Научная статья на тему 'Основные направления профориентационной деятельности в современной общеобразовательной школе'

Основные направления профориентационной деятельности в современной общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1616
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / SECONDARY SCHOOL / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE TEACHING METHODS / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CAREER GUIDANCE ACTIVITIES / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекоева Марина Ивановна

Технологичность профориентационной деятельности создает совершенно иную конструкцию образовательного процесса в общеобразовательной школе. Системообразующим фактором, обеспечивающим целенаправленное использование разнообразных педагогических технологий для успешного осуществления процесса профессионального самоопределения старшеклассников, является реформирование системы образования, связанное с модифицированием структуры и содержания образовательного процесса, оптимизации его функционирования, что позволит субъектам педагогической деятельности достичь значительной результативности без дополнительных материальных затрат, с плодотворным использованием уже имеющегося потенциала. Исходя из этого, статья посвящена анализу проблемы использования интерактивных методов обучения в современном образовательном пространстве, актуальность которой обоснована современным периодом развития информационного общества и переходом на новые образовательные стандарты. Такой подход требует пересмотра сформировавшихся стереотипов в системе образования и разрешения существующих противоречий, прежде всего, в социальном и профессиональном развитии. Именно для того, чтобы создать это новое образовательное пространство, педагогическое сообщество должно опережать различные технологические достижения, что и обуславливает необходимость разработки и внедрения новых подходов к процессу профориентационной деятельности учителей и профессионального самоопределения учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN AREAS OF ACTIVITY VOCATIONAL GUIDANCE IN A MODERN COMPREHENSIVE SCHOOL

Manufacture ability career-oriented activities creates a completely different structure of the educational process in a comprehensive school. The backbone factor ensuring purposeful use of various pedagogical technologies for the successful implementation of professional self-determination process of high school students, is the reform of the education system, associated with a modification of the structure and content of the educational process, to optimize its operation, allowing the subjects teaching activities to achieve significant performance without additional material costs, with faithful use of existing capacities. Accordingly, the article analyzes the problem of the use of interactive teaching methods in modern educational space, the actuality which justified the modern period of development of the information society and the transition to new educational standards. This approach requires a revision of formed stereotypes in education and resolving existing conflicts, especially in the social and professional development. It is in order to create a new educational environment, pedagogical community must stay ahead of the various technological advances and that makes it necessary to develop and implement new approaches to the process of career guidance activities for teachers and students of professional self-determination.

Текст научной работы на тему «Основные направления профориентационной деятельности в современной общеобразовательной школе»

Бекоева Марина Ивановна ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ...

УДК 373.6

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© 2016

Бекоева Марина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, улица Ватутина, 46, e-mail: bekoevamarina@mail.ru)

Аннотация. Технологичность профориентационной деятельности создает совершенно иную конструкцию образовательного процесса в общеобразовательной школе. Системообразующим фактором, обеспечивающим целенаправленное использование разнообразных педагогических технологий для успешного осуществления процесса профессионального самоопределения старшеклассников, является реформирование системы образования, связанное с модифицированием структуры и содержания образовательного процесса, оптимизации его функционирования, что позволит субъектам педагогической деятельности достичь значительной результативности без дополнительных материальных затрат, с плодотворным использованием уже имеющегося потенциала. Исходя из этого, статья посвящена анализу проблемы использования интерактивных методов обучения в современном образовательном пространстве, актуальность которой обоснована современным периодом развития информационного общества и переходом на новые образовательные стандарты. Такой подход требует пересмотра сформировавшихся стереотипов в системе образования и разрешения существующих противоречий, прежде всего, в социальном и профессиональном развитии. Именно для того, чтобы создать это новое образовательное пространство, педагогическое сообщество должно опережать различные технологические достижения, что и обуславливает необходимость разработки и внедрения новых подходов к процессу профориентационной деятельности учителей и профессионального самоопределения учащихся.

