Муниципальное образование: инновации и эксперимент. №5 • 2015
От теории к практике реализации ФГОС
УДК 334+65.0
Д.Ю. Бурухина
Система инновационной оценки проектной деятельности «Портфолио»
Аннотация. В статье затрагивается тема применения метода проектов во внеурочной деятельности учащихся. Рассматривается возможность оценки проектной деятельности учащихся с помощью портфолио проекта. Даются рекомендации по составлению и проектированию портфолио проектной работы.
Ключевые слова:
портфолио, проектная деятельность, метод проектов, оценка проектной деятельности
Keywords:
p0*tf0110, Abstract. The article touches upon the use of projective method in the extracurricular activity, projective method, ... . , . . . r i- ^
. , , activities of students, the possibility of projects evaluation by the project portfolio. We
project assessment j r j l r j r > r
give recommendations on the drafting of, and designing a portfolio of project work.
В рамках реализации целей и задач федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения, внеурочная деятельность учащихся должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации [9].
Одним из направлений внеурочной деятельности является применение современных образовательных технологий, в частности, проектной технологии, которая предоставляет возможность ученику проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности как в урочное, так и во внеурочное время.
Преподавателю в рамках проектной деятельности отводится роль координатора, эксперта, консультанта [6,7,8,10].
У педагога, планирующего работу с детьми, возникает вопрос оценки проектной деятельности: как оценить качество протекания и результативности процесса? Существенно облегчить данную задачу, но не решить ее полностью, помогает система инновационной оценки «портфолио», которая:
- формулирует индивидуальный маршрут в зависимости от достигнутых результатов
- даёт реальную возможность самооценки собственно познавательного творческого труда и рефлексии познавательной деятельности.
«Портфолио» в переводе с французского оно означает «собрание листов», с итальянского — «портфель», «папка с документами», с английского — «портфель для документов». Сам термин «портфолио» появился в Западной Европе в ХУ-ХУ1 вв. В этот период архитекторы обычно представляли заказчикам рисунки и чертежи уже построенных ими зданий, наброски новых строительных проектов. Всё это подавалось в особой папке, которую и называли «портфолио».
Использовать портфолио в системе образования первыми попробовали учителя в США в 1980-е гг. Идея оказалась исключительно плодотворной, и вскоре эта технология стала использоваться в школах Европы, Канады, Японии, а с начала XXI в.— и в России.
Педагогическая философия портфолио предполагает:
- смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, курсу, дисциплине, виду деятельности;
- интеграцию количественной и качественной оценок;
- перенос педагогического акцента с оценки на самооценку.
Основной смысл портфолио — дать возможность
каждому показать все, на что он способен, создать для обучающегося «стимул роста».
24 Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 5 • 2015
Портфолио наделяют различными функциями:
- диагностическая — фиксирует изменения и рост образовательных достижений субъекта за определенный период времени;
- целеполагания — поддерживает образовательные цели субъекта;
- содержательная — раскрывает весь спектр выполненных работ;
- развивающая — обеспечивает непрерывность образовательного процесса;
- мотивационная — поощряет результаты деятельности обучающегося и педагога;
- рейтинговая — позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения.
Портфолио рассматривается:
- как часть аутентичного оценивания (подлинного, истинно-
го, настоящего, верного) образовательных результатов;
- является важнейшим элементом практико-ориентирован-
ного подхода.
образованию;
- дополняет традиционные контрольно-оценочные технологии.
В зависимости от того, с какой целью создается портфолио и в чем состоят особенности его содержания, выделяют различные виды портфолио.
«...При всём разнообразии моделей портфолио, различии образовательных и профессиональных сфер, в которых они функционируют, конкретных целей и требований, на которые ориентированы те или иные виды портфолио, постоянно возникают попытки построить его определённую типологию. Наиболее традиционной можно считать типологизацию портфолио по характеру и структуре представленных в нём материалов. В этом случае выделяют следующие типы портфолио.
- Портфолио документов, или рабочий портфолио.
- Портфолио процесса.
- Показательный портфолио.
- Портфолио развития.
- Портфолио для учебного планирования.
- Портфолио подготовленности» [3].
В зависимости от цели, которая отражает результат, ради которого собирается портфолио, существуют:
- портфолио-собственность (собирается для себя);
- портфолио-отчет (собирается для учителя).
