Научная статья на тему 'Педагогические средства формирования готовности студентов к организации проектной технологии'

Педагогические средства формирования готовности студентов к организации проектной технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ГОТОВНОСТЬ / СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Юлия Александровна

В статье рассмотрена проблема формирования готовности студентов к организации проектной технологии. Определяется совокупность способов действий, направленных на установление предпосылок к использованию этой методики и формирование мотивации к организации проектной технологии в процессе педагогической практики студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические средства формирования готовности студентов к организации проектной технологии»

УДК 372.8:811.611

Ю.А. Соколова*

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

В статье рассмотрена проблема формирования готовности студентов к организации проектной технологии. Определяется совокупность способов действий, направленных на установление предпосылок к использованию этой методики и формирование мотивации к организации проектной технологии в процессе педагогической практики студента.

Ключевые слова: проектная деятельность, проектная технология, готовность, средства формирования готовности, педагогическая диагностика, педагогическое проектирование.

Современная ситуация, сложившаяся в системе образования, побуждает руководителей образовательных учреждений искать новые формы и методы обучения и воспитания, разрабатывать собственные стратегии развития школы, отбирать наиболее эффективные средства для осуществления инновационной деятельности. Поиск новых форм обучения приводит педагогов к пониманию того, что педагогической технологией, отвечающей в большей степени запросам современного образования, может служить проектное обучение.

Осуществление проектной деятельности в образовательном учреждении требует подготовленности учителя к ее организации. Проектной технологии студентов, будущих учителей, специально не обучают, но анализ мирового опыта позволяет констатировать широкое распространение этого метода в системе образования различных стран как одного из видов инновационного обучения. Метод проектов приобрел довольно широкую известность: не случайно в базисный учебный план внесена рекомендация о проектной деятельности. Одним из параметров нового качества образования является способность проектировать. В условиях информационного общества студентам необходимо научиться передавать своим будущим ученикам не столько сумму тех или иных знаний, сколько научить школьников приобретать эти знания самостоятельно, уметь ими пользоваться для решения познавательных и практически значимых задач.

Для того чтобы сформировать у студентов, будущих учителей, готовность к использованию метода проектов, необходимо обучить их этой технологии. Критериями готовности к организации проектной деятельности в образовательном учреждении являются профессиональная направленность, высокий уровень интеллекта, определенные волевые качества и умение общаться. На практике студенты недостаточно владеют этими качествами, поэтому им будет труднее адаптироваться к специфике работы в современной школе.

* © Соколова Ю.А., 2009

Соколова Юлия Александровна (Ysokolov@admaster.ru), кафедра русского языка, культуры речи и методики их преподавания Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, 443099, Россия, г. Самара, ул. Максима Горького, 65/67.

Под комплексом педагогических средств формирования готовности студентов к организации проектной технологии в образовательном учреждении подразумевается совокупность способов действий, направленных как на установление предпосылок к использованию этой методики в дальнейшей работе с учащимися, так и на ликвидацию пробелов в знаниях, умениях, навыках и на формирование мотивации к организации проектной технологии в процессе педагогической практики студента.

Комплекс педагогических средств в процессе формирования готовности студента к организации проектной деятельности выполняет диагностическую и формирующую функции. Диагностическую — с помощью средств педагогической диагностики, формирующую — посредством содержания профилирующих предметов и спецкурса «Организация исследовательской работы учащихся в рамках проектной технологии в процессе обучения русскому языку», интегрированного в общую систему подготовки студентов к педагогической практике.

Следовательно, педагогическими средствами формирования готовности студента к организации проектной технологии выступают средства педагогической диагностики, содержание профилирующих предметов и спецкурс «Организация исследовательской работы учащихся в рамках проектной технологии в процессе обучения русскому языку» (см. рисунок).

Формирование готовности студентов к организации проектной технологии

Диагностический этап -► Формирующий этап

11 1 .

Средства педагогической диагностики (выявление личностных качеств и уровня подготовленности студента)

Подготовка по профилирующим предметам (содержание, формы и методы обучения)

Спецкурс «Организация исследовательской работы учащихся в рамках проектной технологии в процессе обучения русскому языку»

Рис. Педагогические средства формирования готовности студента к организации проектной технологии в образовательном учреждении

Учитывая необходимость выявления личностных качеств студента, что составляет подготовительный этап формирования готовности студента к организации проектной деятельности в образовательном учреждении, следует провести педагогическую диагностику, так как на успешность работы по методу проектов влияют не только мотивация, но и общий интеллект студента.

