ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ-СОЦИОНОМОВ
КОВТУНОВА А.Н.
В статье рассмотрены педагогическая технология, личные качества и основные условия, необходимые для формирования рефлексивной готовности студентов-социономов. Автор предлагает формировать необходимые условия путем включения студентов в проектную деятельность.
В соответствии с законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996), Национальной доктриной образования в Российской Федерации (2000), целью современного образования становится воспитание личности, способной к самостоятельному принятию решений в ситуации выбора, отличающуюся мобильностью, конструктивностью, динамизмом, а содержание образования ориентируется на создание условий для самосовершенствования и самореализации. Государственный образовательный стандарт по специальности «социальная работа» (2002) и профессиограмма социального работника (соционома) подчеркивают необходимость владения навыками анализа, умения чувствовать, переживать, понимать ситуацию, разрешать проблемы клиентов. Это требует расстановки новых приоритетов в проблеме подготовки будущего специалиста, выдвижения в качестве ведущей цели формирования личности, обладающей высоким уровнем профессионализма, отличающуюся высоким уровнем рефлексивной готовности.
Исходя из анализа научной литературы по проблемам профессиональной подготовки специалиста по социальной работе (В.И. Жуков [3], В.А. Никитин [6], Н.Б. Шмелева [12] и др.), рефлексивная готовность специалиста по социальной работе, на наш взгляд, может быть определена как интегративное качество личности, обеспечивающее процесс анализа, осмысления и переосмысления опыта деятельности в сфере работы с лицами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
Рефлексивная готовность специалиста способствует преодолению стереотипности мышления и поведения, осознанию многообразия человеческой культуры, норм, верований, а также совершенствованию межличностных коммуникаций. Это позволяет снизить степень дезадаптиро-ванности лиц, столкнувшихся с различными социальными проблемами, а также социальную напряженность в обществе.
Кроме того, рефлексивная готовность специалиста по социальной работе является одним из условий его саморазвития и самосовершенствования в личностном и профессиональном плане. Рефлексивная готовность способствует «расширению горизонта восприятия» (Н. Б. Шмелева [12, с. 95]), освобождению от расовых, национальных, религиозных предрассудков, пересмотру привычных систем ценностей, а также позволяет «вжиться» в ситуацию клиента, воспринять ее как действительно проблемную, противоречащую требованиям социума, определить собственную роль в ее разрешении.
Рефлексивная готовность, как нами было определено, характеризуется сформированно-стью таких личностных качеств, обусловленных характером будущей профессиональной деятельности специалиста социальной работы, как самокритичность, организованность, коммуникативность, эмпатийность, терпимость, креативность. Сформированность этих качеств яв-
In article the pedagogical technology, personal qualities and the basic conditions necessary for formation of reflective readiness of students of social specialities are considered. The author suggests to form necessary conditions by inclusion of students in design activity.
ляется условием и результатом успешной рефлексивной (и в целом - профессиональной) деятельности.
Такое качество, как самокритичность, определяет способность объективно оценивать и критически осмыслять возможности, способности и достижения на основе знаний о себе с учетом особенностей и отношения к Другому. В процессе оказания социальной помощи клиенту это качество позволяет специалисту осмыслить многообразие культур современного мира, а также мнений, позиций, проявлений человеческой индивидуальности, уточнить на основе этого представления о себе, определить собственную роль в разрешении проблем клиента. Самокритичность определяет способность в самом себе увидеть причины, мешающие понять и влиять на клиента, связать проблемы в адаптации клиента с недостатками собственной работы, служит основанием для профессионального самосовершенствования.
Способность к целенаправленнму преобразованию деятельности (ее характера, способа осуществления) обеспечивается таким качеством, как организованность. Проявление этого качества предполагает рефлексивную постановку цели, проектирование средств ее достижения, самоконтроль, коррекцию неэффективных способов деятельности на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.
Совершенствование неэффективных способов осуществления деятельности, разрешение нестандартных проблем в процессе социальной работы во многом зависит от степени сформирован-ности такого качества, как креативность.
Креативность, как «способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации, создавать новые формы общения» [8, с. 205], во многом зависит от способности личности к осознанию и развитию своего опыта за счет «выхода за пределы опыта» (А. М. Матюшкин, З. И. Калмыкова, Н. Ю. Хрящева), за пределы заданной ситуации (Д. Б. Богоявленская), за пределы собственного «Я» (К. Роджерс).
