Научная статья на тему 'Проектировочная деятельность учащихся'

Проектировочная деятельность учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
371
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАКТИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дегтева Галина Анатольевна

В статье предлагаются материалы из рабочей тетради Дегтевой Г.А., в которой рассматривается технология проектирования, ключевые понятия проектировочной деятельности. Обстоятельное и последовательное изложение материала позволит учителю использовать его в качестве алгоритма при организации проектной деятельности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектировочная деятельность учащихся»

При этом различные авторы отмечают, что цель создания портфолио может сводиться к доказательству процесса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-позна-вательной деятельности и т.д. таким образом, акцент смешается с того, что ученик не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, данному предмету, в интеграции качественной оценки. И, наконец, акцент переносится с оценки обучения на самооценку Одновременно очень важен процесс взаимодействия учителя и ученика. В ходе, которого определяются в договорном режиме цели работы и вырабатываются критерии оценки.

В зависимости от того, с какой целью создается портфолио и в чем состоит особенности его содержания, можно выделить следующие виды портфолио:

1. в зависимости от цели, которая отражает результат, ради которого собирается портфолио, существует:

• портфолио-собственность (собирается для себя);

• портфолио-отчет (собирается для учителя);

2. по содержанию можно выделить следующие виды портфолио:

• портфолио достижений: включают в себя материалы и оценку / самооценку достижения целей, особенностей хода и качества работы с различными источниками информации, размышлений, впечатлений;

• проблемно-ориентированный портфолио: включают все материалы, отражения цели, процесс и результат решения какой-либо проблемы;

• тематический портфолио: включает материалы, отражающие работу ученика в рамках той или иной темы.

Каков бы ни был вид портфолио, он представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом. Крупные блоки материалов называются разделами, внутри них выделяются рубрики. Количество разделов и рубрики, а также их тематика могут быть различными и определяются в каждом конкретном случае.

Классический портфолио состоит из четырех разделов: «Портфолио», «Коллектор», «Рабочие материалы» и «Достижения».

В портфолио обязательно должно быть четко сформулированы содержание/оглавление (с названиями разделов, наименованиями материалов).

Раздел «Портрет» предназначен для представления информации об ученике-авторе, который имеет возможность представить себя любым доступным способом. Раздел должен отражать особенности личности автора, может включать записи о нем других людей, характеристику, сертификаты. Здесь помещается вступительная статья - обоснование, где сформулирована цель создания портфолио, а также аргументируется, почему те или иные материалы включены, какие результаты деятельности отражают.

Раздел «Коллектор» содержит, как правило, материалы, авторство которых не принадлежит ученику. Это могут быть материалы, предложенные ученику педагогом (памятки, схемы, списки литературы), найденные учеником самостоятельно или материалы товарищей по группе. Иными словами, «Коллектор» -своего рода копилка материалов и информации, часть из которых будет использована в работе, а часть может перейти в архив, другой портфолио или не будет привлекаться совсем.

Раздел «Рабочие материалы» должен включать все те материалы, которые созданы и систематизированы учеником.

В раздел «Достижения» помещаются те материалы, которые, по мнению ученика, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи.

Структура портфолио согласуется между учениками и учителем. Учитывая, что учитель использует портфолио для организации обратной связи, он может настоять на необходимых для его работы элементах структуры. Но он не может полностью задать структуру портфолио для ученика. Структуру нельзя считать определенной раз и навсегда. Она может меняться по мере того, как школьники осваивают способы организации портфолио.

По содержанию, как правило, портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются различные материалы - и рукописные, и ксерокопии. Портфолио может содержать краткие записи, связанные с ходом выполнения определенных работ. Каждый материал или группа материалов сопровождаются кратким рефлексивным комментарием ученика (что получилось, о чем свидетельствует, как может быть использовано, какие ошибки допущены и что с ними делать...) Комментарии не должны быть большими по объему. Элементы портфолио датируются, чтобы можно было отследить динамику работы ученика.

Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения, т.к. при любой структуре он организован таким образом, что нацеливает ученика на демонстрацию прогресса.

Можно сказать, что любой портфолио независимо от его вида, представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы учащихся с продуктами их собственной творческой, исследовательской, проектной или познавательской деятельности, предназначенными для демонстрации, анализа и оценки ими результатов своей деятельности. Таким образом, ученик осознает собственную субъективную позицию.

