Научная статья на тему 'Формирование готовности студентов - будущих учителей к реализации междисциплинарной интеграции'

Формирование готовности студентов - будущих учителей к реализации междисциплинарной интеграции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / TRAINING OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGICAL EDUCATION / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / INTERDISCIPLINARY INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Румянцева Надежда Владимировна

Статья посвящена проблеме подготовки учителей начальных классов к успешной педагогической деятельности, формирования у них способности к реализации междисциплинарной интеграции как важной составляющей компетентности современного специалиста в системе образования. Актуальность проблемы формирования готовности студентов будущих учителей начальных классов к успешному осуществлению междисциплинарной интеграции обусловлена необходимостью совершенствования качества профессиональной подготовки учителей в условиях современного рынка труда, оптимизации у них творческого потенциала, повышения конкурентоспособности, готовности к принятию ответственного решения в области своей профессиональной деятельности, способности к непрерывному профессиональному образованию. Ведущая роль в структуре профессиональных качеств современного специалиста отводится способности быстро ориентироваться в динамичных условиях практической педагогической деятельности; гибкой профессиональной ориентировке; умении воспринимать качественное многообразие педагогической действительности; определять в этом многообразии сущностные свойства, важные для принятия продуманных социально-педагогических решений. Формирование у студентов будущих учителей начальных классов готовности к эффективной профессиональной ориентировке способствует воплощению самой ориентировки в образовательном процесс; интеграции содержаний различных учебных дисциплин, разнообразных форм учебной и внеучебной деятельности посредством специально организованной междисциплинарной интеграции. Такого рода методы, формы, дидактический инструментарий, технологии представляют для профессиональной подготовки студентов будущих учителей особый интерес, поскольку качество организации образовательного процесса во многом определяет их готовность осуществлять профессиональную деятельность квалифицированно, а также успешность построения целостного образовательного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Румянцева Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READINESS OF STUDENTS - FUTURE TEACHERS TO IMPLEMENTATION OF INTERDISCIPLINARY INTEGRATION

The article is devoted to the problem of training primary school teachers for successful pedagogical activity, formation of their ability to implement interdisciplinary integration as an important component of the competence of a modern specialist in the education system. The urgency of the problem of forming the readiness of students future teachers of primary classes for the successful implementation of interdisciplinary integration is conditioned by the need to improve the quality of the professional training of teachers in the modern labor market, optimize their creative potential, increase competitiveness, readiness to take responsible decisions in their professional activities, continuing professional education. The leading role in the structure of the professional qualities of a modern specialist is assigned to the ability to quickly navigate in the dynamic conditions of practical pedagogical activity; flexible professional orientation; the ability to perceive the qualitative diversity of pedagogical reality; determine in this variety the essential properties that are important for the adoption of well-thought-out socio-pedagogical decisions. Formation of readiness for effective professional orientation for students future teachers of primary classes contributes to the embodiment of the orientation itself in the educational process; integration of the contents of various academic disciplines, various forms of educational and extracurricular activities through a specially organized interdisciplinary integration. Such methods, forms, didactic tools, technologies represent special interest for professional training of future teachers, since the quality of the organization of the educational process largely determines their willingness to carry out professional activities in a qualified manner, as well as the success of constructing a holistic educational process

Текст научной работы на тему «Формирование готовности студентов - будущих учителей к реализации междисциплинарной интеграции»

pedagogical sciences

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

© 2017

Румянцева Надежда Владимировна, аспирант кафедры педагогики Северо-Осетинский государственный педагогический институт (362000, Россия, Владикавказ, улица Павленко, 73, e-mail: bekoevamarina@mail.ru) Аннотация. Статья посвящена проблеме подготовки учителей начальных классов к успешной педагогической деятельности, формирования у них способности к реализации междисциплинарной интеграции как важной составляющей компетентности современного специалиста в системе образования. Актуальность проблемы формирования готовности студентов - будущих учителей начальных классов к успешному осуществлению междисциплинарной интеграции обусловлена необходимостью совершенствования качества профессиональной подготовки учителей в условиях современного рынка труда, оптимизации у них творческого потенциала, повышения конкурентоспособности, готовности к принятию ответственного решения в области своей профессиональной деятельности, способности к непрерывному профессиональному образованию. Ведущая роль в структуре профессиональных качеств современного специалиста отводится способности быстро ориентироваться в динамичных условиях практической педагогической деятельности; гибкой профессиональной ориентировке; умении воспринимать качественное многообразие педагогической действительности; определять в этом многообразии сущностные свойства, важные для принятия продуманных социально-педагогических решений. Формирование у студентов - будущих учителей начальных классов готовности к эффективной профессиональной ориентировке способствует воплощению самой ориентировки в образовательном процесс; интеграции содержаний различных учебных дисциплин, разнообразных форм учебной и внеучебной деятельности посредством специально организованной междисциплинарной интеграции. Такого рода методы, формы, дидактический инструментарий, технологии представляют для профессиональной подготовки студентов - будущих учителей особый интерес, поскольку качество организации образовательного процесса во многом определяет их готовность осуществлять профессиональную деятельность квалифицированно, а также успешность построения целостного образовательного процесса

