И. Г. Лукина
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ КАК СПОСОБ РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ
Работа представлена кафедрой управления образованием Академии педагогического постдипломного образования. Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор И. В. Гришина
В статье рассматривается проблема организации проектного обучения как одного из способов развития некомпетентности в образовании.
The article describes the issue of project educational activities as a way to eliminate educational incompetence
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Это влечет за собой существенные изменения в теории и практике образовательного процесса.
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности.
На сегодняшний момент существуют образовательные технологии, позволяющие осуществлять доступное качественное образование, но ни одна из этих технологий не обеспечивает выполнения всего комплекса задач, которые ставит перед системой образования современное общество.
Наиболее эффективным в условиях современной общеобразовательной школы в период ее модернизации является комплексное использование информаци-онно-деятельностной технологии (технологии учебных циклов) и деятельно-стно-ценностной технологии (метода проектов)1.
Остановимся на методе проектов подробнее.
Метод проектов - педагогическая технология, цель которой ориентирована
не на интеграцию фактических знаний, а на применение актуализированных знаний и приобретение новых для активного включения в проектную деятельность, освоение новых способов деятельности в социокультурной среде. Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, формирование умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Доктор педагогических наук, известный исследователь в области современных технологий обучения учащихся Е. С. Полат определяет метод проектов как «определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата»2.
Освоение приемов проектной деятельности - один из наиболее продуктивных путей развития функциональных умений и один из способов развития
Организация проектной деятельности на уроке как способ раскрытия творческого потенциала..,
компетентностей в образовании. К настоящему времени проектное обучение стало признанной во всем мире методологией практико-ориентированной модели образования.
Несомненно метод проектов имеет ряд преимуществ:
• он характеризуется высокой коммуникативностью и активным вовлечением участников в учебную деятельность;
• каждый учащийся несет личную ответственность за полученный результат;
• метод проектов развивает самостоятельное мышление учащегося;
• используя метод проектов, учитель позволяет ученикам не просто воспроизводить готовые знания, полученные ими в процессе обучения, а применять полученные знания на практике;
• работа над проектом создает активную образовательную среду на уроке и за его пределами, побуждая учащихся быть деятельностными;
• метод проектов учит учащихся работать с информацией;
• данный метод способствует социализации учащихся, позволяя им выполнять различные социальные роли.
Работа над проектом учит школьников ставить перед собой общие цели, решать совместными усилиями конкретные задачи, значимые для учеников, обосновывать свой выбор, увязывать свои интересы с общим контекстом. Участие в школьных проектах развивает коммуникативные навыки учащихся, навыки организации совместной деятельности, а также совместной познавательной деятельности, навыки планирования, оценки и самооценки своей деятельности. Участие в проектной деятельности, как правило, подразумевает получение готового продукта, что несомненно повышает ценность результатов образовательной деятельности.
Однако для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка как учителей, так и
учеников, которая должна осуществляться в целостной системе обучения в школе. Такая подготовительная работа должна проводиться систематически и параллельно с работой над проектом.
Как показывает наш опыт и анализ специальной литературы по данной теме, если учитель решил при изучении какого-то раздела или темы использовать метод проектов, он должен тщательно продумать, разработать, просчитать действия всех участников образовательного процесса: четко определить учебные задачи, продумать, какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая при этом готовых решений. Желательно спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов.
Решение использовать метод проектов в своей педагогической деятельности говорит о высокой квалификации учителя, его способности использовать прогрессивную методику обучения и развития учащихся. Однако следует помнить, что использование метода проектов влечет за собой изменение роли учителя. Учитель уже не является для учеников единственным источником информации. Учитель в данном случае выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, координатора.
Автором данной статьи были изучены современные подходы к использованию метода проектов, а также основные модели организации проектной деятельности. Анализ специальной литературы и собственный опыт использования метода проектов при обучении иностранному языку позволяют нам представить алгоритм организации проектной деятельности, который включает в себя четыре основных этапа.