По мнению ряда исследователей, портфолио ученика становятся одним из способов формирования ключевых компетентностей, при этом в первую очередь речь идет о компетентности решения проблем, составляют которую сложные умения, связанные с самоорганизацией и самооценкой ученика.

Изменяя процедуру оценки учебных достижений, мы оказываем существенное влияние и на сам учебный процесс. Это означает, что происходит не только более адекватное отражение действительных достижений, но и изменяется качество процессов обучения.

Конечно, целью оценки качества работы ученика является то, что появляется возможность оказания помощи выявить не только истоки затруднений, но и сильные стороны, нераскрытые «возможности роста» или, как принято сегодня говорить, ресурсы развития.

В настоящее время человеку необходимо для успеха, в том числе и готовность к самообразованию, т. е. способность выявлять проблемы в своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях. Что позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи.

Переход к новым принципам оценивания невозможен без большой подготовительной работы как в области обучения педагогических кадров новым способам и приемам, так и в сфере психологической подготовки, формирования готовности учителей, учеников и их родителей к инновациям в оценивании.

Нужно работать над решением этих проблем не только непосредственно в школе, но и в обществе целом.

Литература

1. Агроноеич М.Л., Дымарская О.Я. и др. Мониторинг качества, статистика и социология образования: учебный курс. - М.: Университ.книга. - 2006.

2. Гвоздев Ю.Н., Ефимова Н.Ю. Ещё раз о качестве образования. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №2.

3. Гордеева О.В. Методическое сопровождение повышения качества образования муниципального образовательного учреждения: содержание и результаты // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2009.-№ 6

4. Гордеева О.В. Методическое сопровождение повышения качества образования муниципального образовательного учреждения: содержание и результаты // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2009.-№6.

5. Дегтева Г.А. Проектировочная деятельность учащихся с использованием рабочей тетради // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №4.

6. Ефимов В.Н., Рыжков В.И. ЕГЭ и система дидактического контроля: некоторые результаты // Эксперимент и инновации в школе.- 2010. - №3.

7. Новикова Т.Г. Проблема школьной отметки. Портфолио ученика // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. -№3.

В статье предлагаются материалы из рабочей тетради Дегтевой ГА., в которой рассматривается технология проектирования, ключевые понятия проектировочной деятельности. Обстоятельное и последовательное изложение материала позволит учителю использовать его в качестве алгоритма при организации проектной деятельности учащихся.

Дегтева Галина Анатольевна

учитель географии высшая категория г. Нижний Новгород

Проектировочная деятельность учащихся

Как можно организовать работу над ученическим проектом?

Ключевые слова: проект, проектирование, проектировочная деятельность, практический интеллект, технология проектирования, планирование разработки проекта

Цель проекта: познакомить учащихся с проектировочной деятельностью: ввести понятия проект, проектирование, проектировочная деятельность, практический интеллект.

Задачи:

1. Освоить технологию проектирования через создание проекта и его реализацию.

2. Создать мультимедийное пособие по географии.

Прогнозируемые результаты проектировочной деятельности учащихся:

> развитие практического интеллекта учащегося, как субъекта проектировочной деятельности:

> умение анализировать проблемные ситуации в жизнедеятельно сти;

> умение проектировать цели;

> умение планировать достижение целей;

> умение прогнозировать последствия решений;

> умение оценивать решения и делать обоснованный выбор;

> умение эффективно работать в группе.

Заседание рабочей группы

1. Знакомство с ключевыми понятиями

Проект - это деятельность по созданию какого-то ранее не существовавшего продукта (изделия, услуги, художественного произведения, зрелища, метода, знания).

Проектирование - это комплекс интеллектуальных действий. В результате выполнения, которых, создаётся образ нового продукта и способ его получения.

Проектировочная деятельность - это способ развития практического интеллекта, развития способности быть субъектом решения практических задач своей жизнедеятельности.

Практический интеллект- это особая функция психики, обеспечивающая человеку возможность адекватно понимать ситуации, возникающие в его жизнедеятельности, ставить цели практических действий, планировать их достижения, принимать решения в ходе выполнения действий, прогнозировать и оценивать их возможные последствия.

Технология проектирования. Сегодня мы часто слышим о космических, продюсерских, издательских, музыкальных и других проектах. Необходимость в разработке и реализации проектов возникает там, где люди ставят цели, достижение которых требует учёта множества различных условий.