Ключевые слова: общеобразовательная школа, интерактивные методы обучения, профориентационная деятельность, профессиональное самоопределение, информационное общество.

MAIN AREAS OF ACTIVITY VOCATIONAL GUIDANCE IN A MODERN COMPREHENSIVE SCHOOL

© 2016

Bekoeva Marina Ivanovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of education and psychology

North Ossetian State University named K.L. Hetagurov (362025, Russian Federation, Vladikavkaz, street Vatutina, 46, e-mail: bekoevamarina@mail.ru)

Abstract. Manufacture ability career-oriented activities creates a completely different structure of the educational process in a comprehensive school. The backbone factor ensuring purposeful use of various pedagogical technologies for the successful implementation of professional self-determination process of high school students, is the reform of the education system, associated with a modification of the structure and content of the educational process, to optimize its operation, allowing the subjects teaching activities to achieve significant performance without additional material costs, with faithful use of existing capacities. Accordingly, the article analyzes the problem of the use of interactive teaching methods in modern educational space, the actuality which justified the modern period of development of the information society and the transition to new educational standards. This approach requires a revision of formed stereotypes in education and resolving existing conflicts, especially in the social and professional development. It is in order to create a new educational environment, pedagogical community must stay ahead of the various technological advances and that makes it necessary to develop and implement new approaches to the process of career guidance activities for teachers and students of professional self-determination.

Keywords: secondary school, interactive teaching methods, career guidance activities, professional self-determination, the information society.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Важной педагогической проблемой современной общеобразовательной школы является оказание помощи старшим школьникам в выборе и осуществлении жизненно важных планов, формировании внутренней готовности у старшеклассников к самостоятельному и осознанному планированию, корректировке и оптимизации своего профессионального самоопределения и становления. Основную цель профориентационной работы в общеобразовательной школе можно сформулировать следующим образом: систематическое формирование у старшеклассников готовности к самостоятельному выбору будущей профессиональной деятельности, развитию профессионально важных качеств, предъявляемых рынком труда к личности современного специалиста, оказание психолого-педагогической помощи в обеспечении социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации человека в условиях рыночных отношений.

Следует отметить, что в рамках традиционных технологий невозможен поиск и реализация новых решений, как в отношении развития образования в целом, так и по проблеме профессионального самоопределения и личностного становления выпускников общеобразовательных школ.

Сегодня внимание ученых и практиков привлечено к образовательным технологиям, но явно недостаточно работ в области подготовки преподавателя к новым видам педагогической профориентационной деятельности,

технологии проектирования образовательных систем и процессов, технологизации процесса совершенствования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению и становлению.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализ педагогической, психологической и философской литературы по проблеме профессионального самоопределения старшеклассников, а также профориентационной деятельности работников общеобразовательных организаций показал, что создана фундаментальная база для ее исследования и совершенствования (Я.С. Аксарина [1], С.А. Амбалова [2] и др.). Концептуальной основой совершенствования профессионального самоопределения старшеклассников стали исследования М.И. Бекоевой [3], М.Т. Сикоевой [3], Т.Н. Иванова [4], и др.. Вопросы стимулирования творческой и общественной активности, а также профессиональной мотивации рассматриваются в педагогических исследованиях В.Г. Герасименко [5], Н.Б. Горбачевой [6], Т.В. Комар [7], А.А. Коростелев [8], и др. [9-17]

Формирование целей статьи (постановка задания). Ускорение научно-технического прогресса, переход образовательных организаций на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, как отмечают некоторые исследователи [18-23], поставило перед современной системой общего образования важную задачу - воспитать и подготовить подрас-

