ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФОРМА ТВОРЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОШЛОГО
PROJECT ACTIVITIES OF SCHOOL CHILDREN AS A FORM OF CREATIVE RECONSTRUCTION OF HISTORICAL BACKGROUND
Т. В. Гудкова
В статье автор рассматривает творческую реконструкцию исторического прошлого как форму проектной деятельности школьников, способствующую формированию рефлексивных, исследовательских, коммуникативных, презентационных умений и навыков, развитию образного мышления, раскрытию творческого потенциала и решению воспитательных задач в современной школе.
Ключевые слова: проектная деятельность, проект, творческая реконструкция.
Использование творческой реконструкции исторического прошлого как воссоздания материальных или духовных объектов культуры какой-либо исторической эпохи на основе изучения словесных и наглядных источников делает успешным процесс овладения учащимися содержания учебного материала. Работа в рамках реконструкции развивает познавательные возможности и способности творческого изучения сложных картин исторических событий и явления общественной жизни. Затрагивая эмоциональную сферу учеников, реконструктивная деятельность способствует формированию их ценностных ориентиров, поддерживает интерес и уважение к историческому наследию. Часто изложение фактического материала не затрагивает чувственного восприятия школьника, его эмоциональной сферы, при этом известно, какую огромную роль играет в обучении воображение у младших подростков. Именно оно способно вовлечь учащихся в творческо-поисковую деятельность. Мышление учеников основной школы еще сохраняет конкретно-образный характер. В методике преподавания истории выделяют три формы реконструкции: словесная, наглядная, практическая, каждой из которых соответствуют определенные приемы и средства обучения.
Понятие образной реконструкции с учетом формирования различных образов при опоре на словесный опыт исследовал Г. И. Годер. В своей работе он отмечал, что образная реконструкция прошлого строится на образах памяти, позволяя ученику оживлять и давать словесное описание услышанному ранее [1]. Воссоздавая, реконструируя исторические события и явления, учащиеся воображают и творчески создают действительность, с которой никогда не сталкивались в жизни. Создают новые представления не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.
T. V. Gudkova
In the article the author considers the reconstruction of historical background as a form of project activities of schoolchildren. It contributes to the formation of reflective, research, communicative, presentational skills and habits, promotes development of creative thinking, disclosing of creative potential and solution of educational tasks in the modern school.
Keywords: project, project activity, creative reconstruction.
В качестве примера образной реконструкции можно привести «взятие городка», предпринятое учениками по ходу экскурсии в Звенигороде. Желая доказать неприступность Звенигородского городка, экскурсовод (учитель) предложил школьникам штурмом взять городок со стороны Москвы-реки. Уставшие, еле переводившие дух экскурсанты, успешно и с большим энтузиазмом преодолевшие трудности подъема по откосу без дороги, наблюдали перед собой извилину Москвы-реки и за спиной Звенигородский собор. На своем опыте они убедились в том, какое значение для обороны Москвы, начавшей собирать вокруг себя Северо-Восточную Русь, имел Звенигородский городок [2].
При словесной форме реконструкции используются традиционные приемы устного изложения, такие как картинное, аналитическое, портретное описания, сюжетное, образное повествование, образная характеристика и нетрадиционные: драматизация, персонификация, воображаемое путешествие, экскурсия и другие. Воссозданию учащимися исторических образов с опорой на наглядный материал способствует использование педагогом следующих приемов: просмотр диафильмов и кинофильмов с последующим обсуждением, показ макетов, демонстрация музейных экспонатов, комментирование, описание, беседа по картинке, портрету, иллюстрации, сравнение картин и иллюстраций.
Применение перечисленных приемов словесных и наглядных форм реконструкции способствует закреплению и углублению приобретенных знаний, стимулируя умственный и эмоциональный интерес, развивая познавательную активность.
Интересен опыт реконструктивной деятельности учащихся 706-й средней школы г. Москвы по составлению карты боевого пути от Сталинграда до Берлина легендарной 74-й гвардейской Нижнеднепровской, бывшей Щор-совской, стрелковой дивизии. В ходе поисковой работы
под руководством учителя истории И. Д. Сединой подростками было собрано большое количество материала: воспоминания оставшихся в живых ветеранов, их родственников, газетные и журнальные статьи, архивные данные, свидетельства современников и т. п. Изучение боевых традиций советской армии вызвал неподдельный интерес к истории Отечественной войны, желание увековечить память героев, организовав школьный музей, посвященный 74-й дивизии.
Практическая форма реконструкции подразумевает использование таких приемов, как написание сочинения, работа с печатным те кстом, макетирование материальных памятников (одежды, жилища), написание ролей типичных представителей интересующей эпохи. Они впоследствии могут быть использованы как наглядные средства обучения на уроках истории. Часто практическую реконструкцию невозможно осуществить без изучения вещественных памятников, хранящихся в государственных исторических или краеведческих музеях.