Чтобы достичь желаемых результатов в своей жизни нужно иметь реальную картину действительности, а главное обладать развитой способностью в этой действительности ориентироваться. Это и есть практический интеллект. Развить его можно через проектировочную деятельность, шторой мы буцем заниматься (работа с понятийным аппаратом). Технология проектирования осуществляется пошагово. Вот сейчас мы с вами и попытаемся определить эти шаги.

Шаг-1. Планирование разработки проекта

Задача: освоение состава и логической последовательности действий разработки проекта.

Логическая последовательность действий разработки проекта

1. Определить цели проекта (желаемый результат).

2. Определить идеи проекта, сделать оценку и выбор.

3. Составить план реализации проекта, распределить обязанности между его участниками.

4. Определить необходимые ресурсы и их источники.

5. Провести экспертизу проекта и принять решение о начале его реализации.

6.Выполнить проект.

7. Оценить результаты проекта.

Дневник наблюдений

Вопросы координатора Ответы учащихся

С чего мы начнём разработку проекта? (Процедура выдвижений предложений) Обдумать цель

Определить последовательность шагов

Главное - поставленная цель

Знать чего мы хотим сделать хорошего для школы

Может ли с этого начинаться наша разработка или что-то должно быть сделано раньше? (Обсуждение предложений) Может, так как разработка любого проекта начинается с определения конечного результата

Правильный ответ: определить цели проекта (желаемый результат)

Что мы должны будем сделать после того, как определили цели? (повторяется процедура выдвижений предложений и их обсуждение) Определить ресурсы

Определить ход работы

Определить задачи этапов работы

Определить вид конечного результата

Оценить шаги по достижению конечного результата

Определить ответственных

Правильный ответ: определить идеи проекта, сделать оценку и выбор

Что мы должны будем сделать после того, как определили идеи? (повторяется процедура выдвижений предложений и их обсуждение) Продумать ход работы

Распределить ответственных

Составить план реализации мероприятий

Найти помещение для заседаний рабочей группы

Правильный ответ: составить план реализации проекта, распределить обязанности между его участниками

Что мы должны будем сделать после того, как составили план реализации проекта, распределили обязанности между его участниками? (повторяется процедура выдвижений предложений и их обсуждение) Искать источники ресурсов для реализации проекта

Правильный ответ: определить необходимые ресурсы и их источники

Что мы должны будем сделать после того, как определили необходимые ресурсы и их источники? (повторяется процедура выдвижений предложений и их обсуждение) Определить сроки реализации проекта

Проанализировать ресурсы, их достаточность и недостаточность

Оценить реальность осуществления проекта

Принять проект для его осуществления.

Правильный ответ: провести экспертизу проекта и принять решение о начале его реализации

Что мы должны будем сделать после того, как провели экспертизу проекта и приняли решение о начале его реализации? (повторяется процедура выдвижений предложений и их обсуждение) После выяснения недостатков проекта - внести поправки

При отрицательной оценке всего проекта вернуться к началу.

Начать реализацию

Правильный ответ: выполнить проект

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вопросы координатора Ответы учащихся

Что мы должны будем сделать после того, как выполнили проект? Оценить результаты

Оценить взаимодействие участников проекта в ходе его реализации

Оценить значимость результата проекта для учащихся школы, учителей, родителей, жителей микрорайона

Прорекламировать проект

Поощрить участников проекта

Правильный ответ: оценить результаты проекта

Шаг 2. Определение желаемых результатов (целей) проекта

Задача: научиться проектировать и оценивать цели.

Проектирование начинается с того, что обнаруживается потребность в чём-то новом, что нужно создать в школе. Наша задача - определить эти потребности.

Работа координатора с творческой группой по выявлению потребностей

Дневник наблюдений

Вопросы координатора Ответы учащихся

В течение 10 минут подумайте и подготовьте свои предложения по определению желаемого результата? (персональный круговой опрос, пока не иссякнут предложения) Участвовать в НОУ по географии

Усовершенствовать кабинет географии

Создать пособия по географии

Организовать туристический клуб

Выпускать школьную газету по географии

Создать сайт по географии

Кто кроме нас будет оценивать наш проект, и чья оценка для нас важна? Директор школы

Учителя

Управление образования района

Родители

Завучи

Попечительский совет.

Правильный ответ: руководство школы, родители учителя и т.д.

Какие требования мы будем предъявлять к цели? (повторяется процедура Время исполнения

Реалистично сть

Какие ресурсы будут затрачены

Перспективно сть

и их обсуждение) Проверка промежуточных результатов.