Осмысление и переосмысление опыта и поиск в нем оснований для решения нестандартной проблемы - это и есть, по мнению И. Я. Лернера и И.К. Журавлева, творческая деятельность в чистом виде, «по определению». Ведь творчество - это создание нового из того, что уже есть, из «старого»; это а) нахождение того «старого», которое надо использовать при строительстве «нового» и б) нахождение способа конфигурирования, сочетания этого «старого» в некое новое, ранее не бывшее целое [7, с. 110].
Коммуникативность, которая определяется как умение быстро устанавливать и удерживать контакт с людьми, в процессе оказания социальной помощи определяет построение общения на основе доверия, открытости, уважения, принятия и адекватного понимания многообразия форм проявления человеческой индивидуальности. На основе этого происходит уточнение представлений о себе, осознание себя через Другого, овладение многообразным опытом человечества.
Общение, основанное на принципах диалога, плюралистичности мнений (ситуация рассматривается с разных точек зрения, с разных позиций) способствует достижению согласия, развитию взаимопонимания, а также выражению сочувствия (эмпатии).
Эмпатийность является одним из важнейших личностных и профессиональных качеств специалиста по социальной работе, а также неотъемлемой характеристикой его рефлексивной готовности.
Эмпатия в научной литературе определяется как: «способность человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, к пониманию их состояний, готовность оказать им посильную помощь», «постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания
другого человека» [10, с. 463], «субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств» [9, с. 413].
Эмпатия обеспечивает точное восприятие чувств человека и его личностных смыслов, т.е. того значения, которое имеют именно для этого конкретного человека события внешнего и внутреннего мира; накопление специалистом нравственного опыта, построение собственной системы ценностей, определяющей его мышление и поведение. Эмпатия обеспечивает преодоление эгоцентрических установок специалиста, позволяет ему «вжиться» в ситуацию клиента, «воссоздать для себя его состояние». Она является основой чувствительности социального работника к собственной личности и личности клиента.
Терпимость, которая непосредственно связана с эмпатией, обеспечивает, прежде всего, принятие себя, способность воспринимать без агрессии мнения, отличающиеся от собственных, а также особенности поведения и внешности других индивидов. Данное качество характеризуется установкой на благожелательное восприятие Другого, желанием понять и, насколько возможно, принять традиции, культуру, убеждения, верования, интересы, ценности этого Другого. Терпимость является результатом осмысления действий с гуманистическими ценностями посредством «соотнесенности совершаемых поступков с их моральной значимостью, оказывающий положительное или отрицательное воздействие на «общечеловеческое» [4, с. 56].
Сформированность этих качеств является условием и результатом успешной рефлексивной (и в целом - профессиональной) деятельности.
Формирование рефлексивной готовности специалиста социальной работы - сложный и длительный процесс, поэтому начинать его следует с начальных курсов профессионального обучения в вузе.
Образовательный процесс вуза обладает большим потенциалом для формирования рефлексивной готовности социального работника как личностного и профессионального качества благодаря своим особенностям (ориентации на развитие профессионального мышления, деятельности, обеспечение субъектной позиции всех участников, включения в профессиональное общение и командную работу и др.).
Кроме того, юношеский возраст, на который в основном и приходится период профессионального обучения в вузе, по мнению ряда ученых (К. А. Абульханова-Славская, Б. З. Вульфов, В. Н. Харькин и др.) является одним из наиболее сензитивных периодов для развития профессионально значимых личностных качеств, определяющих успешность рефлексирования будущих специалистов социальной работы.
Для формирования рефлексивной готовности будущих специалистов социальной работы в вузе должны быть созданы специальные условия, обеспечивающие включение студентов в процессы рефлексирования (фиксация, отстранение, поиск альтернатив, контроль). Создание необходимых условий обеспечивается путем включения студентов в проектную деятельность.