Ключевые слова: образовательный процесс, высшее образование, подготовка учителя начальных классов, педагогическое образование, междисциплинарная интеграция.

FORMATION OF READINESS OF STUDENTS - FUTURE TEACHERS TO IMPLEMENTATION

OF INTERDISCIPLINARY INTEGRATION

© 2017

Rumyantseva Nadezhda Vladimirovna, postgraduate student, chair of pedagogics

North Ossetian State Pedagogical Institute (362000, Russia, Vladikavkaz, Pavlenko street, 73, e-mail: bekoevamarina@mail.ru) Abstract. The article is devoted to the problem of training primary school teachers for successful pedagogical activity, formation of their ability to implement interdisciplinary integration as an important component of the competence of a modern specialist in the education system. The urgency of the problem of forming the readiness of students - future teachers of primary classes for the successful implementation of interdisciplinary integration is conditioned by the need to improve the quality of the professional training of teachers in the modern labor market, optimize their creative potential, increase competitiveness, readiness to take responsible decisions in their professional activities, continuing professional education. The leading role in the structure of the professional qualities of a modern specialist is assigned to the ability to quickly navigate in the dynamic conditions of practical pedagogical activity; flexible professional orientation; the ability to perceive the qualitative diversity of pedagogical reality; determine in this variety the essential properties that are important for the adoption of well-thought-out socio-pedagogical decisions. Formation of readiness for effective professional orientation for students - future teachers of primary classes contributes to the embodiment of the orientation itself in the educational process; integration of the contents of various academic disciplines, various forms of educational and extracurricular activities through a specially organized interdisciplinary integration. Such methods, forms, didactic tools, technologies represent special interest for professional training of future teachers, since the quality of the organization of the educational process largely determines their willingness to carry out professional activities in a qualified manner, as well as the success of constructing a holistic educational process

Keywords: educational process, higher education, training of primary school teachers, pedagogical education, interdisciplinary integration.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Качество современного состояния профессионально-педагогической подготовки студентов - будущих учителей характеризуется тем, что этот процесс по ряду параметров существенно дистанцируется от требований общества, которому сегодня необходимы высококвалифицированные специалисты конкретного направления и профиля подготовки, конкурентоспособные на рынке образовательных услуг, легко владеющие своей профессией и ориентирующиеся в смежных областях научного знания, готовые к непрерывному профессиональному росту, с высоким уровнем социальной и профессиональной мобильности.

В обществе сегодня существенно усиливаются интеграционные процессы, особенно в науке и образовании. Для науки характерна нераздельность процессов дифференциации и интеграции научного познания при ведущей роли междисциплинарной интеграции. Это выражается в том, что: понятия, методы, концепции одних обла-

стей науки эффективно используются исследователями в других научных областях; рассматриваются комплексные междисциплинарные проблемы и направления исследований; на стыке известных ранее областей знания зарождаются новые научные дисциплины; усиливается взаимосвязь и взаимодействие гуманитарных, математических и естественнонаучных дисциплин. Причем гуманитарный блок определяет направление и характер профессиональной деятельности специалиста и, как следствие, уровень его социализации. Математический блок все больше затрагивает логические связи и отношения этих наук, становясь для них не только средством исследования конкретных проблем, но и методом построения обобщенных положений, создания фундаментальных понятий, забегая иногда вперед и разрабатывая структурированную систему раньше, чем находится содержательная интерпретация этих наук, то есть цели и технологии интегрированного обучения доминируют над традиционными узко предметными целями и методиками.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Интеграционные тенденции не обошли стороной и начальную школу. Необходимо отметить, что некоторые идеи совершенствования учебно-воспитательного процесса на основе медисциплинарной интеграции не новы (Ю.В. Березюк), они частично представлены в трудах известных педагогов: А. Дистервега, Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинского и др.) [1]. Сущность, содержание и механизмы реализации междисциплинарной интеграции, как важной педагогической категории, отражены в исследованиях B.C. Безруковой, А.П. Беляевой, Н.П. Депенчука, К.Г. Кречетникова [2], В.Е. Медведева [3], Ю.С. Тюнникова, Н.К.Чапаева. Выявлению роли междисциплинарной интеграции в совершенствовании качества профессиональной подготовки студентов - будущих учителей посвящены исследования .Ю. Бурмиловой [4], Д.И. Водзинского, B.C. Елагина, А.И. Еремкина, З.А. Кантеро, В.К. Кириллова, Е.Н. Орловой и др.

