Научная статья на тему 'Организация историко-познавательной деятельности школьников при изучении региональной истории'

Организация историко-познавательной деятельности школьников при изучении региональной истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2278
388
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ / ЭКСКУРСИЯ / МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОНАТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бехтенова Елена Федоровна

В статье рассматривается педагогический и методический потенциал истори-ко-познавательной деятельности школьников при изучении региональной истории. Выделена важность изучения регионального материала в школьном курсе истории при формировании личностных, метапредметных и предметных умений. Обобщен опыт организации уроков истории с применением музейных экспонатов как исторических источников. Обоснована важность сюжетов региональной истории в формировании целостного представления у учащихся об историческом процессе. Автором предлагаются варианты исследовательских проектов по истории Сибири с использованием материалов музеев, которые способствуют формированию у школьников комплекса умений, обеспечивая их тем самым инструментом для познания мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бехтенова Елена Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация историко-познавательной деятельности школьников при изучении региональной истории»

УДК 372.016:908+373.1

Бехтенова Елена Федоровна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры отечественной и всеобщей истории, Новосибирский государственный педагогический университет, bekhtenova@mail.ru, Новосибирск

ОРГАНИЗАЦИЯ ИСТОРИКО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ

Аннотация. В статье рассматривается педагогический и методический потенциал истори-ко-познавательной деятельности школьников при изучении региональной истории. Выделена важность изучения регионального материала в школьном курсе истории при формировании личностных, метапредметных и предметных умений. Обобщен опыт организации уроков истории с применением музейных экспонатов как исторических источников. Обоснована важность сюжетов региональной истории в формировании целостного представления у учащихся об историческом процессе. Автором предлагаются варианты исследовательских проектов по истории Сибири с использованием материалов музеев, которые способствуют формированию у школьников комплекса умений, обеспечивая их тем самым инструментом для познания мира.

Ключевые слова: региональная история, познавательная деятельность, исследовательские проекты, экскурсия, музейные экспонаты.

Современный процесс информатизации, глобализации, новых научных открытий, внедрение инновационных разработок в школах, связанное с этим быстрое обновление знаний актуализируют высокие требования образования. Новые социальные запросы диктуют новые цели образования. В связи с этим федеральный государственный образовательный стандарт одним из приоритетных направлений выделяет обеспечение формирования и развития у учащихся личностных, метапредметных и предметных умений [11]. Данный процесс создает мотивацию к обучению, обеспечивает готовность и способность обучающихся к саморазвитию и целенаправленной познавательной деятельности, освоение универсальных познавательных, коммуникативных действий, а также специфических предметных умений. Это обеспечивается организацией исследовательской и проектной деятельности школьников [1].

В связи с этим приоритетной целью школьного исторического образования становится формирование интеллектуальных и информационных умений, исторического мышления школьников, развитие способностей использовать приобретенные знания и умения в учебных, учебно-проектных, социально-проектных ситуациях и повседневной жизни [11]. Совершенно очевидно, что в решении задачи формирования опыта деятельности при изучении, осознании

истории, исторических процессов особая роль принадлежит региональной истории, работе с историческими источниками, представляющими историю родного края, малой родины.

Одним из результативных форм деятельности является проектная. Проектная деятельность на уроках истории с использованием краеведческого материала предполагает перенос акцентов с усвоения знаний на развитие мышления учащихся, выступает средством проблематизации учебного материала, актуализирует личностную систему ценностей школьника.

Работа непосредственно с историческими источниками, доступными ребенку, решает ряд задач: формирование интереса к предмету, мотивация деятельности (самостоятельность в поиске информации, анализ исторического источника), систематизация собранного материала, развитие общепредметных и предметных умений. Это возможно путем переноса учебной деятельности из школьного класса в стены музея, организации учебного пространства урока в «хранилище исторических артефактов». Иными словами, организация проектной деятельности на уроках истории с использованием краеведческого материала, экспонатов краеведческих музеев способствует реализации освоения учащимися личностных, мета-предметных, предметных результатов.

К сожалению, современные стандар-

ты не предполагают выделение и изучение региональной истории в отдельный курс. Но изучение истории России и всеобщей истории невозможно без рассмотрения и обращения к истокам малой родины, края, истории региона. Несомненно, важным на сегодняшний день является учебное пособие для школьников «История Сибири» [6], написанное коллективом авторов Новосибирского государственного педагогического университета под редакцией В. А. Зверева и О. М. Хлытиной, профессорами кафедры отечественной истории Института истории, гуманитарного и социального образования. Учебное пособие стало первым модулем инновационного учебно-методического комплекса «История», которое должно обеспечить реализацию регионального компонента исторического образования. В современных условиях данное пособие станет основой изучения сюжетов региональной истории, организации проектной и исследовательской деятельности на уроках истории.