Анализ исследований, посвященных проблемам организации проектного обучения (И. А. Дралюк [2], И. А. Колесникова, М. П. Горчакова [5]), позволил определить проектную деятельность студентов - будущих специалистов по социальной работе как активное взаимодействие с окружающей действительностью, предполагающее создание нового продукта - проекта, в ходе которого происходит приобретение, анализ, осмысление и переосмысление опыта работы с лицами, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Проектная деятельность позволяет студентам через самостоятельную постановку и решение проблем переосмыслить имеющийся непосредственный и опосредованный опыт социальной деятельности в контексте реально существующих задач профессиональной деятельно-
сти, усвоить ценности будущей профессии, получить необходимые им знания, развить навыки рефлексии в ходе планирования, реализации и оценки проекта.
Развитие рефлексивной готовности студентов осуществляется на каждом из этапов работы над проектом. Благодаря тому, что студент выступает как субъект учения, «деятель», самостоятельно осуществляющий анализ проблем, целеполагание, поиск оптимального решения проблемы проекта, его реализацию и публичную презентацию, осуществляется «диалог с собой». Интерактивный характер деятельности, предполагающий сотрудничество участников проекта с другими (координатором проекта, другими студентами, окружающей социальной средой) способствует выстраиванию «диалога с Другим» и «диалога с Социумом».
С учетом вышеперечисленных особенностей проектной деятельности, представлений о структуре рефлексивной готовности специалистов по социальной работе с мигрантами, основываясь на выводах С. Л. Рубинштейна [1], Л. Д. Столяренко [11] относительно этапов становления профессионала, нами была разработана технология формирования рефлексивной готовности социономов в вузе.
Основные этапы формирования рефлексивной готовности будущих специалистов по социальной работе:
Этап 1. Самопроектирование(«Я»)
Цель: формирование готовности будущих специалистов социальной работы к саморефлексии.
На данном этапе происходит самопознание и самоопределение студента, овладение методами самодиагностики, студенты знакомятся с особенностями профессиональной деятельности, требованиями к специалисту, профессиограммой социального работника. В качестве конечного «продукта» на данном этапе студентами создается индивидуальный проект, направленный на выявление и решение собственных проблем - личный сайт, книга «Кто Я», сборник статей «Интервью с самим собой», «Путевой дневник», «Модель специалиста социальной работы» и др.
В результате студенты начинают четко осознавать проблемный характер деятельности специалиста по социальной работе, необходимость развития рефлексивных навыков, составляется план профессионального саморазвития («проект будущего»). Вырабатываются навыки ведения внутреннего диалога «о самом себе», приобретения знаний о себе, позитивное отношение к себе, определения перспектив и траекторий развития, постановки личных целей, планирования действий, необходимых для достижения результата.
Этап 2. Проектирование отношений («Я - Другой»)
Цель: формирование готовности будущих специалистов социальной работы к рефлексии Другого.
Данный этап предполагает перенос акцентов на групповую работу, в ходе которой у студента развивается эмпатийность, способность восприятия Другого (с том числе - и иной культуры, национальности, вероисповедания), его проблемы как своей собственной, навыки взаимодействия и взаимопонимания, способность к построению взаимоотношений на основе рефлексии намерений, поступков, мыслей и чувств другого человека.
Изменяется и характер выполняемых проектов (коллективные проекты - «Отражение», «Глаза в глаза», «Мы с тобой»).
Результат: рефлексивная готовность к дифференцированным, согласованным процессам в диаде и группе, к кооперации.
Этап 3. Социальное проектирование («Я - Социум»,
«Другой - Социум»)
Цель: формирование готовности будущих специалистов социальной работы к рефлексии Социума.
На заключительном этапе студентами приобретаются навыки комплексного осмысления и пересмысления социального опыта, критического анализа неэффективных путей разрешения социальных проблем, постановки целей собственной деятельности по их преодолению, поиска нетрадиционных способов нормализации взаимоотношений, развития общения, преодоления нетерпимости и развития диалога, профилактики или коррекции социальной проблемы, прогнозирования возможных рисков при их реализации.
По завершению этапа студентами разрабатывались, защищались и реализовывались межпредметные проекты (создание «Глоссария по социальной работе с клиентами, имеющими зависимость от психоактивных веществ», проведение «Конкурса рефератов учащихся школ по проблеме поиска различных форм межэтнического и межкультурного диалога»), исследовательские («Социально-психологическая работа с детьми из семей группы риска в условиях оздоровительного лагеря», «Социальная работа с нелегальными трудовыми мигрантами», «Формирование имиджа специалиста по социальной работе»), информационные («Студент! Знай свои права!»), творческие («Фестиваль национальной кухни», «Выставка национальных культур «УрФО - наш общий дом», «Мастерская «Культурный интегратор», Фестиваль «Мы разные, но мы вместе»), мультипроекты (Форум «Екатеринбург - территория молодых»).
