Научная статья на тему 'Экологическое портфолио воспитанника учреждения системы дополнительного образования'

Экологическое портфолио воспитанника учреждения системы дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
679
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ И ИСТОРИЯ ПОРТФОЛИО / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПОРТФОЛИО / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / CONCEPTION OF PORTFOLIO / AN ECOLOGICAL PORTFOLIO / PROJECT ACTIVITY / THE SYSTEM OF SUPPLEMENTARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хасанова Альбина Явдатовна

В статье рассматривается концепция и история портфолио, вводится понятие «экологическое портфолио» как один из результатов проектной деятельности воспитанников в учреждениях дополнительного образования, описываются портфолио воспитанников объединений «В мире животных» и «Экология человека», посещающих Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» (МОУДОД СЮН) в г. Уфа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL PORTFOLIO OF PUPILS OF INSTITUTION OF SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

The given article describes the history and conception of the portfolio, it introduces the notion of "ecological portfolio" as one of the project activity result of the student at the system of supplementary education, the article describes the portfolios of the students attending "In the Animal World" and "Man's Ecology" clubs in the Municipal Establishment of Supplementary Education for children "Young Naturalists' Station" in Ufa.

Текст научной работы на тему «Экологическое портфолио воспитанника учреждения системы дополнительного образования»

УДК 374.02

Хасанова Альбина Явдатовна Khasanova Albina Yavdatovna

аспирантка кафедры общей педагогики Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы тел.: (962) 52-82-126

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПОРТФОЛИО ВОСПИТАННИКА УЧРЕЖДЕНИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

post-graduate student of the chair of general pedagogics, Bashkir State Pedagogical University tel.: (962) 52-82-126

ECOLOGICAL PORTFOLIO OF PUPILS OF INSTITUTION OF SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация:

В статье рассматривается концепция и история портфолио, вводится понятие «экологическое портфолио» как один из результатов проектной деятельности воспитанников в учреждениях дополнительного образования, описываются портфолио воспитанников объединений «В мире животных» и «Экология человека», посещающих Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» (МОУДОД СЮН) в г. Уфа.

Ключевые слова:

концепция и история портфолио, экологическое портфолио, проектная деятельность, система дополнительного образования.

The summary:

The given article describes the history and conception of the portfolio, it introduces the notion of “ecological portfolio" as one of the project activity result of the student at the system of supplementary education, the article describes the portfolios of the students attending “In the Animal World" and “Man’s Ecology" clubs in the Municipal Establishment of Supplementary Education for children “Young Naturalists’ Station" in Ufa.

Keywords:

conception of portfolio, an ecological portfolio, project activity, the system of supplementary education.

Под портфолио в широком смысле слова понимают такой способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников, когда инициатива переходит именно к обучающимся. Портфолио представляет собой форму и процесс организации образцов, продуктов учебно-познавательной деятельности обучающихся, предназначенных для последующего анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности тех или иных параметров развитости конкретного учащегося [1, с. 72].

Идея применения портфолио в школе возникла в Соединенных Штатах в 80-х гг. ХХ в., а в конце 80-начале 90-х гг. применение портфолио в школах принимает лавинообразный характер. Число публикаций и книг, посвященных идее портфолио в обучении, за короткий срок резко возросло. Кроме Соединенных Штатов и Канады идея портфолио становится все более популярной в Европе и Японии.

Принято считать, что портфолио является альтернативным способом оценки достижений учащихся. Такое понимание портфолио отражает недовольство многих учителей традиционным способом оценки учебных достижений, осуществляющимся посредством тестов, которые, по их мнению, не в состоянии дать валидной картины подлинных умений (компетентностей) их учеников. При «Portfolio-Assessment» учащийся - в противоположность тестам - получает возможность представить свои способности в разных областях более или менее самостоятельно. Решающим здесь является момент самоопределения. Важнейшей целью портфолио является повышение саморефлексивности учащихся по отношению к процессам учения, которая рассматривается как предпосылка повышения самоответственности ученика по отношению к учению, самостоятельности в организации процесса учения (то есть движение в сторону самообучения) и участие в процессе оценивания качества результатов учения. То есть сама идея оценивания учебных достижений претерпевает в правильно понятом портфолио-процессе существенные изменения.

При использовании портфолио оценивается не просто достижения, но и пройденный учеником путь обучения. Ученик помимо самих продуктов - собственно результатов обучения -представляет комиссии, учителям, друзьям, родителям, гостям, и то, как он работал для достижения этих результатов, он дает свою оценку тому, что ему удалось и где лежит его «зона ближайшего развития», то есть говорит о своих ближайших учебных планах, интересах, целях. Ученик готов ответить на все возникающие вопросы, обсудить и защитить свои результаты, прояснить свои дальнейшие цели и способы их достижения.