Организация историко-познавательной деятельности школьников при реализации проектов с краеведческим материалом в краеведческих музеях - объект нашего дальнейшего рассмотрения.

Краеведческие музеи сосредотачивают в себе культурно-историческое наследие прошлого человечества. Как правило, музеи включают в себя отделы природы края, истории древности, дореволюционного общества, истории советского общества, современного периода и др. В зависимости от типа музеев в них могут быть представлены различные экспонаты, размещенные в экспозиции с соблюдением хронологической последовательности - от древности до современности. Это археологические находки («следы» древних племен); предметы быта коренных народов, проживающих на территории края; материальные остатки процесса освоения края русскими и иными пришлыми народами; вещественное отражение строительства дорог (Московского тракта, Транссиба), модернизация края и т. д. Особое внимание уделяется периоду становления советской власти в Сибири и времени Великой Отечественной войны.

Современные музеи становятся своего рода образовательными, культурными, инновационными центрами населенных пунктов.

Исследователями, практиками, учителями накоплен богатый опыт работы с историческими источниками, хранящимися в музеях, которые являются носителями исторической информации. Этот опыт достаточно широко освещен в научной литературе, относящейся к различным предметно-тематическим направлениям [4].

1. Исследования, посвященные краеведческой тематике, начиная с последней четверти XIX в., выделяли в качестве самостоятельных сюжетов вопросы организации краеведческих музеев на основе поисковой деятельности школьников. В процессе сбора предметов старины учащиеся приобретали первый опыт «общения» с первоисточниками и оформления полученной информации в тексты-рассказы об этих экспонатах. Кроме того, именно в эти годы стала складываться традиция проведения общеобразовательных экскурсий по тому городу, его окрестностям, где находилась школа, с посещением музеев, историко-культурных памятников, поездок-экскурсий по городам России (Москва, Санкт-Петербург, Сергиев Посад, Ярославль, Ростов Великий, Киев и др.).

Был зафиксирован опыт, появившийся в результате организации деятельности учащихся во время таких общеобразовательных поездок-экскурсий для знакомства с прошлым нашей страны. Например, кому-либо из учащихся поручалось стать летописцем для подробного отчета об экскурсии. Среди таких экскурсий, описанных журналом Министерства народного просвещения, поездки гимназистов и учащихся школ на Бородинское поле, Куликово поле и др. [5]. Исследователем Н. П. Анциферовым в научный оборот введено понятие «моторный прием» - изучение объекта при помощи движения. Школьникам предлагались такие задания, как «обойти объект, измерить шагами его протяженность, повторить действия участников события» и т. д. [5, с. 159].

Краеведческая тематика продолжает оставаться актуальной и сегодня: вопросы организации исследовательской деятельности школьников в процессе краеведческой работы обсуждаются на страницах профессиональных журналов, на научно-практических конференциях различного уровня [9]. Предметом внимания исследователей и учителей-практиков остаются проблемы

оптимизации такой деятельности в условиях реформирования школы.

2. Публикации по методике внеклассной работы, в том числе и краеведческого характера, появившиеся в 60-80 гг. XX в., в период наибольшего расцвета школьной музейной, краеведческой деятельности (А. Ф. Родин, Б. Е. Соколовский, А. М. Панкратов, С. В. Бахрушин, Н. С. Борисов, В. В. Дранишников, П. В. Иванов, Д. В. Кацюба, Г.Н. Матюшин и др.). Их авторы также останавливались на «музейной» тематике. Они подчеркивали воспитательный потенциал краеведческо-поисковой деятельности школьников, результатом которой, как правило, становилось создание школьного музея или уголка. Кроме того, акцентировалось внимание на кружках как форме работы с музейными экспонатами не только на этапе их сбора, но и в процессе изучения тех или иных конкретно-исторических вопросов на специальных занятиях. Были предложены и охарактеризованы основные способы организации деятельности учеников с экспонатами музея в процессе подготовки к проведению экскурсий самими школьниками.

