педагогические науки
Майрамукаева Фатима Ахполатовна ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ...
УДК 378
DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0048
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕВЕРО-ОСЕТИНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМ. К.Л. ХЕТАГУРОВА
© 2019
Майрамукаева Фатима Ахполатовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, ул. Ватутина, 44-46, e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена выявлению особенностей подготовки студентов - будущих учителей к проектной деятельности в Северо-Осетинском государственном университете им. К.Л. Хетагурова в условиях перехода на новые государственные образовательные стандарты. Перед системой высшего образования сегодня стоит задача развития способности у обучающихся к творческой проектной деятельности, логического мышления, формирования у них навыков разработки и реализации учебных проектов, а также готовности применять эти знания и умения для обучения проектной деятельности учащихся общеобразовательной школы. Использование метода проектов в обучении младших школьников поможет обучающимся наблюдать и объяснять явления окружающего мира, анализировать и обрабатывать большой объем учебной информации, получаемый из различных источников. Студенты, в свою очередь, метод проектов смогут использовать в процессе поиска, разработки и внедрения в учебно-воспитательную деятельность педагогические интерактивные технологии, соответствующие новым требованиям к учебному процессу как в общеобразовательной школе, так и в вузе. Необходимость внедрения технологии проектного обучения диктуется также и стремительным научно-техническим прогрессом современного общества, и в первую очередь, в системе образования. При этом стратегия реализации основных направлений инновационного развития системы образования актуализирует соответствие содержания образования новым образовательным стандартам; совершенствование структурно-содержательной композиции учебных планов и образовательных программ; расширение знаний, умений и навыков, необходимых для овладения комплексом общекультурных и общепрофессиональных компетенций; разработку инновационных форм, методов и приемов обучения, позволяющих трансформировать репродуктивные виды учебно-познавательной деятельности в продуктивно-познавательные технологии обучения преимущественно на основе интерактивных технологических систем. Одной из таких технологий обучения автором рассматривается технология проектной деятельности, реализация которой требует от учителя высокой профессиональной компетентности. Это подчеркивает актуальность задачи высшего педагогического образования, которая заключается в подготовке студентов - будущих учителей к технологии проектного обучения.
Ключевые слова: высшее образование, подготовка студентов педагогических направлений, технология проектной деятельности, готовность студентов к проектному обучению, инновационные подходы в образовании, интерактивные технологии обучения.
TRAINING OF STUDENTS-FUTURE TEACHERS TO DESIGN ACTIVITIES IN NORTH OSSETIAN STATE UNIVERSITY NAMED AFTER K.L. KHETAGUROV
© 2019
Mayramukayeva Fatima Akhpolatovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of primary and preschool education North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov (362025, Russia, Vladikavkaz, Vatutina St., 44-46, e-mail: [email protected])
Abstract. The article is devoted to identifying features of preparing students - future teachers for project activities in the North Ossetian State University. K.L. Khetagurov in the conditions of transition to new state educational standards. The system of higher education today faces the challenge of developing students' ability to develop creative design activities, logical thinking, develop their skills in developing and implementing educational projects, and the willingness to apply this knowledge and skills to teach project activities of secondary school students. Using the project method in teaching younger schoolchildren will help students observe and explain the phenomena of the surrounding world, analyze and process a large amount of educational information obtained from various sources. Students, in turn, will use the method of projects in the process of searching, developing and introducing into the teaching and educational activities pedagogical interactive technologies that meet the new requirements for the educational process both in secondary school and in the university. The need for the introduction of project training technology is also dictated by the rapid scientific and technological progress of modern society, and first of all, in the education system. At the same time, the strategy for implementing the main directions of the innovation development of the education system actualizes the compliance of the content of education with new educational standards; improvement of the structural and content composition of curricula and educational programs; expansion of knowledge and skills necessary to master the complex of general cultural and general professional competencies; the development of innovative forms, methods and techniques of training, allowing to transform reproductive types of educational and cognitive activity into productive-cognitive learning technologies mainly based on interactive technological systems. One of such technologies of training by the author is the technology of project activities, the implementation of which requires a teacher of high professional competence. This underlines the urgency of the task of higher pedagogical education, which consists in preparing students-future teachers for project-study technology.
