педагогические науки
Бекоева Марина Ивановна УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ...
УДК 378
УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ СТУДЕНТОВ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
© 2016
Бекоева Марина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, улица Ватутина, 46, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования профессиональной и жизненной успешности студентов - будущих специалистов, анализируются различные подходы к изучению тех явлений, которые становятся движущей силой профессиональной и жизненной успешности. Динамика системы психолого-педагогических детерминант профессиональной успешности студентов в период активного обучения, адаптации, профессионального становления выражается в трансформации жизненно важных ценностных ориентаций и изменении мировоззрения; в смещении приоритетных мотивов учебно-познавательной деятельности; приумножении различий в качестве и интенсивности учебной активности студентов; в изменении уровня профессиональной компетентности и самооценки себя как активного субъекта учебно-познавательной деятельности. Профессиональная успешность студента рассматривается как сложный многоуровневый и многофакторный процесс формирования профессиональной мобильности, компетентности, социально-культурных и профессионально значимых качеств и их интеграции, разработки оптимальных приемов и средств качественного творческого выполнения деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими характеристиками человека, готовность к постоянному профессиональному росту и конкурентоспособности. Эффективность процесса профессионализации зависит от успешного прохождения всех его стадий и этапов. Особая роль принадлежит стадии профессионального обучения. Общая тенденция выражается, прежде всего, в увеличении расхождений по этим показателям между «успешными» благополучными и «безуспешными» неблагополучными студентами по мере освоения этапов профессионального обучения.
Ключевые слова: высшее образование, профессиональная успешность, профессиональная мобильность, конкурентоспособность, жизненная успешность, обучение студентов.
OPTIMIZATION CONDITIONS OF PROFESSIONAL SUCCESS OF STUDENTS
IN MODERN CONDITIONS
© 2016
Bekoeva Marina Ivanovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of education and psychology
North Ossetian State University named K.L. Khetagurov (362025, Russian Federation, Vladikavkaz, Vatutina street, 46, e-mail: [email protected])
Abstract. The article considers the problem of formation of professional and life success of students - the future experts, analyzes various approaches to the study of the phenomena that become the driving force of professional and life success. Dynamics of a system of psycho-pedagogical determinants of professional success of students in the period of active learning, adaptation, professional development is reflected in the transformation of the vital value orientations and worldviews change; in shifting the priority motives of educational and informative activities; augmentation of the differences in the quality and intensity of educational activity of students; a change in the level of professional competence and self-esteem itself as active subject of teaching and learning activities. Professional student success is viewed as a complex multi-level and multi-factor process of formation of professional mobility, competence, socio-cultural and professionally important qualities and their integration, development of optimal methods and means of quality creative execution of activities in accordance with the individual psychological characteristics of the person, committed to continuous professional growth and competitiveness. The effectiveness of the professionalization process depends on the successful completion of all stages and phases. A special role belongs to the stage of training. The general trend is expressed, above all, to increase the differences in these indicators between "successful" prosperous and "unsuccessful" disadvantaged students as the development of training stages.
Keywords: higher education, professional success, professional mobility, competitiveness, success in life, education of students.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Существенной жизненной ценностью человека является достижение успехов в личностно-значимых, профессионально-важных и социально-оцениваемых достижениях. Однако, не провозглашаемые, а реально действующие цели образования сводятся к усвоению предметных знаний и умений, что не позволяет студентам в достаточной степени осваивать профессиональную деятельность при изучении дисциплин цикла ОГСЭ. При этом учебная успешность студентов по этим дисциплинам далеко не всегда способствует развитию их профессиональной и жизненной успешности. Проблема жизненной успешности студентов - будущих специалистов недостаточно изучена в педагогической науке: нет четкого определения понятия «успешность» как способности гибкого реагирования человека на постоянно трансформирующиеся условия на рынке труда, не разработаны критерии оценки и уровни сформированности жизненной успешности личности.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Значимость основного этапа профессионального становления личности, то есть периода обучения в вузе, подчеркивается
большинством ученых (С.А. Амбалова [1], М.И. Бекоева [2], А.А. Коростелев [3], И.А. Зимняя, З.К. Каргиева [4], Е.А. Климов, И.Ю. Кокаева [5], В.В. Пейсахов, В.И. Слободчиков, И.Б. Терешкина, А.Н. Ярыгин [3], Н.А. Ярыгина [3]). Их внимание акцентируется, прежде всего, на повышенной чувствительности, неуверенности личности в этот период. Это, в свою очередь препятствует процессу формирования ценностных ориентаций, мотивации успеха, установок, личностных особенностей, профессиональной направленности, интеллекта, саморегуляции и др.
Другая группа ученых (Б.Г. Ананьев, В.Г. Бураева [6], Э.Ф. Зеер [7], М.В. Зиннатова [7], С.Е. Каплина [8], Е.В. Лебедева [7], Н.М. Мкртычева [9] и др.) активно исследует вопросы личностного развития студентов, готовности к будущей профессиональной деятельности и условий оптимизации профессиональной успешности личности с учетом студенческого возраста как важного этапа жизненного пути человеческой сущности. Роль и место способностей, мотивов, интересов, потребностей и индивидуальных особенностей личности в формировании профессионально важных качеств специалиста, а также оптимизации профессиональной подготовки и условий осуществления успешной профессиональной деятельности исследуются такими учеными, как Т.А. Гудалина [10], В.В. Гутман [11], А.А. Коростелев
Бекоева Марина Ивановна педагогические
УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ... науки
[12], Т.В. Комар [12], Н.В. Шкляр [11] и др.[13-19].
