Научная статья на тему 'Педагогические условия создания мотивационной основы познавательной деятельности школьников на уроках истории'

Педагогические условия создания мотивационной основы познавательной деятельности школьников на уроках истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1919
366
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДМЕТНЫЕ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ УМЕНИЯ / ИСТОРИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бехтенова Елена Федоровна

В статье рассматриваются педагогические условия создания мотивационной среды в процессе обучения школьников, предложены различные приемы мотивации на уроках истории. Большое внимание уделяется важности наличия социально и/или личностно значимой для школьников проблемы как одного из условий мотивации на уроке. Выявлена и обоснована роль различных исторических источников в создании мотивации при изучении истории в школе. Рассматривается мотивационная основа вещественных и устных источников при изучении истории России и региональной истории. Организация проектной деятельности на уроке истории с привлечением исторических источников, обращение к истории семьи школьника, истории его малой родины - условие создание мотивационной основы урока. Автором обоснована необходимость формирования у школьников комплекса личностных, предметных и метапредметных умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия создания мотивационной основы познавательной деятельности школьников на уроках истории»

УДК 372.016:94+37.0

Бехтенова Елена Федоровна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры отечественной истории Новосибирского государственного педагогического университета, [email protected], Новосибирск

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИя СОЗДАНИя МОТИВАЦИОННОЙ

основы познавательной деятельности школьников

НА УРОКАХ ИСТОРИИ*

Аннотация. В статье рассматриваются педагогические условия создания мотивационной среды в процессе обучения школьников, предложены различные приемы мотивации на уроках истории. Большое внимание уделяется важности наличия социально и/или личностно значимой для школьников проблемы как одного из условий мотивации на уроке. Выявлена и обоснована роль различных исторических источников в создании мотивации при изучении истории в школе. Рассматривается мотивационная основа вещественных и устных источников при изучении истории России и региональной истории. Организация проектной деятельности на уроке истории с привлечением исторических источников, обращение к истории семьи школьника, истории его малой родины - условие создание мотивационной основы урока. Автором обоснована необходимость формирования у школьников комплекса личностных, предметных и метапредметных умений.

Ключевые слова: мотивация, педагогические условия, познавательная деятельность, предметные, метапредметные, личностные умения, история, региональная история.

Bekhtenova Elena Fedorovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], Novosibirsk

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CREATION OF MOTIVATIONAL BASIS OF COGNITIVE ACTIVITY OF PUPILS OF THE LESSONS OF HISTORY"

Abstract. The pedagogical conditions of creation the motivational sphere in the training course of school students are considered in this article, various motivation approaches at history lessons are offered. One of the most important conditions is the statement of socially and/or personally significant problem for school students . The role of various historical sources, oral and material in motivation creation when studying a school course History of Russia and Regional History is observed . The organization of project activity with attraction of historical materials, the appeal to the history of a school student's family, the history of his small homeland is the most significant condition for creation a motivational basis of the lesson. The necessity to form the complex of personal, subject and metasubject abilities at school students is proved.

Keywords: motivation, pedagogical conditions, cognitive activity, history, regional history.

Современный процесс информатизации, глобализации, новых научных открытий, связанное с этим быстрое обновление знаний актуализируют высокие требования образования. Новые социальные запросы диктуют новые цели образования. В связи с этим федеральный государственный образо-

вательный стандарт одним из приоритетных направлений выделяет обеспечение формирования и развития у учащихся личностных, метапредметных и предметных умений [14, с. 7]. Это создаёт мотивацию к обучению, обеспечивает готовность и способность обучающихся к саморазвитию и целенаправлен-

* Подготовлено в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «НГПУ» на 2012-2016 гг.

** It is prepared within implementation of the Program of strategic development of FSBEE HPE of "NSPU" for 2012-2016.

ной познавательной деятельности, освоение универсальных познавательных, коммуникативных действий, а также специфических предметных умений.

Приоритетной целью школьного исторического образования становится формирование интеллектуальных и информационных умений, исторического мышления школьников, развития способностей использовать приобретенные знания и умения в учебных, учебно-проектных, социально-проектных ситуациях и повседневной жизни [14, с. 13]. Предполагается, что все виды универсальных учебных действий выделенные в личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный блоки займут важное место в рамках конкретных школьных предметов [11, с. 49].

Очевидным является тот факт, что в решении задачи формирования опыта деятельности при изучении истории особая роль принадлежит историческим источникам. Роль источников в формировании учебных компетенций школьников - одна из обсуждаемых проблем в исторической и методической науках [1; 3; 4; 5; 12]. Становится необходимым выделение мотивационной роли источников при организации проектной деятельности школьников.