Бекоева Марина Ивановна педагогические

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ... науки

тающее поколение, способное активно включиться в качественно новый этап развития современного общества, связанный с постоянно растущими требованиями рынка труда к модели современного специалиста. Решение вышеназванной педагогической задачи - выполнение социального заказа государства - зависит как от технической оснащенности образовательных учреждений мультимедийными ресурсами с соответствующим учебным, демонстрационным оборудованием, действующим на базе информационно-коммуникационных технологий, так и от готовности работников образовательной организации к восприятию, переработке и рациональному использованию постоянно повышающегося потока информации, в том числе и профессионально-ориентированной.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Понятие профессиональное самоопределение как явление появилось в середине 90-х годов и в общем виде понимается как деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда (Е.А. Климов). Сущность профессионального самоопределения состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также в нахождении смысла в самом процессе самоопределения. Сложная, многоступенчатая организация процесса самоопределения школьников проявляется в том, что выбор будущей профессиональной деятельности обычно растянут по времени. Кроме того, существует предопределенная и постоянно изменяющаяся иерархия факторов, определяющих принятие окончательного решения проблемы выбора профессии.

Совокупный характер проблемы профессионального самоопределения связан с тем, что кроме самого человека на выбор будущей профессиональной деятельности сильное влияние оказывают преподаватели, родители, друзья, сверстники, герои художественных фильмов и др. Поэтому зачастую довольно сложно ответить на вопрос: какова же доля участия самого человека в его будущем профессиональном выборе?

Противоречивость процесса профессионального самоопределения обусловлена тем, что выбор - это всегда отказ от чего-то, от каких-то имеющихся равнозначных вариантов. Между этими выборами всегда существуют определенные противоречия, которые и должен разрешить сам субъект профессиональной деятельности [3].

Главная цель профориентационной деятельности в общеобразовательной школе - развивать у школьников способность к самостоятельному и осознанному планированию, корректировке и реализации потенциала своего личностного, жизненного и профессионального роста и развития. Основным критерием осмысления и результативности профессионального становления школьника является его способность находить личностный смысл в будущей профессиональной деятельности, самостоятельно проектировать, ответственно принимать решения о выборе будущей профессии, специальности и места работы [5]. Безусловно, эти жизненно важные проблемы решаются личностью в течение всей ее жизнедеятельности. Личность же постоянно меняется, развивается, значит, на разных периодах своего развития одни и те же проблемы профессионального самоопределения решаются по-разному. Периодическое уточнение своего места в сфере профессий, осознание своей профессиональной роли в обществе, отношения к будущему профессиональному труду, коллективу и самому себе становятся важными компонентами жизни человека. Неосознанный выбор будущей профессиональной деятельности ведет к тому, что возникает отчуждение от профессии, человек начинает обременяться, испытывать неудовлетворенность своим профессиональным статусом. Часты случаи это, в свою очередь, приводит к вынужденной смене профессиональной деятельности и места работы.

Важно отметить, что любые, принимаемые на этапе 160

профессионального самоопределения решения, требуют от старшеклассников серьезного осмысления и обработки больших объемов информации, которые должны быть обеспечены соответствующим комплексом информационных ресурсов [6]. Это говорит о том, что компетентность руководителя зависит не столько от прошлого профессионального опыта, сколько от способности к владению достаточным количеством информации в быстро меняющейся ситуации и умения ею воспользоваться [25-32] в целях совершенствования процесса формирования готовности старшеклассников к успешному профессиональному самоопределению.

В современном обществе широкое распространение получила практика социально-профессионального самоопределения, которая характеризуется направленностью не столько на конкретную профессию, сколько ориентированностью личности на желаемый для себя социальный статус и поиском путей достижения желаемого положения в обществе с помощью выбранной профессии. Следует отметить, что при организации профориентаци-онной работы в школе ни социальный статус, ни желаемое положение в обществе не учитывались. В связи с этим З.М. Сабанов дал следующее определение данному феномену: «профессиональное самоопределение - это процесс самостоятельного принятия личностью решения о выборе будущей профессиональной деятельности - кем стать, какое положение занимать в обществе, к какой социальной группе принадлежать, где, с кем и в каком статусе работать» [24].

Важным звеном в профориентационной деятельности общеобразовательной школы является взаимодействие с родителями.