Педагогическая диагностика позволяет оценить правильность выбора учебных целей или учебно-организационных мер. В ходе педагогической диагностики устанавливаются предпосылки к обучению, имеющиеся у отдельных индивидуумов и у представителей учебной группы в целом, и определяются условия, необходимые для организации планомерного процесса обучения и познания. Под диагностической деятельностью понимается процесс, в ходе которого преподаватель наблюдает за обучаемыми и проводит анкетирование, обрабатывает данные наблюдений и опросов и сообщает о полученных результатах с целью описания поведения обучаемых, объяснения его мотивов [1, с. 38]. Типичной диагностической процедурой, широко применяемой в практике, является личностный 16-факторный опросник Р. Кэттела. Вопросы отражают обычные жизненные ситуации. Этот тест дает многогранную информацию об индивидуальности студента. Измеряемые факторы могут быть выделены в следующие блоки: интеллектуальные особенности личности, эмоционально-волевые особенности и коммуникативные свойства личности студента.

Для дополнительной оценки интеллекта можно использовать тесты, задания которых требуют специальных знаний, умений и навыков. Таковы прогрессивные матрицы Равенна или тест для оценки вербального интеллекта Амтхауэра. Данные методики следует компоновать так, чтобы было возможно выявить уровень сформированности личностной характеристики студента. Другой пакет методик может быть направлен на определение уровня теоретической подготовленности студента в области проектной технологии как одного из видов исследовательской работы. Так как студенты 3—5-х курсов уже встречались с некоторыми видами исследовательской деятельности (курсовыми и дипломными работами), некоторые требования к написанию таких работ, правила проведения эксперимента и предъявления продукта исследовательской деятельности им уже известны.

Подготовить студентов к использованию метода проектной технологии в педагогической практике может помочь введение в содержание профилирующих предметов дополнительных тем, раскрывающих теоретическую и практическую значимость проектного обучения. Примером может служить тема «Технология проектного обучения в процессе изучения русского языка» в содержании дисциплины «Теория и методика обучения русскому языку» или «Методики развития речи», тема «Методика обучения учащихся проектной деятельности» в содержании такой дисциплины, как «Педагогика», тема «Изучение русского языка как учебного проедмета методом проектной технологии» в содержании практических занятиях по современному русскому языку и в практикумах по русскому языку.

В подготовке учителей-словесников к работе по методу проектов значительную роль может сыграть спецкурс «Организация исследовательской работы учащихся в рамках проектной технологии в процессе обучения русскому языку».

Спецкурс практиковался на занятиях студентов 3—5-х курсов в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (до 2009 года — Самарском государственном педагогическом университете). Данный спецкурс ставил целью подготовку его слушателей к приемам обучения школьников проектной технологии и ориентирован на обучение студентов планированию работы по организации обучения учащихся проектной деятельности.

Задачей курса «Организация исследовательской работы учащихся в рамках проектной технологии в процессе обучения русскому языку» является формирование готовности студентов к использованию этой технологии в своей дальнейшей работе с учащимися.

Курс рассчитан на 22 часа, из которых 12 часов — лекционных, 11 — практических и 1 час отводится для написания комплексной контрольной работы.

В лекционном курсе студентам был дан необходимый объем теоретических сведений о методе и сложностях организации учебного проекта, о специфике проектной деятельности в процессе обучения русскому языку. В лекционном курсе даются определения таких важнейших понятий как «проект в образовании», «учебный проект», «проект в области русского языка как учебного предмета», «проектирование», «прогнозирование», «учебно-исследовательская деятельность учащихся».

Через лекционный курс студенты знакомятся с идеями основоположников этого метода, с их концептуальными положениями и разработанными ими условиями успешности обучения. Среди них известный философ-идеалист Джон Дьюи, американские педагогоги Е. Пархерст и В. Килпатрик. Метод проектов был хорошо известен С.Т. Шацкому, В.Н. Сороке-Росинско-му, наиболее полно идеи Джона Дьюи были реализованы в педагогической практике А. С. Макаренко. В лекционном курсе метод проектирования рассматривается как возможность делать что-то интересное самому или в группе; как деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, реализовать свои знания. Проектная технология как вид учебно-исследовательской деятельности учащихся в современном образовании определяется в качестве многоцелевой, многофункциональной формы обучения, обусловливающей многостороннее развитие личности.