Организация проектной деятельности на уроках становится требованием времени. Участие в реализации проектов вырабатывает у учащихся готовность и умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, а также делать выводы и умозаключения. Решение проблем, связанных с развитием у школьников умений и навыков саморазвития и самостоятельности, возлагается на любые учебные предметы.

Роль школы в решении этих задач определена в современных образовательных стандартах и программах основного общего и среднего (полного) общего образования по всем учебным предметам, в том числе и по истории. Сегодня учитель призван не только сформировать у учеников системные знания по различным школьным дисциплинам, но и обеспечить познавательный интерес школьников к предмету, научить применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, создать условия для становления у учащихся

гражданской позиции, готовности к жизни в поликультурном динамично развивающемся и меняющемся современном мире.

История как школьный предмет гуманитарного цикла имеет большие возможности для формирования у учащихся как общепредметных, так и предметных умений. Немаловажную роль в их формировании играет мотивация к изучению исторического материала на уроках истории. Под мотивацией, мы будем понимать «фрагмент, специально вводимый в занятие для стимуляции познавательного интереса учащихся к изучаемому материалу» [13, с. 177]. Приёмы мотивации являются неотъемлемой частью вводных уроков, а также, занятий, где для учащегося не очевиден мотив изучения темы, не ясна цель, зачем и где этот исторический материал может быть ему полезен в различных курсах истории и тем более, в повседневной жизни.

В методике в качестве одного из педагогических условий мотивации школьников с по-мошью материала можно выделить наличие социально и/или личностно значимой для них проблемы. Рассмотрим данное условие. В педагогической науке существует две плоскости понимания этого условия. Для ученика это трансформируется в желание решить проблему, во что бы то ни стало, понять важность, острую необходимость её решения для себя лично и для социума. Для учителя это решение учебно-воспитательных и развивающих задач в учебном процессе [8, с. 23].

Для нас будет важным рассмотрение социально и/или личностно значимой заинтересованности ученика в учебном процессе. Как учитывать социальный опыт ребёнка в привлечении его на изучение нового? Какого рода информация или форма работы будет значима для него и почему, а что оставит равнодушным, не сыграют мотивирующей роли в изучении исторического материала?

Учёными доказано, что степень эффективности учебного процесса зависит от опоры на личностный и социальный опыт учащегося. М. В. Кларин справедливо утверждает [6, с. 68-69], что личностный опыт может приобретаться в сфере интеллектуально-познавательного поиска, если таковой превращается в поиск знания, наделённого личностным смыслом; в процессе коммуникативно-диалогической деятельности,

если таковая ведёт к выработке и апробации собственной жизненной позиции; в сфере эмоционально-личностных проявлений при поиске собственных смыслов, выработке и переживании ценностных аспектов различных действий и отношений.

Важнейшим источником личностного опыта является апробация новых ролей, творчество в сфере выбора жизненных целей, ценностных ориентиров, способов самореализации. Потребности личности в приобретении данного опыта возможно реализовать путём организации на уроках истории исследовательско-поисковой, проектной, творческой деятельности и т.р. Задача педагога - помочь ученику «обобщить» разрозненный жизненный опыт, адекватно пережить его, извлечь из него уроки, сформулировать собственные жизненные установки. На это и направлены технологии личностно ориентированного обучения (игровая технология, технология проектного обучения, критического мышления и др.) -выявление жизненных проблем ученика и использование обучения в качестве средства их решения и совместного с ребёнком проектирования его жизнедеятельности.

По мнению В. В. Серикова [9, с. 2], при личностно ориентированном обучении роль педагога состоит в том, чтобы показать школьникам смысл их учебной деятельности: через неё, через приобщение к культуре, достижение высокого уровня образованности и лежит путь к решению многих личностных проблем. Молодой человек должен понять, что учёба формирует его конкурентоспособность, готовность к целеустремлённой, волевой, высокоорганизованной и продуктивной жизни. Это особенно важно для адаптации в обществе нестабильном, с неравными возможностями. Ученик при таком типе обучения предстаёт перед учителем самим собой и своими одноклассниками не только как субъект, изучающий историю, а как целостная личность, реализующая серьёзную социальную функцию.

Проектирование педагогического процесса в сфере личностного подхода происходит «от ребёнка», насущных проблем, которые его волнуют больше всего на данный момент. Такой подход определяет моделирование содержания образования. В проектирование содержания образования оказываются во-

влечены не только учёные-методисты, учителя, но и сами учащиеся, приходящие на урок со своими замыслами, проблемами, интересами. «Соавторство» учащихся в этом процессе может иметь различные формы. Так, тема урока может быть невольно «подсказана» кем-то из учеников, личными переживаниями, проблемами ребёнка, она может «родиться» во время спора, диалога на уроке и быть сформулированной вместе учителем и учениками. Ещё одним вариантом «соавторства» является предоставление ученику возможности вести диалог, высказывать собственное мнение, собственную позицию, стать «героем урока» (Е. Н. Ильин).