Keywords: higher education, preparation of students of pedagogical directions, technology of project activity, readiness of students for project training, innovative approaches in education, interactive learning technologies.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Проектная деятельность в младших классах играет важную роль в современном профиле обучения в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального образования (ФГОС НО). Для подготовки студентов - будущих учителей в системе высшего образования должны быть обязательно созданы педагогические условия для применения проектной деятельности
как в учебной работе с обучающимися (Л.П. Алексеева, Е.А. Гнатышина, А.В. Савченков) [1], так и во внеурочной воспитательной работе (П.А. Ханин) [2]. В процессе получения педагогической профессии, а также в ходе прохождения педагогической практики, обучающиеся должны максимально приблизиться в своей учебно-профессиональной деятельности к реальной жизни (М.И. Бекоева, С.А. Амбалова, Б.А. Тахохов) [3], осознать свою ответственность и столкнуться с проблемами,
Mayramukayeva Fatima Akhpolatovna TRAINING OF STUDENTS-FUTURE .
pedagogical sciences
которые необходимо научиться решать в дальнейшей профессиональной деятельности. Педагогическая практика должна определять направленность и динамику деятельности студента (С.С. Демцура, Е.Ю. Дмитриева, Л.А. Полуянова), способствовать решению профессиональных задач для определения особенностей будущей профессиональной деятельности через развитие профессиональных компетенций [4]. Однако, как отмечают некоторые ученые (А.М. Раисова, М.Н. Романова, А.Ю. Чекурова и др.), будущие педагоги недостаточно готовы применять проектную деятельность в своей педагогической практике [5; 6].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблемы общепедагогической подготовки студентов - будущих учителей к выполнению и реализации творческих проектов нашли отражение в исследованиях таких ученых, как А.А. Андреев, М.И. Бекоева, И.Н. Деветьярова, А.П. Клычков, З.К. Малиева, О.Н. Мулина и др. [7-11]. «В процессе проектирования, пишет О.Н. Мулина, происходит одновременно проверка теоретических знаний, сопровождающаяся их повторением, углублением, систематизацией, так и формированием умений применять их для решения конкретных профессиональных задач, развитие у студентов навыков принятия решений и их конкретной реализации в виде конкретных проектов разработанным ими» [11]. Говоря о воспитательном значении проектной деятельности, А.П. Клычков считает, что «.. .процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя. Использование современных технологий на уроках помогает создать благоприятную эмоциональную обстановку, повышает мотивацию обучающихся к изучаемому материалу, углубляет знания, способствует развитию психологических процессов, что в конечном итоге, повышает качество знаний обучающихся. С этой целью необходимо создать интернет-приложение, в котором ученики будут проделывать определенную работу, связанную с проектной деятельностью» [12]. Вопросам подготовки учителя начальных классов с учетом современных тенденций обновления содержания образования посвящены работы и А.А. Лобанова, Т.Ю. Лобановой, И.А. Тишковой, О.Г. Токаревой др. [13-15]. «В частности, как отмечает О.Г. Токарева, метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, находить и синтезировать полученную информацию, формирует метапредметные результаты, развивает творческие, познавательные способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему легко адаптироваться к жизненным трудностям в будущем» [15, с. 26-28]. Проблеме формирования проектной культуры педагога посвящены диссертации С.А. Амбалова, М.И. Бекоева, М.И. Гаврилова, И.Н. Одарич, Н.В. Румянцева, Т.А. Ти-ханова и др. [16-19]. «Как отмечает в своем исследовании Румянцева, современные реформы в системе образования с опорой на интегрированное обучение актуализируют задачи, стоящие перед системой подготовки студентов - будущих учителей. Они предъявляют к учителю принципиально новые требования, которые характеризуются готовностью свободно ориентироваться в условиях современных рыночных отношений, реализо-вывать междисциплинарную интеграцию и максимально использовать ее потенциал» [18, с. 276-278].