Результат: приобретение студентами позитивного опыта комплексного рефлексирования (от выявления проблемы до создания средств для их конструктивного преодоления), формирование готовности к поиску, занятию и укреплению профессиональной позиции в социуме, преодолению кризисных ситуаций посредством осмысления и переосмысления ценностей, знаний, результатов деятельности.
В ходе формирования рефлексивной готовности студентов - будущих специалистов социальной работы используется комплекс средств (наглядные пособия (видеофильмы, самодиагности-рующие обучающие заметки, граффити, слайды) и учебно-методическое обеспечение (Учебная программа спецкурса, модульное пособие для студентов, Руководство по составлению рефлексивного портфеля, Сборник упражнений, Сборник проблемных ситуаций)).
При реализации данной технологии преподаватели выступают в роли тьюторов. Основные задачи тьюторов состоят в работе с образовательными потребностями учащихся, оказании им помощи в поиске себя и своей цели в жизни, а также осуществлении контроля за динамикой развития его личностных качеств.
Отношения тьютор-студент предполагают единство делового (сотрудничества) и личностного (общения) аспектов взаимодействия, предоставляющих студентам возможность раскрыться, проявить себя и самореализоваться в учебной деятельности. В процессе формирования рефлексивной готовности студентов тьютор организует рефлексивное осмысление и переосмысление ценностей, знаний и деятельности, учит студента использовать себя в связи со своими целями и образом будущего, видеть себя как потенциал и ресурс. Это позволяет почувствовать студенту свою субъектность в ходе решения задач планирования, организации, контроля, оценки уровня собственных достижений, обеспечивает индивидуализацию продвижения в обучении, разработку собственных образовательных маршрутов. Данная идея реализуется посредством серии методологических семинаров для преподавателей, посвященных как рассмотрению теоретических проблем формирования рефлексивной готовности студентов, так и практическим вопросам (разработке педагогических проектов).
Библиографический список:
1. Арсеньев А.С. Размышления о работе С.Л. Рубинштейна «Человек и мир» [Текст] / А.С. Арсеньев // Вопросы философии. — 1993. — №5. — С. 130-160.
2. Дралюк И.А. Проектная деятельность как средство воспитания социальной активности студентов : дис. канд. пед. наук [Текст] / И.А. Дралюк. — Саратов, 2005. — 169 с.
3. Жуков, В.И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований [Текст] / В.И. Жуков. — Изд-е 2-е, перераб. и доп. — Т. 1. — М.: Издательство РГСУ, 2007. — 556 с.
4. Золотухин В.М. Терпимость как общечеловеческая ценность / В. М. Золотухин [Текст] / В.М. Золотухин. // Современные проблемы гуманитарных дисциплин. — Ч. 1. — М., 1997. — С. 7 - 9.
5. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование : учеб. пособие для высших учебных заведений [Текст] / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. И.А. Колесниковой. — М. : Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.
6. Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов : учебное пособие [Текст] / В.А. Никитин. — М.: МПСУ, 2002. — 236 с.
7. Прогностическая концепция целей и содержания образования [Текст] / под ред. И.Я. Лернера, И. К.Журавлева— М., 1997. — 131 с.
8. Психологический словарь [Текст] / авт-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева и др.; под общ. ред. Ю.Л. Неймера. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — с. 393.
9. Психологический словарь [Текст] /под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца [и др.] — М., 1983. — с. 413.
10. Психология : словарь [Текст] / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М., 1990. — с. 463.
11. Столяренко, Л.Д. Психология [Текст] / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. - 448 с.
12. Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала : учеб. пособие [Текст] / Н. Б. Шмелева. — М.: Дашков и К, 2004. - 196 с.
Ключевые слова: педагогическая технология, рефлексивная готовность, личные качества студента, технология формирования рефлексивной готовности, основные этапы формирования рефлексивной готовности.
Keywords: pedagogical technology, reflective readiness, personal qualities of the student, technology of formation of reflective readiness, the basic stages of formation of reflective readiness.