Научная статья на тему 'Музей образовательной организации в условиях введения ФГОС общего среднего образования (второго поколения)'

Музей образовательной организации в условиях введения ФГОС общего среднего образования (второго поколения) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
836
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL STANDARD / GENERAL SECONDARY EDUCATION / MUSEUM PEDAGOGY / ACTIVE APPROACH / METAOBJECT COMPETENCE / PROJECT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Людмила Владимировна

В статье раскрываются возможности использования потенциала школьного музея для реализации требований ФГОС общего среднего образования (второго поколения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколова Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museum of an Educational Organization under the Conditions of Federal State Educational Standards (FSES) implementation in the System of Secondary Education (Second Generation)

The article reveals the possibilities of using the potential of a school museum to implement the requirements of the FSES in general secondary education (second generation).

Текст научной работы на тему «Музей образовательной организации в условиях введения ФГОС общего среднего образования (второго поколения)»

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 351.852; 371.844; 373.1

Л. В. Соколова

МУЗЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ)

В статье раскрываются возможности использования потенциала школьного музея для реализации требований ФГОС общего среднего образования (второго поколения).

The article reveals the possibilities of using the potential of a school museum to implement the requirements of the FSES in general secondary education (second generation).

Ключевые слова: образовательный стандарт, общее среднее образование, музейная педагогика, деятельностный подход, метапредметные компетенции, проектная деятельность.

Keywords: educational standard, general secondary education, museum pedagogy, active approach, metaobject competence, project activities.

Слово «музей» в переводе с древнегреческого означает «дом муз». Когда-то это было учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспортированием предметов - памятников истории, материальной и духовной культуры. С течением времени к функциям музея добавляется просветительская и популяризаторская. А с середины прошлого века началась и педагогическая деятельность музеев. Музеи стали привлекать посетителей нетрадиционными методами: интерактивные экскурсии, музейные праздники, фестивали. Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность в XXI в. Музей обладает большим познавательным потенциалом. Экспонат, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности. Сегодня

музейная педагогика имеет огромное значение для воспитания ребенка, для включения его в культурно-историческое пространство, что дает возможность ребенку почувствовать себя субъектом культуры. Более того, сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде. Продолжая оставаться местом сохранения памятников материальной и духовной культуры, становится также базой для общения, культурно-образовательной средой.

И речь идет не только о государственных музеях, но и о школьных. Музей - особое пространство в школе, где педагоги реализуют культурно-творческие программы.

Школьный музей должен стать эффективным средством реализации требований ФГОС [1]. Отличительная черта новых стандартов заключается в том, что главной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, ее развитие, а не набор информации, обязательной для изучения.

Какие возможности реализации требований ФГОС дает школьный музей и музейная педагогика?

Потенциал школьного музея для воспитания и развития личности учащихся реализуется через функции музея: информативную, просветительскую, коммуникативную, воспитательную, эстетическую, исследовательскую.

В работе школьного музея можно проследить большое разнообразие форм и методов, обогащенных новыми подходами, подсказанными современностью. Одно из таких новшеств - деятельно-стный подход в музейной педагогике.

Наиболее специфичной для музея формой научно-просветительской работы является музейная экскурсия. Традиционные экскурсии в значительной мере стали интерактивными. Дети не просто посетители, они вовлекаются в соответствующий вид деятельности.

В музее уместно организовывать творческие уроки общения с историческими раритетами, интерактивные викторины, основанные на материалах музейных экспозиций. Интересны музейно-пе-дагогические методики создания пространственной историко-культурной среды и «ролевого погружения» в нее. Воссоздав «земскую школу» или иные типологические историко-бытовые комплексы Х1Х-ХХ вв., музей может «погрузить» детей в исторически достоверную среду, в место пространственного, визуального и эмоционального восприятия истории, национально-культурных традиций

и образа жизни российского общества. Экспонаты школьного музея доступны, их можно потрогать, подержать в руках, детям предоставляется возможность «погрузиться» в прошлое, в историю. Здесь проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства посетителей. В музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта.

Музей дает учащимся интегрированные «очеловеченные» знания. Музейный предмет способствует пониманию жизни, ее смысла, гуманистически ориентированной системы ценностей. В музее знания приобретаются иным путем, чем на уроках, благодаря пространственным перемещениям, возможности включения в творческое познание и деятельность.

Ребята, проявившие интерес к музею, могут воспользоваться его фондами и подготовить для своих товарищей по школе интересный доклад, написать реферат, принять участие в краеведческих и научных конференциях.

Создатели школьного музея (учащиеся и педагоги) являются и его основными «потребителями» или «пользователями». Это отличает школьный музей от многих других музеев, которые создаются одной группой лиц (сотрудники музея) для другой (аудитория). Дети, принявшие участие в создании, развитии, оформлении музея, музейной работе, поисковой работе, пополнении фондов музея, написании работ с использованием материалов музея, видят результаты своей деятельности в экспозиции, учатся приносить пользу другим людям, обществу [2].

Развитие метапредметных компетенций. Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они в процессе обеспечения научно-исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты и др.

В процессе музейно-краеведческой работы дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументированно дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Шко-

льный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.