Через лекционный курс студенты знакомятся и с классификацией учебных проектов. По доминирующей деятельности участников проекта выделяют информационный, ролевой, практико-ориентированный, творческий и исследовательский проекты; по продолжительности — мини-проекты, рассчитанные на 20 минут, краткосрочные проекты — 4—6 уроков, недельные проекты и годичные проекты. По предметно-содержательной области можно выделить два типа проектов — монопроекты и межпредметные; по количеству участников — индивидуальные, групповые (2—6 человек), коллективные (более шести человек), по характеру контактов выделяют внутриклас-сные, внутришкольные и региональные [2, с. 13].

Особое внимание в лекционном курсе уделено проблематизации как аналитическому процессу работы в «проблемном поле» с целью выделения проблемы или ряда проблем для последующего их рассмотрения.

Вопросы организации учебного проекта рассматриваются через практические занятия, которые осуществляются за счет непосредственного включе-

ния студентов в практическое овладение педагогическим проектированием. Студентам предлагается возможная тематика проектов по русскому языку, среди них такие проекты, как «Мастерство публичного выступления» (на основе образцов публичных выступлений великих древних ораторов), «Лингвистические ошибки вокруг нас», «Лингвистические ошибки в современной рекламе», «SMS как новый речевой жанр», «Языковой портрет политических деятелей» (в том числе сравнение литературных персонажей и прототипов), «Юмор и сленг», «Шерлок Холмс в стране Фразеология», «Язык развлекательных передач», «О современной стихотворной рекламе и русской поэзии», «Исследования речевого портрета школьника».

В ходе таких занятий студентам демонстрируются готовые, ранее разработанные проекты и основные требования к ним.

В процессе практических занятий слушатели курса знакомятся с методикой обучения учащихся проектной технологии. При подготовке такого рода занятий студентам предлагается раскрыть приемы обучения школьников исследовательской деятельности как новом методе работы, составить план методического описания проекта по русскому языку. Методическая разработка проекта, то есть паспорт проектной деятельности, как правило, состоит из названия проекта по русскому языку, указания его руководителя, состава проектной группы, типа проекта, его цели и задачи, аннотации, описания предполагаемого продукта проектной работы.

В ходе практических занятий студенты учатся четко разграничивать понятия «учебное» и «научное»: если научное исследование проводится для получения нового знания, то главная цель учебно-исследовательской работы — освоить научный способ познания действительности.

Осуществляя этапы работы по методу проектов, студент практикуется в приемах «погружения» учащегося в проект [3, с. 39], в приемах организации и осуществления самой деятельности, оценки и самооценки исследовательской деятельности, в приемах обучения проведению презентации. О возможных формах, правилах и требованиях к презентациям учебных проектов по русскому языку сообщается в лекционном курсе, который реализуется на практике.

Спецкурс «Организация исследовательской работы учащихся в рамках проектной технологии в процессе обучения русскому языку» является одним из вариантов подготовки студентов к педагогическому проектированию независимо от специализации, так как опыт исследовательской работы универсален, и его легко переносить из одной области в другую.

Таким образом, педагогическими средствами формирования готовности студентов к организации проектной технологии в образовательном учреждении являются средства педагогической диагностики, подготовка по профилирующим предметам и спецкурс «Организация исследовательской работы учащихся в рамках проектной технологии в процессе обучения русскому языку».

Библиографический список

1. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991, 240 с.

2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.: АРКТИ, 2005. 80 с.

3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2008, 112 с.

J.A. Sokolova*

PEDAGOGICAL MEANS OF THE FORMATION OF READINESS OF STUDENTS TO THE ORGANIZATION OF DESIGNED TECHNOLOGY

The article views the problem of the formation of readiness of students-philologists to the organization of the designed technology. The totality of ways of actions, directed on the establishment of preconditions to using this technique and on the formation of motivation to the organization of the designed technology in the process of teaching practice of a student.

Key words: project activity, designed technology, readiness, means of the formation of readiness, educational diagnostics, pedagogical planning.

* Sokolova Julia Alexandrovna (Ysokolov@admaster.ru), the Dept. of Russian Language, Culture of Speech and Methods of their Teachimg, Samara State Socio-Humanitarian Academy, Samara, 443099, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.