Формирование целей статьи. Анализ исследований перечисленных ученых показал, что междисциплинарная интеграция должна быть направлены на достижение гармоничного развития личности школьника в условиях стабильной системы предметного обучения, и содействовать усилению взаимосвязи воспитания, обучения и социализации; необходимо включать междисциплинарную интеграцию в обучение на всех ступенях обучения и во всех типах школ, подчиняя их принципам систематичности, научности, личностной направленности; необходима координация образовательной программы на основе интеграции, конструирования предметных знаний в соответствии с новыми образовательными стандартами.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В новых Федеральных образовательных проектах («Школа - 2020», «Школа -2100» и др.), в которых ведущим принципом выступает целостное мировосприятие, основная цель обучения заключается не в приобретении учениками системы отдельных знаний, умений и навыков, а в формировании обобщенного, целостного представление о мире. С этой целью в последнее время разрабатываются и активно внедряются различные интегрированные предметы: «Вселенная и человек», «Математические основы информатики», «Естественнонаучная картина мира», «Физика и астрономия в деталях», «Конструирование и математика», «Человек и культура», «Математические методы в педагогических исследованиях», «Геометрическое моделирование окружающего мира», «Математика для гуманитариев» и др. Перечисленные дисциплины позволяют воспринимать окружающий мир не как сумму разрозненных законов, закономерностей и концепций, а как целостный, согласованный мир, в котором гуманитарные, математические и естественнонаучные знания не противополагаются, а дополняют и обогащают друг друга новыми идеями, умозаключениями и теориями.

Современные реформы в системе образования с опорой на интегрированное обучение актуализируют задачи, стоящие перед системой подготовки студентов - будущих учителей. Они предъявляют к учителю принципиально новые требования, которые характеризуются готовностью свободно ориентироваться в условиях современных рыночных отношений, реализовывать междисциплинарную интеграцию и максимально использовать ее потенциал. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 г.» отмечено, что «школа должна формировать целостную систему знаний, умений и навыков, а также обобщенные способы учебной деятельности, эффективные способы познания...» [5]. В то же время, как показывает анализ

исследований (С.А. Амбалова, М.И. Бекоева), интегрированные курсы часто преподают учителя, не только не имеющие специальной подготовки к реализации междисциплинарной интеграции, но и слабо ориентирующиеся в научной терминологии данной сферы. Это говорит о том, что педагогическая практика нуждается в аргументированных рекомендациях по использованию практико-ориентированного подхода к процессу формирования у студентов - будущих учителей готовности к реализации междисциплинарной интеграции [6].

Таким образом, есть основание утверждать, что в теории и практике подготовки студентов - будущих учителей начальных классов существует объективное противоречие между необходимостью формирования у будущих учителей начальной школы готовности к реализации междисциплинарной интеграции и недостаточной разработанностью теоретико-методологической базы формирования таких компетенций.

Поскольку интеграционные тенденции современного образования более востребованы и проявляются значительно устойчивее, чем тенденции к изолированности и обособлению учебных предметов, то очевидно, что на современном этапе неотъемлемой частью профессионально-педагогической подготовки студентов - будущих учителей начальной школы должна стать подготовка к междисциплинарной интеграции. Только квалифицированный компетентный специалист сможет результативно работать с учениками начальных классов: давать прочные знания; активизировать универсальные учебные действия младших школьников; прививать навыки к самостоятельной работе и т.д. Для этого необходимо эффективно осуществлять профессионально-педагогическую подготовку студентов - будущих учителей, учитывая при этом требования современного рынка образовательных услуг к модели специалиста.