Каков бы ни был вид портфолио, он представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом. Крупные блоки материалов называются разделами, внутри них выделяются рубрики. Количество разделов и рубрик, а также их тематика могут быть различными и определяются в каждом конкретном случае.
Классический портфолио состоит из четырех разделов: «Портрет», «Коллектор», «Рабочие материалы» и «Достижения». Обязательно наличие в портфолио четко сформулированного содержания.
В зависимости от цели портфолио может быть рабочим, тематическим, демонстрационным, рефлексивным, презентационным, портфолио достижений. Обязательно наличие в портфолио четко сформулированного содержания/оглавления (с названиями разделов, наименованиями материалов и т.п. ).
Раздел «Портрет» предназначен для представления информации об ученике — авторе портфолио, который имеет возможность представить себя любым доступным способом. Это может быть эссе, фотография и т.п. Раздел должен отображать особенности личности автора портфолио, может включать записи о нем других людей, характеристику, сертификаты и т.п. Например, в порт-фолио достижений в этом разделе может быть краткая история успехов. Здесь обязательно помещается вступительная статья — обоснование, где сформулирована цель создания данного портфолио, а также аргументируется, почему те или иные материалы включены в портфолио, какие результаты деятельности они отражают. В некоторых видах портфолио в данный раздел помещаются комментарии, отражающие мысли автора по поводу представленных в портфолио работ. Раздел «Коллектор» содержит, как правило, материалы, авторство которых не принадлежит ученику. Это могут быть материалы, предложенные ученику педагогом (памятки, схемы, списки литературы), найденные учеником самостоятельно (ксерокопии статей, материалы периодических изданий, иллюстрации), или материалы товарищей по группе. Здесь могут находиться словарные и энциклопедические статьи, любой иллюстративный материал и т.д., одним словом, все, что связано с тематикой портфолио и не является продуктом деятельности учащегося — создателя портфолио. Иными словами, «Коллектор» — это своего рода копилка материалов и информации, часть из которых будет использована в работе, а часть может перейти в архив, другой портфолио или не будет привлекаться совсем.
Раздел «Рабочие материалы» должен включать все те материалы, которые созданы и систематизированы учеником.
В раздел «Достижения» помещаются те материалы, которые, по мнению учащегося, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи.
Внутри этих разделов могут выделяться рубрики, помогающие систематизировать материал и формирующие структуру раздела. Рубрики могут быть обязательными и необязательными. Обязательные рубрики — это тот материал, который является принципиально важным для данного портфолио и должен быть у учащегося. Свободно выделяемые рубрики позволяют индивидуализировать содержание, структуру, объем портфолио.
Количество обязательных рубрик должно быть строго ограниченным — необходимым и достаточным для отражения особенностей портфолио, оно оговаривается отдельно.
Структура портфолио не является жесткой и определенной раз и навсегда. Она может меняться по мере освоения учащимися способа организации портфолио.
Очень часто на момент завершения работы над проектом учителя не всегда имеют представление о том, с какими материалами работали ученики. Собранные учащимися материалы не систематизируются, и обращение к ним в случае возникающих в процессе работы у учащихся затруднений зачастую невозможно. Бывают случаи, когда по завершению проекта материалы не сохраняются, что, безусловно, снижает ценность результатов
Система инновационной оценки проектной деятельности «Портфолио» 25
проектной работы для учеников. Поэтому при реализации проекта использование портфолио проекта представляется наиболее целесообразным.
Преимущества портфолио процесса несомненны с точки зрения систематизации и хранения многочисленных материалов проектной работы. Портфолио проекта отражает все фазы и этапы работы, позволяет показать весь процесс обучения в целом, то, как учащийся интегрирует специальные знания и навыки и достигает прогресса, овладевая определёнными умениями, как на начальном, так и на высоком уровне. Кроме того, этот портфолио демонстрируй процесс рефлексии учащимся собственного учебного опыта и включает дневники самонаблюдения и различные формы самоотчета и самооценки.
Портфолио как форма организации работы с информационными материалами значительно позволит упорядочить работу учащихся над проектом. Для этого необходимо задать с помощью рубрик такую структуру основных разделов, которая позволила перемещать по ним рабочие материалы в соответствии с логикой работы над проектом.