При том что работа учащихся с музейными предметами основывалась на классово-патриотическом изучении прошлого, важно, что авторы на первый план ставят саму идею необходимости активной работы школьников по сбору информации, организации своими силами музейных экскурсий и других способов демонстрации результатов своего труда - написание рефератов, подготовка выступлений по заданию учителя по определенным темам местной истории и т. д. [8]. Однако тема организации историко-познавательной деятельности школьников с музейными экспонатами как историческими источниками в качестве самостоятельной, названной группой исследователей не выделялась.

3. Музейная педагогика тоже не оставляет без внимания вопросы работы школьников с музейными предметами. В современном музееведении музейный предмет определяется как «памятник истории и культуры, изъятый из среды бытования, прошедший все стадии научной обработки и включенный в состав музейного собрания благодаря его способности характеризовать историю и культуру определенного общества» [3, с. 78]. Такое понимание музейного экс-

поната позволяет рассматривать вопрос о способах работы с ним как с источником, независимо от его формы, для выявления как эстетической, так и социальной информации, «закодированной» в нем.

Исследователями-музеологами также отдается предпочтение активным способам работы, при которых школьники являются не просто слушателями. Особое внимание обращается на такие способы «оживления» прошлого, как ролевая игра и изготовление своими руками копий предметов, их макетов и т. д. Предлагаются различные формы сотрудничества школ и музеев - экскурсии, создание летописей школ и районов, тематические выставки, праздники, викторины, конференции, циклы бесед и др. Этот опыт описывают и поддерживают как отечественные [2], так и зарубежные ученые и практики [12].

4. В литературе по методике преподавания истории тема музейных экскурсий, работы школьников с музейными источниками - одна из наиболее востребованных. Сложилась традиция использовать термин «экскурсия» в разных смыслах (метод, форма урока и внеклассной работы) [10]. В методической литературе предложены классификации экскурсий как формы обучения по дидактическим целям (вводная, тематическая, итоговая, обзорная), по содержанию (производственные, краеведческие, по памятным местам, археологические, историко-культурные и пр.), по форме проведения (музейные, пешеходные, транспортные, виртуальные, воображаемые, заочные), по месту в учебном процессе (учебные и внеклассные). Описан урок-экскурсия в контексте форм урока, сформулированы требования к его организации и методические условия эффективности. Одним из таких условий единодушно признается необходимость организации осмысления получаемой школьниками в ходе экскурсии информации. Появилось много работ, в которых авторы обобщают собственный опыт организаций занятий в музее с использованием активных форм познания: свободного обмена мнениями, решения проблемных задач, ролевыми и творческими играми и т. д. [7].

Привлечение экспонатов музея возможно и непосредственно на уроке в школе: демонстрация учителем различных артефактов (наконечники стрел, осколки керамической

посуды, старинные книги, фотографии, одежда былых времен, предметы быта, украшения и пр.), обращение к экспонатам виртуального музея.

В современной практике изучения школьного курса истории сложились два варианта обращения к экскурсии как форме обучения. Первый - классический (традиционный), когда тема экскурсии выступает в качестве одной из очередных программных тем урока, в том числе и вводного или итогового, спецификой которого является проведение его в пространстве музея. Основные задачи такого урока-экскурсии также традиционны - приобретение (закрепление) определенных знаний и умений, формирование ценностного отношения к изучаемому сюжету. Теоретически такой урок-экскурсия может быть проведен по любой теме курса истории при наличии соответствующих экспонатов (источников).

Безусловно, урок истории в музее (привлечение экспонатов музея) имеет большой педагогический потенциал - дает возможность организовать активную историко-по-знавательную деятельность школьников, получить ответы на вопросы, связанные не только с прошлым человечества, но и с прошлым самого ученика (его семьи, школы, города, села и т. д.). Изучаемая школьниками история насыщается подробностями, становится «живой», доступной. Такая форма урока повышает интерес к предмету, а заинтересованность является одним из факторов успешности постижения нового. Приобщение к прошлому через «прикосновения» к предметам старины - это еще и воспитание подрастающего поколения.

Чтобы максимально полно реализовать имеющиеся возможности, нужно в первую очередь ответить на вопрос: как учить детей в стенах музея, чтобы вызвать у них интерес к истории, познанию, к исследованиям?

