Н. Н. Осипенко
ИСТОРИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ
МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Работа представлена кафедрой методики обучения истории и обществоведению.
Научный руководитель - кандидат педагогических наук, профессор В. В. Барабанов
Статья посвящена проблеме развития мотивации посредством включения в уроки по истории материала повседневности. Проведенный эксперимент позволил определить оптимальный отбор содержания по истории повседневности, методику организации познавательной деятельности учеников. Исследование позволило сделать вывод о том, что данная инновационная деятельность формирует условия для развития учебной мотивации школьников.
The article is dedicated to the problem of motivating pupils by using at the lessons data and facts referring to the everyday life. The experimental work has given an opportunity to select certain materials and methods of organizing the learning process. The research allows to make a conclusion that this kind of innovative activity forms the preconditions for the development of schoolchildren learning motivation.
Проблема развития образовательной мотивации актуальна для любого учителя, заинтересованного в качественном преподавании своего предмета. Преподавание предмета может быть эффективным, если ученик не равнодушен к его содержанию, внутренне понимает значимость изучаемого материала.
Проблема учебной мотивации является одной из центральных в педагогике и психологии. Ее актуальность обусловлена современными подходами к понятию «качество образования», обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития познавательной активности.
Проблема развития мотивации учащихся была рассмотрена нами в контексте изучения истории повседневности. Был разработан эксперимент, позволивший проверить выдвинутую гипотезу, которая заключалась в том, что включение в содержание уроков истории личностно значимого для учащихся материала повседневности, организация активной исследовательской деятельности учеников способствуют формированию у школьников мотивации изучения истории как учебного предмета.
В эксперименте принимали участие учителя истории школ № 408, 530, 606 Пушкинского и школы № 382 Красносельского районов.
Формируя мотивы учебной деятельности, учителя использовали разнообразные методы обучения, каждый из которых обладает не только информативно-обучающим, но и мотивационным воздействием. В процессе эксперимента широко применялись проблемно-поисковые методы.
Мы исходили из того, что в мировой исторической науке произошли изменения, которые связаны с усилением внимания к проблеме человека не только в масштабных исторических проявлениях, но и в повседневной жизни, т. е. усилился акцент на гуманизацию исторического знания.
Занимаясь исследованием влияния материала о повседневности на развитие мотивации изучения истории, мы остановились на следующем определение повседнев -ности. Под повседневностью мы склонны понимать то, что повторяется с человеком изо дня в день, жизненную среду, которая его окружает и включает в себя возможность удовлетворения им материальных и духовных потребностей, стереотипы сознания и поведения человека1 .
Целью изучения материала повседневности было стремление «очеловечить» историю, «приблизить» ее к конкретному ученику, придать содержанию предмета личностно значимый характер и способствовать развитию учебной мотивации школьников.
Нами был проведен эксперимент по включению материала повседневности в учебное содержание истории России (9-й класс), при изучении тем «Великая Отечественная война», «СССР в первом послевоенном десятилетии».
Для создания условий развития познавательных потребностей учащихся нами было проведено изучение их интересов, связанных, прежде всего, с историей повседневности. Через анкетирование и беседы с учащимися мы выяснили, что в качестве личностно значимого для них содержания, связанного с повседневностью, было: быт людей, обычаи и нравы (1-е место среди опрошенных); взгляды современников на поведение в семье и обществе (2-е место среди опрошенных); языковые особенности изучаемого исторического периода (3-е место среди опрошенных).
Анализ программ по истории России (9-й класс)2 показал, что они нацеливают учителя на включение материала повседневности в содержание уроков. Используемые в настоящее время в школах Санкт-Петербурга учебники по истории России (9 класс)3 содержат, с нашей точки зрения, недостаточное количество сюжетов повседневности. В методическом аппарате учебника недостаточно привлекается внимание учащихся к проблемам повседневной жизни, что не полностью реализует возможности развития интереса к истории. Разрабатывая данную проблему, мы исследовали возможности включения учителями в содержание уроков истории повседневности.
По мнению педагогов, уроки, на которых ученики знакомятся с повседневной жизнью людей, живших в различные исторические периоды, вызывает интерес у
большинства учащихся. Из числа опрошенных учителей 64% считают, что материал истории повседневности недостаточно используется в учебниках по истории России (9-й класс).
В разработанных нами экспериментальных уроках факты повседневности только дополняют, конкретизируют основное учебное содержание.
Включение этого эмоционально насыщенного материала, активное участие в исследовании и анализе его, создают условия для развития познавательного потенциала уроков.
В ходе работы над проблемой нами была создана методическая модель, отражающая систему деятельности учителя и учащихся по включению истории повседневности в содержание уроков истории. Общая структура модели имеет поэтапный характер. На первом этапе учитель анализирует данные об отношении учащихся к изучаемой проблеме, актуализирует ее, настраивая, таким образом, ребят на изучение нового материала. В ходе эксперимента были выявлены первичные представления учащихся о повседневной жизни людей в период Великой Отечественной войны. Учащимся было предложено самостоятельно сформулировать свое отношение к вопросам повседневности в условиях войны. В ходе беседы они, с помощь учителя, выделили проблемы повседневной жизни людей, которые они считали значимыми, затрагивающими их чувства, вызывающими интерес.
На втором этапе учитель помогает учащимся в выборе сюжетов повседневности изучаемого периода, организует исследовательскую деятельность учеников, планирует включение итогов их самостоятельной работы в проводимые уроки.
Привлекая разнообразные исторические источники для изучения повседневности, в процессе эксперимента мы уделяли значительное внимание устным источникам: воспоминаниям и рассказам современников событий, а также материалы исторических документов.
