Актуализация личностного развития обучающихся средствами проектной деятельности Мышинская Ж. М.
Мышинская Жанна Михайловна /Myshinskaya Zhanna Mihaylovna - учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя школа № 1, г. Новый Уренгой
Аннотация: в статье раскрывается современное понимание дидактического понятия «проектная деятельность». Анализируются подходы к структуре данной технологии.
Abstract: The article reveals the current understanding of the didactic concept of «project activity». Analyzes the approaches to the structure of the technology.
Ключевые слова: проект, проектная деятельность, проектно-исследовательская деятельность,
деятельностный подход, проектирование.
Keywords: project, project design activities, design and research activities, the activity approach, designing.
Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами.
Г. Э. Лессинг
На современном этапе развития общества и нашего государства особо актуальной становится проблема формирования общественно активной, творческой, компетентной личности, которая, в отличие от человека-исполнителя, самостоятельно принимает нестандартные решения, генерирует новые идеи. Значительное влияние информатизация учебного процесса взыскивает на усовершенствование и развитие методических систем обучения [2].
В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей, деятельность учителя надо направлять на:
- формирование положительной мотивации учащихся;
- самостоятельное овладение знаниями;
- творческий подход в обучении.
Поэтому ведущее место должны занять такие формы самостоятельной работы учащихся, которые основаны не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, считается метод проектной деятельности.
Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально-значимой проблемы. Этот результат называется проект [1].
Под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Проектно-исследовательская деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности; в процессе работы над проектом дети приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни.
В ходе проектно-исследовательской деятельности эффективно реализуется деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного исследования лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Проблема проекта-исследования обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью такой работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как задача достижения цели в определенных условиях [4].
Проектный метод направлен на:
- развитие критического мышления;
- умения работать с информацией;
- умения работать в коллективе;
- владеть культурой коммуникации.
Проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Учебный проект с точки зрения учителя - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т. е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации [3].
Принципы организации проектной деятельности:
- проект должен быть посильным для выполнения;
- создавать необходимые условия для его успешного выполнения;
- вести подготовку учащихся к выполнению проектов;
- обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений - рефлексия;
- в том случае, если проект групповой, каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта, т. к. каждый участник проекта получает индивидуальную оценку;
- обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
Стадии работы над проектом — это «шесть П»:
1. Проблема (выбор темы).
2. Проектирование (планирование, постановка цели, гипотеза исследования, выбор средств достижения цели).
3. Поиск информации (организация исследования - обработка информации, ее анализ и синтез).
4. Продукт.
5. Презентация (оценка полученных результатов и выводов, рефлексия).
6. Портфолио.
Остановимся более подробно на основных этапах работы над проектом:
I этап - мотивационный (выбор темы):
- учитель: общий замысел, создает положительный мотивационный настрой;
- ученики: обсуждают задание, предлагают собственные идеи; создают рабочие группы.
II этап - планирование деятельности по выполнению проекта:
- определяются тема и цели проекта;
- формулируются и уточняются задачи;
- уточняется информация (источники);
- вырабатывается план действий;
- определяются средства достижения цели;
- устанавливаются критерии оценки результата и процесса;
- согласовываются способы совместной деятельности.
III этап - информационно-операционный (выполнение проекта):
- ученики: собирают материал;
- разрабатывают документацию, технологию изготовления проектного изделия;
- проводят исследование;
- работают с литературой и другими источниками;
- непосредственно выполняют проект;
- оформляют проект;
- составляют план защиты проекта, распределяют роли участников для защиты.
- учитель: наблюдает за ходом выполнения проекта;
- координирует действия руководителей группы и каждого участника проекта;
- поддерживает и помогает тем, кому нужна помощь;
- участвует в заседаниях групп;
- оказывает содействие процессу творчества учащихся;
- сам является источником информации.
IV этап - рефлексивно-оценочный:
- ученики: представляют проекты на экспертизу;
- защищают проект;
- участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы;
- оценивают достижение поставленных целей;
- осуществляют устную или письменную самооценку;
- исправляют или дополняют содержание проекта;
- рефлексируют.
- учитель: выступает участником коллективной оценочной деятельности.
V этап - презентация проектов (защита):
- дети должны продемонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;
- анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи;
- анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения проблемы;
- после защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку проектных работ, важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях, почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость;
- оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер, но следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Школьников, добившихся особых результатов, необходимо отметить дипломами или памятными подарками, не присуждая мест. В начальной школе должен быть поощрен каждый, кто участвовал в проекте. Помимо личных призов приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проекта.
VI этап - портфолио:
- проект должен быть оформлен соответствующе и помещен в портфолио ученика [5].
«Подводные камни» проектного метода:
1. Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить его процесс.
2. Г лавная опасность при выполнении исследовательского проекта — его превращение в реферат.
3. При организации системы проектов в школе не всегда удается обеспечить содержательное единство тем.
Проектное обучение даёт возможность поиска, воспитания и обучения талантливых, одарённых и творчески развитых детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными».
Литература
1. Агафонова М. А. Метод проектов // Вопросы Интернет Образования. 2006, № 35. С. 10-12.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. М., 2005. 272 с.
3. Пахомова Н. Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, № 1, 2004. - с. 42.
4. Позднеева С. И., Кузнецова Т. В. Проектная деятельность в практике учителя начальной школы // Вестник ТГПУ. Сер. Педагогика. 2006. Вып. 10 (61). С. 65-66.
5. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М.: Аркти, 2007.