Рассмотрим на примере учебного проекта по истории возможности краеведческого музея в реализации основных современных задач исторического образования. Проект «Путешествие в Новониколаевск начала XX века» возможно провести в 9-м классе в ходе изучения курса истории России «Россия на рубеже Х1Х-ХХ веков» с привлечением регионального материала. Работа над проектом занимает от двух до четырех недель. Изучению темы предшествует обзорная тематическая экскурсия в краеведческий

музей города Новосибирска по теме «Город Новониколаевск в конце XIX - начале XX века. Строительство транссибирской железной дороги». На данной экскурсии учащиеся знакомятся с историей возникновения города, связанного с общероссийским процессом - строительством железной дороги. После изучения темы и экскурсии учащимся предлагается расширить свои знания, включив в них материал по региональной истории изучаемого периода. Сбор и обработка материала проходят уже во внеурочное время. На презентацию результатов проекта отводится двухчасовое занятие.

Личностные результаты, получаемые в ходе реализации данного проекта:

- формирование мотивации и интереса к изучению прошлого страны и своей малой родины;

- воспитание уважения к истории своей родины, своего края, города;

- формирование способности к саморазвитию и самообразованию;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми, учеными (работники музеев) в процессе учебно-исследовательской, творческой деятельности.

Метапредметные результаты предполагают формирование ряда умений:

- самостоятельно определять цели и задачи своей деятельности и самостоятельно планировать пути их достижения;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

- оценивать правильность решения учебной задачи, владение основами контроля и самоконтроля;

- отбирать материал, проводить обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем, членами проектной группы, научными сотрудниками, работниками музея, работать индивидуально и в группе.

Предметные результаты заключаются:

- в осмыслении событий региональной истории как части истории России (строительство транссибирской железной дороги стало началом экономического подъема

страны, бурного освоения Сибири, строительства новых городов, каким стал Ново-николаевск (Новосибирск));

- овладение знаниями о жизни российского общества, нашего города в начале XX в. в социально-политической, экономической и культурной сферах;

- развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках, в том числе и хранящихся в музее информацию об истории города и страны конца XIX - начала XX в.;

- воспитание уважения к историческому прошлому страны, города, людям, которые в трудных условиях основывали, развивали наш край.

Содержательные вопросы проекта. В результате работы над проектом ученики формулируют основные вопросы, на которые затем дают ответы. Для чего необходимо знать историю своего города? Чем это может помочь в понимании истории страны, мировых событий? Как история прошлого может помочь в осмыслении современности? Как жил Новониколаевск на рубеже веков? Почему он получил название «Сибирский Чикаго» как экономическое чудо России начала XX в.? Какие трудности приходилось преодолевать первым жителям поселка, а затем города? Как протекала повседневная, духовная жизнь горожан?

Организация выполнения проекта. Проект включает в себя три этапа: организационный, исполнительный, итоговый. Для реализации проекта формируются группы. Можно предложить различные направления работы групп:

- строительство моста через реку Обь (как это было); инженеры-основатели нашего города (Н. Г. Гарин-Михайловский, Н. А. Белелюбский, Н. Б. Меженинов и др.);

- первые жители нашего города (социальный, национальный, конфессиональный портрет города);

- первые постройки Новониколаевска (первое каменное здание города - собор Александра Невского, первая школа, Новониколаевский рынок и др.); экономическое становление города;

- быт, занятия, досуг горожан и др.

Направления исследования могут быть

предложены и самими учащимися. Так, ребята предложили направление исследования: «Моя семья в истории города» -о семьях коренных новосибирцев. Группы

формируются в зависимости от предпочтений учащихся. Используя экспонаты залов краеведческого музея, а также музеев районов города (Октябрьского, Железнодорожного), музеев железнодорожного транспорта города Новосибирска, участники проекта собирают материал по выбранной теме и оформляют результаты своих поисков. Экспонаты музеев, задействованные школьниками: портреты, карты строительства транссибирской железной дороги, карты поселка, города разных годов, орудия труда путейцев, одежда горожан, посуда, учебники и тетради школьников, фотографии и др.

Итогом работы над проектом становятся: фильм «Путешествие в Новониколаевск начала XX века», в который учащиеся включают сюжеты о развитии города на основе экспонатов музеев, опубликованных воспоминаний современников событий, старые фотографии из музея и семейных альбомов; разработка и проведение экскурсии по залам музея об основании города для одноклассников и младших школьников; буклет для музея «По залам краеведческого музея», «Прогулки по старым улочкам Новоникола-евска». Результаты проекта представляются в самом музее, куда можно пригласить учащихся других классов, родителей, работников музея. После того как проект представлен на общее обсуждение, учащиеся оценивают свою работу и работу каждого участника, и проектной группы.