Формы оценивания оказывают решающее влияние на процессы обучения, которые ему предшествуют. Из этого вытекает, что изменяя процедуру оценивания учебных достижений, мы оказываем существенное влияние и на сам учебный процесс. То есть портфолио как метод оценивания претендует не только на более адекватное отражение действительных достижений, но и на то, чтобы быть инструментом повышения качества процесса учения [2, с. 179].

Исходной при этом является мысль, что достижения нужно не оценивать, а документировать. То, что достигнуто, нужно сделать непосредственно зримым. Естественно, что традиционные тетради являются тоже такими документами. Но, создавая портфолио, ученик сам решает, что он хочет положить в свою папку или портфель, тем самым достигается самооценка в процессе учения [3, с. 181].

На Западе говорят о портфолио как об одном из основных образовательных трендов последнего десятилетия. Более того, утверждается, что школа XXI в. - это «школа портфолио»; и идея портфолио выступает как один из существенных элементов модернизации образования, происходящей по всему миру.

В последнее время в нашей стране идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится все более популярной. О собрании учебных работ учащихся как об альтернативном способе оценки говорили многие отечественные авторы. Однако эта идея не получила широкого распространения в практике российской школы, не стала составной частью системы образования. То, что находит распространение сейчас, - это, главным образом, заимствование зарубежного опыта, попытка разработать формы работы с портфелем учебных достижений в условиях отечественной школы, основываясь на зарубежном, большей частью американском опыте [4, с. 182].

Так называемые отчеты и портфолио, характерные для практики Великобритании, Австралии и, позже, США, имели общую цель - предоставить как можно более расширенные данные о достижениях ученика.

Впоследствии в этих странах состоялись широкие педагогические дискуссии относительно этого нововведения в целом и понятия «коллекция работ» в частности. Обсуждались следующие вопросы: какие работы следует включать: лучшие работы или работы, демонстрирующие прогресс ученика во времени? Кто должен оценивать портфолио? Где оно должно храниться и т.д.? Для ответа на эти вопросы исследователи предложили целый ряд конкретных руководств. Рекомендации были разработаны известным американским специалистом в области оценивания доктором Линдой Марби [5, с. 171].

Назначение портфолио заключается в том, чтобы раскрыть творческие возможности учащихся, дать возможность самоопределиться, привить навыки оценки и самооценки, разнообразить виды деятельности, в которые включен ребенок. Данный подход позволяет школьнику на деле реализовать право на свободу, поскольку автор проекта имеет преимущественное право при формировании антологии работ, выставляемых на оценку. Процесс работы над портфолио положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, так как деятельность проходит в творческой, непринужденной обстановке [6, с. 13].

Необходимость разработки аутентичной системы оценивания связывается сегодня с переходом от парадигмы обучения к парадигме учения, системными изменениями образовательного процесса. Идет поиск методов, форм, технологий оценивания, позволяющих школьнику реализовать свою субъектность. По сути, речь идет об изменении философии оценивания, которая связана с переходом от дискретности к непрерывности; от фрагментарности к системности; от единичности к множественности; от количественной оценки к качественной; от жесткости в оценивании к гибкости; от искусственности к естественности; от оценки к самооценке; от оценки работы к оцениванию личностных достижений [7, с. 68].

Таким образом, портфолио является не только альтернативной формой оценивания достижений учащихся. Оно помогает решать важные педагогические задачи, среди которых следует особо выделить поощрение активности и самостоятельности учащихся. Немаловажное значение имеет также способность портфолио поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, расширять возможности обучения и самообучения. Портфолио ненавязчиво, но верно формирует умение учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность [8]. Портфолио не следует выделять в качестве самостоятельно существующего педагогического явления, оно должно стать органической частью целостного образовательного процесса.

В связи с этим нам кажется целесообразным использование «экологического портфолио» в проектной деятельности воспитанников в системе дополнительного образования. «Экологическое портфолио» - это и организатор деятельности (учебный органайзер), и хранилище ма-

териалов, и отражение пути, пройденного каждым отдельным учеником в соответствии с его индивидуальными способностями и потребностями.

Работа проводилась в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Наш опыт показал, что портфолио позволяет упорядочить работу над проектами воспитанников объединений «Экология человека» и «В мире животных».

«Экологическое портфолио» воспитанников объединения «В мире животных» включает следующие разделы: 1) моя деятельность в объединении «В мире животных» - участие в групповых проектах и индивидуальных проектах, фотографии, рассказы, рисунки о животных, об экологии животных, 2) план выполнения проекта, его этапы, вся собранная информация по теме проекта, записи всех идей, гипотез и решений, эскизы, наброски, материалы к презентации, 3) паспорт проекта, 4) раздел «Мои достижения» показывает результативность данного учащегося (грамоты, дипломы, удостоверения об окончании какого-либо объединения МОУ ДОД «СЮН», 5) «Мой домашний питомец» - творческий или исследовательский проект о своем питомце.