Формирование целей статьи (постановка задания). На основе анализа большого объема педагогической и психологической литературы по проблеме исследования нами выявлено противоречие между требованиями к системе образования, представленными в «Законе об образовании в РФ», а также в новых государственных образовательных стандартов относительно широкого использования проектной деятельности и недостаточной готовностью будущих педагогов к ее использованию в пред-
стоящей педагогической деятельности [20; 21]. Поэтому мы провели экспериментальную работу, направленную на изучение уровня готовности выпускников педагогических специальностей Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова (СОГУ им. К.Л. Хетагурова) к использованию метода проектов в будущей профессиональной педагогической деятельности.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Целью нашего исследования являлась разработка, апробация и определение эффективности серии занятий, направленных на развитие готовности будущих педагогов начальных классов к интегрированию метода проектов в рамках дисциплины «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности». В процессе выполнения работы нами были поставлены следующие задачи:
- провести теоретическое исследование проблемы развития проектной деятельности;
- изучить виды проектной деятельности и механизмы их применения в педагогической деятельности;
- провести диагностику степени информированности выпускников педагогических специальностей СОГУ им. К.Л. Хетагурова о проектной деятельности и готовности применять ее на практике;
- разработать, апробировать и определить эффективность серии занятий, направленных на развитие готовности будущих педагогов начального образования к использованию проектной деятельности в рамках дисциплины «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности».
Для получения более объективных результатов нами были использованы следующие теоретические методы исследования: анализ, синтез, сравнение теоретических источников по проблеме информирования о проектной деятельности выпускников педагогических специальностей вузов. Кроме того, для проведения экспериментальной работы были использованы эмпирические методы - психолого-педагогический эксперимент, анкетирование, наблюдение за деятельностью студентов.
Дальнейшая работа над исследованием позволила сформулировать гипотезу исследования, которая предположительно заключалась в том, что серия занятий, реализованная в рамках дисциплины «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности», повысит уровень информативности бакалавров о проектной деятельности и увеличит возможность использовать их в будущей педагогической деятельности.
В исследовании приняли участие 56 студентов выпускных курсов педагогических специальностей СОГУ им. К.Л. Хетагурова.
Сделав анализ рабочих программ профильных дисциплин учебного плана, мы выявили, что отведено недостаточное количество часов на изучение проектной деятельности. Этот вывод подтверждают результаты анкетирования, направленного на выявление знаниевого компонента студентов о содержании проектной деятельности. Лишь 35% студентов знают определение проектной деятельности и ее разновидности. Только 20% вспомнили о том, что применяли технологию проектов во время прохождения педагогической практики. Менее 10% студентов смогли продемонстрировать владение проектной деятельностью и провести фрагмент занятия с использованием метода проекта. Остальные студенты затруднялись с ответом.
Исходя из полученных данных, подтвердилось противоречие между требованиями к использованию проектной деятельности и недостаточной готовностью студентов к работе с ними. Полученные данные выявили необходимость разработки серии занятий в рамках дисциплины «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности» по ознакомлению и овладению будущими педагогами проектной деятельностью для по-
194
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 1(26)
педагогические науки
Майрамукаева Фатима Ахполатовна ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ...
вышения уровня умении, навыков и компетенции.
Для повышения уровня информативности бакалавров о проектной деятельности были прочитаны лекции, посвященные истории зарождения метода проектов, его видов, способов и приемов использования при проведении учебных занятий. Для повышения готовности бакалавров к использованию проектной деятельности в будущей педагогической работе проведены семинарские занятия. На них были разработаны возможные технологические карты занятий с применением проектной деятельности (С.С. Демцура, Е.Ю. Дмитриева, Л.А. Полуянова) [4], отработка проблемных вопросов, которые можно было бы использовать для организации дискуссии (А.М. Раисова) [5], мозгового штурма, работы в малых группах. Всего было проведено 5 занятий по 2 часа (2 - лекционных и 3 - семинарских). На семинарских занятиях будущие педагоги поучаствовали в создании проектов, а позже продемонстрировали фрагмент занятия с использованием проектной деятельности уже в качестве самих преподавателей. Итоги этих занятий показали, что в результате разработанной серии занятий у студентов - будущих педагогов появились необходимые знания и навыки при использовании метода проектов.