В настоящее время существуют различные модели специалиста в системе образования, а также параметры и критерии оценки уровня их сформированное™: квалификационные характеристики, профессиограммы, профессиональные карты и т.п. Наиболее приемлемой, по нашему мнению, является концепция, в которой в основу модели специалиста положена его деятельность. Разработка модели учителя на основе его деятельности дает возможность шире смотреть на проблему подготовки специалистов, оценить качество работы отдельных звеньев вуза и построить модель как эталон, опираясь на которую высшая школа может целенаправленно организовать и спланировать свое развитие. «Социальная значимость профессии учителя, его исключительная роль в становлении и развитии личности школьника обусловливают повышенные требования к педагогу со стороны общества. Основные квалификационные и личностные требования закреплены в новом профессиональном стандарте педагога, который введен в Российской Федерации с 1 января 2017 г. В профессиональном стандарте требования соотнесены с тремя главными функциями учителя - обучением, воспитанием и развитием. Учитель обязан владеть своим предметом на высоком уровне (А.П. Олесова, У.В. Каженкина), должен уметь применять современные образовательные технологии и эффективные методы воспитания. При этом в каждом случае указывается на такие важнейшие качества учителя, как: умение развивать потенциал ученика на основе индивидуального подхода, способность понимать и принимать ребенка, строить взаимодействие и общение на основе уважения его личности» [7].

Личностная составляющая модели специалиста предполагает выявление возможностей человека, развитие интересов, наличие потребностей в процессе целенаправленного взаимодействия преподавателя и обучающихся [8-12]. Однако личностный компонент модели специалиста лишь в небольшой мере обеспечивается учебным процессом, так как больше бывает обусловлен ситуациями, не связанными с вузовским образованием:

Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3(20)

277

pedagogical sciences

наследственностью и семенным воспитанием, состоянием современного общества, присутствием национально-государственной идеи, наличием примеров для подражания и т.д.

Содержание подготовки педагогических кадров представлено в квалификационной характеристике -нормативной модели педагога, отображающей научно обоснованный состав профессиональных, общепрофессиональных и общекультурных компонентов. Под квалификационными характеристиками мы понимаем свод обобщенных требований к профессии учителя на уровне его теоретического и практического опыта. Одной из разновидностей моделей деятельности и личности учителя является профессиограмма специалиста, которая отражает основные функции и требования к учителю современной школы, круг теоретических знаний, перечень педагогических умений и навыков, интегративные профессионально-личностные качества. Следовательно, профессиограмма моделирует результат, который должен быть достигнут в процессе обучения и воспитания в ВУЗе и самостоятельной педагогической деятельности.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, совершенствование процесса формирования готовности студентов - будущих учителей к формированию у младших школьников универсальных учебных действий, с учетом основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (3+), рассматривается как объективная необходимость и оптимизируется при условии организационно-содержательного обеспечения процесса обучения на основе междисциплинарной интеграции. Такой подход позволяет скоординировать структурно-содержательное наполнение предметных блоков, представляемых специальными и базовыми дисциплинами и усилить ориентировочную основу профессиональной деятельности студентов - будущих учителей начальных классов на основе систематизации знаний и междисциплинарной интеграции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Березюк Ю.В. Подготовка будущего учителя к применению метода моделирования педагогических ситуаций в учебном процессе // Карельский научный журнал. 2013. № 1. С. 12-13.

2. Кречетников К.Г. Основания для междисциплинарной и внутридисциплинарной интеграции в образовательной среде вуза //Достижения вузовской науки. 2012. №1. С. 83-88.

3. Медведев В.Е. Дидактические основы межпредметных связей в профессиональной подготовке учителя: На примере естественнонаучных и технических дисциплин : дис.... д-ра пед, наук. М. 2010. 36 с.

4. Бурмилова С.Ю. Межпредметная интеграция в учебном процессе технического вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Новосибирск, 2001. 22 с.

5. Концепция Модернизации Российского образования на период до 2020 года Целевая программа http:// cl.rushkolnik.ru/docs/11945/index-16796.html

6. Бекоева М.И., Амбалова С.А. Реализация новой государственной политики в сфере непрерывного педагогического образования //Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2016. № 3. С. 116-121.

7. Олесова А.П., Каженкина У.В. Профессионально значимые качества учителя-словесника //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 143-146.

8. Зайцева О.Ю. Педагогическая направленность и профессионально значимые качества педагогов ДОУ // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 218-221.

9. Бекоева М.И. Условия оптимизации профессиональной успешности студентов в современных условиях //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. №4 (17). С. 63-65._

10. Белова Т.В. К проблеме методической подготовки с учетом требований образовательного стандарта ФГОС НОО //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 66-69.

11. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27.

12. Фролова Е.В. Формирование профессиональных ценностных ориентаций студентов в образовательном процессе вуза как педагогическая проблема //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 219-221.

Статья поступила в редакцию 03.07.2017.

Статья принята к публикации 23.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.