Основной чертой музейной экспозиции является наличие подлинников, первоисточников, которые имеют важное значение для понимания исторического процесса. Важнейшим направлением исторической является использование музейных экспонатов в учебной и воспитательной деятельности. В литературе по музейной педагогике утвердился подход, согласно которому знакомство с подлинниками из музейной коллекции не только имеет эстетическое значение, но и способствует формированию социального опыта. Некоторые московские учителя на базе Государственного исторического музея изучали с учениками 7-9-х классов историю русского военного искусства. Знакомясь с экспонатами музея, изучая научно-популярную военно-историческую литературу, учащиеся реконструировали историческое прошлое, используя навыки рисования или словесного описания внешнего облика войны и характерных тактических военных сцен времен петровских преобразований, времен полководческой деятельности Румянцева, Ушакова, Суворова. Это не только позволяло наглядно проследить и глубже понять развитие русского военного искусства, но и служило средством военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Методист П. В. Гора подчеркивал, что изучение вещественных памятников, хранящихся в исторических и краеведческих музеях, позволяет ученикам воссоздавать внешний облик людей прошлого, характерные условия их повседневной жизни. Эту работу предлагается начать на материале курса отечественной истории в 7-м классе [3, с. 112]. Приступая к знакомству с памятниками исторического прошлого, желательно познакомить учащихся с определенной инструкцией, которая сделает процесс изучения более эффективным и позволит решить дидактические задачи урока. Приводим памятку (инструкцию) П. В. Горы, как изучать монументальные памятники материальной культуры.
1. Ознакомившись с темой экскурсии к монументальному памятнику и получив задания, внимательно изучите рекомендуемую литературу.
2. Знакомство с памятником начните с осмотра его в целом. Для этого выберите удобное место, с которого виден весь или большая часть памятника.
3. Осматривая монументальное сооружение, постарайтесь мысленно восстановить первоначальный вид: сначала окружающей местности, затем внешних очертаний памятника, а если возможно, и его внутреннего устройства. Мысленно воссозданные образы воспроизведите в виде одного или нескольких эскизных рисунков. Выполняете эту работу по частям, не спеша. Используйте в ходе работы знания, почерпнутые из литературы.
4. Внимательно изучите внешние детали памятника, для чего подойдите к нему возможно ближе; если необходимо, обойдите памятник по внешнему периметру, сделайте замеры внешних деталей и памятника в целом. Результаты внешнего детального осмотра выразите в виде чертежа (ряда чертежей), эскизных рисунков, воспроизводящих детали памятника в реконструированном (первоначальном) виде.
5. Внимательно осмотрите памятник изнутри. Результаты выразите теми же способами (см. п. 4).
6. Осмотрите памятник в целом еще раз и внесите в первоначальные рисунки (чертежи) необходимые уточнения.
7. Продумайте словесное описание памятника, его важнейших деталей, объяснение назначения, особенностей сооружения памятника и его деталей.
8. Сравните результаты проделанной работы с научными реконструкциями, описаниями и объяснениями.
П. В. Гора рекомендует данную инструкцию не позднее 7-го класса. Руководствуясь ею, учащиеся в дальнейшем начнут работать более самостоятельно, находя и применяя новые приемы реконструкции, благодаря чему работа обретет творческий характер [3, с. 110-111]. П. В. Гора также разработал методические подходы к реконструкции целостных картин исторического прошлого, в том числе картин исторического прошлого, картин повседневной жизни. Он предложил обучать школьников приемам творческого «видения» конкретных событий и явлений прошлого. Сначала учитель обучает учеников умению «видеть» и словесно воссоздавать «живые» картины типичных явлений общественной жизни. Такие картины менее точны в деталях, так как отражают общие признаки многих однородных явлений, поэтому ученики реконструируют их с меньшим трудом. Эта работа содержит, по мнению П. В. Горы, значительный элемент творчества, поскольку, оказавшись в проблемной ситуации, ученики на основе статичного образа словесно воссоздают многоплановую динамичную картину. Постепенно элементы творчества в работах семиклассников усиливаются. Учителем предлагаются задания, требующие воссоздания картин типичных общественных явлений на основе кратких фактических справок и материальных памятников прошлого. В данном исходном материале уже нет целостных, хотя и статичных, картин общественной жизни. Такие картины необходимо воссоздавать силой воображения, имея перед собой лишь наглядные образы материальной обстановки, в которой они некогда развертывались. Важным условием успеш-
ного решения подобных заданий, по мнению П. В. Горы, является выбор общественных явлений, образы которых в ученических работах могут варьироваться. Воссоздавая картины таких явлений, ученики без боязни нарушить историческую правду вносят в их содержание известную долю творческой фантазии. Такая работа значительно облегчает воссоздающую деятельность учеников и вместе с тем эффективно развивает их воображение [3, с. 114].
