УДК 373.167.1:811.161.1
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
PROJECT AND RESEARCH WORK AT THE LESSONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE
©2018
М.А. Бондаренко M.A. Bondarenko
В статье названы некоторые методические проблемы, возникшие в связи с включением метода проектов в учебный процесс на уроках русского языка. Формирование навыков проектно -исследовательской работы рассматривается как систематический, целенаправленный процесс, осуществляемый на основе принципов преемственности и целесообразности. Автор предлагает систему работы по постепенному развитию навыков проектно-исследовательской деятельности начиная с этапа формирования первоначального опыта проектной работы в пятом классе.
Ключевые слова: русский язык; проектно-исследовательская деятельность; формирование опыта исследовательской работы.
The paper highlights some issues on teaching methodology. They arose along with the project-based approach introduced at the lessons on the Russian language. Project and research work is looked upon as a complex direct process that can be carried out by following the principles of consistence and relevance. The author suggests developing the skills in project and research work step-by-step and initiating that type of class activity with 5thyear students.
Keywords: the Russian language; project and research work; research skills development.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, регулирующем организацию учебного процесса в современной школе, среди других требований содержится требование формирования у обучающихся «основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта» [1, с. 25]. Использование проектной технологии в организации учебной деятельности прописано в примерной основной образовательной программе, указывающей на использование проектных методов работы при изучении всех учебных предметов, следовательно, и русского языка. Предусматривается, что в результате учащиеся должны приобрести «опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способ-
ствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности» [2, с. 18].
Такое целеполагание, как известно, сложилось с самого начала формирования метода проектов в начале ХХ века. На современном этапе развития отечественной системы образования, когда в основу общего образования положен системно-деятельностный подход, формулируется и основополагающая цель исспользования проектной методики, - научить учащихся учиться, самостоятельно добывать знания.
Теория проектной деятельности, история проектного метода, приемы организации учебной деятельности с использованием проектной технологии отражены в научной литературе, в том числе отечественной, достаточно широко. Имеются и работы, адресованные непосредственно учителям, что особенно важно в связи с пе-
речисленными выше требованиями к современной организации учебного процесса в школе. В этих работах изложены теоретические основы метода проектов [3], предложены развернутые методические рекомендации для учителей [4], алгоритмы подготовки проектных работ с образцами их выполнения [5], отдельные рекомендации по выбору приемов работы над проектными заданиями [6], рассматриваются варианты и типы проектных работ [7].
Несмотря на достаточно детально разработанную теорию, на многоаспектную типологию учебных проектов, на имеющиеся в литературе (а нередко и в практике отдельных учителей) достойные образцы учебных проектов, использование данного метода при изучении русского языка является на современном этапе серьезной методической проблемой.
Причин этого несколько. Во-первых, это негативный опыт подготовки учебных проектов на этапе начального общего образования, связанный с подменой самостоятельной деятельности учащихся работой родителей, а также со сложившимся представлением о том, что проект и электронная презентация - это «близнецы-братья». Во-вторых, наличие в открытом доступе, прежде всего в Интернете, достаточно большого числа готовых проектов, заимствование которых возможно не в последнюю очередь потому, что учителя при формулировке тем проектных заданий проявляют недостаточно изобретательности, дублируя из года в год одни и те же темы, причем, как правило, не имеющие проектного потенциала. Но, конечно, основная причина в том, что формирование навыков проектно-иссле-довательской деятельности - процесс длительный, предполагающий целенаправленное, серьезное, поступательное движение. Условиями такого движения являются знание учителем специфики организации исследовательской работы учащихся, владение исследовательским методом обучения и
обязательно - позитивный настрой, заинтересованность в достижении поставленной цели.
Готовность учителя к руководству проектно-исследовательской деятельностью учащихся предполагает знание об основных трудностях, возникающих на этапе приучения школьников к выполнению заданий проектного характера, а также умение находить пути их преодоления.
Наиболее сложно протекает процесс погружения учащихся в специфику проект-но-исследовательской работы. Важным, но скучным для школьников этапом работы является этап накопления, сбора материалов, предполагающий не только поиск источников информации, но и их отбор, внимательное прочтение, анализ, сопоставление, а кроме того, тщательную фиксацию использованных текстов. Составление списка литературы (библиографии) - не только нудное, но еще и очень непростое занятие, причем с подготовкой его нередко не справляются и сами учителя. Чтобы эта работы приобрела в сознании учащихся статус значимой и обязательной, нужно сделать ее интересной для них, стимулирующей их активность.
