демонстрацией «блокнота лингвистических ошибок».
Проект «Лингвистические ошибки вокруг нас» построен на сочетании трех основных направлений работы: освоение лингвистических норм русского языка, сбор и классификация ошибок, исправление лингвистических ошибок.
Работа над проектом состоит из пяти этапов.
На первом этапе учащимся предлагается тема проекта - «Лингвистические ошибки вокруг нас». Указывая на актуальность выбранной темы, учитель пробуждает у учащихся интерес к проекту, очерчивает проблемное поле, расставляя акценты значимости, предлагая тот или иной ракурс рассмотрения темы. На данном этапе необходимо сформулировать цели и задачи исследования.
На втором этапе осуществляется организация деятельности. Данный исследовательский проект реализуется в группах, создаваемых учителем. Для каждой группы определяются цели, задачи и роль каждого участника исследования. Так, одна группа исследует лингвистические ошибки на рекламных щитах, упаковках продуктов и непищевых товаров; другая группа следит за лингвистическими ошибками радио- и телеведущих; следующие группы изучают лингвистические ошибки, которые встречаются в школе, где учатся участники проекта, проводя анкетирование среди одноклассников, и следят за лингвистическими ошибками в периодической печати. В ходе обсуждения проекта вырабатывается план действий, создается банк идей и предложений.
На третьем этапе ученики получают информацию по теме проекта и проводят собственное исследование. В ходе этого исследования проводится отбор
Приемы организации исследовательского проекта в рамках обучения русскому языку
нужного материала, ставится лингвистический эксперимент, проводится статистическая обработка полученного материала и оформляется в виде таблиц, диаграмм или графиков. Это позволит систематизировать и обобщить результат работы.
В целях правильного оформления работы используются образцы титульного листа, введения, исследовательской части, выводов, списка используемой литературы и приложения, которое может содержать собранный в ходе исследования языковой материал.
На четвертом этапе проводится презентация продукта исследования.
Этот этап необходим для дальнейшего анализа проведенного исследования, самооценки, оценки со стороны и демонстрации результатов. На этапе презентации от учащихся потребуется умение сжато и логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. Для проекта «Лингвистические ошибки вокруг нас» может быть выбрана форма отчета в виде публичного выступления.
Примером презентации проекта «Лингвистические ошибки вокруг нас» может служить выступление учащихся, составленное следующим образом.
В настоящее время появляется большое количество ошибок, которые допускаются не только случайно, но и намеренно. Лингвистические ошибки можно заметить везде: на рекламных вывесках, объявлениях в маршрутных автобусах, на упаковках товаров народного потребления и даже на радио и телевидении. Это говорит о катастрофически пренебрежительном отношении к родному языку. Такой ужасающий факт побудил нас осуществить исследовательский проект по теме «Лингвистические ошибки вокруг нас».
Мы собирали вырезки из газет, упаковки от различных изделий, рекламные
слоганы, ценники, объявления в общественном транспорте и на остановках, изучили названия магазинов, кафе, ресторанов, в названиях которых были допущены лингвистические ошибки. В качестве эксперимента нами было проведено анкетирование среди учащихся нашей школы с целью выяснения причин появления таких ошибок. Все найденные ошибки мы распределили по группам, перечислив их виды и приводя по нескольку примеров из собранного нами «Блокнота лингвистических ошибок».
Виды лингвистических ошибок.
1. Орфографические. На обложке ученической тетради написано «миллли-грамы», на упаковке вермишели быстрого приготовления «Милана» - «расчитан».
2. Грамматические. На упаковке растительного масла напечатано «Золотая семечка», несмотря на то что существительное «семечко» среднего рода.
3. Речевые. В одном из маршрутных автобусов можно прочитать объявление: «В ночное время проезд увеличен в два раза», хотя нужно было написать: «В ночное время стоимость проезда увеличена в два раза».
4. Фактические. На этикетке банки тушеного мяса написано: «мясо говядины», но «говядина» это и есть мясо крупного рогатого скота.
5. Устаревшее правописание. Сеть магазинов называется «Фотогорафъ», кафе - «Трактиръ», продуктовый магазин -«Гастрономъ», мороженое - «Холодъ», на сберегательном банке написано «Банкъ».
6. Смешение латиницы и кириллицы. Один из развлекательных клубов города Самара называется «2иггзак», строительный магазин - «Боминат», магазин бытовой техники - «Дивигион», магазин, продающий джинсовую одежду, арендовал рекламный щит, на котором написано «Клаssные джинсы».
Причиной появления таких лингвистических ошибок является не только
безграмотность людей, что доказывают примеры из проведенного нами исследования, но и из-за намеренного воздействия. Такая лингвистическая ошибка превращается в специальный прием и служит для привлечения внимания покупателей. Например, такси города Самара называется «Опельсин» (от названия марки машины «Оре1е»);другое такси называется выдуманным словом «Шевро-лет» (от марки машины «Скеуто1е»), и работает оно не двадцать четыре часа, а «двадцать пять часов» в сутки; на щите, рекламирующем агротехнику, написано «мощщщь», что означает «очень мощный», в рекламе спальных принадлежностей вместо «подушка» написано «подружка»; самарский магазин, продающий рыболовные снасти, называется «Рыболофф»; а фирма, изготовляющая пластикрвые окна, - «ОкНАбис».
Необходимо бороться с такими ошибками. Во-первых, нужно проводить акции по пропаганде грамотности, образованности среди населения; во-вторых,
создать сайты, высмеивающие лингвистические ошибки и содержащие объяснения, каким образом можно их исправить, и, наконец, следить за своей речью и правописанием.
Оценивается исследовательский проект на пятом этапе по следующим критериям: исследовательский характер работы; достоверность собранных фактов; грамотность и логичность изложения; мастерство презентации (культура речи, наглядность, иллюстративность).
По сравнению с традиционным обучением русскому языку метод исследовательских проектов является инновационным. Он развивает мышление, возможность самостоятельного поиска, радость открытия. Такая учебно-исследовательская работа отличается и воспитательной направленностью: формирует интерес к русскому литературному языку в качестве культурной нормы, в то же время не отчуждая школьников от анализа современных разговорных и просторечных элементов языка как реально существующих в жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова С. В. Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку // Русский язык. Издательский дом «Первое сентября». 2006. № 17-24.
2. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М., 2005.
3. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников. М., 2008.