Следует иметь в виду, что четкого списка материалов (называемых артефактами), необходимых для включения в портфолио, не существуют. Приветствуется инициатива, расширяющая данный список или предлагающая равноценную замену перечисленным материалам.
Портфолио является открытой, динамической системой, содержащей определенный набор информации, которая постоянно обновляется за счет содержательного наполнения разделов.
Методические рекомендации по конструированию и подготовке портфолио проекта
Настоящие методические рекомендации, разработанные в рамках работы научно-образовательной сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО (г. Москва) [2,4], составлены в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и включают следующие разделы:
- этапы разработки портфолио,
- варианты блоков портфолио, бланков рабочих листов,
- механизм оценки портфолио,
- алгоритм запуска портфолио, указания по использованию портфолио во внеурочной деятельности.
Как правило, портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются различные материалы — и рукописные, и ксерокопии.
Портфолио может содержать краткие записи, связанные с ходом выполнения определенных работ; схемы, таблицы, графики, диаграммы; отчеты; наблюдения; планы и результаты исследований; аудио- и видеоматериалы, описания работ; справки; грамоты; сертификаты.
Каждый материал или группа материалов, помещенных в портфолио, сопровождается кратким рефлексивным комментарием ученика (что получилось, о чем
свидетельствует, как может быть использовано, какие выводы можно сделать на основании, какие ошибки допущены и что с ними делать.).
Элементы портфолио, как правило, датируются, чтобы можно было отследить динамику работы учащегося.
Все материалы портфолио проекта рекомендуется распределять по разделам, которые представлены в табл. «Этапы разработки и разделы портфолио проекта». В соответствии с этапами проектной работы учащимся предлагаются различные рабочие листы.
Таблица. Этапы разработки и разделы портфолио проекта
Этап/ Название раздела Содержание раздела
Подготовка Рабочий лист «Цель и задачи проекта»
Планирование Рабочий лист «График деятельности»
Исследование Рабочий лист «Анализ источников информации» Рабочий лист «Мозговой штурм» Рабочий лист «Консультация с руководителем проекта»
Формулирование результатов или выводов Рабочий лист «Презентация проекта»
Защита проекта
Оценка результатов и процесса проектной деятельности Рабочий лист «Самоанализ» Рабочий лист «Критерии оценивания»
Один из возможных алгоритмов запуска портфолио может быть представлен следующим образом [1]:
■ мотивация: каждому учащемуся должно быть понятно, зачем ему нужно работать с портфолио,
■ определение вида портфолио: вид портфолио может быть задан педагогом или выбран учащимся,
■ определение сроков сдачи и времени работы над портфо-лио: на уроках в классе, во время проектной, исследовательской или творческой работы,
■ определение общей структуры портфолио,
■ определение критериев оценивания: обсуждаются и определяются совместно с учащимися (при этом возможно выделение обязательных критериев),
■ определение способов оценивания: целесообразно еще до начала работы над портфолио обсудить с учащимися, каким образом будет оцениваться портфолио, все ли материалы, рубрики, разделы будут оцениваться, что именно будет являться объектом оценки.
Особого внимания требует также механизм оценки портфолио, в соответствии с которым можно оценивать процесс и характер работы над портфолио, отдельные рубрики по заданным критериям, оцениваются все разделы, окончательный вариант портфолио, презентация портфолио. В любом случае критерии оценки должны быть заранее известны, открыты и согласованы с учениками.