С этой целью следует использовать различного рода занимательные, игровые упражнения, даже выходящие за рамки предмета. Можно организовать конкурс на лучший список литературы, на лучшую учебную инструкцию по его оформлению, причем эта инструкция может быть создана в форме как делового документа, так и поучительно-шутливой рекомендации. Можно провести агитационный поход, сопровождающийся речовками, плакатами, стихами в стиле рэп, а также рекламными текстами. Продуктивно можно использовать «сканирование» готовых списков литературы, поиск которых нетрудно провести с использованием Интернета. Анализ ошибок, составление обобщающих таблиц частотности и на их основе рейтинга допускаемых
ошибок, проведение соревнования, викторин в формате «Кто больше?», «А как у вас?», «Найди и исправь» и пр.; проведение имитационных игр профориентационной направленности (например, «Учебная практика в библиографическом отделе библиотеки»), мини-экскурсий в библиотеку (школьную, районную), включающих знакомство и работу с карточными и электронными каталогами, с библиографическими изданиями, представление о которых практически не формируется не только у школьников, но и у студентов, подготовка группы экскурсоводов - вот лишь некоторые из форм работы, каждая из которых может быть разработана как проект. (Стоит обратить внимание на то, что учителя русского языка вообще не рассматривают проектные работы такого типа, предлагая учащимся задания достаточно стандартные и, как правило, не выходящие за пределы традиционно изучаемых на уроках уровней и единиц языка, а ведь каждая из названных форм работы способствует достижению не только метапредметных и личностных, но и непосредственно предметных результатов обучения.)
Если учитель русского языка не будет рассчитывать на моментальный положительный эффект (его быть не может), но систематически, скрупулезно, последовательно будет продумывать все ходы, то есть поставит перед собой цель постепенного формирования у учащихся навыков проектно-исследовательской работы, то результаты появятся.
В данной работе определенного рода опорными материалами могут стать подготовленные в издательстве «Просвещение» учебные пособия для основной школы (5-9 классы) - рабочие тетради «Русский язык. Проекты и творческие задания», в которых отражен опыт автора данной статьи [8 ; 9 ; 10].
Поскольку в рамках проектной деятельности на базе учебного предмета «Русский язык» как начальный этап формирова-
ния навыков данной работы рассматривается пятый класс, представляется важным начать с рассмотрения самого понятия проекта (как показывает практика, учащиеся почти не имеют представления об этом понятии) и в процессе выполнения данного задания обратиться к различным источникам (словарям, энциклопедиям, учебной литературе, публикациям в периодических изданиях), сознательно используя как содержательный потенциал отобранных материалов, так и их формальную атрибутику.
С целью накопления первоначального опыта проектной работы предлагаются два проектных задания. Первое - это подготовка и систематизация материала по теме «Буква Э в русском языке», результат работы над которым учащиеся могут представить в форме отдельного «пособия» (или «параграфа учебного пособия»). «Употребление буквы Э». Заметим, что в школьных учебниках не предусмотрены материалы для работы над этим правилом, нет соответствующих заданий и упражнений, а трудности в употреблении буквы Э возникают; следовательно, учащимся предлагается создать в своем роде уникальный продукт.
Описание проектного задания сопровождается подробными консультациями по использованию интернет-источников, грамотная работа с которыми является непростым и, главное, малознакомым учащимся процессом.
Второе задание в рамках формирования опыта проектно-исследовательской работы - «Эти непослушные шипящие». Учащимся предлагается не только суммировать все правила, связанные с правописанием шипящих (что актуально на этапе повторения изученного), но еще и задуматься над тем, почему для данной группы звуков/букв используется такое название -«шипящие», расширить представление о том, что шипящих достаточно много в заимствованных словах, например в галлицизмах, и на основе последнего наблюде-
ния подготовить и провести игру «Маска, я тебя знаю!».
Поскольку проведение исследования предполагает знакомство с особенностями данного вида деятельности, его формами и некоторыми методами, характерными как вообще для исследований, так и для лингвистических в частности, то на следующем этапе работы учащиеся узнают об эксперименте [8, с. 32], участвуют в его подготовке и проведении, знакомятся с понятием гипотезы; позднее, в рамках проектного задания с условным названием «Не все так просто в морфологии», узнают об описательном и сопоставительном методах исследования, о приемах наблюдения, обобщения и классификации [8, с. 91-92]. Все эти сведения предлагаются постепенно, дозированно, причем сразу используются в реальной деятельности, с опорой на материал, который предусмотрен программой изучения русского языка в пятом классе. Разумеется, этот материал расширяется, углубляется, подается с использованием разнообразных творческих заданий, упражнений занимательного характера, чтобы повышать мотивированность учащихся к выполнению проектно-исследовательских работ.
С использованием принципов преемственности, последовательности, систематичности, природо- и целесообразности организуется проектно-исследова-тельская работа и в последующие годы обучения, где система проектных и творческих заданий разрабатывается с опорой на опыт, полученный учащимися ранее, и с учетом особенностей каждого нового возрастного этапа.
Так, в шестом классе, где задания объединены общей «театральной» темой, первый проект связан с популяризацией театральной лексики. В основе проектного задания - экспресс-опрос «Знаете ли вы эти слова?», который учащиеся проводят, чтобы определить актуальность своей работы. В какой форме будет реализована
задача популяризации театральных слов, предлагается выбрать шестиклассникам. Это может быть карманный словарик юного зрителя, викторина «Что вы знаете о театре», виртуальная экскурсия «Театр уж полон, ложи блещут...», монолог театрального завсегдатая, газета «Театральный листок», кукольное представление для школьников младших классов либо любой другой вариант, который предложат сами учащиеся [9, с. 22].