Портфолио воспитанника объединения «Экология человека» включает следующие разделы:

- «Общая информация о воспитаннике»: его автобиография, интересы, хобби, информацию о школе, классе, посещаемых кружках (объединениях).

- «Мои цели в объединении «Экология человека»: планируется участие воспитанника в различных проектах, конкурсах, конференциях, олимпиадах, предполагаемые достижения».

- «Мои творческие и проектные работы в объединении «Экология человека»: описание различных индивидуальных творческих, игровых, научно-исследовательских проектов, выполненных данным воспитанником, или групповых проектов, в которых он участвовал. Данный раздел включает план выполнения проекта, его этапы, вся собранная информация по теме проекта, записи всех идей, гипотез и решений, эскизы, наброски, материалы к презентации, паспорт проекта.

- «Мои достижения в объединении «Экология человека»: раздел показывает результативность учащегося (грамоты, дипломы, удостоверения об окончании какого-либо объединения МОУ ДОД «СЮН», сертификаты участника олимпиад, грамоты, дипломы, отзывы педагогов, самооценка работы в объединении)».

- «Копилка» включает подобранные воспитанником интересные материалы об экологии животных, фотографии, рассказы, рисунки, задачи, кроссворды, задания повышенной трудности, которые можно предложить для решения в объединении.

Раздел «Мои достижения в объединении “Экология человека”» в экологическом портфолио несет основную смысловую нагрузку, именно в нем определяются ожидания ученика по отношению к своим дальнейшим действиям и собственным перспективам, именно здесь ученик делает вывод о своих способностях, о возможности достигать определенных результатов, дает оценку своего продвижения и потенциала. Раздел «Мои достижения» должен быть связан с разделом «Мои цели». Воспитаннику необходимо обосновать, почему именно эти материалы лучше всего отражают его достижения, какие цели были достигнуты на данном этапе.

Таким образом, портфолио может использоваться в проектной деятельности для организации работы с информацией, хранения и систематизации промежуточных результатов, развития рефлексии, для осознания и оценки учащимися результатов своей деятельности. При использовании портфолио ученик получает возможность не только описать свое продвижение в процессе работы над конкретным проектом, но и сопоставить свои успехи, проанализировать свои затруднения, оценить приращение новых способов деятельности и осознать свой прогресс в освоении проектирования как вида деятельности.

Ссылки:

1. Чошанов М.А. Учебные портфолио - новая форма контроля и оценки достижений учащихся // Директор школы. 2000. № 1. С. 72-81.

2. Загвоздкин В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений - нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки // Школьные технологии. 2004. № 3. С. 179-182.

3. Там же.

4. Там же.

5. Федотова Е.Е., Новикова Т.Г., Прутченков А.С. Портфолио как система альтернативного оценивания в практике зарубежной школы // Школьные технологии. 2005. № 3. С. 171-180.

6. Мухамедьянова Г.М., Мухамедьянов С.А. Портфолио: введение в теорию и практику. Уфа, 2007.

References (transliterated):

1. Choshanov M.A. Uchebnye portfolio - novaya forma kontrolya i otsenki dostizheniy uchashchikhsya // Direktor shkoly. 2000. No. 1. P. 72-81.

2. Zagvozdkin V.K. Portfel' individual'nykh uchebnykh dostizheniy - nechto bol'shee, chem prosto al'ternativniy sposob otsenki // Shkol'nye tekhnologii.

2004. No. 3. P. 179-182.

3. Ibid.

4. Ibid.

5. Fedotova E.E., Novikova T.G., Prutchenkov A.S. Portfolio kak sistema al'ternativnogo otsenivaniya v praktike zarubezhnoy shkoly // Shkol'nye tekhnologii.

2005. No. 3. P. 171-180.

6. Mukhamed'yanova G.M., Mukhamed'yanov S.A. Portfolio: vvedenie v teoriyu i praktiku. Ufa, 2007.

7. Сикорская Г.А. Педагогические возможности портфолио как формы оценивания учебных достижений школьников в профильном обучении // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. № 9. С. 67-70.

8. Молчанова З.М., Тимченко А.А., Черникова Т.В. Личностное портфолио старшеклассника: учебнометодическое пособие / под ред. Т.В. Черниковой. М., 2007.

7. Sikorskaya G.A. Pedagogicheskie vozmozhnosti portfolio kak formy otsenivaniya uchebnykh dostizheniy shkol'nikov v profil'nom obuchenii // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta. 2008. No. 9. P. 67-70.

8. Molchanova Z.M., Timchenko A.A., Chernikova T.V. Lichnostnoe portfolio starsheklassnika: methodical textbook / ed. by T.V. Chernikova. M., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.