Педагоги-исследователи говорят о содержании образования как о совокупности различных видов опыта, приобретаемого учениками. И. Я. Лернер, кроме традиционных элементов содержания образования (знания, умения), включает в эту совокупность опыт «творческой деятельности», который можно приобрести «лишь в процессе реального поиска решения новых проблем, при котором требуется осуществление переноса уже имеющихся знаний и умений, преобразование способов деятельности» и опыт эмоциаль-но-ценностного отношения к миру [7, с. 56]. Н. Ф. Голованова выделяет «социальный опыт», под которым понимается «результат активного взаимодействия с окружающим миром» [2, с. 20]. Причём автор обращает внимание на то, что овладеть социальным опытом путём простого усвоения суммы знаний, умений и навыков невозможно. Необходимо овладеть теми способами деятельности и общения, результатом которых является социальный опыт.

Исследователи М. П. Кларин и В. В. Сериков, говоря о «личностном опыте», понимают под этим особую собственную жизнь личности, её деятельность по самоорганизации, по своеобразному «извлечению» выводов и смыслов их собственных переживаний. По мнению В. В. Серикова, этот опыт всегда существует неотрывно от самой личности как опыт выполнения собственно личностных действий - выбора, самооценки, самостоятельного решения, актуализации или подавления каких-либо устремлений и т. д. [10, с. 16].

Таким образом, мы можем заключить, что вышеуказанные исследователи говорят

о важности создания в процессе обучения ситуации развития (востребованности) личностных смыслов учащихся. Для самих обучающихся эта ситуация характеризуется нацеленностью на поиск смыслов в любом учебном материале. Говоря о специфике уроков региональной истории, выделим важность эмоциональных переживаний по поводу исторического прошлого, которые часто выполняют роль мотивационной основы изучения истории России и всемирной истории.

Так при изучении событий XX века (строительство транссибирской железной дороги, российские революции, реформа П. А. Столыпина, мировые и гражданская война, сталинские репрессии, коллективизация и др.) необходимо обратиться к учащимся с вопросом о том, что они знают о своих родственниках и семье в данные периоды времени. И последующие уроки выстраивать таким образом, чтобы теоретический материал дополнялся, иллюстрировался примерами из истории семей учащихся. Это позволяет показать ребятам, что за событиями истории стоят люди, их судьбы, т. е. их близкие родственники. Поэтому при изучении вопросов всемирной истории, истории России, целесообразно будет использовать материал региональной, локальной истории, это приближает историю к ребёнку, способствует сопереживанию.

Изучение истории региона позволяет расширить и скорректировать мотивационную основу познавательной деятельности на уроках. В качестве мотива могут выступать желание узнать как можно больше об истории своей семьи, истории школы, родного села, города, края; осмыслить, почувствовать своё место в этой истории, соотнести систему ценностей своих близких людей с собственной и т. д.

В свою очередь, обучение, опирающееся на привлечение социального опыта ученика, делая сам процесс познания инструментом «поиска» собственных смыслов и ценностей, а учителя и ученика - «коллегами» в совместной деятельности, позволяет, говоря традиционным языком, «задавать» эти смыслы, т. е. решать образовательно-воспитательные задачи.

Так, на уроках региональной истории, при обращении к историческому содержанию,

имеющему связь с зоной его ближайших интересов школьников, происходит усвоение учащимися в качестве личностно значимых таких социальных ценностей, как толерантность, ценность культуры, образования, общественного труда, любви, милосердия, патриотизма. На уроках истории дети учатся понимать и принимать позицию «другого» -как современника, так и потомка, представителя другой культуры, конфессии и т. д., понимать и уважать традиции других народов, что важно ввиду многонационального состава России вообще и Сибири в частности.

Для примера рассмотрим изучение истории России «Наша страна в XX веке» в 9 классе. Для изучения курса целесообразно привлекать материал, связанный с историей нашего региона, города, а также семей учащихся. Тем самым даётся возможность учащимся принять участие в поисково-исследовательской работе по изучению родного края и истории своей семьи. На вводном занятии курса девятиклассники получают задание собрать сведения о жизни своих родственников на протяжении всего двадцатого века: где они жили, чем занимались, как события всемирной истории, истории страны повлияли на их судьбы.