Формирование целей статьи (постановка задания). Доказано, что профессиональное самоопределение и становление как важнейшие компоненты всей трудовой деятельности человека характеризуются длительностью, многоаспектностью, динамичностью, много-этапностью и изменчивостью. Эти процессы направлены на формирование положительной мотивации к выбранной профессиональной деятельности; готовности к профессиональному росту и конкурентоспособности; поиску максимально конструктивного индивидуального стиля профессиональной деятельности; совершенствование профессионально-значимых качеств личности. Большинством исследователей (С.А. Амбалова [20], М.И. Бекоева [20], А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер [7], Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова, Б.А. Тахохов [21] и др.) он признан одной из значимых сторон социализации личности. Существует корреляционная зависимость между профессиональной мобильностью, благополучным профессиональным выбором, эффективными моделями жизнедеятельности, психологическим здоровьем, успешной карьерой и профессиональной успешностью человека. Задача заключается в том, чтобы выделить основные этапы и стадии профессионального становления на основании различных критериев: отношение личности к профессии и уровень выполнения деятельности, уровень профессионализации личности, социальная ситуация и уровень реализации ведущей деятельности.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Слово «успех» в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова определяется в трех значениях: как общественное признание человека; как удача в достижении чего-либо; как достижение значительных результатов в различных видах деятельности - учебной, спортивной, художественной и др. Таким образом, понятие «успешность выпускника вуза» с педагогической точки зрения следует рассматривать как фактор профессиональной и жизненной успешности; качество личности, обеспечивающее внутренний механизм профессионального становления; деятельность человека, обусловленная постоянно меняющимися тенденциями на рынке труда; процесс преобразования человеком самого себя и окружающей его жизненной и профессиональной среды.
Период обучения в системе высшего образования является для человека наиболее значимым этапом профессионального становления и развития профессиональной компетентности специалиста. Структурно-организационная модель педагогической детерминации успешного профессионального становления студента - будущего специалиста включает структурные концепты, характеризующие содержательную ее область: ценностно-смысловой компонент - объединяет предпочитаемые ценности и главные жизненные ориентации; мотивационный компонент - включает профессиональную направленность, преобладающие мотивы учебно-познавательной и профессиональной деятельности обучающихся; уровень потребности студента в профессиональном достижении; личностный компонент - интегрирует особенности эмоционально-волевой сферы, интеллектуальные свойства личности, информационную и коммуникативную компетенции, самооценку себя как субъекта учебно-познавательной деятельности; субъек-тно-деятельностный компонент - объединяет организационную компетентность, степень проявления учебной активности и действующие комплексы универсальных учебных умений, уровень субъектной включенности в учебную деятельность. Как отмечает в своем исследовании Н.М. Мкртычева, нередко причинами их низкой мотивации учебной деятельности является повышенный уровень тревожности, порожденный неуверенностью в себе, неблагополучной атмосферой в семье и вузе, личностными и межличностными конфликтами, неадекватностью и низким уровнем самооценки. Повышенный 64
уровень тревожности, по мнению исследователя, у большинства студентов является довольно устойчивым отрицательным фактором, оказывающим влияние на успешность их обучения. Вот почему преподаватели вуза сосредоточили свое внимание в процессе педагогической поддержки на создании позитивной мотивации студентов к учению [9].
Понятие «успешность» современными отечественными (М.И. Бекоева [1], В.Г. Бураева [1], Н.В. Кильберг-Шахзадова [22], Р.Э. Кесаева [22], Е.А. Климов [23], Н.Н.Толстых [24] и др.) и зарубежными исследователями (Э. Берн, У. Мозер, Э. Роу и др.) рассматривается не просто как достижение успеха в определенной деятельности, а как овладение способами деятельности, которые направлены на обеспечение высокого результата в достижении поставленных целей. Характер деятельности, способы достижения поставленных целей могут быть разные. Следовательно, и виды успешности разные: личная успешность, социальная, профессиональная.
Для успешного осуществления профессиональной деятельности молодой специалист должен обладать определенным набором компетенций, характеризующих его как личность и профессионала и позволяющие ему ориентироваться в своей профессии, быть конкурентоспособным на рынке труда, быть готовым к самообразованию. Чтобы развивать креативное мышление, организаторские умения, профессиональную мобильность, как отмечает С.Е. Каплина, необходимо обучаемых систематически ставить в такие условия, которые позволили бы им упражняться в том, или ином виде профессиональной деятельности [8].
Динамизм современных общественных преобразований вызывает к жизни потребность в специалистах (А.А. Коростелев, А.Н. Ярыгин, Н.А. Ярыгина), умеющих анализировать постоянно меняющиеся социально-экономические тенденции, принимать и реализовывать нестандартные решения в ситуации рыночной конкуренции, устранять стереотипизацию из производственной и личностной сфер деятельности [3].
