Научная статья на тему 'Актуализация личностного развития обучающихся средствами проектной деятельности'

Актуализация личностного развития обучающихся средствами проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мышинская Жанна Михайловна

В статье раскрывается современное понимание дидактического понятия «проектная деятельность». Анализируются подходы к структуреданной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуализация личностного развития обучающихся средствами проектной деятельности»

Актуализация личностного развития обучающихся средствами проектной деятельности Мышинская Ж. М.

Мышинская Жанна Михайловна /Myshinskaya Zhanna Mihaylovna - учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя школа № 1, г. Новый Уренгой

Аннотация: в статье раскрывается современное понимание дидактического понятия «проектная деятельность». Анализируются подходы к структуре данной технологии.

Abstract: The article reveals the current understanding of the didactic concept of «project activity». Analyzes the approaches to the structure of the technology.

Ключевые слова: проект, проектная деятельность, проектно-исследовательская деятельность,

деятельностный подход, проектирование.

Keywords: project, project design activities, design and research activities, the activity approach, designing.

Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами.

Г. Э. Лессинг

На современном этапе развития общества и нашего государства особо актуальной становится проблема формирования общественно активной, творческой, компетентной личности, которая, в отличие от человека-исполнителя, самостоятельно принимает нестандартные решения, генерирует новые идеи. Значительное влияние информатизация учебного процесса взыскивает на усовершенствование и развитие методических систем обучения [2].

В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей, деятельность учителя надо направлять на:

- формирование положительной мотивации учащихся;

- самостоятельное овладение знаниями;

- творческий подход в обучении.

Поэтому ведущее место должны занять такие формы самостоятельной работы учащихся, которые основаны не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, считается метод проектной деятельности.

Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально-значимой проблемы. Этот результат называется проект [1].

Под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Проектно-исследовательская деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности; в процессе работы над проектом дети приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни.

В ходе проектно-исследовательской деятельности эффективно реализуется деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного исследования лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Проблема проекта-исследования обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью такой работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как задача достижения цели в определенных условиях [4].

Проектный метод направлен на:

- развитие критического мышления;

- умения работать с информацией;

- умения работать в коллективе;

- владеть культурой коммуникации.

Проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Учебный проект с точки зрения учителя - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т. е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации [3].

Принципы организации проектной деятельности:

- проект должен быть посильным для выполнения;

- создавать необходимые условия для его успешного выполнения;

- вести подготовку учащихся к выполнению проектов;

- обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений - рефлексия;

- в том случае, если проект групповой, каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта, т. к. каждый участник проекта получает индивидуальную оценку;

- обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

Стадии работы над проектом — это «шесть П»:

1. Проблема (выбор темы).

2. Проектирование (планирование, постановка цели, гипотеза исследования, выбор средств достижения цели).

3. Поиск информации (организация исследования - обработка информации, ее анализ и синтез).

4. Продукт.

5. Презентация (оценка полученных результатов и выводов, рефлексия).

6. Портфолио.

Остановимся более подробно на основных этапах работы над проектом:

I этап - мотивационный (выбор темы):

- учитель: общий замысел, создает положительный мотивационный настрой;

- ученики: обсуждают задание, предлагают собственные идеи; создают рабочие группы.

II этап - планирование деятельности по выполнению проекта:

- определяются тема и цели проекта;

- формулируются и уточняются задачи;

- уточняется информация (источники);

- вырабатывается план действий;

- определяются средства достижения цели;

- устанавливаются критерии оценки результата и процесса;

- согласовываются способы совместной деятельности.

III этап - информационно-операционный (выполнение проекта):

- ученики: собирают материал;

- разрабатывают документацию, технологию изготовления проектного изделия;

- проводят исследование;

- работают с литературой и другими источниками;

- непосредственно выполняют проект;

- оформляют проект;

- составляют план защиты проекта, распределяют роли участников для защиты.

- учитель: наблюдает за ходом выполнения проекта;

- координирует действия руководителей группы и каждого участника проекта;

- поддерживает и помогает тем, кому нужна помощь;

- участвует в заседаниях групп;

- оказывает содействие процессу творчества учащихся;

- сам является источником информации.

IV этап - рефлексивно-оценочный:

- ученики: представляют проекты на экспертизу;

- защищают проект;

- участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы;

- оценивают достижение поставленных целей;

- осуществляют устную или письменную самооценку;

- исправляют или дополняют содержание проекта;

- рефлексируют.

- учитель: выступает участником коллективной оценочной деятельности.

V этап - презентация проектов (защита):

- дети должны продемонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;

- анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи;

- анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения проблемы;

- после защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку проектных работ, важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях, почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость;

- оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер, но следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Школьников, добившихся особых результатов, необходимо отметить дипломами или памятными подарками, не присуждая мест. В начальной школе должен быть поощрен каждый, кто участвовал в проекте. Помимо личных призов приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проекта.

VI этап - портфолио:

- проект должен быть оформлен соответствующе и помещен в портфолио ученика [5].

«Подводные камни» проектного метода:

1. Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить его процесс.

2. Г лавная опасность при выполнении исследовательского проекта — его превращение в реферат.

3. При организации системы проектов в школе не всегда удается обеспечить содержательное единство тем.

Проектное обучение даёт возможность поиска, воспитания и обучения талантливых, одарённых и творчески развитых детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными».

Литература

1. Агафонова М. А. Метод проектов // Вопросы Интернет Образования. 2006, № 35. С. 10-12.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. М., 2005. 272 с.

3. Пахомова Н. Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, № 1, 2004. - с. 42.

4. Позднеева С. И., Кузнецова Т. В. Проектная деятельность в практике учителя начальной школы // Вестник ТГПУ. Сер. Педагогика. 2006. Вып. 10 (61). С. 65-66.

5. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М.: Аркти, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.