Наиболее важной частью задания является формирование архивов устной, письменной и вещественной истории семьи. Это создание документов в результате бесед, опроса, интервьюирования или анкетирования своих родственников (участников и очевидцев исторических событий XX века). Так при изучении темы «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» учащимся было дано опережающее задание «Создать архив воспоминаний «Моя семья в Великой Отечественной войне»». Архив состоял из трёх частей: первая часть включала устные источники (записанные на диктофон или видео воспоминания современников и участников Великой Отечественной войны); вторая часть - это подборка письменных источников данного исторического периода (письма, воспоминания, дневники, статьи газет др.); третья часть архива состояла из вещей эпохи, хранящихся дома (фотографии, одежда, предметы быта и т. д.). Таким образом, собранный девятиклассниками в комплексе архив помог при изучении одной из важных тем мировой истории. Учащиеся на примере

жизни собственных прадедов, которые воевали на фронтах и работали в тылу, смогли более полно, осознанно изучить исторический материал. Эта далёкая для них война стала не просто очередной темой по истории, а оказалась прочувствованной на примере жизни самых близких людей. В результате выполнения задания многие ребята сделали для себя личные открытия: «Прадедушка был полковником на войне и защищал Сталинград, другой - награждён орденом Славы за взятие Берлина, прабабушка в 14 лет (!) уже работала на Чкаловском заводе помощником мастера, где выпускали самолёты для фронта...». В воспитательном аспекте самым значимым результатом стало то, что современные школьники попытались соотнести себя, современное поколение, свои действия, поступки, взгляды с поступками, подвигами, жертвами своих прадедов. Появилась возможность понять «другого», человека другого исторического времени, но родного для учащихся.

В дальнейшем при изучении последующих тем из истории XX века учащиеся уже самостоятельно привлекают материал по истории нашего города, своей семьи. Подобная организация изучения нового материала позволяет не только мотивировать учащихся, но и формировать различные умения (сбор источников, их классификация и анализ, фиксация материала в различной форме, представление перед классом, умение вписать самостоятельно полученные знания об истории семьи, города в контекст истории Росси, всемирной истории).

Ставя поисково-исследовательские задачи перед учащимися, учитель тем самым стимулирует их к актуализации их жизненного опыта, создаёт условия для реализации их социальных, возрастных потребностей. Ученик в этой ситуации перестраивает прежние представления об истории, своём жизненном опыте, продуцирует новые знания, выходя за границы личного опыта, наделяет их личностным смыслом.

Таким образом, при создании мотивации на уроках истории очень важно использовать приёмы, которые отвечают возрастным и познавательным особенностям ученика, отбирать их для урока с учётом социальных потребностей и интересов. Немаловажным является место мотивации на уроке. Так,

при изучении новой темы уместно будет поставить перед учениками «загадку истории» и попытаться её «разгадать» в завершении изучения; предложить решение проблемной исторической задачи (сопоставление различных точек зрения по позиции и жанру на одно и то же событие); создать ситуацию «расширения границ урока», когда учащиеся при выполнении домашнего задания осознают необходимость самостоятельного поиска дополнительного материала по изученному на уроке. Особую роль в создании мотива изучения новой темы, участия в процессе поиска будет играть материал региональной, локальной истории, истории семьи, истории повседневности, всё то, что составляет зону ближайших интересов школьника.

Библиографический список

1. Вяземский Е. Е. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем : работаем по новым стандартам : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. -М. : Просвещение, 2012. - 192 с.

2. Голованова Н. Ф. Педагогические основы социализации младшего школьника: автореф. ... дис. .д-ра пед. наук. - СПб., 1996. - 23 с.

3. Дрёмова Л. И. Храмы и монастыри - источник изучения русской культуры // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 1. -С. 125-131.

4. Исторические источники в исследовательской и образовательной практике: коллективная монография / под ред. О. М. Хлытиной, В. А. Зверева. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2001. - 288 с.

5. Исторические источники в преподавании истории в школе и вузе: современные исторические подходы : коллективная монография / под ред. В. А. Зверева, О. М. Хлытиной; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. -Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2013. - 148 с.

6. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования игры и дискуссии : (анализ зарубежного опыта) / М. В. Кларин. - М.: Наука, 1997. - 176 с.

7. Лернер И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М.: Просвещение, 1982. - 191 с.

8. Пахомова. Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов пед. вузов. - М., АРКТИ, 2003. - 123 с.

9. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование: феномен, концепция, технологии. -Волгоград, 2000. - 128 с.

10. Сериков В. В. Личностно-ориентиро-

ванное образование: к разработке дидактической концепции // Педагогика. - 1994. - № 5. -С. 16-22.

11. Стрелова О. Ю. Примерная программа о результатах изучения истории // Преподавание истории в школе. - 2010. - № 9. - С. 49-54.

12. Стрелова О. Ю. Учебник истории : старт в новый век : пособие для учителя / О. Ю. Стрелова, Е. Е. Вяземский. - М. : Просвещение,

2006. - 143 с.

13. Теория и методика обучения истории. Словарь справочник / Э. В. Ванина, Л. К. Ермолаева, О. Н. Журавлева и др.; Под ред. В. В. Барабанова и Н. Н. Лазуковой. - М.: Высш. шк., 2007. - 352 с.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение, 2011. - 48 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.