Какие из этих требований соответствуют хорошо определенной цели? Правильный ответ: ценность, реалистичность, достижимость, временная определенность, контролируемость, непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами.

Работа координатора с рабочей группой по обсуждению целей проекта

Мы зафиксировали все поступившие предложения по целям проекта. Выберем наиболее значимые цели и оценим их по пятибалльной шкале. Результаты работы оформим в виде таблицы.

Идет групповая оценка целей и делается окончательный выбор главной цели проета.

Оценочная таблица

Баллы Ценность Реалистич- ность Временная определен- ность Контроли- руемость

5 баллов наиболь- шая наиболь- шая наиболь- шая наиболь- шая

4 балла ценная реалистич- ная продолжи- тельная контроли- руемая

3 балла средняя средняя средняя средняя

2 балла менее ценная менее реалистичная менее продолжи- тельная менее контроли- руемая

1 балл неценная нереали- стичная не требует временных затрат неконтро- лируемая

Цели Ценность Реалистичность Временная определенность Контролируемость Итоговая оценка

Создать сайт по географии 3,2 4,2 4,85 5 17,25

Участвовать в НОУ по географии 3,2 2,84 3,48 4,2 13,72

Усовершенствовать кабинет географии 2,32 0,76 4,2 3,34 10,24

Организовать туристический клуб 4,86 4,12 4,53 4,88 18,39

Выпускать школьную газету по географии 5 4,56 4,2 4,87 18,63

Создать пособие по географии 5 4,92 4,3 4,88 19,1

Вывод. Главная цель проекта: создать пособие по географии

Шаг 3. Выдвижение и выбор идей для достижения желаемого результата

Задача: научиться оценивать и сравнивать идеи, направленные на достижение желаемого результата (цели).

Работа координатора с рабочей группой по выбору идей реализации поставленной цели

После того, как мы выбрали цель (желаемый результат), необходимо подумать о том, какие идей позволит достичь поставленную цели.

Дневник наблюдений

Вопросы координатора Ответы учащихся

Какие идеи вы предлагаете для реализации цели (каким вы хотите видеть конечный результат)? (повторяется процедура выдвижений предложений и их обсуждение) Печатный журнал « Нижегородская область»

Фотоальбом «города России»

Мультимедийное пособие по экономической географии мира «Страны мира»

Стенд «Экологические проблемы Нижегородской Области»

Дидактический материал для 6 класса по географии

Выбираем критерии оценки идей для определения интегральной полезности (повторяется процедура Многофункционально сть

Затратность

Полезность

Сложность реализации

Современно сть

выдвижении предложении и их обсуждение) Количество исполнителей

Реальность

Правильный ответ: полезность, объем требуемых затрат, сложность реализации.

Вывод: предпочтение отдано идее «Мультимедийное пособие по экономической географии мира «Страны мира»»

Шаг 4-й. План реализации проекта

Задача: научиться планировать действия, необходимые для достижения целей.

Работа координатора с рабочей группой по планированию действий, необходимых для достижения целей

Дневник наблюдений

Вопросы координатора Ответы учащихся

Какие действия нужно будет выполнить, чтобы реализовать идею проекта? (повторяется процедура выдвижении предложении и их обсуждение) Провести анкетирование учащихся

Обработать и проанализировать анкеты

Составить список тем мультимедийного пособия

Собрать информацию

Составить смету

Определить кабинет для работы

Установить время работы группы (создание презентаций, просмотра результатов, корректировка)

Найти спонсоров, помощников

Использовать Интернет, техническое оснащение (компьютеры, мультимедийная установка)

Правильный ответ: найти место, сделать ремонт, найти спонсоров, сделать экономические расчеты, мебель, техническое оснащение и т.д.

Если мы выполним все предложенные действия, достигнем ли цели проекта ( вспоминает цель проекта), или нужны какие-то дополнительные действия, чтобы повысить уровень ее достижения? (дополнительные предложения включаются в общий список)

Определить сроки реализации

Найти единомышленников Познакомить с идеей учащихся других классов, родителей, руководство школы

Определим для каждого запланированного действия ожидаемый результат (цель действия).