Как показал опыт организации проектной деятельности в музее в процессе изучения истории, проведение подобных проектов способствует формированию интереса школьников к истории своей малой родины, истории страны, мира. Подобные проекты с непосредственной работой с историческим материалом, артефактами, экспонатами музеев могут стать первой ступенью к исследовательской деятельности, индивидуальным проектам. Процесс поиска ответов на вопросы проекта по материалам зала музея невольно выводит учащихся на поиск информации и за пределами музея, что формирует их информационные умения. А реальные результаты проекта - фильм, экскурсия, буклет, их применение самими школьниками и работниками музеев, демонстрация результатов для сверстников из других классов, школ доказывают практическую востребованность их деятельности. Несомненно, организация

проектной деятельности школьников с привлечением экспонатов краеведческих музеев на уроках истории реализует личностные, метапредметные и предметные результаты современного исторического образования.

Организация историко-познавательной деятельности с экспонатами музея значительно расширяет возможности педагогов в решении задач современного школьного исторического образования. Она направлена на повышение внимания детей к окружающему миру, помогает обнаружить вокруг себя вещи ушедших времен, раритеты, научиться ценить их, беречь семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка насыщенной, интересной, формирует ценностное отношение к прошлому и настоящему. Использование музейных экспонатов в качестве источников проектной (исследовательской) деятельности обеспечивает достижение не только предметных результатов, но и, говоря языком стандартов второго поколения, личностных и метапредметных, т. к. это дает ученику инструмент для познания мира.

Библиографический список

1. Бехтенова Е. Ф. Педагогические условия создания мотивационной основы познавательной деятельности школьников на уроках истории // Сибирский педагогический журнал. - 2014. -№ 2. - С. 67-72.

2. Ванслова Е. Г., Лошунова А. К., Павлючен-ко Э. А. Музей и школа. - М., 1985. - 184 с.

3. Голышева Л. Б. Музейная педагогика // Преподавание истории в школе. - 2003. - № 2. -

С. 48-50.

4. Зверева К Е, Бехтенова Е. Ф, Хлытина О. М. Экспонаты краеведческих музеев как основа историко-познавательной деятельности школьников (исторические источники в исследовательской и образовательной практике): коллективная монография. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2011. - С. 231-248.

5. Иванов П. В. Педагогические основы школьного краеведения. - Петрозаводск, 1966. - 183 с.

6. Инновационный учебно-методический комплекс «История»: учебное пособие для образовательных учреждений РФ. Модуль 5.1: История Сибири: история России через историю регионов / отв. ред.: В. А. Зверев, О. М. Хлытина. - М.: Интеграция: Образование и Наука, 2015. - 218 с.

7. Работа со школьниками в краеведческом музее: сценарии занятий: учеб-метод. пособие / под ред. Н. М. Ланковой. - М.: Владос, 2001. - 224 с.

8. Родин А. Ф. Массовые формы внеклассной работы по истории. - М., 1961. - 174 с.

9. Сейненский А. Е. Краеведение в школьном историческом образовании // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2004. -№ 10. - С. 19-28.

10. Теория и методика обучения истории: словарь-справочник. - М.: Высшая школа, 2007. - 352 с.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.

12. Ки^есом> J. W mojej та!еу ojczyznie. Mazowsze i Podlasie. Edukacja regionalna -dziedzictwo kulturowe w regionie. - DEMART/ Wydawnictwo Szkolne PWN Sp. z о.о. - 21 s.

Bekhtenova Elena Fedorovna

Cand. Sci. (Pedag.), Assist. Prof., Novosibirsk State Pedagogical University, bekhtenova@mail.ru, Novosibirsk

ORGANIZATION OF HISTORICAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES OF PUPILS IN STUDYING REGIONAL HISTORY

Abstract. The pedagogical and methodical potential of historical and educational activities of pupils in studying regional history are considered in this article. The importance of studying the regional material is the main part of the school course of history in the formation of personality, meta-subject and subject skills. The experience of lesson organization is concluded with the use of museum exhibits as a historical resource. The importance of periods of regional history is proved in formation of student's systematic views about historical process. The author offers different variants of research projects on the history of Siberia using museum materials that contribute to the formation of students' complex skills and provide them in cognizing the world.

Keywords: regional history, educational activity, research projects, excursions, museum exhibits.

Поступила в редакцию 25.05.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.