На контрольном этапе экспериментальной работы были получены следующие данные. При проведении фрагмента занятия с использованием проектной деятельности было отмечено: увеличение числа студентов, которые смогли дать определение проектной деятельности и продемонстрировать ее на практике; уменьшение количества ошибок при проведении фрагмента занятия; увеличение числа студентов, готовых на практике применить проектную деятельность.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, считаем, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась и благодаря серии занятий, реализованных в рамках дисциплины «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности», нам удалось повысить уровень информативности бакалавров о проектной деятельности и увеличить готовность их к будущей педагогической деятельности. Для активизации учебно-познавательной и профессионально-ориентированной деятельности студентов целесообразно также использовать электронные ресурсы, позволяющие моделировать изучаемые педагогические явления и процессы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гнатышина Е.А., Алексеева Л.П., Савченков А.В. Подготовка профессионально-педагогических кадров в условиях инновационной деятельности вуза//Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 210-215.
2. Ханин П.А. Роль педагогической практики студентов в профессиональной подготовке будущих учителей физической культуры к организации внеурочной деятельности школьников //В сборнике: Образование и наука в современных реалиях /Сборник материалов Международной научно-практической конференции: в 2 томах. 2017. С. 223-226.
3. Бекоева М.И., Амбалова С.А., Тахохов Б.А. Универсальные гуманитарные компетенции как основа профессиональной компетентности современного педагога //Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8. № 6. С. 59-72.
4. Демцура С.С., Дмитриева Е.Ю., Полуянова Л.А. Рынок образовательных услуг и современные тенденции развития образования в России //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 114-117.
5. Раисова А.М. Система управления методической подготовкой будущего учителя в условиях университета //В сборнике «Современная наука: проблемы и перспективы развития» /Сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 204209.
6. Чекурова А.Ю., Романова М.Н. Профессиональная подготовка будущих учителей «Технологии» //Научный электронный журнал Меридиан. 2017. № 4 (7). С. 201-202.
7. Андреев А.А. Проектная деятельность как способ активизации познавательной деятельности учащихся //\В сборнике: Актуальные проблемы математических и технических наук. Чебоксары, 2017. С. 34-39.
8. Бекоева М.И., Малиева З.К. Типологизация проектов и условия их реализации в современном вузе //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015.№ 3 (22). С. 25-29.
9. Деветьярова И.Н. Проектная деятельность педагога как усло-
вие формирования личностных результатов учащихся во внешкольной деятельности //NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 32. С. 329-334.
10. Клычков А.П. Информационная система поддержки и мотивации проектной деятельности школьников с разграничением прав школьников и руководителей проектной деятельностью //В сборнике: Информационные технологии в работе с одаренной молодежью. Самара, 2015. С. 446-447.
11. Мулина О.Н. Проектная деятельность как средство формирования компетенций инновационной деятельности у будущих педагогов //Научный поиск. 2014. №2.4. С. 20-23.
12. Нестерова В.П. Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности // Вестник ТОГИРРО. 2015. № 2 (32). С. 48.
13. Лобанова Т.Ю., Лобанов А.А. Проектная деятельность как способ повышения познавательной активности в урочной и внеурочной деятельности школьников //Информатика в школе. 2015. № 4 (107). с. 3-10.
14. Тишкова И.А. Проектная деятельность магистрантов в контексте подготовки к международной образовательной деятельности //Научный сибирский альманах. 2014. №1. С. 199-204.
15. Токарева О.Г. Организация учебных занятий для овладения проектной деятельностью на примере уроков технологии в начальной школе //Вестник современной науки. 2015. № 12-2 (12). С. 26-28.
16. Бекоева М.И., Амбалова С.А. Реализация новой государственной политики в сфере непрерывного педагогического образования // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2016. № 3. С. 116-121.
17. Одарич И.Н., Гаврилова М.И. Компетентностный подход в системе высшего образования//Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 133-136.
18. Румянцева Н.В. Формирование готовности студентов - будущих учителей к реализации междисциплинарной интеграции // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. №3 (20). С. 276-278.
19. Тиханова Т.А. Проектная деятельность студентов как вид исследовательской деятельности //В сборнике: Инновационные технологии в образовании /Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 107-109.
20. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года http:// zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения 20.01.2019).
21. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) нового поколения http://www.edu.ru/ abitur/act.82/index.php (дата обращения 20.01.2019).
Статья поступила в редакцию 21.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019