Важнейшим фактором, актуализирующим проблему достижения профессиональной и жизненной успешности студентов - будущих специалистов является внедрение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (3 +), базирующихся на основе формирования содержания образования «от результата», т.е. от уровня сформированности компетенций профессиональной деятельности выпускников. На этой основе комплектуется основная профессиональная образовательная программа, разрабатываются формы, методы, средства и технологии обучения, а также эффективные системы оценивания результатов подготовки выпускников вуза. Очевидно, такой подход означает, что формирование профессиональных компетенций должно начинаться уже при изучении дисциплин ОГСЭ - общегуманитарного, социально-экономического и естественнонаучного циклов. Разработка требований к результатам образования должна осуществляться путем их соотнесения с дидактическими единицами обязательного минимума содержания образования, обновление которого заключалось в замене «устаревших» дидактических единиц.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, целенаправленный, спланированный и организованный процесс активизации профессиональной и жизненной успешности, как специфический момент в развитии и становлении личности студента имеет первоочередное значение. Поэтому необходима систематическая и глубоко продуманная социально-педагогическая и психологическая работа по введению студентов в новые условия их жизнедеятельности. Именно поэтому подготовка специалистов, способных к профессиональной и социальной мобильности - одна из важнейших проблем современного профессионального образования России.
педагогические науки
Бекоева Марина Ивановна УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бекоева М.И., Амбалова С.А. Перспективные направления обеспечения непрерывного образования // Современный научный вестник. 2016. Т. 5. № 2. С. 188191.
2. Бекоева М.И. Бураева В.Г.Формирование профессиональной мобильности студентов как важная составляющая проблемы трудоустройства выпускников вуза //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014.№3. С. 27-30.
3. Коростелев А.А., Ярыгин А.Н., Ярыгина Н.А. Влияние системы повышения квалификации на развитие ключевых компетенций специалистов //Шсник Черкаського Ушверситету. Серiя: Педагопчш науки. 2009.№ 163. С. 20-26.
4. Каргиева З.К. Социально-экономические предпосылки развития высшей школы //Вестник СевероОсетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2014. № 4. С. 241-243.
5. Кокаева И.Ю. Развитие регионального образовательного пространства как фактор сохранения и укрепления здоровья младших школьников (на примере республики Северная Осетия -Алания): диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук -Владикавказ, 2011.
6. Бураева В.Г. Профессиональная мобильность как интегральное качество личности современного специалиста //Балтийский гуманитарный журнал. 2015.№4 (13). С. 70-73.
7. Зеер Э.Ф., Лебедева Е.В., Зиннатова М.В. Методологические основания реализации процессного и проектного подходов в профессиональном образовании //Образование и наука. 2016. № 7 (136). С. 40-56.
8. Каплина С.Е. Анализ процесса формирования профессиональной мобильности у будущих специалистов //Сибирский педагогический журнал. 2008.№4. С. 30-50.
9. Мкртычева Н.М. Педагогическое сопровождение как способ обеспечения учебной успешности студентов //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015.№ 2 (21). С. 102-105.
10. Гудалина Т.А. Содержательная характеристика социально-профессиональной компетентности педагогов специализированных учреждений //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 46-49.
11. Гутман В.В., Шкляр Н.В. Самостоятельная образовательная деятельность как условие становления профессионально-педагогиченской компетентности студентов //Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 17-21.
12. Коростелев А.А., Комар Т.В. Управление информационными потоками в аналитической деятельности //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. №1. С. 42-45.
13. Зубков А.Ф., Пономарёва Н.В., Захарова Т.В. Роль и значение профессиональных компетенций специалиста с высшим образованием в его успешной профессиональной деятельности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 127-132.
14. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27
15. Питерская С.Э. Особенности профессиональной подготовки студентов-билингвов // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 61-64.
16. Усманова С.Г. Саморазвитие преподавателя вуза - основа его профессиональной деятельности // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 4 (5). С. 37-39.
17. Богданова А.В., Коновалова Е.Ю. Управление качеством образования в контексте основных противоречий глобализации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 13-16.
18. Кондаурова И.К. Математическая подготовка студентов в вузе в контексте будущей профессиональной деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 50-53.
19. Салихова Д.Ч. К вопросу о понятии профессиональной деятельности как основном признаке оценочной деятельности // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3. С. 150-156.
20. Бекоева М.И., Амбалова С.А. Психолого-педагогические принципы эффективной организации самообразования студентов //Современный научный вестник. 2016. Т. 5. № 1. С. 265-266.
21. Тахохов Б.А. Современная модель выпускника вуза //Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2016. № 1. С. 46-50.
22. Кильберг-Шахзадова Н.В., Кесаева Р.Э. Социальная динамика образования как социального института //Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2012. № 1. С. 256-263.
23. Климов Е.А. . Психология профессионального образования. М.: Академия, 2004 304 с.
24. Толстых Н.Н., Прихожан А.М. Психология подросткового возраста. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М. Юрайт. 2016. 346 с.