Первый этап. На первом этапе учащимся предлагается проблема в скрытом виде. Задача учащихся - вычленить проблему и сформулировать предполагаемую тему проекта. Согласно сделанному
учащимися коллективному выводу разрабатывается дальнейший план работы по теме. Учитель делит учащихся на группы, и каждой группе предлагается разработать свой собственный проект.
Второй этап. Это этап разработки проекта. На данном этапе учащиеся решают индивидуальные и коллективные задачи, анализируют свой личный опыт, определяют цели и ресурсы. На этом этапе осуществляется поиск необходимой информации, а также промежуточное обсуждение полученных результатов.
Третий этап. Поскольку мы говорим о проектах, выполненных на уроках иностранного языка, третий этап призван обеспечить языковые и речевые умения учащихся. На данном этапе совершенствуются сформированные ранее навыки иноязычного общения и закладываются основы будущих самостоятельных высказываний учеников. На этом этапе задача учителя заключается в том, чтобы продумать адекватные коммуникативные ситуации, которые способствовали бы повышению мотивации говорения учеников на иностранном языке. Наряду с работой по формированию языковых и речевых умений учащихся в рамках данного проекта необходимо обучать их навыкам группового общения, то есть коммуникативным шагам, которые научили бы учеников высказываться логично, связно и продуктивно.
Большое значение при этом имеет целенаправленное обучение коммуникативным речевым штампам и клише.
Очевидно, что основная поисковая работа ведется учащимися во внеурочное время, но на уроке обязательно нужно отводить время для работы над проектом. Работа над проектом - это постоянный диалог между учителем и учениками, как на уроке, так и вне его.
Четвертый этап. На четвертом этапе происходит защита проектов. Каждая группа защищает свой проект по заранее обсужденному плану. После защиты про-
ектов предполагается проведение общей дискуссии. Учитель должен подготовиться к такой дискуссии, а следовательно, заранее ознакомиться с результатами проектов и на их основе организовать обсуждение. Окончательные результаты подводятся после презентации.
Наш опыт по организации проектной деятельности учащихся, работа с педагогическим коллективом и анализ специальной литературы позволяют предложить ряд критериев для оценивания проектной работы:
1) актуальность и новизна темы проекта (зачем нужен данный проект, какие проблемы он позволяет решить);
2) полнота раскрытия темы;
3) содержательность материалов и разнообразие способов работы;
4) личная значимость работы (попытка выявить потребности личности);
5) социальная значимость проекта и его результатов;
6) образовательный потенциал работы (использование личного опыта, знаний, умений и обретение новых);
7) соответствие работы требованиям, предъявляемым к проектной деятельности, ее содержательной структуре: проблема - цель - образ конечного результата - способы и средства его достижения - реализация-анализ конечных результатов;
8) ясность и доступность изложения;
9) умение отвечать на вопросы по существу содержания проекта;
10) дальнейшее развитие проекта.
При оценивании проекта или при
проведении конкурса проектных работ учащимся и учителям, входящим в состав жюри, рекомендуется пользоваться индивидуальным листом оценивания проекта.
Тематика проектов может быть самой разнообразной. Если мы говорим о проектах, связанных с изучением иностранного языка в школе, то приведем следующие примеры. На разных этапах обучения учащиеся встречаются с темой «Еда.
Организация проектной деятельности на уроке как способ раскрытия творческого потенциала...
Национальная кухня. Ресторан». По этой теме можно предложить учащимся выполнить проектное задание. Учащиеся делятся на группы, и каждая группа получает свое задание: правила этикета за столом, сервировка стола, рецепты национальных блюд, история национальной кухни, любимое национальное блюдо. Каждая группа находит материал по своей теме, оформляет его и представляет для защиты.
Учащиеся могут выполнять подобные проекты по темам «Система образования. Школа, в которой я хотел бы учиться», «Экология. Защита окружающей среды», «Книги. Мои любимые литературные герои», «Искусство: театр, кино, музыка, живопись». Таким образом, изучение практически любой учебной темы на иностранном языке может завершиться выполнением проектной работы.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что метод проектов не принесет ожидаемых результатов, если будет существовать сам по себе, отдельно от остального образовательного процесса. Именно этот факт заставляет нас говорить не столько о включении проектной деятельности в образовательный процесс, сколько о проектировании возможных связей проектной деятельности с другими видами деятельности в образовательной среде.