Однако если портфолио проектной деятельности учащегося используется с целью формирования компе-тентностей, то речь должна идти об оценке именно этого
26 Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 5 • 2015
#
Ф.И.О. ученика
Образовательное учреждение
Класс:
Название проекта:
Ф.И.О. руководителя проекта
Дата оценивания портфолио работы:
Общее число баллов:
Ключ к шкале оценок:
2 балла — означает, что утверждение слева справедливо
1 балл — означает, что утверждение слева/справа справедливо до определенной степени
С (0 баллов) — означает, что утверждение справа справедливо
Проект направлен на освоение образовательных стандартов по выбранным предметам Не устанавливается соответствие темы образовательным стандартам
Планируемые учебные цели ориентированы на предметные, метапредметные и личностные результаты Планируемые цели не отражают деятельностного характера проекта и требований Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения
Вопросы, направляюще проект, ориентированы на организацию учебно-исследовательской деятельности и носят проблемный характер Вопросы, направляющие проект, носят репродуктивный характер
Описаны мероприятия по реализации проекта: учебные практики, объем и последовательность заданий для учащихся и т.п. Мероприятия по реализации проекта: учебные практики, объем и последовательность заданий для учащихся и т.п. не детализированы
Описаны материалы и ресурсы, необходимые для реализации проекта Отсутствует перечень материалов и ресурсов, необходимых для реализации проекта
Корректно указываются ссылки на информационные источники Ссылки на информационные источники не указываются. Работа выполнена с нарушением авторских прав
Выбраны адекватные технологические средства представления результата исследования Выбранные технологические средства представления результатов не соответствуют содержанию и логике исследования
В работе от имени ученика отражен ход исследования и анализируются его результаты В работе не отражен ход проведения исследования учащимся, результаты не анализируются
Результаты представлены в логической последовательности, характеризуются содержательной глубиной и отражают личное отношение к проблеме Поверхностное отражение содержания исследования, не выражается личное отношение автора к проблеме
Ф
результата образования. Компетентности как формируются, так и проявляются в деятельности и этим отличаются от других результатов образования, например, от знаний, умений и навыков. При проектной деятельности учащиеся проявляют все ключевые компетентности: информационную, коммуникативную компетентности и компетентность решения проблем.
Объектами оценки являются портфолио проектной деятельности учащегося, презентация продукта, а также наблюдение за работой в группе и консультацией.
Для учащегося портфолио проектной деятельности — это организатор его работы, это технология и место сбора материалов, анализа информации, инструмент самооценки и рефлексии; а для учителя — средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.
Критерии оценки проекта должны быть понятны, их должно быть не более 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация.
Итак, портфолио является важным мотивирующим фактором обучения, так как при любой структуре он организован таким образом, что нацеливает учащегося на демонстрацию прогресса [5]. Грамотно составленный портфолио проекта позволяет:
о создать удобный коллектор информации и справочник
для работы над проектом, о объективно оценить ход работы над завершенным проектом,
о судить о личных достижениях и развитии каждого участника проекта,
о сократить время поиска информации при проведении в
дальнейшем других, близких по теме, проектов. Портфолио ученика является одним из способов формирования ключевых компетентностей, при этом в первую очередь речь идет о компетентности решения проблем, составляющими которой являются сложные умения, связанные с самоорганизацией и самооценкой одаренного ученика.
Система инновационной оценки проектной деятельности «Портфолио» 27
Проектная деятельность обладает значительным развивающим потенциалом, является средством развития и саморазвития как специфических проектных способностей, так и личности в целом, выступая источником обучения, воспитания, творческого взаимодействия детей и взрослых.
Литература
1. Большая книга о маленькой школе / Под ред. Т.В. Светен-ко, И.В. Галковской.- Псков: ПГПИ, 2003.- С.244.
2. Давыдова Н.Н., Синякова М.Г., Фоменко СЛ. Развитие взаимодействия образовательных, профессиональных и общественных организаций в условиях сетевой кластерной интеграции// Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 5, с. 48-51
3. Иванов А.В. Портфолио в основной школе. Методические рекомендации: пособие для учителей общеоб-рзоват. учреждений / А.В. Иванов. — М.: Просвеще-ние,2013. — 160 с.
4. Игошев Б.М., Давыдова Н.Н., Симонова А. А., Фоменко С.Л. Образовательный кластер как системообразующий
компонент региональной модели непрерывного педагогического образования // Педагогическое образование в России, 2014, № 10, с. 72-77
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат.— М.: Издательский центр «Академия», 1999.— 224 с.
6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.— М.: АРКТИ, 2005.— 112 с.
7. Полат Е.С. Метод проектов (Электронный ресурс)/ Е.С. Полат// Лаборатория дистанционного обучения.— Режим доступа: http://distant.ioso.ru/project/meth%20 project/metod%20pro.htm (дата обращения: 01.08.2015).
8. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова.— 2-е изд.— М.: Про-свещение,2011.— 192 с.
9. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения.// Образование и наука.2012 № 1 (90), с. 56-64
10. Чечель И.Д. Метод проекта или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. // Директор школы, 1998.— № 3.