Исследования показывают, что проблема профессионального самоопределения обучающихся часто являются следствием их личностной несостоятельности, в основе которого лежат сложности семейного воспитания - безответственное отношение родителей к своим задачам в отношении взрослеющих детей, стремление родителей к авторитарному давлению или к гиперопеке, что замедляет социализацию личности, и главное мешает профессиональному самоопределению и профессиональному становлению. Родители почти всегда принимают активное участие в установлении жизненных и профессиональных планов своих детей. В то же время, вопросы выбора будущей профессии и определения профиля и траектории образования представляет трудную задачу, как для самих школьников, так и их родителей.

Другим, не менее важным направлением деятельности по совершенствованию профессионального самоопределения старшеклассников в условиях перехода на новый качественный уровень является сетевое взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования, которое предполагает реформирование функционирующих общеобразовательных систем и связанное с изменением статуса образовательных организаций и установлением межсетевой интеграции на основе определения ресурсных возможностей образовательных учреждений. В профориентационной деятельности на основе межсетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования наиболее распространены следующие основные группы методов: методы профессиональной психодиагностики; методы морально-эмоциональной поддержки старшеклассников; информационно-справочные методы; методы оказания методического содействия в конкретном выборе и принятии решения; карточные профконсультационные методики; игровые профориентационные упражнения; бланковые карточные методики; активизирующие про-фориентационные опросники; схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Профессиональная ориентация - весьма сложный процесс, функционирующий на основе системной деятельности и осуществля-Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4(17)

Бекоева Марина Ивановна ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ...

ющейся с целью обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений; достижения сбалансированности между профессиональными интересами выпускника общеобразовательной школы, его психофизиологическими возможностями и требованиями рынка труда; прогнозирования профессиональной успешности в будущей трудовой сфере; содействия непрерывному росту профессионализма оптанта как основного условия ее удовлетворенности профессией и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния.

Сущность профориентационной работы в школе сводиться к помощи школьникам в утверждении собственной позиции, правильной и своевременной ориентации в мире современных профессий, успешном выборе будущей профессиональной деятельности. В настоящее время выпускники общеобразовательных школ испытывают большие трудности в профессиональном самоопределении и становлении. У них почти отсутствуют представления о современном рынке труда, они совершенно не осведомлены о сферах профессий, о требованиях рынка труда к личностным качествам и профессиональным характеристикам специалистов, о работодателях и об условиях труда. Дифференцированное отношение к разным учебным дисциплинам, занятия в кружках технического и художественного творчества формируют у школьников учебно-профессиональные намерения и профессионально-ориентированные установки. Эти ориентации способствуют возникновению новых профессионально-ориентированных мотиваций к обучению, инициируют самовоспитание личностных качеств и способностей, присущих представителям желаемых профессий.

Чтобы выпускник школы сделал правильный и своевременный выбор, недостаточно его продиагностировать и познакомить с той или иной профессией. Он должен быть уверен в том, что такой выбор для него оптимальный из всех возможных выборов, соответствующий его возможностям, способностям, потребностям, интересам стремлениям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аксарина Я.С. Педагогические условия формирования профессиональной готовности педагогов к применению инноваций в учреждениях профессионального образования //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. №1 (14). С. 42-46.

2. Амбалова С.А. Формирование профессиональной культуры студентов -будущих преподавателей. Учебно-методическое пособие /Москва, 2014.

3. Бекоева М.И., Сикоева М.Т. Организация учебного процесса студентов на основе модульного обучения // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2013. №3. С. 64-68.

4. Иванова Т.Н. Социально-профессиональное самоопределение молодежи в условиях крупного промышленного города (опыт социологического исследования на примере г.о.Тольятти) // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 60-61.

5. Герасименко В.Г. Проблемы интеграции регионального рынка труда и системы дополнительного профессионального образования//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 34-37.