Достижение системой образования нового результата, а именно формирования ключевых компетентностей, потребует, в свою очередь, введения в образовательный процесс современных педагогических технологий. Примером такой технологии может служить проектная деятельность.
Результатом использования метода проектов в образовательном процессе может служить достижение учащимися определенного уровня функциональной грамотности и приобретение определенных компетентностей.
Под функциональной грамотностью мы понимаем способность решать «стан-
дартные жизненные задачи в различных сферах деятельности на основе преимущественно прикладных знаний»3. Компетентности же характеризуют способность решать задачи в различных сферах деятельности с опорой на теоретические знания: научные понятия, принципы, законы, теории и т. д.
К результатам проектной деятельности может быть отнесен пересмотр взглядов на возможности каждого учащегося. Учитель должен научиться видеть в каждом ученике уникальные качества, необходимые для достижении успеха в той или иной области. Таким образом, внедрение метода проектов в учебный процесс способствует развитию личности ребенка с помощью индивидуализации обучения.
Участники группы, в которой проводился эксперимент по использованию метода проектов в учебной деятельности, добились высоких личностных результатов в различных областях деятельности. Так, Вакулюк Александр стал участником международных соревнований по робототехнике в Китае и занял шестое место (соревнования проводились на английском языке), Джумалиева Алина стала звездой Дворца творчества юных в номинации «Знатоки английского языка», Эльканова Елена и Семенова Александра стали победителями районного тура олимпиады по английскому языку и победителями городского конкурса гидов-переводчиков среди школьников на английском языке, Семенова Александра стала победителем конкурса «Знаешь ли ты Британию?», проводимого Британским советом СПб, Ажеганов Алексей и Лукин Кирилл успешно обучались в Великобритании, в Оксфордском колледже, Вакулюк А., Лукин К., Ажеганов А., Конасов Д. успешно выступили в надпредметной олимпиаде «Молодые петербуржцы», за что получили грамоты и ценные призы.
Метод проектов предполагает изменение процедуры оценивания образова-
тельных результатов учащихся, примером которого может служить портфолио.
Для оценки проектов целесообразно привлекать независимых экспертов из числа работников школы, органов управления образованием, родителей учащихся.
Для оценивания своей работы по использованию новых информационно-коммуникационных технологий, и метода проектов в том числе, мы обратились к независимой экспертизе, проведенной специалистами кафедры педагогики РГПИ им. А. И. Герцена.
организатором деятельности, консультантом, «модератором дискуссии», тьютором, сопровождающим самостоятельную деятельность учащегося.
Подводя итог вышеизложенному, можно утверждать, что проектная деятельность учащихся, как один из вариантов интеграции учебных предметов иностранного языка и информатики, способ-
Класс был разделен на две группы, в каждой из которых было проведено независимое тестирование, включающее задания на проверку лексики, грамматики, умение работать с текстом, познания в области страноведения англоговорящих стран. Мы получили следующие результаты: в контрольной группе самый низкий показатель - 30, в то время как в экспериментальной - 80; самый высокий показатель в контрольной группе -90, а в экспериментальной - 100.
При использовании метода проектов меняется роль учителя: он становится
□ контр. гр.
□ эксп. гр.
ствует достижению новых образовательных результатов: формирование нового пространства учебной деятельности, учебная деятельность и сами уроки приобретают новые формы, учащиеся приобретают новые коммуникационные и исследовательские навыки, навыки работы с информацией и умение ориентироваться в информационном пространстве.
низкий высокий
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Трубима Л. А. Комплексное внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс. Инновационное среднее образование в России: сущность и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 15-16 марта 2006 г. СПб: Изд-во СПбГУП, 2006.
2 Полат Е. С. Метод проектов// Иностранные языки в школе. 2000. № 2, 3. 2000.
3 Конасова Н. Ю. Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся: Учебно-методическое пособие для администраторов и педагогов общеобразовательной школы. СПб.: КАРО, 2006.