В шестом классе основным является долгосрочный проект «Русский язык в играх и занимательных заданиях», который готовится с опорой на предлагаемые текущие занимательные задания (шарады, ребусы, каламбуры, вопросы-шутки на основе явления омонимии, антифразы, мета-граммы, логогрифы, палиндромы и пр.). По аналогии с ними учащиеся в процессе изучения каждого раздела, предусмотренного учебной программой, создают собственные задания.
Помимо основного, предлагаются и другие проекты, например по подготовке конкурса на лучшее знание фразеологизмов, созданию инструкции по использованию букв старого русского алфавита (для создателей рекламных объявлений и вывесок), составлению параграфа учебника «Несклоняемые прилагательные» и пр.
В седьмом классе этап закрепления полученных навыков проходит в форме подготовки рецензий на готовые проекты, имеющиеся в Интернете. В процессе этой работы учащиеся повторяют (либо знакомятся, если ранее с ними не встречались) приемы работы, которые обычно используются при проведении исследований. Анализируются не только неудачные (но типичные для школьников), но и достойные проекты. Результатом такого анализа становится в том числе формирование у учащихся понимания того, что качественная исследовательская работа, даже выполненная школьником, должна давать толчок
к продолжению начатого в ней пути - не просто подтвердить или опровергнуть чужие выводы, дополнить материал или внести в него изменения путем подбора собственного, но аналогичного, но и расширить исследовательское поле, найти такие факты, сведения, решения, которых не было в предыдущей работе [10, с. 26].
К числу объемных заданий, выводящих учащихся на новый уровень формирования проектно-исследовательских навыков, относится изучение имеющихся в науке точек зрения по поводу квалификации причастия как части речи либо как особой формы глагола. По данной теме предлагается на выбор либо классическая форма подготовки научного доклада, либо проведение коллективной дискуссионной игры «Учёный совет».
В рамках изучения наречий учащиеся разрабатывают проектно-исследова-тельское задание, в основе которого актуализация использования наречий, обладающих огромным экспрессивным потенциалом. С этой целью они собирают разнообразные факты, отражающие историю происхождения слов данной части речи, подбирают материалы, подтверждающие активное использования наречий в художественных текстах, в том числе рассматривают и создание окказиональных наре-
чий, например в поэзии Игоря Северянина [10, с. 88].
В процессе подготовки данного проектного задания (предложено создать картотеку, которую можно использовать не только на уроках русского языка и литературы, но и в самостоятельной внеурочной деятельности с целью расширения лексического запаса, накопления опыта использования наречий и для формирования орфографического навыка) происходит дальнейшее накопление опыта работы с различными справочными материалами, с интернет-ресурсами (в частности с Национальным корпусом русского языка и с сайтом «Сло-вари.ру»), грамотного отбора сведений и примеров, оформления списков источников, творческого преломления и использования полученных сведений.
Последовательное развитие исследовательских навыков учащихся, формирование умения находить нестандартные решения поставленных задач, самостоятельно планировать работу, анализировать промежуточные и конечные результаты, оценивать свой вклад в коллективную работу, реализовывать творческий подход способствуют личностному развитию учащихся, в том числе их самоутверждению, которое становится важнейшим мо-тивационным фактором, определяющим заинтересованность учащихся в овладении русским языком.
* * *
1. Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. URL: М1р://минобрнауки.рф/документы/938/файл/749/10.12Л7-Приказ_1897.pdf (дата обращения: 10.01.2018).
2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. URL: http://irooo.ru/images/Примерная_ООП_ООО.pdf (дата обращения: 10.01.2018).
3. Полякова Т.Н. Метод проектов в школе: теория и практика применения : учебно-методическое пособие. М. : Русское слово, 2011. 108 с.
4. Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений. 3-е изд. М. : Просвещение, 2014. 174 с.
5. Нарушевич А.Г. Русский язык. Проекты? Проекты... Проекты! 5-11 классы : учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону : Легион, 2013. 78 с.
6. Бондаренко М.А. Формирование исследовательских навыков учащихся в процессе подготовки проектов «Числительное в письменном тексте» и «Словарь языка писателя» // Русский язык в школе. 2015. № 9. С. 22-27.
7. Беднарская Л.Д. Проектная деятельность на каждом уроке // Русский язык в школе. 2015. № 4. С. 6-9.
8. Бондаренко М.А. Русский язык : проекты и творческие задания. 5 класс. М. : Просвещение, 2018. 128 с.
9. Бондаренко М.А. Русский язык : проекты и творческие задания. 6 класс. М. : Просвещение, 2018. 128 с.
10. Бондаренко М.А. Русский язык : проекты и творческие задания. 7 класс. М. : Просвещение, 2018. 128 с.