6. Горбачева Н.Б. Выбор трудовой и профессиональный деятельности современной молодежи (на примере г. Тольятти) //Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 107-109.

7. Коростелев А.А., Комар Т.В. Управление информационными потоками в аналитической деятельности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 42-45.

8. Коростелев А.А., Пчельников А.А., Ярыгин А.Н. Моделирование системы профессиональной подготовки студентов к инновационной деятельности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2007. № S3. С. 161-166.

9. Бекоева М.И. Проблема формирования способности личности к самореализации в философском, психологическом и педагогическом аспектах //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015.№ 1. С. 25-28.

10. Жданкина И.Ю. Роль профессиональной ориентации на этапе профессионального самоопределения студентов выпускных курсов образовательных организаций среднего профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 10-13.

11. Криводонова Ю.Е. Профориентация подростков с ограниченными возможностями здоровья // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 20-22.

12. Юрьева И.А. Профессиональное самоопределение старшеклассников как актуальная проблема подросткового возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 33-35.

13. Григорьева Н.В. К вопросу о трансформации мотивации в процессе учебной деятельности студентов педагогического вуза // Самарский научный вестник.

2014. № 1 (6). С. 47-50.

14. Юрьева И.А. Роль психолого-педагогического сопровождения в формировании профессионального самоопределения старшеклассников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 120-122.

15. Лечкина Т.О. Психолого-педагогические условия развития социальной активности старшеклассников // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 69-71.

16. Гайнутдинова Е.В. Когнитивный подход в понимании феномена мотивации // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 1. № 11 (15). С. 173-180.

17. Разуваев С.Г., Разуваев И.С. Профессиональная социализация и профессиональное самоопределение обучающихся в многоуровневом образовательном комплексе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 99-102.

18. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление.

2015. № 3 (12). С. 25-27.

19. Репинецкая Ю.С. Применение кейс-технологий в полной средней школе в контексте ФГОС // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 127-129.

20. Колодезникова С.И. К вопросу о проблеме формирования фонда оценочных средств в условиях введения ФГОС ВПО // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 23-24.

21. Воронина М.А., Кочетова Н.Г. Соответствие подготовки бакалавров дошкольного и начального образования требованиям ФГОС // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 4 (5). С. 11-16.

22. Кондаурова И.К. Подготовка будущих учителей к интеграции урочной и внеурочной деятельности детей в условиях ФГОС // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 13-14.

23. Иванюк М.Е., Шатрова Ю.С. Подготовка студентов педагогического вуза к реализации ФГОС ООО в процессе изучения математических дисциплин // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 46-49.

24. Сабанов З.М. Технические средства для профессиональной и социально-трудовой реабилитации // Успехи современного естествознания. 2014. №12. С. 183.

25. Ярыгин О.Н., Коростелев А.А. Системная динамика как основа современной управленческой компе-

Бекоева Марина Ивановна

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ..

тентности // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 196-205.

26. Коростелев А.А., Полторецкий Д.А. Автоматизированные информационно-аналитические системы в аналитической деятельности управления // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2012. № 1. С. 38-41.

27. Коваль Н.Н. Современные информационно-коммуникационные технологии в аналитической управленческой деятельности: проблемы и перспективы // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 39-44.

28. Коростелев А.А. Технология обучения педагогических кадров аналитической деятельности: дисс. канд. пед. наук: 13.00.08 / Тольятти, 2003. 183 с.

29. Афонин Ю.А., Галкина О.В. Управленческая культура как фактор перехода к новой концепции управления «человеческим ресурсом» // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 1 (10). С. 13-16.

30. Коростелев А.А. Современные подходы к моделированию технологии аналитической деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 1 (23). С. 334-337.

31. Ксенофонтова Х.З. Ценностные установки управленческого персонала - основа формирования его компетенций // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 350-355.

32. Комаров А.В., Брюханов Д.Ю. Влияние компе-тентностей руководителя на эффективность деятельности организации // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 4 (36). С. 131-140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.