Важно, чтобы при работе с устными свидетельствами учащиеся ставили вопросы, общие для всех источников: что представляет собой человек, с которым ведется беседа? О каких событиях он рассказывает? Как в них отражается повседневность?
Изучаемые документы должны быть учащимися прокомментированы, подвергнуты критическому анализу, на основании чего они должны выделить материал
о повседневной жизни людей. Эти умения являются залогом успешной деятельности учащихся. Какие же умения развиваются у учащихся? Это как информационные, так и коммуникативные умения, которые являются по своему содержанию надпред-метными.
Мы стремились научить юных исследователей слушать рассказ современника событий прошлого, вести беседу, интервью. Результаты исследования учащиеся обсуждали на уроках, во внеклассной работе. Сюжеты, которые затрагивали учащиеся, были связаны с конкретной судьбой, историей семьи. Источниками были воспоминания, семейные документы, фотографии.
На третьем, обучающем этапе осуществляется процесс познания исторического материала учащимися с опорой на добытый ими материал повседневности, включенный в содержание уроков истории.
В условиях эксперимента ребята изучали факты, характеризующие жизненную среду людей 40-50-х гг. XX века; их выживание в тяжелейших условиях войны и в трудные послевоенные годы. Изученные факты ориентировали учащихся на осознание связей между отдельными структурными элементами повседневности и позволяли сформировать у них целостное представление о ней.
Уроки с использованием материала повседневности строились в логике проблем -ного обучения. В качестве эффективных методов, позволяющих включать в содержа -ние урока материал повседневности, мы ис-
пользовали беседу и дискуссию, что позволяло учащимся осмыслить накопленный материал, показать его значимость для формирования ярких представлений об изучаемой исторической эпохе. При работе с фактическим материалом на уроках истории мы стремись стимулировать рефлексию учащихся. Им предлагалось ответить на проблемный вопрос: как повседневность оказывала влияние на характеры, отношения, судьбы людей?
Анализ результатов деятельности учащихся показал, что включение в содержа -ние уроков истории материала повседневности «приближает» исторические события к современному школьнику, вызывает положительный эмоциональный отклик, способствует их социализации. Проведенная работа способствовала созданию необходимых условий для того, чтобы сделать содержание учебного материала личностно значимым.
На четвертом этапе учитель организует деятельность учащихся, направленную на осмысление личностной значимости изучаемого материала.
Этот этап показывает, чего достигли учащиеся в экспериментальном обучении.
Среди учащихся была проведена анкета, целью которой являлось выявление отношения учащихся к истории повседневности. Отвечая на ее вопросы, 80% учащихся отметили, что история повседневной жизни людей, их быта вызывает у них интерес; 72% учащихся утверждали, что изучение повседневности способствует пониманию мотивов поведения людей того времени, а 48% учащихся заявили о том, что эти уроки помогли им лучше понять себя.
В процессе эксперимента мы исследовали уровни сформированное™ познавательных потребностей у школьников (таблица).
В результате экспериментального преподавания уменьшилось число учащихся с первым уровнем сформированное™ познавательных потребностей (общая потребность в впечатлениях), увеличилось число
Таблица
Уровни сформированное™ познавательных потребностей у школьников
1-й уровень, % 2-й уровень, % 3-й уровень, %
ДО после ДО после ДО после
Контрольные классы 74 71 16 14 10 15
Экспериментальные классы 73 45 19 38 9 17
учащихся со вторым уровнем (характеризуется наличием потребности в знаниях, но ее проявление носит стихийно-эмоциональный характер) и третьим уровнем (такое развитие познавательной потребности, которое побуждает ученика к целенаправлен -ной самостоятельной деятельности.
Достижение этого уровня в процессе обучения делает его максимально эффективным, т. к. только на этом этапе приобретение знаний ставится ведущим и личностно значимым мотивом учебной деятельности ученика, стимулирует процесс познания.
Можно выделить несколько основных рисков осуществления обучения истории с включением в изучаемое содержание ма-териала повседневности. Это повышенная эмоциональная и интеллектуальная нагрузка учащихся при подготовке домашних заданий.
Мы стремились избежать перегрузки учащихся в процессе их познавательной де-
ятельности. История, как учебный предмет, не позволяет включать содержание повседневности в контекст изучаемого материала в большом объеме. В ходе исследования были определены критерии для отбора содержания повседневности: 1) содержание повседневности должно отвечать психоло-го-познавательным возможностям учеников; 2) элементы повседневности должны максимально ярко отражать качественное своеобразие изучаемой эпохи; 3) эти элементы должны показывать взаимосвязь макро-и микроисторического планов.
В процессе изучения повседневности у учащихся формируется гуманистическое отношение к современникам изучаемых событий. Овладение знаниями о повседневной жизни людей другой исторической эпохи позволяет избежать схематичного отношения к прошлому, способствуют формированию у подростков толерантности и интереса к человеку.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Ястребицкая А. Л. Повседневность и материальная культура средневековья в отечественной медиевистике // Одиссей: Человек в истории. 1991. М., 1991. С. 95.
2 Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2000. 160 с.; Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2005. 144 с.
3 Данилов А. А. История России, XX - начало XXI века: Учебник для 9 кл. общеобразоват.
учреждений / А. Я. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков. 9-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 2002. 400 с.: ил., карт.; Загладин Н. В. (отв.редактор), Минаков С. Т., Козленко С. И., Петров Ю.
А. История Отечества. XX век: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. 3-е изд. М.: ООО “Торгово-издательский дом “Русское слово - РС”, 2004. 400 с.: ил.