Способствует развитию метапредметных компетенций учащихся и проектная деятельность музея, если говорить о проекте «Школьный электронный музей». Появляются новые средства обучения: компьютер и Интернет, а значит, возможность шире использовать материалы музея в учебной и внеклассной деятельности, совершенствовать формы и методы работы, расширять дидактическую базу. Музей является важным звеном в процессе передачи нравственных и культурных ценностей от поколения к поколению.

Проект будет носить практико-ориентированный и информационно-исследовательский характер, будет направлен на развитие творческой инициативы и деятельности детей и педагогов по сохранению и изучению истории родного края, организацию содержательного досуга детей, воспитание гражданственности и патриотизма. Цель данного проекта - преобразовать традиционное музейное пространство в современную образовательную среду, способствующую патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся посредством применения информационно-коммуникационных технологий [3].

В ходе работы над проектом необходимо:

- Оцифровать и систематизировать материалы музея, чтобы учителя и ученики школы имели свободный доступ к этим материалам. Обеспечить широкий доступ к экспонатам (часть фотографий и документов музея разместить на стендах, часть - в альбомах или вообще в хранилище), возможность их копирования (и даже улучшения качества) без ущерба для подлинников.

- Разработать единую систему хранения и каталогизации файлов в электронном архиве. Упростить составление поясняющих текстов для экспозиций.

- Расширить возможность использования материалов музея в учебной и внеклассной деятельности.

Педагоги и учащиеся школы становятся потребителями информации. Они имеют свободный доступ к банку фотографий, документов, готовых докладов, лекций, презентаций на краеведческие темы.

Если на уроке заходит речь о каком-либо человеке или предмете, фотография которого размещена на музейном стенде, учитель вряд ли потратит 10-15 минут драгоценного учебного времени на поход в музей во время урока, а при наличии электронного варианта легко проиллюстрирует объяснение, рассказ.

Презентация материала как одна из форм метода ИКТ позволяет более наглядно и интересно проводить уроки и внеклассные мероприятия. При использовании программы Power Point выступления учащихся с докладами, сообщениями становятся более яркими и эмоциональными. Работа с этими программами поможет школьнику повысить самооценку. Именно на этом этапе нужна поддержка учителей-предметников и родителей. Когда ребёнок создаёт слайд или буклет, он понимает, что его работы увидят не только друзья, поэтому ему надо быть самокритичным, проявить творчество и находчивость.

Подготовленные презентации по различным темам краеведческого музея могут быть использованы в образовательном процессе.

Кроме того, каждый педагог и учащийся может легко создать свой продукт на основе имеющихся готовых или из «полуфабрикатов» (фотографий, текстов).

Электронный архив позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решить проблему наглядности.

Активизируется поисково-исследовательская деятельность обучающихся через внедрение современных информационных технологий в работу музея.

Работа по реализации проекта позволяет по-новому организовать поисковую деятельность по сбору дополнительного краеведческого материала.

Во-первых, с помощью Интернета удается найти новые интересные документы.

Во-вторых, пополняется фотоархив.

В-третьих, осваиваются специфические приемы музейной деятельности, новые методы организации традиционной поисково-исследовательской работы.

Иногда в презентации необходимо вставить иллюстрации, которых нет в наличии в музее. Их тоже можно найти в Интернете.

Формируется и совершенствуется коммуникативная и информационная компетентности посредством использования ИКТ-тех-нологий.

Через проведение краеведческих конкурсов, акций и мероприятий создаются условия для развития творческих, исследовательских способностей детей, формирования активной гражданской позиции; происходит саморазвитие учащихся, повышение мотивации к работе в школьном музее. Применение методов ИКТ в работе школьного музея развивает инициативу, мышление и способствует повышению интереса учащихся к изучению истории своего родного края. ИКТ дают большую возможность для реализации принципа активности учащихся в учебном процессе, способствуют воспитанию личности, умеющей решать коммуникативные задачи в различных сферах человеческой деятельности.

Информация, представленная в школьном музее, может оказаться полезной и подходящей для различных профессиональных, возрастных и образовательных категорий пользователей.

Школьный музей, более чем какой-либо другой, включен в жизнь местного сообщества: близлежащих предприятий и учреждений, местных средств массовой информации и, наконец, жителей района (в том числе и родителей учащихся).

В заключение отмечу, что термин «школьный» определяет не местонахождение, а специфику музея: он интегрирован в учебно-воспитательный процесс.

Эффективность деятельности школьного музея определяется степенью включенности в его работу учащихся школы и использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе всем педагогическим коллективом. Для большинства детей это первый в жизни музей.

Если школьный музей функционирует в режиме творческого научно-исследовательского центра, если в основе организации работы музея лежит технология личностно-развивающей деятельности, если предметом исследования школьников являются объекты местного (исторического, литературного) значения, если исследования учащихся интегрируются с программным материалом по истории, литературе, культуре и другим предметам, то музей является эффективным средством реализации требований ФГОС.

Примечания

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начальной школы.

2. Кудрина Т. А. Музей и школа. М.: Просвещение, 1985.

3. Ягудина Р. И. Школьный музей как средство развития информационной компетентности учащихся // Молодой ученый. 2012. № 8. С. 388-390.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.