Развитие творческого потенциала, познавательных интересов и повышение мотивации школьников эффективно протекают в процессе организации их проектной деятельности в рамках урока истории [4]. Лежащий в основе любого проекта деятельный подход предполагает реализацию совокупности исследовательских, поисковых, проблемных способов изучения нового материала на основе создания творческого продукта. Помимо информационно-культурного обогащения учащихся в ходе работы над проектом, к результатам их деятельности относятся и материализованные объекты творчества, такие как альманах, набор дидактических материалов, сценарий, панорама, модель, музыкально-литературная композиция.
Дидактами была разработана классификация проектов, исходя из доминирующего направления деятельности, с учетом предметно-содержательного признака. Надо отметить, что чаще всего в педагогической практике осуществлялись проекты смешанного типа. В ходе работы учащихся в рамках учебного проекта можно выделить несколько основных этапов. Первый этап характеризуется процессом погружения в проект. Второй этап связан с подготовкой или организацией проектной деятельности учеников. На следующем этапе осуществляется непосредственно проектная деятельность. Презентация и защита результатов работы над проектом протекает на заключительном этапе.
На выбор темы по исторической реконструкции влияет непосредственно учебная ситуация. Очень часто идея проекта рождается в процессе использования таких средств, как работа с картиной, музейным экспонатом, учебным макетом. Приступая к работе над проектом, педагогу целесообразно ограничить информационное поле для реконструирования. Это позволит ученикам сконцентрировать свое внимание на определенном историческом объекте или явлении. Точно сформулированная учителем проблема, решение которой станет основой проекта, позволит учащимся разбить ее на множество подпроблем, для дальнейшего выделения наиболее актуальных и доступных.
Целью проекта по реконструкции является воссоздание каких-либо предметов, обстановки интересующего времени, образа людей - типичных представителей эпохи или даже картин исторических событий, способствующее «погружению в эпоху» и формированию собственного восприятия исторического периода [5]. Задачи проекта формулируются для получения ответа на вопрос, как достигнуть обозначенной цели. Каждая задача ставится учителем, а конкретизируется учащимися. Своего рода присваивание задачи учеником активизирует его творческие амбиции и усиливает заинтересованность в выполнении проекта. На втором этапе осуществляется организация деятельности
учащихся. Создаются рабочие группы с учетом возрастных особенностей, сформированных умений, а также желаний и интересов каждого ученика; планируется работа всех членов группы, направленная на решение задач проекта. Оговариваются сроки исполнения и предположительное время презентации готового продукта, а также консультационные часы, что позволит учащимся эффективней использовать отведенное на работу время.
В процессе деятельности формируется проектная папка - портфолио с рабочими записями. Правильно составленное портфолио помогает не только качественно организовать работу участников проекта, но и объективно оценить на завершающем ее этапе роль каждого члена группы. На третьем этапе осуществляется непосредственно проектная деятельность, ограничивающая активное участие учителя рамками роли консультанта. Для успешности самостоятельной работы школьников над проектом по реконструкции педагогу важно перестроить образовательное пространство и создать необходимые условия для творчества: организация работы в музеях, архивах, библиотеках, обеспечение аудиторного пространства для групповых работ. Информационное обеспечение включает в себя доступ ко всем необходимым источникам информации в ходе работы по реконструкции, включая учебно-методическое обеспечение. Итогом работы по проекту является презентация творческого продукта, реконструирующего историческую реальность.
Для учителя презентация важна заложенным в нее учебно-воспитательным эффектом, учащиеся на этом этапе демонстрируют свои способности анализировать информацию, аргументировать свою позицию, отстаивать ее правильность. Презентация проекта может быть в форме беседы исторических или литературных персонажей, дневника путешественника, отчета исследовательской экспедиции и т. д. Демонстрация учениками наглядного материала, на изготовление которого ушло большая часть времени работы над проектом, презентует результат практической реализации и воплощение приобретенных знаний и умений. Подготовленный к демонстрации материал становится творческим продуктом ученического проекта по реконструкции исторического прошлого. Презентация результатов работы позволяет учащимся получить оценку уровня его работы как со стороны со-группников, так и со стороны преподавателя.
Творческая реконструктивная деятельность школьников является качественно новой ступенью организации учебного процесса, которая характеризуется целым рядом ценных качеств [3, с. 118]. С одной стороны, она приобщает учеников к приемам научного поиска, развивает ранее приобретенные и вырабатывает новые, более совершенные методические приемы изучения наглядно-образного исторического материала. С другой стороны, она развивает у школьников познавательную самостоятельность, способность и умение воссоздавать исторические образы путем самостоятельной переработки разнообразных словесных и наглядных источников. Творческая реконструкция исторического прошлого как форма проектной деятельно-