Действие Ожидаемый результат

Анкетирование учащихся Анкеты с ответами

Обработка и анализ анкет Состав творческой группы на основе результатов анкетирования

Выбор кабинета Каб. 36

Составить список тем мультимедийного пособия Основные темы мультимедийного пособия

Поиск информации Ресурсы (диски по географии, материалы Интернет, мультимедийные пособия по географии, научно - популярная литература)

Поиск единомышленников Список конкретных люди

Установить время работы группы (создание презентаций, просмотра результатов, корректир овка) суббота, 13-30

Создание творческой группы Список группы

Знакомство с идеей учащихся школы и родителей, руководства школы Классные часы, родительские собрания

Определить сроки реализации план-график проекта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Теперь ответим на важный вопрос:

Кто и когда должны будут выполнить запланированные действия?

Для ответа на вопрос составим циклограмму действий по достижению цели.

Построение циклограммы действий по достижению целей

Действие 1: выбор кабинета

этапы сроки ответст- венные

Получение поддержки учителей информатики 13.09.08

Согласование с директором 13.09.08

Действие 2: создание творческой группы

Выступление с информацией о проекте на классном часе в классе 20.09.08

Анкетирование учащихся 20.09.08

Создание творческой группы 23.09.08.

Заседание творческой группы 27.09.2008

Действие 3: составление подборки тем. Поиск информации

Составить список тем мультимедийного пособия 27.09.2008

Поиск информации ( диски по географии, материалы Интернет, мультимедийные пособия по географии, научно - популярная литература) в течение года Творческая группа

Действие 4: ознакомление с идеей проекта родителей класса

Выступление на родительском собрании 02.10.2008 Творческая группа

Действие 5: поиск единомышленников и спонсоров

Выступление на классных часах в классах с углубленным содержанием образования 01.10.08- 18.10-2008 Творческая группа

Индивидуальные беседы с родителями 01.10.08- 18.10-2008 Творческая группа

Действие 6: работа над мультимедийными презентациями

Создание панорамы презентаций по теме проекта в течение учебного года Творческая группа

Обсуждение результатов работы, корректировка работ каждую субботу в течение учебного года Творческая группа

Презентация результатов работы Весенние каникулы Творческая группа

Разработка плана-графика, реализация проекта в виде ленточной диаграммы

1) какие действия должны завершиться, чтобы можно было начать новое действие;

2) к какому моменту завершится последнее из этих предшествующих действий.

Календарный план-график

Действия Ответст- венные Год, месяц

2008 2009

9 10 И 12 1 2 3

Выбор кабинета

Создание творческой группы

Составление подборки тем. Поиск информации Творческая группа

Знакомство с идеей родителей класса

Поиск единомышленников и спонсоров Творческая группа

Работа над мультимедийными презентациями Творческая группа

Литература

1. Сид емко А. С. Виды проектов и этапы проектирования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №2.

2. Сид емко А. С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения II Инновационные проекты и программы в образовании. -2008.-№1.

3. Смирнова Ф.М., Самулкина Е.В. Проект интегрированного урока «Расчёт простого и сложного банковского процента по депозитам и кредитам» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №6.

4. Сторожева Н.В. О возможности использования на уроках биологии метода учебных проектов II Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. -№2.

5. Тимченко Е.А. Проектный подход в практической деятельности учителя физического воспитания // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - №4.

В статье рассказывается, как можно сделать урок русского и литературы интересным, используя современные педагогические технологии, такие как: И КТ, технологию опережающего обучения, коммуникативную, технологию развития критического мышления и др.

Абрамова Татьяна Анатольевна

учитель русского языка и литературы гимназия №5 г. Домодедово

Эффективность использования современных технологий на уроках русского языка и литературы

Как сделать урок интересным? Как увлечь учащихся своим предметом?

Ключевые слова: педагогические ситуации общения, самовыражение ученика, креативная деятельность учащихся, технология опережающего обучения, проблемные творческие задания, стимулирование учащихся к высказыванию, мультимедийная галерея

Современное общество предъявляет новые требования к школе. И это не случайно. Основная цель обучения сегодня - развитие способности ученика к самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации. На это направлено инновационное обучение, основными целями которого являются развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитие различных типов мышления, выработка долговременной мотивации к обучению, включение учащихся в креативную деятельность, создание обстановки сотрудничества ученика и учителя.

Сотрудничество - это совместный труд души, основанный на общении. Его ценность в том, что мне, учителю, нужно только одно: чтобы совместная работа и деятельность доставляли ребенку удовольствие, стали бы его потребностью.

Для достижения конечной цели и эффективного проведения урока я опираюсь на следующие критерии, которые позволяют мне создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе всего класса, снимают психологическую напряженность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.